выход на пенсию в беларуси в 2021 году женщинам
Пенсия по возрасту в Беларуси
Пенсия по возрасту в Беларуси – регулярное государственное денежное обеспечение, которое начинает действовать после достижения пенсионного возраста и после накопления достаточного трудового стажа. Размер пенсий по возрасту зависит от размера заработной платы пенсионера в трудоспособный период.
Кто может рассчитывать на пенсию по возрасту?
Закон, который обеспечивает гражданам право на пенсионный отдых, – «О пенсионном обеспечении». Он действует с 1992 года. В статье 5 и 11 Закона указано, кто может рассчитывать на получение пенсии по возрасту. Это люди:
Некоторые работники с особыми условиями труда имеют право на досрочный выход на пенсию (статья 12 и 13).
Пенсия по возрасту выплачивается человеку пожизненно. Она не зависит от состояния трудоспособности. Это, скорее, заслуженный отдых для людей, который гарантирует государство при соблюдении всех условий.
Люди, которые не соответствуют требованиям для получения трудовой пенсии по возрасту, могут рассчитывать на получение социальной пенсии. Их размеры зависят уже не от средней зарплаты, а от величины бюджета прожиточного минимума.
Возраст выхода на пенсию
В 2016 году возраст выхода на пенсию для мужчин составлял 60 лет, для женщин – 55 лет. Но в этом году были приняты существенные изменения в законодательстве. Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 1 января 2017 года началось постепенное повышение возраста для выхода на трудовую пенсию. Каждый год до 2022 возрастной лимит увеличивается на 6 месяцев:
Размеры трудовой пенсии
Размер трудовой пенсии зависит от размера заработка человека в трудоспособный период. Поэтому в разных сферах деятельности этот показатель будет отличаться. Но для того, чтобы понимать общую ситуацию в стране, Белстат делает расчеты средней пенсии.
Еще один показатель, на который можно ориентироваться, – минимальная пенсия. Это самый низкий показатель, ниже которого нельзя начислять пенсии в разных категориях. К минимальной пенсии по возрасту добавляется доплата, которая рассчитывается как 20 процентов от средней заработной платы.
Ниже мы собрали величины средней и минимальной пенсии за разные периоды.
ноябрь 2020 – январь 2021 | 2021 (август-октябрь) | 2021 (май-июль) | 2021 (февраль-апрель) | ноябрь 2020 – январь 2021 | |
Средняя пенсия по возрасту | 545 | с августа: 512,78 с сентября: 545 | 512,78 | 512,78 | с ноября: 457,93 с декабря: 482,62 |
Минимальная пенсия по возрасту (минимальный размер+доплата) | 280,04 (72+208,04) | 278,91(70,87+208,04) | 276,36 (68,32+208,04) | 273,76 (65,72+208,04) | 260,82 (64,53+196,29) |
В некоторых случаях пенсионерам полагаются доплаты к трудовой пенсии по возрасту.
ноябрь 2021 – январь 2022 | 2021 (август-октябрь) | 2021 (май-июль) | 2021 (февраль-апрель) | ноябрь 2020 – январь 2021 | |
Доплата пенсионерам, достигшим 75-летия (75% от минимальной пенсии по возрасту) | 54 | 53,15 | 51,24 | 49,29 | 48,40 |
Доплата пенсионерам, достигшим 85-летия (100% от минимальной пенсии по возрасту) | 72 | 70,87 | 68,32 | 65,72 | 64,53 |
Необходимые документы для пенсии в Беларуси в 2021 году
Расчет и начисление пенсии по возрасту происходит после подачи письменного заявления гражданина. Обращение нужно передать работодателю на последнем рабочем месте. Если это невозможно (ИП, безработные, творческие работники и т.д.), то необходимо напрямую обратиться в управление по труду, занятости и социальной защиты по месту жительства. Образец заявления можно посмотреть здесь.
Вместе с заявлением нужно подготовить:
Что говорит закон?
Популярные вопросы о пенсии в Беларуси
С какого возраста выходят на пенсию?
С 1 января 2017 года возраст от 60 для мужчин и от 55 лет для женщин постепенно повышается. Каждый год прибавляется 6 месяцев к пенсионному лимиту. Остановится рост в 2022 году, когда возраст составит 63 года для мужчин и 58 лет для женщин. В 2021 году действуют такие возрастные ограничения – 62 года 6 месяцев для мужчин и 57 лет 6 месяцев для женщин.
Размер минимальной пенсии по возрасту в 2020
С 1 ноября 2021 года минимальная пенсия по возрасту выросла до 72 рублей. Положенная доплата – 208,04 рублей. Общая сумма – 280,04 рубль.
Куда нужно обращаться для начисления пенсии по возрасту?
Заявление вместе с необходимыми документами необходимо подавать по месту последней работы. Если человек перед пенсией не работал, имел статус индивидуального предпринимателя или творческого работника, то нужно обращаться непосредственно в управление по труду, занятости и социальной защиты по месту жительства.
На что влияет страховой стаж?
Страховой стаж необходим для начисления пенсии за выслугу лет. Страховой стаж в 2021 году – 18 лет. К 2025 году он вырастет до 20 лет.
Таблица выхода на пенсию
11 апреля 2016 года Президентом Республики Беларусь был подписан указ «О совершенствовании пенсионного обеспечения», на основании которого минимальный возраст, необходимый для оформления трудовой пенсии, будет увеличен на три года и к 2023 г. достигнет отметок 58 и 63 лет для представителей слабого и сильного полов, соответственно.
Пенсионный возраст – это определенное законодательством количество лет, по истечении которых гражданин получает право на заслуженный отдых и начисление пенсии по возрасту. На протяжении всей трудовой деятельности сотрудники и их наниматели делают взносы в Фонд социальной защиты населения на пенсионное страхование в размере 1 и 28 процентов соответственно, тем самым обеспечивая государственный бюджет средствами на выплату пособий нетрудоспособному населению.
В общемировой практике средний пенсионный возраст колеблется в пределах 60-65 лет, выход на пенсию в Беларуси в настоящий момент происходит в 55 лет для женщин и 60 для мужчин. В связи с тем, что в нашем государстве этот показатель ниже среднемирового и чаще всего не соответствует реальной потере трудоспособности, а также из-за ежегодно увеличивающейся численности пенсионеров был подписан указ о постепенном повышении пенсионного возраста. Так, 1-го января каждого года, начиная с 2017 и заканчивая 2022, минимальный возраст для выхода на пенсию будет возрастать на шесть месяцев. Таким образом, с начала 2022 года он установится на отметках 58 и 63 лет; дальнейшие изменения пенсионного законодательства пока не предусмотрены.
Для подробного разъяснения и расчета выхода на пенсию каждого конкретного человека была составлена таблица ухода на пенсию по годам на основании даты рождения. Данная реформа будет непосредственно относиться к примерно 100 тысячам человек ежегодно, 50 тысяч из которых будет ожидать пенсии дополнительные шесть месяцев, а оставшиеся – один год.
Пенсионный возраст в Беларуси
Пенсионный возраст – это количество лет, прожив которое, гражданин имеет право на получение пенсии по возрасту (по старости).
Плательщиками пенсии по возрасту являются пенсионные фонды, чаще государственные или контролируемые государством. Как правило, в трудоспособном возрасте гражданин делает отчисления в такого рода фонды. В некоторых странах есть возможность выбирать пенсионную систему, размер взносов в нее и другие условия, в некоторых существует одна, государственная система, порядок и размер платежей в нее определяется законодательно. Последнее в полной мере относится к Республике Беларусь.
Впервые пенсии по возрасту и, соответственно, понятие пенсионного возраста появилось в Германии в 80-х годах 19 века. Тогда он равнялся 70-ти годам. Ввиду того, что в тот период средняя продолжительность жизни была значительно меньше 70 лет, выплата пенсий не была слишком обременительной для государственного бюджета, но само существование такого закона создавало у населения чувство защищенности и доверия к государству.
С течением времени выплачивать пенсии по возрасту стали в других европейских странах, США, СССР. В настоящий момент на получение пенсии по старости могут претендовать граждане большинства государств мира.
Первоначальной и главной целью назначения пенсии по старости являлось обеспечение средств к существованию лицам, которые потеряли трудоспособность в силу преклонного возраста.
Следует, однако, заметить, что планка пенсионного возраста нигде не определяется индивидуально исходя из работоспособности конкретного человека.
С течением времени появилась иная трактовка пенсии по возрасту, связанная более с понятием заслуженного отдыха: при условии занятия общественно полезным трудом, выплаты взносов в пенсионные фонды, у человека, по достижении определенного возраста, появляется право получать из этих фондов пенсионные выплаты.
В настоящий момент применяются обе концепции. На практике это приводит к тому, что право на пенсию по возрасту имеет право любой гражданин, даже не занимавшийся никой полезной деятельностью, но у трудившихся и делавших пенсионные отчисления – размер пенсий существенно выше.
Пенсионный возраст в большинстве стран составляет 60-65 лет. Как правило, он назначался одновременно с появлением пенсий по возрасту и в целом был близок к возрасту реальной потери трудоспособности на момент формирования пенсионной системы. Затем пенсионный возраст мог снижаться под давлением профсоюзов, социалистических и правозащитных движений.
Со временем, параллельно с увеличением продолжительности жизни и улучшением здоровья населения, в экономически и социально благополучных странах сложилось положение, при котором большинство выходящих на пенсию находилось во вполне трудоспособном состоянии и по здоровью и по профессиональным навыкам. Вкупе со снижением рождаемости в этих же государствах такое положение приводило к заметным социально-экономическим перекосам. Независимо от принципов пенсионной системы, материальное обеспечение пенсионеров ложится на плечи работающих групп населения, однако их численность падала, а количество пенсионеров росло.
Понимание этого факта положило начало дискуссиям о повышении пенсионного возраста.
Их суть можно свети к противоречию между желанием социального благополучия и социальной же ответственностью.
В настоящий момент назрела необходимость экономически уравновесить соотношение трудящегося населения и пенсионеров. В противном случае обществу придется повышать пенсионные взносы для работающих и снижать средний размер пенсий, что может оказаться неприемлемым для обеих сторон.
В перспективе уже определилась тенденция приведения пенсионного возраста к некоторому приемлемому равновесию между реальным возрастом потери трудоспособности и возрастом выхода на пенсию. Также все чаще происходит отказ от более низкого пенсионного порога для женщин, которые по продолжительности жизни возрасту потери трудоспособности обычно превосходят мужчин.
Таково общее положение дел в большинстве экономически и промышленно развитых стран.
Для большей информативности приведем таблицу с данными о возрасте выхода на пенсию по данным 2008-2017 годов.
Стоит добавить, что в Китае всеобщая пенсионная система отсутствует по сей день, пенсии получает ограниченное число лиц. Обеспечение пожилых людей является обязанностью их детей, других родственников или общины.
Многие государства планируют повышение пенсионного возраста в ближайшей перспективе, так:
Республика Беларусь получила в наследство от Советского Союза систему пенсионного обеспечения и, в частности, пенсионный возраст в 60-55 лет, для мужчин и женщин соответственно. Однако, с 2017 года в Беларуси проведена пенсионная реформа, которая предусматривает повышение пенсионного возраста..
В СССР пенсионное обеспечение по старости появилось еще в 1932 году. Тогда же был определен пенсионный возраст в 60 лет для мужчин и 55 – для женщин. Стоит помнить, что средний срок жизни в этот период составлял примерно 45 лет, таким образом, выплата пенсий не была обузой для государства.
Сегодня средняя продолжительность жизни в Беларуси составляет 70,2 года (64,3 – для мужчин; 76,1 – для женщин). Это явно недотягивает до 78-81 в благополучных странах Европы, но и производительность труда у нас заметно ниже.
Старение населения стало реальностью для Республики.
По данным переписи населения 2009 года соотношение граждан назвавших основным источником дохода работу ровно вдвое превышало число живущих на пенсию. Данные о соотношении числа работающих и пенсионеров отличаются в разных источниках, однако все сходятся во мнении, что число трудящихся явно недостаточно для обеспечения растущего числа пенсионеров. Для сохранения устойчивости экономики на каждого пенсионера должно приходиться, как минимум четверо работников.
Несмотря на не слишком хорошее состояние здоровья лиц предпенсионного возраста в Беларуси, некоторый «запас здоровья» все-таки есть. Так примерно четверть получателей пенсии по возрасту продолжают работать еще некоторое время, вероятно еще столько же желало бы остаться на рабочих местах при возможности. Однако, идея повышения пенсионного порога популярностью не пользуется, особенно нервно на подобные планы воспринимают ожидающие пенсии в ближайшие годы.
Возможно, по этой причине в Республике Беларусь повышение пенсионного возраста не планировалось. Об это прямо говорил Президент, заявляли другие официальные лица.
С другой стороны, выхода из сложившегося демографического тупика не обещают самые оптимистичные прогнозы. Даже в случае резкого увеличения рождаемости, положительного экономического эффекта придется ждать не меньше 20-30 лет. Резкого повышения производительности также не происходит. А население продолжает стареть …
Однако, на основании указа от 11 апреля 2016 года «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 2017 по 2022 годы будет приводиться в действие пенсионная реформа. Каждый год с 1 января 2017 года минимальный возраст для оформления трудовой пенсии будет увеличиваться на 6 месяцев и к началу 2022 года составит 58 лет для представителей женского пола и 63 года – для мужского. В соответствии с указом от 31 декабря 2015 ежегодно на те же шесть месяцев будет возрастать минимальный страховой стаж, необходимый для оформления пенсии по возрасту (на 2021 год он составляет 18 лет, а к 2025 достигнет отметки 20).
Выход на пенсию в беларуси в 2021 году женщинам
Пенсионный возраст в Беларуси. Новые данные на 2021 год
Указ Президента Республики Беларусь №137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» от 11 апреля 2016 года предусматривает поэтапное увеличение пенсионного возраста.
Согласно этому документу, с 1 января 2017 года общеустановленный пенсионный возраст в стране повышается ежегодно на 6 месяцев на протяжении шести лет, и к 2022 году достигнет отметок 58 лет для женщин и 63 года для мужчин. Благодаря увеличению пенсионного возраста количество пенсионеров сокращается, что дает возможность увеличивать пенсии более высокими темпами, чем даже заработную плату. В настоящее время в Беларуси живут около 2,5 млн пенсионеров по возрасту.
Таким образом, выход на пенсию в Беларуси происходит:
до 2017 года – у мужчин в 60 лет, у женщин в 55 лет;
· с 1 января 2017 года – у мужчин в 60 лет и 6 месяцев, у женщин в 55 лет и 6 месяцев;
· с 1 января 2018 года – у мужчин в 61 год, у женщин в 56 лет;
· с 1 января 2019 года – у мужчин в 61 год и 6 месяцев, у женщин в 56 лет и 6 месяцев;
· с 1 января 2020 года – у мужчин в 62 года, у женщин в 57 лет;
· с 1 января 2022 года – у мужчин в 63 года, у женщин в 58 лет.
Указом также предусмотрено аналогичное увеличение возраста, дающего право на льготные трудовые пенсии и пенсии за выслугу лет (за 6 лет на 3 года).
Стоит отметить, что размер пенсии зависит от стажа трудовой деятельности и уровня заработной платы, с которой человек уходит на пенсию. Также существуют понятия «трудовой стаж» и «страховой стаж», и важно понимать их различия.
Общий трудовой стаж– это период трудовой, предпринимательской, общественной и иной деятельности, установленной законодательством.
Страховой стаж– это продолжительность только того времени трудовой деятельности, на протяжении которого производились обязательные страховые отчисления в государственный бюджет.
Человек, который не накопил требуемый стаж, может претендовать на социальную пенсию. Однако назначена она будет по достижении мужчинами возраста 65 лет, женщинами – 60 лет.
Минимальный страховой стаж для назначения пенсии по возрасту (как и пенсионный возраст) ежегодно увеличивается. Согласно Указу Президента Беларуси Александра Лукашенко №534 от 31 декабря 2015 года «О вопросах социального обеспечения», право на трудовую пенсию по возрасту имеют граждане, накопившие социальный стаж не менее 15,5 лет. А начиная с 1 января 2017 года данный стаж увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет.
Право на трудовую пенсию в Беларуси имеют граждане, накопившие страховой стаж:
· В 2017 году – минимум 16 лет:
· В 2018 году – минимум 16,5 лет;
· В 2019 году – минимум 17 лет;
· В 2020 году – минимум 17,5 лет;
· В 2021 году – минимум 18 лет;
· В 2022 году – минимум 18,5 лет:
· В 2023 году – минимум 19 лет;
· В 2024 году – минимум 19,5 лет;
· В 2025 году – минимум 20 лет.
18 мая 2020 года Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ №171 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан».
Согласно этому документу, предусмотрено с 1 января 2021 года женщинам, родившим четверых детей, засчитывать период нахождения их в декретном отпуске (по уходу за ребенком) в трудовой стаж продолжительностью до 12 лет в общей сложности (до 1 января 2021 года – максимум был 9 лет). Назначать им трудовые пенсии при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (до 1 января 2021 года – было не менее 17 лет 6 месяцев).
Также согласно указу, с 1 января 2021 годаинвалидам I и II группы, имеющим инвалидность более 10 лет, будут снижены требования к страховому стажу для назначения пенсии по возрасту (пропорционально времени нахождения на инвалидности).Инвалидам с детства на 5 лет снизятся требования к продолжительности трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту (для женщин – с 20 до 15 лет, для мужчин – с 25 до 20 лет).Кроме того, родителям детей-инвалидов с тяжелой степенью утраты здоровья, длительное время осуществлявшим уход за ними (не менее 20 лет), будет повышен размер социальной пенсии до уровня, сопоставимого с минимальной пенсией по возрасту.
Также Президент Беларуси Александр Лукашенко 10 февраля 2020 года подписал Указ №48 «О повышении уровня социальной защиты граждан в связи с призывом на срочную военную службу, службу в резерве». Согласно этому документу военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца. А это значит, что этот период будет включен в страховой стаж, который необходим для права получения трудовой пенсии.
Пенсия по возрасту: действия работодателя
При достижении определенного возраста у работника может возникнуть право на трудовую пенсию по возрасту (далее — пенсия). Вспомним условия и общий порядок назначения пенсии. Кроме того, разберемся, какие действия важно предпринять нанимателю, чтобы отследить момент наступления пенсионного возраста и назначения пенсии работникам.
Условия назначения пенсии по возрасту
Право на пенсию может возникнуть у работника при совпадении нескольких условий в совокупности :
1) достижение установленного пенсионного возраста;
2) наличие определенного минимального стажа для пенсии:
— страхового. Проще говоря, это сумма времени, в течение которого за работника были уплачены обязательные страховые взносы в ФСЗН;
Обратите внимание!
В трудовой стаж для начисления пенсии засчитывается время нахождения в декретном отпуске в общей сложности не более :
— 9 лет — по 31.12.2020;
— 12 лет — с 01.01.2021.
Требования к возрасту и стажу работника для получения пенсии различаются в зависимости от следующих обстоятельств :
1) идет на пенсию мужчина или женщина. При этом величина страхового стажа одинаковая для работников обоих полов;
2) назначается пенсия:
— на общих основаниях ;
— за работу с особыми условиями труда ;
Год выхода на пенсию
Мужчины
Женщины
Минимальный страховой стаж (лет)
возраст (лет)
период рождения
трудовой стаж (лет)
возраст (лет)
период рождения
трудовой стаж (лет)
Право на пенсию при нехватке
Возраст
Трудовой стаж
Требуемый страховой стаж
Вид пенсии (примечание)
мужчина
женщина
мужчина
женщина
общеустановленный пенсионный — см. таблицу 1
менее установленного страхового стажа, — см. таблицу 1, но минимум 10 лет.
пенсия по возрасту на общих основаниях отдельным категориям граждан
из них 10 лет военной службы в ВС и иных воинских формированиях, службы в органах внутренних дел, Следственном комитете, органах госбезопасности и иных органах
пенсия по возрасту при неполном страховом стаже работы (вводится с 01.01.2021)
менее установленного страхового стажа, — см. таблицу 1
установленный страховой стаж – см. таблицу 1
пенсия по возрасту при неполном стаже работы
Несколько слов о размере пенсии
На заметку
Для определения заработка, из которого будет начислена пенсия, используется индивидуальный коэффициент заработка. Он представляет собой среднее арифметическое значение коэффициентов за весь период работы, полученных из соотношения фактического заработка работника и средней зарплаты работников по республике в тех же месяцах. Коэффициент сложно рассчитать самостоятельно, поскольку размер фактического заработка и средняя зарплата постоянно меняются.
Составление списка работников пенсионного возраста на будущий год
Работодатель обязан своевременно оформлять документы, необходимые для выхода работника на пенсию, и представлять их в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. При этом документы должны быть оформлены в полном объеме и содержать достоверные сведения. Нарушение данных обязательств может повлечь для работодателя ответственность :
— административную — в виде штрафа в размере от 20 до 50 БВ;
— материальную перед работником за причиненный ему ущерб в виде не полученной работником суммы пенсии по вине работодателя.
Судебная практика
При подаче документов на оформление пенсии работнику работодатель не представил копию удостоверения пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС. Вследствие этого работник не получал полагающуюся ему доплату к пенсии. Материальный ущерб в виде неполученных сумм доплат к пенсии был взыскан с работодателя в пользу работника.
С учетом сказанного выше работодателю важно отслеживать наступление пенсионного возраста у своих работников и заранее готовить документы, необходимые для получения пенсии. Для этих целей в начале каждого года работодателю целесообразно составлять список работников, которые достигнут в следующем году пенсионного возраста и получат право на пенсию (далее — список). В списке желательно отразить:
— общие сведения о работнике: Ф.И.О., дата рождения, должность (профессия) с указанием структурного подразделения;
— сведения, касающиеся назначения пенсии: вид пенсии, основание ее назначения, общий стаж работы, специальный стаж при его наличии.
Обратите внимание!
По общему правилу работник достигает пенсионного возраста и, соответственно, приобретает право на пенсию в день своего рождения. В документах, подтверждающих рождение работника, может быть не указана точная дата рождения. В таком случае считается, что работник достигает пенсионного возраста :
— в последнее число месяца рождения — если указаны только месяц и год рождения;
— 1 июля соответствующего года — если указаны только число и год рождения;
— 15 июля соответствующего года — если не указано ничего, кроме года рождения.
На практике список составляется на основании данных трудовых книжек и личных карточек работников. Целесообразно указывать работников в списке в хронологическом порядке в зависимости от даты приобретения права на пенсию. В таком виде список будет удобен работодателю в наблюдении за наступлением пенсионного возраста. Такое же правило действовало ранее, когда список был обязателен к применению.
Процедура назначения пенсии
Как правило, к моменту получения от работника заявления документы для назначения пенсии уже собраны.
На заметку
Работник-пенсионер может отказаться от получения пенсии на время работы с целью ее увеличения в будущем. Это можно сделать сразу после назначения пенсии. В данном случае работодателю целесообразно передать заявление об отказе работника одновременно с документами для назначения ему пенсии .
После поступления заявления работника работодатель должен пошагово выполнить следующие действия:
1) в течение 5 рабочих дней представить форму ПУ-3 (тип формы — назначение пенсии) по работнику за текущий год в районный (городской) отдел ФСЗН ;
2) подготовить на основании собранных документов для назначения пенсии :
— либо представление к назначению пенсии работника (далее — представление) по форме, после чего ознакомить с ним работника под подпись;
— либо отказ в представлении. Отказ в представлении происходит обычно из-за того, что у работника не хватает трудового или страхового стажа для назначения пенсии. Работодатель обязан письменно сообщить работнику об отказе и его причинах.
Обратите внимание!
В заявлении работника и представлении работодателя нужно указывать, выходит ли работник на пенсию или продолжает работать . Это связано с установленными ограничениями размера исчисляемой пенсии в период работы пенсионера;
Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex