выберите ту форму речи которая обслуживает процесс мышления но не выполняет функцию общения
Виды и функции речи. Эгоцентрическая речь и ее исследования
Виды и функции речи. Эгоцентрическая речь и ее исследования.
Речь – форма общения, опосредованная языком. Виды речи. Речь включает в себя внешнюю и внутреннюю. Внешняя, в свою очередь делит-ся на устную и письменную, а устная состоит из диалогической и моноло-гической.
Внутренняя речь – беззвучная речь про себя и для себя. Это речь фрагментарная, сокращенная (со значительными пропусками). Внутренняя речь типична для решения мыслительных задач в затрудненных условиях (обеспечивает процесс мышления); выполняет функции планирования и ре-гуляции.
Л. С. Выготский определяет внутреннюю речь как предикативную: опускается как само собой разумеющееся то, о чем идет речь и проговари-вается то, что утверждается. Внутренняя речь не обозначает предмет (не содержит подлежащее, а указывает, какое действие с ним нужно совер-шить. Б. Г.Ананьев: внутренняя речь субстантивна, когда предмет еще не опознан в мысли. С помощью внутренней речи составляется мысленный план будущего высказывания.
Письменная речь – речь с помощью письменных знаков. Чаще ис-пользуется как речь деловая, научная; предназначена для отсутствующего или безличного собеседника. Мотив и замысел письменной речи полно-стью определяются субъектом; отсутствует непосредственное регулирова-ние речи говорящего со стороны собеседника. Пишущий должен самосто-ятельно строить свою речь так, чтобы она была понятной для читателя. Требует развернутого построения мысли, логически связного, системати-ческого изложения. В письменной речи не возможно использование выра-зительных средств, присущих устной речи (интонации, жестов, мимики). Это речь контекстная.
Диалогическая речь поддерживается взаимными репликами собесед-ников. Она развернута не полностью, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чем идет речь. Такая речь малопонятна внешнему наблюдателю, не включенному в ситуацию общения. Диалоги-ческая речь может обходиться без собственного мотива высказывания, по-буждаясь вопросом спрашивающего. Грамматическая неполнота диалоги-ческой речи компенсируется также невербальными средствами.
Функции речи:
1. Обозначающая функция речи (сигнификативная, семантическая). Слово обозначает предмет, действие, состояние и т. п. Благодаря речи мир удваивается, и человек может совершать мысленные действия с предмета-ми в их отсутствие. Слово обобщает существенные признаки сходных явлений, относит их к определенной категории. Речь является средством отвлеченного мышления. Семантическая функция речи присуща только человеку.
2. Коммуникативная функция речи. Речь выступает как средство об-щения, передачи знаний, мыслей между людьми.
3. Выразительная функция речь: речь передает чувства и отношения, выражает отношение говорящего к тому, о чем он говорит и к тем, к кому он обращается. Это генетически первичная функция речи. Речь выражает больше, чем обозначает, благодаря выразительным средствам – интона-ции, модуляциям голоса, ритму, паузам, жестам, мимике и т. п.
5. Регулирующая функция речи. Речь – средство осуществления со-знательного, волевого действия. Человек составляет план и выполняет его. 6. Номинативная функция – указание на то, что имеется в виду, называние предмета, выделение его из ряда других.
Л. С. Выготский считает эгоцентрическую речь переходной от внеш-ней коммуникативной к речи внутренней. Она выполняет интеллектуаль-ную функцию осмысливания и планирования действия.Возникает в ситуа-ции затруднения: сначала описывает затруднения, а затем планирует воз-можный выход из них. Сначала она носит развернутый характер, затем, постепенно сокращаясь, превращается в шепотную речь; через год-два остаются только сокращенные движения губ, свидетельствующие о воз-никновении внутренней речи.
Конспект ОД по развитию речи в старшей группе «Виды транспорта» «Виды транспорта». Конспект ОД по развитию речи в старшей группе Цель: Создание условий для познавательного развития детей через ознакомление.
Цикл логопедических занятий по развитию коммуникативной функции речи у детей с расстройствами аутистического спектра Примеры конспектов логопедических занятий, содействующих развитию коммуникативной функции речи у детей с расстройствами аутистического спектра.
Картотека игр по развитию речи «Развиваем речь, играя» для детей 5–6 лет «Чьи покупки?» Цель: закрепление обобщающих понятий, развитие словаря. Для этой игры понадобятся игрушечный заяц и мишка, пакет, фрукты.
Конспект по развитию речи в старшей группе «Красивая речь» Цели: 1. Формировать умения обобщать, классифицировать. 2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх. 3. Упражнять.
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Связная речь» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Чтение художественной литературы с применением настольного театра».
Консультация для родителей по развитию речи на тему «Как развивать речь детей 4–5 лет» Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные.
Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников 3–4 лет. Острый слух правильная речь» «Развитие речи дошкольников 3-4 лет. Острый слух правильная речь.» Дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития.
Консультация для воспитателей «Речь воспитателя как средство развития речи детей» Одной из самых важных составляющих речевой развивающей среды является грамотная речь педагога. И это не случайно, поскольку именно педагог.
Проект по развитию речи в группе раннего возраста «Играем — речь развиваем» Тема проекта: «Играем — речь развиваем» В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС) «Речевое развитие» выделена как основная.
Виды и функции речи.
Речь выполняет определенныефункции:
1. Сигнификативная (Sagnafical – англ.) любое слово передает смысл или суть предметов, объектов действительности. На практике есть слова, которые передают ни один смысл (многозначные слова). В связи с этим возникают проблемы (сложности) с пониманием.
Вкладываем смысл и понимаем.
3. Познавательная функция – заключается в том, что благодаря слову человек способен познавать мир.
4. Эмоционально-экспрессивная функция – Заключается в том, что речь способна передавать сложнейшие чувства человека и весь эмоциональный мир.
Виды речи:
Внешняя, в свою очередь подразделяется на:
Полноценное усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. В период овладения устной речью у ребенка-дошкольника происходят неосознанная обработка языкового материала, накопление звуковых и морфологических обобщений, которые создают готовность к овладению письмом в школьном возрасте. При недоразвитии речи, как правило, возникают нарушения письма различной тяжести.
Монолог – вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника. Монологическая речь — это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний. Монологическая речь сложнее диалога по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего.
Выделяются три основных вида монологической речи: повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые, в свою очередь, подразделяются на подвиды, имеющие свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности. При дефектах речи монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая.
Внутренняя речь формируется у ребенка на основе внешней и представляет собой один из основных механизмов мышления. Перевод внешней речи во внутреннюю наблюдается у ребенка в возрасте около 3 лет, когда он начинает рассуждать вслух и планировать в речи свои действия. Постепенно такое проговаривание редуцируется и начинает протекать во внутренней речи.
С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Подготовка проходит несколько стадий. Исходным для подготовки каждого речевого высказывания является мотив или замысел, который известен говорящему лишь в самых общих чертах. Затем в процессе превращения мысли в высказывание наступает стадия внутренней речи, которая характеризуется наличием семантических представлений, отражающих наиболее существенное ее содержание. Далее из большего числа потенциальных смысловых связей выделяются самые необходимые и происходит выбор соответствующих синтаксических структур.
Внутренняя речь может характеризоваться предикативностью. Предикативность-характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся к предикату (сказуемому).
Вербальная речь – это речь, выраженная в звучащих словах или имеющая соответствующее звуковое оформление, по которому ее можно воспринимать со стороны. Имеет два ряда признаков: лингвистические и паралингвистические (громкость, темп, интонация, паузы, ударение, тембр).
Тест «Технологии развития устной речи и навыков речевого общения дошкольников»
Юлия Ларичева
Тест «Технологии развития устной речи и навыков речевого общения дошкольников»
Технологии развития устной речи и навыков речевого общения дошкольников.
Подготовила: Ларичева Ю. В.
Модуль 1. Теоретические основы технологии развития речи
Доказал необходимость обучения родному языку задолго до школы и заложил основы для становления методики:
К занятиям по формированию словаря Е. И.Тихеева относила:
c. беседы с детьми и разговоры
d. занятия с игрушками и материалом
e. экскурсии и осмотры
f. занятия с картинами
К трем основным показателям развития связной речи не относится:
a. логика выражения
b. ее содержательность (достоверность, глубина, полнота, доступность и др.)
c. форма выражения (эмоциональность изложения, структура высказывания, иными словами, умение выразить свои мысли в речи
К. Д. Ушинский представлял усвоение языка как средства присвоения опыта народа (опыта поколений)как :
a. методы усвоения языка
c. формы усвоения языка
d. задачи усвоения языка
Преподавание отечественного языка, по мнению К. Д. Ушинского,имеет цели:
a. усвоение лучших форм языка, как средства общения; развитие дара слова- правильный ответ
b. развитие живого слова
c. обогащение словаря
d. усвоение грамматики
Созданием первой системы развития речидетей в детском саду занималась:
К интеллектуальным функциям речи относят:
Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей:
a. от пяти до десяти
b. от десяти до пятнадцати
c. от трех до двенадцати
Основной, генетически исходной функцией речи выступает:
c. общеобразовательная
d. коммуникативная- правильный ответ
Процесс обучения детей языку и его практическому использованию называют:
a. цели развития речи
b. подготовка к обучению в школе
d. процесс развития речи
Структурное направление развития речи не включает в себя:
Технологии развития речи связаны с:
Вопрос 1Ведущий метод обучения произвольной речевойдеятельности детей в ДОУ:
d. дидактические игры
e. наблюдение окружающего мира
Правильная, заранее продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми,называется:
Словесное обращение педагога,требующее ответа:
d. вопрос- правильный ответ
Требования к занятиям по развитию речи не включают:
a. Эмоционально-привлекательная атмосфера занятий
b. Лингвистическая грамотность содержания занятия, его словесного материала
c. Взаимосвязь обучающих, развивающих и воспитательных задач
d. Доступность содержания возрастным возможностям детей
e. Мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка- правильный ответ
Цель работы по развитию речи дошкольников:
a. речевая подготовка детей к школе
b. содействие усвоению хорошей речи
d. ознакомление детей с правилами русского языка
Модуль 2. Развитие связной речи дошкольников. Звуковая культура
Высокий уровень речевого развития дошкольника не предполагает:
a. знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации
b. умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (слушать, спрашивать, отвечать, рассуждать, возражать, объяснять)
c. владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении высказываний любого типа
Методический прием или метод, заключающийся в целенаправленном,организованном и подготовленном обсуждении вопросов заранее выбранной темы:
a. Беседа- правильный ответ
d. Дидактическая игра
Один из ведущих методов обучения детей диалогу, способ общениявоспитателя с детьми в процессе повседневной жизни:
b. Чтение художественной литературы
c. Дидактическая игра
d. Монолог воспитателя
Речь,в которой в социально закрепленных грамматических формах выражена законченная мысль:
a. Контекстная речь
b. Диалогическая речь
c. Монологическая речь
Создание игровой ситуации:
b. Не оказывает существенного влияния
c. Тормозит процесс развития речи
d. Не влияет на развитие речи детей
Целью начала беседы является:
a. закрепить полученные знания
b. подвести детей к изучению темы
c. вызвать, оживить в памяти детей полученные ранее впечатления, по возможности образные и эмоциональные- правильный ответ
d. выдвинуть новые теории и доказать их в ходе беседы
Методом обучения описательному диалогу не является:
a. Описание предметов на основе памяти
b. Описание придуманных объектов
d. Составление описания сюжетных картин
Обращение к личному опыту детей является:
Выберите один ответ:
a. Способом обучения
d. Методом обучения
Пересказ произведений, рассказывание сказок по новому, придумывание рассказа –это:
c. Способы обучения
Прием обучения пересказу включает в себя:
a. Образец чтения произведения
c. Пересказ по ролям и частям
d. Совместный пересказ педагога и ребенка и отраженный пересказ
a. Способ обучения детей диалогу
c. Игра, эффективная для детей старше 5 лет
d. Способ подарить детям знания
Умение строить описательные монологи формируется:
b. С пятого класса школы
c. С первых месяцев жизни
d. С первого класса школы
Автоматизация произношения звука в предложениях –не включает:
a. Повторение предложений за воспитателем
b. Составление предложений о предметах, по картинкам и т. п
d. Заучивание стихов, скороговорок, пословиц, коротких рассказов
К сонорным звукам относятся:
Наименьшая функциональная единица языка, служащая для различения звуковых оболочек слов и их форм,называется:
Содержанием работы над звуками в 5-7 лет является:
a. Дифференциация произношения и восприятия изолированных оппозиционных звуков. Уточнение их произношения
b. Дифференцированное восприятие и произношение оппозиционных звуков во фразовой речи
c. Дифференцированное восприятие и произношение оппозиционных звуков в слогах и словах
Укажите правильный подбор упражнений для подготовки артикуляционного аппарата с детьми подготовительной группы:
Этапы формирования правильного звукопроизношения у детей (найдите лишнее):
a. становление звука (постановка звука)
c. дифференциация смешиваемых звуков
d. закрепление и автоматизация звука
e. подготовительный этап
Модуль 3. Подготовка к обучению грамоте
a. Общие, элементарные представления о речи и ее структуре
c. обогащение и активизация словарного запаса детей, обучение их уместно использовать слова в различных ситуациях общения
К формированию умений в рамках специальной подготовки в слоговой работе не относится:
a. Делить слова на слоги
c. Находить ударный слог
d. Менять слоги местами
Практическое освоение и использование в собственной речи разных типов словосочетаний и предложений, способов образования новых слов, формирование морфологической стороны речи:
b. Развитие словаря дошкольника
c. Развитие связной речи
d. Формирование осознания языка и речи
С какими понятиями не знакомят детей на предшкольной подготовке?
a. «Звук, слово, предложение»
b. «Гласный/согласный звук»
d. «Ударный/безударный звук»
Целью специальной подготовки является:
a. Обучение дошкольников в рамках программы первого класса школы
b. Развивать активный и пассивный словарь ребенка
c. Приобщить детей к элементарному теоретическому освоению языка и речи- правильный ответ
d. Развивать умение строить устные грамматические конструкции
В последовательность заучивания стихотворения не входит:
a. анализ произведения
b. повторное чтение с установкой на запоминание
d. воспроизведение стихотворения детьми
e. выразительное чтение стихотворения наизусть
Игра-драматизация входит в последовательность:
b. Подготовки детей к восприятию текста
c. Подготовки к пересказу
Метод ознакомления детей с художественной литературой, относительно свободная передача текста с возможными перестановками и заменами слов,толкованием слов в процессе рассказывания:
Обучение детей воспроизведению стихотворения это:
a. Наводящие вопросы
c. Подсказ начала фразы (строчки)
d. Упражнения в чтении стихотворения
При организации полноценного восприятия произведения воспитатель содействует:
b. Работает с наводящими вопросами
c. Чтению отдельных отрывков
Художественное чтение (рассказывание); слушание аудиозаписи –это:
b. Подготовка к инсценированию
c. Подготовка к пересказу
d. Чтение отдельных отрывков по выбору воспитателя или детей
Артикуляционную гимнастику методически правильно проводить:
a. После тихого часа
d. После дневной прогулки
Для детей, опережающих своих сверстников в речевом развитии, предусматривать более сложные задания, для тех, кто отстает —более легкие:
a. Принцип систематичности
b. Принцип последовательности
d. Принцип учета достижений
Еженедельно планировать задачи из всех разделов речевой программы: развитие диалогической и монологической речи, формирование словаря и грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи:
a. Принцип последовательности
b. Принцип учета достижений
c. Принцип индивидуализации
Заблаговременное определение порядка,форм и методов работы:
a. Составление конспектов занятий
d. Определение целей и задач процесса воспитания
Не переходить к решению более сложной задачи до усвоения предыдущей задачи:
a. Принцип индивидуализации
b. Принцип систематичности
d. Принцип последовательности
Планировать речевуюработу от простого к сложному:последовательно усложнять задачи и методы:
a. Принцип индивидуализации
b. Принцип систематичности
c. Принцип учета достижений
Формирование социально-коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста элементами игровой технологии Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №37» с. Чугуевка Чугуевского района Приморского.
Традиционные и инновационные технологии развития мелкой моторики дошкольников с нарушением речи «Традиционные и инновационные технологии развития мелкой моторики дошкольников с нарушением речи» «Пальчиковые игры» являются очень важной.
Дидактические игры для развития устной речи ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ 43. «НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ». Цель. Учить детей вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном.
Фотоотчёт о семинаре-практикуме для педагогов в рамках городского МО «Современные технологии речевого развития дошкольников» 16 октября в рамках городского методического объединения педагогов в МДОУ № 15 был проведён семинар-практикум для педагогов города по теме.
Презентация «Игровые технологии речевого развития детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической,.
Конспект занятия по ОО «Развитие речи и культура речевого общения» на тему «Мебель» Мебель. Конспект занятия по развитию речи в пункте коррекционно-педагогической помощи для детей 5-6 лет с НВОНР. Программные задачи: 1. Формировать.
Конспект занятия в ОО «Развитие речи и культура речевого общения» в первой младшей группе «В деревне» Конспект занятия в ОО «Развитие речи и культура речевого общения» в первой младшей группе «В деревне» Гайдарова Наргиз Эльдаровна Конспект.
Современные технологии развития связной речи у дошкольников Мастер-класс «Современные технологии развития связной речи у дошкольников» Прекрасна речь, когда она как ручеек, Бежит среди камней чиста,.
Педсовет на тему «Формирование компонентов устной речи и культуры общения в процессе игровой деятельности» (средняя группа) Педсовет на тему «Формирование компонентов устной речи и культуры общения в процессе игровой деятельности у дошкольников средней группы».
Виды и функции речи
Речь выполняет определенные функции:
Рис. 3. Функции речи
Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.
Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.
Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.
Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.
Соответственно множеству своих функций (см. рис. 3) речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах (рис. 4) и видах (рис. 5): внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т. д.
В психологии различают две формы речи:внешнюю и внутреннюю.
Внешняя речь включает следующие виды (см. рис. 5):
* устную (диалогическую и монологическую) и
Отличительной чертой диалога является эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса.
Диалог поддерживается собеседниками с помощью уточняющих вопросов, изменения ситуации и намерений говорящих. Целенаправленный диалог, связанный одной темой, называется беседой. Участники беседы обсуждают или выясняют определенную проблему с помощью специально подобранных вопросов.
Монолог – вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника. Монологическая речь — это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.
Для монологической речи характерны:
— последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли;
— грамматически правильное оформление;
— выразительность голосовых средств.
Монологическая речь сложнее диалога по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего.
Выделяются три основных вида монологической речи: повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые, в свою очередь, подразделяются на подвиды, имеющие свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности. При дефектах речи монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая.
Полноценное усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. В период овладения устной речью у ребенка-дошкольника происходят неосознанная обработка языкового материала, накопление звуковых и морфологических обобщений, которые создают готовность к овладению письмом в школьном возрасте. При недоразвитии речи, как правило, возникают нарушения письма различной тяжести.
Внутренняя речь формируется у ребенка на основе внешней и представляет собой один из основных механизмов мышления. Перевод внешней речи во внутреннюю наблюдается у ребенка в возрасте около 3 лет, когда он начинает рассуждать вслух и планировать в речи свои действия. Постепенно такое проговаривание редуцируется и начинает протекать во внутренней речи.
С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Подготовка проходит несколько стадий. Исходным для подготовки каждого речевого высказывания является мотив или замысел, который известен говорящему лишь в самых общих чертах. Затем в процессе превращения мысли в высказывание наступает стадия внутренней речи, которая характеризуется наличием семантических представлений, отражающих наиболее существенное ее содержание. Далее из большего числа потенциальных смысловых связей выделяются самые необходимые и происходит выбор соответствующих синтаксических структур.
Речь имеет свои свойства:
Рис. 6. Свойства речи
Речь человека может быть сокращенной и развернутой, как с понятийной, так и с лингвистической точек зрения. В развернутом типе речи говорящий использует все возможности символического выражения смыслов, значений и их оттенков, предоставленных языком. Этот тип речи характеризуется большим словарным запасом и богатством грамматических форм, частым употреблением предлогов для выражения логических, временных и пространственных отношений, использованием безличных и неопределенно-личных местоимений, употреблением подходящих понятий, уточняющих прилагательных и наречий для обозначения того или иного специфического положения дел, более выраженным синтаксическим и грамматическим структурированием высказываний, многочисленной подчинительной связью компонентов предложения, свидетельствующей о предвосхищающем планировании речи.
Сокращенное речевое высказывание достаточно для понимания среди хорошо знакомых людей и в знакомой обстановке. Однако оно затрудняет выражение и восприятие более сложных, абстрактных мыслей, связанных с тонкими различениями и дифференциальным анализом скрытых взаимосвязей. В случае теоретического мышления человек чаще пользуется развернутой речью.