выплаты кдл за ковид
Работающим с COVID-19 медработникам установлены специальные выплаты до конца 2021 года
norenko.a.v / Depositphotos.com |
Специальные ежемесячные социальные выплаты будут выплачиваться медицинским и иным работникам медорганизаций, оказывающим медпомощь в диагностике и лечении COVID-19, за период с 1 ноября 2020 года до 31 декабря 2021 года. Их размер будет определяться в зависимости от должности, характера работы в одну нормативную смену, которая представляет собой 1/5 продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работника (Постановление Правительства РФ от 30 октября 2020 г. № 1762). Данные специальные социальные выплаты заменят стимулирующие выплаты медработникам, которые осуществлялись по октябрь включительно.
Теперь за одну нормативную смену установлены следующие размеры выплат: для врачей скорой помощи – 2430 руб., среднего медперсонала скорой помощи – 1215 руб., младшего медперсонала скорой помощи – 950 руб., фельдшеров по приему вызовов скорой помощи – 600 руб, водителей машин выездных бригад скорой помощи – 1215 руб.
Врачам стационаров за одну нормативную смену полагается – 3880 руб., среднему и младшему медперсоналу стационаров – 2430 руб. и 1215 руб. соответственно. Для медработников, оказывающих медпомощь в амбулаторных условиях, за нормативную смену будут выплачивать врачам – 2430 руб., среднему медперсоналу – 1215 руб., младшему медперсоналу – 600 руб. Предусмотрены также выплаты для сотрудников патологоанатомических бюро.
С 1 декабря указанные работники должны быть информированы о факте перечисления денежных средств через портал госуслуг. Соответствующее поручение дано Минцифре России и ФСС России.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Этим же постановлением Правительство РФ утвердило правила осуществления ФСС России данных выплат. Так, деньги за фактическое число нормативных смен, отработанных работником в месяц, должны поступить на его банковскую карту в течение 7 дней с момента передачи медорганизацией соответствующего реестра в территориальный орган ФСС России, который в свою очередь должен быть представлен не позднее 10-го рабочего дня (в декабре до 25 числа) после отчетного месяца. В случае неполучения выплаты или ее несвоевременного получения работник может подать жалобу в ФСС России, в его территориальный орган в том числе электронно через сайт фонда или портал госуслуг.
Принятым постановлением признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 415 и изменения, которые вносятся в акты Правительства РФ, по вопросу предоставления межбюджетных трансфертов региональным бюджетам в 2020 году.
Какие выплаты положены медработникам, работающим с коронавирусом
Медикам, которые работают с зараженными коронавирусом, пообещали дополнительные выплаты. Одни зависят от количества смен, другие фиксированы и назначаются за факт работы с группами риска. За болезнь должны заплатить еще и страховку.
Если эти деньги платят не всем или не полностью, можно пожаловаться через специальный сервис. Вот как это работает.
Виды доплат для медработников из-за пандемии
Если медперсонал контактирует с зараженными коронавирусной инфекцией или группами риска, государство должно ему денег:
Если вы или ваши знакомые не получили положенных выплат, можно пожаловаться через госуслуги. Вопросы с выплатами находятся на особом контроле правительства. Разобраться должны за 5 дней.
Расскажите о выплатах медработникам:
Медики, требуйте свои деньги!
О каких выплатах речь
Медицинские работники и водители сейчас имеют право на дополнительные фиксированные выплаты. Сумма зависит от должности, но не привязана к окладу.
Отдельно медработники могут получить стимулирующие выплаты за усиленный режим работы. Эти доплаты рассчитываются в процентах от среднемесячного дохода и зависят от количества смен.
Дополнительные выплаты пообещал президент. Теперь ситуация с ними на контроле у правительства, потому что с этими надбавками не все гладко.
Фиксированные выплаты за контакты с зараженными
Если медработник или сотрудник скорой помощи непосредственно контактирует с больными коронавирусной инфекцией, ему положены доплаты за апрель, май и июнь. Деньги за апрель уже должны быть выплачены.
Размер дополнительных выплат
В стационарах | На скорой помощи | |
---|---|---|
Врачи | 80 000 Р | 50 000 Р |
Медсестры и фельдшеры | 50 000 Р | 25 000 Р |
Санитарки | 25 000 Р | — |
Водители | — | 25 000 Р |
Фиксированные выплаты не зависят от даты, когда больные начали поступать в медучреждение, и от времени контакта. Сначала в некоторых больницах высчитывали поминутную продолжительность работы — в итоге некоторые медработники получили меньше ста рублей. Потом правительство изменило правила начисления выплат. Теперь они фиксированные, назначаются за факт работы и должны быть гарантированно выплачены именно в указанном объеме, а не по частям.
Если не платят. На портале госуслуг есть специальный сервис для жалоб на занижение или отсутствие выплат. Его сделали именно для медработников. Обращения поступают в Минздрав, а оттуда — в регионы. За 5 дней должны разобраться и дать ответ: либо выплаты будут назначены, либо пришлют мотивированный отказ. Жалоба не анонимная, писать ее должны те, кому может быть положена выплата, а не все, кто недоволен реалиями российского здравоохранения.
Стимулирующие выплаты за усиленный режим работы
Выплаты назначаются за работу с 30 января и рассчитываются на уровне регионов. Поэтому о каких-то гарантированных суммах тут говорить не приходится. В отличие от федеральных выплат, на эти суммы влияет количество отработанных смен.
Например, врачу скорой помощи должны доплатить 80%, медсестре — 40%, а врачу и медсестре стационара — 100 и 50% соответственно. Внешним совместителям такие выплаты тоже положены. Список медработников и подразделений, которые могут получить больше денег за особые условия труда, утверждает руководство медучреждения.
Если не платят. С этими выплатами до сих пор много проблем: их платят не всем, считают по минутам и задерживают. Если есть подозрения, что главврач решил сэкономить или регион не дает денег врачам, можно пожаловаться через госуслуги.
Страховые гарантии при болезни или смерти
Если медик заразился коронавирусной инфекцией на работе, получил из-за этого инвалидность или умер, государство обещает за это заплатить. Это временные страховые гарантии на период пандемии, в обычном режиме у медработников таких выплат нет.
Страховые выплаты положены врачам, среднему и младшему медперсоналу, а также водителям скорой помощи, которые непосредственно работают с зараженными COVID-19 или пациентами с подозрением на эту инфекцию. Если медработник умирает, выплату получают его родственники.
Еще раз о том какие медицинские работники имеют право на получение стимулирующих выплат за работу с COVID-19
Уважаемые медицинские работники и руководители медицинских организаций! К нам ежедневно продолжают поступать обращения в связи со стимулирующими выплатами. Главный вопрос – положены ли выплаты медицинским работникам, которые работают в «зеленой зоне», но либо вынуждены заходить в «красную» зону, либо в силу своих профессиональных обязанностей периодически сталкиваются с зараженными COVID-19 пациентами. Например, имеет ли право на такие выплаты врач-нейрохирург, который оперирует пациента с черепно-мозговой травмой, если позже у пациента диагностируется COVID-19? Или имеет ли право на выплаты врач-инфекционист, который занимался лечением пациента с подозрением на наличие коронавирусной инфекции, если при этом его инфекционное отделение не является специализированным «ковидным» стационаром? На подобные вопросы мы очень развернуто ответим далее, но начать хотелось бы со следующего:
Параллельно с поступающими к нам вопросами, мы часто видим в СМИ заголовки о том, что в отношении того или иного руководителя медицинской организации прокуратура начала проверку по факту нарушений, связанных со стимулирующими «невыплатами». Не остался в стороне и председатель Следственного Комитета РФ, который взял этот вопрос под личный контроль.
К сожалению, сейчас все идет к тому, что «всех собак могут повесить» на главных врачей. Например, как сообщает Вадмекум, в Иркутской области в отношении главного врача местной больницы, на которого поступили жалобы от работников за невыплату стимулирующих надбавок, уже проводится доследственная проверка по признакам преступления, предусмотренного статьей 145.1 УК РФ (невыплата заработной платы).
В связи с этим, во-первых, хотелось бы напомнить, что по статье 145.1 УК РФ ответственность предусмотрена за невыплату, совершенную из корыстной или иной личной заинтересованности руководителя организации. Например, если главный врач выделенные деньги «положит к себе в карман». Однако, очевидно, что проводить подобные махинации достаточно рискованно, да и сложно поверить в то, что руководители медицинских организаций даже допускали мысль о подобных преступлениях. Поэтому ни о какой ответственности по статье 145.1 УК РФ речи идти не может.
Вместе с тем, за нецелевое расходование бюджетных средств существует вполне реальная административная ответственность. Более того, если речь идет о крупных размерах (более 1,5 миллионов рублей), главного врача может ждать уголовное преследование по статье 285.1 УК РФ. Хотя даже без крупного размера за незаконное начисление стимулирующих надбавок работодателя могут привлечь к уголовной ответственности по статье 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Такие прецеденты уже случались, поэтому осторожность главных врачей понять можно, и мы настоятельно призываем не искать виноватых среди администрации медицинской организации.
Стоит признать, что текст Постановлений Правительства можно трактовать очень неоднозначно. Даже сейчас, после того как в ПП РФ № 484 и 415 дважды вносились изменения, а Минздрав трижды направлял разъяснительные письма, у многих остаются вопросы.
Более того, Минздрав постоянно в своих письмах напоминает, что согласно Постановлениям Правительства РФ № 484 и 415, решение о перечне структурных подразделений, должностях, которым полагаются выплаты, и размерах этих самых выплат закрепляется локальным актом медицинской организации. Из-за этого, у обычных медицинских работников создается впечатление, что главными «злодеями» являются именно главные врачи, которые видимо из вредности решили не устанавливать выплаты в локальном акте. При этом, многие забывают, что такой акт согласовывается с региональным Минздравом, Департаментом или Комитетом здравоохранения (пункт 11 ПП РФ № 484 и пункт 10 ПП РФ № 415). Кстати, в отношении «президентских» надбавок Минздрав в письме от 06.04.2020 № 16-3/И/2-5951 даже указал, что перечень должностей, которым полагается стимулирующая надбавка, может быть утвержден соответствующим решением органа исполнительной власти РФ. Закроем глаза на тот факт, что данный вывод противоречит обоим Постановлениям Правительства, так как сейчас речь даже не об этом. Главный вывод – руководители медицинских организаций очень сильно ограничены в принятии решений о надбавках и сильно зависят от согласования региональных властей.
В то же время, ни региональные власти, ни федеральные сами до конца не понимают кому и в каких размерах необходимо выплачивать надбавки. Каждое новое разъяснение вносит только еще большую смуту, а ключевые вопросы остаются без ответов. Поэтому рассмотрим их еще раз.
Выплаты в рамках ПП РФ № 484
Мы начали с того, что не совсем ясно полагаются ли выплаты тем, кто в «красной» зоне вроде бы не работает, но все равно так или иначе сталкивается с зараженными пациентами. В своих последних разъяснениях от 21 мая Минздрав обмолвился, что стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 484 выплачиваются за «риск» работы с больными с новой коронавирусной инфекцией COVID-19. Аналогично, на сайте Правительства часто встречаются упоминания о том, что выплаты назначаются за «риск работы с пациентами, имеющими диагноз новой коронавирусной инфекции».
Подобные разъяснения вводят всех в некоторое заблуждение и здесь хотелось бы пояснить следующее:
В соответствии с Трудовым кодексом, стимулирующие надбавки (поощрительные выплаты) и компенсационные (например, за риск работы в условиях, отклоняющихся от нормальных) – это совершенно разные категории выплат. В свою очередь, в ПП РФ № 484 речь идет именно о стимулирующих выплатах, которые начисляются за выполнение особо важных работ. При этом о риске заражения в тексте Постановления не сказано ни слова.
Говоря простым языком, цель «президентских» надбавок – поощрить медицинских работников за ответственную и тяжелую работу в условиях пандемии и простимулировать их и далее также ответственно заниматься лечением COVID-19. При этом, данная выплата изначально не предполагалась как компенсация за риск заражения. Однако на этом вопросы не заканчиваются.
Однако что значит «непосредственно работающие» и «непосредственно участвующие в оказании медицинской помощи» гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, не совсем понятно. Например, мы упоминали о враче-нейхирурге, который фактически и непосредственно оказывал медицинскую помощь зараженному пациенту. Поскольку в тексте вышеприведенных норм ПП РФ № 484, не указано, что выплата осуществляется только тем, кто занимается «профильным» лечением коронавирусной инфекции, может сложиться впечатление, что врач-нейрохирург также имеет право на «президентские» надбавки. Однако, де-факто, к сожалению, все не совсем так.
ПП РФ № 484 принято во исполнение Поручения Президента Российской Федерации (Пр-665 от 15 апреля 2020 г.). В соответствии с данным документом, Правительству было дано поручение установить стимулирующие выплаты:
Работникам стационаров медицинских организаций, осуществляющих лечение больных новой коронавирусной инфекцией.
Работникам организаций и подразделений, оказывающих скорую медицинскую помощь больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-2019).
В п. 7 ПП РФ приведена методика расчета размера бюджетных ассигнований на осуществление выплат, которая учитывает показатель количества коек, открытых в медицинских организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, направленной на лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19.
В письме от 25 мая Минздрав также отметил, что в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина (Пр-665 от 15 апреля 2020 г.) в ПП РФ № 484 определены размеры выплат в стационарах медицинских организаций, осуществляющих лечение больных с коронавирусной инфекцией и в организациях и подразделениях, оказывающих скорую медицинскую помощь больным с новой коронавирусной инфекцией.
Таким образом, «генеральная линия партии» изначально заключалась в том, что выплаты по ПП РФ № 484 будут осуществляться только работникам специализированных бригад скорой помощи и специализированных стационарных отделений, которые занимаются лечением коронавирусной инфекции. Позже к категории получателей выплат также добавили работников транспортных организаций, которые участвуют в оказании скорой помощи в составе специализированных бригад СМП, и на этом все.
Напомним, что в соответствии с Приказом Минздрава России от 19.03.2020 № 198н, руководители органов власти субъектов РФ и руководители медицинских организаций должны установить перечень общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи, направляемых на вызов к пациентам с ОРВИ и внебольничной пневмонией (п. 1.3 Приложения № 2 к Приказу № 198н).
Для лечения COVID-19 в стационарных условиях в медицинской организации также создается отдельное структурное подразделение (Приложение № 10 к Приказу № 198н).
Следовательно, если работник в соответствии с локальными актами медицинской организации не находится в штате специализированной бригады скорой помощи или не является сотрудником специализированного стационарного отделения, которое занимается лечением коронавирусной инфекции, для него «президентские» выплаты не предусмотрены ни Поручением Президента РФ, ни ПП РФ № 484.
Таким образом, причина по которой медицинские работники, рискующие своим здоровьем, не получают выплаты в формулировках Постановления Правительства и текста Поручения Президента, а не «вредные» действия администрации лечебного учреждения.
Однако власть на этом внимания не акцентирует, поэтому в обществе все больше демонизируется образ «главного врача», который почему-то отказывается выплатить своим работникам причитающиеся надбавки. Например, недавно в одной из групп в Facebook было опубликовано письмо сотрудников отдела по транспортировке тел умерших и погибших Бюро судмедэкспертизы Департамента здравоохранения г. Москвы. В нем работники Бюро жалуются на отсутствие выплат за повышенную нагрузку, связанную с транспортированием тел умерших граждан, с подтвержденным диагнозом COVID-19. По словам администрации, которые цитируются в жалобе, выплаты специалисты не получили, так как не работают с заражённым биоматериалом и не могут заразиться от трупов. При этом, сами работники считают, что тем самым администрация нарушает п. 11 ПП РФ № 484. В комментариях под постом один из пользователей уже обвинил начальника Бюро в излишней экономии.
Однако, как мы уже разобрались выше, ПП РФ № 484, действительно, не предусмотрены выплаты для работников Бюро СМЭ, так как они не относятся к работникам специализированного стационара или специализированной бригады скорой медицинской помощи. Более того, они не занимаются оказанием медицинской помощи и уж тем более лечением пациентов с COVID-19. При этом, риск заражения COVID-19 в данном случае не учитывается вовсе. Это проблема самого Постановления, но никак не руководства Бюро СМЭ.
Это, что касается ПП РФ № 484, однако давайте также кратко отдельно рассмотрим другое Постановление Правительства, которым предусмотрены «процентные» надбавки. С ними ситуация еще более запутанная.
Казнить нельзя помиловать: выплаты в рамках ПП РФ № 415
Напомним, что Постановлением Правительства РФ № 415 предусмотрены выплаты за особые условия труда и дополнительную нагрузку. То есть, по своему характеру это также стимулирующая выплата, а не компенсационная, поэтому она не может устанавливаться за «риск заражения». Однако в этот раз Правительство все-таки решило смешать мух с котлетами. В названии, а также некоторых пунктах данного постановления указано, что стимулирующие выплаты за особые условия труда и дополнительную нагрузку полагаются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
Во-первых, эту норму можно трактовать по-разному:
Стимулирующие выплаты полагаются: а) медицинским работникам, работающим с COVID-19 непосредственно; б) лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (то есть, медицинским работникам, которые не занимаются лечением коронавирусной инфекции или ОРЗ, но контактируют с зараженными пациентами при оказании медицинской помощи по другим профилям).
Стимулирующие выплаты полагаются медицинским работникам, которые оказывают медицинскую помощь: а) гражданам с COVID-19: б) лицам из групп риска заражения COVID-19 (например, гражданам с ОРЗ).
Снова мы упираемся в двусмысленную формулировку, с которой приходится разбираться, вникая в различные разъяснения.
Опять же, может сложиться впечатление, что надбавки по ПП РФ № 415 должны выплачиваться вообще всем работникам медицинских организаций, которые контактируют с зараженными COVID-19 пациентами опосредованно. То бишь, если следовать такой логике, формально надбавки по ПП РФ № 415 должны начисляться всем медицинским работникам, которые потенциально подвержены риску заражения, в том числе, оказывающим медицинскую помощь по другим профилям (например, врачам-хирургам, которые оперируют зараженных пациентов) и тем более работникам стационаров и амбулаторных учреждений, которые работают с пациентами, имеющими симптомы ОРЗ и подозрение на COVID-19 (напомним, что в отличии от «президентских» надбавок, выплаты по Постановление № 415 также полагаются работникам амбулаторных учреждений). Однако, де-факто, ситуация вновь отличается.
В разъяснениях от 21 мая Минздрав сообщил, что стимулирующие выплаты по ПП РФ № 415 осуществляются:
То есть, как минимум, для получения выплаты работниками стационарных и амбулаторных учреждений диагноз COVID-19 у пациента должен быть подтвержден, и такой пациент должен быть внесен в специализированный ресурс.
С работниками скорой помощи ситуация аналогична ситуации с получением «президентских» надбавок. Такие сотрудники должны быть отнесены к специализированной бригаде, которая ездит на вызовы с подтвержденным COVID-19. К сожалению, посещения пациента с подозрением на коронавирусную инфекцию недостаточно.
Остается вопрос как быть с медицинскими работниками «неспециализированных» отделений, которые: а) контактируют с пациентом, у которых позже подтверждается COVID-19; б) контактируют с «подтвержденным» пациентом, но не занимаются лечением коронавирусной инфекции.
В ПП РФ № 415 данный вопрос также не конкретизирован. Однако в п. 10 и 12 Постановления указано, что надбавки также устанавливаются в локальном акте медицинской организации и согласовываются с региональным органом власти в сфере здравоохранения.
При этом, «на местах» не спешат начислять надбавки только лишь за «контакт» с пациентом и риск заражения COVID-19. Например, в устном разговоре с заместителем Министра и главным экономистом одного из региональных Минздравов нам сообщили, что работники, в должностные обязанности которых не входит лечение COVID-19, и которые не работают с биологически зараженным материалом, не «испытывают» дополнительную нагрузку и не могут претендовать на выплаты по ПП РФ № 415. При этом, риск заражения, в данном случае опять же не учитывается.
Таким образом, на практике в регионах скорее всего выплаты по ПП РФ № 415 также будут привязывать к лечению COVID-19, а не к контакту с зараженным пациентом. Причина этому, опять же, двусмысленные формулировки Постановления № 415, туманные разъяснения Минздрава и позиция региональных властей.
Такая позиция вызывает возмущение и непонимание. Во-первых, согласно Постановлению выплаты опять же полагаются лицам из группы риска заражения COVID-19. Более того, в Постановлении также предусмотрены выплаты категориям работников, которые никак не контактируют с COVID-пациентами (например, фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи). Даже, если выплата не привязана к риску и назначается только лишь за дополнительную нагрузку, очевидно, что в условиях, когда многие плановые отделения приостанавливаются, а специализированные перепрофилируются в «ковидные» стационары, значительно возрастает нагрузка на медицинских работников, которые оказывают медицинскую помощь по другим профилям. Однако такие специалисты вряд ли смогут рассчитывать на какие-либо надбавки от государства. Видимо, на всех банально не хватило денег. Но признаться в этом напрямую у чиновников не хватает смелости. Отсюда и расплывчатые формулировки, и постоянные «разъяснения», которые еще больше всех вгоняют в смятение. Зато как мастерски «козлами отпущения» сделали руководителей медицинских организаций. Достаточно лишь было указать, что перечень должностей и размеры выплат утверждаются руководством медицинской организации и устанавливаются в локальном акте.
В итоге, на главных врачей обозлились все: медицинские работники, правоохранительные органы и сами же чиновники. Например, на сайте Правительства РФ цитируется фраза Премьер-министра, который обращается к руководителям медицинских учреждений и считает, что за некоторые их решения по стимулирующим выплатам им должно быть стыдно перед врачами и медицинскими работниками, которые «каждый день рискуют своим здоровьем и, к сожалению, даже жизнью, неделями не видят своих родных и близких». Странно только, что не стыдно составителям Постановлений Правительства, которые сейчас прячутся за спинами этих самых критикуемых главных врачей…
Стимулирующие выплаты медицинским и иным работникам за работу с коронавирусом (COVID-19): кому положены и в каком объеме? Подробный разбор на «понятном» языке
О стимулирующих выплатах, которые Президент обещал медицинским работникам за работу с COVID-19, было сказано и написано много. Однако до сегодняшнего дня эта тема была покрыта таким слоем мрака, что доподлинно никто (включая губернаторов субъектов РФ, главных врачей и самих медицинских работников) не знал кто на такие надбавки может рассчитывать и в каком объеме. Более того, даже сейчас многие не верно трактовать законодательство и тем самым плодят различного рода спекуляции.
Поэтому мы решили прояснить ситуацию, и на «понятном» языке объяснить на какие выплаты и при каких условиях все-таки вправе претендовать граждане, работающие с COVID-19. Это самый полный и глубокий юридический материал, но в то же время, написанный на «понятном» языке, в рамках которого мы рассмотрим:
Общая сводка по выплатам: разбираем виды выплат
Чтобы у вас перед погружением в материал возникла ясная картина о надбавках, мы представили краткую схематическую информацию о выплатах в таблице:
Федеральные надбавки в твердой сумме | Федеральные надбавки в «процентах» | Региональные надбавки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Медицинские организации | Размер месячной выплаты (руб.) | ||
---|---|---|---|
Врачи | Средний медицинский персонал | Младший медицинский персонал и прочий персонал | |
Медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях пациентам с COVID-19 (подозрением на COVID-19) | 70 000 | 50 000 | 30 000 |
Лаборатории государственных медицинских организаций, проводящих исследования биологических материалов пациентов с COVID-19 (подозрением на COVID-19) | |||
Патологоанатомические отделения государственных медицинских организаций | |||
ГБУ г. Москвы «Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова», оказывающие скорую медицинскую помощь пациентам с подозрением на COVID-19 и осуществляющим их медицинскую эвакуацию | 50 000 | 30 000 | — |
ГБУЗ г. Москвы «Научно-практический центр экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения г. Москвы», оказывающие скорую медицинскую помощь пациентам с подозрением на COVID-19 и осуществляющим их медицинскую эвакуацию | |||
Амбулаторные КТ-центры государственных медицинских организаций, организованные на основании решений Департамента здравоохранения г. Москвы | 70 000 | 50 000 | — |
Государственные медицинские организации, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях пациентам с подтвержденным диагнозом COVID-19 или подозрением на COVID-19, осуществляющие выявление заболевших и медицинское наблюдение на дому (по месту пребывания) за состоянием здоровья таких пациентов | |||
Внимание! Данные суммы указаны с учетом НДФЛ. Это значит, что «на руки» работники получат сумму, уменьшенную на размер НДФЛ. Подробнее см. в разделе ниже |
В московском Постановлении указано, что материальное поощрение выплачивается работнику исходя из фактически отработанного им времени в месяц по занимаемой должности, и не более чем за одну занимаемую должность (п. 2.1). Опять мы упираемся в расплывчатую формулировку, так как не ясно что значит «фактически отработанное время». Выше мы разъясняли, что согласно разъяснениям Правительства и Минздрава федеральные надбавки не должны зависеть от количества рабочих смен и часов. Однако московских выплат, равно как и других региональных надбавок, данные разъяснения не касаются. Региональные стимулирующие выплаты – это добрая воля субъектов РФ, они финансируются из бюджетов регионов и рассчитываются в соответствии с «местными правилами». Остается только надеяться, что в Москве переймут федеральную практику и не станут урезать надбавки работникам, высчитывая их по часам или сменам, когда работник контактировал с зараженным пациентом. Тем более, что Москва – это единственный регион, где медицинские работники не могут получить надбавки в соответствии с ПП РФ № 415.
Впрочем, для москвичей есть и хорошие новости. Согласно п. 2.3, Постановления Правительства Москвы № 343-ПП, перечень медицинских организаций и перечень должностей работников, которым устанавливается указанное материальное поощрение, утверждаются Департаментом здравоохранения города Москвы. Во исполнение данного пункта, ДЗМ утвердил Приказ от 08.05.2020 № 508. Согласно приложении № 3 к Приказу, выплаты полагаются следующим работникам:
Также не может не радовать п. 3 Приложения к Приказу ДЗМ № 508, согласно которому стимулирующая выплата устанавливается работникам списочного состава, в том числе оформленным на неполное рабочее время, внешним и внутренним совместителям.
Выплаты начисляются со дня начала оказания медицинской организацией медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом COVID-19 (или подозрением на COVID-19) или со дня начала предоставления соответствующих услуг в учреждениях здравоохранения (п. 3 Постановления Правительства Москвы от 07.05.2020 № 517-ПП о внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 06.04.2020 № 343-ПП).
Дополнительные региональные выплаты: размер, условия и порядок получения на примере Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Московской области
Москва – не единственный регион, в котором помимо «федеральных» выплат предусмотрены также «региональные» надбавки. Некоторые регионы России в дополнение к «президентским» и «правительственным» выплатам также утверждают свои меры поощрения медицинских работников, которые финансируются из бюджетов субъектов РФ. Рассмотрим некоторые регионы:
Ленинградская область
В Ленинградской области дополнительные выплаты установлены Постановлением Правительства Ленинградской области от 8 апреля 2020 года № 180 (с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Ленинградской области от 15 мая 2020 года № 290). Размер таких выплат также рассчитывается в процентах от среднемесячного дохода по области:
Должность | Размер месячной выплаты |
---|---|
Врачи, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях (в том числе врачи-инфекционисты, врачи-анестезиологи-реаниматологи) | 200% от среднемесячного дохода по области |
Врачи подразделений, оказывающие первичную медико-санитарную помощь (в том числе врач-инфекционист, врач общей практики (семейный врач), врач-педиатр, врач-педиатр участковый, врач-терапевт, врач-терапевт участковый, врач-пульмонолог) | 160% от среднемесячного дохода по области |
Врачи скорой медицинской помощи | 160% от среднемесячного дохода по области |
Врачи, проводящие лабораторную диагностику COVID-19 | 160% от среднемесячного дохода по области |
Средний медицинский персонал, участвующий в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях | 100% от среднемесячного дохода по области |
Средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, в том числе среднему медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерских пунктов | 80% от среднемесячного дохода по области |
Средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи (фельдшеры скорой медицинской помощи, медицинские сестры, медицинские сестры-анестезисты) | 80% от среднемесячного дохода по области |
Средний медицинский персонал, участвующий в проведении лабораторной диагностики COVID-19 | 80% от среднемесячного дохода по области |
Фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи | 40% от среднемесячного дохода по области |
Младший медицинский персонал, обеспечивающий условия для оказания медико-санитарной помощи в стационарных условиях | 60% от среднемесячного дохода по области |
Младший медицинский персонал или прочий персонал, обеспечивающий условия для оказания первичной медико-санитарной помощи | 40% от среднемесячного дохода по области |
Младший медицинский персонал или прочий персонал, обеспечивающий проведение лабораторной диагностики COVID-19 | 40% от среднемесячного дохода по области |
Иной персонал, обеспечивающий оказание скорой медицинской помощи (водители) | 40% от среднемесячного дохода по области |
Внимание! Данные суммы указаны с учетом НДФЛ. Это значит, что «на руки» работники получат сумму, уменьшенную на размер НДФЛ. Подробнее см. в разделе ниже |
Согласно п. 10, Постановление Правительства Ленинградской области № 180 распространяется на правоотношения, возникшие с 28 марта 2020 года. Следовательно, именно с этой даты должны быть начислены выплаты.
Московская область
В Московской области установлены фиксированные суммы надбавок, которые будут выплачиваться медицинским работникам ежемесячно, начиная с 14 февраля 2020 года.
Должность | Размер месячной выплаты |
---|---|
Врачи | 50 000 рублей |
Средний медицинский персонал | 30 000 рублей |
Младший медицинский персонал | 10 000 рублей |
Водители | 15 000 рублей |
Буфетчики, кастелянши, уборщики, администраторы (регистраторы) | 10 000 рублей |
Внимание! Данные суммы указаны с учетом НДФЛ. Это значит, что «на руки» работники получат сумму, уменьшенную на размер НДФЛ. Подробнее см. в разделе ниже |
Не может не радовать также тот факт, что региональные надбавки в регионе кроме медицинских работников также получат:
Однако, как это полагается, среди хороших новостей есть и некоторая «ложка дегтя». В пункте 4 Приложения № 3 к Распоряжению Минздрава МО № 47-Р указано, что учет рабочего времени для получения региональных надбавок будет вестись следующим образом:
То есть, в Московской области есть явная привязка к фактически отработанному времени. Из этого следует вывод, что далеко не все работники получат надбавки в максимальном объеме. Как мы уже сказали, разъяснения Правительства РФ и Минздрава РФ о том, что выплаты не должны привязываться к отработанным сменам или часам не относятся к региональным выплатам и субъекты вправе устанавливать собственные правила исчисления надбавок из региональных бюджетов.
Для сравнения, в этом же Распоряжении (Приложения № 4 и № 5) установлены правила исчисления федеральных надбавок по ПП РФ № 484 и 415. Они также привязаны к времени работы с пациентами, зараженными COVID-19. Например, в амбулаторно-поликлинических условиях Минздрав МО решил исчислять надбавки, исходя их времени, затраченного на обслуживание пациента при оказании медицинской помощи на дому. Такая практика, как уже разъяснили в Правительстве и Минздраве – недопустима. Однако это касается только федеральных выплат.
Остается надеяться только на благоразумие Минздрава, который внесет изменения в правила исчисления региональных выплат, либо на волю Правительства Московской области, которое по примеру федерального Правительства спусти соответствующую «указивку» в местное Министерство здравоохранения. До этого момента, региональные выплаты в Московской области скорее всего будут исчисляться по временным нормативам и, к сожалению, де-юре в этой части никаких нарушений законодательства не будет (еще раз повторим, что это не касается федеральных выплат – они должны начислять вне зависимости от времени контакта с зараженными пациентами).
Санкт-Петербург
В Санкт-Петербурге также установлены дополнительные региональные ежемесячные надбавки медицинским работникам за работу с COVID-19 (см. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2020 № 257). Они также будут рассчитываться исходя из среднемесячного дохода по области:
Как следует из п. 1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2020 № 257, данные надбавки будут выплачиваться в период с 01.04.2020 по 30.06.2020.
Интересно, что в п. 2 Постановления конкретизированы условия получения надбавок. В частности, выплаты работникам устанавливаются при условии, что они:
Вычитывается ли из фактической суммы стимулирующих выплат НДФЛ?
На сегодняшний день от НДФЛ освобождены только доходы в виде денежной выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования федерального бюджета (п. 81 ст. 217 Налогового Кодекса РФ).
Из этой, казалось бы, хорошей нормы можно сделать ряд не очень оптимистичных выводов:
Выплаты и надбавки, которые устанавливаются отдельными актами и напрямую не привязаны к работе с COVID-19
Закончить наш анализ все-таки хотелось бы на позитивной ноте. Мы разобрали специальные стимулирующие надбавки, которые были назначены на период пандемии коронавируса. Однако назначение таких выплат не отменяет иные премии и надбавки, которые могут быть назначены медицинским работникам в общем порядке. Например:
Кроме всего вышесказанного, следует учитывать, что выплаты стимулирующего характера необходимо начислять с применением районных коэффициентов к заработной плате, коэффициентов за работу в пустынных и безводных местностях, высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока (см. Письмо Минздрава от 06.05.2020 № 16-3/И/2-5951).
Помимо всего прочего, медицинским работникам, пострадавшим от COVID-19, полагаются дополнительные страховые выплаты. По данной категории выплат мы готовим дополнительный большой материал. Чтобы не пропустить его, подписывайтесь на наши социальные сети: ВКонтакте, Facebook и Telegram.
- выплаты кандидатам наук 2021
- выплаты классным руководителям в 2021 году