всемирный день защиты прав потребителей отмечается
Всемирный день прав потребителей
Наши права — право на безопасность, право на информацию, право на выбор, право быть услышанным (Фото: l i g h t p o e t, Shutterstock)
Тогда в выступлении президента были сформулированы четыре основных права потребителя:
— право на безопасность,
— право на информацию,
— право на выбор и
— право быть услышанным.
Позднее к ним добавились еще четыре:
— право на возмещение ущерба,
— право на потребительское образование,
— право на удовлетворение базовых потребностей и
— право на здоровую окружающую среду.
Впервые День был отмечен 15 марта 1983 года, когда он был закреплен в международном календаре праздничных дат как Всемирный день прав потребителей, и с тех пор проводится ежегодно. Причём мероприятия Дня каждый год посвящены определённой теме, которая определяется Всемирной организацией союзов потребителей.
Всемирная организация союзов потребителей (Consumer International, CI) — это независимая некоммерческая организация, которая ведет свою историю с 1961 года и объединяет более 200 общественных и государственных организаций, занимающихся проблемами защиты прав потребителей из 72 стран. Она защищает интересы потребителей всего мира, способствует развитию общественного потребительского движения и системы защиты прав потребителей в целом. Представляет интересы потребителей в ЮНЕСКО, структурах ООН, в ряде других международных организаций экономической и социальной направленности, а также оказывает помощь своим членам в обучении специалистов, обеспечении информации в области защиты прав потребителей.
Основным защитником прав потребителей в России является Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ), созданный в декабре 1990 года. В настоящее время СПРФ объединяет свыше 100 республиканских, краевых, областных, городских и районных общественных объединений — большинство всех реально работающих в России организаций по защите прав потребителей. За эти годы более миллиона обратившихся в СПРФ граждан, чьи потребительские права были нарушены, получили квалифицированную юридическую помощь.
Также в последние годы в мероприятиях, посвященных Дню прав потребителей, участвуют и региональные Управления Роспотребнадзора РФ. Уже традиционно во многих российских городах специалистами данного органа проводятся «горячие линии» и пресс-конференции по вопросам защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Другие праздники в разделе «Международные праздники»
Всемирный день защиты прав потребителей отмечается
Этот день без сомнения касается каждого гражданина, все мы являемся потребителями.
Согласно кодексу Всемирной организации союзов потребителей (Consumer International):каждый потребитель имеет право на:
3. осознанный выбор
5. возмещение ущерба
6. потребительское образование
7. удовлетворение базовых потребностей
8. здоровую окружающую среду.
В России Всемирный день защиты прав потребителя отмечается с 1992 года, в этом же году был принят Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
«О защите прав потребителей», который закрепил потребительские права граждан, а также права и обязанности торгующих или оказывающих услуги организаций.
Закон о защите прав потребителей – один из наиболее часто применяемых российских законов. Важность этого закона несомненна, именно он обеспечивает действенную правовую защиту потребителей от недобросовестных производителей, продавцов, исполнителей.
К сожалению, современные потребители имеют неполное представление своих правах, закреплённых в законе о защите прав потребителей.
Закон изложен строгим юридическим языком, понимание которого представляет определенные трудности для потребителей. Недостаточным знанием и пониманием потребителями своих прав пользуются недобросовестные продавцы, которым потребители часто доверяют.
На нашем сайте продолжает работу виртуальная «школа грамотного потребителя», в которой размещены информационные и обучающие материалы, разбирающие конкретные ситуации, возникающие между потребителями и продавцами либо производителями товаров и услуг, разъясняющие, на что имеет право потребитель, и какую ответственность несет производитель. Ознакомиться с материалами можно, перейдя по ссылке: «Школа грамотного потребителя»
Для производителей товаров и услуг функционирует «Портал для предпринимателей»
УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ О ПРАВАХ ПОТРЕБИТЕЛЯ:
Всемирный день защиты прав потребителей
Празднуется: | в России, Украине, Беларуси и других странах мира |
Другие названия: | День прав потребителей; Всемирный день прав потребителя |
Учрежден: | в 1983 году |
Значение: | дата приурочена ко дню выступления Джона Кеннеди в Конгрессе США в 1962 году |
Традиции: | пресс-конференции по вопросам защиты потребительских прав; чествование отличившихся деятелей сферы, награждение их дипломами, грамотами за весомые достижения; выдвижение участниками общественных фондов законодательных инициатив по совершенствованию правовых отношений; мероприятия по повышению квалификации, обмену опытом; публикация в СМИ материалов о товарах, их составе, стандартах и технологиях производства |
Товары и услуги влияют на качество, безопасность жизни человека. Они должны соответствовать стандартам производства и качества, а порядок их оборота и отпуска – соответствующим положениям законодательства. С целью чествования сотрудников контролирующих структур и защиты интересов потребителей учрежден международный праздник.
Когда проходит
Всемирный день защиты прав потребителей отмечается ежегодно 15 марта. В 2022 году дату справляют в России, Украине, Беларуси и других странах мира.
Кто отмечает
В международном празднике участвуют сотрудники отделов по защите прав потребителей, активисты общественных движений. К чествованиям присоединяются их друзья, родственники, знакомые, близкие люди.
История и традиции праздника
Событие впервые отметили 15 марта 1983 года. Дата праздника имеет символическое значение. Она приурочена ко дню выступления Джона Кеннеди в Конгрессе США в 1962 году. В своей речи президент провозгласил базовые принципы прав потребителя.
Праздник получил широкую поддержку в профессиональных кругах и обществе. Торжественные мероприятия каждый год посвящаются определенной теме. Ее определяет Всемирная организация союзов потребителей.
В этот день чествуют выдающихся деятелей сферы защиты потребительских прав, награждают их дипломами, грамотами за весомые достижения. Участники общественных фондов выдвигают законодательные инициативы по совершенствованию правовых отношений. Проводятся пресс-конференции по вопросам защиты потребительских прав. Устраиваются мероприятия по повышению квалификации, обмену опытом. В средствах массовой информации публикуются материалы о товарах, их составе, стандартах и технологиях производства.
Интересные факты
В России словосочетание «защита прав потребителей» используют частные предприятия для юридического названия.
Существует неофициальный термин «потребительский экстремизм». Он отражает стремление покупателя получить выгоду и доход, используя несовершенства законодательства. Такое явление широко освещается в средствах массовой информации США и имеет большой интерес у аудитории.
Книга отзывов и предложений существовала во времена Российской империи. В СССР она относилась к документам строгого учета. Ей посвящена повесть А. Чехова и комедия Э. Рязанова.
Главные подходы к защите интересов покупателей определила Генеральная Ассамблея ООН 9 апреля 1985 года.
Общественное движение «Справедливая торговля» внесло значительный вклад в сферу. Оно разрабатывает и контролирует стандарты, маркировку, порядок ввоза товаров, механизмы торговли. Учреждение основано 1 апреля 1960 г. Оно имеет более 200 организаций-участников в 115 странах.
Всемирный день прав потребителя
Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителя (World Consumer Rights Day), проводимый под эгидой Организации Объединенных Наций.
Впервые дата отмечалась в 1983 году.
В этот день в 1962 году состоялось историческое выступление в конгрессе США 35-го президента США Джона Фицджеральда Кеннеди, в котором он впервые дал определение понятию «потребитель» и выделил четыре неотъемлемых его права: право на информацию; право на безопасность товаров и услуг; право на выбор товаров и услуг на конкурентной основе; право быть выслушанным.
Созданное в 1960 году независимое неполитическое некоммерческое объединение потребителей всего мира – Международная организация союзов потребителей (Consumer International, CI), впоследствии дополнила Кодекс потребителя еще четырьмя постулатами: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду.
9 апреля 1985 года Генассамблея ООН приняла Руководящие принципы для защиты интересов потребителей.
С принятием этих принципов потребительские права получили международное признание и законность. В них предусмотрены положения, которыми должны руководствоваться правительства при определении политики и разработке законодательства в области защиты интересов потребителей. Принятие резолюции ООН способствовало развитию международного сотрудничества в этой области.
В 1989 году в СССР была создана Всесоюзная федерация потребительских обществ, куда вошли антимонопольный комитет, Госстандарт, санэпиднадзор, общества потребителей, кредитные союзы и т.п. С их помощью множество людей сумели отстоять свои интересы в сложных ситуациях, нередко возникающих по обе стороны прилавка и в сфере услуг.
Основным защитником прав потребителей в России является Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ), созданный в декабре 1990 года. В настоящее время СПРФ объединяет свыше 100 республиканских, краевых, областных, городских и районных общественных объединений — большинство всех реально работающих в России организаций по защите прав потребителей.
Россия впервые отметила Всемирный день прав потребителя в 1992 году, когда был принят закон РФ «О защите прав потребителей», законодательно закрепивший потребительские права граждан, а также права и обязанности организаций торгующих или оказывающих услуги системы защиты прав потребителей. Более широко этот праздник отмечался во всех регионах в 1994 году, но официально начало ему положено в 1996 году с момента вступления Российской Федерации в Международную организацию потребителей Consumer International.
По сложившейся традиции Consumer International каждый год определяет тематику Всемирного дня защиты прав потребителей.
Девиз Всемирного дня прав потребителей в 2017 году – «За создание цифрового мира, которому могут доверять потребители» (Building a digital world consumers can trust).
В настоящее время более трех миллиардов человек, а это 40% жителей нашей планеты, активно пользуются интернетом, и с каждым годом число пользователей растет. Для сравнения в 1995 году только 1% населения использовало интернет.
Развитие сети интернет, мобильной связи и других цифровых технологий привело к появлению новых возможностей и проблем для миллионов потребителей во всем мире.
Большинство потребителей довольны развитием современных цифровых технологий, но остаются вопросы о том, как улучшить качество и безопасность услуг онлайн-сервисов.
По данным Минкомсвязи России, аудитория российского интернета в 2016 году достигла 85 миллионов человек, а объем интернет-рынков с электронными платежами составил 2,27 триллиона рублей или 2,8% от ВВП.
Согласно данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), по результатам 2016 года прогнозируется рост оборота интернет-торговли на 18%, до 900 миллиардов рублей; в 2017 году АКИТ прогнозирует ускорение роста до 23% и преодоление отметки в 1,1 триллиона рублей.
Большинство покупок (51,1%) россияне делают в Китае. В целом рост зарубежных отправлений в Россию только за три квартала 2016 года составил 87%, по результатам года их число достигло 230 миллионов штук. Объем трансграничной торговли в деньгах вырос примерно на 45% по сравнению с 2015 годом и составит по итогам 2016 года около 320 миллиардов рублей.
В числе мероприятий, приуроченных ко Всемирному дню прав потребителей в 2017 году, – Потребительский саммит, который пройдет в рамках официальной повестки саммита глав государств G20 в Германии. На этом мероприятии соберутся представители государственных и общественных организаций стран G20, чтобы совместно обозначить пути решения наболевших проблем в сфере интернет-торговли и безопасности в сети интернет.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
15 марта – Всемирный день защиты прав потребителей. История праздника
15 марта – Всемирный день защиты прав потребителей. История праздника
15 марта 1961г. впервые было дано определение понятию «потребитель» и названы четыре основных права потребителя:
— право на информацию,
— право на безопасность,
— право быть услышанным.
Позже Всемирная организация союзов потребителей дополнила этот перечень следующими правами:
— право на возмещение ущерба,
— право на потребительское образование,
— право на удовлетворение базовых потребностей;
— право на здоровую окружающую среду.
Всемирная организация союзов потребителей (CI) — независимая некоммерческая бесприбыльная неполитическая организация, зарегистрированная в Нидерландах в 1961г. Она объединяет более 180 общественных и государственных организаций, занимающихся проблемами защиты прав потребителей из 72 стран. Эта организация защищает интересы потребителей всего мира, способствует развитию общественного потребительского движения и системы защиты прав потребителей в целом.
Впервые Всемирный день защиты прав потребителей отмечался 15 марта 1983г. Спустя два года — 9 апреля 1985г. — Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла руководящие принципы для защиты интересов потребителей. С принятием этих принципов потребительские права получили международное признание и законность.
В 1989 году в СССР была создана всесоюзная федерация потребительских обществ, с их помощью множество людей сумели отстоять свои интересы в сложных ситуациях, нередко возникающих по обе стороны прилавка и в сфере услуг.
Впервые Россия отметила Всемирный день прав потребителя в 1992 году, когда был принят закон РФ «О защите прав потребителей», законодательно закрепивший потребительские права граждан, а также права и обязанности организаций торгующих или оказывающих услуги населению.
Более широко этот праздник отмечался во всех регионах в 1994г., но официально начало ему положено в 1996 году с момента вступления Российской Федерацией во Всемирную Организацию Союза потребителей. Особенностью этого праздника является то, что он проводится каждый год под определенным девизом. Девизом 15 марта 2015 года определен слоган – «To focus on consumers rights to healthy food» — «Сфокусируем права потребителей на здоровом питании».