выплата погибшим в авиакатастрофе
Выплаты родственникам погибших в авиакатастрофах
В средствах массовой информации регулярно появляются сообщения о судебных разбирательствах в связи с компенсационными выплатами родственникам погибших в авиакатастрофах. Одна из причин этого в том, что размеры таких выплат при катастрофах на рейсах внутри России значительно меньше компенсаций в случаях международных авиарейсов. Косвенное признание несправедливости существующего положения — регулярно принимаемые решения властей разных уровней о дополнительных выплатах родственникам погибших.
Воздушный кодекс РФ и Монреальская конвенция
В современной России страховать в обязательном порядке жизни авиапассажиров стали в начале 1990-х годов. Страховые взносы включили в цены билетов, сумма страховой выплаты для внутрироссийских рейсов ограничивалась 120-кратным размером МРОТ (минимальный размер оплаты труда). Эта норма входила в число действующих до 2013 г.
В настоящее время в Воздушном кодексе РФ установлено, что авиаперевозчики обязаны страховать жизни, здоровье и багаж авиапассажиров в соответствии с отечественными и зарубежными законодательными нормами. Также подлежат обязательному страхованию жизни и здоровье членов экипажа авиалайнера. В 2017 году Российская федерация присоединилась к принятой в 1999 году Монреальской конвенции, положения которой в РФ действуют лишь для международных авиарейсов.
Таким образом, для родственников пассажиров, ставших жертвами авиакатастрофы в РФ законодательно установлены компенсационные выплаты:
Кроме того, нередко федеральными и местными органами власти назначаются к выплате дополнительные суммы. Также возможны выплаты по договорам добровольного страхования жизни, если погибшие заключали такие договоры.
В случае международного рейса общий размер выплат по Монреальской конвенции — около 8-9 млн. рублей. Суммы выплат могут быть значительно больше, если катастрофа случилась за рубежом и применяются международные договоры в соответствии с иностранным законодательством.
В Воздушном кодексе говорится, что перечисленные выше страховые выплаты не освобождают авиаперевозчика от ответственности, если определённый в соответствии с гражданским законодательством вред превышает сумму выплат. Соответственно, этим открывается широкое поле для различных судебных разбирательств.
Страховщики, суды, адвокаты
Страховые компании в первую очередь стремятся к увеличению своей прибыли, то есть, чтобы сумма выплат была поменьше и все взаиморасчёты завершились побыстрее. Этому способствует, например, довольно большой перечень документов, которые компания требует собрать для получения компенсационной выплаты. Многие предпочитают быстро получить сниженную выплату при условии оформления мирового соглашения в суде. Другим при том же условии предлагают дополнительную компенсацию. После подписания мирового соглашения родственники погибшего уже не вправе предъявлять какие-либо дальнейшие претензии авиаперевозчику и его страховой компании.
Опытные адвокаты, представляющие интересы родственников жертв авиакатастроф, советуют им не спешить с заключением мирового соглашения. Ввиду сравнительно небольших сумм, присуждаемых в отечественных судах в качестве возмещения морального ущерба, основной упор при этом делается на возможности привлечения к ответственности иностранных компаний на основе зарубежного законодательства. Например, если разбившийся самолёт был иностранного производства, или ремонтировался с использованием иностранных комплектующих, или проходил техническое обслуживание за рубежом и так далее. При этом есть надежда на взыскание достаточно больших сумм. Конечно, при таком подходе дело может затянуться на многие годы. И хотя срок давности при этом отсутствует, на перспективу многолетнего ожидания с неясным окончательным исходом соглашаются далеко не все.
Несовершенство действующего законодательства
Отмечается, что из-за инфляции реальная стоимость страховой выплаты в 2 млн. рублей за прошедшие после её введения годы уменьшилась примерно в четыре раза.
Несправедливы критерии, в соответствии с которыми производятся выплаты. Например, в случае гибели молодого человека, родственником которого была только его работающая мать, но до пенсии ей оставалось два месяца. На момент гибели сына она работала и не была на его иждивении, соответственно, она не получит компенсационную выплату в связи с потерей кормильца. И через два месяца ее материальное положение значительно ухудшится. Также несовершеннолетние иждивенцы вправе получить компенсацию лишь до 18-лет. Но после 18 лет они еще должны обучиться для получения профессии.
Предлагается равняться на американскую систему. У них берётся годовой доход погибшего и умножается на число лет, которые ему оставались до пенсии. Кроме того необходима индексация в связи с инфляцией. Также рекомендуют производить выплаты родственникам без условия их иждивенчества.
В итоге отмечается, что с увеличением компенсационных выплат возрастут стимулы для авиаперевозчиков к увеличению вложений в обеспечение безопасности полётов.
Семьи погибших в авиакатастрофе на Камчатке получат по 3,5 млн рублей
6 июля недалеко от аэропорта Паланы разбился летевший из Петропавловска-Камчатского самолет Ан-26. На борту находились 28 человек, все они погибли.
Кроме того, губернатор Камчатского края Владимир Солодов принял решение о выплате 500 тысяч рублей за каждого погибшего, а «Камчатское авиационное предприятие» выплатит по одному миллиону рублей семье каждого погибшего.
Также будут приняты меры по организации доставки тел погибших к местам захоронения. Глава Минтранса отметил, что группа «Аэрофлот» приняла решение на бесплатной основе доставлять родственников погибших к месту трагедии и обратно.
Единовременная выплата составляет один миллион рублей, она будет разделена равными долями между теми, кто имеет на нее право. Размер ежемесячной страховой выплаты определят, исходя из среднего заработка погибшего. При наличии иждивенцев у погибших граждан будут проведены соответствующее выплаты из Пенсионного фонда России, этот вопрос находится на контроле у Минтруда.
Минтранс назвал сумму выплат родственникам погибших при крушении Ан-26
Родственники погибших при крушении самолета Ан-26 на Камчатке должны получить по 3 525 000 руб., не считая выплат отдельным категориям граждан. Об этом на совещании президента России Владимира Путина с членами правительства заявил министр транспорта Виталий Савельев, передает «РИА Новости».
По его словам, семьи погибших получат по 2 025 000 руб. по договору обязательного страхования гражданской ответственности. Еще по 500 тыс. руб. поручил выделить губернатор Камчатского края Владимир Солодов, а авиакомпания «Камчатское авиапредприятие» выплатит по 1 млн руб., сообщил министр.
«Одновременно Минтрудом организовано расследование гибели граждан, находившихся при исполнении трудовых обязанностей в момент крушения, и после процедур, необходимых для проведения выплат, лицам, имеющим право на страховое возмещение, будут назначены единовременные, а отдельным группам граждан — ежемесячные страховые выплаты. Единовременная страховая выплата в случае смерти работника составляет 1 млн руб., это отдельные деньги», — добавил Савельев.
Он уточнил, что размер ежемесячной страховой выплаты определяется исходя из среднего заработка погибшего, а при наличии иждивенцев будут осуществлены выплаты из Пенсионного фонда.
Самолет Ан-26 вылетел из Петропавловска-Камчатского утром 6 июля. Он должен был приземлиться в поселке Палана, но незадолго до посадки с экипажем пропала связь. На борту самолета находились шесть членов экипажа и 22 пассажира, в том числе глава поселка. По предварительным данным санавиации, все они погибли.
Обломки самолета нашли в 4–5 км от взлетно-посадочной полосы аэропорта Паланы со стороны береговой линии, сообщили РБК в Росавиации. По словам губернатора Солодова, Ан-26 мог разбиться при заходе на второй круг при посадке из-за плохой видимости. Командир летного отряда компании «Камчатское авиапредприятие» Евгений Лысенков заявил, что самолет совершал штатную посадку, докладов об уходе на второй круг не было. В качестве возможных версий крушения Ан-26 следствием рассматриваются неблагоприятная погода, техническая неисправность самолета и ошибка пилотирования.
Утром 7 июля МЧС сообщило, что спасателям удалось найти тела девяти погибших, одного из которых удалось опознать. Сейчас ведутся поиски остальных людей, находившихся на борту самолета.
Цена смерти в полете
Денежную компенсацию за жизнь пассажира авиаперевозчик заплатил его жене. Но прошло время, и в суд обратился взрослый сын погибшего с иском к вдове, заявляя, что у покойного кроме супруги есть еще сын и мать, которые должны получить часть денег от той суммы, что досталась вдове.
Саяногорский городской суд Республики Хакасия с требованиями сына согласился и взыскал с вдовы в пользу истца треть от двух миллионов рублей и проценты. Республиканский Верховный суд такое решение поддержал. Вдова, в свою очередь, обратилась в Верховный суд РФ. Там заявили, что есть основания для отмены местных судебных решений.
Потом суд процитировал Гражданский кодекс РФ. Точнее, статью 1102. В ней сказано, что человек, который приобрел или сберег имущество за счет другого человека, обязан ему возвратить «необосновательно приобретенное» или «сбереженное» имущество. В случаях «неправомерного удержания» денег, уклонения от их возврата, какой-либо иной просрочки на удержанную сумму долга начисляются еще и проценты. Размер этих процентов определяется ключевой ставкой Банка России.
Осенью 2014 года в результате крушения вертолета погиб человек. Летом 2016 года решением Абаканского горсуда с авиаперевозчика, которому принадлежал вертолет, были взысканы в пользу вдовы два миллиона рублей и еще миллион рублей моральной компенсации в связи с гибелью супруга. В декабре 2016 года Верховный суд Тувы оставил это решение неизменным.
И еще аргумент. По статье 13 Гражданского процессуального кодекса вступившие в законную силу решения судов являются обязательными для всех без исключения органов госвласти, местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан и организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории страны. Механизмом защиты прав граждан и организаций от возможной судебной ошибки является право обжалования решения суда.
В нашем случае, подчеркнул Верховный суд, Саяногорский городской суд фактически «указал на нарушения», которые допустил Абаканский городской суд несколько лет назад, когда присуждал вдове компенсацию. А подобные «указания» совершенно недопустимы, сказал Верховный суд. Один городской суд «не наделен полномочиями» отменять вступившие в законную силу решения другого городского суда.
Сын погибшего, считая свои права нарушенными тем, то вдова получила всю компенсацию, не обжаловал это решение еще в 2016 году, когда оно состоялось. А иск, который сын принес в суд спустя годы, фактически был направлен на «преодоление» вступившего в законную силу решения другого суда, что противоречит смыслу действующего гражданского процессуального законодательства.
Категорически не согласился Верховный суд РФ и с выводом местного суда о «недобросовестности» вдовы, которая на процессе, где ей присудили компенсацию, не заявила «об иных лицах, имеющих право».
Верховный суд РФ напомнил коллегам, что права и обязанности граждан, участвующих в деле, прописаны в статье 35 Гражданского процессуального кодекса. И там сказано, что заявление о привлечении «третьих лиц» является для участников процесса правом, а совсем не обязанностью.
То же самое было заявлено на пленуме Верховного суда (№ 11 от 24 июня 2008 года), где речь шла «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству».
На пленуме было сказано: «в случае предъявления иска не всеми лицами, которым принадлежит оспариваемое право, судья не вправе привлечь таких лиц к участию в деле в качестве соистцов без их согласия».
Верховный суд РФ отменил оба решения местных судов и велел пересмотреть это спор еще раз с учетом его разъяснений.
Во сколько страны оценивают жизнь погибших в авиакатастрофах
Суммы выплат семьям погибших в авиакатастрофах в зависимости от стран сильно разнятся.
Уровень компенсаций зависит не от числа авиакатастроф или капитализации авиакомпаний, а от того, какую международную конвенцию признает та или иная страна — Монреальскую или Варшавскую.
Страны, признавшие Монреальскую конвенцию
Франция также подписала Монреальскую конвенцию. Страховые выплаты осуществляются по так называемому индемнитарному принципу возмещения ущерба, когда страховая компания покрывает все виды потерь застрахованного лица. В том числе упущенную выгоду, если страховой случай нарушил планы пострадавшего по получению доходов.
Когда ответчика нет или инцидент произошёл в результате глобальной катастрофы, в дело вступают так называемые Гарантийные фонды по компенсации ущерба. Отчисления в него осуществляются всеми гражданами, которые покупают страховки. Так, например, Air France выплатила €100 млн (около 7,67 млрд рублей) семьям жертв авиакатастрофы в аэропорту имени Шарля де Голля. В результате трагедии в 2000 году погибло более 100 человек.
Испания также не скупится на выплаты, особенно если речь идёт о масштабных катастрофах, но ждать положенных денег приходится годами. Так, например, одна из самых крупных компенсаций была назначена при взрыве четырёх пригородных поездов в 2004 году. Родственникам погибших суд постановил выплатить €400 тыс. (более 30 млн рублей каждой семье), а каждому пострадавшему по €200 тыс. (более 15 млн рублей). Однако многие испанцы согласились на предложения частных страховщиков, которые выплачивали сразу, но гораздо меньшие суммы. Высокий уровень бюрократии при получении компенсаций спровоцировал целую серию самоубийств пострадавших в катастрофах и членов семей погибших.
Страны, признавшие Варшавскую конвенцию
Россия: Сейчас сумма выплат определяется по следующей схеме: за каждого погибшего родственникам выплачивается по 1 млн рублей из федерального бюджета. Также предусмотрены компенсации из региональных бюджетов. При этом у каждого региона своя система выплат. Но, как правило, их размер соответствует федеральным выплатам. Также родственники погибших имеют право на небольшую единовременную помощь от 10 до 50 тысяч рублей и выплаты, связанные с утерей имущества.