втб банковская ячейка для сделок с недвижимостью
Банковская ячейка или депозит: как безопасно провести сделку с квартирой
Сделка с недвижимостью — процесс волнующий, увлекательный и нервный; особенно в тот момент, когда речь заходит о денежных расчетах. Когда платить деньги за квартиру? В момент подписания договора? А если сделка не состоится? После регистрации перехода права собственности? А вдруг покупатель потом не заплатит, а квартира уже будет принадлежать ему?
За пределами Москвы и Санкт-Петербурга люди больше доверяют друг другу, а потому сделки чаще проходят на доверии: условия определяет либо продавец, либо покупатель. В двух столицах, а также в некоторых других крупных городах России суммы при покупке недвижимости более внушительные — а люди более подозрительные. Из-за этого участники сделок используют способы, позволяющие безопасно (как они считают) осуществлять расчеты, соблюдая баланс интересов покупателя и продавца. Рассмотрим плюсы и минусы наиболее популярных способов расчетов по сделкам.
Способ № 1: банковская ячейка
На сегодняшний день наличные деньги — это самый популярный способ расчетов по сделкам среди граждан России. Поэтому расчеты с использованием банковской ячейки встречаются наиболее часто. Принцип следующий: покупатель и продавец совместно арендуют банковскую ячейку, закладывают в нее деньги, предназначенные для оплаты квартиры, и прописывают в договоре аренды особые условия доступа к ячейке. Эти условия должен контролировать банк.
Все выглядит вроде бы просто и вроде бы надежно: если сделка состоялась, деньги получает продавец, если нет — покупатель. Но это на первый взгляд. Продавец может подделать выписку из ЕГРП, чтобы получить деньги из ячейки — сделка при этом может не состояться. Это действительно возможно: подделать выписку довольно просто, так как у нее нет никаких степеней защиты. В банке документы проверяет рядовой менеджер, который не является экспертом по фальсификации документов.
Если выписка предъявлена, банк должен допустить продавца к ячейке. Конечно, со стороны продавца это чистый криминал — против него можно возбудить уголовное дело, а банк попытаться привлечь к ответственности за ненадлежащую проверку документов. Правда, все это займет много времени и не факт, что деньги в итоге удастся вернуть.
В то же время покупателю нужна квартира, а не деньги — иначе он изначально не пошел бы на сделку. Соответственно, ему нужно будет сразу накладывать арест на квартиру и не допускать ее продажи третьему лицу. Может, деньги вернуть и не получится, но цель сделки — квартиру — отстоять возможно. Главное здесь — действовать быстро, решительно и юридически грамотно.
Вторая сложность — регистрацию могут приостановить на достаточно длительный срок, который перекрывает стандартный срок аренды банковской ячейки. Здесь рецепт простой: сразу арендуйте ячейку на больший период времени, чтобы не переживать по поводу возможной приостановки, а также внимательно следите за ходом регистрации. Можно прописать в договоре, что, если регистрация перехода права собственности не состоится в течение 45 дней, договор прекращает свое действие и стороны обязаны вернуть все полученное по сделке.
Третий сценарий — кража денег из ячейки. Такое тоже случается, но редко. Возможно, многие помнят нашумевшую историю, когда грабители проникли сквозь черный ход в хранилище одного крупного банка и похитили ценности из многих ячеек. В нашей практике был случай, когда банк «по привычке» открыл ВИП-клиентке ячейку с деньгами по сделке, решив, что она вскрывает свою личную ячейку. Хорошо, что у клиентки не было намерения украсть деньги и все закончилось благополучно. Так или иначе, инцидент показывает, что подобное изъятие денег в принципе возможно.
В стандартной ситуации банк не несет ответственности за содержимое ячейки — только за ее сохранность и ограничение доступа к ней. Иными словами, если продавец вскрывает ячейку и видит там пустоту, банк может сказать: «Вы туда ничего не клали». Спасти от такой ситуации может опись вложения, заверенная банком. В этом случае банк будет нести ответственность не только за сохранность, но и за содержимое ячейки. К сожалению, не все банки предоставляют такую услугу, однако воспользоваться ею стоит. Впрочем, опись вложения вряд ли устроит тех, кто не указывает в договоре полную стоимость недвижимости, передавая часть денег неофициально.
Способ № 2: аккредитив
Образно говоря, аккредитив — это банковская ячейка для безналичных денег. Банк обязуется перевести деньги со счета покупателя на счет продавца после предъявления определенных документов. Например, той же самой выписки из ЕГРП. Риски, связанные с приостановкой регистрации и подделкой выписки из ЕГРП (либо других документов) существуют и здесь. Правда, в ситуации с аккредитивом появляются и дополнительные риски.
Первый риск — отзыв лицензии. В случае приостановки банком расчетов или отзыва лицензии находящиеся на его счетах средства будут заморожены. Если у банка не хватит денег на все выплаты, владельцы счета встанут в общую очередь кредиторов — причем обязательное страхование вкладов на средства на аккредитиве не распространяются. Что делать? Использовать для аккредитивов только крупные банки, у которых точно не отзовут лицензию.
Второй риск — средства могут украсть. Деньги воруют не только из банковских ячеек. Например, нашему клиенту — юридическому лицу, который находился на расчетно-кассовом обслуживании в банке — принесли фальшивый исполнительный лист, по которому банку следовало немедленно отправить в адрес неизвестного юридического лица 8,5 млн руб. Только внимательность и обстоятельность сотрудников банка помогла избежать пропажи денег. Представители банка позвонили клиенту, а потом связались с судом и установили, что такой исполнительный лист не выдавался. Но могли и не позвонить.
Тем не менее при соблюдении определенных предосторожностей аккредитив можно назвать удобной формой расчетов. Не нужно возиться с инкассацией крупных сумм, проверять подлинность купюр и потом думать, не украдут ли деньги из ячейки.
Способ № 3: депозит нотариуса
Расчеты через депозит нотариуса стали более актуальными после внесения изменений в действующее законодательство. Речь идет о существенном расширении перечня сделок, которые теперь можно проводить только после удостоверения у нотариуса.
Депозит нотариуса очень похож на расчеты через аккредитив — только в этом случае функции банка выполняет нотариус. После оформления договора купли-продажи покупатель недвижимости перечисляет деньги на депозитный счет нотариуса. После регистрации права собственности продавец обращается с заявлением о передаче денег к этому же нотариусу — и тот передает деньги продавцу после того, как удостоверится, что со сделкой все в порядке.
Сейчас такая форма расчетов используется достаточно редко, так как, во-первых, не все о ней знают, а во-вторых, не каждая нотариальная контора предоставляет такую услугу. Несомненным плюсом является то, что нотариус более тщательно, чем менеджеры банка, проверит документы, подтверждающие успешное проведение сделки. Но и здесь есть один минус: это ответственность нотариуса.
Сейчас ответственность нотариуса обеспечивается всем принадлежащим ему имуществом, а также страховым возмещением по договору страхования гражданской ответственности. В денежном выражении это 5 млн руб. Если этого страхового возмещения окажется недостаточно, то дополнительные деньги должны будут выделить нотариальная палата или компенсационный фонд Федеральной нотариальной палаты. Правда, выплаты из такого компенсационного фонда имеют существенные ограничения по одной сделке. На практике это означает, что при наличии проблем компенсации может просто не хватить для покрытия убытков по крупной сделке.
У каждого из описанных способов проведения расчетов есть свои преимущества и недостатки. Любители наличных расчетов никуда не денутся от использования банковской ячейки. В этом случае желательно сделать опись вложения и выбрать нейтральный крупный банк. При безналичных расчетах лучше использовать аккредитив в крупном финансово-устойчивом банке. Поклонники нотариальных сделок смогут воспользоваться сравнительно новым инструментом — расчет через депозит нотариуса. Правда, при крупных сделках я бы все-таки отдал предпочтение аккредитиву в надежном банке.
Аренда индивидуального банковского сейфа (ИБС)
Для хранения документов и ценностей, а также проведения сделок купли-продажи недвижимости
Срок аренды
от 1 дня до 365 дней
Высота ячейки
Кто может оформить
физическое или юридическое лицо
Современные технические средства, обеспечивающие полную неприкосновенность содержимого ячеек
Автоматическая пролонгация — при подключении услуги вам не надо посещать отделение для продления договора Отделения банка с хранилищами работают:
с 9:00 до 20:00 по будням,
с 10:00 до 17:00 по субботам.
Отсутствие дополнительных плат (залог за ключ, гарантийный взнос и т.д.)
Использование для разных целей
Сейфовую ячейку можно открыть только с помощью двух различных ключей: один хранится в банке, второй — у вас или вашего доверенного лица. Это означает, что сейф можно открыть исключительно в вашем присутствии или присутствии доверенного лица.
Доступ к сейфовой ячейке предоставляется в дни и часы обслуживания клиентов в банке при предъявлении клиентом ключа и документа, удостоверяющего личность.
Если сейф используется двумя клиентами, банк осуществляет контроль за соблюдением условий доступа, отражённых в договоре.
Получив в пользование сейфовую ячейку, вы можете выдать доверенность на пользование ячейкой третьему лицу.
Клиент — физическое лицо может наделить полномочиями своего представителя на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, оформленной и удостоверенной банком.
Клиент — юридическое лицо может наделить полномочиями своего представителя как по нотариально удостоверенной доверенности, так и по доверенности, удостоверенной руководителем (органом управления) юридического лица.
Вы можете использовать сейфовую ячейку для проведения расчётов по сделкам на крупные суммы, например, при покупке или продаже недвижимости и при любых других крупных сделках. Расчёты через банковскую ячейку оградят вас от возможного мошенничества при сделках и обеспечат своевременную оплату по сделке.
Для таких сделок мы предлагаем вам заключить договор предоставления в пользование ячейки с участием двух клиентов. В банке существует два вида договоров предоставления в пользование сейфа с двумя клиентами:
1. Договор предоставления в пользование ИБС с особыми условиями доступа (совместный доступ) — доступ к сейфовой ячейке осуществляется двумя клиентами совместно в течение всего срока договора.v
2. Договор, по которому срок пользования ИБС разделён на три периода — сначала право доступа к индивидуальному банковскому сейфу даётся двум клиентам совместно, а затем каждому из них по отдельности.
Тарифы
В разных городах действуют различные тарифы. Для определения тарифов за предоставление в пользование ИБС в вашем городе следуйте инструкции:
Аренда банковской ячейки ВТБ
Банковская ячейка – это индивидуальный сейфовый бокс, в котором могут храниться различные ценности, разрешенные законом и условиями банка. Главная цель аренды – уберечь имущество от несанкционированного доступа и утраты, а также сохранить анонимность личности арендатора.
На каких условиях работает аренда банковской ячейки ВТБ, что можно и нельзя хранить в боксе, и есть ли недостатки и альтернативы у этой услуги, расскажет Бробанк.
Зачем используют сейфовые ячейки
Арендуют сейфовые ячейки те, кто уезжает в другой город или страну на длительный срок и хочет обезопасить ценные вещи и бумаги из квартиры или офиса. В металлический бокс можно поместить ювелирные украшения, драгкамни и металлы, деньги, произведения искусства, бумажные или электронные носители информации.
ВТБ предоставляет услугу хранения ценностей на определенных условиях:
Компания обеспечивает надежность всех сейфовых ячеек, в которых находятся ценные вещи, а также конфиденциальность личности и данных об арендаторе. Более длительный срок аренды ячейки обсуждается в индивидуальном порядке с каждым клиентом.
Используют сейфы не только при отъезде из страны или города. Этот способ хранения ценностей подходит при:
Услуга оказывается дешевле, чем установка домашней сигнализации, а защищает от кражи более эффективно. Потому что помещение с сейфовыми боксами находится под круглосуточной охраной сотрудников отдела безопасности банка, а также под механической, компьютерной защитой и видеонаблюдением.
Суть аренды
Арендатор сейфовой ячейки получает доступ к металлическому боксу ВТБ на протяжении определенного периода за установленную банком стоимость. При этом сейф остается в том представительстве банка, которое обеспечивает сохранность предметов, помещенных в ячейку и конфиденциальность сведений о владельце. Боксы не покидают здание ни при каких обстоятельствах.
Для аренды ячейки нужен договор с банком. В документе указаны все условия и требования при хранении ценностей. Оформить услугу можно для двух лиц одновременно. При этом в договоре прописывают правила доступа к сейфу обоих арендаторов или только одного из них.
Услуга аренды сейфа в банке ВТБ доступна не только в Москве, но и в других крупных городах. В каком из офисов можно оформить услугу уточняйте на сайте или по горячей линии.
На каких условиях сдают боксы
Условия аренды ячейки ВТБ прописаны в договоре между банком и арендатором. У клиентов-арендаторов несколько прав и гарантий:
Банковские сотрудники ВТБ покидают помещение, когда клиент вскрывает бокс. Они не контролируют действия, которые проводят арендаторы при работе с ячейками. В этот момент в помещение не входит никто из других клиентов или сотрудников банка.
Те клиенты, которые опасаются встречи с другими лицами во время выхода из сейфового помещения, могут назначить доверенное лицо. Его личность, данные и полномочия также прописаны в договоре аренды.
Какие предметы можно и нельзя поместить в бокс
В сейфовых ячейках ВТБ можно хранить любые ценные вещи:
Объекты, которые запрещено помещать в сейф:
К хранению ценных предметов в сейфах ВТБ прибегают в случае отъезда, ремонта, переезда, съеме квартиры. А также для сохранности от действий третьих лиц – кражи, порчи, несанкционированного доступа. Кроме того сейф нужен, чтобы обезопасить ценности от любых стихийных бедствий и обстоятельств непреодолимой силы – пожара, наводнения, землетрясения.
Как оформить услугу
Для оформления аренды сейфового бокса ВТБ:
Будьте внимательны к ключу от сейфа. При его поломке или утере не только заберут залоговую стоимость на восстановление, но и будет утрачен доступ к ячейке на период изготовления нового ключа.
Задаток за ключ не вносят клиенты, которых хранят в сейфовой ячейке задок по сделкам ипотечного кредитования, если кредит оформлен в ВТБ.
Доступ других лиц к ячейке
Попасть в помещение с сейфовыми ячейками можно только в часы работы отделения. Если бокс арендован на двух человек, банк контролирует выполнение условий доступа по договору.
При заключении договора аренды можно оформить доверенность на представителя, который получит полный доступ к имуществу в сейфе. Документ должны быть заверен нотариусом. Но кроме нотариуса, доверенность на физическое лицо можно оформить в банке. Для наделения полномочиями доверенного лица от компании – доверенность дополнительно заверяет руководитель юрлица.
Для проведения имущественных или других наличных сделок можно оформить доступ к ячейке на двух лиц. Это обезопасит стороны от столкновения с мошенниками.
В ВТБ предусмотрены 2 варианта договоров, по которым доступ получают одновременно два клиента:
Второй вариант популярен при покупке недвижимости. Его часто пользуются риэлторы или напрямую участники сделки. Покупатель оставляет деньги в ячейке, а продавец получает к ним доступ после оформления документов на недвижимость. При этом продавец теряет право на вскрытие сейфовой ячейки, если покупатель к определенному сроку выполняет оказанные в договоре условия.
ВТБ предлагает клиентам дополнительные услуги – устройства для пересчета денег и определения подлинности банкнот. Ими пользуются, когда проводят сделки за наличные. Если купюр слишком много их сложно подсчитывать вручную. Детектор банкнот заказывают при сделках не только с иностранной валютой, но и российскими рублями. Не у всех граждан достаточно опыта для определения подлинности денежных знаков даже своего государства, особенно если с наличностью приходится сталкиваться не так часто.
Оплата за аренду
Арендная плата для каждого клиента установлена на индивидуальных условиях. Цену за съем сейфового бокса определяют в зависимости от размера и длительности срока аренды. Можно выбрать один из 3 тарифов, которые предлагает ВТБ. В каждом регионе действуют свои тарифы. Узнать, какие цены действуют в выбранном отделении банка, можно у сотрудников, на сайте или по горячей линии.
Условия по первому тарифному плану для Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга:
Размер бокса | 1-60 суток, в руб. | 61-180 суток, в руб. | 181-365 суток, в руб. |
До 10,9 см | 2480 | 6190 | 10 040 |
От 11 до 29,9 см | 4280 | 10 670 | 14 750 |
От 30 см | 6150 | 13 800 | 22 450 |
Условия по второму тарифному плану для Владивостока, Перми, Волгограда, Екатеринбурга и ряда других городов:
Размер бокса | 1-60 суток, в руб. | 61-180 суток, в руб. | 181-365 суток, в руб. |
До 10,9 см | 1300 | 2900 | 5050 |
От 11 до 29,9 см | 2450 | 5000 | 7800 |
От 30 см | 3350 | 8100 | 12 250 |
Условия по третьему тарифному плану для Ижевска, Астрахани, Брянска, Благовещенска, Читы, Якутска и многих других городов:
Размер бокса | 1-60 суток, в руб. | 61-180 суток, в руб. | 181-365 суток, в руб. |
До 10,9 см | 1250 | 2750 | 4850 |
От 11 до 29,9 см | 2350 | 4800 | 7500 |
От 30 см | 3250 | 7750 | 11 800 |
В оплате за аренду сейфа включают комиссию за комплект ключей. Эти деньги возвращают тогда, когда завершен срок договора и возвращены ключи от ячейки. Штраф за порчу имущества, потерю ключа, замену замка или вскрытие бокса без ключа – 7500 рублей. Оплата за пользование сейфом свыше оговоренного срока составляет 150 рублей за 1 день.
Макс. сумма | 5 000 000 Р |
Ставка | От 5,9% |
Срок кредита | До 7 лет |
Мин. сумма | 50 000 руб. |
Возраст | 18-70 лет |
Решение | От 2 минут |
Предварительное бронирование
На сайте ВТБ можно забронировать ячейку заранее. Для этого:
После этого система подсчитает предварительную стоимость аренды. В офисе банка ее могут незначительно скорректировать в ту или другую сторону.
Недостатки хранения ценностей в сейфе банка
Несмотря на очевидные преимущества хранения ценных вещей в сейфах ВТБ, у услуги есть и недостатки:
Чаще всего арендуют сейфовые боксы в ВТБ для хранения ценностей, если возникают опасения за доступ к ним, а не когда стремятся заработать.
Альтернатива банковской ячейке
Заменить сейфовую ячейку можно, но не всегда это будет также эффективно и надежно. Однако в некоторых случаях на альтернативном варианте хранения можно заработать, а не тратить свои деньги:
Ценности | Альтернатива |
Наличные деньги до суммы в 1,4 млн рублей | Банковский вклад, накопительный, сберегательный или зарубежный счет, если речь идет об иностранной валюте. Банковская накопительная карта с процентом на остаток |
Наличные деньги больше суммы в 1,4 млн рублей | Несколько банковских вкладов или накопительных карт в разных банках, каждый из которых в одном учреждении не превышает 1,4 млн. |
Другие ценности | Оборудование домашнего сейфа или подключение квартиры, дома, офиса к сигнализации |
Золото или другие драгметаллы | Если речь о покупке слитков, ячейку банка можно заменить хранением в домашнем сейфе. Если о вложении в драгметаллы, то альтернатива обезличенный металлический счет |
Стоимость от | 0 Р |
Кэшбек | До 20% |
% на остаток | До 7% |
Снятие без % | До 350000 р. |
Овердрафт | Нет |
Доставка | Банк/курьер |
Наличные деньги не обязательно просто хранить. Их можно вкладывать с разные активы и инвестировать через брокерские и индивидуальные инвестиционные счета. В последнем случае у владельца ИИС появляется дополнительная выгода. Можно вернуть инвестиционный налоговый вычет и увеличить тем самым свою прибыль. При аренде сейфа в банке у клиента нет такой возможности.
Комментарии: 0
Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:
4 риска потерять деньги при заключении сделки с недвижимостью
Передача денег — самый главный этап покупки недвижимости. И самый ответственный, поскольку речь идет о крупных денежных суммах. Сегодня мало кто приходит на сделку с чемоданом наличных и просто передает их под расписку. Есть другие, гораздо менее рискованные способы, но и их нельзя назвать на 100% безопасными.
Рассказываем об основных способах взаиморасчетов между продавцом и покупателем, уязвимых местах и о том, на что нужно обратить внимание.
Аккредитив — это, по сути, безналичная форма расчета покупателя с продавцом. Покупатель открывает специальный банковский счет, вносит туда необходимую для покупки квартиры сумму, после регистрации сделки продавец предъявляет банку договор купли-продажи с печатью регистрационной палаты, затем деньги с аккредитива переводятся на его счет.
Каковы риски
Это самый безопасный вид передачи денег, заверяют эксперты рынка недвижимости. Банк выступает в некоторой степени гарантом правильных взаиморасчетов по сделке.
«Во-первых, можно не использовать наличные и, следовательно, легче избежать связанных с ними рисков — краж, фальшивых купюр и т. п., — поясняет управляющий партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая. — Во-вторых, поступление денег на аккредитив, их полную сумму и подлинность удостоверяет банк, а не физическое лицо. В-третьих, при оформлении аккредитивного договора защищена вся сумма, тогда как количество наличных в ячейке никому не известно».
В то же время безналичные расчеты на вторичном рынке жилья не распространены, отмечают эксперты: многие люди вообще не знают, что это такое, и боятся прибегать к такому способу передачи или получения денег. Они зачастую скептически относятся к банковской системе, ведь банки по-прежнему «лопаются», и даже лидеры отрасли подвергаются санации. Поэтому, как отметил брокер агентства недвижимости Century 21 Panorama Realty Константин Ламин, в настоящее время сделки с использованием аккредитива в основном проводятся в крупных банках с государственным участием (Сбербанк, ВТБ).
«При банкротстве финансовой организации люди теряют средства, лежащие на счету в этом банке, а вот содержимое банковских ячеек принадлежит их арендаторам, — добавил директор департамента вторичного рынка компании «Инком-Недвижимость» Михаил Куликов. — К тому же многие клиенты хранят свои накопления в валюте, и они не собираются использовать безналичный расчет, так как опасаются, что колебания валютных курсов могут привести к изменению стоимости недвижимости».
Чаще всего (в 90% случаев) на вторичном рынке Москвы при сделках купли-продажи квартир используют банковские ячейки. Передача денег происходит следующим образом. Стороны заключают договор купли-продажи, после этого покупатель закладывает деньги в банковскую ячейку. Как только право собственности зарегистрировано, продавец берет экземпляр договора, едет в банк, открывает ячейку и забирает деньги. Стоимость аренды банковской ячейки составляет порядка 4–5 тыс. руб. в месяц, которые оплачивает покупатель.
«Договор аренды ячейки может быть и двух-, и трехсторонним, соответственно, в договоре участвуют банк и покупатель или банк, покупатель и продавец, — рассказала управляющий партнер компании «Миэль-Сеть офисов недвижимости» Татьяна Саксонцева. — В договоре аренды ячейки прописываются условия, при которых может быть открыта ячейка и кто может ее открыть. Чаще всего ячейка арендуется на один-два месяца. В этот срок договор купли-продажи недвижимости проходит процедуру государственной регистрации».
Каковы риски
При проведении таких расчетов банк не контролирует закладываемую в ячейку сумму, не проверяет, какие там купюры и сколько их. Существует дополнительная услуга по описи вложения в банковскую ячейку, она платная и ее оказывают не все банки.
«Теоретически здесь возможны мошеннические действия при передаче средств: подмена пакета с деньгами, закладка фальшивых купюр, — пояснил Константин Ламин. — Даже не исключен сговор с сотрудником банка, когда мошенники незаконным путем получают доступ к ячейке. За последние несколько лет подобные случаи были в Москве и Санкт-Петербурге. Поэтому во избежание подобных неприятностей следует выбирать надежные банки, зарекомендовавшие себя, и обязательно заказывать там услугу по проверке подлинности денежных знаков перед их закладкой в ячейку».
Стоимость такой услуги составляет от 0,1% от объема проверяемой суммы. Кроме того, есть компании, предлагающие в аренду счетные машины с возможностью проверки купюры на подлинность. Цена услуги — от 6 тыс. руб. за два часа.
«При сумме сделки более 10 млн руб. уже есть смысл взять в аренду счетную машину, а не пользоваться услугами банка», — советует Мария Литинецкая.
Это еще одна из форм безналичных расчетов, где, в отличие от аккредитива, счетом, с которого происходит перечисление денежных средств по сделке, является специальный счет нотариуса, открытый в банке.
Этот вид расчетов не распространен, он применяется в основном в сделках, требующих обязательного нотариального удостоверения. Для сделок, совершаемых в простой письменной форме, этот способ передачи денег влечет за собой немалые расходы — около 0,5% от суммы сделки.
Каковы риски
Здесь есть два важных момента: доверие к нотариусу, проводящему сделку, а также надежность банка, где у этого нотариуса открыт счет.
«По законодательству, счета нотариусов не входят в конкурсную массу при банкротстве банка. Тем не менее перспектива затягивания процедуры возврата денежных средств со счета нотариуса при банкротстве банка вполне реальна», — считает Константин Ламин.
Передача денег из рук в руки
Это самый старый, простой и при этом самый небезопасный способ передачи крупной суммы денег. В этом случае по договоренности сторон наличные передаются продавцу сразу после подписания договора купли-продажи или после оформления всех документов. На заре рынка недвижимости именно таким образом осуществлялось большинство взаиморасчетов между продавцами и покупателями. Сейчас сделки, в которых деньги передаются из рук в руки, крайне редки. Но все-таки изредка это происходит.
Каковы риски
Рисков, напоминает Михаил Куликов, очень много. Продавцы (особенно если они сильно нервничают во время расчетов) могут банально недоглядеть за покупателями, неправильно подсчитать деньги и получить в результате меньшую сумму. Еще один случай, когда они могут пострадать из-за своей невнимательности, — получение «куклы», то есть сумки с деньгами, где сверху лежат настоящие купюры, а под ними — нарезанная бумага. Наконец, есть риск того, что после передачи денег продавца ограбят. Это может случиться и с покупателем, приехавшим на сделку с большой суммой наличных. Поэтому такой способ передачи денег эксперты настоятельно советуют не использовать совсем.