выплата по банковской гарантии на основании требования
Шесть вопросов по банковской гарантии: обзор практики от ВС
Да, можно. В обзоре приводится дело, где банк отказался выплачивать гарантию, потому что, по его мнению, не был определен ее срок. Согласно договору, она начинала действие, когда перечислялась предоплата по основной сделке – договору поставки. Отказ банка был успешно оспорен. Суды указали, что ст. 373 ГК, которая регулирует порядок вступления гарантии в силу, диспозитивная и позволяет предусмотреть любой допустимый срок. А по смыслу п. 1 ст. 157, ст. 314 и 368 ГК можно определить начало действия гарантии моментом совершения бенефициаром действий, которые относятся к исполнению основного договора. «Неопределенности в условиях договора нет», – пришли к выводу суды.
Да. Сумма считается определенной, если условия гарантии позволяют установить эту сумму на момент исполнения обязательства гарантом. Верховный суд приводит в пример дело о гарантии, где выплату установили в пределах цены договора подряда, который будет заключен на торгах. Получив такую гарантию, компания приняла участие в торгах и победила, но аванс не отработала. Заказчик обратился за гарантией, но получил отказ. Банк объяснил, что сумма однозначно не определена, потому что цена договора подряда стала окончательно известна лишь по результатам торгов, то есть после выдачи гарантии.
С этим не согласились суды, которые заставили банк заплатить. По их мнению, в тексте достаточно ссылки на бенефициара и основную сделку, которую заключат в будущем. Когда банк выдавал гарантию, он знал, какова начальная цена договора, и осознавал, что она может измениться по результатам торгов, отметили суды.
Согласно общему правилу, нет. В качестве иллюстрации приводится дело, где выплата по гарантии была предусмотрена в твердой сумме, а затем по договору подряда увеличились объем и стоимость работ. Банк заявил, что это влечет прекращение его обязательств, но суды с этим не согласились. Они указали, что гарант не может ссылаться на обстоятельства, не указанные в гарантии. Также суды напомнили: обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит от основного обязательства, так что изменение условий подряда ничего не поменяло для банка.
В другом деле гарант обязался заплатить 10% от цены договора поставки. А потом стороны основного обязательства договорились увеличить объем поставок. Но для гаранта ничего не изменилось, он отвечал исходя из прежней стоимости, подтвердили суды.
Не может. Обязательство гаранта не зависит от основного обязательства, даже если в самой гарантии есть на это ссылка. В одном из дел банк, который обеспечивал выплату невозвращенного аванса, утверждал, что первый авансовый платеж зачли в счет оплаты выполненных работ согласно акту сверки, а второй и третий вообще не предусмотрены договором. Их заказчик перечислял «на свой страх и риск», поэтому они не покрываются гарантией. Апелляция и окружной суд согласились с этим.
Но Верховный суд отменил их акты и обязал заплатить по гарантии. Суждения банка о том, как надо было перечислять аванс и как зачитывались платежи, связаны исключительно с оценкой исполнения основных обязательств, отметил ВС. А из поведения бенефициара нельзя было сделать однозначный вывод, что он хотел лишь недобросовестно обогатиться за чужой счет.
В другом деле, по мнению гаранта, срок возврата аванса и вовсе не наступил, потому что бенефициар не уведомил принципала об одностороннем отказе от исполнения основного договора. Две инстанции с этим согласились. Но суд округа отменил решения в пользу банка. В тексте гарантии ничего нет про то, что бенефициар должен доказывать прекращение договора. Кроме того, не было доказано, что он злоупотреблял правом и пытался обогатиться за чужой счет. Например, получил качественный товар в срок и после этого стал требовать платеж по гарантии.
Да, если к тому есть основания. Пример – дело подрядчика, который не смог провести работы на объекте по вине заказчика. Многочисленные предупреждения ничего не дали. Исполнитель вынужден был отказаться от муниципального контракта и решил взыскать расходы на банковскую гарантию. Суды удовлетворили такой иск. Они учли, что банковская гарантия была обязательным требованием к победителю торгов. Поскольку расходы стали убытками из-за нарушений заказчика, он должен их компенсировать.
Он может взыскать с бенефициара разницу между тем, что получено по независимой гарантии, и действительным размером обязательств. В пример обзор приводит дело подрядчика, который выполнил работы хорошо и в установленный срок. Несмотря на это, бенефициар потребовал и получил от банка выплату по гарантии. А банк списал эти деньги с подрядчика в безакцептном порядке.
Принципал предъявил к бенефициару иск о взыскании денег, которые тот получил в нарушение договора. Три инстанции встали на его сторону. Они отметили, что формально документы бенефициара были в порядке и он мог получить гарантию. Но это не значит, что он имеет право обогатиться за счет принципала больше, чем предусмотрено договором.
Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о независимой гарантии. Утвержден Президиумом ВС 5 июня.
Как оспорить выплаты по банковской гарантии
Видео-блог Адвоката Мугина А.С.
ПОДПИСАТЬСЯПодписывайтесь на мой канал в Telegram
Я расскажу о последних новостях и публикациях.
Читайте меня, где угодно. Будьте всегда в курсе главного!
Сегодня дам рекомендации для защиты интересов поставщиков и подрядчиков (исполнителей) по госконтрактам в случае необоснованного получения заказчиками неустоек за счет банковской гарантии.
Очевидно, что данная проблема стоит перед исполнителями в огромном количестве случаев в ходе взаимоотношений по исполнения контрактов, заключаемых в соответствии как с законом о контрактной системе (44-ФЗ), так и о закупках (223-ФЗ), однако ответ на вопрос «что делать в подобных случаях?» поставщику надо еще поискать. У меня, например, не получилось сформулировать вопрос поисковику таким образом, чтобы получить рекомендации коллег по данному вопросу.
В результате для ответа на самые часто возникающие вопросы необходимо потратить значительное количество времени, а для человека не подготовленного становится весьма затруднительно определиться с позицией по спору.
Для наглядности попытаюсь описать вполне типичную ситуацию, а по ходу статьи предложу решение проблемы. Понятно, что в рамках статьи охватить все возможные варианты возникновения спора невозможно, поэтому если у вас, дорогой читатель, останутся вопросы – можете задать их в комментарии, либо оставить свои контакты на сайте или позвонить по телефону в рабочее время.
Банковская гарантия в качестве обеспечения исполнения контракта
Итак, допустим ситуацию, что между государственным заказчиком и поставщиком (или подрядчиком) заключен государственный контракт.
Обязательства поставщика (исполнителя или подрядчика) обеспечены банковской гарантией (исходим из того, что банковская гарантия соответствует всем требованиям).
Как правило, банковская гарантия обеспечивает не только исполнение по контракту, но и обязанность исполнителя по уплате неустоек.
Заказчики, которые особо не заморачиваются над содержанием контрактов, предусматривают не более двух условий к предоставляемой в обеспечение банковской гарантии: она должна быть безотзывной и срок ее действия должен превышать действие контракта на 1 месяц. Данные условия соблюдены.
Бывает, пробежит неизвестно какая «собака» между заказчиком и исполнителем и заказчик, вне зависимости от того исполнен контракт или нет, начисляет неустойку за нарушение поставщиком (подрядчиком или исполнителем) предусмотренных контрактом обязательств.
Требование об осуществлении уплаты по банковской гарантии
Как правило, заказчику даже не надо направлять требование об уплате неустойки поставщику (исполнителю) и он направляет требование об осуществлении выплаты по банковской гарантии прямо в банк.
В моей практике вовсе были случаи, когда поставщик узнавал о наличии претензий к нему у заказчика от банка.
Для того, чтобы определится с понятиями, для тех кто не совсем в теме, поясню, что в данных трехсторонних отношениях банк может также называться гарантом, поставщик (исполнитель) – принципалом, а заказчик – бенефициаром.
Зачастую поставщик (исполнитель) не согласен ни с основаниями, ни с размером начисленной неустойки. Как подсказывает опыт, далеко не всегда у заказчика есть основания для начисления неустоек. Поскольку причин для подобного поведения у заказчика может быть несколько, данные причины, по-большому счету, не имеют значения для целей настоящей статьи, самоустранюсь от описания данных причин.
Банк, получив соответствующее требование от заказчика, немедленно уведомляет поставщика (исполнителя) и передает ему копию требования заказчика.
По закону банк должен произвести выплату по банковской гарантии (в течение пяти дней после получения требования заказчика, если иное не предусмотрено в гарантии). Статьей 376 ГК РФ предусмотрены случаи, когда банк вправе приостановить платеж на срок до семи дней.
При этом банк вправе отказать в выплате по банковской гарантии только если заказчик предоставил требование после окончания срока действия гарантии или если представленные заказчиком документы не соответствуют условиям гарантии.
Выплата банковской гарантии
Исходя из моего личного опыта, большинство банков не имеют никакого особого желания разбираться с фактическими обстоятельствами, действует формально, не всегда надлежащим образом даже проверяет представленные заказчиком документы – направив копию требования поставщику осуществляет выплату банковской гарантии, не дожидаясь пояснения поставщика.
Подобная позиция банков, по всей видимости, связана исключительно с законодательным регулированием независимых гарантий:
1) срок сжаты, ждать договорится поставщик (исполнитель) с заказчиком или нет банк не может;
2) банк в любом случае останется «при своих», да еще и заработает:
– если неустойка начислена заказчиком обосновано, рисков привлечения банка к ответственности за выплату по гарантии нет, денежные средства в порядке регресса взыскиваются с принципала (поставщика или исполнителя);
– если заказчик незаконно начислил неустойку, банк также не несет потерь, возмещение сумм, выплаченных по гарантии также относится на принципала пока исполнитель, по факту исключительно в судебном порядке, не докажет необоснованность требований заказчика.
При этом если банк списал деньги, как это обычно предусмотрено условиями банковских гарантий, в безакцептном порядке с банковского счета поставщика (исполнителя), то возвращать свои деньги поставщик (исполнитель) будет в качестве возмещения ущерба за счет средств заказчика.
Если же принципал не возместит банку суммы, выплаченные по гарантии, и докажет в судебном порядке, что у заказчика не было оснований для предъявления требований для осуществления платежа по банковской гарантии, то банк всегда получит соответствующие суммы с учетом всех процентов за счет бюджетных средств.
Регресс по банковской гарантии
Обязанность принципала (исполнителя или поставщика) по возмещению банку выплаченных по гарантии денежных средств предусмотрена ст. 379 ГК РФ.
Запрет банку требовать от поставщика (исполнителя) возмещения сумм, уплаченных заказчику не в соответствии с условиями гарантии, сам по себе не освобождает поставщика от необходимости занимать активную позицию по доказыванию необходимых обстоятельств.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, маловероятно, что банк откажется от сумм возмещения, даже если для конкретных исполнителей дойдет, что платеж по банковской гарантии был осуществлен не правильно.
Исполнив требование об уплате банковской гарантии, оплатив неустойку, банк потребует от поставщика (исполнителя) возместить соответствующие суммы.
Что делать если исполнитель (поставщик) не согласен с начислением неустойки.
Как правило, даже если донести до заказчика как сильно он ошибался, сам механизм возврата денежных средств может быть весьма затруднительным, поскольку заказчик не вправе распоряжаться денежными средствами, взысканными в качестве неустойки в бюджет. Соответственно готовьтесь к суду.
Не буду повторятся, описывать что конкретно и как надо сделать, не буду нагонять жути, настаивая на необходимости привлечения специально обученных юристов, прошедших двадцатилетнюю стажировку в монастырях арбитражного Шаолиня – дело исключительно хозяйское.
Получится решить вопрос своими силами – вы молодец, не получится, совершите ошибки, не сможете обосновать суду свою позицию – получите ценный опыт.
Ограничусь основными моментами, которые необходимо учитывать, если вы решите защищать свои законные интересы.
В порядке подготовки, необходимо для себя сформулировать с какими требованиями вы планируете обратится в суд.
В контексте рассматриваемой проблему это могут быть следующие требования:
– признать отказ от исполнения контракта незаконным (например, если контракт был прекращен вследствие отказа заказчика от его исполнения в связи с оспариваемым нарушением);
– взыскать с заказчика ущерб (необходимо определится с объемом)
– взыскать с заказчика неустойку.
После того, как вы определитесь с требованиями, необходимо соблюсти претензионный порядок (подробнее писал ранее).
По истечении срока на претензию можно обращаться в суд с соответствующими требованиями. Банк привлекается к участию в деле в качестве третьего лица.
В исковом заявлении необходимо максимально конкретно обосновать свои требования.
Дополнительно, учитывая разъяснения пленума, согласно которым заявление о применении 333 ГК РФ не является признанием нарушения обязательства, в обоснование исковых требований целесообразно просить суд применить ст. 333 ГК с приведением соответствующего контррасчета.
Если поставщиком (исполнителем) не было удовлетворено требование банка о возмещении сумм, выплаченных по гарантии и банк первый подаст в суд исковое заявление, то необходимо ходатайствовать о приостановлении производства по делу по иску банка до вступления в силу решения суда по вашему иску (предполагается, что на момент подачи ходатайства о приостановлении ваш иск должен быть как минимум подан в суд).
Соответственно, если требования поставщика (исполнителя) будут удовлетворены, банк откажется от своих требований (или банку откажут в связи с тем, что судебным решением по вашему иску будет установлена преюдиция отсутствия оснований для начисления и взыскания неустойки).
Как в дальнейшем банк будет разбираться с заказчиком, это уже проблемы банка (очевидно, что также в суде будет разбираться).
Как составить банковскую гарантию
И как она работает
Банковскую гарантию можно использовать не только для госзакупок, но и для получения таможенных и налоговых льгот.
Я расскажу, что такое вообще банковская гарантия, как ее оформить и проверить в реестре, а также о других неочевидных способах, где ее можно использовать.
Что такое банковская гарантия
Банковская гарантия — это обещание банка оплатить долг, если его клиент не выполнит взятое на себя обязательство. За выдачу такой гарантии банк получает плату от клиента.
Чаще всего банковской гарантией пользуются предприниматели. Например, фермер хочет купить у завода комбайн для сбора урожая. Деньги у фермера появятся только после того, как он соберет и продаст урожай. Поэтому фермер просит завод предоставить ему отсрочку по оплате трактора. Чтобы завод поверил ему и согласился продать комбайн, фермер получил у банка гарантию. По условиям гарантии банк оплатит долг фермера, если он не переведет деньги за комбайн до начала зимы.
В большинстве случаев гарантии используются при взаимодействии предпринимателей с государством — для участия в госзакупках, упрощенного возврата НДС или отсрочки уплаты таможенных пошлин.
Участники процесса
В процессе оформления банковской гарантии участвует три стороны: принципал, бенефициар и гарант. Не пугайтесь этих терминов, на самом деле все просто.
Принципал — тот, кто просит банк выдать гарантию, что исполнит свои обязательства, и платит за это. Например, предприниматель выиграл торги на ремонт школы. При заключении госконтракта он должен предоставить гарантию, что выполнит ремонт качественно и в срок. Такую гарантию он покупает у банка. В данной ситуации предприниматель — это принципал.
Бенефициар — тот, кто получит по гарантии деньги, если принципал не выполнит перед ним свои обязательства. Бенефициаром может быть как заказчик и покупатель, так и продавец, подрядчик и исполнитель. В нашем примере с ремонтом школы бенефициар — это школа. Если предприниматель вовремя не сделает ремонт, школа обратится в банк и получит возмещение по гарантии. В госзакупках бенефициар — это всегда заказчик.
Но в отношениях между предпринимателями бенефициаром может быть и подрядчик.
Например, заказчик и подрядчик подписали договор на строительство магазина. На момент подписания договора у заказчика не было средств, чтобы оплатить строительство. Подрядчик согласился, что работы полностью оплатят через три месяца после того, как магазин построят. Чтобы минимизировать риск неоплаты работы, подрядчик выдвинул свое условие: заказчик должен предоставить банковскую гарантию — если заказчик вовремя не оплатит строительство, подрядчик получит деньги у банка. В данном случае бенефициар — подрядчик.
Гарант — это банк или другая коммерческая организация, которая выдает письменное обязательство заплатить бенефициару, если принципал не выполнит свои обязательства.
Раньше гарантом мог быть только банк. Но с 2015 года право выдавать гарантии было предоставлено всем коммерческим организациям, а термин «банковская гарантия» заменен на другой — «независимая гарантия». Но гарантии для госзакупок, таможни и налоговой до сих пор могут выдавать только банки. Я буду дальше использовать термин «банковская гарантия» вместо указанного в гражданском кодексе «независимая гарантия» и «банк» — вместо термина «гарант».
Условия банковской гарантии
Обязательные условия гарантии. По закону в гарантии должны быть указаны:
Если в гарантии отсутствует хотя бы одно из этих условий, она может быть признана недействительной. Бенефициар обращается к гаранту за выплатой, а он отказывается платить — говорит, что гарантия недействительна.
Но иногда суды входят в положение бенефициара и признают гарантию действующей, даже если она не содержит одно из указанных в законе условий. Ведь чаще всего гарантию составляет сам гарант, и он должен отвечать за допущенные ошибки. Поэтому Верховный суд разъяснил, что суды не могут ограничиваться формальной проверкой текста гарантии.
Например, банк (гарант) выдал гарантию, которая обеспечивает обязательство подрядчика (принципала) построить для заказчика (бенефициара) торговый центр. То ли случайно, то ли специально банк не указал в гарантии ее бенефициара — заказчика строительства. Из-за этой ошибки банк отказался выплачивать по гарантии. Суды первой и апелляционной инстанции согласились с банком — в гарантии не указан бенефициар, поэтому она недействительна.
Заказчик подал кассационную жалобу и указал, что банк сам направил гарантию заказчику строительства, а значит, знал бенефициара. Также до выдачи гарантии подрядчик вел с банком переговоры и сообщил ему данные заказчика строительства. В итоге заказчик добился справедливости.
Дополнительные условия гарантии. Некоторые бенефициары выдвигают собственные требования к тексту гарантии. Поэтому лучше заранее получить у гаранта проект гарантии и согласовать его с бенефициаром. Чаще всего споры возникают о перечне документов, которые должен передать бенефициар гаранту, чтобы он ему заплатил.
Также стороны могут спорить о порядке передачи требования о платеже гаранту. Бенефициары стремятся побыстрее получить деньги, поэтому могут просто пересылать требования по факсу или электронной почте. Гаранты же часто требуют, чтобы им был передан подписанный директором и скрепленный печатью оригинал требования.
Условия гарантий для госзакупок. Наряду с условиями, указанными в гражданском кодексе, в гарантиях для госзакупок должны также быть указаны следующие условия:
Кроме этого, заказчик (бенефициар) может установить дополнительные требования к гарантии. Например, условие, что он как заказчик получает право бесспорно списать деньги со счета в банке в случае, если банк сам не перечислил их в течение пяти дней со дня получения требования об этом.
Такие дополнительные требования заказчик может прописать в одном из следующих документов:
Если выданная банком гарантия не будет соответствовать этим требованиям, заказчик откажется допускать участника к торгам.
Документы, передаваемые с требованием об оплате. Также в гарантии должны быть перечислены документы, которые бенефициар должен представить одновременно с требованием банку оплатить гарантию. Стороны сами согласовывают перечень таких документов. Чаще всего среди них указывают расчет долга, а также копию доверенности лица, который подписал требование.
По гарантии для госзакупок перечень таких документов утвержден правительством РФ. Вот какие это должны быть документы:
В гарантии для госзакупок нельзя указывать, что заказчик (бенефициар) должен предоставить судебные акты, которые подтвердят неисполнение принципалом своих обязательств.
Как выглядит банковская гарантия
К форме банковской гарантии есть только одно требование — она должна быть письменной. Это означает, что недостаточно просто устно договориться о выдаче гарантии. Банк обязательно должен ее оформить на бумаге.
По внешнему виду гарантия похожа на договор, но есть одно отличие — она может быть подписана только банком. При желании гарантию также могут подписать принципал и бенефициар, но это не обязательно.
Гарантии отличаются в зависимости от вида обязательств, которые они обеспечивают.
Гарантии исполнения договора. Такие гарантии защищают одну из сторон договора от его нарушения. Гарантии могут обеспечивать как обязательства покупателя оплатить товар или услугу, так и обязательства продавца передать товар или оказать услугу.
Сначала читать, потом подписывать
Вот самые распространенные договорные гарантии:
Некоторые предприниматели неответственно относятся к участию в торгах — заявляют очень низкие цены, а после победы отказываются заключать госконтракт или заключают, но плохо его исполняют. Поэтому государство предусмотрело обеспечение участия в торгах: исполнитель должен внести деньги на специальный счет или предоставить гарантии. Если победитель торгов не заключит госконтракт, то заказчик не отдаст ему внесенный на счет задаток или потребует от банка выплатить указанную в гарантии сумму. В документации о закупке прописывается, какой вид обеспечения можно выбрать, а также его конкретные условия.
Законом о госзакупках предусмотрены три вида гарантий:
Последняя гарантия была введена в закон о госзакупках в мае 2019 года и поэтому еще мало известна. Работает она так: например, продавец устанавливает гарантийный срок работы лампочек. Если лампочки сломаются в течение этого срока, заказчик сможет требовать с продавца денежное возмещение. Гарантия этих обязательств как раз и обеспечивает обязанность продавца выплатить такое возмещение.
При этом у разных гарантий разные сроки:
Гарантии для госзакупок могут выдавать только банки, которые входят в список Минфина. Чтобы попасть в список, банки должны соответствовать требованиям к уровню капитала и кредитного рейтинга.
Таможенные гарантии. Предприниматели, которые ввозят товары в Россию, должны уплатить таможенную пошлину. Если на момент ввоза товара у предпринимателя нет денег для уплаты пошлины, то ему придется влезть в долги, например взять кредит у банка.
Вместо этого можно попросить у таможни отсрочку или рассрочку уплаты пошлины и купить у того же банка, но за меньшую сумму гарантию своевременной уплаты пошлины. За счет вырученных от продажи товара денег предприниматель уплатит пошлину, и ему не придется погашать проценты за взятый кредит.
Такую гарантию может выдать банк, который включен в перечень, утвержденный таможенной службой.
Налоговые гарантии. Есть три вида гарантий, по которым бенефициар — налоговая: когда налогоплательщик хочет получить отсрочку или рассрочку по уплате налогов, ускоренное возмещение НДС и когда производитель алкогольной продукции хочет получить отсрочку по уплате акцизов. Вот они подробнее:
Гарантию для налоговой может выдать только банк, включенный в перечень Минфина.
Преимущества
Для бенефициара главное преимущество — легкость получения денег по гарантии. Единственное условие выплаты по гарантии — банку нужно предоставить перечисленные в ней документы. Когда банк получает полный комплект документов, он обязан заплатить. При этом банк не будет разбираться, действительно ли принципал не выполнил свои обязательства. Гарантия позволяет максимально быстро получить от банка деньги, избежав возражений принципала, что на самом деле он исполнил свое обязательство в срок и в полном объеме.
Такие споры часто возникают между сторонами договора.
Например, подрядчик сделал ремонт, а заказчик заявил, что это не ремонт, а его жалкая имитация. Спор передают в суд, который назначает экспертизу. Одна из сторон не соглашается с результатами экспертизы и просит провести повторную, и все это длится несколько месяцев, а то и лет. Если же у бенефициара будет гарантия, то он сразу же сможет получить у банка деньги.
Принципалу благодаря гарантии не нужно извлекать деньги из оборота или предоставлять залог или поручительство.
Как работает гарантия
Обеспечение банковской гарантии. Когда банк выдает гарантию, он рискует потерять деньги. Если принципал не исполнит свои обязательства, то банк заплатит по гарантии и будет требовать с него компенсацию. Но ведь принципал может не заплатить компенсацию, например из-за банкротства. В таком случае банк потеряет выплаченные по гарантии деньги.
Чтобы уменьшить риск неуплаты компенсации, некоторые банки выдают гарантии только при условии предоставления обеспечения. Например, принципал может предоставить банку в залог какое-то ценное имущество — недвижимость, машину или что-то другое. Если принципал не выплатит компенсацию, банк заберет себе заложенное имущество.
Также в качестве обеспечения банк может попросить предоставить поручительство какой-нибудь фирмы или предпринимателя с устойчивым финансовым состоянием. В таком случае банк сможет взыскивать компенсацию не только с самого принципала, но и с лица, предоставившего поручительство.
Возникает вопрос: зачем тогда нужна гарантия, если можно предоставить тот же залог напрямую бенефициару? Но не все бенефициары готовы принимать в качестве обеспечения залог или поручительство. Эти виды обеспечения часто требуют обращения в суд и работы с судебными приставами.
Администрация районной больницы объявляет тендер на закупку аппаратов ИВЛ, которые требуются этой больнице. Но если что-то пойдет не так и выбранный исполнитель исчезнет, больнице придется самой разбираться с последствиями. Администрация не умеет обращать взыскание на залог — подавать иск в арбитражный суд, искать фактическое местонахождение залога, добиваться от пристава его ареста. Больнице проще обратиться в банк с требованием оплатить гарантию.
Предполагается, что банк заплатит, поскольку имеет достаточное количество денег и дорожит своей репутацией. В свою очередь, банк имеет опыт взыскания долгов, в том числе путем обращения взыскания на залог, и поэтому готов рискнуть своими деньгами.
Гарантия может быть не обеспечена залогом или поручительством. Банки конкурируют друг с другом и в погоне за клиентом часто готовы выдать гарантию без обеспечения.
Этапы оформления
Гарантии для госзакупок, таможни и налоговой могут выдавать только банки, которые включены в утвержденные государством перечни.
Определив, какие банки удовлетворяют бенефициара, принципал выбирает конкретный банк. У каждого банка свои условия выдачи гарантии: размер комиссии, срок оформления, готовность вносить изменения в свои типовые формы. Принципал может запросить предложения у разных банков и выбрать наиболее выгодное.
Сбор и предоставление документов. Для оформления гарантии банку требуется ряд документов. У каждого банка свой перечень запрашиваемых документов.
У ИП банк, скорее всего, попросит копию паспорта, книгу учета доходов и расходов, налоговые декларации, выписку со счета и справку из налоговой об отсутствии задолженности.
У юрлица — бухгалтерскую отчетность, справку из налоговой об отсутствии задолженности, копии паспортов генерального директора, всех участников, протокол собрания участников, совета директоров или акционеров о назначении директора, приказа о назначении на должность директора, устав.
Точный список документов сообщит сотрудник банка в ответ на заявку о выдаче гарантии.
Рассмотрение заявки. Получив заявку и полный комплект документов, банк будет принимать решение о выдаче гарантии. В каждом банке свой срок принятия решения, например в Тинькофф-банке — несколько часов, в банке «Санкт-Петербург» — один день.
Общие условия выдачи банковской гарантии в банке «Санкт-Петербург»PDF, 700 КБ
При положительном решении вам предложат заключить договор и оплатить счет.
Заключение договора между принципалом и гарантом. Перед выдачей гарантии банк и принципал заключают договор, где указывается, когда и сколько принципал должен заплатить банку, в пользу какого бенефициара банк выдаст гарантию и условия выдаваемой гарантии.
Уплата суммы вознаграждения гаранту. После подписания договора банк выдаст счет на оплату гарантии. Некоторые банки готовы предоставить гарантию авансом, т. е. до ее оплаты. Но чаще всего банк выпускает гарантию только после того, как деньги поступят на его счет.
При оплате гарантии лучше учитывать сроки и оплачивать заранее. Обычно деньги приходят в тот же день, если гарантию оплатили до 16:00. Платежи, проведенные после 16:00, банк видит только на следующий рабочий день.
Выдача банковской гарантии. Гарантия вступает в силу со дня ее выдачи гаранту или бенефициару.
Чаще всего принципал получает гарантию и передает ее бенефициару. Но также банк может направить гарантию напрямую бенефициару.
Гарантии для госзакупок должны быть в электронном виде. Банковские гарантии для налоговой и таможни могут быть в бумажном или электронном виде. Электронная гарантия — это цифровой документ, подписанный электронной подписью.
При выдаче электронной банковской гарантии для госзакупок банк загружает ее в реестр гарантий. На это отводится срок в один день.
Электронная гарантия для налоговой и таможни передается банком этим ведомствам по системам электронного документооборота.
Как правило, электронную банковскую гарантию можно посмотреть в личном кабинете на сайте банка. Чаще всего ее бумажный вариант можно запросить у банка.
Использование банковской гарантии
Требование оплатить гарантию. Если принципал не исполнит свое обязательство, то бенефициар потребует от банка оплатить гарантию. Для этого бенефициару достаточно направить в банк требование совершить платеж и приложить к нему указанные в гарантии документы, например расчет долга и доверенность.
Банк не вправе отказаться оплачивать гарантию, даже если принципал уверяет, что он исполнил свое обязательство. И если банк сам знает, что обязательство исполнено, он обязан заплатить по гарантии.
Федеральное агентство (бенефициар) заявило, что строительная компания (принципал) не выполнила своих обязательств, и потребовало, чтобы банк оплатил гарантию. Банк знал, что на самом деле строительная компания добросовестно исполнила свои обязательства. Несмотря на это, банк оплатил гарантию. Согласно условиям заключенного между банком и принципалом договора банк имел право списывать со счета принципала компенсацию по оплаченной гарантии, что он и сделал.
Строительная компания с этим не согласилась и потребовала, чтобы суд вернул списанные банком деньги. Суд первой инстанции удовлетворил иск строительной компании — банк знал, что принципал выполнил свои обязательства, и не имел права списывать деньги. Но банк смог обжаловать это решение — выплата по гарантии производится независимо от того, исполнил принципал свои обязательства или нет. Если бенефициар предъявил требование о платеже и приложил все необходимые документы, то банк обязан заплатить.
п. 12 обзора Верховного суда РФ от 05.06.2019PDF, 251 КБ
Действия банка после получения гарантии. Когда банк получил требование оплатить гарантию, он должен без промедления уведомить об этом принципала и передать ему копию требования и приложенных к нему документов. Банк должен оценить требование и приложенные к нему документы в течение пяти дней со дня, когда он их получил. В гарантии может быть установлен другой срок, но он не может превышать 30 дней.
Банк не разбирается, на самом ли деле принципал не исполнил своих обязательств, а оценивает, правильно ли составлены представленные бенефициаром документы. Например, банк может отказаться платить, если бенефициар не подписал расчет долга.
Возмещение сумм, выплаченных банку по гарантии. Принципал обязан возместить банку суммы, выплаченные бенефициару по гарантии.
Если же банк оплатил гарантию при неполном комплекте документов, то принципал не обязан возмещать его расходы. Поэтому перед тем, как возмещать гарантию, важно просмотреть присланные банком копии документов бенефициара. Возможно, бенефициар неправильно оформил документы и банк это не заметил. Достаточно просто сравнить документы со списком в самой гарантии. Также можно перепроверить, подписаны и заверены ли переданные бенефициаром документы.
Ответственность бенефициара. Может произойти такая ситуация: бенефициар потребовал оплатить гарантию, хотя принципал выполнил свое обязательство. Банк оплатил гарантию и получил от принципала возмещение. В таком случае принципал вправе требовать от бенефициара оплатить перечисленную банком сумму возмещения.
п. 16 обзора Верховного суда РФ от 05.06.2019PDF, 251 КБ
Как проверить в реестре гарантий
Информация обо всех гарантиях для госзакупок фиксируется в специальном реестре. Реестр банковских гарантий — это электронная база, в которую вносятся сведения о гарантиях, выданных участникам госзакупок.
Если банк не внесет информацию о гарантии в реестр, то заказчик откажется принимать ее в качестве обеспечения.
До 1 июля 2018 года реестр гарантий был в открытом доступе на сайте госзакупок. Участники закупок могли проверять, внесена ли гарантия в реестр. Сейчас доступ к реестру есть только у банка и заказчика — бенефициара.
Подтверждение, что гарантию внесли в реестр, — выписка из него. Такую выписку банк обязан предоставить участнику — принципалу — в течение одного рабочего дня после включения информации в реестр.
Реестра банковских гарантий для налоговой и таможни не существует. Поэтому в данных ведомствах надо запрашивать подтверждение принятия гарантий.
Стоимость
За выдачу гарантии принципал должен заплатить банку комиссию. Размер комиссии зависит от суммы, срока и вида гарантии. Также на размер комиссии влияет финансовое состояние принципала. Если у принципала положительная кредитная история, обороты по счету, то, возможно, банк установит комиссию в меньшем размере. Если же у принципала много долгов, банк может запросить более высокую комиссию.
Нет единой формулы расчета комиссии за выдачу гарантии. У каждого банка своя методика расчета. Комиссия за гарантию заявки на участие в госзакупках — в среднем 5% от суммы гарантии, а за обеспечение контракта — 10%.
Пример расчета. Комиссия по банковской гарантии считается отдельно по каждому договору и контракту. Точный размер комиссии может сообщить только банк, который выдает гарантию. Но чтобы рассчитать ее приблизительный размер, можно узнать у банка, сколько примерно будет комиссия от суммы гарантии.
1 000 000 х 5 % = 50 000 Р
В некоторых банках для расчета комиссий есть онлайн-калькуляторы.
Возврат банковской гарантии
По общему правилу, когда срок действия гарантии истек, ее не надо возвращать банку. Такая гарантия теряет свою юридическую силу, и по ней банк уже не произведет оплату.
Гарантии для госзакупок также не подлежат возврату.
Но в тексте гарантии или договора о ее выдаче может быть указано, что если срок гарантии истек, то ее надо вернуть в банк. Возврат гарантии означает, что бенефициар больше в ней не нуждается и банк не должен производить по ней выплату.
Бухгалтерский учет банковских гарантий
Бенефициары должны вести бухгалтерский учет выданных им гарантий, а принципалы — расходов на ее выдачу. Бенефициары учитывают гарантии на забалансовом счете 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные». Гарантия списывается со счета бенефициара при истечении срока ее действия.
У принципала расходы на покупку гарантии у банка можно учесть как себестоимость имущества, для приобретения которого она была получена. Например, если гарантия была оформлена для обеспечения оплаты автомобиля, то ее можно учитывать как часть стоимости этого автомобиля.
Нигде не указано, что принципал должен вести бухгалтерский учет самих гарантий, ведь их выдает банк в пользу бенефициара. Но выданная бенефициару гарантия может оказать влияние на финансы принципала. Например, если банк заплатит по гарантии, то потребует с принципала выплатить компенсацию. Поэтому некоторые принципалы также учитывают гарантию в своем забалансовом счете 008.
ИП могут не вести бухгалтерский учет, в том числе и учет банковских гарантий.