выберите в приведенном списке формы рационального познания

Проверочное задание по теме»Познание» в формате ЕГЭ 2016

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Проверка знаний по теме ПОЗНАНИЕ формат ЕГЭ 2016г.

1.Запишите слово, пропущенное в схеме:

Запишите слово, пропущенное в схеме:

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

3.Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием « истина». Найдите и укажите термины, связанные с другим понятием.

Научная 2. Относительная 3.Абсолютная 4. Объективная 5. Социальная 6. Практика

3.1 Найти два термина, не относящиеся к формам познания мира:

Выберите в приведенном ниже списке формы рационального познания и обведите цифры, под которыми они указаны.

5. Установите соответствие между формой познания и ее особенностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

знание является результатом целенаправленной деятельности

Запишите получившуюся последовательность цифр (без разделяющих знаков) в строку ответа.

6.Найдите в приведенном списке черты, присущие только научному познанию и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) использование понятий,

2) логическое выведение умозаключений,

3) экспериментальное подтверждение результатов,

4) открытость рациональной критике любого положения,

5) опора на данные опыта чувственного познания.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

7.Найдите в приведенном списке характеристики чувственного познания и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа,

2) формирование понятий и суждений о предметах и их свойствах,

3) сохранение в памяти обобщенного образа предмета,

4) утверждение или отрицание чего-либо о предмете,

5) отражение в сознании человека отдельных свойств предмета.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

8. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую из второго.

а. Достоверное знание, не зависящее от мнений и пристрастий людей

1. Объективная истина

б. Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире

2. Относительная истина

в. Знание, дающее приблизительное и неполное отражение действительности

3. Абсолютная истина

г. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент

д. Информация, соответствующая действительному положению вещей

9. Найдите в приведенном списке особенности, отличающие научное познание от других видов познания человеком мира и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) теоретическое обобщение фактов,

2) констатация протекания отдельных событий,

3) образность и оригинальность отражения объективной реальности,

4) стремление к достоверному, истинному знанию,

5) познание мира в форме ощущений, восприятий и представлений,

6) изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

10.график по экономике

выберите в приведенном списке формы рационального познания. выберите в приведенном списке формы рационального познания фото. картинка выберите в приведенном списке формы рационального познания. смотреть фото выберите в приведенном списке формы рационального познания. смотреть картинку выберите в приведенном списке формы рационального познания.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

выберите в приведенном списке формы рационального познания. выберите в приведенном списке формы рационального познания фото. картинка выберите в приведенном списке формы рационального познания. смотреть фото выберите в приведенном списке формы рационального познания. смотреть картинку выберите в приведенном списке формы рационального познания.

12. Выберите в приведенном ниже списке формы рационального познания и обведите цифры, под которыми они указаны.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

выберите в приведенном списке формы рационального познания. выберите в приведенном списке формы рационального познания фото. картинка выберите в приведенном списке формы рационального познания. смотреть фото выберите в приведенном списке формы рационального познания. смотреть картинку выберите в приведенном списке формы рационального познания.

1) для подтверждения истинности суждений предложены доказательства

2) книга была напечатана в крупном издательстве

3) весь тираж книги был раскуплен в течение одного месяца

4) все гипотезы исследователей были обоснованы

5) книга сложна для самостоятельного изучения неспециалистами

6) содержание книги изложено профессиональным языком

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

15. Что из предложенного ниже ряда представляет формы чувственного познания, а что — рационального? (Правильный ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке возрастания, в которой первые три представляют чувственное познание, а вторые три — рациональное)

1) теоретическое обобщение фактов,

2) констатация протекания отдельных событий,

3) образность и оригинальность отражения объективной реальности,

4) стремление к достоверному, истинному знанию,

5) познание мира в форме ощущений, восприятий и представлений,

6) изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

17. Ученик выполняет проектную работу по обществознанию: проводит микроисследование о культурных предпочтениях одноклассников. Найти методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания.

1) анкетирование одноклассников

2) наблюдение за поведением одноклассников

3) описание внешнего вида одноклассников

4) выявление закономерностей поведения

5) выдвижение гипотезы

6) формулирование выводов

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

18. Установите соответствие между формой познания и ее особенностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) теоретическое обобщение фактов

Б) обобщение повседневного опыта

2. научное познание

В) образность и оригинальность отражения объективной реальности

3. Художественное познание

Г) стремление к достоверному, обоснованному знанию

Д)формирование эстетического вкусов

19. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.

Определите какие положения текста носят:

1. Фактический характер

2. Характер оценочных суждений

3. Характер теоретического утверждения.

выберите в приведенном списке формы рационального познания. выберите в приведенном списке формы рационального познания фото. картинка выберите в приведенном списке формы рационального познания. смотреть фото выберите в приведенном списке формы рационального познания. смотреть картинку выберите в приведенном списке формы рационального познания.

выберите в приведенном списке формы рационального познания. выберите в приведенном списке формы рационального познания фото. картинка выберите в приведенном списке формы рационального познания. смотреть фото выберите в приведенном списке формы рационального познания. смотреть картинку выберите в приведенном списке формы рационального познания.

Часть 2. Для записи ответов на задания этой части(21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2. Запишите сначала номер задания(21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания21–24

Миф всегда чрезвычайно практичен, насущен, всегда эмоционален, аффективен, жизнен. Мифическое сознание совершенно непосредственно и наивно, общепонятно; научное сознание необходимо обладает выводным, логическим характером; оно не непосредственно, трудно усвояемо, требует длительной выучки и абстрактных навыков. Миф всегда синтетически жизненен и состоит из живых личностей, судьба которых освещена эмоционально и интимно ощутительно; наука всегда превращает жизнь в формулу, давая вместо живых личностей их отвлеченные схемы и формулы; и реализм, объективизм науки заключается не в красочном живописании жизни, но в правильности соответствия отвлеченного закона и формулы с эмпирической текучестью явлений, вне всякой картинности, живописности и эмоциональности.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991

21.Какие черты мифа обнаруживает философ? Добавьте свои три характеристики.

22.Какие черты науки обнаруживает философ? Добавьте свои три характеристики.

23.В чем вы видите достоинство научного знания по сравнению с мифом? Если оно существует, приведите три черты.

24.Существует ли нечто позитивное в мифе, чего лишена наука? Если да, то приведите три конкретные черты для обоснования ответа.

25. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «истина»? Привлекая знания из курса обществоведение, составьте два предложения, содержащие информацию об истине.

26. В 1667 году, анализируя материалы астрономических наблюдений, Ньютон применил сформулированные им законы динамики к движению Луны. Ему было известно, что Луна обращается вокруг Земли почти по круговой орбите. Но движение по круговой орбите возможно только тогда, когда на тело действует какая-то сила, сообщающая ему центростремительное ускорение. Ньютон высказал предположение, что этой силой является сила взаимного притяжения Луны и Земли. Произведя необходимые расчеты, он пришел к выводу, что силу взаимного притяжения Луны и Земли можно вычислить по формуле. Ньютон не остановился на этом, а предположил, что по полученной им формуле можно рассчитать силу притяжения любых тел, если их размеры малы по сравнению с расстоянием между ними. Поэтому открытый им закон получил название закона всемирного тяготения.

Назовите методы научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте, и охарактеризуйте каждый из них. Какой уровень (уровни) научного познания представлен(ы) в нем? Свой ответ аргументируйте.

Назовите два метода научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте, и охарактеризуйте каждый из них. Какой уровень (уровни) научного познания представлен(ы) в нем? Свой ответ аргументируйте.

27.1. Ученые одного из университетов США отобрали 25 добровольцев, которые согласились провести в лаборатории изучения сна 12 дней. Одним давали спать по 6 часов, а другим – по 8 часов в сутки. Было установлено, что у тех, кто спал по 6 часов, повышался в крови уровень веществ, связанный с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Какой из методов научного познания нашел отражение в данном сообщении? Какой уровень научного знания представлен в нем? Аргументируйте свой ответ.

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме « Научное познание и его основные признаки. ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

(Для раскрытия темы необходимо 5-7 пунктов плана; 2 пункта с подпунктами-это минимум. лучше написать 3-4; обязательными являются: понятие…, функции…, структура…., в завершении лучше указать на проблемы, или успехи, или взаимосвязь…можно относительно РФ…)

«Почему я художник, а не философ? Потому, что я мыслю словами, а не идеями». (А. Камю)

«. Вещь не перестает быть истинной от того, что она не признана многими». (Б.Спиноза)

« Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика» Л. Фейербах

«Нам следовало бы стремиться познавать факты, а не мнения, и, напротив, находить место этим фактам в системе наших знаний» (Г.Лихтенберг)

«Человек – нечаянная, прекрасная, мучительная попытка природы осознать самоё себя». (В.М.Шукшин)

«Знание – сокровищница, но ключ к ней – практика». (Т.Фуллер)

Источник

Выберите в приведенном списке формы рационального познания

Выберите верные суждения о рациональном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Рациональное познание присуще только человеку.

2) Одной из форм рационального познания является представление.

3) Рациональное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете.

4) Рациональное познание в отличие от чувственного способно привести к относительной истине.

5) Исходным элементом рационального познания является понятие.

Рациональное познание связано с мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение. Формы рационального познания:

1) Понятие — мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (стол, — мебель; классификация).

2) Суждение — форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо (муха — насекомое).

3) Умозаключение — форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводится новое (у мухи есть крылья, значит, она летает).

Ученые, считающие основным источником знаний разум — рационалисты (Декарт, Спиноза, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель). Особенности рационального познания: имеет обобщенный характер, носит абстрактный характер, активно и целенаправленно, связано с речью.

1) Рациональное познание присуще только человеку — да, верно.

2) Одной из форм рационального познания является представление — нет, неверно, это чувственное.

3) Рациональное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете — нет, неверно, полное знание о предмете дает совокупность чувственного и рационального познания.

4) Рациональное познание в отличие от чувственного способно привести к относительной истине — нет, неверно.

5) Исходным элементом рационального познания является понятие — да, верно.

Если бы было слово может, тогда бы было верное.

Выберите верные суждения о рациональном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Для рационального познания характерно в первую очередь воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

2) Наблюдение — одна из форм рационального познания.

3) Одной из форм рационального познания является понятие.

4) К формам рационального познания относятся суждение и умозаключение.

5) На этапе рационального познания человек оперирует общими группами признаков однотипных объектов.

Рациональное познание связано с мыслительными операциями : анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение.

1) Для рационального познания характерно в первую очередь воспроизведение внешних сторон и свойств объектов — нет, неверно, это характерно для чувственного познания.

2) Наблюдение — одна из форм рационального познания — нет, неверно, это эмпирический метод научного познания.

3) Одной из форм рационального познания является понятие — да, верно.

4) К формам рационального познания относятся суждение и умозаключение — да, верно.

5) На этапе рационального познания человек оперирует общими группами признаков однотипных объектов — да, верно, это проявляется в использовании понятий.

Выберите верные суждения о познании и его критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

2) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения.

3) Чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом.

4) К формам чувственного познания относят понятия и суждения.

5) Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления.

Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. К формам чувственного познания относят:

Ощущение — элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т. д.

Восприятие — отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств.

Представление — чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.

Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств. К формам рационального познания относят:

Понятие — мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве).

Суждение — это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «золото есть металл».

Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.

1) Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов — да, верно.

2) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения — да, верно.

3) Чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом — да, верно.

4) К формам чувственного познания относят понятия и суждения — нет, неверно.

5) Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления — нет, неверно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *