выдаются ли сейчас свидетельства о праве собственности на квартиру
Что изменилось после отмены свидетельств о регистрации прав собственности на недвижимость
С 15 июля 2016 года в России вместо свидетельства о государственной регистрации прав собственности на недвижимость выдается выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимость и сделок с ним. При этом свидетельства о государственной регистрации прав, которые были выданы до указанной даты, менять не надо. Основанием для отмены служат поправки, внесенные в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Сделки с недвижимостью стали более безопасными. Свидетельство не давало покупателю полной гарантии в том, что продавец действительно обладает правами собственности на объект недвижимости. Бумажное свидетельство можно подделать, и поэтому всегда был риск стать жертвой мошенников. Кроме того, даже в подлинном свидетельстве информация могла устареть. Например, если с момента его получения в праве собственности возникли обременения.
Возможность получать выписки из ЕГРП существует уже несколько лет. Однако не все знали о ней, многие продолжали по традиции при совершении сделки использовать информацию из свидетельств о праве собственности.
Свидетельства о государственной регистрации прав, которые были выданы до 15 июля 2016 года, менять не нужно. Эти документы подтверждают факт регистрации возникновения и перехода права на дату, указанную в них как дата выдачи.
В целом в работе ни юристов, ни риелторов, ни в действиях граждан при сделках с недвижимостью от изменения формы документа, удостоверяющего право собственности, ничего не изменилось.
Выписка представляет собой документ, подтверждающий актуальность сведений об объекте недвижимости. Документ удостоверяет, что на указанную в нем дату выдачи за определенным лицом зарегистрировано право на конкретный объект недвижимости, о чем в ЕГРП в соответствующий день сделана регистрационная запись под соответствующим номером. Выписка действует бессрочно, однако фиксирует положение дел с регистрацией прав на объект недвижимости именно на дату выдачи.
Выдаются ли сейчас свидетельства о праве собственности на квартиру
Наверняка каждый из нас уже слышал об отмене выдачи свидетельств о праве собственности с 15 июля 2016 года. Почему законодатель пошел на такой шаг и как сегодня будут гарантированы права на собственность граждан расскажет начальник отдела правового обеспечения Управления Росреестра по Республике Башкортостан Мережников Сергей Борисович.
Чем же тогда выписка лучше прежнего свидетельства?
Во-вторых, хочу подчеркнуть, что согласно законодательству только запись о государственной регистрации права в ЕГРП является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Поэтому и тогда, и сейчас, Росреестр рекомендует перед совершением сделки, например при покупке квартиры, попросить у продавца актуализировать данные о собственниках приобретаемой квартиры. Также необходимо обращать внимание на другие важные документы, которые остаются на руках у собственников: договор купли-продажи, расписки, акты приема-передачи, завещания, дарственные, решения суда.
В-третьих, Удостоверяющая выписка из ЕГРП может быть выдана как в бумажной, так и в электронной форме. В последнем случае выписка будет заверена усиленной электронно-цифровой подписью государственного регистратора, которая защищена от подделки. В бумажном виде Удостоверяющая выписка также заверена подписью государственного регистратора и гербовой печатью.
Менять или не менять?
После вступления в силу нового закона, ранее выданные свидетельства менять на выписки не нужно. Свидетельство, которое есть у людей на руках, юридической силы не теряет. Это такой же документ подтверждающий право собственности до того момента, как это право перейдет к другому лицу.
Также хочу дать ответ на еще один популярный вопрос: сколько действует выписка и нужно ли ее постоянно обновлять?
Сразу поясню: выписка из ЕГРП бывает 2-х видов: Удостоверяющая, которая выдается новому собственнику после проведения государственной регистрации права на недвижимость, и выписка о зарегистрированных правах на объект недвижимости. Последний документ чуть менее полный, в нем отсутствует конфиденциальная информация (паспортные данные собственника, номера документов-оснований для госрегистрации и т.д.), однако отражает все необходимые сведения (данные о собственнике и объекте недвижимости, наличие обременений и т.д.), Выписку о зарегистрированных правах может получить любое заинтересованное лицо.
Удостоверяющая выписка из ЕГРП, которую Вам выдадут после проведения госрегистрации, действительна на момент выдачи. Однако если же Вы в ближайшее время не планируете распоряжаться недвижимостью, то можете спокойно положить данную выписку на полку, как сделали бы это с обычным бумажным свидетельством.
К тому же на сегодняшний день сегодня органы власти, муниципалитеты, нотариусы и даже банковские и страховые организации обязаны самостоятельно без участия граждан запрашивать выписки о зарегистрированных правах в Росреестре, причем именно в электронном виде.
Росреестр выпустил инструкцию, как оформить жилье по наследству в Москве
Специалисты московского Росреестра разъяснили особенности регистрации недвижимости, полученной по наследству. Об этом говорится в пресс-релизе ведомства.
Чтобы поставить на учет квартиру, в первую очередь необходимо получить свидетельство о праве на наследство. Для этого нужно обратиться к нотариусу по последнему месту жительства наследодателя в течение шести месяцев со дня смерти наследодателя или дня вступления в силу решения суда о признании его умершим. По истечении полугода с момента открытия нотариус выдает свидетельство о праве на наследство.
Если наследник находится в другом городе, то он может заявить о своих правах удаленно. Для этого необходимо обратиться к нотариусу по месту жительства с пакетом документов и оформить заявление. Далее документы будут перенаправлены в нотариальную контору по месту последнего проживания наследодателя.
«Важно помнить, что в России действует заявительный принцип регистрации недвижимости. Это значит, что, получив документ о наследстве, важно закрепить свое право на объект недвижимого имущества в Росреестре. Без прохождения данной процедуры невозможно провести какие-либо операции с недвижимостью — продажу, мену и прочие», — отметила заместитель руководителя Управления Росреестра по Москве Мария Макарова.
Чтобы зарегистрировать недвижимость в Росреестре, необходимо подать заявление, приложив к нему документ, подтверждающий личность правообладателя, а также полученное у нотариуса свидетельство о праве на наследство.
Государственная пошлина за регистрацию права собственности для физического лица составляет 2 тыс. руб., а в случае подачи документов в электронном виде — 1,4 тыс. руб. В условиях режима самоизоляции, который действует в столице, электронные сервисы Росреестра работают в штатном режиме. Также можно обратиться в нотариальные конторы, деятельность которых возобновлена с 22 апреля.
В Росреестре напомнили, что с 2019 года нотариус обязан после выдачи свидетельства не позднее окончания рабочего дня представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в Росреестр.
По оценкам ведомства, в Москве в первом квартале доля зарегистрированных прав собственности на основании свидетельств о наследстве составила 14% от общего числа регистраций прав собственности. За аналогичный период прошлого года этот показатель составлял 17%.
Ранее Росреестр пояснил, как зарегистрировать ипотеку онлайн. Введенный в Москве режим самоизоляции не является проблемой для регистрации ипотечных сделок и рефинансирования жилищных кредитов. Росреестр продолжает прием документов на учетно-регистрационные действия в электронном виде.
Выдаются ли сейчас свидетельства о праве собственности на квартиру
1 января 2021 года вступили в силу изменения, внесённые в Налоговый кодекс РФ, согласно которым за государственную регистрацию ранее возникших прав на недвижимость не взимается государственная пошлина.
Для начала разберемся, какие права считаются ранее возникшими.
Это права на объекты недвижимости, которые были приобретены до 31 января 1998 года, то есть до вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и сведения о таких правах уже были учтены БТИ или комитетами по земельным ресурсам и землеустройству, местными администрациями.
Такие права признаны государством и считаются действительными вне зависимости от их регистрации в ЕГРН.
Возникает вопрос, а зачем тогда сведения о таких правах вносить в ЕГРН?
Во-первых, для подтверждения актуальности своих прав на недвижимость. При отсутствии сведений в ЕГРН получить выписку, подтверждающую наличие права собственности на объект, не получится.
Во-вторых, регистрация права в ЕГРН гарантирует охрану государством имущественных интересов собственника, в том числе таким популярным в настоящее время способом защиты от мошеннических действий, как подача заявления о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя.
В-третьих, регистрация ранее возникшего права в ЕГРН требуется в обязательном порядке при продаже, дарении, мене или любой другой сделке по отчуждению имущества, а также аренде, передаче имущества в залог.
В-четвёртых, регистрация права в ЕГРН влечёт также включение контактных данных, что, в свою очередь, обеспечит возможность получения правообладателем:
— различных уведомлений от органа регистрации прав, в том числе о поступивших заявлениях в отношении принадлежащего ему имущества, об исправлении реестровых и технических ошибок в сведениях об объекте, о внесении в них изменений на основании документов, поступивших от других органов власти (например, отнесение земельного участка к зоне с особыми условиями использования) и так далее;
— уведомлений, связанных с согласованием местоположения границ смежных земельных участков (что в том числе позволит избежать возможного возникновения земельных споров о границах смежных земельных участков).
Требуются ли какие-то условия для государственной регистрации ранее возникшего права?
Во-первых, государственная регистрация права, в том числе и ранее возникшего, возможна при условии, что объект учтён, то есть сведения о нём с указанием всех его характеристик содержатся в ЕГРН.
Данную информацию можно получить при помощи специальных сервисов «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» и «Публичная кадастровая карта» официального сайта Росреестра (https://rosreestr.gov.ru), указав в критерии поиска адрес объекта недвижимости.
При их отсутствии сведения об объекте могут быть внесены на основании заявления заинтересованного лица с приложением правоустанавливающих документов на объект.
Во-вторых, необходимым условием является наличие документа, удостоверяющего право лица на данный объект недвижимости, который был выдан до 31 января 1998 года.
Например, права граждан на земельные участки могут быть подтверждены следующими документами:
— нотариально удостоверенным договором купли-продажи, дарения, мены, договором о предоставлении земельного участка под застройку (о праве застройки), о предоставлении, в том числе, в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства, договором инвестирования;
— вступившим в законную силу решением суда, подтверждающим право собственности или право застройки;
— свидетельством о праве на наследство;
— выпиской из похозяйственной книги и прочими документами.
При этом в случае, если в документе, устанавливающем право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным гражданину на праве собственности.
В отношении жилого дома либо квартиры такими документами могут быть регистрационное удостоверение, выданное предприятием технической инвентаризации (БТИ) либо правоустанавливающие документы со специальной отметкой БТИ о регистрации, в том числе:
— акт органа власти, изданный в рамках их компетенции (постановление, распоряжение, решение исполкома местных Советов депутатов трудящихся о предоставлении земельного участка, в том числе, в бессрочное пользование для строительства жилых домов);
— нотариально удостоверенный договор купли-продажи, дарения, мены, договор о праве застройки, о предоставлении земельного участка под строительство жилых домов, о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности, договор инвестирования;
— акт (свидетельство) о приватизации;
— свидетельство о праве на наследство;
— вступившее в законную силу решение суда, подтверждающее право собственности либо право застройки.
На садовые, дачные домики, гаражи и другие нежилые строения в подтверждение регистрации права БТИ выдавались свидетельства о собственности на нежилые строения, которые могут быть представлены в подтверждение ранее возникшего права на такие объекты, а также, например, договоры купли-продажи, дарения, мены, свидетельство о праве на наследство, вступившие в силу решения суда, акты рабочих комиссий и прочее, то есть, те документы, на основании которых была осуществлена регистрация права в БТИ.
Если свой документ-основание вы не обнаружили в данном списке, то это не повод волноваться, ведь перечень не является исчерпывающим, поскольку число документов, на основании которых возникло право десятки лет назад, бессчётное множество.
При этом обязательным является факт наличия сведений о таком праве согласно данным БТИ (в отношении объектов капитального строительства) или ранее существующих комитетов по земельным ресурсам и землеустройству (в отношении земельных участков).
С учётом всех изложенных обстоятельств, полагаем, что нововведение о бесплатности регистрации ранее возникших прав даёт прекрасную возможность навести порядок в документах на недвижимость тех правообладателей, которые владеют своим имуществом уже несколько десятков лет, и оформить их в соответствии с требованиями существующего сегодня порядка.
Как зарегистрировать права на недвижимость
1. Какие права на недвижимость нужно регистрировать?
Государственной регистрации права — внесению сведений о праве на объект недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости ( ЕГРН ) — подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимость и сделки с ней, ограничения прав и обременения недвижимости: сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения и так далее.
Сейчас сведения, внесенные в ЕГРН, — это единственное доказательство наличия зарегистрированного права на объект недвижимости, оспорить которое можно только в суде.
Регистрировать права должен собственник (независимо от того, кто он — гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства). Если собственник несовершеннолетний, от его лица может выступать законный представитель (родитель, усыновитель, опекун, попечитель). С 14 лет ребенок может зарегистрировать права на недвижимость сам. От лица недееспособных заявление на регистрацию права подают их опекуны. При необходимости можно оформить нотариально удостоверенную доверенность на представителя.
2. Нужно ли перед регистрацией недвижимости ставить ее на кадастровый учет?
Раньше, если объект недвижимости не стоял на кадастровом учете, его нужно было сначала поставить на кадастровый учет и только потом зарегистрировать на него права. Теперь в случае необходимости это можно сделать одновременно.
Только государственная регистрация права вам понадобится в том случае, если сведения об объекте недвижимости, право на который нужно зарегистрировать, ранее уже были внесены в ЕГРН, то есть он уже стоит на кадастровом учете.
Государственная регистрация права собственности одновременно с постановкой на кадастровый учет требуется, если объект был За исключением ранее не учтенных объектов недвижимости, в отношении которых было выдано разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (например, многоквартирные дома). В этом случае объект ставит на кадастровый учет тот орган государственной власти или местного самоуправления, который выдал разрешение.
«>создан (например, построен частный дом) и, соответственно, ранее не числился в ЕГРН, либо был образован (например, путем деления участка земли), либо прекратил свое существование (при условии, что раньше права на него были зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости).
Только кадастровый учет нужен в том случае, если характеристики объекта недвижимости существенно изменены (например, увеличена площадь частного дома), либо объект, права на который ранее не были зарегистрированы в ЕГРН, прекратил существование.
3. Какие документы нужны, чтобы зарегистрировать права на недвижимость?
Полный перечень документов, которые могут потребоваться для регистрации прав на недвижимость (как отдельно, так и одновременно с кадастровым учетом), представлен на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра). Но итоговый пакет документов зависит от деталей каждой конкретной ситуации. Чтобы узнать, какие документы понадобятся именно вам, воспользуйтесь специальным конструктором жизненных ситуаций на сайте Росреестра.
4. Как подать документы на регистрацию права?
Подать документы на регистрацию прав на недвижимость можно несколькими способами.
Лично
Если недвижимость расположена в Москве, подавать заявление нужно в любой центр «Мои документы».
Если регистрируемая недвижимость находится за пределами Москвы, подать документы лично вы можете:
Сотрудники приемной Росреестра и работники Дворца госуслуг ведут прием только по предварительной записи. Инвалиды I и II групп, а также инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны при подаче и получении документов обслуживаются без очереди. Записаться можно по телефону: +7 (495) 587-78-55, добавочный 24-15.
По почте
Отправить пакет документов можно на адрес территориального органа или офиса Росреестра по месту нахождения объекта недвижимости или на адрес приема корреспонденции в центральном аппарате Росреестра: 101000, Москва, Чистопрудный бульвар, дом 6/19.
Онлайн
Вы можете сформировать электронное обращение с помощью онлайн-сервиса Росреестра для регистрации прав на недвижимость или регистрации прав на недвижимость с одновременной постановкой на кадастровый учет. Обратите внимание: на последнем шаге формирования заявления его необходимо подписать усиленной электронной подписью.
На дому
Ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды I и II групп могут зарегистрировать права на свою недвижимость, воспользовавшись бесплатной услугой «Выездное обслуживание». К ним приедет курьер, который примет заявление на регистрацию прав.
Права на недвижимость будут зарегистрированы в течение 5–15 рабочих дней. Для проверки статуса рассмотрения заявления вы можете воспользоваться электронным сервисом «Проверка исполнения запроса online».
5. Чем подтверждается государственная регистрация права?
По итогам регистрации ваших прав на недвижимость вам выдадут выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Ее можно получить в виде электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, на e-mail либо в виде документа на бумажном носителе, который можно получить по почте или лично в центре «Мои документы». Также вы можете заказать доставку выписки из ЕГРН курьером (услуга платная). Способ получения документа нужно указывать в заявлении при подаче документов на регистрацию права.
Сведения, содержащиеся в ЕГРН, считаются актуальными на момент выдачи документов. Поэтому в дальнейшем для подтверждения нахождения в реестре информации о правах на недвижимость вам может потребоваться новая выписка из ЕГРН.
Свидетельства о праве собственности с 2017 года больше не выдаются.
6. Как запретить регистрировать права на мою недвижимость без моего присутствия?
Если вы собственник недвижимости, вы можете обратиться с заявлением о внесении в ЕГРН записи о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на объект недвижимости без вашего личного участия.
В этом случае Росреестр будет отклонять любые попытки сторонних лиц зарегистрировать какие-либо права на вашу недвижимость без объяснения причин. Исключение: изменение прав на недвижимость на основании вступившего законную силу решения суда или требования судебного пристава-исполнителя.
7. Что делать, если я не согласен с записью в ЕГРН о праве на недвижимость?
Если в ЕГРН появилась запись о том, что у вашей недвижимости появился новый собственник, а вы с этим не согласны и готовы оспорить это в суде, вы можете подать в Росреестр заявление о наличии у вас возражений в отношении зарегистрированного права на недвижимость.
Такая запись в ЕГРН никак не повлияет на дальнейшую регистрацию прав на эту недвижимость, но может помочь снизить число оспариваемых впоследствии сделок.
8. Можно ли оформить все необходимые при покупке жилья документы одним пакетом?
В центрах госуслуг «Мои документы» вы можете оформить документы и получить услуги, которые могут понадобиться вам в процессе или сразу после покупки жилья, например:
Возможность получить документы одним пакетом есть во всех центрах «Мои документы».
Подробнее можно узнать на сайте центров «Мои документы» или по телефону единой справочной службы Москвы: 8 (495) 777-77-77.