выплата долгов по ленд лизу

Цена ленд-лиза. Какой вклад в Победу сделали поставки в СССР из США?

выплата долгов по ленд лизу. выплата долгов по ленд лизу фото. картинка выплата долгов по ленд лизу. смотреть фото выплата долгов по ленд лизу. смотреть картинку выплата долгов по ленд лизу.

выплата долгов по ленд лизу. выплата долгов по ленд лизу фото. картинка выплата долгов по ленд лизу. смотреть фото выплата долгов по ленд лизу. смотреть картинку выплата долгов по ленд лизу.

выплата долгов по ленд лизу. выплата долгов по ленд лизу фото. картинка выплата долгов по ленд лизу. смотреть фото выплата долгов по ленд лизу. смотреть картинку выплата долгов по ленд лизу. выплата долгов по ленд лизу. выплата долгов по ленд лизу фото. картинка выплата долгов по ленд лизу. смотреть фото выплата долгов по ленд лизу. смотреть картинку выплата долгов по ленд лизу.

Кому война, а кому мать родна

О первых поставках вооружений в аренду договорились Черчиль с Рузвельтом еще в 1940 году. В разгар войны с фашистской Германией Великобритания попросила и получила у США полсотни эсминцев в обмен на британские военно-морские и воздушные базы в Атлантическом океане.

Американские промышленники получили огромные госзаказы, так что ленд-лиз хорошо сработал на развитие экономики США. Да и правительство не осталось внакладе.

Получатели помощи должны были отчитаться за всю уничтоженную или использованную в боевых действиях технику и расплатиться за имущество, оставшееся после войны и пригодное для использования в гражданских целях. Для этого США предоставляли долгосрочные кредиты.

Впрочем, с «помощниками» расплачивались не только деньгами. На основе положений закона о ленд-лизе заключались соглашения, которые обязывали страны – получатели «содействовать защите США», предоставляя имеющиеся у них материалы, услуги и информацию.

Суть и схему ленд-лиза образно описал президент Теодор Рузвельт. При пожаре нужно передать шланг с водой соседу, чтобы пламя от него не перекинулось твой собственный дом. Не нужно требовать, чтобы сосед оплатил стоимость шланга, достаточно, чтобы он вернул шланг после того, как закончится пожар.

Так оно и вышло. Наша страна расплачивалась с долгами по ленд-лизу вплоть до 2006 года.

Поставки в СССР

После переговоров, проведенных в конце сентября в Москве представителями СССР, США и Великобритании, с ноября 1941 года на СССР распространили действие закона о ленд-лизе.

30 октября Рузвельт сообщил Сталину, что США будут осуществлять поставки под беспроцентный заем на сумму в 1 млрд. долл. с оплатой в течение десяти лет, начиная с шестого года после окончания войны.В ходе войны были подписаны еще три протокола, в соответствии с которыми устанавливались максимальные объемы военных и гражданских материалов, предоставляемых Советскому Союзу.

По сей день историки и эксперты спорят по поводу объемов и стоимости поставок по ленд-лизу.

По американским официальным данным, на конец сентября 1945 года из США в СССР было отправлено 14 795 самолетов, 7056 танков, 8218 артиллерийских орудий, 131 600 пулеметов.

Например, СССР за годы войны построил всего 137,3 тысяч боевых самолетов, 116,1 тысяч танков и самоходных установок, около 3,2 млн всех видов артиллерийских орудий.

Есть данные о том, что военные поставки США за годы войны составили 4% к военному производству СССР.

Так что заявления о том, что гитлеровскую Германию Советский Союз победил американским оружием – откровенная глупость и пропаганда.

Но и отрицать то, что поставки из США внесли свой весомый вклад в нашу Победу – нечестно и несправедливо.

Сразу после войны в 1946-1947 годах советские власти официально заявляли, что поставки США и других стран «содействовали успехам Красной Армии в деле освобождения родной земли от фашистских захватчиков и в деле ускорения общей победы союзников над гитлеровской Германией и ее сателлитами».

В дальнейшем эту тему стали все чаще замалчивать.

Самое ценное

Первые самолеты и первые морские конвои с грузами по ленд-лизу пришли в самый трудный период войны – в конце 1941- начале 1942 года.

К этому времени огромное количество военной техники было уничтожено и потеряно во время отступления Красной Армии, в том числе около пяти тысяч новых самолетов, которые гитлеровцы разбомбили прямо на аэродромах в первые же дни войны.

Эвакуированные заводы только начали разворачивать за Уралом, так что каждый американский самолет, танк и пушка были нужны и важны. И они сражались в небе над Ленинградом и Финским заливом, на полях Юго-Западного и других фронтов.

В сражающемся СССР, где была уничтожена половина мобилизационных запасов продуктов питания, ценность имела и каждая банка американской тушенки.

Почти четверть американского ленд-лиза составляло именно продовольствие. Объем поставок оценивается в 1,5 млн.тонн.

В том числе 250 тыс. тонн той самой тушёнки, 12 тыс. тонн сливочного масла, 630 тыс. тонн сахара, 967 тыс. тонн муки и пшеницы продовольствия.

Ближе к концу войны необходимость в американском оружии становилась все меньше, поскольку в СССР было налажено производство новых более совершенных образцов. Например, полученные в третьем периоде войны комплексы зенитной артиллерии лишь частично были использованы в войсках ПВО, а 40-мм зенитные пушки так и остались на базах до конца войны.

Подвиги конвоя

Правда, и поставки по ленд-лизу обошлись обеим сторонам в тысячи жизней.

Американские и советские летчики и моряки совершали беспрецедентные подвиги, перегоняя самолеты и перевозя грузы через половину земного шара.

Но около1 млн. тонн помощи США до Советского Союза так и не дошло – грузы были уничтожены Германией в процессе транспортировки.

А в Северной Антлантике погибали американские летчики и моряки, сопровождавшие караваны, которые отправлялись из Рейкьявика в Мурманск, Северодвинск, Архангельск с грузами, поставляемыми по ленд-лизу.

Немецкая разведка довольно быстро получила точные координаты маршрутов этих караванов и их военных конвоев.

Расплата за ленд-лиз

Советско-американские переговоры 1948-1949 года были безрезультатны, поскольку Советский Союз был категорически не согласен с этой суммой. В 1951 году американское правительство дважды снижало сумму долга до 800 миллионов долларов, СССР соглашался выплатить только 300 миллионов долларов.

Соглашение о выплате долгов за поставки по ленд-лизу было подписано в 1972 году. СССР обязался выплатить 722 миллиона долларов, включая проценты, к 2001 году. В 1973 году был сделан платеж в 48 миллионов долларов, а потом выплаты долга приостановили после того как США стали применять к СССР дискриминирующие меры в торговле (поправка Джексона-Вэника).

После развала СССР Российская Федерация в апреле 1993 года взяла на себя выплату всех советских долгов, в том числе и обязательств по ленд-лизу перед США.

Советский долг за поставки по ленд-лизу был окончательно выплачен и закрыт в рамках расчетов с «Парижским клубом» 21 августа 2006 года.

Никто из представителей власти США не вспомнил и не посчитал, сколько жизней американских солдат сохранил Советский Союз, который «тушил пожар» войны в одиночку до высадки войск союзников в Нормандии. Тех самых союзников, которые обещали открыть второй фронт в 1942 году, а открыли только 6 июня 1944 года.

Народная помощь русским в войне

По-настоящему бескорыстная помощь поступала в Советский Союз только от простых американцев и англичан.

Сборы проходили под лозунгом «Помощь России ускоряет победу!».

В начале войны на собранные средства в основном закупали лекарства и оборудование для госпиталей, а в 1943-1944 году собирали в основном одежду для гражданского населения и семена для восстановления сельского хозяйства Советского Союза. И это при том, что в военный период большинство американцев могли купить одежду только по карточкам.

В конце войны представители Комитета открыто заявляли, что американская общественность просто обязана помочь Советскому Союзу, который своими героическими боевыми действиями освободил американцев от масштабного участия в войне и тем самым сохранил их жизни.

К сожалению, в дальнейшем включилась антисоветская пропагандистская машина, которая на долгие годы заставила многих американцев забыть эту простую истину.

Фонд помощи Красному Кресту России под руководством супруги британского премьер-министра Клементины Черчилль собрал восемь миллионов фунтов стерлингов за 1941-1945 годы.

На эти деньги, внесенные гражданами Великобритании, закупали и отправляли в сражающийся СССР лекарства, оборудование и мебель для госпиталей, причем зачастую по спискам, составленным Главным военно-санитарным управлением Красной Армии.

Примечательно, что деятельность этих общественных фондов помощи России продолжалась и после победного мая 1945-го, пока ее не свернули правительства США (в 1946 году) и Великобритании (в 1948 году).

На смену Второй мировой войне с Германией и Японией пришла «холодная война» с СССР.

Источник

Россия до сих пор платит по ленд-лизу.

Несмотря на то, что война закончилась 67(в этом году будет 68)лет назад, а с ней прекратились и поставки по ленд-лизу, мы всё ещё не рассчитались с США за военную технику и вооружения, продовольствие и снаряжение, запчасти и ГСМ. Окончательный срок погашения нашего долга – 2030 год.

Как это может быть?

Справедливости ради, отметим, что благополучная Великобритания рассчиталась со своим долгом по ленд-лизу перед США и Канадой только 29 декабря 2006 года. Так, может быть, правы те, кто считает ленд-лиз кабалой, долю поставок в общем объёме – незначительной, а получаемые образцы техники и вооружения – устаревшими?

После окончания войны был определён объём поставок США по ленд-лизу в СССР: он составил 11,3 млрд. долларов США. (По данным из других источников – около 10 млрд. долларов.) Американцы попросили частично оплатить гражданские поставки, находившиеся на складах на 2 сентября 1945 года. Поскольку СССР не сообщил своих данных инвентаризации, американцы оценили эти поставки в 2,6 млрд. долларов, а через год сократили эту сумму вдвое. Но, как сказал Сталин, «СССР сполна расплатился по долгам ленд-лиза кровью».

Китай платить не будет

В октябре 1972-го между СССР и США было подписано торговое соглашение. Тогда была установлена окончательная сумма нашего долга и сняты цензурные запреты на тему ленд-лиза. СССР обязался заплатить 772 млн. долларов, включая проценты, к 2001 году. К июлю 1973-го были осуществлены 3 платежа на общую сумму 48 млн. долларов, после чего выплаты были прекращены в связи с вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР (поправка Джексона-Вэника).

В июне 1990 года были установлены новый срок окончательного погашения задолженности (2030 г.), а также сумма – 674 млн. долларов. После распада СССР долг был переоформлен на Россию. Что-то выплачивалось, но окончательного расчёта так и не произошло. Знающие проблему специалисты считают, что из общего объёма американских поставок по ленд-лизу Советский Союз, а затем и Россия признали, а затем частично оплатили 722 млн. долларов, то есть около 7%.

По другому пути пошла Франция в 1946 году: она сделала американцам ряд торговых уступок. В частности, существенно увеличила квоты на показ иностранных (в первую очередь американских) фильмов на французском кинорынке. А вот Китай свой долг как не погашал, так и не собирается этого делать.

Итак, какова же ленд-лизовская доля в общем количестве произведённых/поставленных в СССР в 1941-1945 годах техники, сырья и вооружения? (См. схему.)

А ещё были паровозы и вагоны, станки и оборудование, радиостанции, радиоприёмники и локаторы, рельсы и автопокрышки, алюминий и медь, телефонный провод и морской кабель, сахар и хлопок, продовольствие и обувь и многое-многое другое. Но дело в том, что основные поставки пришлись на 1943-1945 годы, когда и так всё было ясно. В 1941-1942 годах в СССР поступило всего 7% отправленных за годы войны из США грузов. При этом по ленд-лизу не поставлялись новейшие образцы вооружений и техники, которые производились в тот период в огромных количествах, да и качество поставляемых образцов желало быть лучшим.

Так была ли нужна эта помощь, и насколько она была выгодна сторонам?

Вот что пишут исследователи. «Кроме упомянутых прежде товаров – золота, леса, пушнины, икры, рыбы, которые, однако, не всегда числились в списках «обратного ленд-лиза», а нередко были и коммерческим экспортом, – Советский Союз предоставил союзникам услуги: обеспечение и обслуживание иностранных судов, приходящих в наши северные порты, частичное снабжение войск союзников в Иране», – утверждает историк Паперно. А его коллега Якушевский приводит свидетельства западных авторов о том, что ленд-лиз был выгоден обеим сторонам: «На выгодность и высокую рентабельность поставок Советскому Союзу по ленд-лизу неоднократно указывали в период Великой Отечественной войны государственные и политические деятели США и Англии. Во время англо-американской конференции в Касабланке в январе 1943 года Рузвельт отмечал: «Поставки в Россию – это выгодное вложение капитала». Черчилль говорил о необходимости увеличения военной помощи России, ибо «никакая другая форма вложения капитала не может обеспечить лучшие военные дивиденды».

Караваны шли с востока

Благодаря Валентину Пикулю и его роману «Реквием каравану PQ-17» сложилось ложное представление, будто все поставки по ленд-лизу производились северными конвоями в советские порты Мурманск и Архангельск. Северный маршрут был самым коротким, но вместе с тем и самым рискованным. Большая часть поставок осуществлялась по дальневосточному и трансиранскому маршрутам. Дальневосточный маршрут являлся самым стабильным и результативным. Около 50% всех грузов, поставленных по ленд-лизу, было переработано в портах Дальнего Востока. И, наконец, трансиранский маршрут, которому из-за малоизвестности нужно уделить особое внимание.

19 сентября 1941 года Черчилль писал Сталину: «Я придаю большое значение вопросу об открытии сквозного пути от Персидского залива до Каспия не только по железной дороге, но и по автомобильной магистрали, к постройке которой мы надеемся привлечь американцев с их энергией и организационными способностями». Однако широкомасштабные военные действия в районе Персидского залива начались задолго до этого послания. Операцию по захвату иракского порта Басра британские «коммандос» провели ещё в апреле 1941-го. И первый ленд-лизовский американский завод заработал там до нападения Германии на СССР!

К лету 1941-го в Иране сложилась весьма напряжённая обстановка. Учитывая, что Гитлер планировал поход на Индию с последовательным захватом ближневосточных стран, Иран был наводнён немецкой агентурой. 25 июля в Иран вступили с юга британские войска, с севера – советские и одновременно устранили всю известную агентурную сеть Германии.

В ходе подготовки к приёму ленд-лизовских грузов, порты в Хорремшехре, Бандар-Шахпуре и Басре были реконструированы, на берегах Персидского залива возвели крупные сборочные авиационные и автомобильные заводы, полевые склады для комплектования и обработки грузов. Союзники также модернизировали необходимые им шоссейные и железные дороги, построили аэродромы. Прежде всего, была реконструирована железная дорога от Персидского залива до Тегерана и на базе просёлочных дорог построены современная автомагистраль с твёрдым покрытием, станции технического обслуживания. Из Великобритании и США были доставлены сотни дизельных локомотивов, тысячи грузовых вагонов и платформ, а также грузовых автомобилей.

Самолёты первое время собирали в Маргиле и Шуайбе, а после создания авиабазы в Абадане для перегона сформировали 2 советских авиаполка, укомплектованных опытными лётчиками-фронтовиками. Часть машин направлялась разобранными и собиралась уже в СССР.

Группой американских военных специалистов, отправленных в Иран, руководили русские. Контролировал перевозки южным путём ни кто иной, как Анастас Иванович Микоян – зампред Совнаркома СССР. На сборочных заводах работали местные жители – арабы и персы, администрация состояла из американцев и англичан, а принимали продукцию советские военные специалисты.

В марте 1943 года надзор за Трансиранской железной дорогой и портами Персидского залива взяли на себя американцы. С середины года заработали сборочные предприятия в местечках Эш-Шуайба (на юго-западе от Басры, Ирак) и Андимешк, что на Трансиранской железнодорожной магистрали. Сразу поток увеличился – с юга стало поступать до 10 000 автомобилей в месяц. Только автосборочный завод в Андимешке отправил в СССР около 78 000 машин – вот что значит американская технология масс-продакшн! Всего же южным путём мы получили две трети ленд-лизовских автомобилей.

Однако у трансиранского маршрута, как и у арктических конвоев, были свои недостатки: во-первых, он был слишком продолжительным (путь конвоя от Нью-Йорка до берегов Ирана вокруг южноафриканского мыса Доброй Надежды занимал примерно 75 дней, а затем время уходило еще и на проход груза по Ирану и Кавказу или Каспию). Во-вторых, судоходству в Каспии мешала немецкая авиация. С удалением фронта от границ СССР этот путь потерял своё значение, и в 1945-м ленд-лизовские грузы пошли через Чёрное море.

Закончить хочется выдержкой из статьи Уилсона, профессора Канзасского университета: «То, что Америка пережила во время войны, в корне отличается от испытаний, выпавших на долю её главных союзников. Только американцы могли назвать Вторую мировую войну «хорошей войной», поскольку она помогла значительно повысить жизненный уровень и потребовала от подавляющего большинства населения слишком мало жертв…»

Источник

Урегулирование советского долга по ленд-лизу

Вскоре после вступления СССР в войну, «президент Соединенных Штатов Америки решил, в развитие Акта Конгресса от 11 марта 1941 года, что оборона Союза Советских Социалистических Республик против агрессии жизненно важна для обороны Соединенных Штатов Америки«. Согласно договору, переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, должно было быть оплачено полностью или частично на основе предоставленных Соединёнными Штатами долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов); в случае заинтересованности американской стороны, неразрушенные и неутраченные техника и оборудование должны быть возвращены после войны в США.

Первый протокол ленд-лиза начался 1 октября 1941 года, продленный четвертый протокол окончился 2 сентября 1945 года. По американской оценке (из заключительного отчета о советском ленд-лизе), в рамках договора о ленд-лизе СССР было поставлено различных товаров примерно на 10.2 миллиарда долларов; также, в рамках поставок было оказано различных услуг на 700 миллионов долларов (доставка и хранение грузов, ремонт советских судов, и т.п.). Согласно советским цифрам из документа выше, по ленд-лизу было получено различных товаров на 9.2 миллиарда долларов, также товаров на 0.3 миллиарда было потеряно в пути.

Какое-то время после падения Японии в СССР всё еще шли поставки товаров заказанных в рамках ленд-лиза. Так, уже в 1946 году на одном только ГАЗе было собрано более тысячи ленд-лизовских автомобилей (см. О выпуске грузовиков по ленд-лизу на Горьковском автомобильном заводе им. Молотова). Для урегулирования проблемы поставок СССР и США заключили в октябре 1945 года договор «Agreement with the U. S. S. R. on the Disposition of Lend-Lease Supplies» (его текст имеется в XXI отчете Конгрессу о Ленд-лизе). Согласно этому договору, за послевоенные поставки товаров заказанных в рамках договора по ленд-лизу (в основном индустриального оборудования) СССР должен был выплатить США 222 миллионов долларов, плюс годовой процент в размере 2.375%. Согласно договору, СССР должен был начать выплачивать этот долг в 1954 году, и полностью расплатиться к 1975 году. По состоянию на конец 1961 года СССР выплатил 79 миллионов долларов, пропустил выплаты на 42 миллиона долларов, и с учетом процента по кредиту все еще был должен 211 миллионов. К сожалению, после 1961 отчеты Конгрессу по ленд-лизу более не публиковались, и я не знаю, продолжались ли эти выплаты дальше, и сколько было выплачено до заключения договора о ленд-лизе в 1972 году (см. ниже).
выплата долгов по ленд лизу. выплата долгов по ленд лизу фото. картинка выплата долгов по ленд лизу. смотреть фото выплата долгов по ленд лизу. смотреть картинку выплата долгов по ленд лизу.

Переговоры об урегулирование долгов по самому ленд-лизу начались в первые послевоенные годы. Американские специалисты оценили стоимость оставшегося в СССР после войны ленд-лизовского имущества которое было пригодно в гражданских целях: с учетом амортизации и утерь получилась цифра в 2.6 миллиардов долларов. Советские специалисты «Внешторга» пришли к схожему мнению: «Остатки ленд-лизовских товаров, оказавшиеся не использованными в СССР на 2 сентября 1945 г., оцениваются нами в 2855 млн долл., в том числе предметы гражданских поставок — на сумму 1279 млн долл., и предметы военных поставок — на сумму 1576 млн долларов» (отсюда, там вообще вся статья небезинтересная, рекомендую).

Общие выплаты, с учетом инфляции, составили около одного процента от стоимости советского ленд-лиза.

Источник

Ленд-лиз. Мифы и реальность

выплата долгов по ленд лизу. выплата долгов по ленд лизу фото. картинка выплата долгов по ленд лизу. смотреть фото выплата долгов по ленд лизу. смотреть картинку выплата долгов по ленд лизу.

История ленд-лиза мифологизирована как противниками советской власти, так и её сторонниками. Первые считают, что без военных поставок из США и Англии СССР не смог бы выиграть войну, вторые – что роль этих поставок совсем несущественна. Предлагаем вашему вниманию взвешенный взгляд на этот вопрос историка Павла Сутулина, первоначально опубликованный у него в ЖЖ.

Ленд-лиз (от англ. «lend» — давать взаймы и «lease» — сдавать в аренду) – своеобразная программа кредитования союзников Соединенными Штатами Америки посредством поставок техники, продуктов питания, оборудования, сырья и материалов. Первый шаг к ленд-лизу был сделан США 3 сентября 1940 года, когда американцы передали Британии 50 старых эсминцев в обмен на британские военные базы. 2-го января 1941 года сотрудник Министерства финансов Оскар Кокс подготовил первый проект закона о ленд-лизе. 10-го января этот законопроект был передан в Сенат и Палату представителей. 11 марта Закон получил одобрение обеих палат и подписан президентом, а спустя три часа президент подписал и две первые директивы к этому закону. Первая из них предписывала передать Британии 28 торпедных катеров, а вторая – предать Греции 50 75-мм пушек и несколько сот тысяч снарядов. Так началась история ленд-лиза.

Суть ленд-лиза была, в общем-то, довольно проста. Согласно закону о ленд-лизе, США могли поставлять технику, боеприпасы, оборудование и проч. странам, оборона которых была жизненно важной для самих Штатов. Все поставки проходили бесплатно. Вся техника, оборудование и материалы, истраченные, израсходованные или уничтоженные во время войны, оплате не подлежали. Имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, должно было быть оплачено.

выплата долгов по ленд лизу. выплата долгов по ленд лизу фото. картинка выплата долгов по ленд лизу. смотреть фото выплата долгов по ленд лизу. смотреть картинку выплата долгов по ленд лизу.Поставки по ленд-лизу в СССР и их вклад в победу

Таким образом, ленд-лизовские танки составили 12,3% от общего количество произведенных/поставленных в СССР танков в 1941-1945 годах. Кроме танков, в СССР поставлялись и ЗСУ/САУ. ЗСУ: М15А1 — 100 шт., М17 — 1000 шт.; САУ: Т48 — 650 шт., М18 — 5 шт., М10 — 52 шт. Итого было поставлено 1807 единиц. Всего за войну в СССР было произведено и получено 23,1 тыс. единиц САУ. Таким образом, доля полученных СССР по ленд-лизу САУ равна 7,8 % от общего числа полученной за войну техники такого типа. Помимо танков и САУ в СССР поставлялись и бронетранспортеры: английские “Универсал Керриер” — 2560 шт. (в том числе из Канады — 1348 шт.) и американские М2 — 342 шт., М3 — 2 шт., М5 — 421 шт., М9 — 419 шт., Т16 — 96 шт., М3А1 “Скаут” — 3340 шт., LVT — 5 шт. Всего: 7185 единиц. Поскольку БТРы в СССР не производились, ленд-лизовские машины составляли 100% советского парка этой техники. Критика ленд-лиза очень часто обращают внимание на низкое качество поставлявшейся союзниками бронетехники. Эта критика действительно имеет под собой определенные основания, поскольку американские и британские танки по ТТХ зачастую уступали и советским, и немецким аналогам. Особенно учитывая то, что союзники обычно поставляли СССР не самые лучшие образцы своей техники. К примеру, наиболее совершенные модификации «Шермана» (М4А3Е8 и «Шерман Файрфлай») в Россию не поставлялись.

выплата долгов по ленд лизу. выплата долгов по ленд лизу фото. картинка выплата долгов по ленд лизу. смотреть фото выплата долгов по ленд лизу. смотреть картинку выплата долгов по ленд лизу.По ленд-лизу было поставлено 8 тыс. зенитных и 5 тыс. противотанковых орудий. Всего же СССР получил 38 тыс. единиц зенитной и 54 тыс. противотанковой артиллерии. То есть доля ленд-лиза в этих типах вооружения составляла соответственно 21% и 9%. Однако если брать все советские орудия и минометы в целом (поступления за войну – 526, 2 тыс.), то доля иностранных орудий в ней составит лишь 2,7%.

В годы войны СССР по ленд-лизу были переданы 202 торпедных катера, 28 сторожевых кораблей, 55 тральщиков, 138 охотников за подводными лодками, 49 десантных кораблей, 3 ледокола, около 80 транспортных судов, около 30 буксиров. Всего около 580 судов. Всего же СССР за годы войны получил 2588 судов. То есть доля ленд-лизовской техники – 22,4%.

За годы войны в СССР по ленд-лизу было поставлено 242,3 тыс. тонн автомобильного бензина (2,7% от общего производства и поступления а/м бензина в СССР). Ситуация с авиационным бензином выглядит следующим образом: из США было поставлено 570 тыс. тонн бензина, из Британии и Канада – 533,5 тыс. тонн. Кроме того, из США, Британии и Канады было поставлено 1483 тыс. тонн светлых бензиновых фракций. Из светлых бензиновых фракций в результате риформинга производится бензин, выход которого равен примерно 80%. Таким образом, из 1483 тыс. тонн фракций может быть получено 1186 тыс. тонн бензина. То есть общие поставки бензина по ленд-лизу можно оценить в 2230 тыс. тонн. В СССР за войну было произведено около 4750 тыс. тонн авиационного бензина. Вероятно, в это число включен и бензин, произведенный из поставленных союзниками фракций. То есть производство СССР бензина из собственных ресурсов можно оценить примерно в 3350 тыс. тонн. Следовательно, доля ленд-лизовского авиационного топлива от общего количества бензина, поставленного и произведенного в СССР, равна 40%.

В СССР было поставлено 622,1 тыс. тонн железнодорожных рельсов, что равно 36% от общего количества рельсов, поставленных и произведенных в СССР. В ходе войны было поставлено 1900 паровозов, в то время как в СССР за 1941-1945 годы было произведено 800 паровозов, из них в 1941 – 708. Если принять число произведенных с июня по конец 1941 года паровозов за четверть от общего объема производства, то количество паровозов, произведенных за время войны, станет равным примерно 300 штукам. То есть доля ленд-лизовских паровозов в общем объеме паровозов, произведенных и поставленных в СССР, равна приблизительно 72%. Кроме того, в СССР было поставлено 11075 вагонов. Для сравнения в 1942-1945 годах в СССР было произведено 1092 ж/д вагона. За годы войны по ленд-лизу было поставлено 318 тыс. тонн взрывчатых веществ (из них США – 295,6 тыс. тонн), что составляет 36,6% от общего производства и поставок ВВ в СССР.

выплата долгов по ленд лизу. выплата долгов по ленд лизу фото. картинка выплата долгов по ленд лизу. смотреть фото выплата долгов по ленд лизу. смотреть картинку выплата долгов по ленд лизу.

По данным, сведенным в диаграмму №2 видно, что даже по основным типам поставок доля ленд-лизовской продукции в общем объеме производства и поставок в СССР не превышает 28%. В целом же доля ленд-лизовской продукции в общем объеме произведенных и поставленных в СССР материалов, оборудования, продовольствия, техники, сырья и проч. Обычно оценивается в 4%. По моему мнению, эта цифра, в общем, отражает реальное положение дел. Таким образом, можно с определенной долей уверенности заявлять, что ленд-лиз не оказал никакого решающего воздействия на возможности СССР по ведению войны. Да, по ленд-лизу поставлялись такие типы техники и материалов, которые составили большую часть от общего производство таковых в СССР. Но стало ли бы критичным отсутствие поставок этих материалов? На мой взгляд, нет. СССР вполне мог перераспределить производственные усилия так, чтобы обеспечить себя всем необходимым, включая и алюминий, и медь, и локомотивы. Мог ли СССР обойтись вообще без ленд-лиза? Да, мог. Но вопрос в том, чего бы это ему стоило. Не будь ленд-лиза, СССР мог пойти двумя путями решения проблемы дефицита тех товаров, которые по оному ленд-лизу поставлялись. Первый путь – просто закрыть на этот дефицит глаза. В результате в армии наблюдался бы недостаток автомобилей, самолетов и еще ряда наименований техники и оборудования. Тем самым, армия, безусловно, была бы ослаблена. Второй вариант – увеличить собственное производство поставлявшейся по ленд-лизу продукции посредством привлечения к процессу производства лишней рабочий силы. Силу эту, соответственно, можно было взять только на фронте, и тем самым опять же ослабить армию. Таким образом, при выборе любого из этих путей РККА оказывалась в проигрыше. Как следствие – затягивание войны и лишние жертвы с нашей стороны. Иными словами, ленд-лиз хоть и не оказал решающего влияния на исход войны на Восточном фронте, но, тем не менее, спас сотни тысяч жизней советских граждан. И уже за одно это Россия должна быть благодарна своим союзникам.

Говоря о роли ленд-лиза в победе СССР, не стоит забывать и еще о двух моментах. Во-первых, подавляющее большинство техники, оборудования и материалов было поставлено в СССР в 1943-1945 годах. То есть уже после перелома в ходе войны. Так, например, в 1941 году по ленд-лизу было поставлено товаров на сумму примерно 100 млн. долларов, что составило менее 1% от общего объема поставок. В 1942 году этот процент составил 27,6. Таким образом, более 70% поставок по ленд-лизу пришлись на 1943-1945 года, а в самый страшный для СССР период войны помощь союзников была не слишком заметна. В качестве примера на диаграмме №3 можно увидеть, как изменялось в 1941-1945 годах количество самолетов, поставлявшихся из США. Еще более показательный пример – это автомобили: их на 30 апреля 1944 года было поставлено всего 215 тысяч штук. То есть больше половины ленд-лизовских машин были доставлены в СССР в последний год войны. Во-вторых, далеко не вся поставленная по ленд-лизу техника была использована армией и флотом. Например, из 202 поставленных в СССР торпедных катеров, 118 так и не пришлось поучаствовать в боевых действиях Великой Отечественной, поскольку они были ведены в строй после ее окончания. Все 26 полученных СССР фрегатов также вступили в строй лишь летом 1945. Аналогичная ситуация наблюдалась и с другими типами техники.

выплата долгов по ленд лизу. выплата долгов по ленд лизу фото. картинка выплата долгов по ленд лизу. смотреть фото выплата долгов по ленд лизу. смотреть картинку выплата долгов по ленд лизу.Ленд-лизовские грузы попадали в СССР пятью маршрутами: посредством арктических конвоев в Мурманск, по Черному морю, через Иран, через дальний Восток и через советскую Арктику. Наиболее известным из этих маршрутов, безусловно, является мурманский. Героизм моряков арктических конвоев воспет во множестве книг и кинофильмов. Вероятно, именно по этой причине у многих наших сограждан создалось ложное впечатление, что основные поставки по ленд-лизу шли в СССР именно арктическими конвоями. Подобное мнение – чистой воды заблуждение. На диаграмме №4 вы можете увидеть соотношение объема грузоперевозок по различным маршрутам в длинных тоннах. Как мы видим, через русский Север не только не проходила большая часть ленд-лизовских грузов, но этот путь даже не был главным, уступая Дальнему Востоку и Ирану. Одной из главных причин такого положения дел стала опасность северного пути из-за активности немцев. На диаграмме №5 вы можете увидеть, насколько эффективно действовали Люфтваффе и Кригсмарине по арктическим конвоям.

Использование трансиранского пути стало возможным после того, как советские и британские войска (с севера и юга соответственно) вступили на территорию Ирана, а уже 8 сентября было подписано мирное соглашение между СССР, Англией и Ираном, по которому на территории Персии были расквартированы британские и советские войска. С этого момента Иран стал использоваться для поставок в СССР. Ленд-лизовские грузы шли в порты северной оконечности Персидского залива: Басра, Хорремшехр, Абадан и Бандар-Шахпур. В этих портах были устроены авиа- и автосборочные заводы. Из этих портов в СССР грузы шли двумя путями: сухопутным через Кавказ и водным – через Каспийское море. Однако у Трансиранского маршрута, как и арктических конвоев, были свои недостатки: во-первых, он был слишком продолжительным (Путь конвоя от Нью-Йорка до берегов Ирана вокруг южноафриканского мыса Доброй Надежды занимал примерно 75 дней, а затем время уходило еще и проход груза по Ирану и Кавказу или Каспию). Во-вторых, судоходству в Каспии мешала немецкая авиация, только в октябре и ноябре потопившая и повредившая 32 судна с грузами, да и Кавказ был не самым спокойным местом: только в 1941-1943 годах на Северном Кавказе было ликвидировано 963 бандитских группы общей численностью 17513 человек. В 1945 году вместо Иранского пути для поставок стали использовать черноморский маршрут.

Оплата ленд-лиза

Это, пожалуй, главная тема для спекуляций людей, пытающихся как-то очернить программу ленд-лиза. Большинство из них считают своим непременным долгом заявить, что СССР, мол, платил за все поставляемые по ленд-лизу грузы. Разумеется, это является не более чем заблуждением (или сознательной ложью). Ни СССР, ни какие-либо другие страны, получавшие помощь по программе ленд-лиза, в соответствии с законом о ленд-лизу во время войны за эту помощь не платили, так сказать, ни цента. Больше того, как уже писалось в начале статьи, они не обязаны были платить и после войны за те материалы, технику, вооружение и боеприпасы, которые были израсходованы во время войны. Платить нужно было лишь за то, что оставалось после войны в целости и могло быть использовано странами-получательницами помощи. Таким образом, никаких оплат ленд-лиза во время войны не было. Другое дело, что СССР действительно отправлял в США различные товары (в том числе 320 тыс. тонн хромированной руды, 32 тыс. тонн марганцевой руды, а также золото, платину, древесину). Делалось это в рамках программы обратного ленд-лиза. Кроме того, в ту же программу входил бесплатный ремонт американских судов в русских портах и прочие услуги. К сожалению, мне не удалось найти, на какую общую сумму союзникам было предоставлено товаров и услуг в рамках обратного ленд-лиза. Единственный, найденный мною источник, утверждает, что эта самая сумма составила 2,2 млн. долларов. Однако лично я не уверен в аутентичности этих данных. Тем не менее, их вполне можно рассматривать в качестве нижнего предела. Верхним же пределом в таком случае будет являться сумма в несколько сотен миллионов долларов. Как бы то ни было, доля обратного ленд-лиза в общем ленд-лизовском товарообороте между СССР и союзниками не будет превышать 3-4%. Для сравнения, сумма обратного ленд-лиза из Великобритании в США равняется 6,8 млрд. долларов, что составляет 18,3% от общего объема обмена товарами и услугами между этими государствами.

Долг СССР был определен в 1947 году в размере 2,6 млрд. долларов, однако уже в 1948 году эта сумма была снижена до 1,3 млрд. Тем не менее, СССР платить отказался. Отказ последовал и в ответ на новые уступки США: в 1951 году сумма долга вновь была пересмотрена и на этот раз составила 800 млн. Соглашение о порядке погашения долга по оплате ленд-лиза между СССР и США было подписано лишь 18 октября 1972 года (сумма долга вновь была снижена, на этот раз до 722 млн. долларов; срок погашения – 2001 год), причем СССР пошел на это соглашение только при условии предоставления ему кредита Экспортно-импортного банка. В 1973 году СССР произвел два платежа на общую сумму 48 млн. долларов, но затем прекратил выплаты в связи с введением в действие в 1974 году поправки Джексона-Веника к советско-американскому торговому соглашению 1972 года. В июне 1990 г. в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности – 2030 года, и сумма – 674 млн. долларов. В настоящий момент Россия за поставки по ленд-лизу должна США 100 млн. долларов.

Другие виды поставок

Ленд-лиз был единственным значимым типом союзнических поставок СССР. Однако не единственным в принципе. До принятия программы ленд-лиза США и Британия поставляли СССР оборудование и материалы за наличный расчет. Однако размеры этих поставок были довольно малы. Например, с июля по октябрь 1941 года США поставило СССР грузов всего на 29 млн. долларов. Кроме того, в Британии были предусмотрены поставки в СССР грузов в счет долгосрочных кредитов. Причем поставки эти продолжались и после принятия программы ленд-лиза.

Не стоит забывать и о множестве благотворительных фондов, созданных для сбора средств в пользу СССР по всему миру. Оказывали помощь СССР и частные лица. Причем помощь такая шла даже из Африки и Ближнего Востока. Например, в Бейруте была создана «Русская патриотическая группа», в Конго – Общество медицинской помощи России.. иранский купец Рахимьян Гулам Гусейн отправил в Сталинград 3 тонны сушеного винограда. А купцы Юсуф Гафурики и Мамед Ждалиди передали СССР 285 голов скота.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *