вся форма спартака за всю историю
История спартаковской формы
Традиционные клубные цвета московского Спартака – красно-белые. В форме с другими цветами спартаковцев представить довольно-таки сложно. Однако, другие цвета появлялись в клубной форме команды на протяжении всей её истории.
История формы в советский период
Впервые команда примерила форму с нетрадиционными для современности клубными цветами – светло-голубая майка – в далёком 1926 году, когда перешла под крыло Союза пищевиков и стала именоваться «Пищевиками» (до этого команда носила названия «Московский кружок спорта» и «Красная пресня»).
Годом позже «Пищевики» примерили не менее интересную форму – с вертикальными красно-белыми полосками.
Главный атрибут спартаковской формы на протяжении всей её истории – поперечная полоса – появилась на футболке «Пищевиков» в 1928 году. Посреди полосы красовалась тогдашняя эмблема клуба.
В 1931 году единый профсоюз пищевиков был ликвидирован, команда перешла под крыло Всекопромсовета (МСПК) и была переименована в «Промкооперацию». Как следствие, эмблему с груди убрали.
Эмблема уже футбольного клуба «Спартак» вернулась на форму в 1938 году. В это же время цветами второй формы стали светло-голубая футболка образца 1926 года и впервые появившиеся в черном варианте трусы.
С 1957 года и до конца советской эпохи команда выступала в традиционных красно-белых цветах, лишь дважды примерив другую форму в матчах на международной арене.
Первый раз это случилось 28 ноября 1984 года. Вышла просто удивительная история. Спартак прибыл в Тбилиси на матч 1/8 финала Кубка УЕФА против немецкого Кёльна. Обе команды привезли на игру по одному комплекту форм, выдержанных в красных тонах. И поскольку в еврокубках было принято, что именно гости выбирают форму на матч, спартаковцам в срочном порядке пришлось искать замену. Администраторами команды была арендована форма на базе местного тбилисского Динамо (белые футболки и синие трусы), а буквы «Д» на груди пришлось залепить пластырем, поскольку игроки отказывались играть в форме соперников по советскому чемпионату. Константин Бесков в раздевалке стадиона сказал команде, что они «должны обыгрывать Кёльн в любой форме». Матч закончился победой советской команды со счетом 1:0.
Российская история формы ФК Спартак Москва
Впервые в современной истории в течении всего сезоне 2013-2014 в качестве гостевой использовалась чёрная форма. Она же вернулась в качестве дополнительной третьей формы в сезоне 2016-2017.
Все комплекты форм со дня основания клуба и по сей день можно увидеть в галерее.
Как менялась форма «Спартака» за последние 40 лет: фото📸
Клуб играл в синих футболках и даже без знаменитого ромбика
Продолжаем рассказывать о символике самых популярных клубов России. Ранее мы вспоминали, как эволюционировали эмблемы ЦСКА и «Спартака».
Отсчет мы начнем с 1980-х годов, потому что именно с тех времен дизайн футболок «Спартака» стал регулярно обновляться.
Серебряные медали чемпионата СССР-1980 спартаковцы получали в красных футболках с тремя знаменитыми полосками. Компания Adidas начала экипировать «Спартак» с середины 70-х — тогда же самый узнаваемый атрибут бренда появился на форме московского клуба. Полоски «пропали», когда «Спартак» вылетел во второй дивизион, но после возвращения клуба в элиту советского футбола, их вновь стали наносить.
В середине 80-х «Спартак» частенько отваживался на эксперименты с экипировкой. Например, сезон-1984 клуб начал в необычных футболках с вертикальными полосами. А матч Кубка УЕФА в Тбилиси против немецкого «Кельна» (1:0) спартаковцы вообще провели в бело-синей форме «Динамо» — в команде забыли, что договорились играть в белых майках и на матч приехали в красных. Пришлось заимствовать форму у местного «Динамо».
Спустя год перемены оказались еще радикальнее. С красных футболок впервые пропала знаменитая горизонтальная полоса, которая ассоциировалась с клубом ничуть не меньше, чем ромбик.
В сезоне-1987 на форме «Спартака» впервые появился логотип титульного спонсора — итальянской компании Ocrim SPA, которая производила мельничное оборудование. Именно в футболках с этим логотипом московский клуб потерпел одно из самых громких поражений в своей истории: после победы над «Вердером» (4:1) в ответном матче спартаковцы умудрились разгромно проиграть немецкому клубу со счетом 2:6.
В следующем году Ocrim SPA сменила итальянская компания Danielli. Казалось бы, новый спонсор — более выгодный контракт. Но на деле финансовой выгоды от расположения спонсоров на форме советские клубы в то время не имели. Логотипы компаний размещались на футболках по требованию «Совинтерспорта».
«Тогда клубы не имели возможности заключать спонсорские контракты. Обрели финансовую самостоятельность они только в конце 80-х и начале 90-х годов. До этого спонсорскими делами занимался «Совинтерспорт», организация была монополистом на рынке. Сделать так, чтобы сразу несколько команд выступали с одним спонсором, могли только они», — вспоминал бывший работник организации Михаил Ширинян.
spartak.com
Кроме того, в 1988 году спартаковцам пришлось сыграть даже в непривычных красно-черных футболках в «шашечку». Багаж с формой клуба застрял где-то по пути в Северную Ирландию, так что перед матчем с «Глентораном» клуб был вынужден брать футболки в одном из местных магазинов.
Одним из первых полноценных спонсоров «Спартака» оказалась французская компания-производитель упаковок Unipack. В тяжелые 1990-е клуб начал зарабатывать, но лишился своего ромбика. Вместо него на груди футболистов появилась эмблема спонсора. Впрочем, эта форма стала для клуба счастливой на европейской арене. В том сезоне «Спартак» сначала вынес из Кубка европейских чемпионов «Наполи», а затем «Реал».
Удивительно, но первый матч в истории клуба в Лиге чемпионов против «Монако» (1:4) «Спартак» играл в синей форме. Французы подставили красно-белых, поэтому пришлось выкручиваться.
«Форма-то у нас одинаковая. У вас — наполовину белая, наполовину красная. У нас — красная или белая. Как будем играть?». Они: «Ну давайте вы в красной, а мы в белой». Я говорю: «Хорошо». Но все равно взял два комплекта, красный и белый», — вспоминал бывший администратор «Спартака» Александр Хаджи.
«Приезжаем, в десять утра совещание перед игрой. Инспектор просит показать формы. И вдруг они выкладывают свою красно-белую форму. И говорят: «По правилам УЕФА хозяин играет в своей форме». Я говорю через переводчика: «Мы же с вами договаривались на бумагах». Они: «Вы нас неправильно поняли». Я: «И что нам делать?». Они: «Мы предоставим вам синюю форму». А тогда было не принято иметь третью форму, ее не только у нас, но и у других команд не было. Мы с инспектором посоветовались, он говорит: «Что делать, правила подразумевают такие вещи».
К середине 1990-х дизайн футболок «Спартака» в очередной раз круто изменился. На плечах появились широкие диагональные полосы, а на груди логотип нового спонсора — финансового концерна Olbi.
Вскоре Olbi уступил свое место «Уренгойгазпрому» — дочке главного «Газпрома».
В 1997 году на футболках «Спартака» появился логотип известного японского производителя электроники AKAI. Причем, по словам генерального директора «Спартака» Ларисы Нечаевой, тогда компания сама обратилась к клубу с предложением о сотрудничестве. А Юрий Заварзин, работавший в клубе на той же должности, утверждал, что «Спартак» получал от AKAI около миллиона долларов в год.
Впрочем, лишь финансовой выгодой сделка не ограничилась. В тот момент «Спартак» был на пике популярности, так что майки с логотипом AKAI стали символом побед красно-белых и полюбились спартаковским болельщикам.
Наверняка болельщики помнят и необычный красно-черный комплект формы с логотипом AKAI. В нем «Спартак» сумел расправиться с грозным «Аяксом».
К концу 1990-х AKAI обанкротилась, а новым спонсором «Спартака» стала нефтяная компания «Лукойл», которая сотрудничает с клубом до сих пор.
Сотрудничество «Спартака» с «Лукойлом» началось с экспериментов на форме. С футболок клуба вновь пропала горизонтальная полоса, а третий комплект формы стал черно-белым. В нем, например, «Спартак» бился с «Арсеналом» в Лондоне (0:1).
В 2002 году закончилось многолетнее сотрудничество «Спартака» с Adidas, поэтому с сезона-2003 экипировать клуб стал Umbro.
Впрочем, союз с новым производителем оказался непродолжительным. Уже в 2005 году на смену Umbro пришел нынешний партнер «Спартака» Nike.
В следующем году Nike вернул на красный комплект формы полюбившуюся болельщикам белую горизонтальную полоску.
2014/2015
С тех пор почти за 10 лет форма «Спартака» практически не менялась. На значительные изменения производитель решился только в сезоне-2014/2015. Комплект обновили специально к открытию нового стадиона «Спартака».
«На обеих формах присутствует принт в форме классического повторяющегося спартаковского ромба, который перекликается с дизайном фасада стадиона», — говорилось на официальном сайте клуба.
Горизонтальная полоска тоже изменилась. На красном комплекте она стала бордовой, а на белом — серой.
Как менялась форма «Спартака» за последние 40 лет: фото
Продолжаем рассказывать о символике самых популярных клубов России. Ранее мы вспоминали, как эволюционировали эмблемы ЦСКА и «Спартака».
Теперь проследим, как менялась форма красно-белых.
Отсчет мы начнем с 1980-х годов, потому что именно с тех времен дизайн футболок «Спартака» стал регулярно обновляться.
Серебряные медали чемпионата СССР-1980 спартаковцы получали в красных футболках с тремя знаменитыми полосками. Компания Adidas начала экипировать «Спартак» с середины 70-х — тогда же самый узнаваемый атрибут бренда появился на форме московского клуба. Полоски «пропали», когда «Спартак» вылетел во второй дивизион, но после возвращения клуба в элиту советского футбола, их вновь стали наносить.
В середине 80-х «Спартак» частенько отваживался на эксперименты с экипировкой. Например, сезон-1984 клуб начал в необычных футболках с вертикальными полосами. А матч Кубка УЕФА в Тбилиси против немецкого «Кельна» (1:0) спартаковцы вообще провели в бело-синей форме «Динамо» — в команде забыли, что договорились играть в белых майках и на матч приехали в красных. Пришлось заимствовать форму у местного «Динамо».
Спустя год перемены оказались еще радикальнее. С красных футболок впервые пропала знаменитая горизонтальная полоса, которая ассоциировалась с клубом ничуть не меньше, чем ромбик.
В сезоне-1987 на форме «Спартака» впервые появился логотип титульного спонсора — итальянской компании Ocrim SPA, которая производила мельничное оборудование. Именно в футболках с этим логотипом московский клуб потерпел одно из самых громких поражений в своей истории: после победы над «Вердером» (4:1) в ответном матче спартаковцы умудрились разгромно проиграть немецкому клубу со счетом 2:6.
В следующем году Ocrim SPA сменила итальянская компания Danielli. Казалось бы, новый спонсор — более выгодный контракт. Но на деле финансовой выгоды от расположения спонсоров на форме советские клубы в то время не имели. Логотипы компаний размещались на футболках по требованию «Совинтерспорта».
«Тогда клубы не имели возможности заключать спонсорские контракты. Обрели финансовую самостоятельность они только в конце 80-х и начале 90-х годов. До этого спонсорскими делами занимался «Совинтерспорт», организация была монополистом на рынке. Сделать так, чтобы сразу несколько команд выступали с одним спонсором, могли только они», — вспоминал бывший работник организации Михаил Ширинян.
spartak.com
Кроме того, в 1988 году спартаковцам пришлось сыграть даже в непривычных красно-черных футболках в «шашечку». Багаж с формой клуба застрял где-то по пути в Северную Ирландию, так что перед матчем с «Глентораном» клуб был вынужден брать футболки в одном из местных магазинов.
Одним из первых полноценных спонсоров «Спартака» оказалась французская компания-производитель упаковок Unipack. В тяжелые 1990-е клуб начал зарабатывать, но лишился своего ромбика. Вместо него на груди футболистов появилась эмблема спонсора. Впрочем, эта форма стала для клуба счастливой на европейской арене. В том сезоне «Спартак» сначала вынес из Кубка европейских чемпионов «Наполи», а затем «Реал».
Удивительно, но первый матч в истории клуба в Лиге чемпионов против «Монако» (1:4) «Спартак» играл в синей форме. Французы подставили красно-белых, поэтому пришлось выкручиваться.
«Форма-то у нас одинаковая. У вас — наполовину белая, наполовину красная. У нас — красная или белая. Как будем играть?». Они: «Ну давайте вы в красной, а мы в белой». Я говорю: «Хорошо». Но все равно взял два комплекта, красный и белый», — вспоминал бывший администратор «Спартака» Александр Хаджи.
«Приезжаем, в десять утра совещание перед игрой. Инспектор просит показать формы. И вдруг они выкладывают свою красно-белую форму. И говорят: «По правилам УЕФА хозяин играет в своей форме». Я говорю через переводчика: «Мы же с вами договаривались на бумагах». Они: «Вы нас неправильно поняли». Я: «И что нам делать?». Они: «Мы предоставим вам синюю форму». А тогда было не принято иметь третью форму, ее не только у нас, но и у других команд не было. Мы с инспектором посоветовались, он говорит: «Что делать, правила подразумевают такие вещи».
К середине 1990-х дизайн футболок «Спартака» в очередной раз круто изменился. На плечах появились широкие диагональные полосы, а на груди логотип нового спонсора — финансового концерна Olbi.
Вскоре Olbi уступил свое место «Уренгойгазпрому» — дочке главного «Газпрома».
В 1997 году на футболках «Спартака» появился логотип известного японского производителя электроники AKAI. Причем, по словам генерального директора «Спартака» Ларисы Нечаевой, тогда компания сама обратилась к клубу с предложением о сотрудничестве. А Юрий Заварзин, работавший в клубе на той же должности, утверждал, что «Спартак» получал от AKAI около миллиона долларов в год.
Впрочем, лишь финансовой выгодой сделка не ограничилась. В тот момент «Спартак» был на пике популярности, так что майки с логотипом AKAI стали символом побед красно-белых и полюбились спартаковским болельщикам.
Наверняка болельщики помнят и необычный красно-черный комплект формы с логотипом AKAI. В нем «Спартак» сумел расправиться с грозным «Аяксом».
К концу 1990-х AKAI обанкротилась, а новым спонсором «Спартака» стала нефтяная компания «Лукойл», которая сотрудничает с клубом до сих пор.
Сотрудничество «Спартака» с «Лукойлом» началось с экспериментов на форме. С футболок клуба вновь пропала горизонтальная полоса, а третий комплект формы стал черно-белым. В нем, например, «Спартак» бился с «Арсеналом» в Лондоне (0:1).
В 2002 году закончилось многолетнее сотрудничество «Спартака» с Adidas, поэтому с сезона-2003 экипировать клуб стал Umbro.
Впрочем, союз с новым производителем оказался непродолжительным. Уже в 2005 году на смену Umbro пришел нынешний партнер «Спартака» Nike.
В следующем году Nike вернул на красный комплект формы полюбившуюся болельщикам белую горизонтальную полоску.
2014/2015
С тех пор почти за 10 лет форма «Спартака» практически не менялась. На значительные изменения производитель решился только в сезоне-2014/2015. Комплект обновили специально к открытию нового стадиона «Спартака».
«На обеих формах присутствует принт в форме классического повторяющегося спартаковского ромба, который перекликается с дизайном фасада стадиона», — говорилось на официальном сайте клуба.
Горизонтальная полоска тоже изменилась. На красном комплекте она стала бордовой, а на белом — серой.
Все формы «Спартака» в XXI веке
«СЭ» предлагает вспомнить, как выглядели основные комплекты игровой формы красно-белых в XXI веке.
СЕЗОН-2014/15
СЕЗОН-2013/14
СЕЗОН-2012/13
СЕЗОН-2011/12
СЕЗОН-2010
СЕЗОН-2009
СЕЗОН-2008
СЕЗОН-2007
СЕЗОН-2006
СЕЗОН-2005
СЕЗОН-2004
СЕЗОН-2003
СЕЗОН-2002
СЕЗОН-2001
Фото «СЭ», ФК «Спартак»
Выделите ошибку в тексте
и нажмите ctrl + enter
Нашли ошибку?
Самые обсуждаемые материалы
Ежевечерний дайджест главных новостей от редакции Спорт-Экспресс — подписывайтесь!
Всё о спорте авторитетно и профессионально — Спорт-Экспресс. Государственное федеральное СМИ
«Спорт-Экспресс Интернет», сетевое издание, номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 77886 от 10.02.2020.
Учредитель АО «Спорт-Экспресс». Главный редактор — Максимов М.А. Для читателей старше 18 лет.
Издается с 1991 года. © АО «Спорт-Экспресс», 1991–2021.
История изменения формы ФК Спартак Москва
Спартак – это команда с самым большим количеством болельщиков в нашей стране. Футбольная форма Спартака известна всем, ведь каждый знает, что ее цвета — красный и белый. Многократный победитель чемпионатов СССР и России по футболу и обладатель кубка России. Одним нравится футбольная форма Спартака, другие любят эту команду за быстрый пас, третьи — фирменную спартаковскую «стеночку». Существует даже детская футбольная форма Спартака, в которой самые маленькие фанаты могут поддержать любимую команду. Спартак добился многих побед и на мировой арене. Именно ему принадлежит официальный рекорд Лиги Чемпионов – 6 побед подряд на групповом этапе.
Спартак – легендарная московская команда, основанная в 1922 году. Является рекордсменом по количеству чемпионских титулов в России. Это самый популярный клуб в стране. Цвета Спартака защищали такие знаменитые футболисты как Старостин, Симонян, Бесков, Черенков, Родионов, Цымбаларь, Тихонов, Титов и др.
Исторические изменения экипировки клуба
Футбольная форма московской команды видоизменялась несколько раз до того момента, пока не обрела традиционную красно-белую фактуру. В 1926 году спартаковцы выходили на поле в светло-голубых майках. Затем футболки стали полосатыми (красно-белыми). Шорты оставались всегда белыми. В 1931 году они стали черными.
Резервный комплект экипировки был и зеленым, и синим, и голубым. Основная футбольная атрибутика ФК Спартак сформировалась в 1928 году – на полностью красных футболках появилась широкая горизонтальная полоса белого цвета. Внутри неё расположили эмблему клуба. Потом просто меняли расцветку, комбинируя красными и белыми оттенками.
В 1988 году Спартак играл в футболках с черно-бордовыми квадратами. Сегодня гостевой экипировкой команды является полностью черная футболка с красной горизонтальной полосой. Основная форма выполнена в красных цветах с белыми вставками.
Достижения народной команды
В 2017 году Спартак прервал свою 16-летнюю чемпионскую засуху, взяв титул РФПЛ в упорной борьбе с другой столичной командой – ЦСКА. Максимальные достижения спартаковцев на европейской арене – 1/2 финала Кубка Европейских Чемпионов (сезон 1990/91). Это единственная команда, имеющая 4 звезды на своей эмблеме. Каждая звезда символизирует 5 чемпионских титулов. Сейчас у Спартака 22 чемпионства. Для размещения очередной звезды на эмблеме нужно выиграть еще 3 титула РФПЛ. Предпосылки к такому достижению имеются.