всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму

Структура морали. Характеризуя структуру морали, можно выделить два блока элементов: моральное сознание и моральную практику

всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму. всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму фото. картинка всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму. смотреть фото всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму. смотреть картинку всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму. всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму. всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму фото. картинка всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму. смотреть фото всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму. смотреть картинку всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму. всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму. всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму фото. картинка всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму. смотреть фото всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму. смотреть картинку всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму. всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму. всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму фото. картинка всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму. смотреть фото всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму. смотреть картинку всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму.

всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму. всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму фото. картинка всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму. смотреть фото всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму. смотреть картинку всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму.

всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму. всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму фото. картинка всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму. смотреть фото всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму. смотреть картинку всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму.

Характеризуя структуру морали, можно выделить два блока элементов: моральное сознание и моральную практику.

В структуре моральной практики выделяют следующие элементы:

1. Моральные отношения – специфический вид социальной связи, в которую вступают субъекты в процессе моральной деятельности.

2. Моральная деятельность – специфический вид социальной деятельности, представляющий собой реализацию моральных требований и ценностей.

3. Моральное поведение. Всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму.

4. Поступок – единица моральной деятельности. Все действия делятся на действия – операции и действия – поступки. Каждый поступок – действие – операция, но не каждое действие – операция является поступком. Поступок высвечивает значимость действия – операции для самого человека и других людей. Отказ от действия также может быть поступком. Поступок совершается в ситуации морального выбора.

Моральное сознание – это специфический вид сознания, представляющий собой отражение моральных требований, ценностей, конкретных моральных ситуаций.

1. Субъект (носитель). Субъектная структура: общественное моральное сознание, классовое моральное сознание, этническое моральное сознание, национальное моральное сознание, индивидуальное моральное сознание.

2. Уровень. Уровневая структура (уровень отражения действительности): обыденный уровень морального сознания, теоретический уровень морального сознания. Специфика обыденного уровня морального сознания: знания спонтанны, случайны. Знания на уровне явлений, которые не дают целостного понимания морали. Специфика теоретического уровня морального сознания: этика – это вторичная рефлексия морального сознания. Знание о сущностях, законах, которое носит систематизированный характер. Теоретический уровень морального сознания важен, так как он избавляет от нигилизма в обыденном сознании, от обыденного субъективизма и плюрализма.

3. Элемент. Элементная структура (конституирующие функции сознания).

Отражение. (Сознание – знание). Интеллектуальная сфера морального сознания. Знания: обыденные, теоретические, абстрактные, конкретные, созерцательные, практически – действенные, отстраненные (безразличные), переживаемые (имеющие личностный смысл, например, добродетель).

Отношение. (Сознание – отношение). Чувственно – эмоциональная сфера. Диапазон моральных чувств и эмоций широк. От ситуативных (оскорбление) до великих гражданских скорби и радости. В. Соловьев размышлял об основаниях нравственности в работе «Оправдание добра». Выделил три истока или естественных начала нравственности: стыд, жалость и благоговение.

Моральная оценка – специфический вид оценки, представляющий собой способ выявления моральной значимости явлений.

Объекты моральной оценки:

1.Человек, его качества, помыслы, поступки.

2. Социальная реальность (взаимоотношения субъектов).

3. Явления природы через призму блага для человека и общества.

4. Хронос: прошлое, настоящее и будущее.

Субъект моральной оценки:

Субъект моральной оценки – ее носитель и выразитель. Выразитель моральной оценки может быть как единичным субъектом, так и общностью. Если субъект и объект совпадают в одном носителе – это самооценка. Высшее проявление самооценки – совесть. В совести человек переходит от морали к нравственности.

Критерии моральной оценки.

1. Конкретно – исторический критерий: принятые в данном обществе, в данный период времени представления;

2. Универсальный критерий – гуманизм.

Виды моральной оценки поступков.

Главный объект моральной оценки – поступок. Поступок – единица моральной деятельности. Поступок – действие, имеющее отношение к благу людей.

Источник

Деятельность человека

всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму. всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму фото. картинка всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму. смотреть фото всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму. смотреть картинку всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму.

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Деятельность — это способ взаимодействия с окружающим миром, который присущ только человеку. Только человек может ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, подбирать средства для ее осуществления и корректировать деятельность по мере необходимости.

Структура деятельности

Схематично можно представить структуру деятельности таким образом:

всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму. всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму фото. картинка всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму. смотреть фото всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму. смотреть картинку всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму.

Разберем компоненты этой схемы по порядку.

Субъект деятельности — это человек. Также в роли субъекта может выступать социальная группа или общество в целом.

Объект деятельности — предметы, процессы и явления, а также другие люди и социальные группы, общество.

Мотив деятельности — потребности человека, то, что побуждает его к действиям.

Цель деятельности — образ желаемого результата.

Средства (инструменты) — то, с помощью чего субъект осуществляет деятельность.

Действие (процесс) — конкретные шаги, которые предпринимает субъект для достижения результата.

Результат деятельности — итог, продукт, то, что получилось в результате действий субъекта.

Чтобы лучше понять структуру деятельности, давайте рассмотрим ее на конкретном примере — поиск работы.

Субъект деятельности

Объект деятельности

Статус на рынке труда

Цель

Трудоустройство в хорошую компанию на высокую зарплату

Мотивы

Мотивы могут быть разными у каждого субъекта деятельности. Для примера пусть мотивами нашего соискателя будут желание купить квартиру в центре города и необходимость помогать старенькой маме

Средства

Сайты поиска вакансий

Действия

Поиск вакансий на соответствующих сайтах, рассылка резюме, участие в собеседованиях

Результат деятельности

Смена статуса с безработного на имеющего полную занятость

Деятельность человека и активность животного

Может показаться, что не только люди могут быть субъектами деятельности. Ведь животные тоже могут вполне увлеченно и осознанно — на первый взгляд — выполнять какие-то действия: умываться, будить хозяина, охотиться, заботиться о потомстве.

Действительно, между деятельностью человека и активностью животного есть сходства, но человека отличает творческо-преобразующее отношение к миру.

Деятельность человека

Активность животного

Человек приспосабливается к окружающему миру через его масштабную переработку, вплоть до создания искусственной среды вокруг себя

Животное приспосабливается к миру через перестройку своего организма (мутационные изменения)

Человек осознанно ставит цели и задачи на основании анализа ситуации

Животное, каким бы осознанным оно ни выглядело, подчиняется инстинкту

Человек создает орудия труда, которые усиливают его физические возможности

Животное воздействует на окружающую среду непосредственно через свое тело

Деятельность человека носит созидательный характер

Активность животного носит потребительский характер

Отличительные признаки деятельности

Для деятельности характерны такие отличительные черты:

Сознательность, то есть сознательная постановка целей.

Продуктивность, то есть направленность на получение результата.

Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя.

Общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата.

Виды (формы) деятельности

В рамках курса обществознания обычно выделяют четыре основных формы деятельности — игру, учение, труд и общение.

Игра — это свободная развивающая деятельность, которую субъект выполняет по желанию и ради удовольствия от процесса. Обычно у игры есть четкий набор правил. Во время игры дети зачастую готовятся к взрослой деятельности — учебе, работе, семейным отношениям.

Учение (познание) — это осознанный и целенаправленный процесс получения новых знаний и навыков.

Труд — это процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого первый создает продукты, необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.

Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.

Мотивы деятельности

Как мы уже упомянули выше, мотивы деятельности могут существенно различаться от субъекта к субъекту. В таблице собрали основные виды мотивов, которые могут вдохновлять человека на деятельность.

Потребности — нужда человека в необходимом для жизни и развития.

Социальные установки — ориентация человека на что-либо.

Убеждения — эмоционально-ценностные отношения к действительности

Интересы — реальная причина действий, которая стоит за мотивами.

Влечения — психические состояния, которые выражают неосознанную необходимость.

Классификация деятельности

В обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности.

В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной.

Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества.

Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает:

познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме;

ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира;

прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности.

Творческая деятельность

Особым видом деятельности является творчество — процесс создания чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческой деятельностью занимаются художники, писатели, ученые.

Также творчество можно рассматривать как компонент другой деятельности. Так, наш соискатель из примера выше может проявить творчество в процессе подготовки резюме и придумать совершенно новый подход, который покорит работодателя.

Ключевыми для творческой деятельности являются такие способности:

комбинировать уже существующие знаний;

создавать новые образы в сознании (воображение);

создавать яркие, сильные представления (фантазия);

получать знания неосознанно (интуиция).

Вопросы для самопроверки

Вспомните четыре основных вида деятельности и раскройте значение каждого из них.

Кто может быть субъектом деятельности?

Ученики 5А класса средней школы №151.

В чем особенность игры как вида деятельности? Как связана детская игра с другими видами деятельности?

В чем уникальность творчества как вида деятельности? Какими двумя способами можно понимать творчество в контексте деятельности?

Какие два основных типа деятельности вы знаете и в чем их принципиальное различие?

Приведите пример активности животного, которая похожа на деятельность человека. Объясните, почему при внешнем сходстве активность животного все же нельзя назвать деятельностью.

Источник

Система моральных требований.

ЛЕКЦИЯ 4. СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА МОРАЛИ. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ МОРАЛИ

Сущность морали

Субъектная и объектная специфика морали

Структура морали

Функции морали

Сущность морали

Сущность – это главное необходимое в изучаемом объекте, это его «качественная определенность» (Г.В.Ф. Гегель). Сущность – это родовые свойства изучаемых объектов.

В чем заключается сущность морали? Мораль относится к роду социальных регуляторов.

Мы можем выделить пять сущностных признаков морали:

1. Регулятивность. Упорядочивание явлений, процессов, это всегда движение от хаоса к порядку.

2. Историчность. Все виды социальной регуляции имеют свое определенное историческое время возникновения и особенности исторического развития и изменения.

3. Социальность. Все виды регуляции, в частности мораль, порождены определенной социальной необходимостью.

4. Социальная неоднородность или социальная дифференцированность морали. Каждый социальный класс и группа формируют свою мораль, которая обеспечивает внутреннюю консолидацию и сохранность этих общностей.

5. Определенное место морали в системе социальной регуляции.

Какое место мораль занимает в системе социальной регуляции?

Соотношение политики, права и морали как видов социальной регуляции.

Виды регуляции/критерии сравненияполитикаправомораль
1. Цель регуляцииА. очевидная цель политики – власть и властвование. Сущность любой власти – это преобладание над другими, первенство, главенство.А. защита собственности и собственника. Право возникает вместе с государством, исторически менялись виды и формы собственности, но цель права всегда сохранялась.А. разрешение универсальных противоречий социальной и индивидуальной жизни: социальное и индивидуальное (приоритет социального), должное и сущее (ориентация на должное), добро и зло (главенство добра).
Б. удовлетворение потребностей и интересов различных социальных классов, групп, слоев. Власть нередко становится средством в достижении этой цели.Б. защита общественного порядка. Защита индивида от социального и индивидуального произволаБ. Вторая цель морали – быть хранительницей общности. Это основная цель морали.
2. Способы регуляции: А. духовный способ регуляции. Б. материально- экономический. В.физически-насильственный.Политика опирается на все возможные способы: А Политическое просвещение, агитация, дипломатическая работа. Б. Экономическая помощь или экономические блокады В. Теракты, физическое устранение политических лидеров, революции, весь арсенал войн: гражданские, антиколониальные, мировые.Право опирается на все возможные способы: А. правовое просвещение, правовое воспитание, духовные санкции права, например, условная мера наказания, отсрочка исполнения приговора, суд присяжных заседателей. Б. Штрафы, лишение имущества. В. Однако, активнее всего, право опирается на последний способ: лишение свободы, смертная казнь.Мораль опирается только на духовный способ регуляции: на добрый разум, добрые чувства, добрую волю человека. Она апеллирует к социальному чувству и социальной сознательности. Она есть самый совершенный вид социальной регуляции, потому что не использует ни материальные и физические способы регуляции. Мораль нередко превращается в самый бессильный способ регуляции, а значит, в самый несовершенный.

Таким образом, мораль является, прежде всего, видом социальной регуляции. Трагическое противоречие морали состоит в том, что она, по сути своей, самый совершенный вид регуляции, опирающийся на человеческое в человеке. В действительности, мораль оказывается самым нарушаемым видом регуляции, а значит, несовершенным. Шарль Фурье называл мораль «бессилием в действии», Фридрих Ницше считал мораль уделом слабых. Современная этическая теория позволяет доказать противоположное: мораль – удел сильных разумом, волей и духом людей.

Специфика морали

Специфика – это особенное, единичное, уникальное в исследуемом объекте. Это то, что отличает изучаемое явление от родственных ему явлений. Рассмотрим два уровня специфики – объектную специфику морали (мораль изучается как целостный, абстрактный, идеальный объект). Второй уровень – субъектная специфика морали (мораль изучается как особые качества морального субъекта – носителя морали).

Объектная специфика морали включает четыре признака:

1. Историческая долговечность морали – мораль возникает раньше других видов социальной регуляции, за моральной регуляцией возможно будущее.

3. Деятельностная необособленность морали – мораль является аспектом всех других видов деятельности: экономической, политической, правовой, религиозной и т. д., по причине все той же универсальности разрешаемых ею противоречий.

4. Неинституциональность и всеинституциональность морали – у морали нет специфических социальных институтов, выполняющих ее функции. Однако неинституциональность мы можем признать как всеинституциональность, потому что от каждого института мы ожидаем выполнения моральных функций.

Субъектная специфика морали.

1. Моральная сознательность – правильное осознание и правильное выполнение моральных требований. Осознание – зеркальное отражение реальности. Сознательность – ценностное оценочное отражение реальности, сознательность это качество поступка.

2. Добровольность. В «Философии права» Г.В.Ф. Гегель пишет, что «воля сама по себе ни добра и ни зла», «воля… – это стремление сознания сообщить себе наличное бытие».

Качества, благодаря которым мы можем проявлять свободную волю, это:

1. Моральная привычка – автоматизм следования долгу, не требующий длительных раздумий, длительного принятия решения, волевого усилия для совершения поступка.

2. Морально-нравственная потребность, которая управляет добрыми поступками, совершаемыми не по долгу, не по обязанности, а в силу естественной необходимости, в силу того, что иначе человек поступать не может (он не просто привычно честен, он не может солгать).

3. Бескорыстие – специфический моральный мотив (это объяснительный принцип деятельности, отвечающий на вопрос «ради чего?» человек поступает так, а не иначе, это – неявная, отдаленная во времени, но подлинная цель и ценность поступка).

Три признака бескорыстия:

1. Отсутствие мотива выгоды (незаинтересованность человека в выгоде). Выгода – это лишь разновидность пользы, достигаемая одним человеком за счет причинения ущерба пользе других. Это польза, основанная на обмане и лжи (выгадывать – хитрить, обманывать, обмишуривать, объегоривать). Стремление к выгоде может провоцироваться завистью. Зависть – это «религия душевных калек» (Ф. Искандер). Зависть – это «негодование ничтожества перед достоинством». Моральная культура межличностных, деловых отношений предполагает их осуществление на взаимо-полезной, взаимо-благоприятной основе.

2. Отсутствие мотива благодарности, награды, за совершенное добро. «Высшая награда за добродетель – есть сама добродетель» (Сенека). Рассчитывать или ожидать благодарность за добро не следует, но необходимо воспитывать культуру благодарности в себе и других, т. к. культура благодарности – это культура «взаимности в добре». Ожидание благодарности за совершенное добро делает это добро небескорыстным.

3. Приоритет общественного над личным. Мораль, как хранительница общности, как внутренняя консолидирующая сила, адаптирует индивида к различным социумам, «встраивает» часть в целое, учит часть жить по законам целого, обеспечивает нормальную жизнедеятельность целого, а, значит, и его частей. Этот приоритет объективен, ведь часть не может быть значимей целого. Значит неправомерно это отрицать «Я никому ничего не должен».

Структура морали

Характеризуя структуру морали, можно выделить два блока элементов: моральное сознание и моральную практику.

В структуре моральной практики выделяют следующие элементы:

1. Моральные отношения – специфический вид социальной связи, в которую вступают субъекты в процессе моральной деятельности.

2. Моральная деятельность – специфический вид социальной деятельности, представляющий собой реализацию моральных требований и ценностей.

3. Моральное поведение. Всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму.

4. Поступок – единица моральной деятельности. Все действия делятся на действия – операции и действия – поступки. Каждый поступок – действие – операция, но не каждое действие – операция является поступком. Поступок высвечивает значимость действия – операции для самого человека и других людей. Отказ от действия также может быть поступком. Поступок совершается в ситуации морального выбора.

Моральное сознание – это специфический вид сознания, представляющий собой отражение моральных требований, ценностей, конкретных моральных ситуаций.

1. Субъект (носитель). Субъектная структура: общественное моральное сознание, классовое моральное сознание, этническое моральное сознание, национальное моральное сознание, индивидуальное моральное сознание.

2. Уровень. Уровневая структура (уровень отражения действительности): обыденный уровень морального сознания, теоретический уровень морального сознания. Специфика обыденного уровня морального сознания: знания спонтанны, случайны. Знания на уровне явлений, которые не дают целостного понимания морали. Специфика теоретического уровня морального сознания: этика – это вторичная рефлексия морального сознания. Знание о сущностях, законах, которое носит систематизированный характер. Теоретический уровень морального сознания важен, так как он избавляет от нигилизма в обыденном сознании, от обыденного субъективизма и плюрализма.

3. Элемент. Элементная структура (конституирующие функции сознания.)

Отражение. (Сознание – знание). Интеллектуальная сфера морального сознания. Знания: обыденные, теоретические, абстрактные, конкретные, созерцательные, практически – действенные, отстраненные (безразличные), переживаемые (имеющие личностный смысл, например, добродетель).

Отношение. (Сознание – отношение). Чувственно – эмоциональная сфера. Диапазон моральных чувств и эмоций широк: от ситуативных эмоциональных реакций до великих гражданских скорбей и радостей. В. Соловьев размышлял об основаниях нравственности в работе «Оправдание добра». Он выделил три истока или естественных начала нравственности: стыд, жалость и благоговение.

Управление деятельностью. (Сознание – управление.). Волевая сфера.

Управление складывается из трех подфункций:

• Планирование. Планирование проявляется в целеполагании, выборе средств, мотивации, прогнозе результатов. Своеобразие планирования в моральном сознании заключается в том, что благая цель требует благих средств. Мотив – оправдательный принцип деятельности, скрытая цель. Отвечает на вопрос «ради чего?». Интегральный мотив – бескорыстие.

• Прогноз результата – перспективная ответственность (хронос). Собственно регулирование ответственности.

• Контролирование – установление соответствия цели и результатов, моральная оценка деятельности.

Моральная оценка – специфический вид оценки, представляющий собой способ выявления моральной значимости явлений.

Объекты моральной оценки:

1. Человек, его качества, помыслы, поступки.

2. Социальная реальность (взаимоотношения субъектов).

3. Явления природы через призму блага для человека и общества.

4. Хронос: прошлое, настоящее и будущее.

Субъект моральной оценки:

Субъект моральной оценки – ее носитель и выразитель. Выразитель моральной оценки может быть как единичным субъектом, так и общностью. Если субъект и объект совпадают в одном носителе – это самооценка. Высшее проявление самооценки – совесть. В совести человек переходит от морали к нравственности.

Критерии моральной оценки.

1. Конкретно – исторический критерий: принятые в данном обществе, в данный период времени представления;

2. Универсальный критерий – гуманизм.

Виды моральной оценки поступков.

Главный объект моральной оценки – поступок. Поступок – единица моральной деятельности. Поступок – действие, имеющее отношение к благу людей.

ЦельСредстваМотивРезультатХарактеристика поступка
++++Морально – идеальные поступки. Свойства морально – идеальных поступков: непротиворечивость, целостность, результативность.
+++Морально – оправданные поступки.
+++Морально – допустимые поступки.
???+Легальные, морально – правильные поступки. «Сообразно с долгом», но не «ради него».

Система моральных требований.

Регуляция (управление) моральной деятельностью опирается на систему моральных требований. Моральное требование – эталон разрешения универсальных противоречий:

Признаки моральных требований.

1. Единство содержательности и императивности.

2. Единство должного и сущего. Всякое требование – эталон должного. Всякое должное укоренено в сущем, в реальности. И если такой укорененности нет, то отсутствует конструктивность должного.

3. Единство образца и запрета. Моральные требования нередко формулируются в форме запрета. Природа морали предпочитает выражать требования в виде образцов.

4. Бессубъектность моральных требований. Требование всеобще и универсально.

Структура морального требования:

Гипотеза – предполагаемый адресат морального требования.

Диспозиция – форма выражения требования.

Санкция – система мер, применяемых в случае несоблюдения требований.

Система моральных требований.

всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму. всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму фото. картинка всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму. смотреть фото всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму. смотреть картинку всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму.

Моральный идеал, моральные принципы жизнедеятельности – стратегия, определяющая будущее, вертикаль развития.

Моральные нормы деятельности, элементарные правила поведения – тактика, конкретика, повседневность, горизонталь развития.

Элементарные правила поведения. Этикет.

Существует два вида поведенческой культуры. Универсальная и этикетная. В основе универсальной поведенческой культуры лежит принцип равноценности человеческих достоинств. Формы проявления: вежливость (доброжелательность), искренняя симпатия, такт. Такт – неписанное соглашение не замечать оплошности другого. Такт – чувство меры во всем. В основе этикетной поведенческой культуры лежит принцип неравноценности. Этикетная культура иерархична: «Свой – Чужой». При дворе королей этикет также призван подчеркнуть иерархию.

Моральные нормы деятельности.

Классификация социальных норм:

• Нормы регламентирующие (процессуальные), определяющие порядок действий. Например, регламенты, уставы.

• Иерархично–субординационные нормы. Нормы в сферах политики, права, религии, морали. Субординация – контроль взаимодействия.

В чем заключается специфика моральных норм?

• Носят более обобщенный характер, чем правила поведения (этикетные нормы). Чем выше степень обобщенности норм, тем ниже их императивность.

Моральные принципы и моральные идеалы.

Моральные принципы и идеалы носят еще более обобщенный характер, чем нормы. У них ниже императивность, выше степень свободы морального выбора. Если правила и нормы регулируют, то принципы и идеалы ориентируют. Принципы поддаются кодификации. Из них составляются кодексы, которые становятся основой идеологии. Моральные принципы меняются во времени, но они необходимы. Например, «моральный кодекс строителя коммунизма» или «кодекс корпоративной этики» в определенной организации.

Моральный идеал – это высший эталон должного.

1. Программные: программа развития.

· персонифицированные (реальное воплощение морального идеала);

· полиперсонифицированные идеалы (собирательный образ идеала).

3.Критические: с точки зрения идеала возможно критиковать несовершенство реалий.

Ни одна функция не должна абсолютизироваться и гипертрофироваться.

Функции морали

5. Ценностно-ориентационная (предпочтительное отношение к ценностям);

6. Мировоззренческая и мироотношенческая (установки абстрактного и практического отношения к миру);

7. Универсальной коммуникации человека с миром;

8. Универсальная адаптация человека к миру;

10. Спасения человека и человеческого рода от само- и взаимоуничтожения.

Функции морали: регулятивная, познавательная, воспитательная, оценочная, ценностно-ориентационная. Переход к нравственности осуществляется через функции: мировоззренческую и мироотношенческую, универсальной коммуникации человека с миром, универсальной адаптации человека к миру, человекотворческую, спасения человека и человеческого рода от само- и взаимоуничтожения. Таким образом, мораль формирует социумное мировоззрение и мироотношение; мораль есть хранительница общности. Нравственность формирует универсумную парадигму мировоззрения и мироотношения.

• Мораль относится к роду социальных регуляторов.

• Сущностные признаки морали: регулятивность, историчность, социальность, социальная неоднородность, определенное место в системе социальных регуляторов.

• Объектная специфика морали включает четыре признака: историческую долговечность, всеобъемлемость, деятельностную необособленность, неинституциональность и всеинституциональность.

• Субъектная специфика морали включает в себя: моральную сознательность, добровольность и бескорыстие.

• В структуре морали можно выделить два блока элементов: моральное сознание и моральную практику.

• Функции морали: регулятивная, познавательная, воспитательная, оценочная, ценностно-ориентационная. Переход к нравственности осуществляется через функции: мировоззренческую и мироотношенческую, универсальной коммуникации человека с миром, универсальной адаптации человека к миру, человекотворческую, спасения человека и человеческого рода от само- и взаимоуничтожения.

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы сущностные характеристики морали?

2. Что отличает мораль от других видов социальной регуляции?

3. Перечислите признаки объектной специфики морали.

4. Перечислите признаки субъектной специфики морали.

5. Какое условие необходимо, чтобы воля человека стала злой (по Г.В.Ф. Гегелю)? Какие условия необходимы для доброй воли?

6. Почему бескорыстие определяется в качестве морально-нравственного мотива?

7. Что такое «моральная оценка»? Каковы ее критерии?

8. Перечислите виды моральных оценок поступков.

9. Каковы определение и признаки моральных требований?

10. Каковы функции морали и нравственности? Объясните переход (характеризуя функции) от моральной регуляции к нравственному способу освоения действительности.

2. Гусейнов, А.А. Этика : Учеб. для студентов вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М. : Гардарики, 2002. – 472 с.

3. Дробницкий, О. Г. Моральная философия : Избранные труды / О.Г. Дробницкий ; Сост. Р.Г. Апресян. – М. : Гардарики, 2002. – 523 с.

4. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм ; пер. А.Б. Гофман. – М. : Канон, 1996. – 432 с.

5. Золотухина-Аболина, Е В. Современная этика : учеб. пособие для студентов вузов / Е.В. Золотухина-Аболина. – М.; Ростов н/Д : МарТ, 2005. – 413 с.

6. Этика : Учеб. для студентов филос. фак. вузов / А.А. Гусейнов, Е.Л. Дубко, С.Ф. Анисимов и др. ; Под общ. ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. – М. : Гардарики, 2000. – 493 с.

7. Этика : энцикл. слов. / [С.С. Аверинцев, И.Ю. Алексеева, Р.Г. Апресян и др.] ; под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова ; Ин-т философии Рос. акад. наук. – М. : Гардарики, 2001. – 669 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *