вы оставляли заявку на кредит
В кредитной истории появились заявки на получение микрозаймов
Я постоянно проверяю свою кредитную историю. В последнее время замечаю там заявки в МФО, в которые я не обращался.
Думаю, мои персональные данные попали в лапы мошенников. Теперь они периодически пытаются взять деньги за мой счет. К счастью, все микрофинансовые компании пока отказывают, но сама ситуация меня беспокоит.
Можно ли заранее отказаться от получения займов во всех возможных МФО или хотя бы в тех, где оформляют заявки онлайн? Например, написать в Центробанк и запретить выдавать займы по моему паспорту?
И насколько плохо для моей кредитной истории, что в ней появляются записи о заявках на получение займов и отказах в них?
Евгений, возможно, вы подавали заявки на займы, но забыли об этом. Так бывает, когда человек покупает что-нибудь в кредит или в рассрочку. Менеджеры некоторых магазинов рассылают заявки сразу по нескольким МФО по принципу «хоть кто-нибудь да одобрит».
Либо же вы пользовались сервисами для подбора микрозаймов. Такие сайты тоже отправляют заявки по всем организациям, а потом показывают клиенту одобренные варианты.
Если вы уверены, что не пытались оформить заем, значит, мошенники сделали это за вас. Хорошо, что вы регулярно проверяете кредитную историю. Большинство людей этого не делают, поэтому узнают, что на них повесили долг, от коллекторов или от приставов.
Т—Ж писал о том, что обычно делают аферисты с похищенными паспортными данными. Вот, почитайте:
Ситуация неприятная, но не безнадежная. Давайте разберемся, как помешать мошенникам обогащаться за ваш счет.
Где мошенники берут паспортные данные и зачем они им нужны
Я видел множество форумов и телеграм-каналов, где аферисты предлагают сотрудникам государственных и частных компаний заработать. Для этого просят пересылать им сканы паспортов клиентов за вознаграждение.
Вообще-то так нельзя. За подобные действия работнику грозит уголовная ответственность и лишение свободы на срок до 4 лет. Но не всех это останавливает.
Другой вариант похищения паспортных данных — это взлом. Например, человек когда-то отправлял по электронной почте фото паспорта. Злоумышленник может взломать его почтовый ящик, зайти в «отправленные» и найти фотографии.
Почему МФО отказывают мошенникам, которые похитили ваши паспортные данные
Для получения онлайн-займа не нужно идти в офис МФО, показывать свое лицо и оригинал паспорта. Этим и пользуются мошенники — они рассылают заявки с чужими паспортными данными по разным организациям.
В эту ситуацию вынужден был вмешаться Центробанк. Он настойчиво попросил микрофинансистов тщательнее проверять онлайн-заявки.
Вот какие способы для борьбы с мошенниками сейчас применяют МФО:
Еще МФО может распознать мошенника по тому, как он заполняет заявку на займ. Вот как это работает. Есть стандартная модель оформления заявки. Специальная система записывает и анализирует все действия посетителей на сайте. Если человек действует нестандартно — возможно, это мошенник. Его будут проверять тщательнее.
Например, нормальный клиент при первом обращении сначала посещает разделы сайта с условиями предоставления займов и способами возврата. А вот мошенник не читает такую информацию, ведь он не планирует отдавать деньги.
Обычно клиенты заполняют анкету, набирая информацию вручную. А мошенник может скопировать ее из экселевской таблички с персональными данными своих жертв. Еще странно, когда человек начинает писать одну фамилию, потом стирает и вводит другую. Подозрительно, если пишут ФИО или дату рождения очень долго либо с опечатками — обычно люди хорошо помнят, кто они и когда родились.
Таких параметров — сотни, их рассматривают в совокупности. Понятно, что и честный клиент может скопировать свои паспортные данные откуда-нибудь. Но чем больше странностей, тем выше вероятность отказа.
Думаю, что из-за таких проверок мошенникам пока и не удается получить деньги в долг от вашего имени. Но вы правильно беспокоитесь — не все МФО соблюдают инструкции Центробанка и используют эти методы. Рано или поздно преступники могут найти организацию, которая не слишком заморачивается с проверкой клиентов. Если им это удастся, действуйте по нашей инструкции.
Можно ли заранее отказаться от займов во всех МФО
Центробанк тут не поможет — он не ведет списки клиентов, которым запрещено выдавать займы. Решение об одобрении или отказе по заявке принимает сама МФО на основании своих внутренних документов и требований законодательства.
Пока не существует такого места, где можно поставить галочку напротив графы «не давать в долг» и спать спокойно. В кредитной истории тоже нет такой опции.
Вы пишете, что хотели бы запретить МФО оформлять договора на ваши паспортные данные. Для этого придется направить заявление по почте каждой организации. В государственном реестре МФО сейчас 2 тысячи компаний, и постоянно появляются новые. Вы разоритесь на марках.
Как помешать мошенникам получать займы
Даже если мошенники смогут получить займ, у вас будет железное алиби — договор оформлен по недействительному паспорту. Это пригодится при переговорах с МФО или в суде, если до него дойдет дело.
Т—Ж писал, как и где получить новый паспорт:
Как спасти кредитную историю
Отказы микрофинансовых организаций ухудшают кредитную историю. Более того, некоторые кредиторы отрицательно расценивают сам факт обращения в МФО. Даже если клиент получил деньги и полностью расплатился без просрочек. Они считают — раз человек берет в долг на короткий срок под высокий процент, его финансовое положение оставляет желать лучшего.
Вы можете оспорить информацию в кредитной истории. Для начала стоит отправить заявления во все МФО, где мошенники пытались получить деньги от вашего имени.
Укажите в заявлениях, что не обращались в организацию за получением займов. Кто пытался оформить договор по вашим паспортным данным — вам неизвестно, но теперь в кредитной истории содержатся недостоверные сведения. Просите провести проверку и удалить из кредитной истории записи об обращениях за займами.
Такое заявление МФО обязано зарегистрировать в течение 3 рабочих дней с момента получения. Еще 12 рабочих дней дается на ответ.
Если МФО откажется идти навстречу, отправляйте заявление в бюро кредитных историй. Оно проведет проверку, запросит у МФО информацию и примет решение об удалении недостоверных сведений. Бюро обязано ответить на заявление в течение 30 дней с момента получения.
Если бюро откажется удалять сведения из кредитной истории, вы вправе обжаловать такое решение через суд.
Кратко
Если в кредитной истории появились незнакомые заявки, не спешите кричать «Караул! Мошенники!» Возможно, вы покупали что-то в кредит или в рассрочку, а сотрудник магазина разослал запросы по всем МФО.
Бесполезно требовать от Центробанка, чтобы он запретил микрофинансовым организациям выдавать займы по вашим паспортным данным.
За преднамеренную порчу паспорта или его утерю предусмотрен штраф до 300 рублей.
Вы можете оспорить недостоверные сведения в кредитной истории. Для этого нужно обратиться в бюро кредитных историй с письменным заявлением.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Личный опыт: я отдала 300 тысяч ₽ мошенникам из «службы безопасности банка»
Количество звонков от мошенников не становится меньше, и они придумывают всё более изощрённые способы обмана. Наша героиня Олеся Цинская получила кредит по заявке, которую на самом деле не отправляла, и перевела его мошенникам, которые убедили её, что они — из службы безопасности банка.
1 июня 2021 года мне позвонили с незнакомого номера. Мужчина представился сотрудником банка, где у меня открыт регулярный основной счёт. Он сказал, что кто-то изменил мой номер телефона в учётной записи. Спросил, знаком ли мне новый номер телефона из моего профиля. Номер был мне неизвестен, кто и как его поменял — тоже.
Как сообщил мне сотрудник банка, от моего имени была оформлена заявка на кредит в размере 300 тысяч ₽ на доверенное лицо. Я никаких заявок не оставляла, тем более на крупные суммы. Тогда он перевёл меня на службу безопасности этого же банка, где со мной начала общаться уже девушка.
Она сказала, что мне придётся приехать в конкретное отделение их банка, потому что произошла утечка персональных данных, и сделал это кто-то из сотрудников этого отделения. Им нужно было вычислить специалиста, который этим занимается.
Во время разговора мне стали звонить на вторую линию, я поставила девушку на удержание и переключилась на новый разговор.
Новый собеседник представился сотрудником следственного комитета. Он стал рассказывать, что это уже тринадцатый случай в Москве, когда сливают банковские данные. Проинформировал, что мне нужно действовать по указаниям службы безопасности банка. А на следующий день приехать в следственный комитет и дать показания.
юрист портала 9111
В случае если вам звонят из службы безопасности банка, нужно попросить назвать номер отделения банка и пообещать перезвонить. А затем положить трубку и позвонить на реальный номер банка, указанный на обороте вашей карты. Мошенники всеми силами будут пытаться удержать звонок, будут говорить, что номер службы безопасности называть нельзя. Это обман. Номер отделения они назвать не смогут, а при звонке на реальный номер любого банка подтвердится, что реальные представители банка с вами не связывались.
Я переключилась назад к разговору с девушкой якобы из службы безопасности банка. Она сказала, что мне сейчас нельзя отключаться — идёт внутренняя проверка банка. Затем спросила, сколько времени мне потребуется, чтобы добраться до названного ею отделения. Мне нужно было около двух часов.
Девушка предложила мне вызвать такси за счёт банка, и я согласилась. Правда, платить за такси пришлось мне (в приложении была выбрана оплата наличными), но мне обещали, что всё компенсируют позже. Так как такси заказывала девушка, я решила, что у них есть все документы для компенсации стоимости.
Всю дорогу до банка я продолжала разговаривать с девушкой. Пока я ехала в машине, одновременно со звонком мне писал в WhatsApp «сотрудник банка». Он так же давал указания, как нужно действовать. Я не обратила внимания на ошибки в тексте сообщений, подумала, что это опечатки и что специалист торопится.
Пока я ехала, мне трижды звонили с разных номеров, но я оставалась на линии с девушкой. Она говорила, что мне могут звонить те же люди, которые слили мои данные, поэтому не нужно брать трубку.
То, что со мной одновременно оставались на линии и писали в WhatsApp, не показалось странным только потому, что меня отвлекали разговорами и не давали положить трубку.
Как я получила кредит в банке
Перед тем как я зашла в банк, мне дали подробные инструкции о том, как себя вести и как действовать:
Я зашла в банк, взяла талон и попала к первому освободившемуся менеджеру. Он сказал, что на моё имя есть заявка на кредит в 300 тысяч ₽. Мы его оформили, и на мой счёт сразу поступили эти деньги.
старший управляющий партнёр юридической компании PG Partners
Изменить данные клиента банка в его профиле можно двумя способами. Либо на стороне клиента (используя его логин и пароль), либо на стороне банка (когда изменения вносит его сотрудник).
Если клиент обнаружил в своих данных изменения, которые он не вносил, то либо доступ к его профилю был взломан, либо это сделал нечистый на руку сотрудник банка.
Мошеннические действия со стороны банка встречаются крайне редко — сотрудников постоянно проверяют. Скорее всего, мошенники взломали почту героини, зашли через почту в профиль на сайте банка и заменили контактные данные.
Затем оформили заявку на кредит, указав в качестве контактов новую почту или телефон, которые принадлежали им. Когда заявка была одобрена, позвонили девушке и уговорили приехать в отделение, чтобы оформить кредит до конца.
Героиня статьи оформила кредит, самостоятельно подписала документы и ответила на вопросы сотрудника банка. Она лично получила деньги на свою карту. До этого момента она ничем не рисковала. После этого ответственность перешла на неё.
Как я получила новую карту
После того как деньги поступили на мой счёт, я вышла из отделения, чтобы получить новые инструкции от девушки по телефону. Она попросила снять с карты все 300 тысяч ₽. Я не могла этого сделать, так как оставила свою карту дома. На что мне сказали, что тут же можно оформить новую карту и прикрепить к этому же счёту. Что я и сделала.
Новую карту мне выдали неименную, сразу и без конверта. Я рассказала об этом своей собеседнице по телефону. Она ответила, что так быть не должно, и карта в целях безопасности должна выдаваться в конверте. Тогда я уточнила у менеджера в банке, почему так произошло. Оказалось, что теперь конверт не нужен.
Почему карту выдают без конверта
Карты действительно выдаются теперь без конверта. Сотрудники банка тщательно соблюдают банковскую тайну. Компрометация данных карты исключена. Ранее в конверте был ПИН-код от карты. Теперь владелец карты может сразу придумать свой ПИН-код, введя его в банкомате или обратившись к менеджеру банка.
Далее звонившая девушка сказала, что нужно снять все деньги с карты, чтобы закрыть кредит и не платить проценты. Снять деньги можно было в том же отделении банка, что я и сделала.
Как я перевела деньги мошенникам
После этого мне заказали такси, и я поехала к банкомату этого же банка, но по другому адресу. Якобы так было нужно сделать, чтобы внести деньги для закрытия кредита, но при этом не вызывать подозрений, ведь идёт внутренняя проверка банка. За такси и в этом случае я платила сама, и мне тоже обещали компенсировать стоимость.
Банкомат по другому адресу на попытку внести средства по их указаниям выдал техническую ошибку. Тогда мне сообщили, что у них в системе технический сбой и погасить кредит через банкомат их банка не получится, но можно попробовать это сделать через банкомат партнёра.
В итоге мне пришлось ездить на такси за свой счёт с обещанием будущей компенсации к трём банкоматам разных банков. Ни один из них не сработал. Теперь я подозреваю, что таким образом меня специально запутывали, гоняя по разным местам и не давая опомниться.
Затем девушка переключила меня якобы на специалиста технической поддержки, который назвал работающий банкомат в торговом центре. Он сообщил, что надо внести все 300 тысяч ₽ на «страховые ячейки» по номерам телефона «Теле2», по 15 тысяч ₽ на каждую «ячейку». На самом деле это было просто пополнение разных счетов «Теле2», но тогда всё казалось логичным. Специалист говорил, что деньги будут замораживаться и идти в счёт долга.
Все номера телефонов диктовал специалист технической поддержки. Каждый раз оплата проходила с комиссией в 500 ₽, но сотрудник меня успокаивал и говорил, что банк берёт комиссию на себя.
Я внесла по 15 тысяч ₽ на 5 разных номеров, а потом телефон стал садиться. Я сказала об этом сотруднику банка, но он успокоил меня и предложил купить блок зарядки тут же в торговом центре, пообещав, что эти деньги тоже пойдут в счёт погашения кредита.
Так я купила зарядку (примерно за 1300 ₽), и в этот момент у меня стали появляться сомнения, началась паника. Я попыталась позвонить на реальный номер банка, который есть на обороте карты. Но прошли только два гудка, потом звонок почему-то сбросился, и мне тут же позвонила та же девушка «из службы безопасности». Я решила, что общаюсь с банком, и успокоилась. С реальными сотрудниками банка я так и не связалась.
Девушка снова перевела меня на технического специалиста. Я вернулась к банкомату и внесла все оставшиеся деньги на номера, которые мне диктовал мужчина. Когда я закончила переводить деньги, он попросил меня отправить фотографии чеков за внесение средств на тот же номер WhatsApp, с которого ранее велась переписка.
Я отправила чеки и поинтересовалась, что мне делать дальше. Мне ответили, что можно просто возвращаться домой. Это было очень странно: не нужно было ехать в банк, мне не предлагали забрать там никакие документы и даже никак не подтвердили погашение кредита.
В итоге я позвонила на реальный номер банка, указанный на обороте карты, и рассказала о происходящем. Сотрудник банка проверил информацию и сказал, что никакие деньги на счёт не поступали, а все последние действия — мошеннические. Он посоветовал звонить в «Теле2» и в полицию, чтобы успеть вернуть деньги.
Как я обратилась в полицию
Я позвонила в «Теле2», но оказалось, что деньги уже выведены, и помочь мне теперь ничем не смогут. После этого я обратилась в полицию. Позвонила по номеру 112, за мной приехала полицейская машина, и мы отправились в ближайшее к месту преступления отделение полиции.
В отделении я написала заявление о мошенничестве и прикрепила к нему все документы:
Следователь подробно расспросил меня о произошедшем и завёл уголовное дело. Со мной обещали связаться, как только будет что-то известно.
Как я пыталась вернуть украденные деньги через банк
Я зашла в личный кабинет на сайте банка и выяснила, что там была изменена моя личная почта: мой профиль кто-то взломал.
Через день, когда удалось осознать произошедшее, я написала в банк на их официальную электронную почту претензию. Изложила все события и задала им вопросы: как мошенники смогли поменять мою почту и откуда они вообще знают мои данные. Попросила провести внутреннее расследование, выявить причины нарушения банковской тайны и компенсировать мне моральный и материальный вред в размере взятого кредита. Упомянула, что нигде свои данные не оставляла.
В ответ мне сообщили, что соблюдают банковскую тайну, и никаких утечек информации не было. Как изменили мою электронную почту, мне не ответили. Просто посоветовали обратиться в полицию для установления виновных лиц.
По словам Петра Гусятникова, мошенники всегда были креативными. Они могут загрузить на телефон вредоносное программное обеспечение, которое получает доступ к почте, к сообщениям, даже к банковским приложениям. Чтобы этого не допустить, необходимо контролировать, что устанавливается на телефон (например, не открывать неизвестных ссылок из сообщений), а также поставить на устройство антивирус.
«Ещё один способ заменить почту — взломать привязанный к профилю e-mail и войти через него в мобильный банк. Затем поменять в профиле почту на новую и сохранить. Чтобы этого не допустить, нужно иметь надёжный пароль из больших и маленьких букв, цифр и точек», — рассказывает старший управляющий партнёр юридической компании PG Partners.
Спустя три дня после обмана мошенники снова мне написали, спрашивали, как дела, и предлагали вернуть деньги на счёт. Я ничего не ответила, а сразу позвонила в полицию и рассказала об этом. Следователь, который ведет моё дело, обещал перезвонить. Но так до сих пор и не позвонил. Думаю, на самом деле мошенники писали, чтобы попробовать украсть у меня ещё денег.
Что делать, если вы перевели деньги мошенникам
главный юрисконсульт компании Правокард
Невозможно определить, кто виновник в этой ситуации — банк или мошенники. Вернуть деньги можно только через суд или через банк:
· изложить произошедшие события;
· указать данные пострадавшего;
· прикрепить документы, которые могут подтвердить произошедшее.
Отправить его можно заказным письмом с уведомлением или отнести в банк, попросив принять его и указать входящий номер обращения. Также можно отправить его на официальную электронную почту банка.
Банк обязан предоставить ответ в течение 10 рабочих дней. Если он признаёт утечку данных или незаконное обогащение, то деньги клиенту возвращаются. Если не признаёт, а утечка очевидна, нужно обращаться в следственный комитет с заявлением — требованием провести проверку деятельности. Если банк игнорирует происходящее — тоже обращаться в следственный комитет или ЦБ.
Вернуть деньги в этой ситуации будет непросто. Это зависит от того, установят ли виновника и как поведёт себя банк.
Если вам действительно нужен кредит
Почему за кредитом нельзя обращаться в несколько банков сразу
Как не испортить кредитную историю еще до того, как взял в долг
Допустим, вам нужно 200 000 рублей наличными. Идете в интернет, изучаете сайты банков, читаете отзывы. Выбираете четыре предложения с самыми выгодными условиями.
Заходите после работы в четыре отделения. В каждом оставляете заявку.
Проходит день, и вам всюду отказывают. Неясно, как такое возможно: вы не пожилого возраста, много зарабатываете, у вас официальный ежемесячный доход, поручители, нет непогашенных кредитов в других банках. И тут — четыре отказа. Неужели кто-то испортил вашу кредитную историю?
На самом деле — да. Скорее всего, своими множественными обращениями вы дали банку основание для отказа. В этой статье — почему так происходит и что делать.
Не одобряют кредит: в чем логика
Банкам невыгодно рисковать своей прибылью. Когда клиент оставляет много кредитных заявок, банк не знает, почему он так делает. Может быть, вы ищете, где выгодно, не согласны на сопутствующее страхование или вас не устроило качество обслуживания. А может быть, у вас финансовые трудности и вы просто ищете дурачка, который даст вам взаймы. Банк не может проверить свои подозрения, поэтому думает о вас самое плохое. По соображениям безопасности вы для него рискованный клиент.
Если вы рискованный клиент, вам дадут меньше денег, предложат высокий процент, кредит с обеспечением или вообще не одобрят заявку. И получить одобрение не помогут никакие рекламные обещания банка.
Откуда банк всё знает о заемщиках
Это специальные организации, которые помогают банкам принимать решение о предоставлении кредита. Они собирают информацию о заемщиках и заносят ее в единую базу. Потом делятся этой базой с кредитными организациями: банками или МФО.
На основе данных бюро банк присваивает вам рейтинг — это называется скорингом. Банковский алгоритм скоринга постоянно меняется и держится в секрете, чтобы мошенники не смогли подобрать ключ к системе.
Каждый банк подключен к базе бюро и получает обновления в реальном времени. Если в кредитной организации работает автоматическая система скоринга, то и решение принимается почти сразу: банк получает данные, алгоритм считает рисковые факторы и принимает решение о выдаче кредита. Большинство кредиток Тинькофф выдается после автоматического скоринга.
Важный нюанс: запрос кредитной организации тоже фиксируется в вашей кредитной истории. В базу заносится не только факт выдачи кредита или просрочки, но и просто «проверочный» запрос. Поэтому на скоринговый балл влияют не только стабильный доход, трудовой стаж, платежная дисциплина и досрочные погашения, но и количество заявок на кредитование.
Эти запросы появляются в БКИ практически мгновенно. Даже если вы обзвоните все банки в течение 10 минут, они все равно обо всем узнают.
Чем больше заявок на кредит, тем меньше вероятность, что банк даст в долг.
Что делать, если уже совершил ошибку
Если вы пытались взять кредит в нескольких банках, то вы, к сожалению, уже ухудшили кредитную историю. За день это не исправить.
Если вы действительно ищете деньги срочно, вам остается согласиться на тот кредит, который уже одобрили. Главное — не продолжайте звонить во все банки подряд, сделаете только хуже.
Через сколько можно брать кредит после отказа. Если срочности нет, то банки перестанут считать множественные запросы негативным признаком через 2—3 месяца.
Как восстановить кредитную историю, если вы уже наломали дров, расскажем в другой раз.
Исключения
В некоторых случаях банки нейтрально отнесутся к недавним запросам вашей кредитной истории.
Ипотека. Обычно заемщик оставляет много заявок, а потом ведет переговоры с несколькими банками параллельно. Никто не против: ипотека работает иначе, чем кредиты наличными.
Например, одному банку не нравится, что квартиру покупает пенсионер. Но это не связано с его кредитной историей, это желание конкретного банка. Поэтому вы продолжите договариваться с другим банком, у которого такого ограничения нет.
Брокеры. Есть компании, которые сами рассылают кредитные заявки в несколько банков. Брокеры помогают сэкономить время: если заявке клиента где-то отказывают, то заполнять новые не нужно.
По такой схеме, например, работают автосалоны: вы заполняете одну универсальную анкету, менеджер оформляет заявку и отсылает ее в несколько банков одновременно. Потом банки увидят, что вы были в автосалоне и ваша заявка была у брокера, но на кредитную историю это вряд ли повлияет.
Будьте осторожны: не все кредитные брокеры обладают кристальной репутацией. Есть и те, кто специализируется на обмане населения.
Рисковая политика банка. Когда у банка много «лишних» финансов, он смягчает требования к заемщикам, чтобы выдать больше кредитов. Послабления могут затронуть и тех, кто обратился за кредитом в другие банки.
Если когда-то вы подали несколько кредитных заявок подряд и без проблем получили кредит, то, скорее всего, вы оказались в нужное время в нужном банке.