вспомогательные формы организации педагогического процесса

Вспомогательные формы организации педагогического процесса

вспомогательные формы организации педагогического процесса. вспомогательные формы организации педагогического процесса фото. картинка вспомогательные формы организации педагогического процесса. смотреть фото вспомогательные формы организации педагогического процесса. смотреть картинку вспомогательные формы организации педагогического процесса. вспомогательные формы организации педагогического процесса. вспомогательные формы организации педагогического процесса фото. картинка вспомогательные формы организации педагогического процесса. смотреть фото вспомогательные формы организации педагогического процесса. смотреть картинку вспомогательные формы организации педагогического процесса. вспомогательные формы организации педагогического процесса. вспомогательные формы организации педагогического процесса фото. картинка вспомогательные формы организации педагогического процесса. смотреть фото вспомогательные формы организации педагогического процесса. смотреть картинку вспомогательные формы организации педагогического процесса. вспомогательные формы организации педагогического процесса. вспомогательные формы организации педагогического процесса фото. картинка вспомогательные формы организации педагогического процесса. смотреть фото вспомогательные формы организации педагогического процесса. смотреть картинку вспомогательные формы организации педагогического процесса.

вспомогательные формы организации педагогического процесса. вспомогательные формы организации педагогического процесса фото. картинка вспомогательные формы организации педагогического процесса. смотреть фото вспомогательные формы организации педагогического процесса. смотреть картинку вспомогательные формы организации педагогического процесса.

вспомогательные формы организации педагогического процесса. вспомогательные формы организации педагогического процесса фото. картинка вспомогательные формы организации педагогического процесса. смотреть фото вспомогательные формы организации педагогического процесса. смотреть картинку вспомогательные формы организации педагогического процесса.

К вспомогательным формам организации педагогического процес­са относятся те из них, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями. К ним относятся факультативы и разнообраз­ные формы кружковой и клубной работы. Эффективной формой дифференцированного обучения и воспи­тания являются факультативы. Их основная задача — углубле­ние и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся, проведение планомерной профориентационной рабо­ты. Распределение учащихся по факультативам добровольное, но состав остается стабильным в течение года (или двух лет). Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную. Эффективным на занятиях факультатива яв­ляется сочетание лекций его руководителя с различными видами самостоятельной работы учащихся (практические, реферативные работы, проведение небольших исследований, обзоры книжных новинок, дискуссии в группах, выполнение индивидуальных за­даний, обсуждение докладов учащихся и др.). Проверка и оценка знаний на факультативных занятиях являют­ся больше обучающими, чем контролирующими. Отметка выстав­ляется только в том случае, когда она является результатом боль­шой работы, проведенной учащимися, и выставляется чаще все­го в виде зачета.

Занятия в кружках и клубах по интересам, так же как и факуль­тативные занятия, предполагают определенную программу дея­тельности. Однако она менее строгая и допускает внесение суще­ственных коррективов в зависимости от пожеланий детей, изме­няющихся обстоятельств деятельности и других факторов. Круж­ковая и клубная работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, романтики и игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей. Наряду с постоянно действующими формами организации внеучебной деятельности большое значение в структуре целостного педагогического процесса имеют и эпизодические мероприятия, такие, как олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревно­вания, выставки, экспедиции и т.п. В последние годы широкое распространение в школах получи­ла зародившаяся в 60-е гг. форма коллективного воспитания, известная как методика организации коллективных творческих дел. Подробно она рассматривается в следующей главе, посвя­щенной технологии организации целостного педагогического процесса.

1. Какими преимуществами обладает классно-урочная система обу­чения в сравнении с другими системами?

2. От чего зависит структура урока? Приведите примеры структуры уроков различных типов.

3. Назовите основные требования к современному уроку.

4. Каковы особенности организации урока в малокомплектной сель­ской школе?

5. Как использует учитель на уроке фронтальные, групповые и ин­дивидуальные формы работы?

6. Приведите примеры использования разнообразных форм органи­зации учебного процесса в опыте учителей-новаторов.

7. Каким дидактическим требованиям должно удовлетворять прове­дение экскурсии? Составьте план проведения экскурсии.

8. Разработайте примерные виды домашних заданий по одной из тем любого учебного предмета.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Древелов X. и др. Домашние задания: Кн. для учителя: Пер. с нем. — М., 1989.

Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. — М., 1989.

Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Кн. для учителя. — М., 1984.

Кириллова Г.Д. Особенности урока в условиях развивающего обучения. — Л., 1976.

Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под ред. И.Б. Первина. — М., 1985.

Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе со­временной школы. — М., 1987.

Махмутов М.И. Современный урок. — 2-е изд. —М., 1985.

Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителей. — М., 1981.

Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. —М., 1990.

Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразова­тельной школе. — М., 1987.

Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока. — М., 1985.

Глава 17. Методы осуществления целостного педагогического процесса

• Сущность методов осуществления целостного педагогического про­цесса и их классификация • Классификация методов осуществления целостного педагогического процесса • Методы формирования соз­нания в целостном педагогическом процессе • Методы организации деятельности школьников в целостном педагогическом процессе • Ме­тоды стимулирования и мотивации деятельности и поведения школь­ников • Методы контроля эффективности педагогического процесса

вспомогательные формы организации педагогического процесса. вспомогательные формы организации педагогического процесса фото. картинка вспомогательные формы организации педагогического процесса. смотреть фото вспомогательные формы организации педагогического процесса. смотреть картинку вспомогательные формы организации педагогического процесса.

• Взаимосвязь методов осуществления педагогического процесса и условия их оптимального выбора

Источник

§ 5. Вспомогательные формы организации педагогического процесса

К вспомогательным формам организации педагогического процесса относятся те из них, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями. К ним относятся факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы. Эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания являются факультативы. Их основная задача — углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся, проведение планомерной профориентационной работы. Распределение учащихся по факультативам добровольное, но состав остается стабильным в течение года (или двух лет). Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную. Эффективным на занятиях факультатива является сочетание лекций его руководителя с различными видами самостоятельной работы учащихся (практические, реферативные работы, проведение небольших исследований, обзоры книжных новинок, дискуссии в группах, выполнение индивидуальных заданий, обсуждение докладов учащихся и др.). Проверка и оценка знаний на факультативных занятиях являются больше обучающими, чем контролирующими. Отметка выставляется только в том случае, когда она является результатом большой работы, проведенной учащимися, и выставляется чаще всего в виде зачета.

Занятия в кружках и клубах по интересам, так же как и факультативные занятия, предполагают определенную программу деятельности. Однако она менее строгая и допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожеланий детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов. Кружковая и клубная работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, романтики и игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей. Наряду с постоянно действующими формами организации внеучебной деятельности большое значение в структуре целостного педагогического процесса имеют и эпизодические мероприятия, такие, как олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, экспедиции и т.п. В последние годы широкое распространение в школах получила зародившаяся в 60-е гг. форма коллективного воспитания, известная как методика организации коллективных творческих дел. Подробно она рассматривается в следующей главе, посвященной технологии организации целостного педагогического процесса.

Исследования психологов, психолингвистов, педагогов, специалистов по рекламе отмечают высокую степень восприятия и осмысления информации при единовременном включении всех систем восприятия: зрительной, слуховой, кинестетической, т.е. при расширении системы восприятия. Индивидуальные системы восприятия у людей развиты не равномерно: преобладает развитие одной или двух систем. Это связано с историческим жизненным опытом, особенностями географической среды, анатомо-физиологическим развитием организма, особенностями обучения и воспитания1. Для педагога важно знать, что в значительной степени развитие той или иной системы проявляется во внешнем облике человека. По данным канадских исследований выявлено: — люди с развитой визуальной системой — преимущественно худые, высокие; — люди с развитой слуховой системой — более крупные и мускулистые; — люди с развитой кинестетической системой — более расслабленные, по внешнему виду больше напоминают грушу. В обучении и развитии человека педагогу очень важно научиться подключать все системы для восприятия информации. Слушание в школе только объяснения учителя (слушай, что я тебе говорю!) приводит к концентрации восприятия в одной системе, что вообще сужает восприятие информации. Это с возрастом перерастает в привычку, блокирует развитие других систем, задатков, способностей и наклонностей человека, приводит к возникновению галлюцинаций в той системе, которая наименее контролируется и развивается. Даже используя несложный тест «Определение репрезентативности системы» учитель может диагностировать учащихся класса, что в дальнейшем поможет ему, учитывая индивидуальные особенности детей, подбирать соответствующие методы обучения: словесные, наглядные (иллюстрация, демонстрация), практические и др. Надеемся, читатель с пониманием отнесется к преамбуле, не совсем логически вписывающейся в «Наглядные методы», но поясняющий педагогические аспекты применения не только наглядных, но и других методов обучения. Некоторые учены е-педагоги (Н.В. Наумчик, В.В. Давыдов) понятие «наглядные методы» не разделяют. Свою точку зрения они мотивируют тем, что содержательная характеристика этих методов традиционно сводится к «визуальности». Наглядность же предполагает, по В.Н. Наумчику, кроме визуальности — раскрытие внутренней сущности пеадгогического процесса. В изложении данной темы мы остаемся на традиционной трактовке. Метод иллюстрации обеспечивает учащимся показ иллюстрированных материалов, пособий: картин, плакатов, схем, чертежей, графиков, диаграмм, портретов, карт, макетов, атласов, изображения информации на учебной доске и пр. Метод демонстрации заключается: в показе действия реальных приборов или их моделей, различных механизмов, технических установок, в постановке опытов и проведении экспериментов, в демонстрации процессов (различного происхождения), особенностей конструкций, свойств материалов, коллекций (минералов, художественных изделий, картин, образцов материалов и т.д.). Метод демонстрации обеспечивает восприятие, как внешних форм (характеристик), так и внутреннего содержания не только в статике, но и динамике их протекания, что очень важно для понимания учащимися глубинной сущности, законов, закономерностей и принципов их действия и существования, условий их порождающих. Эффективность метода достигается при активном участии в его демонстрации учащихся, получающих возможность непосредственно «замерять результаты», изменять ход процессов, задавать параметры работы механизмов, фиксировать и исследовать свойства материалов, структур предметов и т.д. По-видимому, разновидностью метода демонстрации следует рассматривать экскурсии. Экскурсия может быть использована как метод ознакомления с новым материалом, углубленным его изучением или для закрепления изученного. Экскурсия как метод демонстрации обеспечивает изучение предметов, процессов, технологий существующих в реальной действительности (завод, фабрика, метеостанция, конструкторское бюро, испытательные стенды, лаборатории и т.п.), изучение растительного или животного мира (лес, поле, ферма, зоопарк, террариум, аквариум, дельфинарий и т.п.). Метод демонстрации обеспечивает объемное комплексное, многоаспектное восприятие информации, способствует развитию у учащихся всех систем восприятия, особенно наглядно-чувственного, повышающего качество усвоения учебного материала; приобретение как теоретических, так и практических навыков и умений; развивает познавательную активность и мотивацию к учебной и исследовательской деятельности. Народная мудрость гласит так: «Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать.» Тем не менее метод демонстрации необходимо умело сочетать со словом: акцентировать внимание на изучаемом, на главном, охарактеризовать свойство объекта, показать его разные стороны; разъяснить цель демонстрации, что держать в поле зрения, выделить объекты наблюдения, а возможно, использовать некоторый раздаточный материал, предшествующий или сопутствующий основной демонстрации, сделав соответствующий комментарий. Эффективность метода достигается: 1. Привлечением объяснений учащихся к раскрытию содержания демонстрируемого, осуществлением ими сравнительного анализа, формулирования выводов, предложений, изложение своей позиции, своего отношения к увиденному, к поиску «скрытого», «нового» содержания в изучаемых фактах, явлениях, процессах, предметах. 2. Правильным отбором, т.е. согласованием демонстрируемого материала с содержанием урока, его объемом, количеством демонстрируемых единиц, местом и временем в структуре урока изучаемого материала, условием демонстрации; научением учащихся поиску и отбору необходимой наглядности в процессе самостоятельной домашней работы. 3. Соответствием демонстрируемого материала психологической готовности учащихся к его усвоению, учетом возрастных и других особенностей. Среди наглядных методов обучения все чаще начинают выделять «видеометод». С интенсивным развитием видеотехнической аппаратуры он выделяется из демонстрационного метода в самостоятельный. В основе его находятся экранные источники информации (фильмоскопы, кодо-скопы, диапроекторы, киноаппараты, телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры, сканеры и т.п.). Использование видеоматериалов помогает за очень короткое время в сжатом, концентрированном виде подавать большое количество информации, профессионально подготовленной для восприятия, помогает заглянуть в сущность явлений и процессов, недоступных человеческому глазу (ультразвуковое изображение, спектральный анализ, влияние радиоактивных элементов на протекание биологических, химических и биохимических процессов, протекание быстрых и медленных процессов и т.д.). Видеометод — один из мощных источников воздействия на сознание и подсознание человека. Он может использоваться на всех этапах обучения как многофункциональный метод. Максимально активизируя наглядно-чувственное восприятие, видеометод обеспечивает более легкое и прочное усвоение знаний в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашености, существенно влияет на формирование мировоззрения, стимулирует развитие абстрактно-логического мышления, сокращает время на обучение. Использование метода видеонаглядности создает благоприятные условия для повышения эффективности всего учебного процесса.

Источник

Вспомогательные формы организации педагогического процесса

Семинары и практикумы

Семинарские занятия проводятся в старших классах при изу­чении гуманитарных предметов. При этом используются два вида семинаров: в форме докладов и сообщений; в вопросо-ответной форме. Сущность семинаров заключается в коллективном обсу­ждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докла­дов, подготовленных учащимися под руководством учителя.

Семинарскому занятию предшествует длительная заблаговре­менная подготовка. Сообщается план занятия, основная и допол­нительная литература, намечается работа каждого ученика и класса в целом. Структурно семинары довольно просты. Они начинают­ся с краткого вступления учителя (введение в тему), затем после­довательно обсуждаются объявленные вопросы. В конце занятия учитель подводит итог, делает обобщение. Если готовились сооб­щения или доклады, то обсуждение строится на их основе при активном участии оппонентов, которые тоже готовятся заранее и предварительно ознакомились с содержанием сообщений.

Особой формой семинара является семинар-диспут. Его отли­чие от внеучебных диспутов в том, что сохраняется постоянный состав класса, диспутом всегда руководит учитель и сохраняются традиции коллективной работы учащихся на уроке. Семинар-дис­пут имеет и особую цель — формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций.

Практикумы или практические занятия применяются при изу­чении дисциплин естественнонаучного цикла, а также в процес­се трудовой и профессиональной подготовки. Они проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах и на учебно-опытных участках, в ученических производственных комбинатах и ученических производственных бригадах учащихся. Обычно работа строится в парах или индивидуально по инструкции или алгоритму, предложенному учителем. Это могут быть измерения на местности, сборка схем, ознакомление с приборами и меха­низмами, проведение опытов и наблюдений и т.п.

Практикумы во многом способствуют решению задач политех­нического образования и трудовой подготовки школьников.

К вспомогательным формам организации педагогического процес­са относятся те из них, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями. К ним относятся факультативы и разнообраз­ные формы кружковой и клубной работы. Эффективной формой дифференцированного обучения и воспи­тания являются факультативы. Их основная задача — углубле­ние и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся, проведение планомерной профориентационной рабо­ты. Распределение учащихся по факультативам добровольное, но состав остается стабильным в течение года (или двух лет). Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную. Эффективным на занятиях факультатива яв­ляется сочетание лекций его руководителя с различными видами самостоятельной работы учащихся (практические, реферативные работы, проведение небольших исследований, обзоры книжных новинок, дискуссии в группах, выполнение индивидуальных за­даний, обсуждение докладов учащихся и др.). Проверка и оценка знаний на факультативных занятиях являют­ся больше обучающими, чем контролирующими. Отметка выстав­ляется только в том случае, когда она является результатом боль­шой работы, проведенной учащимися, и выставляется чаще все­го в виде зачета.

Занятия в кружках и клубах по интересам, так же как и факуль­тативные занятия, предполагают определенную программу дея­тельности. Однако она менее строгая и допускает внесение суще­ственных коррективов в зависимости от пожеланий детей, изме­няющихся обстоятельств деятельности и других факторов. Круж­ковая и клубная работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, романтики и игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей. Наряду с постоянно действующими формами организации внеучебной деятельности большое значение в структуре целостного педагогического процесса имеют и эпизодические мероприятия, такие, как олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревно­вания, выставки, экспедиции и т.п. В последние годы широкое распространение в школах получи­ла зародившаяся в 60-е гг. форма коллективного воспитания, известная как методика организации коллективных творческих дел. Подробно она рассматривается в следующей главе, посвя­щенной технологии организации целостного педагогического процесса.

1. Какими преимуществами обладает классно-урочная система обу­чения в сравнении с другими системами?

2. От чего зависит структура урока? Приведите примеры структуры уроков различных типов.

3. Назовите основные требования к современному уроку.

4. Каковы особенности организации урока в малокомплектной сель­ской школе?

5. Как использует учитель на уроке фронтальные, групповые и ин­дивидуальные формы работы?

6. Приведите примеры использования разнообразных форм органи­зации учебного процесса в опыте учителей-новаторов.

7. Каким дидактическим требованиям должно удовлетворять прове­дение экскурсии? Составьте план проведения экскурсии.

8. Разработайте примерные виды домашних заданий по одной из тем любого учебного предмета.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Древелов X. и др. Домашние задания: Кн. для учителя: Пер. с нем. — М., 1989.

Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. — М., 1989.

Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Кн. для учителя. — М., 1984.

Кириллова Г.Д. Особенности урока в условиях развивающего обучения. — Л., 1976.

Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под ред. И.Б. Первина. — М., 1985.

Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе со­временной школы. — М., 1987.

Махмутов М.И. Современный урок. — 2-е изд. —М., 1985.

Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителей. — М., 1981.

Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. —М., 1990.

Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразова­тельной школе. — М., 1987.

вспомогательные формы организации педагогического процесса. вспомогательные формы организации педагогического процесса фото. картинка вспомогательные формы организации педагогического процесса. смотреть фото вспомогательные формы организации педагогического процесса. смотреть картинку вспомогательные формы организации педагогического процесса.

Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока. — М., 1985.

Глава 17. Методы осуществления целостного педагогического процесса

• Сущность методов осуществления целостного педагогического про­цесса и их классификация • Классификация методов осуществления целостного педагогического процесса • Методы формирования соз­нания в целостном педагогическом процессе • Методы организации деятельности школьников в целостном педагогическом процессе • Ме­тоды стимулирования и мотивации деятельности и поведения школь­ников • Методы контроля эффективности педагогического процесса

• Взаимосвязь методов осуществления педагогического процесса и условия их оптимального выбора

§ 1. Сущность методов осуществления целостного педагогического процесса и их классификация

В сложном и динамичном образовательном процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и ориги­нальных педагогических задач, которые всегда являются задача­ми социального управления, поскольку обращены к всесторон­нему развитию личности. Как правило, задачи эти со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснован­ные решения, педагог должен профессионально владеть метода­ми педагогической деятельности.

Под методами осуществления целостного педагогического процесса следует понимать способы профессионального взаимо­действия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогичес­кого процесса, методы являются одним из тех механизмов, ко­торые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанни­ков. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а при ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.

Метод осуществления педагогического процесса расчленяет­ся на составляющие его элементы (части, детали), которые на­зываются методическими приемами. Например, составление плана изучаемого материала, применяемое при сообщении новых знаний, при работе с книгой и т.п. По отношению к методу при­емы носят частный подчиненный характер. Они не имеют само­стоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различ­ные приемы.

Методы осуществления педагогического процесса и методиче­ские приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаи­мопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как само­стоятельный путь решения педагогической задачи, в других — как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, являет­ся одним из основных методов формирования сознания, взгля­дов и убеждений. В то же время она может стать одним из ос­новных методических приемов, используемых на различных эта­пах реализации метода приучения.

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время опре­деляют своеобразие методов работы учителя, придают индивиду­альность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.

Нередко методические приемы и сами методы отождествляют со средствами обучения и воспитания, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся, с од­ной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой — совокупность предметов и произ­ведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, худо­жественная и научно-популярная литература, произведения изо­бразительного и музыкального искусства, технические приспособ­ления, средства массовой информации и т.п.).

Педагогический процесс характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью орга­низационных форм. С этим непосредственно связано многообра­зие методов осуществления педагогического процесса. Есть ме­тоды, отражающие содержание и специфику обучения, а также воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками; есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы реализации целостного педагогического процесса. Общи­ми они называются потому, что сферы их применения распро­страняются на весь педагогический процесс.

§ 2. Классификация методов осуществления целостного педагогического процесса

К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов осуществления целостного педагогического процесса. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существен­ное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым спо­собствует целесообразному и более эффективному их использо­ванию.

В современной дидактике все многообразие методов обучения сведено в три основные группы:

1. Методы организации учебно-познавательной деятельности. К ним относятся словесные, наглядные и практические, репро­дуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения.

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познаватель­ной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.

3. Методы контроля (устный, письменный, лабораторный и др.) и самоконтроля в процессе обучения.

Применение методов осуществления педагогического процес­са ведет к изменению личности постольку, поскольку оно ведет к возникновению мыслей, чувств, потребностей, которые побу­ждают к определенным поступкам. Отсюда можно сделать вывод, что в процессе учебно-воспитательной работы с учащимися не­обходимо формировать их сознание, возбуждать соответствующие эмоциональные состояния, вырабатывать практические умения, навыки и привычки. А это происходит как в процессе обучения, так и в процессе воспитания, что требует объединения методов обучения и воспитания в единую систему.

Методы реализации педагогического процесса, применяемые в процессе обучения, предполагают предъявление требований, по­ощрение и порицание, создание общественного мнения и др. В то же время в воспитании нельзя обойтись без обучения воспи­танников нормам общественного поведения, без разъяснения тре­бований, формирования взглядов и убеждений. Каждый метод реализует в единстве образовательную, воспитательную и разви­вающую функции, а его общее назначение состоит в организа­ции и стимулировании педагогически целесообразной деятельно­сти детей.

Система общих методов осуществления целостного педагоги­ческого процесса имеет следующий вид:

методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискус­сии, диспуты, работа с книгой, метод примера);

методы организации деятельности и формирования опыта об­щественного поведения (упражнения, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструк­таж, наблюдения, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индук­тивные и дедуктивные методы);

методы стимулирования и мотивации деятельности и поведе­ния (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональ­ное воздействие, поощрение, наказание и др.);

методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, кон­трольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопро­верка и др.).

В реальных условиях педагогического процесса методы его осуществления выступают в сложном и противоречивом единст­ве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных, «уеди­ненных» средств, а гармонически организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепле­ния другими методами, без взаимодействия с ними он утрачива­ет свое назначение, замедляет движение учебно-воспитательного процесса к намеченной цели.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *