выплаты при сокращении муниципального служащего в 2021 году
Выплаты при сокращении муниципального служащего в 2021 году
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 8 апреля 2021 г. № 03-04-09/26066 О налогообложнеии НДФЛ компенсации, выплачиваемой гражданскому служащему при увольнении с государственной гражданской службы, а также дополнительной компенсации, выплачиваемой в случае расторжения служебного контракта с гражданским служащим до истечения срока предупреждения об увольнении
Вопрос: Об НДФЛ при выплате гражданскому служащему компенсации при увольнении и дополнительной компенсации при расторжении служебного контракта до истечения срока предупреждения об увольнении.
Согласно пункту 1 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено данным пунктом, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с увольнением работников, за исключением сумм выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Указанная компенсация по существу является выходным пособием, поскольку выплачивается при увольнении гражданского служащего, а выходное пособие, предусмотренное статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации, не выплачивается.
С учетом вышеизложенного при налогообложении компенсации, выплачиваемой при увольнении с государственной гражданской службы, предусмотренной частью 3.1 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ, применяются положения пункта 1 статьи 217 Кодекса.
2. В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 79-ФЗ о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под подпись не менее чем за два месяца до увольнения.
При этом согласно части 7 статьи 31 Федерального закона N 79-ФЗ представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт до истечения срока, указанного в части 2 статьи 31 Федерального закона N 79-ФЗ, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
Дополнительная компенсация, выплачиваемая в соответствии с частью 7 статьи 31 Федерального закона N 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта с гражданским служащим до истечения срока предупреждения об увольнении, не относится к доходам в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства, освобождаемым от налогообложения в части, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), и не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в полном объеме на основании пункта 1 статьи 217 Кодекса.
Директор Департамента | Д.В. Волков |
Обзор документа
Компенсация при увольнении госслужащему в размере четырехмесячного денежного содержания по существу является выходным пособием, соответственно, при налогообложении применяется указанный выше порядок.
Дополнительная компенсация в случае расторжения контракта с госслужащим до истечения срока предупреждения об увольнении не облагается НДФЛ в полном объеме.
Сокращение численности или штата работников в казенном учреждении
Автор: Мухин С.Р., эксперт журнала
В целях оптимизации расходов бюджетов в казенных учреждениях в госорганах и местных администрациях может проводиться сокращение численности или штата. В статье рассмотрим порядок проведения процедуры и отражения соответствующих расходов.
В большинстве случаев увольнение работников или служащих вызвано реорганизацией учреждения или госоргана.
Реорганизация юридического лица – прекращение или иное изменение его правового положения, влекущее отношения правопреемства. Порядок реорганизации юридического лица закреплен в ст. 57 – 60 ГК РФ.
В соответствии со ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть проведена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. Реорганизация осуществляется в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Эти формы могут сочетаться.
В силу ст. 75 ТК РФ изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не могут являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения. Вместе с тем увольнение сотрудников все же допускается, если они отказываются работать после реорганизации (ч. 6 ст. 75 ТК РФ). В таком случае трудовой договор перестает действовать в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Кроме того, при реорганизации практически всегда изменяется штатное расписание. В связи с этим реорганизация зачастую сопровождается сокращением численности или штата работников. В штатное расписание могут вводиться новые структурные подразделения, должности, исключаться отдельные должности.
Сокращение штата или численности в казенном учреждении осуществляется:
в соответствии с положениями ТК РФ – если увольнению подлежат работники, с которыми заключены трудовые договоры;
в соответствии с Законом № 79-ФЗ[1] – если контракт расторгается с госслужащими.
На муниципальных служащих, увольняемых по сокращению штата или численности, распространяются положения трудового законодательства (см. п. 2 ст. 23 Закона № 25-ФЗ[2]).
Рассмотрим процедуру увольнения работников учреждения и госслужащих по данному основанию и выделим основные положения, которые необходимо знать работодателю (нанимателю).
Процедура сокращения работников КУ.
Итак, если сокращение касается работников, принятых по трудовому договору, то вначале издается приказ (распоряжение). Именно в нем указывается информация о внесении изменений в штатное расписание учреждения в части исключения из него структурных подразделений, должностей или определенного количества сотрудников.
Следующий шаг – определение конкретных лиц, подлежащих сокращению. Заметим, что в соответствии со ст. 179 ТК РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе закрепляется за работниками с более высокой производительностью труда и квалификацией.
При равной производительности труда и квалификации предпочтение отдается:
1) семейным работникам – при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию);
2) лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;
3) работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание;
4) инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества;
5) работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
В коллективном договоре могут быть указаны другие категории работников с преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.
Согласно ст. 261 ТК РФ запрещено увольнение по сокращению штата или численности беременных работниц и иных лиц с семейными обязанностями:
женщин, имеющих ребенка в возрасте до трех лет;
одиноких матерей, воспитывающих ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или малолетнего ребенка (в возрасте до 14 лет);
других лиц, воспитывающих таких детей без матери, а также родителя (иного законного представителя ребенка), являющегося единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет либо ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях.
Теперь профсоюзу и службе занятости нужно уведомить работников, подлежащих сокращению. Напомним, что в силу ч. 2 ст. 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с сокращением сотрудники предупреждаются работодателем персонально и под подпись не менее чем за два месяца до увольнения.
Работодатель обязан в письменной форме сообщить о решении сократить численность или штат сотрудников и расторжении трудовых договоров с ними выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий (ч. 1 ст. 82 ТК РФ). А если сокращение приведет к массовому увольнению – не позднее чем за три месяца до начала мероприятий.
В те же сроки следует уведомить службу занятости (ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).
Уволить работника в связи с сокращением можно только в том случае, если невозможно перевести его с письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу: как на вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и на вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую лицо может выполнять с учетом состояния здоровья (ч. 3 ст. 81, ч. 1 ст. 180 ТК РФ).
Если в учреждении отсутствуют вакансии или работник отказался от них, по истечении срока предупреждения об увольнении издается приказ об увольнении, с которым тот должен быть ознакомлен под подпись.
Заметим, что работодатель вправе уволить работника до истечения данного срока, но сделать это можно только с письменного согласия работника (ч. 3 ст. 180 ТК РФ). В таком случае ему выплачивается дополнительная компенсация в размере среднего заработка, рассчитанного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
Если работник увольняется в обычном порядке (не раньше установленного срока), то ему в соответствии со ст. 178 ТК РФ выплачивается выходное пособие в размере среднемесячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению службы занятости. При этом должно быть выполнено два условия: он должен встать на учет в этот орган в двухнедельный срок после увольнения и быть нетрудоустроенным.
Процедура сокращения госслужащих.
Процедура сокращения штата в отношении госслужащих проводится в соответствии с положениями Закона № 79-ФЗ и с учетом Правил № 822[3].
Как следует из ч. 1 ст. 31 Закона № 79-ФЗ, при сокращении должностей госслужбы или упразднении госоргана служебные отношения со служащим, замещающим сокращаемую должность, продолжаются в случае предоставления ему с его письменного согласия иной должности в том же госоргане, либо в органе, которому переданы функции упраздненного органа, либо в другом госоргане.
При этом учитывается:
уровень его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;
уровень его профессионального образования, продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа служащих, замещающих сокращаемую должность или должность в упраздняемом органе, предупреждает представитель нанимателя персонально и под подпись не менее чем за два месяца до увольнения.
Заметим, что представитель нанимателя обязан в течение этих двух месяцев предложить увольняемому все имеющиеся в том же госоргане или в органе, которому переданы функции упраздненного органа, вакантные должности. При этом учитываются категории и группы замещаемой служащим должности, уровень его квалификации, профессионального образования, стаж гражданской службы или работы по специальности, направления подготовки.
В случае отсутствия таких должностей в указанных органах служащему могут быть предложены вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правилами № 822.
При отказе служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом госоргане, он освобождается от замещаемой должности и увольняется с нее.
Заметим, что представитель нанимателя вправе расторгнуть со служащим контракт и до истечения двухмесячного срока с его письменного согласия, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока преду-
преждения об увольнении (ч. 7 ст. 31 Закона № 79-ФЗ).
Если госслужащий увольняется по истечении двухмесячного срока по сокращению штата или упразднению госоргана, то согласно ч. 3.1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ ему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Бюджетный учет расходов, связанных с сокращением.
Расходы на выплату выходного пособия при сокращении численности (штата) или ликвидации учреждения отражаются:
по коду виду расходов 111 «Фонд оплаты труда учреждений» или 121 «Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов» (п. 46.1 Порядка № 85н[4]);
по подстатье 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме» КОСГУ (п. 10.6.6 Порядка № 209н[5]).
Расходы по выплате сохраняемого среднего заработка на период трудоустройства уволенного гражданина отражаются:
по виду расходов 321 «Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств» (п. 48.3.2.1 Порядка № 85н);
по подстатье 264 «Пенсии, пособия, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в денежной форме» КОСГУ (п. 10.6.4 Порядка № 209н).
Дополнительно отметим, что порядок расчета среднего заработка предусмотрен ч. 1 ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.
Средний заработок работника рассчитывается исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу начала периода, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат независимо от источников этих выплат (п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы).
При расчете среднего заработка, связанного с определением суммы выходного пособия по сокращению штата или численности, следует учесть выводы из Постановления КС РФ от 13.11.2019 № 34-П: независимо от способа подсчета среднего месячного заработка выходное пособие не должно быть меньше заработной платы, которую работник получал за месяц в период трудовой деятельности. Поэтому при расчете выходного пособия должны учитываться не только рабочие, но и нерабочие праздничные дни, перечень которых закреплен в ст. 112 ТК РФ: 1 – 8 января; 23 февраля; 8 марта; 1, 9 мая; 12 июня; 4 ноября.
Таким образом, выходное пособие, выплачиваемое при увольнении в связи с сокращением численности или штата либо в связи с ликвидацией организации, должно определяться не из календарных дней, а из рабочих, а в тех месяцах, в которых установлены государственные праздники, – исходя из рабочих и нерабочих праздничных дней.
Аналогичным образом должен рассчитываться средний заработок, выплачиваемый на период трудоустройства работнику, уволенному по сокращению или в результате ликвидации организации (но не свыше двух месяцев со дня увольнения с зачетом выходного пособия).
Рассмотрим пример по отражению в учете расходов на выплату выходного пособия.
Работник казенного учреждения, с которым ранее был заключен трудовой договор, уволен по сокращению штата с 20.01.2020. Ему выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка в сумме 15 600 руб. Деньги перечислены на банковскую карту работника.
Расходы по выплате данного выходного пособия следует отражать по коду вида расходов 111 и подстатье 266 КОСГУ. При это учитывается, что:
1) сумма выходного пособия, выплачиваемая работнику при увольнении из учреждения, освобождается от обложения НДФЛ в части, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (п. 3 ст. 217 НК РФ);
2) сумма выходного пособия работника в части, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка, не облагается страховыми взносами (пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ, пп. 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
В учете учреждения согласно Инструкции № 162н[6] были сделаны следующие записи:
В 2021 году госслужащих ждёт массовое сокращение. Кого оно коснётся и к чему может привести?
Из статьи вы узнаете:
Масштабное сокращение госслужащих было анонсировано Минфином еще в 2019 году. Авторы идеи предложили приступить к реализации реформы, начиная с 2020 года. А до конца 2021 аппарат чиновников должен был бы уменьшиться минимум на 15%. Однако глобальное распространение коронавирусной инфекции внесло свои коррективы в планы Министерства.
Как хотят оптимизировать госаппарат?
В 2019 году Минфин запланировал массовое сокращение штатов госслужащих. В ведомстве заявили, что в России насчитывается приблизительно 2,4 млн государственных служащих. Это приблизительно 3,3% от общей численности занятого населения. Сейчас на 10000 человек в России приходится около 148 чиновников, а планируют оставить только 103.
Сокращение должно было проводиться в несколько этапов. Первый шаг в процессе реформирования – это именно массовые увольнения:
Таблица №1. Сокращение госслужащих в цифрах
2400000
государственных служащих в России
148 чиновников на 10000 населения
103 чиновника на 10000 населения
Второй этап – структурное усовершенствование и реорганизация государственного аппарата. На этой стадии также будут проводиться сокращения, в первую очередь, за счет укрупнения и преобразования госорганов.
Хотя авторы реформы и отрицают, что главная цель их идеи заключается в экономии, но, тем не менее, применение сэкономленным ресурсам уже найдено. За счет того что уволят немалую часть служащих, оставшимся сотрудникам смогут повысить денежное содержание. Без этого на повышение ежемесячных выплат каждый год пришлось бы искать в казне дополнительные 100 млрд рублей, а зарплаты индексировались только на показатели инфляции.
Как проходит сокращение в 2021 году?
По плану процесс массового сокращения госслужащих должен был бы находиться в активной фазе. Но полноценная реализация реформы так и не началась, поскольку коронавирусный фактор в 2019 никто предугадать не мог.
В начале марта 2020-го правительство рассматривало вопрос о сокращении госаппарата. На заседаниях звучала информация о прошлогодних цифрах и планируемых показателях, а ведомства получили поручения о начале подготовительных действий. Однако вскоре стало ясно, что власти решили временно отказаться от многочисленных увольнений.
Вам также будет интересно:
В кризис уровень безработицы и так существенно вырос, поэтому было решено не усугублять ситуацию и пока что не увеличивать число безработных за счет служащих. Однако тема уменьшения количества чиновников постоянно на слуху, и уже в следующем году к решению этого вопроса, скорее всего, подойдут более основательно.
Порядок сокращения госслужащих
Увольнение госслужащего по сокращению штата осуществляется в порядке, установленном ст. 31 ФЗ №79 :
И наконец, если подходящих вакансий не нашлось, служебный контракт со служащим все таки расторгается. При увольнении человеку обязаны начислить соответствующие выплаты и компенсации, которые отличаются от выплат, полагающихся другим категориям нанятых лиц.
Предоставление госслужащему альтернативной должности
После уведомления служащего о том, что его должность подпадает под сокращение, руководство обязано предложить лицу вакансии в том же госоргане или в органе, который будет выполнять функции упраздненной организации. Для этого у администрации есть 2 месяца с момента предупреждения лица о грядущем расторжении трудовых отношений. Если свободных или подходящих мест нет, могут рассматриваться должности в других государственных структурах.
Подбор вакансий в другом органе выглядит следующим образом:
Преимущество при замещении свободных должностей
Обычно при изменении штатного расписания желающих сохранить работу значительно больше, чем имеющихся вакансий. Поэтому свободные места в первую очередь предлагают тем, кто имеет преимущественное право на замещение должности.
Преимущество есть у сотрудника, который:
Суммы, выплачиваемые при сокращении
Государственный гражданский служащий, увольняемый в связи с сокращением штата или по причине упразднения госоргана, может рассчитывать на следующие выплаты:
Денежное содержание
Оплата труда обычного работника, профессиональная деятельность которого не относиться к гражданской государственной службе, осуществляется в виде заработной платы. Госслужащий получает денежное содержание.
Независимо от основания увольнения сотруднику должны выплатить содержание за фактически отработанное время. В соответствие со ст. 50 ФЗ №79 денежное содержание госслужащего формируется из таких частей:
Оклад подлежит ежегодной индексации. По некоторым должностям государственной службы может устанавливаться отдельный порядок оплаты труда.
Компенсация за отпуск
Госслужащий имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск. На период такого отдыха за лицом сохраняется его должность и денежное содержание. Согласно ст. 46 ФЗ №79 оплачиваемый отпуск служащего состоит из:
Основной отпуск составляет 30 календарных дней. Дополнительные дни предоставляются за выслугу:
Вам также будет интересно:
При увольнении все неиспользованные дни отпуска должны быть компенсированы. При этом основание расторжения служебного контракта значения не имеет, не важно сокращение это или уход по собственному желанию.
Специальная компенсация
Отсутствие выходного пособия – это одно из главных отличий процедуры сокращения государственного служащего. Увольняемый из госслужбы в порядке п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ №79 в любом случае получает 4 денежных содержания. Если сокращение проходит в районах Крайнего Севера или приравненных местностях, сотруднику могут выплатить содержание еще и за пятый и шестой месяц, но только при соблюдении следующих требований:
В случае сокращения обычного работника, который не является госслужащим, обязательна выплата выходного пособия. При этом увольняемый при расторжении трудового договора сразу получает пособие в объеме 1 среднего заработка за месяц. Далее человек может потребовать компенсацию за второй и третий месяц, но только если он:
Возмещение за третий месяц перечисляется в исключительных ситуациях по решению органа службы занятости. Работники, которых уволили по сокращению из организаций, находящихся в Крайнем Севере или приравненных местностях, получают выплаты в размере среднего заработка за второй и третий месяц поиска работы, а в исключительных случаях – и за четвертый, пятый и шестой месяц.
Таблица №2. Сравнение выплат при сокращении государственных служащих и обычных работников.
Название выплаты | Государственный служащий | Обычный работник (не госслужащий) |
---|---|---|
Плата за фактически отработанный период | Денежное содержание | Зарплата |
Денежная компенсация неиспользованного отпуска | Полагается | Полагается |
Вых. пособие | Не полагается | Полагается в объеме 1-го среднемесячного заработка. |
Возможны выплаты выходного пособия:
Северяне и работники приравненных местностей, уволенные в связи с сокращением, имеют право на выходное пособие:
Примечание. Работодатель вправе сразу при увольнении, кроме обязательного выходного пособия, выплатить работнику единовременную компенсацию в размере двукратного среднемесячного заработка.
Работники Крайнего Севера и приравненных местностей могут получить содержание за пятый и шестой месяц в статусе безработного, но только при наличии соответствующего решения службы занятости.
Возмещение за досрочное увольнение
При сокращении штата представитель нанимателя обязан информировать сотрудника за 2 месяца до даты увольнения. Но госслужащий вправе не отрабатывать эти 2 месяца и может уволиться досрочно. Обычно такое случается, если человек успел самостоятельно подыскать себе новое место.
Согласно ч. 7 ст. 31 ФЗ №79 представитель нанимателя расторгает служебный контракт до истечения предупредительного срока, если увольняемый субъект дал на это свое письменное согласие. При этом служащему должны выплатить дополнительную компенсацию.
Заключение
В 2019 году Министерство финансов сообщило о масштабных сокращениях штатов госслужащих по всей России. Массовые увольнения должны были стартовать в 2020 году, но в связи с пандемией коронавируса и ее экономическими последствиями реорганизация госаппарата фактически была отложена.
Вам также будет интересно:
Источники:
Насколько полезной оказалась эта статья?
Средний рейтинг 5 / 5. Всего голосов: 13
БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ всегда доступны для Вас! Именно Вашу проблему можно решить так: