выплаты основному управленческому персоналу в пояснительной записке

Вознаграждение руководству: раскрытие информации в отчетности по МСФО

Каневский С. В., эксперт по отчетности

Общественный интерес к вознаграждению, получаемому руководящими сотрудниками крупнейших компаний, особенно государственных, возрос в 2015 году, когда на фоне экономического спада стала появляться информация о таком вознаграждении руководящих сотрудников, которое несоразмерно результату деятельности предприятий.

Перед специалистами МСФО встают вопросы о необходимости раскрытия информации по вознаграждениям руководству. Является ли раскрытие такой информации действительно необходимым согласно МСФО? Как и в какой детализации произвести раскрытие? Какие источники информации следует использовать? Как правильно организовать проверку раскрытия аудиторами?

Что и как раскрывать

Отдельное раскрытие информации о вознаграждении высшему руководству компании является необходимым согласно п. 17 МСФО (IAS) 24 «Связанные стороны» (далее по тексту — Стандарт), который гласит:

«Предприятие раскрывает информацию о компенсациях старшему руководящему персоналу предприятия в целом и по каждой из приведенных ниже категорий:

(a) краткосрочные вознаграждения работникам;

(b) вознаграждения по окончании трудовой деятельности;

(c) прочие долгосрочные вознаграждения;

(d) выходные пособия; и

(e) выплаты, основанные на акциях».

Таким образом, вознаграждение высшему руководству не только отражается в составе заработной платы в административных расходах, но также приводится отдельно в примечании по связанным сторонам в указанной детализации.

В связи с тем, что выплаты руководству относятся к оплате труда, возникает вопрос о необходимости раскрытия связанных с ними налогов.

Стандарт указывает, что взносы на социальное обеспечение являются разновидностью краткосрочного вознаграждения работникам (МСФО (IAS) 24, п. 9.).

Многие компании отдельно не раскрывают сумму социальных налогов, связанных с вознаграждением руководству, и такая практика не противоречит требованиям Стандарта.

Пример раскрытия без отдельного указания суммы социальных налогов

«За год, закончившийся 31 декабря 2014 года, общая сумма вознаграждения ключевого управленческого персонала Группы, включая заработную плату и премии, составила 2,8 миллиарда рублей (за год, закончившийся 31 декабря 2013 года: 3,2 миллиарда рублей)».

Пример раскрытия с отдельным указанием суммы социальных налогов

«Вознаграждение членам Совета директоров Группы и прочему старшему руководящему персоналу в количестве 41 человека (2013 г.: 33 человека) включено в расходы на оплату труда и состоит из краткосрочного вознаграждения, представленного заработной платой, единовременными премиями и прочими краткосрочными выплатами, общая сумма которых составляет 360 078 тыс. руб., и отчислениями в государственный Пенсионный фонд в размере 37 728 тыс. руб. (2013 г.: 338 672 тыс. руб. и 34 780 тыс. руб. соответственно)».

Некоторые компании исключают не только социальные налоги из общей суммы вознаграждения, но даже НДФЛ, показывая его отдельно.

Пример раскрытия за вычетом НДФЛ

«Общая сумма вознаграждения, выплаченная членам Правления за год, закончившийся 31 декабря 2014 г., составила 1 231 миллион рублей, не включая налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 184 миллиона рублей».

Однако удержание НДФЛ не является отдельным видом расхода компании, и, следовательно, его выделение не несет содержательной ценности, несмотря на то, что визуально уменьшает общую сумму вознаграждения.

Высшее руководство — это кто?

Стандарт дает общее определение старшего руководящего персонала, что открывает возможность для интерпретаций.
«Старший руководящий персонал — лица, которые уполномочены и ответственны за планирование, управление и контроль над деятельностью предприятия, прямо или косвенно, в том числе директора (исполнительные или иные) этого предприятия». (МСФО (IAS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах», п. 9.)

Проведя анализ практики крупнейших российских компаний, можно сделать вывод о том, что большинство компаний признает таковыми членов правления, членов совета директоров и, в некоторых случаях, руководителей дочерних обществ. При этом количество таких сотрудников может варьироваться от нескольких человек до 50–60.

Тем не менее, некоторые компании включают в определение еще более широкий круг управленцев.

Пример широкой трактовки определения старшего руководящего персонала

«В целях подготовки настоящей консолидированной финансовой отчетности к основному управленческому персоналу отнесены:
Президент ОАО «НК «Роснефть», Вице-президенты, члены Совета директоров, члены Правления, члены Ревизионной комиссии, Директора департаментов и Руководители самостоятельных подразделений, а также иные должностные лица, наделенные соответствующими полномочиями». (Отчетность группы «Роснефть» по МСФО за 2014 год, с. 89.)

Различия в перечне должностей, включенных в старший руководящий состав, указывают на степень участия сотрудников разного уровня в принятии ключевых управленческих решений. К сожалению, при этом сопоставимость данных о вознаграждениях руководству между предприятиями затрудняется, тем более что в Стандарте отсутствуют указания на необходимость раскрытия количества сотрудников, попадающих под определение старшего руководящего персонала.

Какие источники информации следует использовать

Помимо данных российского бухгалтерского учета, в котором отражены начисленные заработные платы и премии, возможно, потребуется обратиться к другим источникам. Например, некоторые руководители получают вознаграждение через дочерние предприятия материнских компаний или через компании специального назначения, находящиеся за границей.

Если опционы и другие финансовые инструменты являются частью компенсационной или мотивационной программы, то необходимо раскрыть суммы таких компенсаций отдельно согласно МСФО (IFRS) 2 «Выплаты на основе долевых инструментов» в соответствии с п. 17 Стандарта.
Информация о вознаграждениях руководству может быть раскрыта также в годовом отчете компании, в отчете эмитента и в пояснительной записке к российской отчетности. Расхождения в размере вознаграждений в этих отчетах с данными МСФО должны быть исследованы.

Какие еще раскрытия можно сделать

Некоторые организации считают целесообразным раскрыть дополнительные сведения о вознаграждении ключевых управленцев. К ним относятся:

Несмотря на то что более подробные и основательные раскрытия требуются в ежегодном отчете компании, ничто не препятствует их включению также в отчетность по МСФО.

«Размер вознаграждения членам Совета директоров и ключевому управленческому персоналу определяется Советом директоров на основе достижения индивидуальных результатов работы отдельных лиц и рыночных тенденций».

Как правильно организовать проверку раскрытия аудиторами

Информация о вознаграждении ключевым сотрудникам сверх данных, подлежащих раскрытиям в отчетности, является чувствительной и составляет коммерческую тайну организации. Особенно это относится к вознаграждениям в детализации по физическим лицам. Такая информация может быть некорректно использована конкурентами и новостными агентствами.

Между тем аудиторские процедуры требуют большей степени детализации информации, чем предусмотрено в отчетности. Например, для проверки общей суммы вознаграждений аудиторы просят предоставить расшифровку в разрезе физических лиц, запрашивают копии трудовых договоров (Международный стандарт аудита 505 «Связанные стороны», А22.) и проверяют правильность начисления вознаграждения.
В связи с этим представляется разумным ограничить доступ аудиторов к дополнительной информации рамками одной комнаты, привлекать к проверке данного участка только старших сотрудников аудитора и, конечно, не пересылать информацию по электронной почте. Безусловно, договор с аудитором должен также содержать положение о конфиденциальности.

Выводы

Таким образом, отличия в технике раскрытия и емкость определения, установленная Стандартом, затрудняют сравнение вознаграждения старшего руководящего персонала между организациями. Каждая компания должна самостоятельно определять перечень лиц, отвечающих за ключевые решения, исходя из сложившейся практики. Как минимум к ним относятся члены правления и члены совета директоров. При взаимодействии с аудиторами и другими пользователями необходимо соблюдать меры предосторожности в отношении информации, составляющей коммерческую тайну.

Источник

пояснения к бухгалтерской отчетности

Внимательно читаем ПБУ 11/2008 пункт 12 и находим ответ на этот вопрос.

12. В составе информации о связанных сторонах организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, раскрывает информацию о размерах вознаграждений, выплачиваемых такой организацией основному управленческому персоналу в совокупности и по каждому из следующих видов выплат:

Соответственно, имеют право этого не делать только некоммерческие и кредитные организации (в силу п.1 ПБУ 11/2008) и организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (в силу п.3 ПБУ 11/2008)

Список организаций, которые вправе и которые не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность указан в статье 6 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

5. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не применяют следующие экономические субъекты:
«»1) организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
3) кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);
«»4) микрофинансовые организации;
5) организации государственного сектора;
6) политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
7) коллегии адвокатов;
8) адвокатские бюро;
9) юридические консультации;
10) адвокатские палаты;
11) нотариальные палаты;
12) некоммерческие организации, включенные в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
(часть 5 введена Федеральным законом от 04.11.2014 N 344-ФЗ)

Так что если вопрос о КОММЕРЧЕСКОЙ организации, которая подлежит ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ аудиту, то раскрытие информации о вознаграждениях руководству (не только суммы, но и по видам выплат) является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ.

Источник

Методические рекомендации по применению СГС «Выплаты персоналу»

Автор: Павлова А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Напомним, с 1 января 2021 года учреждения госсектора должны применять федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Выплаты персоналу» (далее – СГС «Выплаты персоналу»). В помощь специалистам финансово-экономических служб Минфин разработал Методические рекомендации по применению СГС «Выплаты персоналу» (направлены Письмом Минфина РФ от 30.11.2020 № 02-06-07/104576) (далее – Рекомендации). В материале приведем их основные положения.

СГС «Выплаты персоналу» устанавливает единые требования:

к порядку первоначального признания в бухгалтерском учете объектов учета выплат персоналу – обязанностей и (или) обязательств перед персоналом;

к порядку последующей оценки в бухгалтерском учете объектов учета выплат персоналу;

к раскрытию информации об объектах учета выплат персоналу в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Согласно Рекомендациям в рамках применения названного стандарта к персоналу относятся:

работники государственных (муниципальных) учреждений;

работники органов управления государственными внебюджетными фондами;

лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности;

государственные и муниципальные служащие;

работники государственных (муниципальных) органов, не являющиеся государственными гражданскими (муниципальными) служащими;

военнослужащие и приравненные к ним лица;

сотрудники органов внутренних дел;

сотрудники, имеющие специальные звания и проходящие службу в учреждениях и органах УИС, ФПС ГПС, таможенных органах РФ;

физические лица, привлекаемые в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и (или) муниципальными правовыми актами для выполнения отдельных полномочий без заключения с ними трудовых договоров (служебных контрактов, контрактов) или договоров гражданско-правового характера.

При этом выплаты сотрудникам обусловлены их статусом в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) (разд. 1 Рекомендаций).

Объекты учета выплат

В разделе 2 Рекомендаций уточнено, что к выплатам персоналу относятся:

расходы субъекта учета на оплату труда персонала;

денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработная плата);

командировочные и иные выплаты, обусловленные статусом персонала в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и (или) муниципальными правовыми актами, трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами);

расходы на уплату страховых взносов по обязательному социальному страхованию.

К сведению: выплаты персоналу включают выплаты, предоставляемые не только сотрудникам, но и членам их семей и (или) лицам, находящимся на их иждивении.

В частности, выплаты персоналу могут осуществляться в виде денежных выплат, предоставления товаров или услуг либо непосредственно работникам, либо их супругам, детям или другим лицам, находящимся на их иждивении.

Под выплатами в натуральной форме понимается полная либо частичная оплата (компенсация) работодателем товаров, работ и услуг, предоставленных в личное пользование работникам (то есть работники могут использовать их по своему усмотрению для удовлетворения собственных потребностей или потребностей членов своих семей).

Кроме того, выплаты персоналу делятся на две основные группы:

Все выплаты персоналу (текущие и отложенные) связаны с исполнением субъектом учета обязательств перед персоналом.

Текущие выплаты персоналу

Согласно разд. 3 Рекомендаций к текущим выплатам персоналу относятся выплаты, по которым у субъекта учета возникает обязательство по их осуществлению в срок и в размерах, которые установлены законом, иным нормативным правовым актом, включая локальные нормативные акты, и (или) трудовым договором (служебным контрактом, контрактом).

Объектом учета текущих выплат персоналу являются отдельные денежные обязательства, группируемые по видам обязательств в соответствии с видами расходов, установленными классификацией расходов бюджета бюджетной классификации РФ, в том числе выходные пособия, кроме выходных пособий, связанных с реструктуризацией деятельности.

Порядок отражения в учете обязательств, непосредственно связанных с реструктуризацией деятельности, в том числе обязательств по выплате выходных пособий при реструктуризации деятельности, регулируется СГС «Резервы». Данные обязательства включаются в состав резерва по реструктуризации.

Признание объектов учета текущих выплат персоналу в составе расчетов по принятым обязательствам по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда по факту их начисления осуществляется за период, когда персонал исполнял:

трудовые функции (возлагаемые на него отдельные полномочия);

обязанности в сфере национальной обороны, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства.

В указанном разделе специалисты финансового ведомства приводят следующий пример группировки принятых денежных обязательств по видам обязательств по текущим выплатам персоналу в соответствии с видами расходов, установленными классификацией расходов бюджета бюджетной классификации РФ:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Приняты обязательства по выплате заработной платы работникам казенных учреждений

Признание объектов учета текущих выплат персоналу в составе расчетов по принятым обязательствам по оплате труда*

1 501 11 211
1 401 20 211

1 502 12 211
1 302 11 737

Приняты денежные обязательства по выплате работникам учреждений в связи с направлением их в служебную командировку

Признание объектов учета текущих выплат персоналу в составе расчетов по принятым обязательствам на командировочные расходы**

1 501 11 212
1 401 20 212

1 502 12 212
1 302 12 737

* В этом случае видом обязательства по выплате персоналу являются расходы субъекта учета на оплату труда персонала (подстатья 211 «Заработная плата» КОСГУ), видом расходов – КВР 111 «Фонд оплаты труда учреждений».

** В этом случае видом обязательства по выплате персоналу являются командировочные расходы субъекта учета (подстатья 212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме» КОСГУ), видом расходов – КВР 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда».

Отложенные выплаты персоналу

К отложенным выплатам персоналу относятся выплаты персоналу, обусловленные обязанностью субъекта учета по их осуществлению, величина которых на момент их принятия представляет собой расчетно (документарно) обоснованную оценку обязательства с неопределенным временем (финансовым периодом) их исполнения. Таким образом, в этом случае срок не определен, а размер имеет оценочное значение (разд. 3 Рекомендаций).

Объектом учета отложенных выплат персоналу являются отдельные виды обязательств по осуществлению выплат персоналу, в том числе:

выплат персоналу в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и (или) актами органа местного самоуправления о государственном пенсионном обеспечении (за исключением пенсионных выплат из бюджета ПФ РФ);

выплат, предусмотренных локальными нормативными актами, в связи с достижением работником установленного законодательством РФ пенсионного возраста и (или) стажа работы (далее – пенсионные и иные аналогичные выплаты персоналу).

К сведению: выплаты персоналу в виде выходных пособий не относятся к отложенным выплатам.

В соответствии с Рекомендациями объекты учета отложенных выплат делятся:

на отложенные выплаты персоналу на предстоящую оплату отпусков за фактически отработанное время;

на предстоящие расходы на пенсионные и иные аналогичные выплаты персоналу.

Оплата отпусков

Минфин приводит следующий пример проводок в части отражения в учете резерва на отпуск персоналу (работникам) учреждений за фактически отработанное время:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Принятие отложенных обязательств на выплату отпускных работникам

Формирование резерва на отпуск за отработанное время

Принятие текущих обязательств за счет отложенных обязательств по факту оплаты отпускных за фактически отработанное время

1 501 13 211
1 502 99 211

1 502 93 211
1 502 11 211

Уменьшение созданного резерва на отпуск по факту выплаченных отпускных за фактически отработанное время

1 502 11 211
1 401 60 211

1 502 12 211
1 302 11 737

Специалисты финансового ведомства разъясняют, что резерв на отпуск может рассчитываться ежемесячно, ежеквартально или за год как сумма оплаты отпусков работникам за фактически отработанное время на дату расчета и сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

К сведению: методика расчета резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу устанавливается субъектом учета в рамках формирования учетной политики.

Например, расчет резерва на оплату предстоящих отпусков персоналу может производиться персонифицированно по каждому сотруднику, или в целом по учреждению, или по группам персонала.

Пенсионные и иные аналогичные выплаты

Пенсионные и иные аналогичные выплаты персоналу также группируются по видам расходов, установленным классификацией расходов бюджета бюджетной классификации РФ.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Принятие отложенных обязательств на пенсионные и иные выплаты персоналу

Формирование резерва на пенсионные и иные выплаты персоналу

Принятие текущих обязательств за счет отложенных обязательств по факту оплаты пенсионных и иных выплат персоналу

1 501 13 264
1 502 99 264

1 502 93 264
1 502 11 264

Уменьшение созданного резерва на указанные цели по факту выплаченных пенсионных и иных выплат персоналу*

1 502 11 264
1 401 60 211

1 502 12 264
1 302 11 737

* В этом случае видом обязательства по выплате персоналу являются пенсионные и иные выплаты персоналу (доплаты к пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы) (подстатья 264 «Пенсии, пособия, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам» КОСГУ), видом расходов – КВР 321 «Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств».

Последующая оценка объектов учета выплат персоналу

Стоимостная оценка объектов учета текущих выплат персоналу после первоначального признания не подлежит изменению.

В то же время стоимостная оценка объектов учета отложенных выплат персоналу подлежит пересмотру не реже чем на годовую отчетную дату и при необходимости подлежит корректировке до текущей обоснованной оценки (разд. 4 Рекомендаций).

Минфин указал на то, что изменения в стоимостной оценке резервов выплат персоналу отражаются следующими корреспонденциями:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Превышение суммы созданного резерва по отношению к сумме обоснованной оценки резерва на отчетную дату и отнесение на финансовый результат текущего периода

Уточнение суммы резерва на выплаты персоналу до обоснованной оценки резерва на отчетную дату

* По соответствующей подстатье КОСГУ.

К сведению: корректировка оценочного значения, отраженного в бухгалтерском учете, бухгалтерской (финансовой) отчетности, вследствие изменения допущений, обстоятельств, информации, на основе которых были определены суммовые величины оценочных значений, не является исправлением ошибки и изменением учетной политики (п. 23 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утвержденного Приказом Минфина РФ от 30.12.2017 № 274н).

Прекращение признания объектов учета выплат персоналу

Согласно разд. 5 Рекомендаций прекращение признания (выбытие с балансового учета и (или) прекращение отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности) объектов учета текущих выплат персоналу осуществляется по мере их исполнения (прекращения обязательства), отложенных выплат – по мере признания объектов учета текущих выплат персоналу за счет сумм ранее признанного резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу.

Раскрытие информации в отчетности

В годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета раскрывается следующая информация (разд. 6 Рекомендаций):

1) сумма задолженности по текущим выплатам персоналу на начало и конец отчетного периода (сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) (далее – сведения (ф. 0503169));

2) сумма резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу (отложенных выплат персоналу) на начало и конец отчетного периода по каждому виду обязанностей по выплатам персоналу (сведения (ф. 0503169));

3) сумма корректировок (увеличений, уменьшений) величины резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу (отложенных выплат персоналу) по каждому виду отложенных выплат персоналу в структуре оснований (сведения (ф. 0503169)):

признание объектов учета отложенных выплат персоналу (отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128));

признание объектов учета текущих выплат персоналу за счет сумм ранее признанного резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу;

корректировка резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу в части избыточности начисленных сумм.

Дополнительно в составе бюджетной информации субъекта учета необходимо раскрыть информацию о пенсионных и иных аналогичных выплатах на плановый период.

К сведению: представление сопоставимой сравнительной информации за предыдущие отчетные периоды по отложенным выплатам персоналу в части пенсионных и иных аналогичных выплат в бухгалтерской (финансовой) отчетности при первом применении СГС «Выплаты персоналу» не осуществляется.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

выплаты основному управленческому персоналу в пояснительной записке. выплаты основному управленческому персоналу в пояснительной записке фото. картинка выплаты основному управленческому персоналу в пояснительной записке. смотреть фото выплаты основному управленческому персоналу в пояснительной записке. смотреть картинку выплаты основному управленческому персоналу в пояснительной записке.