выбор вопросов регулирования социально трудовых отношений предоставляется
Выбор вопросов регулирования социально трудовых отношений предоставляется
ТК РФ Статья 37. Порядок ведения коллективных переговоров
Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 37 ТК РФ
Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.
(часть третья в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.
(часть четвертая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть пятая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.
Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.
Статья 37 ТК РФ. Порядок ведения коллективных переговоров
Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.
Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.
Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.
Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).
Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.
Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.
Комментарии к ст. 37 ТК РФ
1. Коллективные переговоры ведутся в целях урегулирования социально-трудовых отношений. Стороны свободны в выборе предмета переговоров в рамках социально-трудовых отношений.
2. Рекомендация N 129 МОТ «О связях между администрацией и трудящимися на предприятии» (1967 г.) предлагает работодателям и работникам признать важность атмосферы взаимопонимания и доверия на предприятии, которая благотворна как для эффективной деятельности предприятия, так и для работников. Создание такой атмосферы должно облегчаться путем быстрого распространения возможно более полной и объективной информации о различных аспектах жизни предприятия и социальных условиях работников. В целях создания такой атмосферы администрация должна после консультаций с представителями работников принять соответствующие меры для установления эффективной связи с работниками и их представителями.
Эффективная связь подразумевает, что администрация сообщает о намерении принять важное решение, и заинтересованные стороны проводят консультации.
Осуществление связи не должно подрывать свободу объединения; наносить ущерб свободно избранным представителям работников или их организациям или ограничивать функции органов, представляющих работников в соответствии с национальным законодательством.
Организации работодателей и работников должны проводить взаимные консультации и обмен мнениями в целях рассмотрения мер, которые следует принять для поощрения и обеспечения политики связей и ее эффективного применения.
Любая политика связей должна быть приспособлена к характеру данного предприятия с учетом его размера, состава и интересов рабочей силы.
В организации должна обеспечиваться надежная двусторонняя связь: а) между представителями администрации (глава предприятия, начальник цеха, мастер и т.д.) и работниками; б) между главой предприятия, начальником отдела кадров или любым другим представителем высшего руководящего состава и представителями профсоюзов или другими лицами, на которых в соответствии с законодательством или практикой страны или коллективными договорами возложена задача представлять интересы работников на предприятии.
В случаях, когда администрация желает передать информацию через представителей работников, последним, если они согласны на это, должны предоставляться средства быстрого и полного сообщения такой информации заинтересованным работникам.
Средствами связи, в частности, могут быть:
а) совещания для обмена мнениями и информацией;
б) сообщения, предназначенные для определенных групп работников (например, бюллетени мастеров и справочники по вопросам политики в области кадров);
в) массовые средства (например, журналы и газеты предприятия, циркуляры и информационные, ознакомительные листки, доски объявлений, годовые или финансовые отчеты, представляемые в понятной для всех работников форме, письма, посылаемые трудящимся, выставки, посещения предприятия, фильмы, диапозитивы, радио и телевидение);
г) формулирование мнения по вопросам, касающимся деятельности предприятия. Характер информации, подлежащей передаче, и ее форма должны определяться таким образом, чтобы содействовать достижению взаимопонимания относительно проблем, порождаемых сложной деятельностью предприятия.
Предоставляемая администрацией информация должна в зависимости от своего характера быть адресована либо представителям работников, либо работникам и по мере возможности включать все интересующие работников вопросы, относящиеся к работе предприятия и его перспективам, а также к положению работников в настоящее время и в будущем, при условии что передача такой информации не причинит ущерба сторонам.
Администрация должна предоставлять информацию относительно:
а) общих условий занятости, включая условия найма, перевода и увольнения;
б) описания обязанностей, подлежащих исполнению на различных работах, и места конкретной работы в структуре предприятия;
в) возможности профессионального обучения и перспективы продвижения по службе на предприятии;
г) общих условий труда;
д) правил техники безопасности и гигиены труда и инструкции по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
е) процедуры рассмотрения жалоб, а также практики их применения;
ж) социально-бытового обслуживания персонала (медицинское обслуживание, здравоохранение, питание, жилищные условия, условия отдыха, условия для хранения сбережений и банковское обслуживание и т.д.);
з) социального обеспечения или социальной помощи, существующих на предприятии;
и) государственного социального обеспечения, распространяющегося на работников в силу того, что они работают на предприятии;
к) общего положения предприятия и перспектив или планов его дальнейшего развития;
л) разъяснения решений, которые могут прямо или косвенно повлиять на положение работников на предприятии;
3. Принципы МОТ, которыми стороны трудовых отношений руководствуются при коллективных переговорах:
коллективные договоры должны иметь обязательный характер. Должна существовать возможность определять условия занятости, которые являются более благоприятными, нежели те, которые установлены законом; предпочтение не должно отдаваться индивидуальным контрактам перед коллективными договорами, за исключением тех случаев, когда в индивидуальных контрактах содержатся более благоприятные условия;
организации трудящихся независимы и неподконтрольны работодателям и организациям работодателей, и коллективные переговоры проходят без неоправданного вмешательства властей;
профсоюз, который представляет большинство или значительную часть трудящихся предприятия, ведущего переговоры, может обладать предпочтительными или исключительными правами на ведение переговоров. Однако в случае, когда ни один профсоюз не отвечает этим условиям или такие исключительные права не признаются, организации трудящихся должны иметь возможность заключать коллективный договор от имени своих членов;
под принципом добросовестного ведения коллективных переговоров подразумевается признание представительных организаций, которые стремятся достичь соглашения, ведут искренние и конструктивные переговоры, избегают неоправданных отсрочек в переговорах и взаимно признают принятые обязательства, в полной мере учитывают результаты переговоров;
поскольку добровольная природа коллективных переговоров является основополагающим элементом принципа свободы объединения, процесс коллективных переговоров не может быть навязан, а процедуры поддержки переговорного процесса должны учитывать его добровольный характер;
уровень переговоров не должен навязываться законом или властями, и проведение переговоров должно быть возможным на любом уровне;
допускается использование в коллективных переговорах процедур примирения и посредничества в соответствии с законом при условии установления разумных временных ограничений. Однако навязывание принудительного арбитража в случае, когда стороны не приходят к согласию, обычно противоречит принципу добровольных коллективных переговоров и допускается только: 1) в жизненно важных службах (где приостановка деятельности создает угрозу жизни, личной безопасности или здоровью всего населения или его части); 2) в отношении государственных служащих, которые заняты в органах государственного управления; 3) там, где после долгих и безрезультатных переговоров становится ясно, что выход из тупика не будет найден без инициативы властей; 4) в случае острого национального кризиса. Арбитраж, который признается обеими сторонами (добровольный арбитраж), всегда легитимен;
ограничения по содержанию будущих коллективных соглашений, в особенности в отношении заработной платы, навязываемые властями как часть программы экономической стабилизации или структурной перестройки по причинам экономического характера, допускаются только тогда, когда им предшествуют консультации с организациями трудящихся и работодателей и когда соблюдаются следующие условия: ограничения применяются в качестве исключительных мер и только в необходимой степени, действуют в течение разумного периода времени и сопровождаются адекватными гарантиями с целью реально защитить уровень жизни соответствующих групп трудящихся и в особенности тех, кто вероятнее всего пострадает от этого в наибольшей степени.
4. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, установлен в ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне». Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне утв. Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. N 1050.
В соответствии со ст. 139 ГК информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.
Об охране конфиденциальности информации см. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Статьей 5 названного Закона предусмотрено, что режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:
1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
5) о численности, составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест;
6) о задолженности по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
7) о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена федеральными законами.
Статья 37. Порядок ведения коллективных переговоров
Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.
Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.
Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.
Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).
Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.
Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.
Комментарий к ст. 37 TК РФ
1. Представители сторон самостоятельно, с учетом целей и задач социального партнерства в сфере труда, определяют предмет коллективно-договорного регулирования, порядок проведения коллективных переговоров, дату начала, сроки и место их проведения для заключения единого коллективного договора, соглашения.
Если стороны не достигли договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).
Судебная практика по статье 37 TК РФ
Такие случаи установлены ст. 37 Трудового кодекса РФ, которая предусматривает три случая, когда профсоюзные организации выступают от имени всех работников данного работодателя:
— когда в организации действует первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников (ч. 3);
Между тем этот вывод сделан судом без анализа статей 29, 30, 31, 37 Трудового кодекса РФ в их системной связи, без учета отраслевого уровня Коллективного договора ОАО «РЖД» на 2005 г. и структурной организации этого акционерного общества.
В соответствии со статьями 29, 30, 31 Трудового кодекса РФ первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора с работодателем, с которым у работников заключены трудовые договоры.
Статьей 37 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены три случая, когда профсоюзные организации участвуют в коллективных переговорах от имени всех работников данного работодателя:
— когда в организации действует первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников (ч. 3);
Разрешая спор и отказывая в иске, суд пришел к выводу о том, что между истцом и бывшим главой администрации Белокатайского района Б. было достигнуто соглашение о расторжении трудового договора с последующим переводом на другую работу, которую истец сам найдет. Между ними также было достигнуто и соглашение о дате его расторжения. Согласно же п. 1 ст. 37 Трудового кодекса Республики Башкортостан, соответствующему п. 1 ст. 29 Кодекса законов о труде Российской Федерации, соглашение сторон является основанием для прекращения трудового договора.
В статье 37 Трудового кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок ведения коллективных переговоров при наличии двух и более первичных профсоюзных организаций, установлено, что две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборного органа могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.
1. 12 ноября 2004 года в Конституционный Суд Российской Федерации поступил запрос группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности частей третьей и шестой статьи 37 Трудового кодекса Российской Федерации.
Число подписавших его депутатов соответствовало предписанию статьи 125 (пункт «а» части 2) Конституции Российской Федерации и статьи 84 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», согласно которому запрос группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности федерального закона должен быть подписан не менее чем одной пятой его членов, что составляет 90 человек (статья 95, часть 3, Конституции Российской Федерации).
Статья 37. Порядок ведения коллективных переговоров
Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.
Комментарий к статье 37 ТК РФ
Порядок ведения коллективных переговоров, установленный в комментируемой статье, содействует реализации основных принципов социального партнерства (ст. 24 ТК), и в первую очередь принципа равноправия сторон.
В ней получила дальнейшее отражение приоритетная и возрастающая роль профсоюзов всех уровней в реализации их права представлять и защищать права и интересы работников на всех уровнях ведения коллективных переговоров.
Срок, место и порядок ведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, выступающими в качестве их участников. Они свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений, составляющих предмет их переговоров.
Стороны и участники коллективных переговоров наделены взаимными правами и обязанностями, строгое соблюдение которых обеспечивает успешное их проведение и достижение соответствующих практических результатов (ч. ч. 6, 7 ст. 37 ТК). Так, стороны взаимно обязаны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.
Коллективные переговоры могут быть организованы либо непосредственно между их сторонами, либо при участии единого представительного органа. Возможность непосредственного ведения переговоров предусмотрена в ч. 3 ст. 37, согласно которой первичная организация, объединяющая более 1/2 работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа. Кроме того, коллективные переговоры возможны непосредственно между работодателем и первичной профсоюзной организацией или иным представителем (представительным органом), выступающим от имени всех работников в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 37 ТК, при обязательном соблюдении установленных в ней правил.
Переговоры непосредственно между сторонами могут вестись и тогда, когда ни одна из первичных организаций или все вместе имеющиеся профсоюзные организации, желающие создать единый представительный орган, не объединяют более 1/2 работников данного работодателя. В таких случаях общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную организацию, которой, при согласии ее выборного органа, поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров и вступить в них. По существу, аналогичный порядок ведения коллективных переговоров имеет место и в случаях, когда в установленном порядке не удалось определить такую организацию, а также если работники данного работодателя вообще не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации. В этих случаях общее собрание (конференция) может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями по ведению коллективных переговоров.
В случаях, когда в организации работодателя существуют две и более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, то нередко возникает необходимость в создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и для его заключения.
В основе формирования единого представительного органа лежит принцип пропорционального его представительства в зависимости от численности представляемых ими членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган, который имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.
В целях наиболее широкого охвата членов профсоюза коллективно-договорным регулированием условий труда, повышения их активности в обсуждении и установлении договорных условий труда, а также стимулирования вступления работников в члены профсоюза, в ч. 4 ст. 37 ТК предусмотрен ряд организационно-правовых мер, содействующих их реализации. Этому способствует предусмотренное требование к первичной профсоюзной организации, единому представительному органу либо иному представителю (представительному органу) работников, чтобы они при реализации своего права могли выступить с инициативой проведения коллективных переговоров одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале коллективных переговоров обязательно извещали об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя.
Кроме того, указанные органы, представляющие интересы работников, в течение последующих пяти рабочих дней обязаны создать с согласия всех первичных организаций, которые были извещены о начале коллективных переговоров, единый представительный орган либо включить их представителей в его состав.
Если в установленный срок названные первичные организации не сообщат о своем решении, в частности начать коллективные переговоры, или откажутся направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа.
Право на ведение коллективных переговоров и подписание соглашений от имени работников на предусмотренных в ст. 26 ТК уровнях социального партнерства предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов).
В интересах дальнейшего развития принципов демократического подхода к участию профсоюзов в защите трудовых прав и интересов работников в ч. 5 комментируемой статьи предусмотрено, что при наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, который формируется с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов.
При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров такое право предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).
Другой комментарий к статье 37 ТК РФ
1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает в отношении сторон коллективных переговоров свободу выбора вопросов регулирования социально-трудовых отношений. Это означает их право определить предметом коллективных переговоров любую сферу трудовых отношений, любой проблемный вопрос, связанный с построением трудовых отношений между работником и работодателем. При этом для обсуждения этого вопроса, поскольку такая свобода выбора распространяется на обе стороны коллективных переговоров, необходимо согласие, соответственно, обеих сторон.
2. В ч.2 комментируемой статьи закреплено право двух и более первичных профсоюзных организаций, которые объединяют более половины работников конкретного работодателя, создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора. Под указанным единым представительным органом следует понимать представительный орган работников, который формируется на основе принципа пропорционального представительства, и наделен полномочиями по направлению работодателю или его представителю предложений о начале ведения коллективных переговоров. Понятие первичной профсоюзной организации закреплено в ст.3 ФЗ «О профсоюзах». Для создания единого представительного органа необходимо соблюдение двух условий:
— объединение соответствующими первичными профсоюзными организациями более половины работников конкретного работодателя. В данном случае речь идет о штатной численности работников конкретного работодателя, с учетом которой и определяется установленная доля работников такого работодателя;
— решение выборных органов указанных первичных профсоюзных организаций. В соответствии с ФЗ «О профсоюзах» профсоюзный орган представляет собой орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации, и, в частности, включает в себя выборные коллегиальные органы первичных профсоюзных организаций, выборные коллегиальные органы профсоюзных организаций структурных подразделений организаций.
При этом ч.2 комментируемой статьи не содержит требований к форме и содержанию решения о создании единого представительного органа. Полагаем, что такое решение должно приниматься в письменной форме для того, чтобы обеспечить юридическую основу для создания указанного представительного органа.
Кроме того, ч.2 комментируемой статьи устанавливает еще одно важное требование к формированию единого представительного органа, которое заключается в том, что в состав единого представительного органа должен быть включен хотя бы один представитель от каждой первичной профсоюзной организации, которые создают этот орган. Такое требование представляется нам обоснованным, поскольку в противном случае теряется, собственно, функция представительства, если представителя представляемого нет в составе единого представительного органа.
Кроме того, ст.2 комментируемой статьи закрепляет право единого представительного органа направить предложение, указанное в ч.2 ст.36 ТК РФ, то есть о начале ведения коллективных переговоров по вопросу о подготовке, заключении или изменении коллективного договора. Сразу обратим внимание на то, что в ч.2 комментируемой статьи речь идет только о коллективном договоре, но не о коллективном соглашении, в то время как в ст.36 ТК РФ упоминается также и коллективное соглашение, поэтому, на наш взгляд, указание в ч.2 комментируемой статьи только на коллективный договор является пробелом. При этом согласно ч.2 комментируемой статьи такое предложение направляется от имени всех работников. Данное положение ч.2 комментируемой статьи следует признать целесообразным и правомерным, поскольку цель создания единого представительного органа и заключается в том, чтобы обеспечить представительство интересов всех работников конкретного работодателя через такой единый орган.
3. Часть 3 комментируемой статьи предоставляет первичной профсоюзной организации, которая объединяет более половины работников организации и индивидуального предпринимателя, право направить предложение о начале коллективных переговоров без предварительного создания единого представительного органа. Под организацией следует понимать любое юридическое лицо. Что касается индивидуальных предпринимателей, то ими являются физические лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность и зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке.
Для того чтобы у первичной профсоюзной организации появилось право направить вышеуказанные предложения без предварительного создания единого представительного органа необходимо соблюдение двух условий:
— первичная профсоюзная организация у конкретного работодателя (организации или индивидуального предпринимателя) должна быть одна, так как в ч.3 комментируемой статьи речь идет именно об одной первичной профсоюзной организации, объединяющей более половины работников конкретного работодателя, а не о двух и более таких первичных профсоюзных организациях;
— принятие выборным профсоюзным органом решения о направлении предложений работодателю или его представителю без предварительного создания единого представительного органа. Часть 3 комментируемой статьи не содержит каких-либо специальных требований к форме такого решения, но между тем полагаем, что для подтверждения права на направление вышеуказанных предложений без предварительного создания единого представительного органа такое решение должно быть оформлено письменно.
4. В ч.4 комментируемой статьи урегулированы вопросы наделения полномочием по направлению работодателю или представителю работодателя предложения о начале ведения коллективных переговоров в случае, если одна или несколько первичных профсоюзных организаций конкретного работодателя желают создать единый представительный орган, но при этом не объединяют более половины работников этого работодателя. В этом случае общему собранию (конференции) работников предоставляется право определить одну первичную профсоюзную организацию, которой данный представительный орган работников предоставит полномочия для направления работодателю или его представителю предложений о начале ведения коллективных переговоров. Для реализации такого права должны быть выполнены два условия:
— соответствующее решение общее собрание (конференция) работников принимает тайным голосованием. Под тайным голосованием следует понимать закрытое голосование членов общего собрания (конференции) работников, при котором решение каждого из этих членов общему собранию (конференции) работников заранее не известно;
— выборный орган определенной общим собранием (конференцией) работников профсоюзной организации должен дать согласие на направление работодателю или его представителю предложений о начале ведения коллективных переговоров. Опять же ч.3 комментируемой статьи не предъявляет каких-либо требований к форме такого согласия, но при этом полагаем, что такое согласие или несогласие может быть дано путем проставления соответствующей резолюции лица, возглавляющего выборный орган первичной профсоюзной организации, на документе, которым оформлены результаты тайного голосования (например, протоколе), о согласии или несогласии на направление вышеуказанного предложения.
Обратим внимание на то, что в случае определения первичной профсоюзной организации и наделения ее полномочиями для направления предложения о начале ведения коллективных переговоров такое предложение направляется от имени всех работников. Данная норма нам представляется обоснованной, поскольку определяется такая первичная профсоюзная организация органом, осуществляющим деятельность от имени всех работников в целом.
Часть 4 комментируемой статьи предусматривает также возможность определения иного органа и наделения его полномочиями по направлению предложений от имени всех работников о начале ведения коллективных переговоров. Как правило, таким органом является представительный орган работников; возможность его определения имеет место в том случае, когда общее собрание (конференция) не определила первичную профсоюзную организацию, которая могла бы направить вышеуказанные предложения, либо когда первичная профсоюзная организация отсутствует у данного конкретного работодателя (не создана).
Иной представитель (представительный орган) также определяется общим собранием (конференцией работников) путем тайного голосования. Следует отметить, что поскольку норма ч.4 комментируемой статьи содержит такую альтернативу, то она с точки зрения правоприменения является эффективной, так как в случае несоблюдения вышеприведенных условий предусмотрен иной альтернативный допустимый вариант поведения.
5. В ч.5 комментируемой статьи определен порядок направления работодателю или его представителю предложений о начале ведения коллективных переговоров созданными, определенными или избранными первичными профсоюзными организациями, единым представительным органом или иным представителем (представительным органом), а также закреплены обязанности перечисленных органов. В частности, они обязаны не только направить работодателю или его представителю письменное предложение о начале ведения коллективных переговоров, но также и известить о факте направления такого предложения все иные созданные у данного конкретного работодателя первичные профсоюзные организации.
Помимо этого ст.5 комментируемой статьи за первичной профсоюзной организацией, единым представительным органом или иным представителем (представительным органом) работников закрепляет обязанность создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров. Однако в том случае, если изначально единый представительный орган уже создан, и им было направлено работодателю или его представителю предложение о начале ведения коллективных переговоров, такой единый представительный орган обязан включить в свой состав также и представителей иных первичных профсоюзных организаций, созданных у данного работодателя. При этом такое создание единого представительного органа для ведения коллективных переговоров или включение указанных представителей в состав имеющегося единого представительного органа возможно только с согласия первичных профсоюзных организаций, созданных у конкретного работодателя. Согласие первичных профсоюзных организаций должно быть дано в виде письменного ответа, направленного после получения извещения о направлении соответствующими субъектами (органами, представителями работников) предложения работодателю или его представителю о начале ведения коллективных переговоров.
Часть 5 комментируемой статьи также устанавливает последствия «молчания» иных первичных профсоюзных организаций или направления ими письменного отказа по поводу направления их представителей для включения в состав создаваемого единого представительного органа. В этом случае коллективные переговоры начинаются без участия представителей иных первичных профсоюзных организаций. В соответствии с ч.5 комментируемой статьи срок такого «молчания» или срок направления положительного ответа или отказа о включении представителей иных первичных профсоюзных организаций в состав единого представительного органа составляет пять рабочих дней, которые исчисляются в соответствии с описанным выше порядком.
Несмотря на это, ст.5 комментируемой статьи за первичными профсоюзными организациями, которые ответили отказом либо не направили ответ на извещение о направлении, в свою очередь, предложений о начале ведения коллективных переговоров, право направить своих представителей для включения их в состав единого представительного органа для участия в коллективных переговорах. Срок для направления таких представителей в указанном случае составляет один месяц, который исчисляется со дня начала ведения коллективных переговоров.
На наш взгляд, такой «шаг навстречу» «умолчавшим» или отказавшимся первичным профсоюзным организациям не является целесообразным, а в какой-то мере является даже ущемляющим права работников, являющихся членами первичных профсоюзных организаций, которые выступили с инициативой о проведении коллективных переговоров и дали согласие на включение своих представителей в состав единого представительного орган, поскольку отказавшиеся и (или) «умолчавшие» первичные профсоюзные организации уже выразили свое намерение и свое желание о вступлении в единый представительный орган и об участии в коллективных переговорах, поэтому предоставлять им право «передумать» и принять прямо противоположное решение, на наш взгляд, неправомерно. Кроме того, вступив в единый представительный орган, например, в конце срока, в течение которого они могут реализовать такое право (скажем, по истечении 25 дней), представители таких первичных профсоюзных организаций могут выражать мнения относительно предметов коллективных переговоров, прямо противоположные тем решениям и тем взглядам и идеям, которые в течение этого срока стороны уже приняли, сформировали, поэтому высказывание иной противоположной позиции повлечет за собой затягивание времени ведения коллективных переговоров, а также необходимость пересмотра принятых решений и сформировавшихся идей и мнений.
Помимо этого ч.5 комментируемой статьи не определяет, какое решение и какая «правовая реакция» должны быть у созданного единого представительного органа и первичных профсоюзных организаций, вступивших в ведение коллективных переговоров в ответ на решение «умолчавших» и «отказавшихся» первичных профсоюзных организаций направить по истечении месяца либо меньшего срока своих представителей в состав единого представительного органа, что, безусловно, является пробелом в правовом регулировании отношений по ведению коллективных переговоров.
Из ч.5 комментируемой статьи следует, что ведение коллективных переговоров осуществляется также таким органом, как комиссия по ведению коллективных переговоров (см. комментарий к ст.35). В случае если при ведении коллективных переговоров работников представляет единый представительный орган, члены этого органа представляют работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.
6. Часть 6 комментируемой статьи направлена на регулирование вопросов подписания соглашений, а также на определение функций представительства профессиональных союзов при ведении коллективных переговоров.
Помимо этого в ч.6 комментируемой статьи закреплен принцип равноправия, заключающийся в том, что если на одном уровне созданы более чем один профсоюз (объединение профсоюзов), то каждому из них предоставляется право на представительство работников в едином представительном органе, причем такой представительный орган формируется с учетом количества членом профсоюзов, которые он представляет. Таким образом, в ч.6 комментируемой статьи помимо принципа равноправия профсоюзов содержится также принцип пропорциональности при формировании единого представительного органа, что позволяет обеспечить учет интересов всех работников, которые являются членами профсоюзов (профсоюзных объединений). Такие принципы, в свою очередь, являются безусловной гарантией для реализации работниками своих прав и интересов при ведении коллективных переговоров и заключении соглашений.
В то же время обратим внимание, что ст.6 комментируемой статьи регулирует вопросы подписания только соглашений, не определяя порядок подписания коллективных договоров. Так как коллективный договор заключается в конкретной организации, ее филиале, представительстве или ином структурном подразделении (см. комментарий к ст.40), то, соответственно, правом подписания коллективного договора будет обладать тот профсоюз, который создан у данной организации, которая является работодателем и имеет вышеуказанные филиалы, представительства и структурные подразделения.
Кроме того, ст.6 комментируемой статьи определяет последствия ситуации, когда договоренность о создании единого представительного органа отсутствует, и способ ее разрешения. В этом случае вопрос решается принципом большинства, то есть право на ведение коллективных переговоров предоставляется тому профсоюзу (объединению профсоюзов), который объединяет наибольшее число членов профсоюза. На наш взгляд, такое решение представляется правильным, поскольку если профсоюз объединяет большинство членов, то, соответственно, и при ведении коллективных переговоров будут представлены интересы большего числа членов профсоюза.
7. В ч.7 комментируемой статьи закрепляется обязанность сторон при ведении коллективных переговоров по предоставлению друг другу информации, которая необходима для ведения коллективных переговоров. К такой информации можно отнести предложения работников по улучшению производительности труда, по изменению условий труда, в том числе повышению размера заработной платы, сведения о работниках, представление которых осуществляется с соблюдением требований ФЗ «О персональных данных».
8. Часть 8 комментируемой статьи закрепляет обязанности сторон коллективных переговоров, которым были предоставлены сведения, необходимые для ведения коллективных переговоров, в отношении таких сведений. Прежде всего, стороны обязаны не разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к категории сведений, охраняемых законом. К числу такой информации, в частности, относятся сведения, составляющие государственную тайну согласно ст.5 Закона РФ «О государственной тайне», например, сведения в военной области, сведения в области экономики, науки и техники, сведения в области внешней политики и экономики. Вместе с тем возникает вопрос о правовых основаниях возможности участников (сторон) коллективных переговоров запрашивать такие сведения, даже если они необходимы для ведения коллективных переговоров. В частности, допуск к государственной тайне возможен только в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 года N 63, согласно которой допуск к государственной тайне осуществляется в соответствии с номенклатурой должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне. Поэтому если у представителя соответствующей стороны нет допуска к государственной тайне, то и запрашивать сведения в этой части он не может. Таким образом, мы констатируем некоторое несоответствие норм трудового законодательства иным нормам федерального законодательства.
9. Часть 9 комментируемой статьи содержит положение, которое носит отчасти бланкетный характер и заключается в том, что стороны уполномочены на самостоятельное определение сроков, места и порядка проведения коллективных переговоров. Часть 9 комментируемой статьи при этом не устанавливает форму такого решения, но полагаем, что в целях ускорения процедуры проведения коллективных переговоров возможно достижение устной договоренности о периоде, в течение которого будут вестись переговоры, о месте их проведения, под которым должно пониматься конкретное помещение, как правило, в пределах здания или помещения, которое занимает работодатель, и о порядке ведения таких переговоров, то есть о процедуре направления предложений, их согласования, обсуждения разногласий и т.п.