выбор формы планирования обусловлен
Open Source Content Management
Nav view search
Навигация
Искать
Main Menu
Факторы, влияющие на выбор формы планирования
В практической деятельности предприятия используют различные виды планирования, чаще всего их комбинацию. Совокупность различных видов планирования, применяемая одновременно на конкретном хозяйствующем субъекте, называется формой планирования.
Среди множества факторов, влияющих на форму планирования, можно выделить три группы основных факторов:
а) факторы, обусловленные спецификой фирмы, например, концентрация капитала, уровень механизации и автоматизации управления фирмой, географическое расположение фирмы и т.п.
б) факторы внешней среды, например, характер государственного регулирования экономики, уровень и характер конкуренции и т.п.
в) критерии, обусловленные спецификой самого процесса планирования, например, полнота, детализация, точность, ясность, эластичность и гибкость, экономичность и полезность планирования и т.п.
Рассмотрим указанные группы факторов.
1. Факторы, обусловленные спецификой фирмы.
Социальное и экономическое содержание плана принимает различные формы в зависимости от общих условий воспроизводства, научно-технологического развития, от методов и особенностей управления фирмой.
Влияние научно-технического прогресса на производственный процесс и управление им выражается в усложнении разделения труда и выпускаемого изделия и, как результат, усложнении организационно-технической структуры предприятия и объединения. В структуре крупнейших компаний имеются десятки научных лабораторий, сотни производственных подразделений, сложная система материально-технического обеспечения и сбыта готовой продукции, включающая многочисленных агентов по сбыту и предприятия технического обслуживания потребителей их продукции. Сказанное выдвигает жесткие требования к координации участников производства, необходимости планирования их совместных усилий.
Научно-технологическая революция обусловила чрезвычайный размах научно-технического соперничества, ускорила процесс морального старения продукции, повысила темпы обновления ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции. Например, по данным американских исследователей около 30% продукции обновляется в течение 5 лет. В то же время освоение новой продукции в условиях роста ее научно-технического уровня и сложности является длительным процессом, продолжающимся нередко 7—10 лет, что немыслимо без эффективной системы планирования.
Немаловажное значение имеет тот факт, что в последнее время в экономике многих стран наблюдается значительное отставание темпов роста платежеспособности населения от темпов роста производственных мощностей. Данное обстоятельство приводит к усилению роли сбыта в деятельности компаний. Происходит переориентация структуры компаний, форм взаимосвязи сбыта и производства. Маркетинг становится важнейшим объектом планирования на предприятии.
Существенное влияние на внутрифирменное планирование оказал процесс механизации и автоматизации управления, что нашло свое отражение в формах и методах планирования. Автоматизация процедур планирования позволяет повысить качество плановых решений за счет их оптимизации на ЭВМ, повышения степени согласованности и сбалансированности планов различных функциональных областей производственно-хозяйственной деятельности и структурных подразделений предприятия, освобождения плановых работников от выполнения рутинных операций сбора, регистрации, приема-передачи и обработки информации и сосредоточения их усилий на творческих операциях, повышения общей культуры плановой работы и т.п.
2. Факторы внешней среды.
Внешняя среда влияет на форму планирования через две группы факторов: прямого и косвенного воздействия.
Группа факторов прямого воздействия включает такие факторы, которые оказывают непосредственное влияние на принимаемые плановые решения в форме различных условий и ограничений. Субъектами такого влияния могут быть поставщики и потребители, конкуренты, профессиональные союзы, центральные и местные органы государственной власти и т.п.
В группу косвенного воздействия входят факторы, которые не оказывают однозначного влияния на плановое решение. Но тем не менее они могут сказаться на реализации решения посредством косвенного воздействия на интересы участников выполнения решения, изменения условий его реализации и т.п. Сюда можно отнести Состояние экономики, международные события, политические факторы, научно-технический прогресс, социально-культурные факторы и т.п.
Среди факторов данной группы наибольшее влияние на выбор формы планирования оказывают господствующие в государстве формы собственности. Негосударственные формы собственности, такие как акционерная, коллективная, арендная и т.п., породили специфическую систему органов управления хозяйствующими субъектами и разные формы планирования. Например, акционерная и государственная собственность обусловливают необходимость отчетности, планирования, выплаты дивидендов, необходимого минимального уровня эффективности и т.п., чего нет на частных предприятиях.
Характер государственного регулирования экономики накладывает свой отпечаток и на выбор формы планирования. Жесткие формы государственного воздействия, носящие директивный характер, суживают возможности системы внутрифирменного планирования в формировании стратегии своего развития. Мягкое же индикативное государственное регулирование позволяет хозяйствующим субъектам более активно искать многовариантные пути развития. Например, выполнение государственных заказов накладывает определенный отпечаток на организацию деятельности фирмы вообще и на планирование в частности. Работа по госзаказам, с одной стороны, способствует стабилизации хозяйственной деятельности, а с другой, требует увязки текущей и перспективной деятельности фирмы, ориентации всей работы на определенного потребителя.
3. Критерии, обусловленные спецификой процесса планирования. В каких бы хозяйствующих субъектах процесс планирования не осуществлялся, он всегда имеет одну и ту же структуру, должен соответствовать типовым требованиям, что также сказывается на выборе конкретных форм планирования. Например, при выборе формы планирования решающую роль могут играть следующие критерии:
а) полнота планирования, предполагающая, что при составлении плана должны быть учтены все события и факторы, имеющие значение для принятия решения. Наличие таких условий позволяет составить полный план, сопряженный с системой частных планов;
б) детализация планирования, означающая необходимость определения с достаточной степенью подробности всех планируемых показателей;
в) точность планирования должна быть достаточно высокой для достижения поставленной цели;
г) эластичность и гибкость планирования. Данные требования означают возможность плана приспосабливаться к изменению условий. В противном случае появляется опасность его отрыва от реальных условий, в которых идет реализация плана. Принцип эластичности плана предполагает:
• наличие плановых резервов;
• наличие альтернативных вариантов плановых решений, которые могут быть введены в действие в случае необходимости;
• наличие и задействование в экстренных случаях аппарата эвентуального планирования;
• применение перекрывающегося планирования;
• использование отсрочки планирования в ситуациях, когда по истечении определенного времени отсутствует информационная определенность и т.д.
д) экономичность планирования. В соответствии с этим требованием расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении с получаемым эффектом. Наличие средств у фирмы позволяет ей выбрать адекватные формы планирования, которые характеризуются различным уровнем затрат;
е) полезность планирования, означающая улучшение качества принимаемых внутрифирменных решений.
Критерием эффективности внутрифирменного планирования является степень его использования на практике как руководство к действию. Многие руководители и специалисты часто отмечают, что планы предприятий «не работают». При тщательном анализе выясняется, что они и не могут работать, а происходит это главным образом потому, что эти планы охватывают слишком длительный период, распространяются на очень большие системы и сталкиваются с огромным числом случайных процессов и событий. Поэтому в системе внутрифирменного планирования необходимо иметь организационную структуру, обеспечивающую постоянную корректировку планов в соответствии с изменениями внешней среды и внутренних условий. С этой целью могут разрабатываться автоматизированные системы управления предприятиями и объединениями, автоматизирующие процедуры корректировки планов и ослабляющие влияние неопределенности на результативность хозяйственной деятельности.
Несомненно, что элементы неопределенности существуют не только в рыночной экономике, но и в плановой. Природа этого элемента определяется случайным характером развития науки и техники, процессов организации производства, труда, управления и т.п. Элементы случайности в планировании могут быть компенсированы использованием средств математической статистики в экономических расчетах для учета вероятностного характера научно-технического прогресса.
Эти, а также другие, не названные здесь факторы, оказывают существенное влияние на методы и организацию внутрифирменного планирования, что находит свое проявление в следующем.
1. Появляется необходимость разделения функций в управлении предприятием и планировании его деятельности. Разделение труда осуществляется в направлении отделения функций стратегического планирования от оперативной текущей плановой работы, отделения планирования НИОКР от разработки и осуществления планов производства и реализации продукции и т.д.
В организации планирования и контроля за выполнением планов все в большей степени действуют принципы разделения труда и иерархии управления, ступени которой определяются организационной структурой управления предприятием (ОСУ). Организационная структура управления предприятием — ключ к пониманию методики, задач и организации внутрифирменного планирования.
2. Повышается сложность плана. План становится комплексом различных показателей, мероприятий, различных по характеру, срокам, исполнителям. Растет плановый период, в который можно уложить начало и конец работы по разработке и освоению нового изделия, приобретение и использование новой техники. В связи с этим возрастает роль длительных перспективных планов и необходимость координации их со среднесрочными и текущими планами.
3. Планирование превращается в особую сферу хозяйственной деятельности, которая может осуществляться при определенных экономических, материальных условиях. Она становится необходимым условием функционирования фирмы при сложившемся уровне обобществления производства. Но усложнение процесса планирования приводит к тому, что его может осуществлять лишь крупная фирма, обладающая для этого соответствующими специалистами, техникой и информацией. Службы внутрифирменного планирования превращаются в своеобразный инструмент концентрации и контроля капитала. Таким образом, планирование, будучи во многом результатом концентрации капитала, превращается в важнейший фактор централизации капитала.
2 Факторы, влияющие на выбор формы планирования
2 Факторы, влияющие на выбор формы планирования
2 Факторы, влияющие на выбор формы планирования
В практической деятельности предприятия используют различные виды планирования, а чаще всего их комбинацию. Совокупность различных видов планирования, применяемая одновременно на конкретном хозяйствующем субъекте, называется формой планирования.
Выбор той или иной формы планирования зависит от многих факторов. Доминирующее положение среди них занимает специфика предприятия. Например, фирма, занимающаяся изготовлением одежды, планирует свою продукцию не более 1-2 лет, а судостроительная верфь не менее 5-10 лет.
Среди множества факторов, влияющих на форму планирования, можно выделить три основные:
- а) факторы, обусловленные спецификой фирмы, например концентрация капитала, уровень механизации и автоматизации управления фирмой, географическое расположение фирмы и т. п. б) факторы внешней среды, например характер государственного регулирования экономики, уровень и характер конкуренции и т. п. в) критерии, обусловленные спецификой самого процесса планирования, например полнота, детализация, точность, ясность, эластичность и гибкость, экономичность и полезность планирования и т. п.
Рассмотрим перечисленные группы факторов.
а) Факторы, обусловленные спецификой фирмы.
Социальное и экономическое содержание плана принимает различные формы в зависимости от общих условий воспроизводства, научно-технологического развития, методов и особенностей управления фирмой.
Влияние научно-технического прогресса на производственный процесс и управление им выражается в усложнении разделения труда выпускаемого изделия и, как результат, усложнении организационно-технической структуры предприятия и объединения. В структуре крупнейших компаний имеются десятки научных лабораторий, сотни производственных подразделений, сложная система материально-технического обеспечения и сбыта готовой продукции, включающая многочисленных агентов по сбыту и предприятия технического обслуживания потребителей их продукции. Это выдвигает жесткие требования к координации участников производства, необходимости планирования их совместных усилий.
Научно-технологическая революция обусловила чрезвычайный размах научно-технического соперничества, ускорила процесс морального старения продукции, повысила темпы обновления ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции. Например, по данным американских исследователей, около 30% продукции обновляется в течение 5 лет. В то же время освоение новой продукции в условиях роста ее научно-технического уровня и сложности является длительным процессом, продолжающимся нередко 7-10 лет, что немыслимо без эффективной системы планирования.
Немаловажное значение имеет тот факт, что в последнее время в экономике многих стран наблюдается значительное отставание темпов роста платежеспособности населения от темпов роста производственных мощностей. Данное обстоятельство приводит к усилению роли сбыта в деятельности компаний. Происходит переориентация структуры компаний, форм взаимосвязи сбыта и производства. Маркетинг становится важнейшим объектом планирования на предприятии.
Существенное влияние на внутрифирменное планирование оказал процесс механизации и автоматизации управления, что нашло свое отражение в формах и методах планирования. Автоматизация процедур планирования позволяет повысить качество плановых решений за счет их оптимизации на ЭВМ, повышения степени согласованности и сбалансированности планов различных функциональных областей производственно-хозяйственной деятельности и структурных подразделений предприятия, освобождения плановых работников от выполнения рутинных операций сбора, регистрации, приема-передачи и обработки информации и сосредоточения их усилий на творческих операциях, повышения общей культуры плановой работы и т. п.
б) Факторы внешней среды.
Внешняя среда влияет на форму планирования через две группы факторов: прямого и косвенного воздействия.
Группа факторов прямого воздействия включает такие факторы, которые определяют непосредственное влияние на принимаемые плановые решения в форме различных условий и ограничений. Субъектами такого влияния могут быть поставщики и потребители, конкуренты, профессиональные союзы, центральные и местные органы государственной власти и т. п.
В группу косвенного воздействия входят факторы, которые не оказывают однозначного влияния на плановое решение. Но тем не менее они могут сказаться на реализации решения посредством косвенного воздействия на интересы участников выполнения решения, изменения условий его реализации и т. п. Сюда можно отнести состояние экономики, международные события, политические факторы, научно-технический прогресс, социально-культурные факторы и т. п.
Число факторов, на которые субъекты хозяйствования обязаны реагировать, а также уровень вариантности каждого фактора составляют сложность внешней среды, которая может иметь различную динамику изменения. Подвижность среды — это скорость изменений в окружении предприятия. Для различных субъектов хозяйствования эти изменения могут быть различной интенсивности. Например, для предприятий электронной, фармацевтической и химической промышленности внешняя среда изменяется более быстрыми темпами, чем для кондитерской промышленности или предприятий по производству запасных частей к автомобилям. Особенно интенсивные изменения во внешней среде происходят во время экономических и политических реформ, что имеет место в нашей действительности.
Среди факторов данной группы наибольшее влияние на выбор формы планирования оказывают господствующие в государстве формы собственности. Негосударственные формы собственности, такие как акционерная, коллективная, арендная и т. п., породили специфическую систему органов управления хозяйствующими субъектами и разные формы планирования. Например, акционерная и государственная собственность обусловливают необходимость отчетности, планирования, выплаты дивидендов, необходимого минимального уровня эффективности и т. п., чего нет на частных предприятиях.
Характер государственного регулирования экономики накладывает свой отпечаток и на выбор формы планирования. Жесткие формы государственного воздействия, носящие директивный характер, суживают возможности системы внутрифирменного планирования в формировании стратегии своего развития. Индикативное государственное регулирование позволяет хозяйствующим субъектам более активно искать многовариантные пути развития. Например, выполнение государственных заказов накладывает определенный отпечаток на организацию деятельности фирмы вообще и на планирование в частности. Работа по государственным заказам, с одной стороны, способствует стабилизации хозяйственной деятельности, а с другой — требует увязки текущей и перспективной деятельности фирмы, ориентации всей работы на определенного потребителя.
в) Критерии, обусловленные спецификой процесса планирования.
В каких бы хозяйствующих субъектах процесс планирования ни осуществлялся, он всегда имеет одну и ту же структуру, должен соответствовать типовым требованиям, что также сказывается на выборе конкретных форм планирования.
При выборе формы планирования решающую роль могут играть следующие критерии:
- полнота планирования, предполагающая, что при составлении плана должны быть учтены все события и факторы, имеющие значение для принятия решения. Наличие таких условий позволяет составить полный план, сопряженный с системой частных планов; детализация планирования, означающая необходимость определения с достаточной степенью подробности всех планируемых показателей; точность планирования, которая должна быть достаточно высокой для достижения поставленной цели; эластичность и гибкость планирования. Данные требования означают возможность плана приспосабливаться к изменению различных условий. В противном случае появляется опасность его отрыва от реальных условий, в которых идет реализация плана. экономичность планирования. В соответствии с этим требованием расходы на планирование должны соизмеряться с получаемым эффектом. Наличие средств у фирмы позволяет ей выбрать адекватные формы планирования, которые характеризуются различным уровнем затрат; полезность планирования, означающая улучшение качества принимаемых внутрифирменных решений.
Эти, факторы оказывают существенное влияние на методы и организацию внутрифирменного планирования, что находит свое проявление в следующем:
1. Появляется необходимость разделения функций в управлении предприятием и планировании его деятельности. Разделение труда осуществляется в направлении отделения функций стратегического планирования от оперативной текущей плановой работы, отделения планирования НИОКР от разработки и осуществления планов производства и реализации продукции и т. д.
2. Повышается сложность плана. Он становится комплексом различных показателей, мероприятий, различных по характеру, срокам, исполнителям. Растет плановый период, в который можно уложить начало и конец работы по разработке и освоению нового изделия, приобретение и использование новой техники. В связи с этим возрастает роль длительных перспективных планов и необходимость координации их со среднесрочными и текущими планами.
3. Планирование превращается в особую сферу хозяйственной деятельности, которая может осуществляться при определенных экономических, материальных условиях. Она становится необходимым условием функционирования фирмы при сложившемся уровне обобществления производства. Но усложнение процесса планирования приводит к тому, что его может осуществлять лишь крупная фирма, обладающая для этого соответствующими специалистами, техникой и информацией. Службы внутрифирменного планирования превращаются в своеобразный инструмент концентрации и контроля капитала. Таким образом, планирование, будучи во многом результатом концентрации капитала, превращается в важнейший фактор централизации капитала.
Шпаргалка по курсу «Бизнес-планирование».
6. ФОРМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР ФОРМ ПЛАНИРОВАНИЯ.
Форма планирования складывается из набора применяемых в конкретном случае видов и методов планирования.
Виды планирования различают по нескольким признакам.
В зависимости от гибкости планов выделяют два основных вида планирования:
1) директивное – планирование сверху вниз с четко заданными показателями;
2) индикативное – направляющее планирование с нечеткими рамками и возможностью лавирования.
В зависимости от горизонта и уровня планирования выделяют три вида планирования:
1) стратегическое – комплекс долгосрочных решений, которые вырабатываются в рамках политики достижения поставленных целей;
2) тактическое – среднесрочное планирование, направленное на реализацию стратегических планов. Задачи тактического планирования: выбор оптимальных средств для реализации стратегии, обеспечение пропорционального развития и скоординированнос-ти действий организационных звеньев;
3) оперативное планирование – краткосрочное планирование, направленное на реализацию тактических планов. Объекты оперативного планирования: объем выпуска и продаж, контроль качества, кадры, товарно-материальные запасы и др.
Выделяют несколько основных методов планирования:
• экономический анализ – расчленение экономического процесса (явления) на отдельные составные части, исследование этих частей, их взаимодействия между собой и влияния в целом на весь процесс. Определяются факторы, влияющие на цель, в результате чего можно разрабатывать мероприятия;
• балансовый – согласование между потребностями и возможностями. Балансы могут создаваться по разным видам ресурсов: трудовым, материальным и т. д.;
• прогнозный – планирование на основе прогнозирования;
• программно-целевой – увязывание целей с ресурсами через программы действий;
• нормативный – количественное обоснование плановых показателей на основе норм и нормативов. Норма – регламентируемая величина абсолютного расхода ресурсов на одну единицу продукции. Норматив – относительный показатель расхода какого-либо ресурса на другие ресурсы;
• экономико-математический – применение методов теории вероятности, сетевого планирования, линейного программирования и других математических методов.
Выбор формы планирования зависит во многом от стадии развития фирмы. Если фирма зрелая, то бизнес-планы масштабны. На начальной стадии развития фирмы бизнес-планы нечеткие и небольшие.
Другие факторы, которые влияют на выбор формы планирования:
Механизм планирования
Плановый персонал.
Организация внутрифирменного планирования
Факторы, влияющие на выбор формы планирования.
Совокупность различных видов планирования, применяемая одновременно на конкретном хозяйствующем субъекте, называется формой планирования.
Среди множества факторов, влияющих на выбор формы планирования, можно выделить три основные:
а) факторы, обусловленные спецификой фирмы, например
концентрация капитала, уровень механизации и автоматизации
управления фирмой, географическое расположение фирмы и т.п.
б) факторы внешней среды, например характер государственного регулирования экономики, уровень и характер конкуренции
и т.п.
в) критерии, обусловленные спецификой самого процесса планирования, например полнота, детализация, точность, ясность, эластичность и гибкость, экономичность и полезность планирования и т.п.
План предприятия по своему содержанию представляет совокупность взаимосвязанных мероприятий по повышению прибыли за счет увеличения эффективности использования всех применяемых ресурсов и реализации продукции.
Основные элементы системы планирования на предприятии:
• плановый персонал, сформированный в организационную
структуру;
• процесс обоснования, принятия и реализации плановых решений (процесс планирования);
• средства, обеспечивающие процесс планирования (информационное, техническое, математико-программное, организационное и лингвистическое обеспечение).
Сюда входят все специалисты, которые в той или иной мере выполняют функции планирования. Причем для одних из них плановые функции могут быть основным видом деятельности (например, для сотрудников планово-экономического отдела), а для других — сочетаться с другими видами деятельности.
Под механизмом планирования понимается совокупность средств и методов, с помощью которых принимаются плановые решения и обеспечивается их реализация.
В общем виде в механизм планирования входят:
• аппарат выработки целей и задач функционирования предприятия;
Рассмотрим эти компоненты.
а) Цели и задачи планирования. В рыночной экономике предприятие, руководствуясь потребностями рынка, само формирует программу своей работы. Цели деятельности всех структурных подразделений предприятия должны быть увязаны между собой.
Соединение целей и основных задач по их достижению представляет собой стратегию предприятия.
б) Функции планирования. Под функциями планирования понимаются обособившиеся виды труда, порождаемые разделением труда внутри процесса планирования, то есть любая работа, любое действие, совершаемое в процессе формирования плана и направленное на изменение состояния предприятия.
В состав функций планирования можно включить следующие.
Уменьшение сложности., т.е. преодоление реально существующей сложности планируемых объектов и процессов. Для этого при планировании необходимо выделить наиболее существенные связи и зависимости, объединив их в модули, разграничивающие сферы деятельности и являющиеся структурными элементами единого плана.
Мотивация. С помощью процесса планирования должно инициироваться эффективное использование материального и интеллектуального потенциала предприятия.
Прогнозирование. Одной из функций планирования является как можно более точное прогнозирование состояния как внешней, так и внутренней среды предприятия путем систематического анализа всех факторов.
Обеспечение безопасности. Планирование должно учитывать фактор риска, чтобы избежать или уменьшить его.
Оптимизация. В соответствии с данной функцией планирование должно обеспечить выбор допустимых и наилучших с точки зрения ограничений альтернатив использования ресурсов.
Функция упорядочения. С помощью планирования создается единый порядок действий всех работников предприятия.
Функция контроля. Планирование позволяет наладить эффективную систему контроля за производственно-хозяйственной деятельностью, анализ работы всех подразделений предприятия.
Функция документирования. Планирование обеспечивает документированное представление хода производственно-хозяйственной деятельности.
в) Методы планирования. Под ними понимается способ осуществления планирования, то есть способ реализации плановой идеи.
Метод планирования зависит от конкретной формы планирования и включает два аспекта:
• средства обоснования плановых параметров.
В практике планирования можно выделить три направления планирования: прогрессивное, ретроградное и круговое.
Прогрессивное планирование (способ «снизу вверх»). Здесь низшие структурные подразделения сами составляют детальные планы своей работы, которые впоследствии интегрируются на верхней ступени, образуя план предприятия.
Ретроградный метод («сверху вниз»). В этом случае процесс планирования осуществляется исходя из плана предприятия путем детализации его показателей сверху вниз по иерархии. При этом структурные подразделения должны преобразовать поступающие к ним планы вышестоящих уровней в планы своих подразделений.
Круговой метод (встречное планирование). Он представляет
собой синтез рассмотренных выше методов. Круговой метод предусматривает разработку плана в два этапа. На первом этапе (сверху вниз) производится текущее планирование по главным целям. На втором этапе (снизу вверх) составляется окончательный план по системе детализированных показателей. При этом в планы включаются наиболее удачные решения.