вторичное распределение перераспределение доходов происходит в форме
Национальный доход, его распределение и перераспределение
Национальный доход (НД) – это чистый продукт общества, или вновь созданная стоимость. Общепризнано, что национальный доход создается в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте, в торговле и общественном питании (частично), в сфере связи (частично).
Его образно называют «национальным пирогом», который нужно разделить между различными слоями общества, социальными группами и отдельными индивидами.
Распределение национального дохода в широком понимании охватывает все сферы общественного производства: непосредственное производство, распределение, обмен и потребление.
На стадии распределения необходимый и прибавочный продукт распадаются на первичные доходы в виде заработной платы, прибыли, процентов, ренты, дивидендов, арендной платы и др. Их разделяют на трудовые и нетрудовые.
К трудовым относятся доходы, создаваемые работниками на предприятиях и в отраслях и поступающие в их индивидуальное распоряжение в форме заработной платы, а также доходы работников города и села от индивидуальной трудовой деятельности и подсобного хозяйства.
К нетрудовым, источник которых – прибавочный продукт, относится часть прибыли предпринимателей, процент, рента, прибыль собственников торгового капитала и др.
При этом часть прибыли, создаваемая производительным трудом предпринимателя, считается трудовым доходом, а нетрудовым – лишь часть присваиваемой им прибыли, превышающая количество и качество его управленческого труда, затрат, связанных с организаторской деятельностью. Что касается ренты, то к нетрудовым доходам можно отнести только абсолютную ренту.
После распределения национального дохода происходит его перераспределение. Оно осуществляется через механизм ценообразования в сфере обращения, уплату различных видов налогов в государственный бюджет, социальные расходы государства, взносы граждан в общественные, религиозные, благотворительные фонды и организации.
Например, через государственные бюджеты в развитых странах мира перераспределяется от 40 до 55 % национального дохода. На основе перераспределения национального дохода формируются вторичные или производные доходы, такие как пенсии, стипендии, зарплата военнослужащим, работникам правоохранительных органов, помощь многодетным семьям и т. д.
Основным источником вторичных доходов являются налоги. Так, из заработной платы среднего американского работника около 33 % высчитывается в форме налогов.
Перераспределение национального дохода осуществляется по официальным (видимым) и неофициальным (невидимым) каналам.
В первом случае это происходит через механизм налогообложения, добровольные взносы в различные фонды, а также через механизм ценообразования, когда государство или компании (как правило, крупные) официально сообщают о том, что цены на определенную группу товаров и услуг будут повышены на столько-то процентов. Такая практика распространена в развитых странах мира.
Во втором случае правительство и компании об этом официально не сообщают, а осуществляют незначительное, но неоднократное повышение цен. Это приводит к постепенному снижению жизненного уровня населения.
Вторичное распределение доходов
Рыночные механизмы не работают там, где им не гарантируется прибыль. Капитал туда не идет. Это касается так называемых общественных благ. Их достаточно много: фундаментальные научные исследования, искусство, литература, культура в целом, на родное образование на всех уровнях, оборона, управление, дороги. Эти блага служат всем и каждому. Кроме того, производство не зависит от благосостояния отдельных граждан, количества потребителей благ.
Например, через реку надо строить мост независимо от того, сколько людей воспользуется им; надо содержать суды независимо от количества рассматриваемых ими дел. Чтобы скорректировать вклад тех или иных граждан в производство названных общественных благ, с граждан взимают налоги независимо от того, воспользуются ли они когда-нибудь данными общественными товарами. С помощью налогов осуществляется вторичное распределение (или перераспределение) первичных доходов.
Налоги — обязательные платежи, которые государство взимает с учетом величины начальных доходов предприятий и населения. Возрастание регулирующей роли государства привело к абсолютному увеличению объема финансовых ресурсов, которыми оно стало располагать, относительному возрастанию доли государства в совокупной сумме денежных средств общества. Если в начале XX в. в ведущих западных странах через государственные финансы перераспределялось 9—18% национального дохода, то с 60 —70гг. — 50 % и более.
На основе использования налогов осуществляется формирование государственного бюджета — самого мощного рычага регули рования рыночной экономики, так как в нем сосредотачиваются все денежные ресурсы страны, которыми располагает и распоряжается правительство.
Государственный бюджет представляет собой форму образования централизованных денежных средств, расходуемых на обеспечение сбалансированного развития экономики, решение социальных проблем населения, обеспечение государственных нужд и запросов. За счет средств бюджета финансируется капитальное строительство, осуществляются фундаментальные научные исследования, ведется подготовка и переподготовка квалифицированной рабочей силы и т.д.
Через государственный бюджет государство осуществляет распределительную функцию, которая направлена, в основном, на уменьшение социального неравенства, путем проведения соответствующей социальной политики. При этом необходимо иметь в виду, что социальный аспект уровня жизни характеризуется тем, сколько государство расходует средств на культуру, образование, здравоохранение, просвещение, каков в стране уровень пенсионного обеспечения, как осуществляется социальная защита населения от бедности и т.д.
Социальная сторона уровня жизни просматривается также в том, какую политику проводит государство по отношению к различным слоям населения: осуществляет уравниловку или дифференцирует поступление доходов.
В социалистической системе хозяйствования проводилась общегосударственная политика выравнивания доходов, сводившаяся обычно к уравниловке. Со временем общество поняло, что уравниловка — зло, тогда на повестку распределения доходов встала проблема их дифференциации, но дифференциация ведет к поляризации интересов. В связи с этим возникает проблема оценки дифференциации доходов — это еще большее зло, чем уравниловка или благо для экономики?
Необходима в этом плане оценка социальных последствий дифференциации доходов. Эти проблемы давно уже оказались в поле зрения экономистов. Каковы же главные причины существования неравенства в распределении доходов среди населения? Таких причин множество, но основными из них можно назвать следующие: различие в способностях, образовании и профессиональной подготовке, сложность и непривлекательность работы, владение собственностью, господство на рынке (для предпринимателей), удача, личные связи, среда.
Люди обладают разными интеллектуальными способностями, большинство из которых унаследовано от родителей и развито обществом. Речь идет о чисто интеллектуальных дарованиях, физических данных и эстетических способностях. Бытовавшее длительное время представление о том, что все дети от рождения равны и лишь позже в зависимости от воспитания появляются различия в дарованиях, по сути, необоснованно.
Общество, социальная среда могут только развить то, что изначально заложено в человеческом организме. Сколько бы ни старались специалисты научить человека петь или играть на музыкальном инструменте, этого не получится, если он не унаследовал задатков от родителей, дедушек и бабушек. Но если эти задатки есть, и они своевременно обнаружены и развиты, человек получает право заниматься особой или исключительной работой и получать за это более высокое вознаграждение.
Образование и профессиональные знания также предопределяют различия в доходах.
Сложность и непривлекательность работы также связаны с размером дохода. Сложный труд — это более квалифицированный труд. Естественно, он вознаграждается выше. Кроме того, есть привлекательные и непривлекательные виды труда. Привлекателен труд юриста, медицинского персонала, но непривлекателен труд мусорщика, уборщицы. Поскольку непривлекательного труда не избежать, обществу приходится вознаграждать такой труд, учитывая степень его «непривлекательности».
«Богатство порождает богатство» — этот тезис относится к роли собственности в дифференциации доходов общества. Здесь речь идет не о процессе реформирования собственности, а о том, что владение собственностью может приносить субъекту собственности определенный доход в виде процента или дивиденда. Так, около 10 % семей в США владеют свыше 70 % всех акций и около 50 % всего недвижимого имущества. Это позволяет собственнику подобных акций и облигаций формировать самый высокий в обществе уровень доходов — 50 тыс. долл. в год и выше.
Стала общеизвестной дилемма: что более рационально с точки зрения результативности производства — равенство или неравенство в доходах? Марксизм и практика социализма утверждали общность интересов, из чего выводился тезис об экономическом равенстве потребителей.
Капитализм дифференцировал работников в зависимости от их вклада в производство, в разной степени вознаграждал их труд. Последнее слово осталось за капитализмом. И, тем не менее, вопрос не ясен и требует ответа. Если допускается неравенство экономическое, значит, допускается и неравенство социальное. Если исходить из необходимости экономического неравенства, возникает вопрос о том, какова должна быть оптимальная степень этого неравенства.
Основной аргумент в пользу равного распределения состоит в том, что оно якобы необходимо для максимального удовлетворения нужд потребителя. Если допустить неравенство, то степень удовлетворения предельной полезности у людей будет разной. При этом общая предельная полезность окажется меньшей, чем если бы распределение дохода было одинаковым (равным). Значит, максимум полезности говорит в пользу равенства распределения доходов.
Противники равенства в распределении доходов утверждают, что способ распределения дохода является важным фактором, определяющим объем производимого и распределяемого дохода. Они исходят из того, что в сфере производительной деятельности уравнять доходы невозможно, здесь обязательно учитываются причины, порождающие неравенство, ибо эти причины логичны и объективны.
Следовательно, наращивать доходы придется вне сферы производства, т.е. в сфере перераспределения доходов, но тогда единственным возможным средством здесь могут выступить налоги. С их помощью можно изъять полученное одним работником и передать другому, но тогда первый потребитель окажется незаинтересованным в получении большего дохода и станет хуже работать. От этого сократится общая часть дохода.
Поэтому справедливым будет замечание, что способ распределения «пирога» влияет на размер самого пирога. Чтобы сохранить стимул для увеличения производства продукции и дохода, следует выдерживать неравенство в распределении дохода. В итоге получается, что равенство доходов необходимо для достижения максимума полезности благ, но обеспечение непрерывного увеличения объема производства требует неравенства в распределении доходов, поэтому вывод должен быть такой: нужно соблюдать неравенство в распределении, но это неравенство должно выдерживаться в разумных пределах, чтобы обеспечить возможный в условиях неравенства максимум удовлетворения потребностей.
В этом отношении представляет значительный интерес, выдвинутый известным американским экономистом М.Фридманом проект «отрицательного подоходного налога» (ОПН), призванный заменить существующие программы борьбы с бедностью. Отрицательный налог должен поддерживать малоимущих, но неподрывать стимулы трудиться и зарабатывать деньги.
Вот как действует схема ОПН. Правительство устанавливает субсидию такого размера, который гарантирует минимально приемлемый уровень существования. Этой «гарантией» в полном объеме могут распорядиться только семьи, не имеющие заработанных доходов. Обозначим ее Т. Это, собственно, и есть отрицательный налог, потому что семьи его не выплачивают, а получают.
Если появляется заработок W, то субсидия понижается на величину WX, где X— некоторый постоянный процент от заработанной суммы. Таким образом, каждое повышение общего дохода семьи равно (100 – X) % прироста заработка. Л’меньше 100 %, поэтому ОПН поддерживает малообеспеченные семьи и в то же время побуждает людей трудиться и зарабатывать деньги.
Когда общий доход семьи достигает некоторого уровня, предопределенного параметра ми Ти X, субсидия обращается в 0. Этот уровень равен ( ) 100. Пусть, например, Т = 10 тыс. долл., X = 50 %. Тогда субсидия становится равной 0 при общем доходе семьи 20 тыс. долл. При дальнейшем повышении дохода человек становится нетто-плательщи ком налога.
Согласно Фридману, более совершенная социальная программа позволит обществу добиться большего равенства и большей эффективности одновременно.
Распределение доходов
Опубликовано 10.06.2021 · Обновлено 10.06.2021
Что такое распределение доходов
Распределение доходов – это стратегия снижения налогов, которая обычно используется людьми с очень нестабильными доходами для снижения общей предельной ставки налога, уплачиваемой с большой суммы дохода. Эта стратегия включает в себя особенно большие источники дохода и разделение суммы, реализованной за период лет, для уменьшения общей суммы уплаченных налогов. Эту тактику также можно использовать, чтобы избежать попадания в более высокую налоговую категорию, что, в свою очередь, приведет к увеличению налоговых обязательств.
ПРЕРЫВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ
Распределение доходов может осуществляться несколькими способами.Лучший вариант для конкретного человека или компании будет зависеть от их конкретных обстоятельств и финансовых приоритетов.Один из способов распределения доходов – продажа в рассрочку.Это когда вы продаете основной актив, и условия продажи диктуют, что покупатель будет производить платежи в рассрочку, которые распределены на более чем один налоговый год.Этот тип соглашения о продаже в рассрочку может позволить продавцу отчитываться о приросте капитала от продажи за несколько лет. Вместо того, чтобы реализовать один значительный скачок дохода за счет единственного события прироста капитала, продавец может сообщить о более умеренном уровне прироста капитала за более длительный период.
Примеры распределения доходов и пояснения
Звезды профессионального спорта и деятели индустрии развлечений являются примерами людей, которые могут захотеть использовать какую-то стратегию распределения доходов, чтобы сгладить волатильность своих потоков доходов.
Еще одно использование распределения доходов, не связанных с выходом на пенсию, в Канаде – это поместить часть дохода в RRSP, а затем снять эту сумму, когда человек решит вернуться, чтобы продолжить обучение.Поскольку RRSP не наказывают людей за досрочное снятие средств, если они используются в образовательных целях, человек фактически будет платить меньше налога на сумму, потому что, будучи студентом, предельная ставка налога будет ниже.
Распределение дохода отличается от усреднения дохода, хотя основной принцип аналогичен.Усреднение дохода, которое в настоящее время доступно в США только фермерам и рыбакам, позволяет налогоплательщику уравновесить типичные колебания дохода в этих отраслях.При усреднении дохода приемлемый бизнес может перенести часть своего дохода с текущего года на три предыдущих года, которые известны как базовые годы. Этот вариант усреднения налога дает лицам, занятым в сельском хозяйстве и рыболовстве, возможность поддерживать своего рода баланс в своих налоговых обязательствах и компенсировать нестабильность, характерную для предприятий этих отраслей.
Первичные и вторичные доходы
Первичные доходы – это доходы, которые образуются в сфере материального производства в процессе создания и первичного распределения вновь созданной стоимости (национального дохода). Такое распределение осуществляется непосредственно на предприятиях и в отраслях, где он создается. Одна его часть поступает в индивидуальное распоряжение работников в форме заработной платы, а также в форме доходов работников города и села от индивидуальной трудовой деятельности и подсобного хозяйства. Вторую часть (дополнительный продукт в форме прибыли) присваивают владельцы средств производства и капитала в виде предпринимательского дохода, процента на капитал, дивидендов, земельной ренты. Эти доходы называют первичными, или основными, поскольку их получают непосредственно те, кто создает национальный доход или являются собственниками отдельных факторов производства. В то же время факторные доходы первичны, поскольку каждый из них связан с определенным фактором производства – рабочей силой, средствами производства, землей.
Величина совокупного дохода всех участников первичного распределения зависит от масштабов производства, его эффективности, производительности труда, а доля каждого из участников (рабочего, владельца средств производства, капитала и т.п.) – от соотношения сил между трудом и капиталом, уровня их организации.
На первичное распределение доходов влияет государственная политика регулирования доходов, которая в странах с социально развитой рыночной экономикой преимущественно сводится к установлению нижнего предела заработной платы, ориентированному на обеспечение прожиточного минимума, а также верхнего предела номинальной заработной платы. Установление верхней границы обосновывается необходимостью борьбы с инфляционными тенденциями и необходимостью снижения издержек производства на единицу продукции, что, в свою очередь необходимо для обеспечения высокой конкурентоспособности национальной экономики, поощрения к накоплению капиталов.
Механизм, степень и характер государственного регулирования первичных доходов в различных странах неодинаковы, зависят от развития и состояния экономики, характера производственных отношений, политической системы и других факторов. В то же время они имеют нечто общее во всех странах. В частности, как показывает мировой опыт, доля заработной платы в новой стоимости при первоначальном распределении должна быть не меньше 2/3, а доля прибыли – не больше ее трети. Там, где эта доля прибыли растет за счет уменьшения заработной платы, происходит снижение заинтересованности рабочих в продуктивной работе, имеют место трудовые конфликты, которые негативно сказываются на производстве, его эффективности.
Производные (вторичные) доходы – это доходы, которые получают работники нематериальной сферы, а также неработоспособная часть населения в процессе перераспределения первичных доходов (национального дохода). Такое перераспределение необходимо, поскольку на стадии распределения национального дохода не учитываются потребности нематериальной сферы (образование, здравоохранение, культура, оборона социальная защита нетрудоспособной части населения и др.). Перераспределение национального дохода осуществляется через оплату услуг, систему цен, взносов в фонды социального обеспечения, благотворительных, религиозных фондов и т.д.
Основным инструментом такого перераспределения во всех странах является государственный бюджет. В начале XX в. в бюджетах ведущих капиталистических государств аккумулировалось 5-10% национального дохода (ныне 40-50%). В бывшем СССР через государственный бюджет перераспределялось 2/3 национального дохода. В Украине в 1994 – 83%. Такая чрезмерная концентрация денежных средств в руках государства свидетельствует о высокой степени огосударствления экономики и ее бюрократизации. С демократизацией общественной жизни, разгосударствлением собственности эта доля будет уменьшаться.
Производные доходы население получает из бюджета различных фондов (государственных, частных, благотворительных, профсоюзных и т.д.) в форме заработной платы работникам сферы нематериального производства, пенсий, стипендий, разовой помощи отдельным категориям граждан.
Перераспределение
Первичное распределение
В результате первичного распределения. ВВП распределяется на два фонда: фонд возмещения (ФВ) и национальный доход (НФ).
Возникают ли финансовые отношения в Фонде возмещения (см. схему 3). В орбиту действия распределительной функции попадает часть Фонда возмещения, а именно амортизационные отчисления.
Наиболее характерны финансовые отношения для распределения НД. Именно здесь происходит распределение и перераспределение вновь созданной стоимости между субъектами финансовых отношений: государством, предприятием и населением.
Продукт труда и денежный доход впервые возникают в производственной сфере. Именно с помощью распределительной функции осуществляется первичное распределение вновь созданной стоимости и формирования на ее основе первичных доходов:
Перераспределение охватывает все сферы народного хозяйства: производственную и непроизводственную. В соответствии с этим участниками перераспределение НД являются все предприятия, трудящиеся и неработающие члены общества, государство. В результате перераспределения образуются вторичные доходы:
— заработная плата работников непроизводственной сферы;
— платежи в госбюджет;
— платежи во внебюджетные фонды;
— различные виды доходов, выплат и льгот, получаемые всеми
членами общества, в т.ч. неработающими (пенсии, пособия, стипендии и т.д.)
Что же происходит в результате вторичного распределения?
1) перераспределение части прибыли в виде налогов в бюджет;
2) покрытие затрат на содержание непроизводственной сферы, в том числе выделение ресурсов на оборону;
3) формирование общегосударственных ресурсов для обеспечения
затрат на нужды расширенного воспроизводства, для выполнения комплексных народнохозяйственных программ;
4) формирование и поддержание определенных межотраслевых пропорций;
5) формирование ОФП, из них покрываются затраты на нужды социального страхования, социального обеспечения, затраты общества на здравоохранение, просвещение, культуру и т.д.
Из схемы видно, что имеется большое многообразие в направлениях и формах перераспределительных доходов.
Но наибольший объем перераспределения осуществляется централизовано через бюджет. В государственном бюджете аккумулируется часть первичных доходов предприятий, населения, государства, а затем осуществляется перераспределение в производственную и непроизводственную сферы, а также по территориям, республикам, областям, краям.
В результате вторичного распределения НД формируются и внебюджетные фонды. Из них покрываются затраты на пенсионное обеспечение, медицинское страхование, выплачиваются пособия по безработице, по временной нетрудоспособности и т.д.
Инструментами реализации распределительной функции являются: госбюджет, цены, налоги, кредит, имущественное и личное страхование.
Зная сущность и назначения финансовых отношений предлагается на семинарских занятиях проследить связь этих категорий с финансами.
Рассмотрим эту функцию.
в) контрольная функция
Контрольная функция финансов выражается через целевой финансовый контроль за количественными и качественными параметрами процессов, как мобилизации, так и использовании финансовых ресурсов.
Особая роль рассматриваемой функции определяется возможностью через контроль за движением денежных средств анализировать многие другие аспекты деятельности объекта управления (например, на уровне отдельного предприятия оценивать эффективность его инвестиционной деятельности, а на уровне государства – результативность социальной политики, политики в области национальной обороны).
Финансы, связанные с движением стоимости, выраженной в денежной форме, обладают свойством количественно (через финансовые средства и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы.
Благодаря этому свойству финансы способны «сигнализировать» о том:
1) как складываются пропорции распределяемого ВВП;
2) обеспечивается ли непрерывность воспроизводственного процесса;
3) своевременно и полно ли формируются фонды денежных средств целевого назначения;
4) насколько своевременно поступают финансовые средства в распоряжение субъектов хозяйствования;
5) экономно и эффективно ли субъекты хозяйствования распоряжаются финансовыми ресурсами.
Способность финансов «сообщать» о неполадках и отклонениях позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе стоимостные пропорции. Эта способность проявляется через контрольную функцию финансов.
Контрольная функция финансов – это, прежде всего, контроль рублем в процессе объективно существующих денежных отношений. Поскольку финансы выражают отношения, возникшие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем, как функция финансов – это только контроль реального денежного оборота.
Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода.
Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств.
Финансы как бы «сигнализируют» о положении дел на предприятии (снижения фондоотдачи, невыполнение плана прибыли, невыполнение обязательств перед бюджетом или кредитной системой). «Сигнальные лампочки» свидетельствуют о неблагополучном положении дел на предприятии, а это позволяет принять экстренные меры по улучшению финансового положения.
Исключительно велико значение контрольной функции финансов на общегосударственном уровне, где такой сигнальной лампочкой является государственный бюджет.
Не поступления в полном объеме денежных средств в бюджет ведет к недофинансированию основных статей госбюджета. Это значит, что в финансово-бюджетной политике страны имеются серьезные недостатки, и надо принимать меры по стабилизации финансового положения страны.
О необходимости контрольной функции финансов говорят не только объективные факторы, но и субъективные, т.е. сам человек.
Количество преступлений экономического характера с каждым годом растет.
Количество хищений, совершенных путем мошенничества возрастает. В кредитно-финансовой сфере количество преступлений в последние годы увеличилось. В результате этого госбюджет понес ущерб в десятки триллионов рублей.
Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключается в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
Нельзя отождествлять понятия контрольной функции и понятие финансового контроля. Контрольная функция финансов – это внутренние свойство финансов.
Финансовый контроль – это деятельность людей по использованию контрольной функции финансов.
Вывод. Финансовый контроль, который основан на контрольной функции финансов, приобретает всепроникающий характер, это позволяет контролировать практически любые экономические пропорции. Поэтому роль контрольной функции финансов велика. В своей контрольной функции финансы выступают как мощный экономический рычаг в руках государства.
Функции финансов*** (ред.)
Сущность финансов реализуется в выполняемых ими функциях. В функциях раскрываются свойства финансов как особой экономической категории, ее экономическое назначение. Основной функцией финансов является распределительная. Финансы являются инструментом, с помощью которого реализуются процессы распределения и перераспределения доходов в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. С помощью финансов происходит также регулирование и корректировка этих процессов применительно к условиям социально-экономической и политической организации общества и проводимой экономической и финансовой политике. Следует иметь в виду, что перераспределительные отношения осуществляются не только посредством финансов, но также с помощью цен и кредита. Цены на участвующие в производстве ресурсы, принадлежащие тем или иным собственникам, являются основой распределения доходов между собственниками ресурсов, а с помощью кредита осуществляется привлечение временно свободных средств других субъектов экономических отношений.
Наряду с распределительной функцией финансы выполняют также контрольную функцию. Рассмотрим эти функции более подробно.
Распределительная функция финансов. Общий объем созданных в процессе производства товаров и услуг, произведенных экономическими единицами – резидентами страны в течение какого-либо периода, образует так называемый валовой выпуск товаров и услуг. Часть этих товаров и услуг полностью потребляется в процессе производства и представляет собой промежуточное потребление. Входящие в промежуточный продукт сырье, материалы, топливо, комплектующие изделия и т.п. обеспечивают непрерывность производства. Валовой выпуск за вычетом промежуточного потребления образует стоимость конечных товаров и услуг или вновь созданный валовой внутренний продукт, используемый для потребления населения, инвестиций и экспорта. Распределительная функция финансов обеспечивает процесс формирования у экономических единиц связанных с этим доходов. На основе распределительной функции реализуется основное назначение финансов – обеспечение субъектов экономической деятельности (предприятий, органов государственного и муниципального управления, домашних хозяйств и др.) финансовыми ресурсами в виде фондов денежных средств, необходимых для их деятельности. Реализация этой функции означает определение источников получения средств и осуществление мер по их фактическому поступлению в денежные фонды. Остановимся на этом подробнее.
Основой доходов всех секторов экономики является валовой внутренний продукт. Валовой внутренний продукт может рассматриваться с различных позиций. С позиций производства – это стоимость всех произведенных конечных товаров и услуг. С позиций же использования ВВП рассматривается его распределение на цели конечного потребления, накопление капитала и экспорт. В то же время ВВП отражает общую величину полученных в стране доходов. Стоимость произведенных конечных товаров и услуг, определяемая как добавленная стоимость, характеризует одновременно непосредственное приращение стоимости в производстве и величину образующихся первичных доходов, поскольку за траты на производство ВВП одновременно представляют собой доходы для тех, кто участвовал своими ресурсами в производстве. С этих позиций добавленная стоимость соответствует сумме доходов, образовавшихся в процессе производственной деятельности внутри страны. Это доходы, полученные в результате трудового участия в производстве и владения используемыми в производстве активами. Они выплачиваются из добавленной стоимости, созданной в процессе производства. На уровне экономических единиц, отраслей и секторов экономики компонентами образовавшихся в производстве доходов являются заработная плата наемных работников, потребление основного капитала, валовая прибыль и валовой смешанный доход. Как доходы, образовавшиеся в процессе производства, рассматриваются также взимаемые государством налоги на производство и импорт.
Оплата труда – это трудовой доход, включающий заработную плату (с учетом вознаграждения в натуральной форме) и отчисления на социальное страхование, выплаченные резидентам и нерезидентам. В состав заработной платы включается также скрытая оплата труда. Валовая прибыль и валовой смешанный доход – это та часть добавленной стоимости, которая остается у институциональных единиц после вычета расходов на оплату труда наемных работников и чистых (за вычетом дотаций) налогов на производство и импорт. Они характеризуют прибыль (убыток) в результате производства до учета доходов от собственности. Чистая прибыль и чистый смешанный доход отличаются от валовой прибыли и валового смешанного дохода на величину потребленного основного капитала. В России в 2004 г. доля оплаты труда наемных работников в ВВП составляла 46%, а доля валовой прибыли экономики и валовых смешанных доходов – 40%. В качестве налогов на производство и импорт рассматриваются налоги на продукты и другие налоги на производство. Налоги на продукты взимаются в зависимости от количества продуктов. К ним относятся НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины. В качестве других налогов на производство рассматриваются налоги на отдельные факторы производства – на землю, средства производства и иные используемые в производстве активы, фонд оплаты труда или за право осуществлять отдельные виды деятельности. Налоги на производство и импорт трактуются в качестве первичных доходов государства, поскольку само государство рассматривается как участник воспроизводственного процесса, обеспечивающий необходимые условия для его осуществления.
Эти доходы, прежде чем попасть в руки тех, кто может их использовать на цели конечного потребления и накопление, проходят сложный процесс перераспределения. Перераспределение доходов происходит посредством миллиардов операций, осуществляемых миллионами контрагентов. Эти операции могут проходить последовательно или параллельно. Они взаимозависимы и образуют массу необозримых, переплетающихся финансовых потоков. В целях их систематизации, выявления экономического содержания и характеристики образующихся в процессе перераспределения финансово-экономических категорий масса перераспределительных операций подразделяется на операции первичного и вторичного распределения. С этих позиций можно считать, что доходы, образовавшиеся при производстве товаров и услуг, последовательно проходят стадии первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов и их использования. Эта группировка является схематичной, однако она позволяет выявить экономическое содержание перераспределительных процессов и их последствия.
Первичное распределение доходов. В процессе первичного распределения доходы, образовавшиеся в экономических единицах и секторах экономики, создавших добавленную стоимость, переходят другим экономическим единицам и секторам в связи с тем, что в них используется на платной основе собственность, владельцами которой являются другие институциональные единицы. На этой стадии происходит процесс формирования доходов экономических единиц и секторов экономики как суммы доходов от производства и сальдо доходов от собственности, получаемых и выплачиваемых экономическими единицами в связи с предоставлением в пользование активов на возвратной и возмездной основе. Доходами от собственности называются первичные доходы, полученные от предоставления взаймы или в аренду финансовых и материальных активов для использования их в производстве. К ним относятся проценты, дивиденды, рента за землю и другие природные ресурсы, реинвестируемые доходы от прямых зарубежных инвестиций, доходы от инвестирования страховых технических резервов (страховых фондов), вмененные держателям страховых полисов. Так, например, проценты за кредит, уплаченные банкам институциональными единицами всех секторов, будут отражены в секторе финансовых учреждений в качестве доходов, полученных от собственности.
Страны и их экономические единицы предоставляют друг другу денежные средства и другое имущество для использования и соответственно получают доходы от собственности. Доходы от собственности, полученные от «остального мира», – это проценты по кредитам, предоставленным резидентами нерезидентам, дивиденды и другие доходы, получаемые резидентами от участия в зарубежных акционерных компаниях, реинвестируемые доходы предприятий прямого иностранного инвестирования и т.п. Величина доходов, образовавшихся в процессе производства, скорректированная на сальдо полученных и переданных доходов от собственности для экономики страны в целом характеризует общую величину доходов, получаемых резидентами данной страны в результате первичного распределения, или валовой национальный доход, а за вычетом потребления основного капитала – чистый национальный доход. Национальный доход – это показатель доходов и представляет собой сумму первичных доходов всех секторов экономики, тогда как валовой внутренний продукт рассматривается как показатель, характеризующий результаты производства.
Общий объем национального дохода страны зависит от результатов внутренней производственной деятельности и от сальдо доходов от собственности, полученных из-за рубежа и выплаченных за рубеж. Как правило, сальдо первичных доходов, полученных из-за рубежа и переданных за рубеж, в странах с развитой экономикой является положительным, а в развивающихся странах отрицательным. Поэтому в развитых странах валовой национальный доход больше валового внутреннего продукта, а в развивающихся странах меньше. Это связано с тем обстоятельством, что развитые страны, как более богатые, в большей мере предоставляют в пользование финансовые и материальные ресурсы и получают доходы из развивающихся стран за их использование. Россия имеет весьма внушительный внешний долг, требующий значительных процентных платежей. Кроме того, накопленные иностранные инвестиции в российскую экономику существенно превышают российские вложения за рубежом. В результате в России в 2004 г. валовой национальный доход был меньше ВВП на 2%. За рубеж в виде доходов от собственности ушло 342 млрд. руб. Это составляет более четверти прироста ВВП в этом году.
В результате первичного распределения определяются первичные доходы, остающиеся в распоряжении экономических единиц и секторов экономики и страны в целом. На этом процесс перераспределения не заканчивается. Происходит вторичное перераспределение доходов, образовавшихся у производителей, секторов экономики и экономики в целом в результате распределения первичных доходов.
Вторичное распределение доходов. В результате вторичного распределения формируются так называемые располагаемые (конечные) доходы экономических единиц, секторов экономики и страны в целом. Основным инструментом перераспределения при этом являются трансферты. Финансовые операции, как правило, предполагают участие двух сторон – участников, между которыми происходит движение потоков различной природы. Большинство операций отражает два встречных потока: товары и услуги в одном направлении и деньги или обязательства в противоположном. Однако многие операции представляют собой простые платежи без потока в обратном направлении, т.е. без предоставления в обмен эквивалента (товара, услуги или обязательства). Платежи, при которых сторона, осуществляющая платеж, не получает взамен ничего, называются трансфертами. В данном случае речь идет о текущих трансфертах в денежной форме. К ним относятся текущие налоги на доходы и имущество, отчисления на социальное страхование, пенсии, социальные пособия, страховые платежи и возмещения и др. В отличие от налогов на производство и импорт налоги на доходы и имущество рассматриваются не как первичные доходы государства, а как доходы, получаемые в результате перераспределительных процессов.
Суммы трансфертов, переданных и полученных в результате операций между секторами экономики (без учета операций с «остальным миром») в ходе перераспределительных процессов, в целом по экономике совпадают, поскольку то, что платит один сектор экономики, увеличивает доходы других секторов. Однако по каждому сектору у получателей доходов внутри секторов образуется положительное или отрицательное сальдо переданных и полученных трансфертов. Отдельные секторы оказываются в выигрыше или проигрыше. Как правило, сальдо трансфертов является положительным для сектора домашних хозяйств, которые получают текущие денежные трансферты из бюджета в виде пенсий и других социальных выплат за счет аккумулируемых в бюджете налоговых и иных средств.
В результате перераспределения доходов с помощью трансфертов образуются так называемые располагаемые доходы секторов экономики. Располагаемые доходы определяются, таким образом, как величина доходов после их первичного распределения, скорректированная на сальдо уплаченных и полученных денежных трансфертов. Они распределяются в конечном итоге на потребление и сбережение. Располагаемые доходы секторов экономики – это доходы, которые могут быть использованы сектором экономики на цели потребления и сбережения без уменьшения наличных денежных средств, продажи активов или увеличения обязательств перед другими секторами.
Трансферты осуществляются не только между секторами национальной экономики, но и между национальной экономикой и «остальным миром». Полученные и переданные данной страной текущие трансферты влияют на общий объем доходов страны. В результате этих трансфертов валовой национальный доход трансформируется в валовой национальный располагаемый доход, а за вычетом амортизации – в чистый национальный располагаемый доход. Национальный располагаемый доход – это доход, который может быть использован страной на цели потребления и сбережения без уменьшения наличных денежных средств, продажи активов или увеличения обязательств перед другими странами. Он отличается от национального дохода на величину сальдо трансфертов, переданных за рубеж и полученных из-за рубежа. Наиболее существенными видами трансфертов, переданных или полученных страной, являются правительственные трансферты по программам помощи населению, пострадавшему от войны и стихийных бедствий, выплаты текущих налогов на доходы и имущество, переводы между домашними хозяйствами резидентами и нерезидентами. Если валовой внутренний продукт характеризует производство конечных товаров и услуг, созданных резидентами данной страны, то национальный располагаемый доход характеризует величину доходов, которые резиденты страны могут использовать на конечное потребление и сбережение, т.е. величину совокупного платеже способного спроса на товары и услуги, или, иначе говоря, емкость рынка. В России в 2004 г. отрицательное сальдо текущих трансфертов составило 23 млрд. руб., или 0,2% от ВВП.
Национальное конечное потребление включает суммарные расходы на конечное потребление домашних хозяйств, органов государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Под валовым национальным сбережением понимают превышение валового национального располагаемого дохода над расходами на конечное потребление. Чистое национальное сбережение определяется как валовое национальное сбережение за вычетом потребленного основного капитала. Сбережение является основным источником накопления капитала. Если страна располагает сбережениями, это свидетельствует о том, что не все доходы были использованы на потребление и имеются возможности для увеличения капитала. Если конечное потребление превышает валовой располагаемый национальный доход, это означает, что страна проедает национальное богатство. В России в 2009 г. доля национального конечного потребления в валовом национальном располагаемом доходе составила 66,4%, а национального сбережения – 33,4%. В то же время национальное сбережение использовалось на цели накопления капитала лишь на две трети. Одну треть составили финансовые ресурсы, не нашедшие применения в экономике. Это свидетельствует о серьезных дефектах экономической системы, приводящих к недостаточной заинтересованности владельцев фондов финансовых ресурсов в их использовании на цели развития производства. В развитых странах объемы сбережения и накопления примерно совпадают.
Финансовый баланс. Образование и движение финансовых ресурсов характеризуется финансовым балансом. Следует различать финансовые балансы институциональных единиц, производящих товары и услуги, секторов экономики и страны в целом. Финансовый баланс представляет собой систему взаимосвязанных показателей, характеризующих образование и движение фондов денежных ресурсов. В итоге всех перераспределительных процессов институциональные единицы всех секторов экономики образуют фонды денежных средств, которыми они располагают для использования на нужды потребления и накопления без расходования ранее имевшихся денежных средств, реализации финансовых и нефинансовых активов или привлечения средств на основе принятия долговых обязательств.
Для нефинансовых корпораций и финансово-кредитных учреждений такими располагаемыми фондами являются остающиеся в их распоряжении прибыль и амортизация, для органов государственного и муниципального управления – бюджетные и внебюджетные фонды, для некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, – добровольные взносы, пожертвования, доходы от собственности и получаемая ими прибыль, для домашних хозяйств – заработная плата, доходы от собственности, пенсии и пособия.
Объем располагаемых доходов в финансовых балансах секторов экономики характеризуется суммарной величиной располагаемых доходов входящих в них институциональных единиц с учетом сальдо доходов, переданных ими другим секторам и полученных от них. Располагаемые доходы секторов экономики распределяются в конечном итоге на потребление и сбережение.
В финансовом балансе страны в целом общая величина доходов, которые могут быть использованы на конечное потребление и сбережение, характеризуется национальным располагаемым доходом. Финансовый баланс, характеризующий перераспределение средств между секторами экономики, схематично может быть представлен в виде матрицы, отражающей по строкам доходы и их источники по секторам, а по графам – доходы и их передачу в другие сектора.
Финансовый баланс используется для моделирования финансовых потоков и выработки финансовой политики на основе сравнения различных вариантов.
Финансовый контроль является важным элементом управления финансами. Это контроль за образованием и расходованием финансовых ресурсов всех субъектов экономической деятельности в целях обеспечения интересов и законных прав экономических субъектов в процессе формирования и расходования фондов денежных средств. Финансовый контроль движения денежных фондов осуществляется во всех секторах экономики, включая предприятия, финансовые учреждения, органы государственной власти и некоммерческие организации, и на всех стадиях воспроизводства. Важными элементами финансового контроля является оценка финансового состояния экономических субъектов, оценка их платежеспособности, выработка рекомендаций, направленных на улучшение их финансового состояния.
Объектом финансового контроля является процесс образования, распределения, перераспределения и использования доходов. Контролю подлежат выручка от реализации товаров и услуг, затраты на производство и реализацию продукции, оплата труда, используемые цены и тарифы, прибыль, ее использование и др. Важными направлениями финансового контроля являются проверка соблюдения законодательства и нормативных актов по финансовым вопросам, формирование и исполнение бюджетов, своевременность и полнота выполнения налоговых обязательств перед бюджетной системой и целевое использование бюджетных средств. Объектом финансового контроля является также ведение финансовой документации, ее соответствие установленным нормам.
Субъектами финансового контроля являются органы государственной власти, внутрифирменные контрольные органы и независимые аудиторские организации.
Органы государственной власти осуществляют контроль над бюджетными средствами и финансово-хозяйственной деятельностью государственных предприятий. Финансовый контроль за поступлением и расходованием бюджетных средств осуществляется на стадиях обсуждения и принятия бюджета, в процессе его исполнения и в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджета. Финансовый контроль осуществляется законодательными (представительными) органами, органами исполнительной власти и местного самоуправления, Федеральным казначейством, Министерством финансов, финансовыми органами субъектов Федерации и муниципальных образований, главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств, Таможенным комитетом. Контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты осуществляется налоговой службой. Для контроля над исполнением федерального бюджета Федеральное Собрание РФ создает Счетную палату. В случае обнаружения нарушений бюджетного законодательства виновные несут ответственность в соответствии с Бюджетным кодексом и федеральными законами.
Внутрифирменный контроль осуществляется финансовыми подразделениями предприятий, ревизионными комиссиями, внутренними аудиторскими службами предприятий в целях определения правильности образования и использования финансовых и других ресурсов.
Внешний аудиторский контроль осуществляется независимыми аудиторскими фирмами. Аудит может проводиться по заказу нуждающихся в нем клиентов за вознаграждение на договорной основе, а также по настоянию заинтересованных организаций контрагентов и органов государственной власти. Субъекты хозяйствования могут быть заинтересованы в аудите в целях объективного независимого анализа хозяйственно финансовой деятельности и разработки рекомендаций по финансовой стратегии и повышению эффективности своей деятельности. Органы государственной власти, например, налоговая инспекция, могут заключить договор с аудиторской фирмой в целях проверки правильности бухгалтерского и финансового учета и правильности уплаты налогов. Коммерческие банки и инвестиционные компании могут привлечь аудиторские фирмы для экспертизы финансового состояния интересующего их предприятия.
При аудиторском контроле осуществляется проверка правильности бухгалтерского учета, финансовой отчетности, активов, статистического учета, достоверности выполнения процедур. Наряду с отчетностью анализируется ее соответствие действующему законодательству и нормативным документам предприятий (уставу, учредительным документам, хозяйственным договорам и др.). Внешняя аудиторская проверка не может проводиться аудиторами, являющимися учредителями, собственниками, акционерами, должностными лицами проверяемого субъекта, а также лицами, состоящими с ними в близком родстве. Не могут осуществлять аудит фирмы, по отношению к которым проверяемые субъекты хозяйствования являются учредителями, собственниками, акционерами, страховщиками и кредиторами, а также аудиторские фирмы, оказывающие проверяемому объекту услуги по составлению бухгалтерской и финансовой отчетности.
Финансовый контроль предприятий осуществляется также банками и страховыми организациями при выдаче кредитов и заключении страховых договоров в целях выявления их платежеспособности и финансовой устойчивости.
Основными формами финансового контроля являются проверки, проводимые, как правило, по отдельным направлениям деятельности и ревизии, целью которых является обычно комплексная проверка финансово-хозяйственной деятельности.