выберите верные суждения о формах общественного прогресса
Выберите верные суждения о формах общественного прогресса
Выберите верные суждения о критериях общественного прогресса и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Гуманистическим критерием общественного прогресса является увеличение продолжительности жизни человека.
2) В качестве критерия общественного прогресса принимается уровень развития производительных сил.
3) Универсальным критерием общественного прогресса является уровень развития науки и техники.
4) Одним из критериев общественного прогресса может выступать упрощение общественных отношений.
5) Основным моральным критерием общественного прогресса может считаться совершенствование нравственности людей.
Критерии прогресса – это основные параметры его характеристики:
Социальный критерий — это уровень социального развития. Подразумевает уровень свобод людей, качество жизни, степень разницы между богатыми и бедными, наличие среднего класса и т. д. Основные двигатели социального развития — это революции и реформы. То есть радикальное полное изменение всех слоев общественной жизни и постепенное ее изменение, преобразование. Различные политические школы по-разному оценивают эти двигатели. К примеру, всем известно, что Ленин предпочитал революцию.
Экономический критерий — это рост ВВП, торговли и банковской сферы, и прочие параметры экономического развития. Экономический критерий — самый важный, так как влияет на остальные. Трудно думать о творчестве или духовном самообразовании, когда есть нечего.
Духовный критерий — нравственное развитие — один из самых спорных, так как различные модели общества оценивают по-разному. Например, в отличие от европейских стран, арабские не считают толерантность к сексуальным меньшинствам духовным прогрессом, и даже наоборот — регрессом. Тем не менее, есть общепринятые параметры, по которым можно судить о духовном прогрессе. Например, осуждение убийств и насилия характерно для всех современных государств.
Научно-технический критерий — это наличие новой продукции, научных открытий, изобретений, передовых технологий, короче — инноваций. Чаще всего под прогрессом подразумевают этот критерий в первую очередь.Но он не является универсальным. Универсальным критерием определения прогресса считается степень гуманности общества, возможность предоставить максимальные условия развития каждому человеку.
Выберите верные суждения о формах общественного прогресса
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «общественный прогресс»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о критериях общественного прогресса;
− одно предложение, раскрывающее сущность одного из критериев общественного прогресса.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1)смысл понятия, например: «Общественный прогресс — это направление развития от низшего (простого, несовершенного) к высшему (сложному, совершенному)»;
Может быть дано другое, близкое по значению определение.
2)два предложения с информацией об общественном прогрессе, опирающейся на знания курса, например:
— «Ученые выделяют такие критерии общественного прогресса, как гуманизация общества, развитие науки и техники, расширение свободы человека в обществе и т.д.»;
— «Некоторые ученые предлагают в качестве интегративного критерия общественного прогресса уровень гуманизации общества, то есть совершенствование нравственности, развитие представлений о человеке, его правах, свободах, как о высшей ценности».
Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию об общественном прогрессе.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «общественный прогресс»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию об относительности общественного прогресса;
− одно предложение, раскрывающее один из критериев общественного прогресса.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
В правильном ответе могут быть указаны:
Общественный прогресс – изменения, характеризующиеся переходом от менее совершенных форм социальной организации, к более совершенным, от простого к сложного, которые охватывают все сферы общественной жизни.
Могут быть приведены следующие примеры:
— относительность общественного прогресса проявляется в том, что существуют области, для которых понятие прогресс субъективно: искусство, религия и т.д.
— одним из критериев общественного прогресса является возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку.
Могут быть приведены иные примеры не искажающие смысла.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «критерий общественного прогресса»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о противоречивости общественного прогресса;
− одно предложение, раскрывающее один из критериев общественного прогресса.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
В правильном ответе могут быть указаны:
смысл понятия, например: «критерий общественного прогресса — признак, по которому определяется наличие прогрессивных изменений в общественной жизни»
Могут быть приведены следующие предложения:
1)Противоречивость общественного прогресса проявляется в том, что совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других.
2)Одним из критериев общественного прогресса является возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку.
Могут быть приведены и иные предложения не искажающие смысла.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественный прогресс»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественном прогрессе.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1)смысл понятия, например: «Общественный прогресс — это направление развития от низшего (простого, несовершенного) к высшему (сложному, совершенному)»;
Может быть дано другое, близкое по значению определение.
2)два предложения с информацией об общественном прогрессе, опирающейся на знания курса, например:
— «Улучшение материальных условий жизни и увеличение ее продолжи-тельности многие считают главным критерием общественного прогресса»;
— «Некоторые ученые предлагают в качестве интегративного критерия общественного прогресса уровень гуманизации общества, положение в нем лич¬ности».
Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию об общественном прогрессе.
Устаревший тип задания, не используется в ЕГЭ
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Проблема общественного прогресса». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
1. Понятие социальный прогресс.
2. Специфика социального прогресса:
в) способствует переходу общества к более совершенным формам социальной организации.
3. Противоречивость прогресса:
а) неодинаковость прогресса в различных сферах;
б) прогресс в одних сферах сопровождается регрессом в других;
г) неоднозначные последствия прогресса науки и техники.
4. Критерии общественного прогресса:
а) развитие науки и техники;
б) рост личностной свободы человека;
в) развитие человеческого разума.
5. Формы социального прогресса:
6. Понятие социальный регресс.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2—5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А.Общественный прогресс в одних сферах жизни общества всегда сопряжён с регрессом в других.
Б. Общественный прогресс противоречив, не исключает возвратные движения и регресс.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Прогресс — это направление общественного развития, проявляющегося в переходе от простых форм общественной организации к более сложным и совершенным.
Суждение А неверно. Общественный прогресс не всегда в одних сферах сопровождается с регрессом в других.
Суждение Б верно. Противоречивость прогресса проявляется в возврате назад, отступлению, ухудшении социальных структур, явлений, объектов.
Правильный ответ указан под номером: 2
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «общественный прогресс»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию о критериях общественного прогресса;
— одно предложение, раскрывающее какое-либо из противоречий общественного прогресса.
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
1. Поступательное развитие общества, его изменение от низших форм общежития к высшим, от более простых форм к более сложным.
2. Критериями общественного прогресса могут выступать развитие производительных сил, степень свободы общества, развитие духовной культуры.
3. Разнонаправленность развития отдельных сфер общества, возможность одновременного проявления подъёма в одних областях и спада в других отражает одно из противоречий общественного прогресса.
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(А) Понятие прогресса выражает идею совершенствования, перехода к более высоким ступеням развития, преодоления устарелого, отжившего, победы нового, передового. (Б) Социальный прогресс, то есть прогресс в развитии общества, имеет, на наш взгляд, аналогичное значение. (В) Идея социального прогресса, то есть поступательного движения общества, является, вне всякого сомнения, революционной идеей. (Г) Она означает развитие общества по восходящей линии, другими словами, обязательную смену устаревших и отживших свой век институтов новыми, молодыми и растущими. (Д) Идея общественного прогресса зародилась в философии на основе объективных наблюдений социально-культурных преобразований человеческого общества.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А: 3, так как в этом предложении раскрывается понятие прогресса.
В: 2. Является ли эта идея революционной или нет, это вопрос спорный. Кроме того, патетичность звучания намекает на то, что предложение носит характер оценочных суждений.
Г: 3. Раскрывается понятие социального прогресса
Д. 1Фактический характер. Указан конкретный факт зарождения идеи общественного прогресса в философии и причины этого.
Почему те предложения, где раскрываются понятия прогресса или, например, «революционный» носят факт. характер? Ведь это чистая теория!
Отчасти вы правы. Но в предложении 3 в словах «вне всякого сомнения» видна оценка автора.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «критерий общественного прогресса»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о критериях общественного прогресса.
В правильном ответе могут быть указаны:
смысл понятия, например: «Одна из существующих ныне точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека.»
Может быть дано другое, близкое по значению определение;
Могут быть приведены следующие предложения:
1)Противоречивость общественного прогресса проявляется в том, что совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других.
2)Одним из критериев общественного прогресса является возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку.
Могут быть приведены и иные предложения не искажающие смысла.
Устаревший тип задания, не используется в ЕГЭ
Индустриализация в СССР привела к развитию современной промышленности, но сопровождалась ущемлением прав граждан. Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется данным примером? Приведите два своих примера, иллюстрирующих это свойство.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1)свойство общественного прогресса: противоречивый характер;
2)примеры, иллюстрирующие это свойство, допустим:
— египетские пирамиды свидетельствуют о громадных успехах египетской цивилизации, но при их строительстве погибли тысячи людей;
— прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды;
— рост крупных городов, усложнение производства, ускорение ритма жизни — все это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрес¬сы и, как следствие, патологии нервной системы, сосудистых заболеваний.
Могут быть приведены другие проявления противоречивости прогресса
Старшеклассники рассматривали проблему общественного прогресса. На уроке возник спор о его критериях и проявлениях. Какие явления и факты служат проявлениями общественного прогресса? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) совершенствование техники
2) культурная унификация
3) рост влияния транснациональных корпораций
4) повышение уровня образованности населения
5) расширение рынка рекламы
6) рост продолжительности жизни людей
1) совершенствование техники — да, верно.
2) культурная унификация — нет, неверно, приведение к стандарту, это не прогресс.
3) рост влияния транснациональных корпораций — нет, неверно, больше монополизацию напоминает, нет прогресса.
4) повышение уровня образованности населения — да, верно.
5) расширение рынка рекламы — нет, неверно.
6) рост продолжительности жизни людей — да, верно.
Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. Содержанием общественного прогресса является необходимость удовлетворения человечеством возрастающих потребностей.
Б. Прогресс в одних сферах жизни общества всегда сопровождается регрессивными изменениями в других.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А — верно, задача прогресса улучшать жизнь людей, а значит удовлетворять их потребности.
Б — неверно, прогресс далеко не всегда оказывает негативное воздействие.
Правильный ответ указан под номером: 1
Доход, богатство, образование, престиж в своей совокупности являются
1) показателями общественного прогресса
2) проявлениями социальной мобильности
3) критериями социальной стратификации
4) мерилом общественного богатства
Критерии общественного прогресса:
− развитие человеческого разума
− совершение нравственности людей
− прогресс науки и техники
− развитие производительных сил, включая самого человека
− возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку
Социальная мобильность — переход людей из одних общественных групп в другие.
Мерило общественного богатства — макроэкономическим показателям.
Правильный ответ указан под номером 3.
Из курса обществознания вам известно понятие противоречивости общественного прогресса. Конкретизируйте его с помощью трех примеров. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Правильный ответ должен содержать примеры, допустим:
1) свидетельством прогресса является развитие производства, его расширение и интенсификация, но рост производства увеличил нагрузки на природную среду (истощаются ресурсы, изменяется экологическая ситуация);
2) транспорт — необходимая часть жизни человека, удобное средство передвижения, доступное в любом месте; но транспортные средства способствуют загрязнению почвы, воздуха, Мирового океана;
Могут быть приведены другие примеры противоречивости прогресса.
Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Социальная революция, экономическая реформа, общественный прогресс, социальная динамика, коренные преобразования.
Социальная динамика — это общественное изменение, движение, развитие.
Социальная революция — качественный переворот во всей социальной структуре общества.
Экономическая реформа — переустройство, затрагивающее экономическую сферу.
Общественный прогресс — развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение к более совершенному.
Ответ: социальная динамика.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Можно выделить следующие наиболее общие показатели _____________(А). От эпохи к эпохе происходит рост производительности труда на основе совершенствования средств и организации труда, что, в свою очередь, влечёт за собой совершенствование рабочей силы, вызывает к жизни новые производственные навыки и знания и меняет существующее ______________(Б). Одновременно с прогрессом производительных сил идёт увеличение объёма научной информации. Наука превращается в непосредственную ______________(В) общества.
Усиливается тенденция овладения обществом стихийными силами природы и освобождения людей из-под гнёта стихийных социальных факторов. Происходит _____________________(Г) общественной жизни в планетарном масштабе, ведущая к формированию и функционированию ______________________(Д) идеалов, норм и ценностей. Человечество постепенно превращается в единое целое. Но главным показателем и критерием общественного прогресса является расширение _______________________(Е). Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.»
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
1) матрица | 2) общечеловеческие | 3) исторический прогресс |
4) группы | 5) производительная сила | 6) человеческая свобода |
7) разделение труда | 8) интернационализация | 9) технологичность |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
сходя из контекста, последовательность 375826 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род и число слов.
Выберите верные суждения о формах общественного прогресса
Назовите две рассматриваемые авторами формы социальных изменений и приведите по одной любой характеристике каждой из них.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
В социальной системе непрерывно происходят процессы, которые могут приводить как к возникновению новых элементов, так и к исчезновению ранее существовавших элементов и отношений. Речь идёт о проблеме социальных изменений.
Существуют две основные формы социальных изменений: эволюция и революция. Равновесной моделью социальных изменений является эволюция. Ещё социолог Г. Спенсер определял эволюцию как постепенный процесс появления всё более сложных социальных форм.
Неравновесной моделью социальных изменений выступает революция. Социальная революция — это такой способ перехода к новому качеству, при котором социальная система оказывается в неустойчивом состоянии: происходит её дестабилизация, нарушается баланс социальных сил.
Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нём, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального благосостояния и духовного развития личности.
Прогресс как понятие можно применять как к системе в целом, так и к отдельным её элементам. Отношение к результатам социального прогресса в науке далеко не однозначно. Часть учёных считают, что надежды на безграничный прогресс не оправдались, что социальные изменения более сложны и противоречивы, типы и темпы их различны. Возможно застойное, попятное развитие общества, движение по кругу. Однако понятие «прогресс» до сих пор используется при характеристике социальных изменений.
Для определения уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались два критерия: уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Чем более прогрессивно общество, тем более высоки эти критерии. В современной социальной науке оба этих критерия подвергаются сомнению в связи с изменением характера труда (труд становится всё более интеллектуальным, а значит, сложнее поддаётся количественному учёту) и усложнением социального поведения человека (феномен «бегства от свободы», открытый Э. Фроммом). В научных дискуссиях о «цене прогресса» постепенно начинает выделяться и утверждаться третий критерий — уровень нравственности в обществе. По-видимому, этому критерию предстоит, развившись и оформившись, стать интегральным критерием, отражающим важнейшие тенденции изменения общественных отношений.
(А. Б. Безбородов, В. П. Филатов и др.)
Используя содержание текста, объясните, почему отношение учёных к понятию «прогресс» неоднозначно. Приведите три объяснения. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «критерии общественного прогресса».
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Три объяснения противоречивости общественного прогресса. Могут быть приведены следующие объяснения:
— надежды на безграничный прогресс не оправдались;
— социальные изменения сложны и противоречивы;
— типы и темпы социальных изменений различны;
— возможно застойное, попятное развитие общества и движение по кругу;
— критерии прогресса неоднозначны.
2) Объяснение смысла понятия, например: критерии общественного прогресса — признаки по которым можно определить переход общества к более совершенным формам социальной организации, его развитие.
Проиллюстрируйте примерами любые три упомянутых в тексте свойства социального прогресса. К каждому свойству приведите по одному примеру. (Каждый пример должен быть развернутым).
Правильный ответ должен содержать свойства социального прогресса и соответствующие примеры, допустим:
1) переход к более высокому уровню развития (например, в Российской империи в XIX веке происходит промышленный переворот, начинается процесс перехода от аграрного к индустриальному обществу);
2) применим как ко всему обществу, так и к отдельным его элементам (например, активизация крестьян-предпринимателей в крепостнической России XVIII в. свидетельствует об экономическом прогрессе в государстве);
3) противоречивость результатов (например, одним из результатов прорыва в области ядерной физики стало создание и боевое применение атомной бомбы, которое повлекло многотысячные жертвы среди мирного японского населения);
4) неодинаковые темпы и типы изменений разных элементов системы (например, в России начала XX в. экономика городов активно развивалась, происходила монополизация, а деревня оставалась полуфеодальной).
Могут быть приведены другие примеры.
В задании просят указать упомянутые в тексте свойства, но в тексте они не упоминаются совсем
Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нём, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального благосостояния и духовного развития личности.
Прогресс как понятие можно применять как к системе в целом, так и к отдельным её элементам. Отношение к результатам социального прогресса в науке далеко не однозначно. Часть учёных считают, что надежды на безграничный прогресс не оправдались, что социальные изменения более сложны и противоречивы, типы и темпы их различны. Возможно застойное, попятное развитие общества, движение по кругу. Однако понятие «прогресс» до сих пор используется при характеристике социальных изменений.
Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения того, что уровень нравственности является интегральным критерием прогресса.
Могут быть приведены, например, такие подтверждения:
1) мораль «очеловечивает» человека, раскрывает его духовный потенциал;
2) в моральном выборе наиболее полно проявляется свобода человека;
3) лишь человек с высокой нравственной культурой сможет придать техническому прогрессу гуманистический характер, минимизировать разрушительные для человека результаты технического
Используя содержание текста, объясните, почему отношение учёных к понятию «прогресс» неоднозначно. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «критерии общественного прогресса».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
1. Три объяснения противоречивости общественного прогресса. Могут быть приведены следующие объяснения:
— надежды на безграничный прогресс не оправдались;
— социальные изменения сложны и противоречивы;
— типы и темпы социальных изменений различны;
— возможно застойное, попятное развитие общества и движение по кругу;
— критерии прогресса неоднозначны.
2. Критерии общественного прогресса — признаки по которым можно определить переход общества к более совершенным формам социальной организации, его развитие.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) формы социальных изменений: эволюция и рево-
2) краткие характеристики каждой формы, например:
— эволюция: «постепенный процесс появления более сложных форм»;
— революция: «неравновесная модель социальных изменений», сопровождающихся дестабилизацией социальной системы. Могут быть приведены другие характеристики.
Приведите три примера, конкретизирующие авторское суждение о том, что «в ходе длительного развития исторического процесса человек менялся, становился более свободным и получал большую возможность проявлять свои духовные и физические силы, удовлетворять свои потребности». (Покажите возможности человека, его положение в окружающей природной и социальной действительности на разных этапах развития общества.)
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Способ производства материальных благ является основным критерием общественного прогресса. Но этот критерий скорее носит экономический характер, чем общесоциальный. В качестве общефилософского критерия выступает человек, точнее, положение человека в обществе.
Движение человеческого общества вперед не есть самоцель. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию, целью которой являются ликвидация старых отживших форм производственных отношений, создание необходимых условий для развития индивидуальных способностей каждого члена общества. Всякая революция с определенными отклонениями, связанными с различными социальными, политическими, экономическими, классовыми и т. д. условиями, и в зависимости от решаемых ею задач ставит в центр внимания проблему человека. Собственно говоря, социальные революции совершаются во имя человека.
Производительность труда показывает экономическую и техническую стороны общественного прогресса. Она определяет состояние средств производства на данном этапе развития общества, степень овладения стихийными силами природы, возможности производить материальные блага. Производственные отношения показывают отношения людей к средствам производства, отражают сущность данного способа производства, его социальную структуру, механизм взаимодействия людей. Проблема человека раскрывает отношение общества к каждому индивиду. Она выясняет степень свободы человека, возможности удовлетворения его материальных и духовных потребностей.
Положение человека в обществе характеризует социальный аспект прогресса. Чем прогрессивнее общество, тем больше условий оно создает для развития человека и его сущностных сил.
На мой взгляд, не следует путать общефилософский критерий прогресса с частным критерием, скажем, с духовным или экономическим критерием. Критерий разума — это частный критерий в сфере духовной жизни, если, конечно, есть прогресс в этой сфере. Критерий производительных сил или способа производства — это критерий в экономической области. Критерий прогресса в морали относится только к моральной сфере. Все эти критерии очень важны, но недостаточны для характеристики всего прогрессивного развития исторического процесса. Общефилософский критерий главное внимание обращает на такой стержень, который находится в центре всей мировой истории. В качестве такого стержня выступает человек. Поэтому общефилософским критерием общественного прогресса является положение человека в окружающей природной и социальной действительности, ибо, в конце концов, все делается во имя человека и для человека.
Надо показать, как в ходе длительного развития исторического процесса человек менялся, становился более свободным и получал большую возможность проявлять свои духовные и физические силы, удовлетворять свои потребности.
По каким основаниям, по мнению автора, можно судить об экономической и технической сторонах общественного прогресса? (Приведите два положения текста.)
Правильный ответ должен содержать следующие положения:
1) производительность труда показывает экономическую и техническую стороны общественного прогресса;
2) Критерий производительных сил или способа производства — это критерий в экономической области
В чем автор видит социальный аспект общественного прогресса? Что, по мнению автора, раскрывает проблема человека? Опираясь на обществоведческие знания раскройте смысл понятия «общественный прогресс».
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на вопрос: положение человека в обществе характеризует социальный аспект прогресса;
2) основания: отношение общества к каждому индивиду (степень свободы человека, возможности удовлетворения его материальных и духовных потребностей);
3) раскрыт смысл понятия, например: общественный прогресс — это направление развития человеческого общества, которое характеризуется его изменениями во всех сферах жизни, в результате чего осуществляется переход от низшего к высшему, к более совершенному состоянию общества.
Какие критерии общественного прогресса называет автор? Укажите любой другой не названный автором критерий, известный вам из курсов обществознания или истории.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) критерии общественного прогресса, названные автором:
— способ производства материальных благ (экономический);
— положение человека в обществе (общефилософский);
2) не названный автором критерий, например:
— степень демократизации общества;
— средняя продолжительность жизни;
— уровень детской смертности;
— уровень свободы СМИ.
Могут быть названы иные критерии
Используя обществоведческие знания раскройте смысл понятия «общественный прогресс».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Общественный прогресс — это направление развития человеческого общества, которое характеризуется его изменениями во всех сферах жизни, в результате чего осуществляется переход от низшего к высшему, к более совершенному состоянию общества.
В правильном ответе могут быть приведены примеры:
1) В первобытном обществе происходит переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству, это сделало человека менее зависимым от природы, расширило его возможности в удовлетворении своих потребностей;
2) В ходе своего развития человеческое общество совершенствовало свои познания в области медицины. Так в эпоху традиционного общества без знания физиологии и анатомии внутренних органов эмпирически были найдены воздействующие на них лекарственные растения, что позволило лечить многие болезни, сделать качество жизни людей выше.;
3) С переходом к постиндустриальному обществу в жизнь людей стали широко внедряться массовые технологии (интернет, мобильная связь и т.д.), что расширило их коммуникативные возможности, сделало более свободным доступ к информации.
Могут быть приведены другие примеры
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «прогресс»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о критериях прогресса;
− одно предложение, содержащее информацию о противоречивости прогресса.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
В правильном ответе должны быть названы следующие элементы:
1) смысл понятия, например: прогресс – это направление развития, для которого характерен переход от простого к более сложному, от низшего к высшему;
2) одно предложение, содержащее информацию о критериях прогресса, например: критерием прогресса может быть названо совершенствование нравственности людей;
3) одно предложение, содержащее информацию о противоречивости прогресса, например: противоречивость прогресса может проявляться в неоднозначности его последствий для разных сфер общественной жизни.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «общественный прогресс»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию о критериях общественного прогресса;
— одно предложение, раскрывающее какое-либо из противоречий общественного прогресса.
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
1. Поступательное развитие общества, его изменение от низших форм общежития к высшим, от более простых форм к более сложным.
2. Критериями общественного прогресса могут выступать развитие производительных сил, степень свободы общества, развитие духовной культуры.
3. Разнонаправленность развития отдельных сфер общества, возможность одновременного проявления подъёма в одних областях и спада в других отражает одно из противоречий общественного прогресса.
На основе текста определите, каково мнение автора по поводу научно-технического прогресса в целом. Укажите две его стороны. Какие факторы, по мнению автора делают абсолютно невозможным возвращение человечества к так называемой «здоровой» жизни прошлого? Чем, по мнению автора выступают урбанизация, индустриализация, машинизация и автоматизация, применение удобрений и ядохимикатов, рост культуры и возможностей досуга, прогресс медицины?
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Мне кажется неизбежным продолжение и развитие основных существующих сейчас тенденций научно-технического прогресса. Я не считаю это трагичным по своим последствиям, несмотря на то, что мне не совсем чужды опасения тех мыслителей, которые придерживаются противоположной точки зрения.
Рост населения, истощение природных ресурсов — это все такие факторы, которые делают абсолютно невозможным возвращение человечества к так называемой «здоровой» жизни прошлого (на самом деле очень тяжелой, часто жестокой и безрадостной) — даже если бы человечество этого захотело и могло осуществить в условиях конкуренции и всевозможных экономических и политических трудностей. Разные стороны научно-технического прогресса — урбанизация, индустриализация, машинизация и автоматизация, применение удобрений и ядохимикатов, рост культуры и возможностей досуга, прогресс медицины, улучшение питания, снижение смертности и продление жизни — теснейшим образом между собой связаны, и нет никакой возможности «отменить» какие-то направления прогресса, не разрушая всей цивилизации в целом. Только гибель цивилизации в огне всемирной термоядерной катастрофы, от голода, эпидемий, всеобщего разрушения — может обратить вспять прогресс, но надо быть безумцем, чтобы желать такого исхода.
Я верю, что человечество найдет разумное решение сложной задачи осуществления грандиозного, необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человеческого в человеке и природного в природе.