выплаты россии по внешним долгам в 2021 году по месяцам
Выплата внешнего долга России – 2021
Каков объем погашения внешней задолженности РФ в 2021 году?
Сколько предстоит заплатить иностранным кредиторам?
По данным ЦБ, совокупные платежи госорганов, банков, корпоративного сектора в т.г. составят примерно 69 млрд. долларов США.
Выплата внешнего долга России – 2021. График по месяцам
В 1 квартале расходы на погашение задолженности могут достичь 16,270 млрд. USD, в том числе 12.915 млрд. – возврат «тела» долга, 3.355 млрд. – процентов по нему.
в январе – 5,937 млрд. долларов (4.933 – основной долг, 1.004 – проценты);
в феврале – 5,744 млрд. долларов (4.734 – основной долг, 1.010 – проценты);
в марте – 4,589 млрд. долларов (3.248 – основной долг, 1.341 – проценты).
Во 2 квартале 2020г. выплаты оцениваются в 16,919 млрд. USD, из них 13.154 млрд. – основная сумма, 3.765 млрд. – проценты.
в апреле – 6,849 млрд. долларов (5.347 – основной долг, 1.502 – проценты);
в мае – 4,355 млрд. долларов (3.400 – основной долг, 0.955 – проценты);
в июне – 5,715 млрд. долларов (4.407 – основной долг, 1.308 – проценты).
В течение 3 квартала на указанные цели может быть потрачено 14,038 млрд. USD, в том числе 11.081 млрд. – основная сумма, 2.957 млрд. – проценты.
в июле – 3,273 млрд. долларов (2.378 – основной долг, 0.895 – проценты);
в августе – 3,961 млрд. долларов (3.090 – основной долг, 0.871 – проценты);
в сентябре – 6,804 млрд. долларов (5.613 – основной долг, 1.191 – проценты).
В 4 квартале предстоит заплатить 21.741 млрд. USD, из них 17.742 млрд. – основная сумма, 3.999 млрд. – проценты.
Таким образом, наибольшие выплаты по внешнему долгу РФ в 2021г. (на текущий момент) запланированы на апрель и сентябрь.
При этом ежемесячные цифры могут корректироваться в рамках финансового года.
В целом, платежи России по внешнему долгу в т.г. ожидаются ниже, чем в 2020-м.
Для сравнения – объем погашения внешней задолженности РФ в 2015, в 2016, в 2017, в 2018, в 2019, в 2020 годах.
Российский госдолг через три года достигнет 21,3% ВВП
Для поддержки экономики во время пандемического кризиса и покрытия дефицита федерального бюджета правительству России пришлось пойти на резкое увеличение госзаимствований — в результате уровень долга федерального правительства к концу 2023 года достигнет 21,3% ВВП, а расходы на его обслуживание возрастут практически вдвое, с 900 млрд руб. в 2020 году более чем до 1,6 трлн руб. в 2023 году.
РБК ознакомился с пояснительной запиской к проекту федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов. Ее подлинность подтвердил источник, близкий к правительству. В среду, 16 сентября, бюджетный пакет будет рассмотрен на заседании правительства.
Наращивание долгов
В докризисном 2019 году чистый государственный долг ушел в отрицательную зону: то есть если бы России вдруг понадобилось немедленно погасить все свои долги, это можно было бы сделать за счет одних только депозитов госорганов в ЦБ и коммерческих банках. Но спустя год долг федерального правительства на фоне пандемического кризиса и падения цен на нефть начал расти и к лету 2020 года превысил ликвидные резервы государства.
Если по итогам 2019 года уровень госдолга составлял 12,3% ВВП (13,6 трлн руб.), то уже в 2020 году он, по оценке Минфина, возрастет до 19% ВВП (20,3 трлн руб.).
В 2021 году российский госдолг достигнет 20,3% ВВП (23,5 трлн руб.), в 2022 году увеличится до 20,8% ВВП (25,8 трлн руб.), а в 2023 году достигнет 21,3% ВВП (28,3 трлн руб.), следует из пояснительной записки к проекту бюджета. Объем внешнего госдолга будет держаться на уровне 5,1–5,3 трлн руб. на протяжении ближайших трех лет. В общем объеме госдолга будут преобладать внутренние заимствования, уточняет Минфин.
Министр финансов Антон Силуанов предупреждал, что уже в следующем году Россия подойдет к черте около 20% госдолга к ВВП, называя такой уровень «неопасным», однако «переходить за него было бы нецелесообразно». «Мне казалось, что это была краткосрочная реакция на ситуацию с коронавирусом, мы ее закрыли, но дальше следовать [по такому пути] не стоит», — считает министр. Страны, которые выпускают госдолг из-под контроля, сталкиваются с «очень большими проблемами», и низкий контролируемый долг — «большое преимущество» России, поддерживала главу Минфина председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.
Какие уровни госдолга опасны
20% ВВП — это не какая-то объективная граница, при пересечении которой нарушается долговая устойчивость, замечает замдиректора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов. Категория безопасного уровня госдолга многомерна и очень условна: важны стоимость обслуживания, валютная структура и профиль погашения, какие держатели и другие факторы, добавляет он. «По большинству метрик долговой нагрузки Россия останется относительно далеко от уровней, которые обычно в мире начинают считать тревожными, даже после очень крупных заимствований 2020–2021 годов», — уверен Куликов.
Сомнения в возможности обслуживать долг, как правило, возникают в странах с уровнем долга выше 40–50% ВВП (у России, согласно проекту, менее 22% к 2024 году), продолжает он. Проблемы в обслуживании периодически возникают у стран с долгом, преимущественно номинированным в иностранной валюте, — у России, напротив, после новых размещений на 70–80% долг будет рублевым.
Но если ежегодное обслуживание долга стоит правительству более 10% доходов и нет достаточно емкого постоянно открытого рынка заимствований, нагрузка иногда считается чрезмерной, замечает Куликов. «Если считать реальными долгосрочные рублевые ставки 6–7%, то для достижения этой условной границы (10% доходов) долг федерального бюджета в России должен приближаться к 30% ВВП. В этом смысле грань 21–22% еще достаточно комфортна», — полагает он.
Дефицит бюджета
Госзаимствования станут основным источником финансирования дефицита федерального бюджета, который в 2020 году оценивается на уровне 4,4% ВВП, следует из проекта госбюджета. Дефицит федерального бюджета прогнозируется на протяжении всех трех лет: в 2021 году — 2,4% ВВП, в 2022 году — 1% ВВП, в 2023 году — 1,1% ВВП.
Использованный для бюджетных проектировок обновленный прогноз Минэкономразвития может быть несколько оптимистичен в том, что касается ненефтегазовых налоговых доходов, что потенциально может привести к недооценке дефицита бюджета, предупреждает Куликов. Минэкономразвития улучшило прогноз спада ВВП России из-за пандемии COVID-19 и обвала цен на нефть в 2020 году до 3,9% вместо 4,8% согласно июньскому прогнозу.
В 2020 году для покрытия дефицита федерального бюджета Минфин задействует 342,1 млрд руб. из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), говорится в проекте бюджета. В 2021 году Минфин планирует продолжать использовать ФНБ для компенсации выпадающих нефтегазовых доходов, а с 2022 года — уже нет. «В 2022 году согласно бюджетным правилам с учетом прогнозных цен на нефть не предполагается использование средств ФНБ на финансирование дефицита федерального бюджета», — уточняется в пояснительной записке.
С учетом курсовой разницы на конец 2021 года объем ФНБ (с учетом менее ликвидных активов, таких как акции Сбербанка) составит 12,49 трлн руб., на конец 2022 года — 12,64 трлн руб., на конец 2023 года — 13,47 трлн руб.
Бюджетная консолидация
В 2021–2023 годах прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении с 17,8 трлн руб. в 2020 году до 18,76 трлн руб. в 2021 году (+5,1% к 2020 году), 20,6 трлн руб. в 2022 году и 22,3 трлн руб. в 2023 году, говорится в проекте госбюджета.
Расходы федерального бюджета в 2021 году в номинальном выражении составят 21,5 трлн руб. после 22,56 трлн руб. в 2020 году. В 2022 году расходы вырастут до 21,9 трлн руб., в 2023 году — до 23,67 трлн руб. Однако в отношении к ВВП ожидается снижение бюджетных расходов с 21,1% ВВП в 2020 году до 18,6% ВВП к 2021 году и до 17,8% ВВП к 2023 году.
Несмотря на рост номинальных расходов, видна запланированная консолидация бюджета более чем на 2,5 п.п. ВВП в 2021 году, а ненефтегазовый дефицит планируется снизить почти до уровня 2019 года к 2022 году, отмечает Куликов. Это позволит в итоге вернуться к работе по бюджетному правилу с неизменными параметрами, заключает Куликов.
В 2020 году правительство временно смягчило бюджетное правило, которое в норме ограничивает расходы бюджета суммой базовых нефтегазовых доходов, ненефтегазовых доходов, процентных расходов и 0,5% ВВП. Ненефтегазовые доходы в этом году снизились относительно изначального закона о бюджете, и расходы по правилу должны были бы тоже сократиться. Но Минфин, наоборот, планирует нарастить их до 22,6 трлн руб. (оценка из проекта госбюджета) по сравнению с изначально заложенными 19,7 трлн руб., чтобы простимулировать затронутую пандемией экономику и поддержать доходы населения. Если будут использованы переходящие остатки 2019 года, общие расходы в 2020 году могут достичь 23,7 трлн руб., следует из бюджетной росписи Минфина.
Оценка фактических платежей по внешнему долгу нефинансовых организаций во втором полугодии 2021 года
Согласно данным макроэкономической статистики, в кварталах 2021 года сумма платежей по внешнему долгу нефинансовых организаций, включая основной долг и проценты, составляет 9,7 и 20,3 млрд долларов США соответственно.
Если исключить внутригрупповые платежи, то чистые выплаты в III квартале 2021 года могут составить 7,8 млрд долларов США (на 15% ниже, чем годом ранее) и в IV квартале 2021 года — 16,3 млрд долларов США (на 17% ниже, чем годом ранее). Остаток суммы приходится на внутригрупповые платежи (определенные по 40 российским компаниям из числа крупнейших заемщиков на внешнем рынке).
В сентябре значимый объем общих предстоящих платежей, как отмечалось ранее, сформирован преимущественно за счет внутригруппового финансирования, сроки исполнения обязательств по которому в предыдущие периоды регулярно продлевались.
Традиционно существенные объемы выплат, по данным макростатистики, приходятся на декабрь (12 млрд долларов США), но, как показывает исторический опыт, значительная часть этих платежей обычно пролонгируется или рефинансируется.
Проведенный Банком России опрос крупнейших компаний показывает, что доля внутригрупповых займов в общем объеме выплат по внешним долгам крупных заемщиков составляет в 2021 году: 10% — в июле, 2% — в августе, 58% — в сентябре, 11% — в октябре, 25% — в ноябре и 78% — в декабре.
График предстоящих платежей по внешним долгам 40 крупнейших заемщиков — нефинансовых организаций во втором полугодии 2021 года*
Показатели | 2021 год | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | |
Общие предстоящие выплаты, млн долларов США | 1 318 | 1 236 | 2 862 | 1 591 | 2 560 | 4 042 |
Чистые выплаты, млн долларов США | 1 190 | 1 212 | 1 211 | 1 417 | 1 920 | 900 |
Доля внутригруппового финансирования | 10% | 2% | 58% | 11% | 25% | 78% |
* Показатели за III квартал скорректированы с учетом актуализированных данных из контрактов, поставленных уполномоченными банками на учет, в соответствии с Инструкцией Банка России от 16.08.2017 № «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».
Оценка фактических платежей по внешнему долгу нефинансовых организаций в IV квартале 2021 года – I квартале 2022 года
Согласно данным макроэкономической статистики в IV квартале 2021 года — I квартале 2022 года сумма платежей по внешнему долгу нефинансовых организаций, включая основной долг и проценты, составляет 20,3 и 13,6 млрд долл. США соответственно.
Традиционно существенные объемы выплат по данным макростатистики приходятся на декабрь (порядка 12 млрд долл. США), но, как показывает исторический опыт, значительная часть этих платежей обычно пролонгируется или рефинансируется.
Если исключить внутригрупповые платежи, то чистые выплаты в IV квартале 2021 года могут составить до 15,7 млрд долл. США (на 27% меньше, чем годом ранее) и в I квартале 2022 года — до 10,2 млрд долл. США (на 14% меньше, чем годом ранее). Остаток суммы приходится на внутригрупповые платежи (определенные по 40 российским компаниям из числа крупнейших заемщиков на внешнем рынке).
Несколько большие в сравнении с другими рассматриваемыми месяцами чистые выплаты в марте связаны с плановыми погашениями публичных заимствований в виде еврооблигаций рядом крупных нефинансовых организаций, обладающих, по нашим оценкам, достаточным запасом валютной ликвидности для исполнения долговых обязательств.
Проведенный Банком России опрос крупнейших компаний показывает, что доля внутригрупповых займов в общем объеме выплат по внешним долгам крупных заемщиков составляет в 2021 году: 10% — в октябре, 25% — в ноябре, 81% — в декабре; в 2022 году: 75% — в январе, 37% — в феврале и 0% в марте.
График предстоящих платежей по внешним долгам 40 крупнейших заемщиков — нефинансовых организаций в IV кв. 2021 г. — I кв. 2022 г.*
Показатели | 2021 г. | 2022 г. | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | |
Общие предстоящие выплаты, млн долл. США | 1 567 | 2 560 | 4 759 | 3 757 | 1 211 | 4 405 |
Чистые выплаты, млн долл. США | 1 417 | 1 920 | 900 | 925 | 643 | 4 403 |
Доля внутригруппового финансирования | 10% | 25% | 81% | 75% | 47% | 0% |
* Показатели за IV квартал скорректированы с учетом актуализированных данных из контрактов, поставленных уполномоченными банками на учет, в соответствии с Инструкцией Банка России от 16.08.2017 № «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».
Госдолг России достиг 20,4 трлн рублей — это сколько?
Государственный долг — это сумма, которую федеральный бюджет задолжал гражданам и компаниям внутри страны, а также зарубежным компаниям — например, банкам или владельцам облигаций.
За первое полугодие 2021 года госдолг России вырос на 7,8% — или примерно на 1,5 трлн рублей — и составил 20,4 трлн. Такие большие деньги представить сложно, поэтому мы посмотрели, с чем можно сравнить эту сумму.
Бюджет России на 2021 год
Можно год не собирать никаких налогов и не продавать ресурсы за рубеж, а у государства все равно будут деньги на медицину, образование, дороги, армию и другие расходы
Годовой ВВП Финляндии
Если все жители этой страны целый год не будут ходить на работу, в экономике страны ничего не изменится. Зато граждане смогут хорошенько отдохнуть
85% долгов россиян перед банками
Можно уменьшить за счет государства долги россиян по ипотеке и потребительским кредитам почти в семь раз
185 млн iPhone 13 Pro Max
По одному смартфону для каждого россиянина, а детям — по два
Выручка РЖД за 11 лет и 3 месяца
Если государство компенсирует эти деньги РЖД, россияне смогут все это время бесплатно путешествовать по железной дороге, а компании — перевозить грузы
3,1 млн секций бетонного забора
Получится построить стену высотой 1,6 км вдоль всей сухопутной границы России — это 14,5 тысячи километров. Ни один нарушитель не пройдет
278,5 млрд порций борща
Хватит, чтобы все россияне целый год питались только этим блюдом — пять раз в день