выплата налогов фирмой это наука или хозяйство

Как рассчитать налог на прибыль организаций

Ставки налога, декларация, отчетность

Налог на прибыль — обязательная статья расходов для компаний, работающих на территории России по общей системе налогообложения. Налог на прибыль платят только юридические лица. Индивидуальные предприниматели платят НДФЛ.

Налог на прибыль считают из базы — налогооблагаемой прибыли. Если предприятие только начинает работать и не получает прибыли, то и облагать налогом нечего.

Кто платит налог

Налог на прибыль платят российские и иностранные компании, которые ведут деятельность в РФ. Иностранные компании получают прибыль через представительство или от российских источников в виде дивидендов, страховых выплат и т. д.

Кто не платит

Компании не платят налог на прибыль в следующих случаях:

Не являются плательщиками налога на прибыль компании, которые:

Имеют право на ставку 0% компании, которые:

Виды доходов и расходов

К доходам, которые организации учитывают в налоговой базе, относятся следующие категории:

Расходы организаций — документально подтвержденные и обоснованные денежные потоки. Нельзя купить в личное пользование автомобиль, который не нужен для работы организации, записать его в расходы и уменьшить налог на прибыль.

Не все деньги, которые компания получила или потратила, учитывают при определении налоговой базы. Например, если организация берет кредит, кредитные деньги не будут считаться доходом. Также деньги, которые идут на погашение задолженности по кредиту, не считаются расходами.

Cтавки налога на прибыль в 2021 году

Стандартной ставкой считается 20% от прибыли организации. С 2017 по 2024 год 17% от суммы будут идти в региональный бюджет, 3% — в федеральный. Региональная ставка может быть понижена региональным законом.

Федеральная ставка тоже может быть снижена. Например, для организаций — резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организаций — резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных в кластер, налоговая ставка в федеральный бюджет — 0%.

Есть виды доходов, к которым применяются другие ставки:

Порядок расчета налоговой базы

Сначала считают базу — налогооблагаемую прибыль, затем сумму выплат. Налоговая база — это разница между доходами и расходами компании. Часто при расчете налога на прибыль нужно учитывать множество нюансов: например, какие доходы и расходы облагаются налогом, а какие нет.

Прибыль компании считают по-разному.

Для российских компаний прибыль — это разница между доходами и расходами, которые учитываются при налогообложении. То же самое для зарубежных компаний, которые работают на территории РФ через постоянные представительства.

Для иностранных компаний, получающих прибыль от российских источников, есть свои особенности. У этих компаний облагаются налогом только некоторые виды доходов.

Для участников консолидированной группы налогоплательщиков прибыль — это сумма из общей прибыли, которая приходится на конкретного участника этой группы.

Налоговый и отчетный периоды

Налоговый период — срок, за который определяют налоговую базу и считают сумму выплат. У налога на прибыль это календарный год.

В налоговом периоде есть несколько отчетных периодов: квартал, полгода и девять месяцев.

Для налогоплательщиков, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации превысили в среднем 15 млн рублей за каждый квартал, отчетным периодом является каждый месяц.

Декларация по налогу на прибыль организаций

Расчет по налогу на прибыль сдают до 28 числа месяца, который следует за окончанием отчетного периода. Например, вы отчитываетесь за первый квартал. Первый квартал кончается в марте, значит, отчитаться и заплатить за него нужно до 28 апреля.

По налоговому периоду нужно отчитаться до 28 марта и выплатить налог за год.

Если организация платит налог на прибыль ежемесячно, то она отчитывается до 28 числа каждого месяца с января по ноябрь, а за год сдает отчет до 28 марта.

Организации обязаны сдавать декларации, даже если сумма налога к уплате равна нулю.

В случаях применения ставки 0% к декларации прилагаются подтверждающие документы. Например, резиденты «Сколкова» прикладывают к ней расчет прибыли.

Если налог считается по общей ставке 20%, никаких дополнительных документов добавлять к декларации не надо.

Декларации за год сдаются по общей форме, за отчетный период — по упрощенной. Также упрощенную декларацию сдают некоммерческие организации, если их налог на прибыль равен нулю, независимо от периода.

Как рассчитать налог на прибыль организаций

Чтобы посчитать налог на прибыль, нужно определить облагаемые доходы, принимаемые в расчет расходы и ставку налога. Схема расчета налога выглядит так:

Пример расчета. Организация платит налог на прибыль ежеквартально. Сначала нужно посчитать, какая прибыль была в первом квартале.

Считаем налоговую базу: из доходов вычитаем расходы.

Считаем авансовый платеж по налогу на прибыль: умножаем налоговую базу на ставку 20%..

Следующий период, когда компания должна считать налоговые выплаты, — полгода. Даем данные за полгода работы фирмы.

Вычитаем авансовый платеж по налогу за первые три месяца:

Считаем сумму выплат за девять месяцев — все то же самое.

И последнее: считаем сумму за весь налоговый период.

Получился ноль, потому что в последние три месяца доходы были равны расходам. Прибыли нет, следовательно, налог на прибыль платить не нужно.

Источник

Выплата налогов фирмой это наука или хозяйство

Установите соответствие между примерами и смыслами понятия «экономика»: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) дискуссия специалистов о путях проведения экономической реформы

Б) покупка товара в магазине

В) разработка планов развития национальной экономики

Г) открытие сети химчисток

Д) выплата налогов фирмой

1) экономика как наука

2) экономика как хозяйство

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А) дискуссия специалистов о путях проведения экономической реформы — экономика как наука.

Б) покупка товара в магазине — экономика как хозяйство.

В) разработка планов развития национальной экономики — экономика как наука.

Г) открытие сети химчисток — экономика как хозяйство.

Д) выплата налогов фирмой — экономика как хозяйство.

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово или словосочетание.

Экономическая деятельность, производство, обмен, потребление, распределение.

Обобщающим понятием для всего ряда является экономическая деятельность

Ответ: экономическая деятельность.

Выберите верные суждения о функциях экономики как науки и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Изучение хозяйственной деятельности семьи, фирмы как субъектов экономических отношений является предметом микроэкономики.

2) Построение графической модели прогноза темпов экономического роста на долгосрочную перспективу иллюстрирует познавательно-объяснительную функцию экономической науки.

3) Особенности протекания экономических процессов на национальном уровне изучает макроэкономика.

4) Структурная реформа промышленности, основанная на результатах исследований перспективных тенденций мирового экономического развития, иллюстрирует реализацию производственно-преобразующей функции экономики как науки.

5) Экономика — это наука, которая исследует, как люди используют ограниченные ресурсы для удовлетворения своих потребностей в жизненных благах.

1) Изучение хозяйственной деятельности семьи, фирмы как субъектов экономических отношений является предметом микроэкономики — да, верно.

2) Построение графической модели прогноза темпов экономического роста на долгосрочную перспективу иллюстрирует познавательно-объяснительную функцию экономической науки — нет, неверно, это прогностическая функция.

3) Особенности протекания экономических процессов на национальном уровне изучает макроэкономика — да, верно.

4) Структурная реформа промышленности, основанная на результатах исследований перспективных тенденций мирового экономического развития, иллюстрирует реализацию производственно-преобразующей функции экономики как науки — нет, неверно.

5) Экономика — это наука, которая исследует, как люди используют ограниченные ресурсы для удовлетворения своих потребностей в жизненных благах — да, верно.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Согласно современному пониманию, экономика — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей с помощью ________(А), которые могут быть использованы для удовлетворения этих потребностей. Следует отметить, что такое понимание предмета экономики сложилось в ходе длительного исторического развития экономики как науки.

Как и всякая наука, экономика выполняет прежде всего ________(Б). Она теоретически объясняет, как функционирует хозяйство, в чём суть, причины, последствия ________(B) (как банки делают деньги, каковы причины инфляции и т.п.). На основе анализа реальных фактов хозяйственной жизни экономика объясняет, что есть или что может быть, формулирует ________(Г) экономического поведения.

Экономика выполняет и ________(Д). На основе позитивных знаний экономика даёт рекомендации, предлагает рецепты действий. Эта функция экономики тесно связана с ________(Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

1) ограниченные ресурсы

3) экономический кризис

4) экономические процессы

5) национальная экономика

6) духовная культура

7) познавательная функция

8) общественные блага

9) практическая функция

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Исходя из контекста, последовательность 174295 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.

На экономическом форуме был представлен ряд докладов. Какие из докладов темы которых приводятся ниже, были посвящены экономике как науке? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Основы рационального питания дошкольников.

2) Прогнозирование изменения структуры рынка занятости в постиндустриальном обществе.

3) Деятельность финансовых институтов в условиях глобализации.

4) Принципы успешного рекламирования товаров для детей и подростков.

5) Технологии заготовления природного сырья в хозяйстве народов Крайнего Севера.

6) Прогнозирование колебания цен на энергоресурсы в условиях кризиса.

1) Основы рационального питания дошкольников — нет, неверно, это отражает структуру потребления, следовательно относится к экономике как хозяйству.

2) Прогнозирование изменения структуры рынка занятости в постиндустриальном обществе — да, верно, прогнозирование представляет собой функцию экономической науки.

3) Деятельность финансовых институтов в условиях глобализации — да, верно, отражена познавательно-объяснительная функция науки.

4) Принципы успешного рекламирования товаров для детей и подростков — нет, неверно, это относится к маркетингу, то есть практической экономической деятельности, экономике как хозяйству.

5) Технологии заготовления природного сырья в хозяйстве народов Крайнего Севера — нет, неверно, это отражает структуру производства, следовательно относится к экономике как хозяйству.

6) Прогнозирование колебания цен на энергоресурсы в условиях кризиса — да, верно, прогнозирование представляет собой функцию экономической науки.

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает / включает в себя все остальные представленные понятия. Запишите это слово.

Мировые деньги, функции денег, средство платежа, средство накопления, мера стоимости.

Функции денег является обобщающим понятием, так как остальные понятия это их проявления.

Ответ: функции денег.

Выберите верные суждения об экономической науке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Экономическая наука обеспечивает удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах.

2) Экономическая наука изучает общие закономерности хозяйственной деятельности человека.

3) Экономическая наука исследует деятельность и взаимодействие государств, фирм и домохозяйств.

4) Экономика как наука включает макроэкономику, микроэкономику, мировую экономику.

5) К функциям экономической науки относится регулирование межгосударственного взаимодействия.

1) Экономическая наука обеспечивает удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах. Нет, неверно, экономика как хозяйственная система обеспечивает удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах.

2) Экономическая наука изучает общие закономерности хозяйственной деятельности человека. Да, верно, это один из предметов ее исследования.

3) Экономическая наука исследует деятельность и взаимодействие государств, фирм и домохозяйств. Да, верно, они рассматриваются как экономические субъекты.

4) Экономика как наука включает макроэкономику, микроэкономику, мировую экономику. Да, верно, это основные уровни экономики как науки.

5) К функциям экономической науки относится регулирование межгосударственного взаимодействия. Нет, неверно, экономическая наука не может регулировать политическую практику.

Установите соответствие между частями экономической науки и изучаемыми проблемами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫСМЫСЛЫ ПОНЯТИЯ «ЭКОНОМИКА»
ИЗУЧАЕМЫЕ ПРОБЛЕМЫЧАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

Б) взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров и услуг

B) экономический рост

Г) роль государства в экономике

Д) экономические отношения между потребителями

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A) безработица — макроэкономика.

Б) взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров и услуг — микроэкономика.

B) экономический рост — макроэкономика.

Г) роль государства в экономике — макроэкономика.

Д) экономические отношения между потребителями — микроэкономика.

Верно. Микроэкономика – это раздел экономической теории, который изучает деятельность отдельных экономических единиц и структур, таких как домохозяйства, предприятия, рынки отдельных благ. Микроэкономика изучает природу экономических рынков, процесс формирования цены, условия конкуренции; макроэкономика — народное хозяйство в целом.

Выберите верные суждения о функциях экономики как науки и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Экономика — это наука, которая исследует, как люди используют ограниченные ресурсы для удовлетворения своих потребностей в жизненных благах

2) Познавательная функция экономической теории состоит в определении перспектив социально-экономического развития страны

3) Изучение хозяйственной деятельности семьи, фирмы как субъектов экономических отношений является предметом микроэкономики

4) Воспитательная функция проявляется в формировании определённого мировоззрения, взглядов по различным экономическим вопросам, затрагивающим интересы всего общества

5) Практическая функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить формы экономических явлений и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство.

1) Экономика — это наука, которая исследует, как люди используют ограниченные ресурсы для удовлетворения своих потребностей в жизненных благах. Да, верно, это ее определение.

2) Познавательная функция экономической теории состоит в определении перспектив социально-экономического развития страны. Нет, неверно, это прогностическая функция.

3) Изучение хозяйственной деятельности семьи, фирмы как субъектов экономических отношений является предметом микроэкономики. Да, верно.

4) Воспитательная функция проявляется в формировании определённого мировоззрения, взглядов по различным экономическим вопросам, затрагивающим интересы всего общества. Да, верно.

5) Практическая функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить формы экономических явлений и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство. Нет, неверно, это познавательная функция.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ВИДЫ БЛАГПРИМЕРЫ
______________ благаПищевые продукты, одежда, мебель и т. д.
Свободные благаВоздух, солнечный свет, родниковая вода и т. д.

Экономические блага — товары и услуги, чей объем меньше, чем потребность в них у общества: пищевые продукты, одежда, мебель и т. д.

Выберите верные суждения об экономике как науке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Экономику как науку иллюстрирует изучение способов использования ограниченных ресурсов.

2) Экономику как науку иллюстрирует производство товаров пищевой промышленности.

3) Экономика выступает как наука в процессе внедрения новых технологий в сельское хозяйство.

4) Экономика как наука включает совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей.

5) Экономика как наука включает материальное и нематериальное производство.

1) Экономику как науку иллюстрирует изучение способов использования ограниченных ресурсов — да, верно.

2) Экономику как науку иллюстрирует производство товаров пищевой промышленности — нет, неверно, это хозяйство.

3) Экономика выступает как наука в процессе внедрения новых технологий в сельское хозяйство — нет, неверно, это хозяйство.

4) Экономика как наука включает совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей. — да, верно.

5) Экономика как наука включает материальное и нематериальное производство — нет, неверно, это хозяйство.

Какие острые проблемы социально-экономического развития современного общества способна решить «зелёная» экономика? Какую эмоциональную причину, объясняющую необходимость формирования «зелёной» экономики в России, привели авторы?

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В условиях затянувшегося выхода из финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. и постепенного восстановления деловой активности. активизировались усилия по поиску новой модели экономического развития. В процессе этих поисков значительное внимание, особенно со стороны зарубежных специалистов, уделяется разработке обновлённой концепции экологически безопасного и социально справедливого экономического роста посредством поэтапного формирования на базе структурных реформ нового типа экономики, называемой специалистами «зелёной».

«Зелёный» рост и обновлённый вариант устойчивого развития трактуются международными экспертами в качестве нового двигателя экономики, способного решить ряд острых проблем современного социально-экономического развития. В их числе сохраняющаяся угроза деградации окружающей среды и истощения запасов основных природных ресурсов, увеличение частоты погодных аномалий и драматические климатические изменения.

В качестве отличающейся эмоциональностью причины обратим в связи с этим внимание на недопустимо низкие позиции страны в международных экологических рейтингах. Вслед за рейтингом Всемирного фонда дикой природы (WWF), оценивающего активность предприятий в области «зелёных» инноваций, согласно которому Россия замкнула список стран, в которых созданы наиболее комфортные условия для развития бизнеса с применением экологически чистых технологий, достоянием общественности стал ещё один рейтинг. Речь идёт об обновлённом рейтинге самых экологически чистых экономик мира (Environmental Performance Index), в котором Россия заняла 106-е место (из перечня в 132 стран).

Задача перехода к конкретным шагам формирования «зелёной» экономики, включая необходимые для этого структурные реформы и стимулирующие их инструменты, характеризуется для России особой остротой в условиях ухудшения мировой экономической конъюнктуры и угрозы развёртывания новой волны финансово-экономического кризиса.

Используя обществоведческие знания, объясните приведённые авторами характеристики экономического роста: «экологически безопасный» и «социально справедливый». Посредством чего, по мнению автора, будет реализован экологически безопасный и социально справедливый экономический рост?

В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы:

1) Ответ должен содержать объяснения по каждой характеристике:

— экологически безопасный — экономический рост, не связанный с дальнейшим загрязнением окружающей среды и исчерпанием ресурсов;

— социально справедливый — экономический рост, следствием которого является повышение уровня и качества жизни всех слоев населения, а не только высшего класса.

Могут быть даны другие объяснения по каждой характеристике.

2) Дан ответ на второй вопрос:

— посредством поэтапного формирования на базе структурных реформ нового типа экономики, называемой специалистами «зелёной».

Используя факты общественной жизни и обществоведческие знания, укажите любые три меры, которые могут способствовать переходу к «зелёной» экономике.

Могут быть указаны такие меры:

1) ужесточение природоохранных требований к деятельности предприятий, к стандартам автомобилей и топлива;

2) повышение ответственности за экологические правонарушения;

3) внедрение раздельного сбора и раздельной переработки мусора, использование экологически безопасной тары и упаковки.

Могут быть указаны другие меры.

В обществе существует мнение, что формирование в России «зелёной» экономики может повлиять на решение глобальных проблем современного общества в целом. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три объяснения, подтверждающие это мнение.

В правильном ответе могут быть приведены следующие объяснения:

1) сократится общая нагрузка на атмосферу, почвенные и минеральные ресурсы;

2) улучшится демографическая ситуация;

3) Россия сможет активнее участвовать в решении проблемы голода и обеспеченности пресной водой в беднейших странах мира.

Могут быть даны другие объяснения.

Используя обществоведческие знания, объясните приведённые авторами характеристики экономического роста: «экологически безопасный» и «социально справедливый». Посредством чего, по мнению автора, будет реализован экологически безопасный и социально справедливый экономический рост?

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы:

1) Ответ должен содержать объяснения по каждой характеристике:

— экологически безопасный — экономический рост, не связанный с дальнейшим загрязнением окружающей среды и исчерпанием ресурсов;

— социально справедливый — экономический рост, следствием которого является повышение уровня и качества жизни всех слоев населения, а не только высшего класса.

Могут быть даны другие объяснения по каждой характеристике.

2) Дан ответ на второй вопрос:

— посредством поэтапного формирования на базе структурных реформ нового типа экономики, называемой специалистами «зелёной».

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос:

— сохраняющаяся угроза деградации окружающей среды и истощения запасов основных природных ресурсов, увеличение частоты погодных аномалий и драматические климатические изменения;

2) ответ на второй вопрос:

— недопустимо низкие позиции страны в международных экологических рейтингах.

Ответы на вопросы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

В любой экономической системе необходимо решать три главных вопроса экономики. Назовите эти вопросы и приведите три примера соответствующих решений этих вопросов в условиях рыночной экономики. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Названы три главные вопросы экономики и приведены примеры решения этих вопросов в рыночной экономике, например:

1) что производить? Например, фермер решил перераспределить свои посевные площади в пользу картофеля в связи с ростом цен на этот продукт;

2) как производить? Например, владелец типографии закупил новое компьютеризированное полиграфическое оборудование, требующее меньше рабочих и провел сокращение сотрудников;

3) для кого производить? Например, руководство часового завода решило производить дорогие часы с хорошим механизмом, ориентируясь на богатых потребителей.

Выберите верные суждения об экономике как науке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Одним из предметов изучения макроэкономики являются проблемы взаимодействия потребителей и производителей в условиях рынка.

2) Микроэкономика изучает роль государства в регулировании экономики.

3) Экономика как наука изучает способы хозяйствования, отношения между хозяйствующими субъектами.

4) Ученые изучают как общие закономерности функционирования экономики, так и локальные проблемы ведения рыночного хозяйства.

5) Экономика рассматривается только как наука.

1) Одним из предметов изучения макроэкономики являются проблемы взаимодействия потребителей и производителей в условиях рынка — нет, неверно.

2) Микроэкономика изучает роль государства в регулировании экономики — нет, неверно, ее изучает макроэкономика.

3) Экономика как наука изучает способы хозяйствования, отношения между хозяйствующими субъектами — да, верно.

4) Ученые изучают как общие закономерности функционирования экономики, так и локальные проблемы ведения рыночного хозяйства — да, верно.

5) Экономика рассматривается только как наука. — нет, неверно, она еще рассматривается как хозяйственная система.

Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «экономическая ответственность». Как автор описывает экономическую цель фирмы? Какие средства достижения этой цели названы в тексте? (Назовите любые три средства.)

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Использование ресурсов для удовлетворения потребностей подчинено экономическим целям, которые преследуют в своей экономической деятельности индивиды (домохозяйства), фирмы и общество в целом. Современная экономическая теория исходит из рационального поведения хозяйствующих субъектов при выборе целей их экономической деятельности. В реальной действительности это означает стремление к максимизации результатов при данных затратах. Экономической целью потребителя является максимизация удовлетворения всех его потребностей, т. е. максимизация функции полезности. Максимизация полезности зависит не только от текущего потребления, но и от сбережений, осуществляемых в соответствии с динамикой цен. Экономической целью фирмы выступает максимизация прибыли или минимизация издержек производства. Для этого используются не только цены, но и реклама, дизайн, изменение товарно- материальных запасов и т. д.

Главными экономическими целями современного общества являются экономический рост, повышение эффективности производства, полная занятость и социально-экономическая стабильность.

Экономический рост. должен достигаться не за счёт деградации окружающей среды, а за счёт повышения эффективности использования старых ресурсов и вовлечения в производственный процесс новых.

Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Добровольный, без принуждения обмен становится необходимым условием суверенитета потребителя. Каждый самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовывать процесс производства товаров и услуг в тех масштабах, которые позволяют его способности и имеющийся капитал. Это означает, что существует свобода предпринимательства. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведённую продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку. Поэтому экономическая свобода предполагает экономическую ответственность и опирается на неё.

Экономическая свобода — фундамент и составная часть свобод гражданского общества. Она выступает прежде всего как необходимое средство достижения политической свободы; в свою очередь, политическая свобода есть гарант экономической свободы. В свободном обществе индивид может отстаивать и активно пропагандировать любые, в том числе радикальные, изменения в социальной структуре, конечно, при условии, что его агитация не выливается в применение насильственных действий по отношению к другим гражданам. Классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику.

Как в тексте раскрыта сущность рационального поведения хозяйствующих субъектов? Каковы, по мнению автора, главные экономические цели современного общества? (Назовите любые три цели.) Как автор понимает свободу предпринимательства?

1. Стремление к максимизации результатов при данных затратах;

2. Главные экономические цели современного общества:

— повышение эффективности производства;

— полная занятость и социально-экономическая стабильность.

3. Каждый самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовывать процесс производства товаров и услуг в тех масштабах, которые позволяют его способности и имеющийся капитал. ИЛИ Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведённую продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку.

Какие два возможных источника (пути) экономического роста названы в тексте? Приведите по два примера, иллюстрирующих каждый из этих источников (путей). (Сначала указывайте источник (путь), затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.)

В правильном ответе должны быть названы два источника и приведены примеры, иллюстрирующие каждый из них:

1. Повышение эффективности использования старых ресурсов (ИЛИ интенсивный путь), например:

— в стране Z существует государственная система повышения квалификации, благодаря которой работники разных специальностей каждые пять лет повышают свою квалификацию, что позволяет обеспечивать экономический рост;

— переход на новые технологии на предприятии Y позволил более эффективно использовать имеющееся оборудование и обеспечить стабильный экономический рост в течение продолжительного периода.

2. Вовлечение в производственный процесс новых ресурсов (ИЛИ экстенсивный путь), например:

— для обеспечения экономического роста предприятия страны Z закупили дополнительную партию оборудования;

— на предприятии Z были созданы дополнительные рабочие места.

(Условие задания не требует, чтобы выпускник вместо цитаты привёл название (интенсивный или экстенсивный). Но если он это сделает корректно, то такой элемент ответа может быть засчитан.)

Автор пишет, что классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три функции государства в рыночной экономике.

В правильном ответе могут быть названы и кратко пояснены следующие функции государства в рыночной экономике, допустим:

1. Создание правовой основы для принятия экономических решений (государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан);

2. Стабилизация экономики ( правительство и центральный банк используют бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства / сокращения инфляции / снижения безработицы / поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты);

3. Социально ориентированное распределение ресурсов (государство организует производство общественных товаров и услуг, которым не занимается частный сектор / создаёт условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т. д.);

4. Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии (государство гарантирует минимум заработной платы / пенсии по старости, инвалидности / пособие по безработице / различные виды помощи социально не защищённым категориям населения и т. д.).

Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «экономическая ответственность».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Экономическая ответственность — способность субъекта отвечать за сделанный в процессе экономической деятельности выбор и его последствия.

1. Экономическая ответственность — способность субъекта отвечать за сделанный в процессе экономической деятельности выбор и его последствия.

2. Максимизация прибыли или минимизация издержек производства.

3. Цены, реклама, дизайн, изменение товарно-материальных запасов и т. д.

Установите соответствие между объектами изучения экономической науки и её разделами.

А) динамика валового внутреннего продукта

Б) поведение потребителей отдельных товаров и услуг

В) условия успешности бизнеса в определённых сферах

Г) изменение курсов валют

Д) причины экономических кризисов

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Микроэкономика — деятельность отдельных действующих субъектов (предприятие). Макроэкономика —экономическая деятельность в пределах страны. Показатели макроэкономики: ВВП, инфляция, безработица и т. д.

А) динамика валового внутреннего продукта — макроэкономика.

Б) поведение потребителей отдельных товаров и услуг — микроэкономика.

В) условия успешности бизнеса в определённых сферах — микроэкономика.

Г) изменение курсов валют — макроэкономика.

Д) причины экономических кризисов — макроэкономика.

Какие три «области экономики», в которых возникают затруднения, связанные с пониманием свободы, рассмотрел автор? Укажите их.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Нужда в государстве возникает из-за того, что абсолютной свободы не бывает. Как ни привлекательна анархическая философия, в мире несовершенных людей анархия неосуществима. Свобода одного человека может вступать в конфликт со свободой другого, и, когда это происходит, чью-то свободу приходится ограничить, чтобы сохранить свободу второго человека; как выразился однажды член Верховного суда, «моя свобода размахивать кулаками должна быть ограничена расстоянием до вашего подбородка»…

В области экономической большие затруднения связаны с конфликтом между свободой объединений и свободой конкуренции. Какой смысл следует вкладывать в понятие «свободное» применительно к предпринимательству? В США «свободу» в этом случае понимают так, что каждый свободен сделаться предпринимателем, а значит, уже существующие предприниматели несвободны избавляться от конкурентов, кроме как посредством продажи лучшего товара по той же цене или того же товара по более низкой цене. Напротив, континентальная традиция обычно толкует это понятие в том смысле, что предприниматели свободны поступать так, как им заблагорассудится, в том числе сговариваться о ценах, делить рынки и пользоваться прочими способами вытеснения потенциальных конкурентов. Видимо, самая сложная конкретная проблема в этой области касается объединений рабочих, где особенно остро встаёт вопрос о свободе объединений и свободе конкуренции.

Ещё одна область экономики, создающая особенно сложные проблемы, — это денежная система. Ответственность государства за денежную систему признаётся давно. По-видимому, ни в одной другой области экономической деятельности государственные полномочия не пользуются таким широким признанием. Это привычное и сегодня уже почти автоматическое признание за государством такой ответственности делает вдвойне необходимым глубокое понимание оснований для этой ответственности, ибо оно увеличивает опасность расширения государственных полномочий за пределы деятельности, приемлемой в свободном обществе.

Чем, по мнению автора, характеризуется американская и континентальная традиции в понимании свободы предпринимательства? К каким экономическим последствиям ведёт каждая из этих традиций? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «предпринимательство».

В правильном ответе должны быть представлены следующие элементы:

1) Указана характеристика двух традиций и их экономические последствия:

— для американской традиции характерно понимание свободы предпринимательства как свободы каждому сделаться предпринимателем (свобода объединений). Как следствие — развитие честной конкуренции, стремление продать свой товар дешевле чем у конкурентов, или сделать его лучшим, эффективное использование ресурсов.

— для континентальный традиции характерно понимание свободы как возможность действовать любыми способами в конкуренции (свобода конкуренции). Результат − появление монополистических объединений, сговор предпринимателей. Неэффективное использование ресурсов.

2) Дано объяснение понятию, например:

— предпринимательство — деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯРАЗДЕЛ