вычислительная техника в бухгалтерском учете

Порядок списания компьютерной техники (нюансы)

вычислительная техника в бухгалтерском учете. вычислительная техника в бухгалтерском учете фото. картинка вычислительная техника в бухгалтерском учете. смотреть фото вычислительная техника в бухгалтерском учете. смотреть картинку вычислительная техника в бухгалтерском учете.

Причины списания оргтехники и компьютеров

Основной предпосылкой для списания основных средств является утрата ими полезных свойств, ради которых они приобретались и используются. Причинами такой утраты являются:

Для компьютерной техники в большей степени, чем для других видов оборудования, характерен быстрый моральный износ. Стремительное развитие компьютерных технологий часто ведет к тому, что существующий парк компьютерной техники, находящейся в рабочем состоянии, все равно требуется обновлять и модернизировать для производственных целей. Поэтому для компьютеров и оргтехники законодательно установлены довольно короткие сроки полезного действия для расчета амортизации — от 3 до 5 лет.

Чтобы на балансе не висело не используемое более компьютерное оборудование, его следует списать.

Нюансы списания оргтехники для коммерческих компаний

Для коммерсантов общий порядок списания оборудования достаточно прост.

В соответствии с законодательством РФ частные компании не обязаны привлекать сторонних специалистов для оценки пригодности компьютерной техники к дальнейшему использованию. Поэтому для оформления списания достаточно создания внутренней комиссии из сотрудников компании и актирование их заключения. Только если собственных специалистов, способных произвести оценку, нет, нужно приглашать таковых со стороны.

На основе заключения комиссии составляется акт о списании объекта основных средств — компьютерной техники. Должен быть также оформлен приказ, учитывающий возможные нюансы списания и утилизации оргтехники (об этом далее).

Как принять на учет материалы, оставшиеся после демонтажа основных средств, читайте в статьях:

Нюансы списания оргтехники для бюджетников

Чтобы списать компьютерную технику, являющуюся объектом основных средств, учреждение должно организовать специальную постоянно действующую комиссию (п. 34 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Списание основных средств осуществляется на основе ее решения.

При этом чтобы принять решение о списании с учета компьютерной техники, являющейся объектом учета основных средств, бюджетная организация должна проверить соблюдение нескольких критериев (п. 46 приказа Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н), а именно, что она:

Решение комиссии о списании компьютера с бюджетного учета оформляется актом о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104). Форма акта утверждена приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н.

После подписания акта руководителем бюджетной организации совершаются действия по разборке, ликвидации ОС, и только после этого списание отражается в бухучете на основании акта (п. 52 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н).

О бухгалтерском учете списания основных средств в бюджетной организации читайте в этом материале.

Утилизация компьютерной техники

Компьютерное оборудование содержит в себе различные элементы, среди которых:

Таким образом, компьютерная техника относится к объектам, которые нельзя просто выкинуть на свалку при списании. Необходимо передать их для утилизации лицензированной специализированной компании. Порядок утилизации следует обозначить и утвердить в комплекте документов на списание.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если по общему правилу процесс списания компьютеров выглядит достаточно простым, то необходимость привлекать лицензированную компанию для утилизации может повлечь за собой и необходимость проведения дополнительной экспертизы оборудования специалистами утилизирующей компании.

О том, почему требуется контролировать отходы и как оформить акт инвентаризации отходов, читайте здесь.

Как учесть утилизацию компьютерной техники в бухгалтерском учете? Подробную инструкцию по данной процедуре можно найти в КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к системе и ознакомьтесь с разъяснениями экспертов.

Что делать, если в списываемой оргтехнике присутствуют драгметаллы?

Информацию о наличии в списываемом компьютерном оборудовании драгметаллов обычно можно найти в техпаспорте на это оборудование. В случае утери техпаспорта компании следует провести экспертизу на содержание драгметаллов. Для этого нужно привлечь специалистов из лицензированной компании.

Наличие в списываемых компьютерах драгметаллов (а это порядка 80% случаев) означает, что

Принимаемый порядок утилизации и экспертные заключения лицензированной компании должны найти свое отражение в документах на списание.

Расходы, связанные с утилизацией компьютерной техники, могут быть учтены в составе внереализационных расходов предприятия при расчете налога на прибыль (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Итоги

Списание компьютерной техники с учета оформляется актом на списание. Но списание с учета не отменяет утилизацию списанного оборудования. Списываемая компьютерная техника, как правило, содержит драгоценные металлы и относится к опасным отходам, поэтому ее утилизацией занимаются только организации, у которых есть разрешение на подобную деятельность.

Источник

Учет компьютерной техники

Автор: Мишанина М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь и используются повсеместно, в том числе для организации учебного процесса. Поэтому расходы, связанные с их приобретением, составляют значительную долю в общей сумме затрат образовательных учреждений. В материале рассмотрены особенности учета компьютеров и комплектующих к ним.

Способы учета компьютеров

Исходя из положений п. 7, 8 СГС «Основные средства» компьютер соответствует критериям признания его объектом основных средств, поскольку:

выполняет определенные самостоятельные функции;

принадлежит учреждению на праве оперативного управления и используется в его деятельности неоднократно или постоянно;

при его использовании возможно получение экономических выгод или полезного потенциала;

первоначальная стоимость объекта может быть надежна оценена.

Единицей учета основных средств является инвентарный объект, которым может быть (п. 45 Инструкции № 157н, п. 9, 10 СГС «Основные средства»):

объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями;

отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения самостоятельных функций;

обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, который предназначен для выполнения определенной работы. Таким комплексом признается один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных в единый комплекс (на одном фундаменте), в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно;

часть объекта имущества, в отношении которой самостоятельно можно определить период поступления будущих экономических выгод, полезного потенциала;

часть имущества, которая имеет отличный от остальных его частей срок полезного использования и стоимость которой составляет значительную величину от общей стоимости объекта имущества.

При этом объекты основных средств, срок полезного использования которых является одинаковым, а стоимость которых не признается существенной (например, компьютерное оборудование), могут объединяться в один инвентарный объект и признаваться комплексом объектов основных средств согласно учетной политике учреждения (п. 10 СГС «Основные средства»).

Компьютер представляет собой сложное техническое устройство, состоящее из монитора, системного блока, клавиатуры, мыши и других комплектующих. На основании приведенных норм законодательства его можно принять к учету в качестве:

1) комплекса конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единый инвентарный объект. Такой способ учета применим в случае приобретения компьютера в полной комплектации либо при покупке отдельных комплектующих (запасных частей) для последующей сборки компьютера – автоматизированного рабочего места. При этом любое перемещение составных частей компьютера будет рассматриваться как разукомплектация основного средства;

2) нескольких самостоятельных объектов. При этом способе учета мониторы и системные блоки учитываются в составе основных средств, а клавиатура, мышь и другая периферия – в составе материальных запасов. Такое возможно, например, в случае, когда мониторы и системные блоки планируется эксплуатировать в составе различных комплектаций компьютерного оборудования либо когда указанные объекты приобретаются в разное время, имеют разный срок полезного использования и их стоимость является значительной относительно стоимости других комплектующих компьютера.

Обратите внимание: соответствующий способ учета компьютеров необходимо закрепить в учетной политике.

Выбор КВР и кодов КОСГУ

В соответствии с положениями Порядка № 209н расходы в рамках заключенных образовательными учреждениями договоров (контрактов):

на приобретение компьютеров в полной комплектации, а также мониторов и системных блоков как самостоятельных объектов основных средств необходимо отражать по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ;

на покупку комплектующих (запасных частей) для целей капвложений в инвентарные объекты – по подстатье 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений» КОСГУ;

на оплату работ по сборке компьютера, покупку права пользования операционной системой, ее установку и настройку для целей капвложений в инвентарные объекты – по подстатье 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ;

на приобретение комплектующих (запасных частей), которые не относятся к капвложениям в инвентарные объекты (например, предназначенные для замены изношенных частей), – по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ;

на оплату работ по ремонту компьютера – по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Указанные расходы, согласно Порядку № 85н, необходимо относить на КВР:

242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» – если они осуществляются федеральными казенными учреждениями в рамках утвержденного плана информатизации в сфере информационно-коммуникационных технологий. На уровне субъекта РФ (муниципалитета) данный КВР применяется, только если такое решение принято соответствующим финансовым органом;

244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» – если они осуществляются государственными (муниципальными) учреждениями (включая казенные, которые не применяют КВР 242).

Бухгалтерский учет компьютеров

Особенности ведения учета инвентарных объектов

Группировка объектов, отнесенных к основным средствам по счетам бухгалтерского учета (применение аналитики по счетам), осуществляется по видам имущества, соответствующим подразделам классификации, установленным Общероссийским классификатором основных фондов (п. 45, 53 Инструкции № 157н).

В ОК 013-2014 (СНС 2008) (утвержден и введен в действие с 01.01.2017 Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст) для компьютеров и периферийного оборудования предусмотрен код 320.26.2.

При этом согласно примечанию к Классификации основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, персональные компьютеры относятся к коду 330.28.23.23 «Машины офисные прочие», который включен во вторую амортизационную группу – имущество со сроком полезного использования свыше двух лет до трех лет включительно. Поэтому правильным будет использовать именно этот код ОКОФ.

Конкретные коды для системных блоков и мониторов отсутствуют в ОК 013-2014 (СНС 2008). Исходя из этого комиссия по поступлению и выбытию активов учреждения самостоятельно принимает решение об отнесении их к определенной группе основных фондов (см. Письмо Минфина РФ от 27.12.2016 № 02-07-08/78243). По мнению автора, указанным объектам, так же как и компьютеру, может быть присвоен код 330.28.23.23.

Обратите внимание: самостоятельно принятые учреждением решения об отнесении основного средства к соответствующей группе кодов ОКОФ целесообразно закрепить в учетной политике.

Таким образом, при выборе данного кода срок полезного использования компьютера, системного блока и монитора будет одинаковым – 36 месяцев.

Отметим, что указанный срок определяется в целях начисления амортизации на объекты основных средств стоимостью более 100 000 руб. (в соответствии с рассчитанными нормами амортизации).

Если стоимость объектов варьируется от 10 000 до 100 000 руб. включительно, амортизация начисляется в размере 100 % первоначальной стоимости при выдаче их в эксплуатацию (пп. «г» п. 39 СГС «Основные средства»).

Объекты стоимостью до 10 000 руб. включительно не амортизируются. При передаче в эксплуатацию их стоимость списывается с балансового учета на забалансовый (пп. «б» п. 39 СГС «Основные средства»).

Кроме того, каждому объекту основных средств (компьютеру, системному блоку, монитору) должен быть присвоен инвентарный номер. Исключение – объекты стоимостью до 10 000 руб. включительно (п. 46 Инструкции № 157н).

В случае если компьютер поставлен на учет как единый самостоятельный инвентарный объект, всем его конструктивно сочлененным предметам (монитору, системному блоку, клавиатуре, мыши, и т. д.) должен быть присвоен одинаковый инвентарный номер.

Инвентарный номер наносится на объект учета краской или иным способом, обеспечивающим сохранность маркировки, и сохраняется за ним на весь период его нахождения в учреждении.

Учет операций на счетах бухгалтерского учета

Компьютеры принимаются к бухгалтерскому учету в составе основных средств по их первоначальной стоимости и учитываются на счете 0 101 04 000 «Машины и оборудование». Такая стоимость формируется на счете 0 106 01 000 «Вложения в основные средства» и включает в себя расходы, непосредственно связанные с приобретением (созданием) компьютеров, доведением их до состояния, пригодного к использованию. Полный перечень расходов приведен в п. 15 СГС «Основные средства».

Для учета сумм начисленной на компьютерную технику амортизации предназначен счет 0 104 04 000 «Амортизация машин и оборудования».

Аналогичный порядок учета действует в отношениимониторов и системных блоков, которые принимаются на баланс в качестве самостоятельных инвентарных объектов.

Приобретенные учреждением комплектующие (запасные части), отнесенные к материальным запасам, учитываются на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы». Их первоначальная стоимость формируется на счете 0 106 04 000 «Вложения в материальные запасы» в сумме фактически произведенных вложений, перечень которых приведен в п. 19 СГС «Запасы».

Рассмотрим особенности учета компьютерной техники на конкретных примерах.

Автономное образовательное учреждение в рамках заключенного с коммерческой организацией контракта приобрело десять компьютеров в полной комплектации на сумму 350 000 руб. (35 000 руб. каждый). Аванс по контракту составил 105 000 руб. (30 % от общей стоимости). Расходы произведены учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности.

Компьютеры были учтены в составе иного движимого имущества и введены в эксплуатацию. Учетной политикой учреждения установлено, что амортизационные отчисления по указанным объектам включаются в состав прямых затрат, формирующих себестоимость платных услуг.

На основании Инструкции № 183н в бухгалтерском учете автономного учреждения сформированы следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Перечислен аванс поставщику

2 201 11 610
Забалансовый счет 18
(КВР 244/статья 310 КОСГУ)

Отражены вложения в основные средства – компьютеры

Зачтен ранее перечисленный аванс

Произведен окончательный расчет с поставщиком компьютеров
(350 000 – 105 000) руб.

2 201 11 610
Забалансовый счет 18
(КВР 244/статья 310 КОСГУ)

Приняты к учету компьютеры

Начислена 100 %-я амортизация при вводе компьютеров в эксплуатацию

Пример 2.

Бюджетное образовательное учреждение за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания по договору с поставщиком приобрело:

монитор на сумму 25 000 руб.;

комплектующие и запасные части для сборки системного блока – 70 000 руб.;

клавиатуру – 3 000 руб.;

В рамках отдельного договора с коммерческой организацией приобретены неисключительные права на программное обеспечение (операционную систему) – 5 000 руб., оплачены услуги по сборке компьютера, установке программного обеспечения – 3 000 руб.

После сборки компьютер принят к учету как единый инвентарный объект и введен в эксплуатацию.

В соответствии с учетной политикой учреждения амортизация по основным средствам начисляется линейным способом, а амортизационные отчисления учитываются в составе прямых затрат.

В бухгалтерском учете указанные операции согласно Инструкции № 174н отразятся следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Приняты к учету в составе материальных запасов:

комплектующие (запчасти) для сборки системного блока

Источник

Обычный офисный компьютер состоит из нескольких частей: монитора, системного блока, блока бесперебойного питания, клавиатуры и мыши. И, как правило, в накладной все комплектующие перечисляются отдельно, каждая со своей ценой.

Это приводит бухгалтера при постановке компьютера на учет в замешательство. Как отразить в учете приобретенный компьютер: как единый инвентарный объект или же как комплектующие части, учитываемые по отдельности. Конечно, хочется учесть как отдельные объекты, особенно если их стоимость менее 20 000 руб. Ведь тогда она быстрее спишется на расходы, придется оформлять меньше бумаг (например, не надо будет оформлять карточку учета основного средства) и не будет проблем при модернизации. Но можно ли так сделать?

Примечание. О списании затрат на замену комплектующих компьютера см. в ГК, 2008, N 21, с. 42.

. или же материалы

Комплектующие части компьютера можно учесть как отдельные инвентарные объекты с единовременным отнесением их стоимости на расходы, если стоимость каждой из них не более 20 000 руб. Чем это можно обосновать? Мы приведем те аргументы, которые помогли организациям отстоять свою позицию в суде.

И, наконец, согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 электронно-вычислительная техника учитывается под кодом 14 3020000.

———————————
п. 6 ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н; Письмо Минфина России от 04.09.2007 N 03-03-06/1/639; Письмо МНС России от 05.08.2004 N 02-5-11/136@
Постановление ФАС ЗСО от 10.11.2008 N Ф04-6827/2008(15577-А46-42)
Письмо Минфина России от 06.11.2009 N 03-03-06/4/95
п. 5 ПБУ 6/01; пп. 2, 93 Методических указаний. утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н; подп. 3 п. 1 ст. 254, п. 2 ст. 272 НК РФ
Постановления ФАС ПО от 26.01.2010 N А65-8600/2009; ФАС УО от 17.02.2010 N Ф09-564/10-С3; ФАС МО от 19.11.2009 N КА-А40/12329-09; ФАС ЦО от 10.09.2009 N А08-8752/2008-16
Постановление ФАС УО от 03.12.2007 N Ф09-9180/07-С3; ФАС ЗСО от 25.12.2006 N Ф04-8050/2006(29353-А81-37)
п. 6 ПБУ 6/01
Постановления ФАС ПО от 12.02.2008 N А12-8947/07-С42; ФАС УО от 17.02.2010 N Ф09-564/10-С3
утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.94 N 359
Постановление ФАС ДВО от 29.12.2009 N Ф03-5980/2009
ст. 122 НК РФ
п. 2 ПБУ 1/2008, утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н

Впервые опубликовано в журнале «Главная книга» N 13, 2010

Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.

Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.

Источник

Вычислительная техника в бухгалтерском учете

2. Основы организации бухгалтерского учета

с использованием ПВМ и ЭВМ

При организации бухгалтерского учета с использованием ПВМ и ЭВМ часть операций учетного процесса переходит к вычислительной установке (вычислительный центр, машиносчетная станция и т.п. ).

В дальнейшем, для краткости, будут именоваться «ВУ».

В частности, к ВУ переходят работы по:

— вычислительной обработке оправдательных документов;

— группировке и обобщению данных оправдательных документов в соответствующих разрезах;

— составлению учетных регистров хронологического, синтетического и аналитического учета;

— подготовке данных для заполнения бухгалтерской отчетности, проведения инвентаризации и анализа хозяйственной деятельности.

Конкретный перечень учетных работ, передаваемых к выполнению на ВУ, определяется главным бухгалтером предприятия по согласованию с руководителем ВУ.

2.1. В условиях механизации и автоматизации бухгалтерского учета должны применяться междуведомственные, типовые и отраслевые формы первичной учетной документации, утвержденные ЦСУ СССР, министерствами и ведомствами в установленном порядке.

В дальнейшем, для краткости, будет указываться только «механизации».

Положение о документах и записях в бухгалтерском учете предприятий и хозяйственных организаций (утв. письмом Минфина СССР от 18.10.1961 N 343) утратило силу в связи с изданием Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР 29.07.1983 N 105).

2.2. Оформленная в соответствии с Положением о документах и записях и принятая к учету оправдательная документация до передачи на ВУ комплектуется в пачки.

2.2.1. Комплектование пачек производится по признаку однородности хозяйственных операций с учетом их особенностей.

Каждая пачка документов должна содержать, как правило, до 150 документострок. Такой размер пачки является оптимальным для обработки на всех операциях, выполняемых ВУ.

Примечание. При комплектовании документов по кассовым и банковским операциям пачка должна формироваться в пределах отчета кассира или выписки банка вне зависимости от количества документострок.

На каждую подготовительную к сдаче на ВУ пачку документов оформляется сопроводительный ярлык с контрольным листком по установленной форме.

2.2.3. Вся работа по подготовке документов к сдаче на ВУ выполняется подразделением-сдатчиком.

Конкретные сроки и порядок сдачи и приемки оправдательных документов на ВУ и сроки сдачи последних пачек документов по соответствующим участкам учета, так же как и сроки составления и выдачи пользователям соответствующих табуляграмм, устанавливаются графиком, утверждаемым главным бухгалтером предприятия и руководителем ВУ.

При разработке графика сдачи оправдательной документации необходимо предусматривать возможно более равномерное поступление документов на ВУ в течение отчетного месяца.

Исходя из задачи рациональной организации документооборота должен быть установлен кратчайший маршрут движения оправдательной документации до передачи ее для обработки на ВУ.

2.2.4. При комплектовании пачек документов и сдаче-приемке их на ВУ для механизированной обработки производится проверка каждого документа и пачки в целом.

В процессе проверки должны быть определены: полнота и правильность заполнения всех предусмотренных реквизитов; четкость и разборчивость записей; наличие подписей и оговорок при исправлениях; полнота и правильность заполнения в сопроводительном ярлыке кодов постоянных для данной пачки документов признаков; соответствие количества документов в пачке количеству их, указанному в сопроводительном ярлыке, и т.д.

2.2.5. Главный бухгалтер предприятия и руководитель ВУ устанавливают конкретный перечень должностных лиц, ответственных за правильность оформления оправдательной документации, комплектования и оформления пачек.

Примечание. Контроль правильности оформления оправдательных документов, которые передаются непосредственно на ВУ, минуя бухгалтерию, возлагается полностью на работников ВУ.

2.2.6. Сдача на ВУ пачек документов оформляется записью в журнале регистрации документов по следующей примерной форме:

│ N │Наимено-│ N │Кол-во│Отметка о │Отметка о │Прочие от-│

│п/п│вание │пачки│доку- │сдаче доку- │возврате до- │метки ВУ │

│ │докумен-│ │ментов│ментов на ВУ │кументов │ │

│ │номера │ │ке │дата│расписка│дата│расписка│ │

│ │форм │ │ │ │сдатчика│ │получа- │ │

Журнал регистрации ведется на ВУ по участкам учета. В зависимости от установленного руководителем ВУ и главным бухгалтером предприятия порядка сдачи и возврата документации указанный журнал ведется централизованно или в разрезе структурных подразделений.

Документы с выявленными в процессе приемки дефектами изымаются из пачки и возвращаются сдатчику. При этом вносятся исправления в записи количества сданных документов в сопроводительном ярлыке. В журнале регистрации приемщиком записывается фактически принятое количество документов с отметкой в последней графе журнала о количестве возвращенных документов.

Передача принятых документов на обработку оформляется на ВУ нарядом или сопроводительным ярлыком с операционным контрольным листком.

По завершении обработки оправдательные документы возвращаются бухгалтерии под расписку в указанном журнале.

2.2.7. В целях предотвращения повторной обработки, а также подмены, оправдательные документы, возвращаемые бухгалтерии, должны быть погашены на ВУ специальным штампом контролера, ответственного за их обработку.

2.3. Реквизиты оправдательных документов, передаваемых на ВУ, подлежат кодированию.

В зависимости от назначения коды подразделяются на технологические (специальные), группировочные и справочные.

Технологические (специальные) коды (номер работы, участок учета, макет перфорации, пачка документов и т.п.) используются ВУ для организации работы. Они дают возможность отличать машинные носители, созданные на основании различных документов, отыскивать при необходимости оправдательный документ для получения справки или исправления ошибки.

Группировочные коды используются для обобщения количественно-суммовых показателей хозяйственных операций в соответствующих разрезах, необходимых для управления, контроля, анализа и составления отчетности. Например: по структурным подразделениям предприятия, табельным номерам работников, номенклатурным номерам или группам материальных ценностей и готовых изделий, видам операций, синтетическим счетам и объектам аналитического учета и т.п.

Справочные коды являются дополнительными данными, характеризующими хозяйственные операции. Например: месяц, единица измерения натуральных показателей в учете материальных ценностей и т.п.

Некоторые коды (номер документа, дата совершения операции, корреспондирующий счет и др.) в зависимости от конкретного применения могут выступать как в качестве справочных, так группировочных и технологических.

2.3.1. Коды учетных номенклатур должны разрабатываться с учетом обеспечения взаимосвязи их для всех участков бухгалтерского учета и соответствующих функциональных служб предприятия.

2.3.2. Применяемые на предприятии коды должны быть систематизированы в специальных справочниках учетных номенклатур.

По мере изменения учетных номенклатур показатели справочника должны постоянно обновляться.

Поддержание справочников в рабочем состоянии, а также своевременное доведение изменений и дополнений в них до всех заинтересованных служб предприятия и до ВУ возлагается на работников соответствующих функциональных подразделений, у которых должен храниться контрольный экземпляр справочника.

2.3.3. Каждое внесение изменения в контрольный экземпляр справочника должно оговариваться подписью уполномоченных лиц с указанием даты.

2.3.5. Правильное заполнение кодов вменяется в обязанность должностных лиц, оформляющих оправдательную документацию.

Для этого указанные лица должны быть обеспечены соответствующими справочниками учетных номенклатур.

2.4.1. Перенос данных оправдательных документов на машинные носители выполняется по специальным инструкциям и макетам записей, которые определяют состав воспроизводимых данных и колонки перфокарт или поля других носителей, отражающих значения соответствующих реквизитов документов.

Макеты записей на машинные носители разрабатываются с учетом расположения реквизитов в документах и технологии обработки машинных носителей.

2.4.2. По источникам воспроизводимых данных различают первичные и вторичные машинные носители.

К первичным относятся машинные носители:

— создаваемые вручную непосредственно по данным, зафиксированным в учетной, планово-нормативной и справочной документации;

— создаваемые по данным счетчиков, датчиков и других технических средств первичного учета.

2.4.4. При наличии систематически обновляемых в централизованном порядке машинных носителей, содержащих условно-постоянные данные, например, учетные цены и наименования материальных ценностей и готовой продукции, нормы времени и расценка за определенную производственную операцию и т.п., может предусматриваться незаполнение соответствующих показателей в первичной документации. В этом случае суммарные показатели и соответствующие наименования формируются автоматически по данным условно-постоянных машинных носителей и носителей с данными, воспроизведенными с первичных документов.

2.4.5. Оправдательными документами могут являться непосредственно машинные носители (дуаль-карта и др.). В указанном случае они должны иметь все реквизиты, установленные для аналогичного оправдательного документа, составляемого ручным способом.

2.4.6. Машинные носители являются источником данных как хронологического, так синтетического и аналитического учета, в связи с чем обеспечивается тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

Технология обработки учетных данных, воспроизведенных в машинных носителях, должна предусматривать полное исключение отставания аналитического учета от синтетического.

2.5. Отражение всех хозяйственных операций, наличия и движения средств и их источников производится в табуляграммах, т.е. печатных регистрах, получаемых автоматически на основе группировки и обобщения данных, содержащихся в машинных носителях.

2.5.1. В зависимости от назначения табуляграммы могут быть составлены:

— «на печать», т.е. с записью в табуляграмме данных каждой документостроки, перенесенной на машинный носитель;

— «на итог», т.е. при отражении в табуляграмме групповых итогов требуемых показателей, подсчитанных по данным обрабатываемых машинных носителей с одинаковыми значениями группировочных признаков.

Могут также составляться табуляграммы «на итог», в которых некоторые показатели формируются «на печать».

2.5.2. В табуляграммах, составляемых «на печать», должен присутствовать номер пачки, дата совершения хозяйственной операции или другой признак, который, при необходимости, позволяет проверить правильность отражения данных оправдательных документов в табуляграмме.

2.5.3. Каждая строка табуляграммы, составляемой «на итог», должна иметь признаки, идентифицирующие ее составные части в табуляграммах, составленных «на печать».

2.5.4. Выпускаемые табуляграммы должны быть оформлены на ВУ надлежащим образом.

Оформление табуляграмм включает написание их заголовков, если они не печатаются автоматически (независимо от того, составлены ли они на специальных бланках или на чистой бумажной ленте), и проставление подписи должностного лица ВУ, ответственного за их выпуск. На каждом листе разрезанной табуляграммы должны быть проставлены порядковые номера внутри каждого наименования табуляграммы. На всех табуляграммах указывается наименование или код предприятия, название или код месяца и года, в котором они составляются.

После проверки правильности оформления табуляграммы передаются пользователям в сроки, установленные графиком.

2.5.5. В табуляграммах, являющихся платежными документами на выплату заработной платы и планового аванса, на перечисление вкладов в сберегательные кассы и взносов по личному добровольному страхованию и т.п. операциям, итоги сумм к выплате или перечислению подлежат дополнительной проверке и написанию прописью в целом по документу за подписью лица, ответственного за эту проверку.

2.6. В условиях использования ЭВМ технологический процесс обработки учетных данных и выдачи пользователям (заказчикам) выходной информации может быть организован как в регламентном, так и запросном режимах. При наличии соответствующего оборудования учетная информация может быть выдана на устройство визуального отображения в виде видеограммы.

2.7. На всех стадиях технологического процесса обработки данных бухгалтерского учета должны быть предусмотрены методы всестороннего тщательного контроля, обеспечивающие проверку правильности:

— вычислительной обработки количественно-суммовых показателей оправдательных документов;

— воспроизведения в машинных носителях показателей оправдательных документов;

Методы контроля зависят от применяемой формы бухгалтерского учета и типа используемой на соответствующей стадии вычислительной техники.

2.7.1. Основным методом контроля правильности вычислительной обработки, выполненной на КВМ, является метод двойного счета, производимого разными операторами. Могут быть предусмотрены и другие методы контроля при условии, что они обеспечивают снижение трудоемкости и меньшую вероятность пропуска ошибки, чем при двойном счете.

2.7.2. На ПВМ для контроля правильности обработки учетной информации устанавливаются перечни контролируемых показателей, по которым формируются итоги в контрольных табуляграммах, журналах контрольных чисел и отчетных разработках.

Контрольные табуляграммы составляются «на печать» по всем учетным показателям, содержащимся в соответствующих машинных носителях, и формируют итоги контролируемых показателей по каждой пачке документов (см. подраздел 5.5).

Журналы контрольных чисел составляются по итоговым данным контрольных табуляграмм. Контрольные числа формируются в них для последующей проверки отчетных разработок.

2.7.2.2. Правильность перфорации данных оправдательных документов в части постоянных для пачки признаков, вынесенных в сопроводительный ярлык, проверяется, кроме того, «просвечиванием» соответствующих колонок перфокарт исходя из того, что все перфокарты в пачке должны иметь одинаковую пробивку по этим признакам.

2.7.2.3. Контроль правильности воспроизведения в машинных носителях данных оправдательных документов осуществляется:

Могут быть предусмотрены и другие методы контроля правильности перфорации, обеспечивающие большую его эффективность.

2.7.2.4. По автоматически отперфорированным сальдовым и итоговым перфокартам также составляются контрольные табуляграммы, итоги которых сверяются с соответствующими итогами, подсчитанными по данным табуляграмм, на основе которых создавались сальдовые и итоговые карты.

Во всех случаях перфорация считается правильной при тождестве указанных сопоставляемых итогов.

2.7.2.5. При обнаружении расхождений выявленная ошибка перфорации исправляется в соответствии с данными оправдательного документа, при этом взамен ошибочных перфокарт создаются новые, после чего составляется повторная контрольная табуляграмма по откорректированным данным, которая снова подвергается контролю в соответствии с вышеизложенным.

2.7.2.6. По итогам выверенных контрольных табуляграмм составляются вручную или в автоматическом режиме контрольные журналы (журналы контрольных чисел), которые и используются для контроля правильности показателей табуляграмм систематического учета. Содержание и формы журналов контрольных чисел разрабатываются с учетом возможности накопления контрольных итогов по подлежащим проверке показателям.

В первичных журналах контрольных чисел показатели хозяйственных операций отражаются в размере пачек документов, при этом:

— по хозяйственным операциям, имеющим натуральные показатели, итоги накапливаются в натуральном и стоимостном выражениях;

— по хозяйственным операциям, имеющим только стоимостное выражение, итоги показываются отдельно по дебетовым и кредитовым оборотам.

В сводном журнале контрольных чисел накопление контрольных итогов оборотов и сальдо производится в размере кодов синтетических счетов раздельно по дебету и кредиту каждого счета.

Примечание. Журналы контрольных чисел могут быть совмещены с журналом регистрации документов (п. 2.2.6).

2.7.2.8. Кроме контроля показателей, формируемых непосредственно с оправдательной документацией, журналы контрольных чисел должны предусматривать возможность контроля и расчетных показателей, формируемых в процессе обработки учетных данных.

2.7.2.9. Табуляграммы, полученные на ПВМ, подвергаются на ВУ контролю, который, в частности, включает проверку:

— правильности сортировки учетных данных;

— правильности проведенных в процессе обработки расчетов;

— соответствия итогов оборотов и сальдо по табуляграмме данным журнала контрольных чисел;

— тождества итога оборотов и сальдо по каждому синтетическому счету в табуляграммах аналитического учета с соответствующими данными в табуляграмме синтетического учета.

2.7.2.10. Обнаруженные в табуляграммах ошибки, не вызывающие изменение данных в других табуляграммах (например, в результате неправильно напечатанных итогов по количественно-суммовым показателям и т.п.), исправляются на ВУ зачеркиванием неправильных данных и надписанием правильных. Исправление ошибки должно быть оговорено и подтверждено подписью лица, специально на то уполномоченного, с указанием даты.

2.7.2.11. При обнаружении ошибки, являющейся следствием неправильного бухгалтерского оформления хозяйственной операции, бухгалтерия представляет ВУ справку на исправительные бухгалтерские записи, на основании которой ВУ формирует соответствующие машинные носители и выдает табуляграммы с учетом произведенных исправлений.

2.7.3. В условиях использования ЭВМ, наряду с методами контроля обработки информации, применяемыми на КВМ и ПВМ, программное обеспечение машины должно включать логические методы контроля, обеспечивающие автоматическую локализацию ошибок.

Программное обеспечение ЭВМ должно предусматривать также организацию ограниченного доступа к учетной информации.

2.7.4. Техника и порядок осуществления контроля на соответствующих стадиях обработки конкретно определяются типовыми и рабочими проектами механизации и автоматизации бухгалтерского учета, с учетом принятой на ВУ технологии и применяемой вычислительной техники.

2.8. Хранение оправдательной документации и учетных регистров организуется в порядке, установленном Положением о документах и записях, утвержденным Министерством финансов СССР 18 октября 1961 г. N 343, с учетом особенностей машинной обработки учетной информации.

2.8.1. Оправдательные документы брошюруются в бухгалтерии предприятия в хронологическом порядке по участкам учета и возрастающим номерам пачек в пределах отчетного месяца. При этом, если нумерация пачек документов устанавливается не в целом по предприятию, а по цехам или складам, то и пачки документов брошюруются в разрезе тех же подразделений.

2.8.2. Контрольные табуляграммы брошюруются отдельно от документов в том же порядке, что и пачки документов.

2.8.3. Табуляграммы-регистры бухгалтерского учета брошюруются или хранятся в папках, открываемых на год отдельно для каждого их вида (номера формы и синтетического счета).

Если периодичность составления табуляграмм менее отчетного месяца, то табуляграммы хранятся в пределах номера табуляграммы по датам.

Табуляграммы, разрабатываемые в разрезе цехов, складов или других структурных подразделений, брошюруются в пределах отчетного года с сохранением этой детализации.

2.8.4. Все виды табуляграмм синтетического и аналитического учета хранятся в бухгалтерии предприятия (или общем архиве) в течение сроков, установленных Главным архивным управлением при Совете Министров СССР для хранения соответствующих регистров бухгалтерского учета.

2.8.5. Контрольные табуляграммы хранятся в бухгалтерии предприятия или общем архиве в течение сроков, установленных указанным перечнем для хранения оправдательных документов бухгалтерского учета.

2.8.6. Журналы контрольных чисел хранятся на ВУ в течение сроков, установленных для хранения контрольных журналов бухгалтерского учета.

2.8.7. Контрольные экземпляры справочников учетных номенклатур должны храниться у работников функциональных отделов, ответственных за их ведение (или в общем архиве), в течение сроков, установленных для хранения табуляграмм, в которых они используются.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *