выплата внешних долгов ссср
Россия выплатила последний внешний долг СССР
МОСКВА, 21 авг — РИА Новости. Россия погасила последний внешний долг Советского Союза, сообщает Минфин.
Восьмого августа Москва выплатила 125,2 миллиона долларов Боснии и Герцеговине. Это было последнее иностранное государство — кредитор бывшего СССР или Российской Федерации, обязательства перед которым оставались неурегулированными.
Россия подписала с Боснией и Герцеговиной соглашение о выплате долга в марте. Оно вступило в силу в июле, а в августе задолженность была погашена единовременным платежом.
Долг перед Боснией и Герцеговиной возник в связи с тем, что Россия признала ответственность по долгам СССР перед бывшей Югославией. С другими бывшими югославскими республиками (Хорватией, Сербией, Черногорией, Македонией и Словенией) Москва полностью расплатилась в 2011-2016 годах.
В сообщении Минфина отмечается, что у России остается непогашенной только задолженность перед Южной Кореей. Она составляет 594,3 миллиона долларов, срок погашения — до конца 2025 года.
Генеральный директор Института региональных проблем, политолог Дмитрий Журавлев в эфире радио Sputnik отметил, что от погашения долга Россия только выиграет.
«Выплата этих долгов никак не скажется впрямую на нашей экономике, потому что цифра маленькая. А косвенно скажется положительно, потому что экономика без долгов воспринимается инвесторами гораздо веселее, чем экономика даже с мизерными долгами», – сказал политолог.
Как Россия выплачивала долги СССР
В 1993 году Россия взяла на себя обязательства бывших советских республик по внешнему долгу. Взамен они отказались от причитавшейся им доли в зарубежных активах СССР.
Долги СССР: как их возвращала Россия
У любого человека, строящего представление о советском периоде истории нашей страны на знакомстве с конкретными и достоверными данными о том времени, непременно должно возникнуть недоумение по поводу того, что государство с мощнейшим и самодостаточным комплексом народного хозяйства вообще оказалось в должниках чуть ли не у половины мира. Да еще умудрилось влезть в эту яму настолько глубоко, что рассчитываться по его обязательствам России пришлось едва ли не до нынешнего момента. Тут «благодарить» стоит, конечно же, последнего главу СССР, Михаила Горбачева, а также его команду «реформаторов».
Само по себе наличие внешнего долга является нормальным явлением для любого государства. Вопрос только в его объемах. Советский внешний долг начал резко (на 300% сразу) расти с конца 1984 года. В абсолютных цифрах это было увеличение задолженности с 5 до 15 миллиардов долларов. Но к 1989 году она оценивалась уже в 50 миллиардов, а к моменту, когда Горбачев и его присные довели страну до ручки, до краха и распада, долг достиг 100 миллиардов!
Категории кредитных обязательств
При этом все кредитные обязательства, повисшие тяжким бременем на СССР, чётко делились на три категории. Это долги перед Парижским клубом, то есть наиболее богатыми и влиятельными странами западного мира, такими, как США, Британия, Франция, Германия, Австрия, Япония и прочие. Это долги перед другими государствами: ОАЭ, Кувейтом, Турцией. Это, наконец, суммы кредитной задолженности, которые образовались в результате «плодотворного сотрудничества» с нашими дорогими «союзниками и партнерами» по Совету экономической взаимопомощи, которые после 1991 года, быстренько «перековавшись» в капиталистов, припомнили нам всё до последней копейки.
Нельзя не упомянуть еще и о том, что Горбачев попутно додумался признать и часть долгов Российской империи (к примеру, перед Великобританией), о которых его предшественники и слушать не желали. Одним словом, «наследство» России досталось то еще. Впрочем, не одной лишь России. Ведь в СССР, как мы помним, входило 15 республик. В соответствии с подписанным в конце октября 1991 года межправительственным меморандумом, а затем и утвержденным месяц спустя соответствующим официальным коммюнике погашать задолженность «упокоившегося с миром» Советского Союза должны были все его «дети». По этому поводу еще до распада страны в Москве состоялся официальный саммит, целью которого было как раз урегулирование «кредитного вопроса».
В данном мероприятии, помимо представителей семи наиболее значительных стран-кредиторов, принимали участие и делегации большинства союзных республик. Позицию «кому я должен, всем прощаю» изначально заняли лишь Латвия, Литва, Эстония и Узбекистан. В результате переговоров было выработано следующее решение: как долги самого Советского Союза, так и все его активы переходят в равной пропорции ко всем образовавшимся после его распада независимым государствам. России причиталось 61,3%, Украине – 16,3%, Белоруссии – 4,1% и так далее. Проблема заключалась в том, что подобное, вроде бы наиболее закономерное решение, не устраивало никого.
Кредиторам вовсе не хотелось получать свои кровные со множества мелких должников, у многих из которых и брать-то было нечего. Да и, судя по всему, цель возложить максимальное (желательно – вовсе неподъемное) бремя именно на финансовую систему России ими тоже ставилась изначально. Так или иначе, но в конечном итоге именно наша страна предложила взвалить на себя весь груз долговых обязательств СССР – в обмен на все без исключения его активы, находящиеся за рубежом. С таким заманчивым предложением согласились все, кроме Киева. Украинская Верховная рада дважды наотрез отказывалась ратифицировать «нулевой вариант». Кстати, ярым его противником был и Виктор Янукович, которого наша страна в итоге приютила после позорного бегства из собственной страны. Вопрос остается открытым по сей день…
А долги Россия раздала. В первую очередь в 2006 году рассчитались с Парижским клубом, сэкономив на процентах 7,7 миллиона долларов. Кувейту вернули долг в 1,1 миллиарда долларов десять лет спустя, причем «набежавшие» 600 с лишним миллионов долларов процентов были погашены не деньгами, а отечественной продукцией. Китаю вернули более 400 миллионов швейцарских франков в 2015-м. Последний долг СССР, перед Боснией и Герцеговиной, в размере 125 с лишним миллионов долларов, доставшийся им от Югославии, был «закрыт» Россией 8 августа 2017 года.
Таким образом, финансовые обязательства Союза Советских Социалистических Республик были нашей страной погашены полностью. Жаль, что этого никак нельзя сказать о погашении сумм иностранными государствами перед самой России, является правопреемницей Советского Союза. Логика вообще интересна: если выплаты по советским долгам нужно было востребовать, то сразу же вспоминали о «правопреемственности», но как только дело доходило до собственных выплат, тут же заявляли, что и платить, вроде как, уже некому, ибо СССР не существует.
Расплатились за Союз: Россия погасила последний долг СССР
Россия погасила все задолженности по обязательствам бывшего СССР перед иностранными государствами. Об этом сообщает Министерство финансов России. Последней выплатой стало погашение задолженности перед Боснией и Герцеговиной:
«Минфин России сообщает о завершении погашения задолженности Российской Федерации по обязательствам бывшего СССР перед Боснией и Герцеговиной».
«Государственный внешний долг Российской Федерации перед Боснией и Герцеговиной возник в связи с признанием Россией ответственности по обязательствам бывшего СССР, возникшим в рамках торгово-экономического сотрудничества с Югославией (в доле, приходящейся на Боснию и Герцеговину)», — отметили в Минфине.
21 марта правительство России и совет министров Боснии и Герцеговины подписали соглашение об обязательствах бывшего СССР по расчётам, связанным с товарооборотом между бывшим Советским Союзом и бывшей Югославией. Документ вступил в силу 20 июля, а 8 августа Россия выполнила свои обязательства. Отмечается, что задолженность была погашена единовременным денежным платежом.
«В соответствии с действующим двусторонним межправительственным соглашением указанный остаток обязательств подлежит погашению в период до конца 2025 года», — пояснили в ведомстве.
Старые долги
Взяв на себя обязательства других бывших республик СССР, Россия освободила их от обязанности выплачивать долги, которые составляли почти 40% от общей суммы. Согласившись на такой расклад, республики отказались и от всех активов.
Однако это не помешало Украине создать в 2014 году межведомственную группу по изучению возможности отстаивания в судах интересов украинского государства для решения вопроса правопреемственности внешнего долга и активов бывшего СССР. Таким образом Киев намеревался «провести инвентаризацию всего, что может принадлежать Украине».
«В случае, если украинская сторона возвращается к проблеме «нулевого варианта», российская сторона оставляет за собой право настаивать на незамедлительной компенсации Украиной Российской Федерации упомянутых 20 миллиардов долларов США долга бывшего СССР», — отметили тогда в МИД.
Такой большой долг возник в связи с тем, что СССР в 1991 году взял у Кувейта кредиты в целях исполнения финансовых обязательств и оплаты так называемого критического импорта. Позднее из-за неспособности распавшейся страны выполнить обязательства по внешнему госдолгу 30 мая 2006 года было подписано соглашение между правительством РФ и Кувейтом.
Внешний долг России
Международный или внешний долг страны — это все обязательства государства перед другими странами, фондам и субъектами международного права. В него входят задолженность по ценным бумагам, зарубежным кредитам, гарантии под займы, выданные национальным компаниям, а также обязательстве по внешнеторговым операциям бюджетных учреждений. В мире практически не встречаются страны без внешнего долга и РФ не исключение.
Откуда появился внешний долг России, и какова его структура на сегодняшний день, расскажет специалист сервиса Бробанк.
Информация обновлена 21.01.2021 года.
Как в РФ появился внешний долг
В 1991 году СССР распался, а Российской Федерации достался «по наследству» долг союзных республик. Такой решение обосновано тем, что остальным республикам было предложено официально отказаться от своих долей в зарубежных активах Союза.
На тот момент обязательства иностранным государствам состояли из общей задолженности Союза. Но с 1992 по 1998 год Россия ее увеличила, тем что взяла 8 кредитов у МВФ на общую сумму 22 млрд долл. США. Внешний долг продолжал расти, а после обвала в 1998 году он достиг в общей сложности 188 млрд долл.
С этого времени Россия стала понемногу выплачивать задолженность. С 2000 года РФ ни разу не просила в МВФ новые транши. К 2005 году РФ погасила обязательства перед МВФ, а к 2006 году полностью рассчиталась с Парижским Клубом. Сумма государственного долга после этого составил 53 млрд долл., ровно столько, сколько державе досталось после развала Союза.
В рамках расчетов по долгам бывшего СССР Россия выплатила задолженность Уругваю, Чехии, Болгарии, а также Словении и ОАЭ на сумму 1,104 млрд долл. Финляндии и Черногории — еще на 3,65 млрд долл. КНР — 0,4 млрд швейцарских франков, а Кувейту — 1,72 млн долл. Последняя выплата прошла в 2017 году странам Боснии и Герцеговине в сумме 125 млн долл. Не все долги выплачивались деньгами. Часть расчетов производили товарами, сырьем, технологиями или научными разработками.
К 2002 году РФ уже была должна 146 млрд долл. И зарубежные обязательства долгий период времени росли, вплоть до суммы в 0,5 трлн долл. После экономического кризиса в 2008 году внешний долг страны перестал увеличиваться, но уже через год темпы возросли и к 2012 году сумма задолженности достигла докризисного размера. Максимальную сумму долга Россия набрала к 2014 году, размер задолженности тогда превысил 0,7 трлн долл.
В связи с запретом предоставлять резидентам РФ кредиты сумма задолженности стала постепенно уменьшаться. С декабря 2014 до весны 2015 года Россия смогла выплатить 0,1 трлн долл. Общий долг снизился, но в стране произошел валютный кризис и резко обрушился курс рубля. В период моратория на кредитование за рубежом Россия сумела снизить внешний долг на 0,2 трлн долл., но при этом снизились и золотовалютные запасы страны.
Как выплачивался долг СССР
План Российской Федерации был такой: страна берет на себя все долги СССР за отказ бывших союзных республик от заграничных активов. Предполагалось, что объем активов превысит долги СССР. Но расчет оказался неверным.
Некоторые развивающиеся страны должны были Российской Федерации около 150 млрд долл. на момент вступления РФ в 1997 году в Парижский Клуб. Но по уставу Клуба новая страна-участница была обязана списать должникам долги за поставку вооружения. А именно эта статья составляла до 80% от общего размера активов.
Кроме этого Россию обязали списать задолженности всем бедным и развивающимся странам. По итоговым вычислениям оказалось, что другие страны должны России всего 8 млрд долларов. Что в общей структуре долга покрывало не больше 5% от общего размера задолженности СССР.
После таких изменений российская экономика оказалась не в состоянии выплачивать задолженность по указанному графику. Парижский и Лондонский клубы предоставляли отсрочки по выплатам очередных сумм, а в 1992 году РФ предложили пакет помощи от Европы на 24 млрд долл. Однако из этой суммы Россия получила только 13,6 млрд. Но кроме этого в пакет помощи входили и отсрочки по уплате задолженностей на сумму около 7 млрд долл. Поэтому почти 1/4 суммы фактически получена не была, а ушла на обслуживание текущих обязательств.
России удалось договориться с Парижским Клубом о предоставлении реструктуризации на 10 лет с пятилетним льготным периодом. По итогам соглашения Россия должна была выплатить 45% общей задолженности до 2020 года, а оставшиеся 55% — до 2115 года. Это при условии, что выплаты начнутся сразу после окончания льготного периода.
Лондонский Клуб также реструктуризировал выплаты долга. Льготный период по задолженности составлял 6 лет. Россия отдавала долги СССР некоторым странам не только деньгами, но и строительными, высокотехнологичными товарами и другими активами.
В 2017 году Россия вернула последнюю задолженность Советского Союза. Министерство финансов перечислило Боснии и Герцеговине 125 млн долл. за товары, которые Югославия давала еще Советскому Союзу. Этот платеж был совершен 8 августа 2017 года. РФ потребовалось 26 лет, чтобы закрыть «унаследованный» долг.
Внешняя задолженность РФ в 2019 году
С 2014 года чистый долг России снизился до отрицательных показателей. Со второй половины 2019 года задолженность Российской Федерации полностью покрылась ликвидными активами расширенного правительства. Это означает, что если бы стране пришлось немедленно выплатить всю сумму долга, она сделала бы это только за счет депозитов государственных органов в ЦБ и коммерческих организациях.
В период с 2014 по 2019 год Россия соблюдала строгую дисциплину в макроэкономике. Но у такого подхода есть и отрицательная сторона — возникает недостаток внутренних стимулов для улучшения экономического состояния страны.
Список финансовых активов превосходил в конце августа 2019 года задолженность РФ. По данным РБК наблюдались такие показатели:
На увеличение показателей повлияли два обстоятельства. Первое — из-за санкций и закрытия внешних рынков государству пришлось накапливать деньги для покрытия собственных расходов. Второе обстоятельство — кризис 1998 года вынудил Россию вести политику, когда краткосрочные займы оказались недоступными, и обслуживать их стало сложно.
Почему Россия так быстро рассчитывается с долгами
По темпам уменьшения внешнего долга Россия вышла на 1 место среди стран Европы, Африки и Ближнего Востока. Чуть больше, чем за 4 года России удалось снизить долг на 36%. В 2014 году задолженность составляла более 700 млрд долларов, а в 2019 году — 467 млрд долларов. Для сравнения, Венгрии на сокращение долга на 27% понадобилось 8 лет.
Россия активно снижала задолженность с 2014 года, но последний этап уменьшения охватил не только финансовый сектор. В первой половине 2019 года увеличились вливания в облигации федерального займа (ОФЗ). Это компенсировали выплатами государственных организаций, которые погашали обязательства перед другими странами.
Первое место по выплате долгов Россия заняла вынужденно. Это произошло в основном из-за закрытия рынков капитала. Занимать деньги теперь либо очень дорого, либо вообще невозможно. С одной стороны резкое сокращение внешней задолженности России усиливает давление на российский рубль, а с другой стороны влияние внешнего долга на рубль в целом заметно уменьшается.
Прогнозы UBS — в дальнейшем сокращение задолженности может вызвать отток капитала частного сектора. А это в свою очередь отрицательно скажется на курсе российского рубля.
Внешний долг мировых держав, спрогнозированный МВФ
Для сравнения внешнего долга РФ с долгами других стран следует пояснить, что экономика каждой страны уникальна, как и методика ведения учета. Так, например, долг Японии на 2015 год достигал 250% годового ВВП, что означает, что все японцы могли бы 2,5 года работать только на исполнение внешних обязательств. Но при этом Япония один из главных кредиторов США.
А если бы все страны потребовали возврат своей дебиторской задолженности, еще неизвестно какое из государств оказалось бы в самом критичном положении. Поэтому, когда говорят о внешнем долге государства, всегда привязывают значение к показателю ВВП для наглядности и сопоставимости показателей.
Кроме реальных данных внешнего долга стран мира МВФ составляет еще и прогнозируемые показатели, которые приведены в процентах к годовому ВВП государства:
Страна | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
Австралия | 38,74 | 36,12 | 34,18 | 32,24 |
Беларусь | 49,63 | 47,49 | 46,12 | 43,22 |
Канада | 81,16 | 78,68 | 74,41 | 74,26 |
Китай | 57,56 | 60,45 | 63,05 | 65,45 |
ЕС | 76,76 | 74,63 | 72,41 | 70,16 |
Россия | 19,95 | 20,01 | 20,14 | 20,35 |
Украина | 71,68 | 66,92 | 63,05 | 59,37 |
Великобритания | 85,18 | 84,52 | 83,62 | 82,51 |
США | 111,26 | 113,12 | 115,23 | 116,87 |
Япония | 232,29 | 231,43 | 230,71 | 229,65 |
Из приведенных прогнозируемых данных, которые составил МВФ видно, что Россия находится в одном из наиболее выгодных положений по сравнению с другими странами по внешнему долгу. Прогноз был составлен и опубликован еще в 2017 году по 185 странам, поэтому текущие показатели могут значительно отличаться от прогнозируемых, но для наглядности их достаточно.
Состояние долга России на сегодня
В таблице приведена структура внешнего госдолга России на 1 января 2021 года по официальным данным Минфина РФ:
Категория долга | млн долларов США |
Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) | 56 478,0 |
Задолженность двусторонним кредиторам — не членами Парижского клуба | 349,5 |
Задолженность многосторонним кредиторам | 473,8 |
Долги по внешним облигационным займам | 38 257,7 |
внешний облигационный заем с погашением в разрезе по годам в: | |
2022 году | 2 000,0 |
2023 году | 3 000,0 |
2025 году | 2 148,1 |
2026 году | 3 000,0 |
2027 году | 920,6 |
2027 году | 2 404,6 |
2028 году | 2 499,9 |
2029 году | 3 000,0 |
2030 году | 2 250,1 |
2035 году | 4 000,0 |
2042 году | 3 000,0 |
2043 году | 1 500,0 |
2047 году | 7 000,0 |
Задолженность по ОВГВЗ | 2,7 |
Прочая задолженность | 22,6 |
Госгарантии РФ в инвалюте | 17 679,7 |
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ в состав внешнего госдолга России включены обязательства в инвалюте.
Посмотреть какой внешний долг у России в режиме реального времени можно по этой ссылке. Там видны данные только по общей задолженности, но и в пересчете на душу населения, на год и на текущий момент.
Комментарии: 20
Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:
Как Россия за всех советский долг погашала
Болгария – 38 млн долларов, Словения – 130 млн долларов, Чехия – 352 млн долларов, Македония – 60,6 млн долларов. Это малая толика тех долгов, которые Россия со времён распада Советского Союза заплатила за себя «и за того парня». А накануне были достигнуты договорённости по поводу совершения последнего «советского» платежа в рамках обязательств РФ. Это платёж в адрес Боснии и Герцеговины в размере 125,2 млн долларов. Средства должны быть перечислены в казну этого балканского государства из российского бюджета в течение 45 суток.
Итак, у России больше нет советского долга, который к моменту распада СССР официально оценивался на уровне 104 с лишним миллиардов рублей, и который по-настоящему тяжким бременем лёг на плечи российских налогоплательщиков. Тема советского долга, который оказался грузом ответственности именно для россиян, на нашем сайте поднималась неоднократно, но, с позволения уважаемых читателей, её стоит затронуть ещё раз хотя бы потому, что именно в эти дни само понятие «советский» финансовый долг прекращает своё существование. И прекращает именно благодаря российским налогоплательщикам.
Несколько слов о том самом решении. Принималось оно почти 24 года назад – в апреле 1993-го – тогдашним российским правительством во главе с Виктором Черномырдиным (первое его «пришествие» на премьерский пост). На основании правительственного решения Российская Федерация обязалась перед иностранными кредиторами выплатить суммарный советский долг взамен на то, что бывшие Союзные республики откажутся (по так называемому «нулевому варианту») от претензий на зарубежные активы СССР. При этом до сих пор экономисты не представили реальную статистику того, обладал ли Советский Союз к 1991 году зарубежными активами в размере 104 млрд долларов – эквивалент суммарному госдолгу – или нет.
Здесь не станет лишним напоминание о том, что изначально республики, ставшие называться «бывшими советскими», готовились разделить бремя долга СССР в пропорциональном варианте. На основании расчётов от декабря 1991 года наибольшее бремя ложилось на Россию, наименьшее – на Таджикистан. Таджикская Республика должна была выплатить зарубежным кредиторам СССР около 830 млн долларов (из 104 млрд). Но не случилось выплачивать никому за исключением России на основании упомянутого выше решения.
Что здесь ещё обращает на себя внимание? Например, то, что такие бывшие советские республики как Литва, Латвия и Эстония и вовсе отказались от подписания меморандума о пропорциональной выплате советского долга перед иностранными кредитодателями. Получается, что, приняв решение о выплате суммарного советского долга исключительно силами российских налогоплательщиков, российское правительство образца апреля 1993 года поставило современную Россию в ситуацию юридической закавыки. Прибалтийские республики, отказавшись подписать меморандум о пропорциональности погашения, не только переложили долговое бремя на граждан России, но и сегодня получают возможность заявлять об определённых претензиях на бывшие советские активы за рубежом. И, кстати, действительно заявляют, всякий раз выставляя России нелепые счета за «советскую оккупацию».
Вопрос, связанный с тем, «почему платили только мы», далеко не единственный в эпопее по выплате советского долга. К определённым странностям можно отнести, к примеру, и то, что на момент распада Советского Союза такой страны как Босния и Герцеговина не существовало в принципе. Появилась она после принятия декларации независимости (от Югославии) в апреле 1992 года.
Сегодня Россия платит советский долг, который должен был выплачиваться федеративной Югославии, несмотря на то, что де-юре не существует вразумительного документа, где бывшие югославские республики договорились бы друг с другом о пропорциях «принятия» выплат от России. Фактически выплаты той же Боснии и Герцеговине, а также Хорватии, Македонии, Словении и другим экс-югославским республикам – в большей степени российская добрая воля, ибо при особом желании и наличии хорошего адвоката Россия могла бы погасить советский долг перед Югославией исключительно Сербии, которая сохраняла «югославский» статус до последнего – до момента отделении Черногории.
Можно предположить, что, принимая решение о выплате долгов всем без исключения бывшим югославским республикам за (опять-таки) все без исключения республики советские, российские власти надеялись на получение политических дивидендов на Балканах. Однако если разбирать отношения России с той же Боснией и Герцеговиной или Черногорией, то они далеки от дружественных. Власти Черногории и вовсе обвинили Российскую Федерацию в «попытке осуществления государственного переворота». Понятно, что «указивка» пришла с Запада, из НАТО, куда так стремится втянуть 600-тысячную Черногорию её нынешнее руководство, но всё же. До дружбы далеко, и на данный момент можно констатировать, что если корни вопроса с выплатами долга СССР были больше политическими, то никаких особых политических бонусов на Балканах Россия не получила. Ну, пусть будет – пока не получила.
Актуальный вопрос: а все ли заплатили нам? Ведь, как говорит экономическая статистика, в должниках у СССР «ходили» десятки стран: от Европы до Африки и Латинской Америки. Здесь выясняется, что все последние годы мы (точнее слуги народные) жили по принципу: «Кто нам должен, всем прощаем». Причём этот принцип работает в отношении многочисленный иностранных заёмщиков, но никак не в отношении заёмщиков с российским паспортом.
Ну, ещё как-то можно объяснить списание 500 млн долларов Киргизии – российская военная база, интеграция в Евразийский союз, единое экономическое пространство и т.п.
А вот в адрес Боснии нужно просто обязательно заплатить. Пусть даже юридические основания шиты белыми нитками – нужно же сохранять лицо ответственного кредитопогасителя на международной финансовой арене.
Что ж, остаётся считать, что погашение долга направлено на поддержку, к примеру, Республики Сербской, глава которой Милорад Додик заявил о необходимости признания международным сообществом Крыма как части Российской Федерации. В Сараево заявили, что Республике Сербской (она в составе БиГ) из российских выплат направят примерно третью часть – около 37 млн долларов. Направили бы непосредственно в Республику Сербскую – опять бы заявили о прямой поддержке «сепаратизма». Ишь ты, опять ХПП.