выберите верные суждения об этнических группах и межнациональных отношениях
Выберите верные суждения об этнических группах и межнациональных отношениях
Задание 11. Выберите верные суждения об этнических группах и межнациональных отношениях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Один из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе — компактное расселение людей одной национальности в пределах многонационального государства.
2) Этническими общностями являются племена, народности, нации.
3) Одним из способов гармонизации межнациональных отношений является развитие культурных связей между народами.
4) Все этнические общности обязательно имеют свою государственность.
5) Один из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе — обеспечение прав и свобод всех граждан независимо от их национальной принадлежности.
Рассмотрим каждое суждение и выберем верные.
1) Один из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе — компактное расселение людей одной национальности в пределах многонационального государства. — неверно.
2) Этническими общностями являются племена, народности, нации. — верно.
3) Одним из способов гармонизации межнациональных отношений является развитие культурных связей между народами. — верно.
4) Все этнические общности обязательно имеют свою государственность. — неверно.
5) Один из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе — обеспечение прав и свобод всех граждан независимо от их национальной принадлежности. — верно.
Ответ: 235 или любая последовательность цифр
Выберите верные суждения об этнических группах и межнациональных отношениях
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Межнациональные конфликты и пути их разрешения».
План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Сущность понятия «межнациональный конфликт»
2. Причины межнациональных конфликтов:
в) конфессиональные и др.
3. Типы межнациональных конфликтов:
а) государственно- правовые;
в) этнотерриториальные и др.
4. Пути разрешения межнациональных конфликтов:
а) создание эффективно действующих международных организаций;
б) достижение соглашения на основе взаимных уступок и др.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Выберите верные суждения об этнических группах и межнациональных отношениях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Один из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе — компактное расселение людей одной национальности в пределах многонационального государства.
2) Этническими общностями являются племена, народности, нации.
3) Одним из способов гармонизации межнациональных отношений является развитие культурных связей между народами.
4) Все этнические общности обязательно имеют свою государственность.
5) Один из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе — обеспечение прав и свобод всех граждан независимо от их национальной принадлежности.
1) Один из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе — компактное расселение людей одной национальности в пределах многонационального государства — нет, неверно. Это является примером сегрегации, апартеида, что неприемлемо с точки зрения демократических ценностей.
2) Этническими общностями являются племена, народности, нации — да, верно.
3) Одним из способов гармонизации межнациональных отношений является развитие культурных связей между народами — да, верно.
4) Все этнические общности обязательно имеют свою государственность — нет, неверно.
5) Один из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе — обеспечение прав и свобод всех граждан независимо от их национальной принадлежности — да, верно.
Ответ «2» не является корректныи, так как помимо указанных этнических общностей есть род, и этот список не будет являться полным.
Здесь полный никто не просит указывать.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Нации и межнациональные отношения в современном мире». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитываются:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
а) как этническая общность;
б) как общегражданская общность.
а) общая историческая память;
б) национальное самосознание;
в) национальные интересы;
г) единство языка и т.д.
3) Этническое многообразие современного мира:
4) Межнациональные отношения в современном мире:
а) интеграция и сближение народов (Европейский союз; США; Канада и т.п.);
б) межнациональные конфликты и пути их преодоления;
в) толерантность, гуманизм, культура межнациональных отношений как средства преодоления национальных конфликтов;
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 1, 2, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
В ходе социологического опроса совершеннолетних граждан страны Z им задавали вопрос: «Что, по Вашему мнению, в первую очередь нужно делать для предотвращения межнациональных конфликтов?» Примерно по 17%
респондентов назвали следующие меры: а) заботу властей о людях; б) улучшение работы правоохранительных органов; в) знакомство с культурой, обычаями других народов. Используя знания обществоведческого курса, объясните, как каждая из названных респондентами мер может способствовать предотвращению межнациональных конфликтов.
В правильном ответе могут быть приведены следующие объяснения, например:
а) забота властей о людях обеспечит людям достойные стабильные условия жизни, что сократит поводы для разжигания межнациональных конфликтов;
б) улучшение работы правоохранительных органов будет способствовать сокращению количества преступлений, в том числе и на национальной почве;
в) знакомство с культурой, обычаями других способствует пониманию менталитета других народов, поиску общих черт в разнообразных культурах, что в определённых ситуациях может сгладить напряжённость в межнациональных отношениях.
Могут быть приведены другие объяснения
Сикхи в Индии, тамилы в Шри-Ланке, баски в Испании выступают за создание собственных государств, и межнациональный конфликт в этих странах вылился в многолетнее кровавое вооруженное противостояние. Что явилось причиной межнациональных конфликтов в этих странах? Назовите любые две иные причины межнациональных конфликтов.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) указание на то, что причиной межнациональных конфликтов в названных странах стало стремление отдельных народов к политической независимости (сепаратизм);
2) другие причины, например:
— требование культурной автономии;
— борьба за подлинное равноправие.
Могут быть указаны иные причины.
Международная организация проводила в странах Y и Z опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Что, по Вашему мнению, необходимо сделать, чтобы избежать межнациональных конфликтов?». Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Большинство опрошенных в каждой из стран считают необходимым отказаться от насилия и принуждения.
2) Доля тех, кто считает, что для избежания межнациональных конфликтов необходимо научиться понимать друг друга, среди жителей страны Z меньше, чем среди жителей страны Y.
3) Большинство опрошенных в стране Z считают, что для избежания межнациональных конфликтов прежде всего необходимо уважать права и свободы.
4) Среди жителей страны Z мнение о необходимости отказаться от насилия и принуждения более популярно, чем мнение о необходимости научиться понимать друг друга.
5) Тех, кто демонстрирует отсутствие интереса к данной проблеме, в стране Z меньше, чем в стране Y.
1) Большинство опрошенных в каждой из стран считают необходимым отказаться от насилия и принуждения — нет, неверно.
2) Доля тех, кто считает, что для избежания межнациональных конфликтов необходимо научиться понимать друг друга, среди жителей страны Z меньше, чем среди жителей страны Y — да, верно.
3) Большинство опрошенных в стране Z считают, что для избежания межнациональных конфликтов прежде всего необходимо уважать права и свободы — да, верно.
4) Среди жителей страны Z мнение о необходимости отказаться от насилия и принуждения более популярно, чем мнение о необходимости научиться понимать друг друга — да, верно.
5) Тех, кто демонстрирует отсутствие интереса к данной проблеме, в стране Z меньше, чем в стране Y — нет, неверно.
4 ответ не подходит. Это четко видно по диаграмме
Посмотрите внимательно на диаграмму. Черный столбик выше заштрихованного.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Нации и межнациональные отношения в современном мире». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитываются:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
а) как этническая группа;
б) как общегражданская общность.
а) наличие территории проживания;
б) общность языка, традиций, обычаев;
в) общность исторического и социокультурного опыта;
г) сходные черты внешнего облика, характера и ментальности.
3) Разновидности этнических групп:
4) Основные тенденции в развитии межнациональных отношений:
а) межнациональная интеграция;
б) межнациональная дифференциация.
5) Демократические принципы межнациональных отношений:
а) равноправие представителей разных наций во всех сферах жизни общества;
б) свободный доступ к изучению национальных языков, обычаев и традиций;
в) право граждан на определение своей национальной принадлежности;
г) развитие толерантности и поликультурного диалога в обществе;
д) создание в обществе нетерпимого отношения к ксенофобии, шовинизму, пропаганде национальной исключительности.
6) Межнациональные отношения и национальная политика в современной России.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 1, 2, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Нации и межнациональные отношения». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитываются:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
а) как этническая группа;
б) как общегражданская общность.
а) наличие территории проживания;
б) общность языка, традиций, обычаев;
в) общность исторического и социокультурного опыта;
г) сходные черты внешнего облика, характера и ментальности.
3) Разновидности этнических групп:
4) Основные тенденции в развитии межнациональных отношений:
а) межнациональная интеграция;
б) межнациональная дифференциация.
5) Демократические принципы межнациональных отношений:
а) равноправие представителей разных наций во всех сферах жизни общества;
б) свободный доступ к изучению национальных языков, обычаев и традиций;
в) право граждан на определение своей национальной принадлежности;
г) развитие толерантности и поликультурного диалога в обществе;
д) создание в обществе нетерпимого отношения к ксенофобии, шовинизму, пропаганде национальной исключительности.
6) Межнациональные отношения и национальная политика в современной России.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 1, 2, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте примером каждую из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии межнациональных отношений:
1) Межнациональная интеграция. Например, с конца XX века среди европейских стран проходят процессы экономической и политической интеграции, в результате которых образовался и стал расширяться Европейский Союз, который объединяет 27 государств;
2) Межнациональная дифференциация. Например, Каталония стремится выйти из состава Испании, добиться суверенитета и политической независимости;
К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение международного фестиваля молодежи? Приведите любые два других примера этой тенденции развития межнациональных отношений. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) указание на то, что приведенный пример отражает тенденцию межнациональной интеграции;
2) другие примеры проявления данной тенденции, допустим:
— создание международных экономических и политических союзов: Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Европейский Союз (ЕС), организация Североатлантического договора (НАТО) и др.;
— создание международных культурных центров в различных государствах: (Центр международного образования, Центр латиноамериканской культуры и др.).
Могут быть приведены другие примеры.
В тексте говорится о влиянии государства на этнонациональные отношения. Приведите любые три направления политики демократического государства в межнациональных отношениях.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Национальные отношения, т.е. отношения людей в общности, называемой нацией, или другие этнонациональные отношения, не существуют отдельно от государства или параллельно с ним. Национальные и этнонациональные отношения так или иначе опосредуются государством и образуют единое политическое целое.
Распространены три основных подхода к пониманию нации: политико-правовой, социокультурный и биологический. При политико-правовом подходе под нацией понимается согражданство, т.е. сообщество граждан того или иного государства. В международном праве, когда говорят о нациях, имеют в виду именно политические, нации, которые на международной арене выступают как «национальные» государства.
При социокультурном подходе упор делается на общности языка, культуры, религии, традиций, обычаев большой группы людей, образующих нацию. Это позволяет рассматривать нацию как общность людей, для которых характерны общность духовной культуры, исторического развития, поведенческих стереотипов, бытового образа жизни. Следует иметь в виду, что нация представляет собой также и субъективный феномен сознания и самосознания.
Э. Геллнер, известный исследователь феномена нации, отмечал: «Два человека принадлежат к одной нации, если и только если они признают принадлежность друг друга к этой нации. Иными словами, нации создаёт человек; нации – это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей».
Большинство стран мира понимание нации основывают на первых двух подходах. При всем их различии у них есть общее – отрицание кровного родства как определяющего нациообразующего принципа.
Третий подход к пониманию нации, биологический, как раз и основан на признании кровной общности главной доминантой нации.
(Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова)
Выберите верные суждения об этнических группах и межнациональных отношениях
Выберите верные суждения об этнической общности и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Древнейшей формой этнической общности является народность.
2) Обязательными признаками этнической общности является общность языка и религии.
3) Обязательным условием формирования этнической общности является общность территории.
4) Этнические общности отличаются устойчивостью.
5) Один и тот же человек может причислять себя к нескольким этническим общностям.
1) Древнейшей формой этнической общности является народность. Нет, неверно, род и племя являются древнейшими формами этнической общности.
3) Обязательным условием формирования этнической общности является общность территории. Да, верно. По поводу цыган: данный этнос представляет собой исключение, для подавляющего большинства других этносов общность территории является обязательным условием формирования этнической общности.
4) Этнические общности отличаются устойчивостью. Да, верно, это их отличает как социальную группу.
5) Один и тот же человек может причислять себя к нескольким этническим общностям. Да, верно. П.И. Багратион считал себя русским полководцем, а родословную вел от побочной ветви грузинских царей.
Правильный ответ: 345
Выберите верные суждения об этнических общностях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Этнической общностью называют сложившуюся в определённом государстве демографическую группу.
2) Видами этнических общностей являются племя, народность, нация.
3) К числу признаков этноса относят язык, общую историческую память, обычаи и традиции.
4) При формировании этноса значительную роль играет общность территории и общий язык.
5) Члены любой этнической общности обладают сходными политическими воззрениями и толерантным отношением к культуре других этносов.
1) Этнической общностью называют сложившуюся в определённом государстве демографическую группу. Нет, неверно, демографическая группа выделяется по полу и возрасту, а этническая связана с национальной принадлежностью.
2) Видами этнических общностей являются племя, народность, нация. Да, верно, иногда их еще называют этапами формирования этноса и в начале добавляют такую группу как род.
3) К числу признаков этноса относят язык, общую историческую память, обычаи и традиции. Да, верно, это ключевые признаки, объединяющие членов одной этнической группы.
4) При формировании этноса значительную роль играет общность территории и общий язык. Да, верно, это ключевые признаки, объединяющие членов одной этнической группы.
5) Члены любой этнической общности обладают сходными политическими воззрениями и толерантным отношением к культуре других этносов. Нет, неверно, например, среди русских встречаются и коммунисты, и либералы, и консерваторы.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Характеристика форм этнических общностей
ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ
исторического, экономического, культурного и
территориально-политического характера
связей и веры в общность происхождения,
совокупность родов, связанных между собой
общими чертами культуры, общностью
происхождения, единством религиозных
Племя — объединение на основе кровнородственных связей и веры в общность происхождения, совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, общностью происхождения, единством религиозных представлений.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ОБЩНОСТЕЙ
собой группу кровных родственников, которые
ведут своё происхождение по материнской или
отцовской линии, носят общее родовое имя
и имеют общие потребности и интересы
характерны единство территории, единство
экономической жизни, языка, культуры, нацио-
нального самосознания и общей исторической
Нация — высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, единство
экономической жизни, языка, культуры, национального самосознания и общей исторической памяти.
Выберите верные суждения об этнических общностях и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.
1) Разновидностью этноса является народность.
2) Появление наций предшествовало возникновению государства.
3) В основе этнической общности лежит единство классовых интересов.
4) Различают этническое и гражданское понимание нации.
5) Сплочению народности в нацию помогает осознание людьми общности своих исторических судеб.
Основными историческими разновидностями социально-этнической общности являются племя, народность и нация.
1) Разновидностью этноса является народность — да, верно.
2) Появление наций предшествовало возникновению государства — нет, неверно.
3) В основе этнической общности лежит единство классовых интересов — нет, неверно.
4) Различают этническое и гражданское понимание нации — да, верно.
5) Сплочению народности в нацию помогает осознание людьми общности своих исторических судеб — да, верно, речь идет об этническом самосознании представителей одного этноса.
Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «этническая общность».
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Этническая общность — совокупность людей, обладающая общностью территории, особенностями культуры, языка, психического склада, исторической памятью, осознающая свое единства и отличие от других подобных образований. Виды этнических общностей — род, племя, народность, нация.
«Выпадают» каста (социальная группа, членство в которой зависит от рождения) и государство (форма организации политической власти в обществе).
Запишите слово, пропущенное в схеме.
Этнос, или этническая общность — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая социальная группировка людей. Виды этнических общностей: род, племя, народность, нация.
«Народ» — многозначный термин, в некоторых ситуациях он может быть синонимом слов «нация», «этнос» и других, но не синонимом слова «народность».
На лекциях в МГУ вместо слова народность используют слово народ. Слово народность не используется.
Найдите в списке этнические общности и запишите цифры, под которыми они указаны.
5) творческие союзы
Этническая общность — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих самопознанием и исторической памятью, общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных преобразований. Виды этнических общностей: род, племя, народность, нация. На основе усиления межплеменных связей складываются народности.
1) племена — да, верно.
2) провинциалы — нет, неверно.
3) народности — да, верно.
5) творческие союзы — нет, неверно.
6) граждане — нет, неверно.
Найдите в приведённом списке этнические общности, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Этническая общность — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований. Виды этнических общностей — род, племя, народность, нация.
1) молодёжь — нет, неверно.
2) россияне — нет, неверно, собирательное название всех жителей Российской Федерации.
3) трудящиеся — нет, неверно.
4) украинцы — да, верно.
5) парижане — нет, неверно.
6) русские — да, верно.
Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «этнические общности».
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Род, племя, народность, нация — это этнические общности.
В тексте говорится о влиянии государства на этнонациональные отношения. Приведите любые три направления политики демократического государства в межнациональных отношениях.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Национальные отношения, т.е. отношения людей в общности, называемой нацией, или другие этнонациональные отношения, не существуют отдельно от государства или параллельно с ним. Национальные и этнонациональные отношения так или иначе опосредуются государством и образуют единое политическое целое.
Распространены три основных подхода к пониманию нации: политико-правовой, социокультурный и биологический. При политико-правовом подходе под нацией понимается согражданство, т.е. сообщество граждан того или иного государства. В международном праве, когда говорят о нациях, имеют в виду именно политические, нации, которые на международной арене выступают как «национальные» государства.
При социокультурном подходе упор делается на общности языка, культуры, религии, традиций, обычаев большой группы людей, образующих нацию. Это позволяет рассматривать нацию как общность людей, для которых характерны общность духовной культуры, исторического развития, поведенческих стереотипов, бытового образа жизни. Следует иметь в виду, что нация представляет собой также и субъективный феномен сознания и самосознания.
Э. Геллнер, известный исследователь феномена нации, отмечал: «Два человека принадлежат к одной нации, если и только если они признают принадлежность друг друга к этой нации. Иными словами, нации создаёт человек; нации – это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей».
Большинство стран мира понимание нации основывают на первых двух подходах. При всем их различии у них есть общее – отрицание кровного родства как определяющего нациообразующего принципа.
Третий подход к пониманию нации, биологический, как раз и основан на признании кровной общности главной доминантой нации.
(Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова)
Раскройте смысл понятия «нация» в рамках каждого из трёх рассматриваемых в тексте подходов: политико-правового, социокультурного, биологического.
В ответе смысл понятия «нация» должен быть раскрыт в рамках трёх подходов:
1) политико-правового: сообщество граждан того или иного государства;
2) социокультурного: общность людей, для которых характерны общность духовной культуры, исторического развития, поведенческих стереотипов, бытового образа жизни;
3) биологического: признание кровной общности главной доминантой нации.
Смысл понятия может быть приведён в иных, близких по смыслу, формулировках
Каких подходов к пониманию нации придерживается большинство стран мира? Что, по мнению автора, объединяет эти подходы, а что различает? (С опорой на текст, укажите одно любое различие и одно сходство между ними). Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «межэтнические отношения».
В ответе должны быть следующие элементы:
— большинство стран мира придерживается политико-правового и социокультурного подходов;
2) указано одно отличие и одно сходство:
— объединяет: отрицание кровного родства как определяющего нациообразующего принципа;
— различие: в том, что в первом случае границы нации совпадают с государством, во втором ограничены признаками определённого этноса;
3) Объяснен смысл понятия, например:
— межэтнические отношения — это взаимодействие народов (наций) в разных сферах общественной жизни, а также межличностные взаимосвязи их отдельных представителей в различных формах деятельности.
Может быть указано другое различие
Автор отмечает, что нация является также феноменом сознания и самосознания. Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите три примера, которые могут служить проявлениями национального самосознания.
В ответе могут быть приведены примеры, допустим:
1) русские эмигранты первой волны, их дети и внуки продолжают считать себя русскими: знают русский язык, читают произведения русских писателей, посещают православные храмы, сохраняют русские обычаи и традиции;
2) примером самосознания может быть творчество русских поэтов, которые не отделяли себя от своей Родины, например творчество С. Есенина;
3) наиболее сильно люди осознают свою связь с родиной, с её народом в годы войны. Примером проявления национального самосознания могут быть возникновение и действия партизанских отрядов в годы Отечественной войны (1812 г.) и Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.), действия отрядов ополченцев, защищавших Москву в 1941 г.
Могут быть приведены другие примеры
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «межэтнические отношения».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Межэтнические отношения — это взаимодействие народов (наций) в разных сферах общественной жизни, а также межличностные взаимосвязи их отдельных представителей в различных формах деятельности.
В ответе могут быть приведены следующие направления, например:
1) обеспечение равноправия всех этносов внутри одного государства;
2) гарантирование и уважение права народов на сохранение этнической культуры и самобытности;
3) согласование интересов разных этносов внутри одного государства;
4) предупреждение и преодоление этнонациональных конфликтов.
Могут быть приведены другие направления
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «виды этнической общности».
1) племя; 2) род; 3) национальность; 4) нация; 5) класс; 6) народность.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
3 и 5 не являются видами этнической общности. Остальное виды.
Правильный ответ: 35
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Род, народность, этнос, нация, племя.
Этнос — совокупность людей, обладающих общностью культуры, осознающих эту общность как выражение общности исторических судеб. Является обобщающим понятием для племени, народности, нации.
Род — группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии.
Племя — объединение нескольких родов.
Народность — исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, культурой, следует за племенем и предшествует нации.
Нация — исторически сложившаяся общность, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общностью территории, языка, культуры, психологического склада, самосознания.
Раскройте смысл понятия «нация» в рамках каждого из трёх рассматриваемых в тексте подходов: политико-правового, социокультурного, биологического.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Национальные отношения, т.е. отношения людей в общности, называемой нацией, или другие этнонациональные отношения, не существуют отдельно от государства или параллельно с ним. Национальные и этнонациональные отношения так или иначе опосредуются государством и образуют единое политическое целое.
Распространены три основных подхода к пониманию нации: политико-правовой, социокультурный и биологический. При политико-правовом подходе под нацией понимается согражданство, т.е. сообщество граждан того или иного государства. В международном праве, когда говорят о нациях, имеют в виду именно политические, нации, которые на международной арене выступают как «национальные» государства.
При социокультурном подходе упор делается на общности языка, культуры, религии, традиций, обычаев большой группы людей, образующих нацию. Это позволяет рассматривать нацию как общность людей, для которых характерны общность духовной культуры, исторического развития, поведенческих стереотипов, бытового образа жизни. Следует иметь в виду, что нация представляет собой также и субъективный феномен сознания и самосознания.
Э. Геллнер, известный исследователь феномена нации, отмечал: «Два человека принадлежат к одной нации, если и только если они признают принадлежность друг друга к этой нации. Иными словами, нации создаёт человек; нации – это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей».
Большинство стран мира понимание нации основывают на первых двух подходах. При всем их различии у них есть общее – отрицание кровного родства как определяющего нациообразующего принципа.
Третий подход к пониманию нации, биологический, как раз и основан на признании кровной общности главной доминантой нации.
(Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова)
Каких подходов к пониманию нации придерживается большинство стран мира? Что, по мнению автора, объединяет эти подходы, а что различает? (С опорой на текст, укажите одно любое различие и одно сходство между ними). Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «межэтнические отношения».
В ответе должны быть следующие элементы:
— большинство стран мира придерживается политико-правового и социокультурного подходов;
2) указано одно отличие и одно сходство:
— объединяет: отрицание кровного родства как определяющего нациообразующего принципа;
— различие: в том, что в первом случае границы нации совпадают с государством, во втором ограничены признаками определённого этноса;
3) Объяснен смысл понятия, например:
— межэтнические отношения — это взаимодействие народов (наций) в разных сферах общественной жизни, а также межличностные взаимосвязи их отдельных представителей в различных формах деятельности.
Может быть указано другое различие
Автор отмечает, что нация является также феноменом сознания и самосознания. Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите три примера, которые могут служить проявлениями национального самосознания.
В ответе могут быть приведены примеры, допустим:
1) русские эмигранты первой волны, их дети и внуки продолжают считать себя русскими: знают русский язык, читают произведения русских писателей, посещают православные храмы, сохраняют русские обычаи и традиции;
2) примером самосознания может быть творчество русских поэтов, которые не отделяли себя от своей Родины, например творчество С. Есенина;
3) наиболее сильно люди осознают свою связь с родиной, с её народом в годы войны. Примером проявления национального самосознания могут быть возникновение и действия партизанских отрядов в годы Отечественной войны (1812 г.) и Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.), действия отрядов ополченцев, защищавших Москву в 1941 г.
Могут быть приведены другие примеры
В тексте говорится о влиянии государства на этнонациональные отношения. Приведите любые три направления политики демократического государства в межнациональных отношениях.
В ответе могут быть приведены следующие направления, например:
1) обеспечение равноправия всех этносов внутри одного государства;
2) гарантирование и уважение права народов на сохранение этнической культуры и самобытности;
3) согласование интересов разных этносов внутри одного государства;
4) предупреждение и преодоление этнонациональных конфликтов.
Могут быть приведены другие направления
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «межэтнические отношения».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Межэтнические отношения — это взаимодействие народов (наций) в разных сферах общественной жизни, а также межличностные взаимосвязи их отдельных представителей в различных формах деятельности.
В ответе смысл понятия «нация» должен быть раскрыт в рамках трёх подходов:
1) политико-правового: сообщество граждан того или иного государства;
2) социокультурного: общность людей, для которых характерны общность духовной культуры, исторического развития, поведенческих стереотипов, бытового образа жизни;
3) биологического: признание кровной общности главной доминантой нации.
Смысл понятия может быть приведён в иных, близких по смыслу, формулировках
Каких подходов к пониманию нации придерживается большинство стран мира? Что, по мнению автора, объединяет эти подходы, а что различает? (С опорой на текст, укажите одно любое различие и одно сходство между ними). Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «межэтнические отношения».
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Национальные отношения, т.е. отношения людей в общности, называемой нацией, или другие этнонациональные отношения, не существуют отдельно от государства или параллельно с ним. Национальные и этнонациональные отношения так или иначе опосредуются государством и образуют единое политическое целое.
Распространены три основных подхода к пониманию нации: политико-правовой, социокультурный и биологический. При политико-правовом подходе под нацией понимается согражданство, т.е. сообщество граждан того или иного государства. В международном праве, когда говорят о нациях, имеют в виду именно политические, нации, которые на международной арене выступают как «национальные» государства.
При социокультурном подходе упор делается на общности языка, культуры, религии, традиций, обычаев большой группы людей, образующих нацию. Это позволяет рассматривать нацию как общность людей, для которых характерны общность духовной культуры, исторического развития, поведенческих стереотипов, бытового образа жизни. Следует иметь в виду, что нация представляет собой также и субъективный феномен сознания и самосознания.
Э. Геллнер, известный исследователь феномена нации, отмечал: «Два человека принадлежат к одной нации, если и только если они признают принадлежность друг друга к этой нации. Иными словами, нации создаёт человек; нации – это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей».
Большинство стран мира понимание нации основывают на первых двух подходах. При всем их различии у них есть общее – отрицание кровного родства как определяющего нациообразующего принципа.
Третий подход к пониманию нации, биологический, как раз и основан на признании кровной общности главной доминантой нации.
(Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова)
- выберите верные суждения об экологическом праве и экологических правонарушениях
- выберите верные суждения об этносах и межнациональных отношениях