выплата дохода в натуральной форме в 1с зуп
Выдача части заработной платы в натуральной форме
Организация выдает готовую продукцию или товар в счет заработной платы. Выдача происходит не в плановом порядке, а по желанию работника. Необходимо отразить в ЗУП 3.1 начисление произвольной части заработной платы в виде оплаты труда в натуральной форме и, соответственно, одновременное уменьшение зарплатного дохода на ту же сумму.
Законодательство
Условия для выдачи части зарплаты в неденежной форме (ч. 2 ст. 131 ТК РФ):
Настройки в программе
Начисление дохода в натуральной форме
Для того чтобы произвести начисление, нужно перед расчетом зарплаты ввести через Данные для расчета зарплаты сумму дохода, полученного в натуральной форме:
В документе Начисление зарплаты и взносов будет зарегистрирован натуральный доход и одновременное уменьшение «зарплатного» дохода:
Получите понятные самоучители 2021 по 1С бесплатно:
Отражение в бухгалтерском учете
В документе Отражение зарплаты в бухучете отрицательная сумма, уменьшающая «зарплатный» доход, будет выделена отдельной строкой по Виду операции — Начислено :
Чтобы в бухгалтерской базе после синхронизации сумма начисленная сотруднику по кредиту счета 70 не уменьшалась, нужно скорректировать Вид операции в стоке с отрицательным доходом на Доход в натуральной форме :
После синхронизации в бухгалтерской базе НЕ будет сформирована проводка на отрицательную сумму, что верно:
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно
Похожие публикации
Карточка публикации
(1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Все комментарии (2)
Добрый день! А если натуральный доход начислен без удержания, то проводка должны быть? Стокнулись с ситуацией когда расходится сумма по 70 счету на начисленные натуральные доходы. Т.е. проводки по натуральным доходам (начислениям) не формируются совсем. Правильно ли это и если да, то почему?
Здравствуйте!
Обратите внимание! В комментариях наши кураторы не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству. Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Вы можете задать еще вопросов
Доступ к форме «Задать вопрос» возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8
Нажимая кнопку «Задать вопрос», я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>
Спасибо большое, Марине Аркадьевне! Как всегда познавательно, структурировано, ёмко и понятно.
Оплата стоимости питания сотрудников в 1С: ЗУП ред. 3.1
Все чаще на практике бухгалтеры сталкиваются с вопросами питания сотрудников. Варианты оплаты питания отличаются своим разнообразием:
Естественно, выбранный вами вариант должен быть закреплен Трудовым или коллективным договором, Положением об оплате труда. В данной статье мы рассмотрим последний вариант, т.е. оплату стоимости питания сотрудников.
Однако из этого правила существуют исключения и не всегда стоимость питания сотрудников облагается НДФЛ. Если в соответствии с законодательством работодатель обязан предоставлять сотруднику бесплатное питание, то стоимость питания рассматривается как компенсация, связанная с исполнением трудовых обязанностей. Например, в обязательном порядке обеспечиваются бесплатными продуктами и питанием сотрудники, которые заняты на работах с вредными и особо вредными условиями труда (ст. 222 ТК РФ). В таком случае стоимость питания освобождения от налогообложения (п. 1 ст. 217 НК РФ).
В общем случае выплаты сотрудникам в рамках трудовых отношений облагаются страховыми взносами во внебюджетные фонды (п. 1 ст. 420 НК РФ, п. п. 1, 2 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ). Оплата питания, установленная коллективным договором организации, не является компенсационной выплатой, предусмотренной законодательством, которая освобождается от обложения страховыми взносами на основании пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ, пп. 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона № 125-ФЗ, поэтому облагается взносами в общеустановленном порядке.
В нашем примере коллективным договором ООО «Петровские зори» предусмотрена оплата питания сотруднику за отработанный месяц в размере 4500 руб. Питание осуществляется в столовой организации, где фиксируется количество отпущенных обедов. Если сотрудник отработал не полностью месяц, то стоимость питания рассчитывается за фактически отработанные дни. При превышении лимита стоимости питания у сотрудника удерживается разница стоимости.
Сотрудник Вишневская С.Н. отработала в августе 6 дней и уволилась. Расходы на питание составили 1950 руб. Начислим стоимость питания в пределах установленного организацией лимита, рассчитаем и удержим доплату стоимости питания.
Пример промоделируем в программе 1С: ЗУП ред. 3.1. Предварительно выполним некоторую настройку.
Настройка программы для расчета натурального дохода (стоимости питания)
Шаг 1. Откройте раздел «Настройка» — «Расчет зарплаты».
Шаг 2. Перейдите по гиперссылке «Настройка состава начислений и удержаний».
Шаг 3. На вкладке «Прочие начисления» установите галочку «Регистрируются натуральные доходы». Нажмите «Применить и закрыть».
В результате данной настройки в справочнике видов начислений станет доступным начисление «Натуральный доход» с видом назначения начисления — «Доход в натуральной форме».
Шаг 4. Перейдите «Настройка» — «Начисления».
Шаг 5. Откройте карточку начисления. Данное начисление вводится фиксированной суммой по отдельному документу.
Данный порядок расчета не совпадает с нашим условием. Поэтому создадим новое начисление.
Создание и настройка начисления «Оплата питания»
Шаг 1. В справочнике «Начисления» нажмите кнопку «Создать» или «Создать копированием».
Определим начисление также, как доход в натуральной форме, и зададим порядок выполнения начисления. К нашему виду начислению применимы более значения:
Далее мы рассмотрим оба варианта.
Зададим свой порядок расчета.
Для этого установите переключатель в положение «Результат рассчитывается» и задайте формулу — гиперссылка «Редактировать формулу».
В нашем примере стоимость оплачиваемого питания сотруднику зависит от количества отработанных дней и ее нам надо где-то задать. Поэтому нам необходимо определить и ввести свои показатели для расчета.
Формула должна выглядеть следующим образом:
СтоимостьПитания / НормаДней * ВремяВДнях
СтоимостьПитания — новый показатель, которому задается значение. В нашем примере это 4500 руб.
НормаДней — это норма дней по графику для сотрудника;
ВремяВДнях — это фактически отработанное время сотрудника, определяемое автоматически программой.
Шаг 2. Для ввода формулы, создадим показатель СтоимостьПитания — кнопка «Создать показатель».
Шаг 3. Заполните данные: наименование, краткое наименование, идентификатор.
Назначение показателя можно задать, для:
Так как у нас стоимость питания одна для всей организации (4500 руб.), то указываем значение «Для организации». В дальнейшем в настройках мы укажем эту стоимость.
Нажмите «Записать и закрыть».
Шаг 4. Щелкните дважды мышкой на показателе или нажмите «Добавить показатель» сформируйте формулу расчета. При этом можно использовать арифметические знаки и функции (например, ОКР — округление).
Нажмите «Проверить», сохраните формулу и созданный вид начисления.
Наша карточка нового начисления «Оплата питания» выглядит следующим образом.
Шаг 5. На закладке «Учет времени» установите вид времени «Рабочее время». Без этого программа не сохранит начисление и напомнит об этом.
Шаг 6. На закладке «Налоги, взносы, бухучет» проверьте, чтобы код доходов по НДФЛ стоял 2510 — «Оплата за налогоплательщика товаров, работ, услуг или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах».
Сохраним и проверим, как работает наше начисление. Но перед этим настроим значение показателя стоимости питания сотрудников.
Настройка значения показателя стоимости питания для организации
Перед тем, как ввести наш показатель, выполним некоторую настройку, т.к. формы для ввода показателя в программе еще нет.
Шаг 1. Перейдите в раздел «Настройки» «Шаблоны ввода исходных данных».
Шаг 2. В справочнике «Шаблоны ввода исходных данных» нажмите «Создать».
Шаг 3. Задайте наименование и представление. В разделе «Показатели зарплаты» установите переключатель в положение «Постоянно действующие» и выберите наш новый показатель «Стоимость питания».
Шаг 4. Сохраните шаблон по кнопке «Записать и закрыть».
Что это нам дало? Давайте посмотрим дальше.
Шаг 5. Перейдите в раздел «Зарплата» — «Данные для расчета зарплаты».
Шаг 6. Нажмите «Создать». В меню появилась надпись — «Стоимость питания сотрудников» — т.е. это наш шаблон для ввода данных о стоимости питания.
Шаг 7. Установите дату и стоимость питания — 4500 руб.
Так мы установили значение показателя, и эти данные зафиксированы в журнале «Данные для расчета зарплаты». При изменении значения этого показателя также вносится документ с актуальными данными.
Назначение сотруднику оплаты стоимости питания
Мы можем назначить сотруднику питание либо отдельным документом, либо ежемесячно. Рассмотрим оба варианта настройки.
Оплата стоимости питания по отдельному документу
Если в карточке начисления установлено, что начисление водится отдельным документом, то для начисления оплаты стоимости питания сотруднику в пределах установленных сумм используется документ «Натуральные доходы» в разделе «Зарплата». Рассмотрим его.
Шаг 1. Откройте журнал «Натуральные доходы» раздела «Зарплата».
Шаг 2. Заполните шапку документа (месяцы, дату, подразделение). Выберите вид дохода «Оплата питания» и укажите дату получения дохода. Заполните табличную часть сотрудниками — кнопки «Подбор» или «Добавить». Таблица автоматически заполнится показателями и отобразит расчет.
Сотрудникам, отработавшим целый месяц, начислена полностью сумма. А сотрудник Вишневская С.Н. уволилась, отработав 6 дней.
Программа автоматически рассчитала стоимость оплаты питания, исходя из фактически отработанного времени и нормы времени по графику. В августе по графику пятидневки — 21 рабочий день.
4500/21*6=1285,71 руб.
Наша формула работает верно.
Оплата стоимости питания ежемесячно
Рассмотрим вариант оплаты питания сотрудника, если в настройке начисления установлено «Ежемесячно».
В этом случае, такая оплата закрепляется кадровыми приказами при приеме на работу, кадровом перемещении, изменении оплаты труда, назначении планового начисления и т.п. Назначить начисление можно любым документом, где есть раздел «Оплата труда».
Рассмотрим назначение начисления сотрудникам оплаты стоимости питания с 1 августа документом «Назначение планового начисления».
Шаг 1. Перейдите в раздел «Кадры» — «Изменение оплаты сотрудников». Нажмите «Создать» и выберите документ «Назначение планового начисления».
Шаг 2. Заполните шапку документа: дату, наименование начисления, период действия. Подберите список сотрудников. Показатель начисления «Стоимость питания» вводится при этом в самом документе. Для этого нажмите кнопку «Заполнить показатели» и укажите значение показателя — 4500 руб. Нажмите «Ок» и значение перенесется в таблицу по всем сотрудникам.
При вводе начисления кадровыми документами и закреплением его за сотрудником запись появится при начислении в конце месяца при вводе документа «Начисление заработной платы и взносов».
Шаг 3. Начислите зарплату и проверьте строки начисления «Оплата питания».
Рассмотрев два способа ввода начисления, можно определиться, какой из способов вам более удобен.
Рассмотрим ситуацию далее. Мы ввели начисление «Оплата стоимости питания» в сумме, определенной нормой на предприятии — 4500 руб. По факту сотрудник питался на большую сумму. Как отразить это в программе? Разберем далее.
Удержание за питание сотрудников свыше определенной нормы
Создание и настройка нового удержания
Создадим новое удержание и назначим его сотруднику.
Шаг 1. Перейдите в раздел «Настройки» — «Удержания». Нажмите «Создать» и задайте параметры удержания.
Когда удержание задается фиксированной суммой, такой порядок ввода вопросов не вызовет. Достаточно будет ввести в документе сумму разницы за питание, и она включится в расчет зарплаты. Но мы постараемся максимально автоматизировать наш расчет, поэтому зададим формулу расчета — гиперссылка «Редактировать формулу». Далее мы введем показатели, которые будут задаваться документом для сотрудников.
Шаг 2. Введите новый показатель «Стоимость питания сотрудника фактическая». Вводится он будет документами и требует ввода значения. Такая настройка для нас оптимальна.
Шаг 3. Используя новый показатель, зададим формулу расчета.
Сразу оговоримся, что при расчете разницы в стоимости питания мы используем показатель «Расчетная база». Для чего? Ведь сразу напрашивается мысль посчитать так: «Стоимость питания» минус «Стоимость питания сотрудника (фактическая)».
Но при таком расчете программа не учтет, что сотрудник может отработать не полный месяц, а произведет расчет, исходя из норматива стоимости, который мы задаем в настройках. Вводя показатель «Расчетная база», пользователь задает эту базу самостоятельно. И указав в составе расчетной базы начисление «Оплата питания» программа возьмет фактически начисленную сумму с учетом отработанных дней. Это очевидно прослеживается на сотруднике Вишневская С.Н., которая отработала не полный месяц.
Шаг 4. Задайте расчетную базу на закладке «Расчет базы» по кнопке «Подбор».
Шаг 5. Нажмите «Записать и закрыть». Удержание создано.
Ввод и начисление удержания стоимости питания свыше нормы сотруднику
Для ввода созданного удержания выполните следующие действия.
Шаг 1. Перейдите в раздел «Зарплата» — «Алименты и другие удержания». Создайте новый документ «Удержания по прочим операциям».
Этот вид документа появился в списке, т.к. при создании удержания в настройке мы указали этот вид операции.
Шаг 2. Заполните документ, указав фактическую стоимость питания сотрудника за период.
Сотрудник Вишневская С.Н. уволилась 10 августа и расчет производится исходя из фактически отработанных дней (6 дней). Фактическая стоимость питания за эти дни составила 1950 руб. Исходя из нормы ей начислено (см. пример ранее) 1285,71 руб. Соответственно разницу в питании нам необходимо рассчитать и удержать (664, 29 руб.)
Шаг 3. Нажмите «Провести и закрыть». Документ введен, фактическая стоимость питания сотрудника зафиксирована.
При начислении заработной платы программа автоматически рассчитает удержание. Проверим это, так как по сотруднику Вишневская С.Н. введен приказ об увольнении, расчет зарплаты производится в этом документе.
Шаг 4. Пересчитаем ее начисления и удержания.
Оплата начисления стоимости питания отражена на вкладке «Начисления» (при условии настройки — вводится ежемесячно, НЕ отдельным документом).
На закладке «Удержания» отражен расчет разницы оплаты питания. Как видим, расчет верен. При расчете учтена фактически начисленная стоимость за питание с учетом отработанных ею дней. В документе видны показатели расчета:
Шаг 5. Сформируйте «Расчетный листок сотрудника».
Обратите внимание, что начисление «Оплата питания» отражено в нижней части расчетного листка, в разделе «Справочно». Удержание стоимости питания свыше нормы — отражено как обычно, в разделе «Удержание». В расчет строки «Долг предприятия на конец» сумма «Оплата питания» не включается, т.к. это доход в натуральной форме.
Можно, конечно, использовать в расчетах ввод фиксированными суммами, но старайтесь максимально автоматизировать процесс расчета, тем самым облегчить свою работу в дальнейшем.
Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.
Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.
Начисление прочих доходов в 1С:ЗУП
Кроме оплаты услуг физических лиц по подрядным и трудовым договорам, возникают расходы, не связанные с заработной платой. Получателями могут выступать не только сотрудники организации, но и любые другие люди. Чтобы эти выплаты были законными, их следует правильно отразить в 1С:ЗУП. Это потребуется для составления отчётности, а также для уплаты страховых взносов.
К незапланированным доходам можно отнести:
1С:ЗУП имеет специальные документы для первых четырёх видов расходов. Рассмотрим их подробней.
Антикризисное предложение с 1С:ЗУП
Как правильно настраивать выплату прочих доходов
В 1С ЗУП настроить подобные выплаты можно, используя два способа:
Начнём с рассмотрения первого варианта. Для этого следует зайти в настройки, активировать там опцию «Расчёт зарплаты»
Проделав это, можно увидеть, что в разделе «Зарплата» появились два новых журнала. Это «Плановые начисления прочих доходов» и «Начисления прочих доходов». Второй журнал раньше назывался «Регистрация прочих доходов».
Открываем документ «Начисления прочих доходов», жмём на кнопку «Создать». Здесь необходимо указать период проведения, вид дохода и организацию. Существует справочник, в котором уже имеется выбор видов дохода:
Этот документ можно открывать прямо из раздела «Выплаты». Там имеется только ограниченный список вариантов дохода. Поэтому его можно расширить, внеся собственный пункт. Это может быть, например, аренда помещения или аренда автотранспорта.
Чтобы попрактиковаться, добавим в список пункт «Аренда квартир». Для этого откроем справочник «Виды прочих доходов физических лиц», нажмём кнопку «Создать». В поле введём наименование «Аренда квартир». Этот вид начисления не облагается страховыми взносами. Код дохода по НДФЛ будет 1400 (доходы от аренды или иного использования имущества (кроме доходов от сдачи в аренду компьютерных сетей, автотранспорта, средств связи)).
Переходим к созданному виду дохода. Видим, что проставлены код и вид дохода. Здесь эти данные изменить нельзя. Чтобы это сделать, нужно вернуться назад, в справочник «Виды прочих доходов физических лиц». А здесь следует проставить дату выплаты дохода, которая пойдёт в отчётность по НДФЛ, а также реквизиты документа.
Затем требуется указать, кому и в каком размере начислены данные суммы. Для этого нужно открыть справочник с перечнем физических лиц, который открывается при нажатии на кнопку «Подбор». Там будут только те лица, которые раньше уже получали доходы. Чтобы внести в список новое физлицо, которое в базе присутствует, но ещё не получало дохода, необходимо сделать активной опцию «Выбирать из полного списка физических лиц».
Далее следует указать сумму дохода и провести новый документ. Это обеспечит формирование отчётности по НДФЛ, а также по страховым взносам.
В «Отражении зарплаты в учёте» данный вид операции будет называться «Доходы контрагентов».
После того, как это будет сделано, в бухгалтерской программе отразятся проводки по начислению дохода, взносам и НДФЛ.
Особенности планового начисления прочих доходов в 1С:ЗУП
Для отражения начисления плановых доходов новая версия 1С:ЗУП значительно удобнее, чем предыдущая. Теперь не надо копировать старый документ и изменять каждый раз дату. Это весомый довод в пользу того, что программу нужно как можно скорее обновить.
В новой версии 1С:ЗУП есть отдельный документ «Плановое начисление прочих доходов». Там можно создать шаблон, который заполняется ежемесячно или по мере необходимости. Это делает удобней работу с запланированными доходами, например, с оплатой аренды квартиры или автотранспорта.
После того, как в программе появляется документ «Плановое начисление», в документе «Начисление» можно увидеть кнопку «Заполнить». Простым её нажатием все данные заполняются в автоматическом режиме. При этом можно не проверять актуальность сведений по организации, виду и периоду дохода.
Теперь перейдём к рассмотрению второго способа регистрации доходов, относящихся к прочим. Он происходит без переноса актуальных данных в бухгалтерскую программу. Для этого перейдём в раздел «Налоги и Взносы». Чтобы отразить данные о страховых взносах и НДФЛ, воспользуемся документом «Операции учёта взносов» и «Операции учёта НДФЛ».
Приведём пример. Сотруднику требуется начислить 30000 рублей по лицензионным договорам. Этот вид дохода подлежит обложению НДФЛ (Доходы, полученные налогоплательщиком от использования в РФ авторских или иных смежных прав). Код дохода 1300. Кроме того, данный вид дохода частично облагается страховыми взносами ФОМС и ПФР. Однако в случае, если доход не подлежит обложению страховыми взносами, документ «Операции учёта взносов» создавать не обязательно.
Открываем документ «Операции учёта НДФЛ», заполняем там следующие вкладки:
Чтобы получить отражение отчётности по НДФЛ, на вкладке «Перечислено» можно указать реквизиты документа.
После этого переходим к документу «Операция учёта взносов». Там необходимо заполнить следующие вкладки:
Размер этих взносов подлежит самостоятельному расчёту.
Данный доход не будет отражаться в документе «Отражение зарплаты в учёте». Но будут указаны средства, относящиеся к страховым взносам.
Не лишним будет проверить правильность введённых данных. Для этого нужно открыть отчёты в разделе «Налоги и взносы». Проверка возможна в справке о доходах 2-НДФЛ для сотрудника (дата формирования отчёта должна быть позднее даты выплаты документа). Кроме того, проверить правильность ввода данных можно через формирование отчёта «Проверка Разд. 2 6-НДФЛ», в котором используется разбивка по сотрудникам.
Правильность ввода данных по страховым взносам также можно проверить. Для этого нужно сформировать отчёт «Проверка расчёта взносов».
Как происходят в ЗУП выплаты не сотрудникам
При выплате прочих доходов не сотрудникам система 1С:ЗУП не используется. Для этой цели оформляется платёжное поручение или расчётно-кассовый ордер с использованием бухгалтерской программы. Однако суммы прочих доходов могут быть отражены в ЗУП в справочном порядке в расчётном листке или при проведении других перечислений.
Из статьи можно понять, что новая версия 1С:ЗУП стала понятней и удобней для пользователей, а наличие нового функционала позволит решать задачи в более короткие сроки.