выплаты медикам за коронавирус в пермском крае в 2021
Медработники будут получать доплаты по коронавирусу до конца 2021 года
Социальные выплаты медицинским и иным работникам за работу в условиях пандемии с 1 ноября 2020 г. и до конца 2021 г.
На период с 1 ноября 2020 г. и до конца 2021 г. установлены специальные социальные выплаты медицинским и иным работникам за работу в условиях пандемии. Ранее действующий порядок отменён, а введён механизм через территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации.
Это постановление Правительства России от 30 октября 2020 г. № 1762 «О государственной социальной поддержке в 2020 — 2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации».
СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ
Цели выплат
Их цель — государственная социальная поддержка медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (за исключением организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная или приравненная к ней служба), оказывающих медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Период выплат
Такие выплаты будут производиться ежемесячно в период с 1 ноября 2020 г. по 31 декабря 2021 г.
Нормативная смена
Специальные социальные выплаты производятся за нормативную смену.
Это одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Категории работников и размеры выплат
а) оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения России временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19):
врачи, оказывающие скорую медицинскую помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи — 2430 рублей, 1215 рублей, 950 рублей соответственно за одну нормативную смену;
фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи — 600 рублей за одну нормативную смену;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, — 3880 рублей, 2430 рублей и 1215 рублей соответственно за одну нормативную смену;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, — 2430 рублей, 1215 рублей и 600 рублей соответственно за одну нормативную смену;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал патологоанатомических бюро и отделений медицинских организаций, проводящих (обеспечивающих проведение) патологоанатомические исследования, связанные с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), — 3880 рублей, 2430 рублей и 1215 рублей соответственно за одну нормативную смену;
водители машин выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) — 1215 рублей за одну нормативную смену;
члены летных экипажей воздушных судов санитарной авиации, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) — 1215 рублей за одну нормативную смену;
б) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, — 2430 рублей, 1215 рублей, 600 рублей соответственно за одну нормативную смену.
Через Фонд социального страхования России
Специальная социальная выплата осуществляется Фондом социального страхования России за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Перечень медицинских и иных организаций (их структурных подразделений)
федеральными органами исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в их ведении;
органами исполнительной власти субъектов Федерации в сфере охраны здоровья в отношении находящихся в их ведении организаций, иных организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и взаимодействующих с ними организаций
Такой перечень формируется в информационном ресурсе учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в порядке, установленном постановлением Правительства России от 31 марта 2020 г. № 373 «Об утверждении Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
В перечне указывается наименование организации, идентификационный номер налогоплательщика, коды причины постановки на учет, основной Государственный регистрационный номер, период включения в перечень и исключения из перечня (календарный месяц).
Правила выплат
Утверждены Правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 — 2021 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Специальная социальная выплата производится ежемесячно.
Специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце.
Расчет специальной социальной выплаты по основной работе и при работе на условиях внешнего и внутреннего совместительства производится раздельно.
Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, на нормативную смену.
Расчет ведется с округлением до десятой части числа нормативных смен.
Размер специальной социальной выплаты определяется с учетом размеров районных коэффициентов.
Для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. В декабре реестр представляется организациями в территориальный орган Фонда до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.
Реестр формируется с указанием сведений об организации (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, основной государственный регистрационный номер), периода, за который осуществляется специальная социальная выплата (календарный месяц), а также следующих сведений по каждому работнику:
а) категория, должность (профессия);
б) фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;
в) реквизиты для перечисления специальной социальной выплаты (наименование банка, банковский идентификационный код, номер счета или номер банковской карты, являющейся национальным платежным инструментом);
г) фактическое число нормативных смен;
д) размер районного коэффициента.
Фондом осуществляется идентификация работников, указанных в реестрах, и проверка факта их трудоустройства в организации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета работника в системе обязательного пенсионного страхования, посредством направления запроса в информационную систему Пенсионного фонда России.
С 1 декабря 2020 г. в случае неполучения (несвоевременного получения, получения в неполном размере) специальной социальной выплаты работник может подать жалобу в Фонд или территориальный орган Фонда, в том числе в электронном виде посредством личного кабинета получателя социальных услуг на официальном сайте Фонда в сети «Интернет», а также с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Признаётся утратившим силу постановление Правительства России от 2 апреля 2020 г. № 415 (с изменениями, внесёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2020 г. N 784).
Постановление вступило в силу с 1 ноября 2020 г.
Правовой департамент администрации губернатора Архангельской области
Постановление Правительства Пермского края от 12 октября 2021 г. N 755-п «О выплатах стимулирующего характера за дополнительную нагрузку медицинским работникам, участвующим в проведении вакцинации взрослого населения против новой коронавирусной инфекции, и финансовом обеспечении расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским работникам, которым предоставлялись указанные стимулирующие выплаты»
Постановление Правительства Пермского края от 12 октября 2021 г. N 755-п
«О выплатах стимулирующего характера за дополнительную нагрузку медицинским работникам, участвующим в проведении вакцинации взрослого населения против новой коронавирусной инфекции, и финансовом обеспечении расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским работникам, которым предоставлялись указанные стимулирующие выплаты»
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 г. N 1396 «Об утверждении Правил предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению выплат стимулирующего характера за дополнительную нагрузку медицинским работникам, участвующим в проведении вакцинации взрослого населения против новой коронавирусной инфекции, и расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским работникам, которым предоставлялись указанные стимулирующие выплаты» Правительство Пермского края постановляет:
3. Источником финансового обеспечения выплат стимулирующего характера за дополнительную нагрузку медицинским работникам, участвующим в проведении вакцинации взрослого населения против новой коронавирусной инфекции, и расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским работникам, которым предоставлялись указанные стимулирующие выплаты, являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, предоставленные бюджету Пермского края в форме иных межбюджетных трансфертов в целях софинансирования в равных долях расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера.
4. Выплаты стимулирующего характера за дополнительную нагрузку медицинским работникам, участвующим в проведении вакцинации взрослого населения против новой коронавирусной инфекции, и финансовое обеспечение расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским работникам, которым предоставлялись стимулирующие выплаты, указанные в пункте 1 настоящего постановления, осуществляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства на цели, указанные в пункте 1 настоящего постановления.
5.1. разработать и утвердить не позднее 15 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего постановления порядок определения объема и условий предоставления субсидии из бюджета Пермского края на осуществление выплат стимулирующего характера за дополнительную нагрузку медицинским работникам медицинских организаций, подведомственных Министерству, участвующим в проведении вакцинации взрослого населения против новой коронавирусной инфекции, и финансового обеспечения расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским работникам, которым предоставлялись указанные выплаты, в том числе правил определения размера выплат в пределах совокупного размера материального стимулирования медицинских работников;
5.2. утвердить перечень медицинских организаций, подведомственных Министерству, участвующих в проведении вакцинации взрослого населения;
5.3. давать разъяснения по вопросам применения Порядка.
6. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 27 августа 2021 года.
7. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя председателя Правительства Пермского края (по вопросам социальной защиты и здравоохранения).
И.о. председателя Правительства Пермского края
Порядок и условия
осуществления выплат стимулирующего характера за дополнительную нагрузку медицинским работникам медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Пермского края, участвующим в проведении вакцинации взрослого населения против новой коронавирусной инфекции, и финансового обеспечения расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским работникам, которым предоставлялись указанные выплаты
(утв. постановлением Правительства Пермского края от 12 октября 2021 г. N 755-п)
1.2. Правила определения размера выплат в пределах совокупного размера материального стимулирования медицинских работников устанавливается приказом Министерства.
1.3. Выплаты стимулирующего характера за дополнительную нагрузку медицинским работникам, участвующим в проведении вакцинации взрослого населения против новой коронавирусной инфекции, устанавливаются за случай вакцинации, законченный в период с 27 августа 2021 года до 31 декабря 2021 года включительно.
1.4. Право на получение выплат стимулирующего характера имеют следующие медицинские работники медицинских организаций, подведомственных Министерству, участвующие в проведении вакцинации взрослого населения против новой коронавирусной инфекции:
медицинские работники, осуществляющие осмотр пациента с измерением температуры, сбором эпидемиологического анамнеза, измерением сатурации, частоты сердечных сокращений, артериального давления, аускультацией дыхательной и сердечно-сосудистой системы, осмотром зева и заполнение формы осмотра перед вакцинацией против новой коронавирусной инфекции (врач, фельдшер);
медицинские работники, осуществляющие непосредственное введение вакцины (средний медицинский персонал);
медицинские работники, осуществляющие внесение сведений о вакцинированных в информационный ресурс учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции, Временные правила ведения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 373 «Об утверждении Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
1.5. Медицинские работники, участвующие в проведении вакцинации взрослого населения против новой коронавирусной инфекции, должны состоять в трудовых отношениях с медицинской организацией, подведомственной Министерству.
1.6. Вакцинированным считается гражданин, прошедший полную вакцинацию (получивший оба компонента двухкомпонентной вакцины либо однокомпонентную вакцину) против новой коронавирусной инфекции, после внесения сведений в информационный ресурс учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в соответствии с Временными правилами учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 373.
II. Порядок и условия осуществления выплат стимулирующего характера
2.1. Выплаты стимулирующего характера медицинским работникам, указанным в пункте 1.4 настоящего Порядка, осуществляются при соблюдении следующих условий:
прошедшие обучение и имеющие соответствующие документы, подтверждающие прохождение курса обучения по вопросу применения иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики инфекционных болезней, организации проведения вакцинации, техники проведения вакцинации, а также по вопросам оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме в случае возникновения поствакцинальных осложнений;
наличие граждан, подлежащих вакцинации.
2.2. Выплаты стимулирующего характера, предусмотренные настоящим Порядком, учитываются в расчете среднего дневного заработка для оплаты отпусков, выплаты компенсации за неиспользованные отпуска медицинским работникам, получившим эти выплаты.
2.3. При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц не учитываются доходы, полученные медицинскими работниками в виде выплат стимулирующего характера на основании пункта 81 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации.
2.4. Медицинским организациям, подведомственным Министерству, в которых проводится вакцинация взрослого населения против новой коронавирусной инфекции, средства на осуществление выплат стимулирующего характера и оплату отпуска направляются при наличии согласованного с Министерством локального нормативного акта медицинской организации, подведомственной Министерству.
Локальным нормативным актом медицинской организации, подведомственной Министерству, устанавливаются:
2.4.1. перечень наименований структурных подразделений медицинских организаций, медицинские работники которых участвуют в проведении вакцинации взрослого населения против новой коронавирусной инфекции;
2.4.2. перечень должностей медицинских работников подразделений медицинских организаций, принимающих участие в проведении вакцинации взрослого населения против новой коронавирусной инфекции;
2.4.3. размер выплаты стимулирующего характера и срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.
III. Ответственность и контроль за целевым и эффективным использованием денежных средств на осуществление выплат стимулирующего характера
3.1. Ответственность за соблюдение требований настоящего Порядка и осуществление выплат стимулирующего характера медицинским работникам, указанным в пункте 1.4 настоящего Порядка, и оплата отпуска и выплата компенсации за неиспользованные отпуска в установленных размерах возлагается на руководителя медицинской организации, подведомственной Министерству.
3.2. Контроль за целевым использованием денежных средств и соблюдением требований и условий, установленных настоящим Порядком, осуществляется Министерством и органами государственного финансового контроля в соответствии с установленными полномочиями.
Медики Пермского края будут получать новые стимулирующие выплаты.
Медицинским работникам организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Пермского края, участвующим в проведении вакцинации взрослого населения против COVID-19, установлена выплата стимулирующего характера в совокупном размере 200 руб. за одного вакцинированного. Стимулирующие выплаты устанавливаются за случай вакцинации, законченный в период с 27 августа до 31 декабря 2021 года включительно.
Определены правила осуществления выплат за дополнительную нагрузку медицинским работникам, участвующим в проведении вакцинации взрослого населения, и финансового обеспечения расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским работникам, которым предоставлялись указанные выплаты.
Постановление вступает в силу через 10 дней после дня официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 27 августа 2021 года.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Как изменится оплата труда медработников в декабре 2021 года
О необходимости повышения зарплаты медикам политики и чиновники говорят давно, и в пандемию коронавируса вопрос достойной оплаты труда врачей и медсестер встал особенно остро. Поэтому в Министерстве здравоохранения разработали проект, касающийся условий оплаты труда врачей, среднего и младшего медперсонала. Эксперимент начнется 1 декабря 2021 года в некоторых регионах России.
В чем суть эксперимента
Проект предполагает изменение подхода к расчету заработной платы медиков. Будут учитывать такие составляющие:
Появятся также стимулирующие выплаты — процентные надбавки за интенсивность работы, результаты работы и профессионализм. Суммы доплат планируется высчитывать, исходя из суммы заработной платы:
В медицинских учреждениях сформируют премиальные фонды, из которых будут поступать выплаты персоналу:
Дополнительные компенсации, сумма которых составит от 10 до 60%, получат:
Расчет зарплаты и другие выплаты удобно вести в 1С: Зарплата и управление персоналом. Первые 14 дней бесплатно!
Где введут новые правила
Пока для введения пилотных условий определены следующие регионы:
Срок эксперимента: с 1 декабря 2021 по 31 марта 2022 года.
Если схема вознаграждения медиков хорошо себя покажет за это время, то ее введут на постоянной основе на территории всей России. Об этом сказали представители Министерства здравоохранения.
Поделитесь, как вам такие нововведения?
Во-первых, Правительство РФ рассматривает возможность продления на 2022 год доплаты медикам, работающим с пациентами с COVID-19, средства на это есть в резервном фонде правительства. Об этом заявил министр финансов Антон Силуанов, выступая на собрании фракции «Единая Россия». «Договорились о том, что мы сконцентрируем наше внимание на более точном определении времени, когда медицинские работники (будут — прим. ТАСС) работать непосредственно в опасной зоне, и именно за эту работу, за это время работы необходимо выплачивать дополнительные средства стимулирования. Поэтому сейчас правительство РФ готовит соответствующие предложения. И вы поставили вопрос, а будут ли деньги в следующем (2022-ред) году в случае, если мы продлим это решение. У нас на следующий год предусмотрен необходимый резерв в резервном фонде, в расходах. Соответствующие решения будут обеспечены за счет средств резервного фонда правительства», — отметил Силуанов. Ранее премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении более 11,2 млрд рублей на выплаты медикам, работающим с больными с коронавирусной инфекцией. Уточнялось, что Москве на эти нужды выделено 934,5 млн рублей, Санкт-Петербургу — 760,5 млн рублей.
Во-вторых, «Пилот» по новой системе оплаты труда педагогов запустят в мае 2022-го на год. В его рамках поменяется порядок начисления зарплаты педагогам дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования. Должностные оклады и размеры дополнительных выплат к ним будут унифицированы. В дальнейшем новая система оплаты труда учителей распространится по всей России. Сейчас зарплата педагогов в разных регионах за одни и те же обязанности может отличаться в пять-шесть раз, поскольку рассчитывается с учетом средней зарплаты по региону, отмечает декан факультета педагогики и психологии университета «Синергия» Наталья Уварова. Тем самым нарушается принцип равной оплаты за равный труд.
— Сотрудникам бюджетных организаций, которые отмечены в майских указах, индексацию зарплаты проводят с 1 января. К ним относятся, в частности, педагоги и врачи. Бюджетникам, которые не отмечены в майских указах, зарплату повышают с 1 октября. Размер прибавки зависит от роста потребительских цен, — рассказал юрист «Европейской юридической службы» Сергей Болотин. По его словам, в этом году индексация может составить примерно 4%. При этом особым образом решился вопрос об индексации зарплаты государственных служащих федерального уровня — судейского корпуса, сенаторов и депутатов Государственной думы, сообщает news.mail.ru
Согласно закону, кабмин будет регулировать дифференциацию окладов и ставок бюджетников, а также определять компенсационные и стимулирующие выплаты и условия их назначения. «Это позволит гармонизировать условия оплаты труда работников одной сферы в разных регионах», — пояснял ранее суть поправок замглавы Минтруда Андрей Пудов. Для каждой отрасли должны быть разработаны свои требования. Ожидается, что в подзаконных актах укажут и долю гарантированных выплат по окладам. В Минтруда считают, что оклад должен составлять 50-70 процентов зарплаты. В то же время первый замглавы фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев заявлял ранее, что фракция считает, что не менее 70 процентов зарплаты бюджетников должен составлять оклад.
Валентина Кабанова в интервью «Парламентской газете» подчеркнула, что предстоящее выравнивание зарплат не приведёт к тому, что «где-то бюджетники станут получать меньше, чем сейчас». Депутат добавила, что новые зарплаты должны учитывать размер прожиточного минимума в регионах и прочие местные особенности. Из чего складываются зарплаты бюджетников:основной оклад;премия, которая назначается индивидуально, но не меньше 5%; доплаты за вредность, за работу в выходные и праздники, за сверхурочные; надбавка за учёную степень и звание; за длительный стаж — от 10% до 30%; и другие дополнительные платежи. Общая доплата может достигать 60% от оклада, в отдельных случаях — 120%. Кроме этого, бюджетники могут получать материальную помощь в размере 30% от оклада и помощь на оздоровление — 50% от оклада.
Зарплаты учителей должны отличаться
На пресс-конференции Владимира Путина 17 декабря был поднят вопрос о том, что после повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума зарплаты уборщиц в школах приблизились к зарплатам учителей. В связи с этим президент поручил Правительству пересмотреть уровень зарплат российских педагогов.
Комментируя поручение, Андрей Исаев заявил, что партия намерена обсудить с кабмином вопрос «усиления дифференциации в бюджетной сфере в зависимости от квалификации и условий труда работника». «Вот эта разница, «гармошка» в доходах квалифицированных и неквалифицированных работников в бюджетной сфере, сжалась», — пояснил Исаев журналистам. Поэтому, по его словам, уборщицы и санитарки стали получать столько же, сколько и квалифицированные специалисты.
Ранее «Парламентская газета» писала, что минимальный размер оплаты труда в 2021 году впервые превысит прожиточный минимум для трудоспособного населения. Это затронет 3,9 млн россиян. При этом будут сохранены достигнутые целевые соотношения в зарплате категорий бюджетников, предусмотренные «майскими указами» президента от 2012 года
КАКАЯ БЫЛА СИТУАЦИЯ С ЗАРПЛАТАМИ БЮДЖЕТНИКОВ В 2020 ГОДУ
Как сообщила вице-премьер Татьяна Голикова, 1 октября также повысят зарплаты бюджетникам, не вошедшим в майский указ президента от 2012 года. То есть массовой индексации зарплат медработников, учителей, педагогов и других «обычных» бюджетников в этом году не будет.
Сейчас зарплату бюджетников рассчитывают местные власти и муниципалитеты. На деле же эти функции часто возложены на плечи руководителей организаций, что приводит к разрыву в зарплатах не только в разных населенных пунктах, но даже в соседних предприятиях одного города.
Чтобы исправить несправедливость, кабинет министров планирует установить одни требования к установлению окладов, ставок и надбавок, которые применяются при подсчете зарплат, компенсаций и стимулирующих выплат. Одновременно с этим правительство утвердит требования для каждой сферы деятельности, а также выдаст сроки, в течение которых зарплаты бюджетников пересчитают по-новому.
Что слышно про сокращение госслужащих и бюджетников?
Вместе с тем, повышение зарплат бюджетников в 2020 году связано с запланированным масштабным сокращением госслужащих федерального, регионального и муниципального уровня. О том, кого и как, примерно, будут сокращать можете прочитать ниже.
На 2020 год в России действительно намечена реализация реформы в сфере госуправления, которая приведет к масштабному сокращению армии госслужащих и повышению зарплат оставшихся, рассказала в интервью РИА «Новости» первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.
По ее словам, если этого не сделать, то зарплаты чиновников в дальнейшем будут индексировать только на уровень инфляции, поскольку для увеличения размера оплаты труда до конкурентного уровня всем госслужащим потребуется дополнительно сто миллиардов рублей в год из бюджета.
«Экономия — не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь», — сказала Нестеренко.
Сокращение госаппарата, по замыслу Минфина, пройдет в два этапа.
Сначала — «автоматически»: численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти в следующем году сократят на десять процентов, территориальных органов — на пять процентов, а к 2021-му этот показатель в регионах достигнет 15 процентов.
На втором этапе предполагается структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности. На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств преобразуют в филиалы без статуса юридического лица и без подразделений.
«То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности», — пояснила Нестеренко.
Эксперты неоднозначно подошли к объяснению действий Минфина. Вице-президент Конфедерации труда России, депутат ГД РФ Олег Шеин в беседе с «ФедералПресс» ушел от ответа о планируемом сокращении в органах исполнительной власти, сославшись на то, что «нельзя комментировать, будет ли это вообще».
«Я не могу это комментировать, потому что мы являемся очевидцами тридцатого или сорокового заявления Минфина на эту тему. Я бы не сказал, что мы по итогам этих заявлений видим какие-то реалистичные перемены. Невозможно комментировать год от года одних и тех же людей, одни и те же слова», – заявил в беседе с обозревателем «ФедералПресс» Шеин.
В перспективах масштабных сокращений сомневается и директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.
«Я бы здесь не делал далеко идущие выводы. У нас этих сокращений за последние 20–25 лет на моей памяти широко анонсировано было пять-семь. В итоге это как минимум не приводило к реальному сокращению числа госслужащих, а как максимум приводило к их увеличению», – заявил Салин.
По его словам, если анонсируемые Минфином планы дойдут до стадии реализации, то сокращаться будут в первую очередь не сотрудники, а незаполненные ставки в ведомствах.
«Несмотря на миф о привлекательности госслужбы, достаточно много ставок в силу ряда причин не заполнены, и когда речь идет о сокращении, то всегда руководство прибегает к испытанному методу. Оно сокращает не людей, которые работают, а ставки, которые не заняты», – отметил Салин.
Политика сокращения госслужащих вызывает массу вопросов у некоторых экспертов. Прозвучавшее из уст заместителя министра финансов РФ заявление стало поводом порассуждать над критериями, которыми будет пользоваться Кабмин для увольнения сотрудников. Как оказалось, не во всех ведомствах на данный момент наблюдается достаточная численность специалистов.
«Например, штат департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли России вряд ли можно назвать большим и тем более раздутым, а между тем его сотрудникам приходится решать кучу задач, связанных с огромным металлургическим комплексом. Если его численность уменьшится, то оставшиеся сотрудники в прямом смысле слова могут «зашиться» под грузом решаемых вопросов, работая на износ», – заявил промышленный эксперт Леонид Хазанов, добавив, что в советское время металлургию курировали сразу два ведомства – Министерство черной металлургии СССР и Министерство цветной металлургии СССР, каждое из которых имело большой штат специалистов.
Политтехнолог Марат Баширов указал, что для сокращения госслужащих необходим более глубокий подход, связанный с анализом дублирующихся или ненужных функций, о чем сейчас, по словам эксперта, разговора нет.
«Мы же с вами слышим, что есть идея реализовать «регуляторную гильотину». Она подразумевает сокращение контрольных функций, но помимо контрольных функций у госорганов еще есть разнообразные функции, от которых, на мой взгляд, нужно отказаться. Мы же понимаем, что отказ от функций вызывает реальное сокращение госаппарата. Соответственно, если человек не приносит пользу, то нужно от этой функции отказаться, а человека либо уволить, либо перепрофилировать», – заявил Баширов.
Кто в списках на увольнение?
Если анонсируемые Минфином масштабные сокращения все же состоятся, то, вероятно, основным критерием для них будет эффективность сотрудников. Об этом рассказал директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов.
«С моей точки зрения, эта реформа должна коснуться тех, кто плохо работает. В последнее время наш президент поставил радикальную задачу повышения производительности труда, потому что опять-таки Россия – одна из наиболее отстающих стран в Европе по производительности. Людей много, а эффект от их деятельности небольшой», – пояснил Мясоедов, добавив, что останутся при должности те, кто имеет наиболее высокие показатели KPI.
По мнению политолога Марата Баширова, при существующем подходе могут остаться без работы низкооплачиваемые сотрудники.
«Обычно это выглядит следующим образом: идет разнарядка на министерство, например сократить 10 % численности. Если вы не закладываете механизмы аудита, а здесь, очевидно, будет предложено просто сокращение на 10 %, то кого ты уволишь, неважно. Каждое министерство будет искать кого-то, кого, с его точки зрения, нужно уволить или можно уволить. Обычно это самые низкооплачиваемые сотрудники, самого низкого грейда», – пояснил Баширов.
По его словам, это не принесет большой бюджетной экономии, но поспособствует «вымыванию» слоя госслужащих, которые занимаются «подготовкой многочисленных материалов, отчетов, справок и так далее для вышестоящих начальников».
«Мы знаем, что у большинства людей, которые работают в должностях директоров департаментов, управлений, а тем более у замминистров и министров фактически весь рабочий день – это или рабочие встречи, или совещания. Они реально подготовкой внутреннего контекста, содержания не занимаются. Этим занимаются работники низших звеньев», – рассказал Баширов.
Как отметил эксперт, ослабление этого слоя госслужащих может в перспективе привести к ослаблению госаппарата и упадку качества госуправления в целом.
Сокращение госслужащих не всегда означает сокращение людей, занятых в государственном управлении. Существует вероятность, что уволенные сотрудники просто перейдут в подведомственные учреждения, которыми напрямую управляют министерства.
«Подведы» обычно получают деньги на реализацию проектов из того же самого федерального бюджета. Получится, что федеральный бюджет заплатит те же самые деньги, только из другого кармана. Это известная уловка, и бороться с ней просто невозможно. Реальное сокращение может быть, только когда вы сокращаете дублирующие или ненужные функции», – рассказал Марат Баширов.
Впрочем, вероятно применение и других схем аутсорсинга. Сергей Мясоедов уверен, что это вполне позитивное явление.
«Мы можем говорить о том, что чиновники мимикрируют и постараются остаться на коште государства, по-прежнему используя свои близкие связи в течение какого-то времени. Это негативная сторона. А есть позитивная сторона: люди, предлагающие свои услуги, будут проходить через процедуру тендеров, а это при всех недостатках нынешних тендеров, процедура все-таки конкурентная и на тендер будет проходить несколько человек, соответственно, аутсорсинговые услуги – это государственно-частное партнерство», – заявил Мясоедов, добавив, что эта концепция позволит увеличить качество предоставляемых услуг.
Куда пойдут сокращенные госслужащие?
Первый заместитель председателя комитета ГД РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко уверен, что сокращенные госслужащие в перспективе без работы не останутся: «Эти люди, которые работают там, наверняка на рабочие профессии не пойдут, но это достаточно подготовленные люди, которые найдут место в жизни, потому что, как мне представляется, у нас слишком много вакансий на сегодняшний день».
Эксперты сделали и более радикальные прогнозы. По мнению директора Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергея Мясоедова, масштабное сокращение госслужащих – повод для интенсификации политики переучивания старых кадров, чтобы они могли осваивать профессии или заниматься малым и средним предпринимательством.
«Я думаю, что появится еще одна категория, которой надо постепенно перестраиваться на ментальность рыночную и предпринимательскую: учиться не сидеть на шее государства, на «проедании» госбюджета, а эффективно работать. Появятся новые категории, которых нужно будет переучить, чтобы люди могли стать самозанятыми», – заявил Мясоедов.