выплаты по обязательному государственному страхованию государственных служащих
Выплаты по обязательному государственному страхованию государственных служащих
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2021 г. № 14-0/10/В-5300 О выплатах, производимых федеральным государственным гражданским служащим за счет бюджетных ассигнований, доводимых до федеральных государственных органов на материальное стимулирование гражданских служащих
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с письмом Федерального казначейства от 5 апреля 2021 г. N 08-06-01/7425 о применении пунктов 6, 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, сообщает.
Таким образом, указанными положениями Федерального закона N 79-ФЗ определен состав денежного содержания гражданского служащего. При этом в структуре денежного содержания единственной выплатой, имеющей стимулирующий характер и не предусматривающей фиксированного размера, является премия за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя.
Частью 10 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Однако отнесение иных выплат, возможность произведения которых гражданским служащим предусмотрена частью 10 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ, к составным частям денежного содержания гражданского служащего в том понятии, в котором оно установлено нормами Федерального закона N 79-ФЗ, законодательно прямо не предусмотрено.
При этом постановления Правительства Российской Федерации, принимаемые ежегодно в целях утверждения объемов средств материального стимулирования федеральным государственным органам, не содержат норм, регламентирующих правовую форму и порядок выплаты указанных средств гражданским служащим.
В пункте 2 Правил установлен исчерпывающий перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего в тех случаях, на которые распространяется действие Правил. Никакие иные выплаты, кроме тех, что перечислены в частях 2 и 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ, в указанном пункте Правил не предусмотрены.
Исчисление денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске осуществляется в соответствии с пунктом 6 Правил, согласно которому дополнительно к сохраняемому денежному содержанию, которое состоит из оклада денежного содержания, ежемесячного денежного поощрения и ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы и за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за последние 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Расчет месячного денежного содержания гражданских служащих для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляется в соответствии с пунктом 8 Правил.
Согласно данному пункту Правил месячное денежное содержание в указанных случаях исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, включающих ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, а также ежемесячное денежное поощрение. Кроме того, при исчислении денежного содержания гражданского служащего в рассматриваемом случае учитываются также 1/12 размера премий за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи, выплачиваемой за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
При этом средства материального стимулирования в качестве самостоятельной выплаты пунктами 6 и 8 Правил не предусмотрены.
Таким образом, из буквального толкования положений Правил следует, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих в предусмотренных ими случаях учету подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Федеральным законом N 79-ФЗ.
В целях обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих при одновременном соблюдении установленного Правилами порядка Минтруд России придерживается позиции о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий.
Только такой порядок их реализации, по нашему мнению, позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами положения.
Вместе с тем, как показывает правоприменительная практика, выплата средств материального стимулирования в отдельных федеральных государственных органах осуществляется в рамках иных выплат, не предусмотренных частями 2 и 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ в составе денежного содержания гражданских служащих.
Такой порядок выплаты средств материального стимулирования не согласуется с положениями Правил, определяющими перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего, в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и в целях расчета компенсации при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднении государственного органа, что, по нашему мнению, не является обоснованным и создает условия для ущемления прав гражданских служащих соответствующих федеральных государственных органов.
Относительно правомерности установления районного коэффициента к средствам материального стимулирования, выплачиваемых не в рамках премий за особо важные и сложные заданий, сообщаем.
В соответствии с частью 9 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).
Таким образом, районный коэффициент и процентная надбавка в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, применяются ко всем составляющим денежного содержания гражданского служащего, указанного в пунктах 2 и 3 Правил.
Обзор документа
Минтруд разъяснил, как учитываются средства материального стимулирования при исчислении отпускных госслужащим и в целях выплаты компенсации при увольнении по сокращению.
Районный коэффициент и процентная надбавка применяются ко всем составляющим денежного содержания госслужащего.
Статья 19.1. Обязательное государственное страхование гражданских служащих
Информация об изменениях:
Законом Приморского края от 5 марта 2014 г. N 380-КЗ Закон дополнен статьей 19.1, вступающей в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона
Статья 19.1. Обязательное государственное страхование гражданских служащих
1. Действие настоящей статьи не распространяется на гражданских служащих, подлежащих обязательному государственному страхованию в соответствии с иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Обязательному государственному страхованию подлежат жизнь и здоровье гражданских служащих в течение всего периода прохождения гражданской службы, который исчисляется со дня назначения на должность гражданской службы по день освобождения от должности гражданской службы.
4. Страховщик по обязательному государственному страхованию определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Информация об изменениях:
Законом Приморского края от 30 апреля 2015 г. N 606-КЗ часть 7 статьи 19.1 Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Закона
8. Освобождение гражданского служащего от должности гражданской службы до истечения срока действия заключенного договора страхования влечет прекращение его действия в отношении указанного гражданского служащего с даты освобождения от должности гражданской службы.
9. Выплаты по обязательному государственному страхованию осуществляются при наступлении следующих страховых случаев:
1) смерти застрахованного лица в период прохождения гражданской службы, а также в течение одного года после освобождения от должности гражданской службы, наступившей вследствие возникшего несчастного случая и (или) полученного профессионального заболевания в период прохождения гражданской службы;
2) инвалидности (повышения группы инвалидности) застрахованного лица в период прохождения гражданской службы, а также в течение одного года после освобождения от должности гражданской службы, наступившей вследствие возникшего несчастного случая и (или) полученного профессионального заболевания в период прохождения гражданской службы;
3) телесных повреждений (травм), полученных застрахованным лицом в период прохождения гражданской службы, явившихся следствием несчастного случая.
10. Размер страховой суммы по договору страхования составляет:
11. Размеры страховых сумм по договору страхования ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с законом Приморского края о краевом бюджете на соответствующий год и плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен).
12. Размер страховой выплаты по договору страхования составляет в случаях:
13. Если до истечения одного года после освобождения от должности гражданской службы лицу, которому в период действия договора страхования установлена II или III группа инвалидности, наступившая вследствие возникшего несчастного случая и (или) полученного профессионального заболевания в период прохождения гражданской службы, повышена группа инвалидности, то размер страховой выплаты увеличивается на сумму, составляющую разницу между страховой выплатой, причитающейся по вновь установленной группе инвалидности, и страховой выплатой по прежней группе инвалидности.
15. Страховщик освобождается от выплаты страховой суммы по обязательному государственному страхованию, если страховой случай:
1) наступил вследствие совершения застрахованным лицом противоправного деяния;
2) находится в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица;
3) является результатом доказанного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью;
4) является результатом доказанного судом умышленного причинения выгодоприобретателем вреда здоровью застрахованного лица;
5) является результатом самоубийства, за исключением случая доведения до самоубийства, установленного в судебном порядке.
16. Решение об отказе в выплате страховой суммы принимается страховщиком и сообщается застрахованному лицу (выгодоприобретателю) и страхователю в письменной форме с обязательным мотивированным обоснованием причин указанного отказа в срок, установленный частью 20 настоящей статьи.
17. Осуществление страховых выплат производится страховщиком на основании заявления застрахованного лица (выгодоприобретателя) и документов, подтверждающих наступление страхового случая, представленных застрахованным лицом (выгодоприобретателем).
18. Перечень документов, необходимых для принятия решения об осуществлении страховой выплаты, порядок их подачи и рассмотрения устанавливаются договором страхования.
19. Страховые суммы выплачиваются страховщиком застрахованным лицам (выгодоприобретателям) путем перечисления причитающихся сумм в рублях способом, определенным договором страхования.
20. Выплата страховых сумм производится страховщиком в 10-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате.
21. Периодичность внесения страхователем страховых взносов устанавливается договором страхования.
22. Финансирование расходов на обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств краевого бюджета.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Выплаты по обязательному государственному страхованию государственных служащих
Статья 12. Страховые гарантии сотруднику и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей
1. Жизнь и здоровье сотрудника подлежат обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год.
Размер единовременного пособия проиндексирован. См. Справочную информацию.
2. Членам семьи сотрудника и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере трех миллионов рублей в равных долях в случае:
1) гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах;
2) смерти гражданина Российской Федерации, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в учреждениях и органах вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах.
3. Членами семьи и лицами, находившимися на иждивении погибшего (умершего) сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах), имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, считаются:
1) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти);
2) родители погибшего (умершего);
3) несовершеннолетние дети погибшего (умершего), дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) или получавшие от него помощь, которая являлась для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Размер единовременного пособия проиндексирован. См. Справочную информацию.
4. При получении сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему выплачивается единовременное пособие в размере двух миллионов рублей.
Выплата ежемесячной денежной компенсации в превышающем размере, который причитался уволенному со службы до 12.05.2016, производится до дня возникновения у него права на получение ежемесячной денежной компенсации в большем размере (ФЗ от 01.05.2016 N 125-ФЗ).
5. При установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в учреждениях и органах, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходил службу сотрудник, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов:
(часть 5 в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 125-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с частью 5 настоящей статьи, подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7. Вред, причиненный имуществу, принадлежащему сотруднику или его близким родственникам, в связи с выполнением служебных обязанностей, возмещается в полном объеме за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета с последующим взысканием в судебном порядке выплаченной суммы возмещения с виновных лиц.
8. При одновременном возникновении в случаях, предусмотренных настоящей статьей, нескольких оснований для получения выплат в соответствии с законодательством Российской Федерации выплаты осуществляются по одному из оснований по выбору получателя.
9. Размеры единовременных пособий, выплачиваемых в соответствии с частями 2 и 4 настоящей статьи, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Решение об увеличении (индексации) размеров указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации.
10. Правила выплаты единовременных пособий, указанных в частях 2 и 4 настоящей статьи, а также ежемесячной денежной компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Обязательное страхование государственных гражданских служащих: закон, система, участники
В России действует страхование государственных служащих на основании соответствующей нормативно-правовой базы. В НПА приведены виды страхования, которые распространяются на госслужащих, порядок, условия их осуществления.
О страховании
Под страхованием государственных служащих понимается совокупность организационных, правовых, иных мер, направленных на защиту имущественных интересов граждан, поступивших на госслужбу, связанных с различного рода страховыми рисками – уходом из жизни, получением инвалидности, травмы, рождением ребенка, временной нетрудоспособностью.
Важно! Общее нормативное регулирование страхования государственных гражданских служащих осуществляется ст. 969 ГК России, ФЗ № 79 от 27. 07. 2004 “О государственной…” (далее – ФЗ № 79).
Также некоторые положения содержатся в специальных федеральных НПА, регламентирующих порядок и условия страхования отдельных категорий госслужащих, например в:
Что входит в страхование госслужащего
В России страхование государственных служащих осуществляется по нескольким направлениям:
Важно! Госслужащие не являются застрахованными по ОМС в связи с отсутствием их в перечне застрахованных лиц согласно стат. 10 ФЗ № 326 от 29. 11. 2010 “Об обязательном…” (далее – ФЗ № 326).
Соответственно, страхуемые риски будут зависеть от вида страхования:
Участники системы
Участниками системы по обязательному страхованию государственных служащих могут быть различные лица, организации в зависимости от конкретного вида страховки. Обычно это страховщик, страхователь и непосредственно само лицо, замещающее должность государственной службы на федеральном, региональном уровне.
Страхователь
В п. 2 ч. 1 стат. 2 ФЗ № 255 четко сказано, что государственные служащие подлежат страхованию на случай болезни и родов. В стат. 2.1. отдельно не определено, кто же страхователи относительно указанной категории. Для тех, кто работает по трудовым договорам понятно, что это юрлица, ИП, физлица-работодатели, а вот для госслужащих, вероятно, федеральные и региональные органы власти, в которых предусмотрена госслужба.
Относительно государственного страхования для определения страхователей используются нормы, указанные в специальных НПА. Например, в ч. 2 ст. 2 ФЗ № 52 от 28. 03. 1998 “Об обязательном…” указано то же самое, что в ФЗ № 255, то есть страхователи – органы, где госслужащий (например, сотрудник ФСИН или Государственной Противопожарной Службы) осуществляет работу.
Внимание! Поскольку закон о медицинском страховании государственных гражданских служащих еще не вышел, представляется, что по аналогии закона, страхователи по этой страховке – тоже органы федеральной, региональной власти.
Права, обязанности указываются в соответствующих НПА. Примеры:
Страховщик
Страховщик по ВНиМ – ФСС.
По госстрахованию – страховые компании, получившие лицензию от ЦБ на осуществление госстрахования и выбранные страхователями в соответствии с законодательством РФ о госзакупках (если иное не сказано в специальных ФЗ).
По медицинскому страхованию применяем аналогию закона – то есть, скорее всего, это страховые компании, с которыми страхователи заключают договоры о медобслуживании госслужащих согласно условиям, указанным в служебном контракте (а в будущем – еще и согласно условиям специального НПА о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации).
Права и обязанности указываются в соответствующих актах. Примеры:
Госслужащий
Под государственным служащим понимается гражданин, который принял на себя обязанность по прохождению госслужбы.
Под самой госслужбой понимается вид профессиональной деятельности, осуществляемой в:
Следует разграничивать понятия “госслужащий” и “муниципальный служащий”. Последний осуществляет свою деятельность либо в органе местного самоуправления, либо аппарате избирательной комиссии муниципального образования (ч. 1 ст. 6 ФЗ № 25 от 2. 03. 2007 “О муниципальной…”, далее – ФЗ № 25). Первый же работает в любой общефедеральной структуре, например:
Внимание! Соответствующий статус государственный служащий приобретает сразу после заключения с ним служебного контракта в соответствии со стат. 26 ФЗ № 79.
Права и обязанности указываются в соответствующих законах. Примеры:
Оформление страховки
Страховка оформляется на условиях и в порядке, зависящих от ее вида.
Так, в отношении ВНиМ никаких договоров госслужащему заключать не нужно. Он будет автоматически застрахован сразу после поступления на службу. Его страхователю, после постановки на учет в ФСС согласно стат. 2.3. ФЗ № 255, нужно лишь ежемесячно платить страховые взносы согласно Главе 34 НК и предоставлять отчетность, указанную в ч. 1 ст. 4.8. ФЗ № 255.
Относительно госстрахования государственным служащим также ничего не нужно делать – все делает страхователь:
Важно! Медстрахование, вероятно, оформляется так же, как и госстрахование.
Страховой случай
Страховые случаи разные и зависят от вида страховки.
Так, по госстрахованию это (если иное не установлено специальным законом):
Порядок действий (общий):
Внимание! Если государственный служащий умер, то выплаты в равных долях получат выгодоприобретатели. Как правило, это наследники 1-й очереди, а при их отсутствии – 2-й, а при отсутствии и их – 3-й в соответствии с гражданским законодательством (если иное не указано в специальном законе).
Финансовые основы страхования госслужащих
Финансовое обеспечение страхования осуществляется в зависимости от его вида.
Так, по ВНиМ, согласно ч. 1 стат. 3 ФЗ № 255, денежные средства на выплату больничных пособий, по родам, беременности, уходу за ребенком, в основном предоставляются из бюджета ФСС. Лишь первые три дня больничного оплачиваются страхователем.
Госстрахование же финансируется из средств соответствующих бюджетов:
Важно! Медстрахование, по аналогии закона, финансируется из тех же источников, что госстрахование.
Страхование муниципальных служащих
В силу п. 5 стат. 5 ФЗ № 25, основной принцип муниципальной службы –соотносительность социальных гарантий муниципальных и государственных служащих.
Согласно п. 6 и п. 7 ч. 1 стат. 23 ФЗ № 25, относительно муниципального служащего, как и государственного, действует обязательное:
И если ВНиМ осуществляется согласно общему порядку, представленному в ФЗ № 255, то о страховых суммах, страховых премиях, минимальном сроке действия страхового договора и других нюансах госстрахования ни в ФЗ № 25, ни еще где-либо, ничего не сказано. Вероятно, что все это определяется согласно локальным нормативным актам муниципального образования.
Про медицинское страхование ничего не сказано, однако п. 4 ч. 1 ст. 23 ФЗ № 25 регламентирует, что муниципальный служащий имеет полномочие на медицинское обслуживание, в том числе, после выхода на пенсию. ФЗ № 326 об ОМС, в отличие от государственных служащих, распространяет свое действие на муниципальных, так как с последними заключается трудовой договор, а не служебный контракт (ч. 6 стат. 16 ФЗ № 25).
Итак, в России все государственные служащие застрахованы от рисков получения травм, ухода из жизни, болезни, необходимости оплаты услуг больниц и клиник. Что-то непонятно или есть дополнительный вопрос? Юрист всегда поможет – достаточно сформулировать свою проблему в чате.
Ускорить появление на нашем сайте новых полезных материалов – например, таких как статья об актуальных правилах ОМС на 2021 – помогут ваши лайки, репосты, комментарии.