выплаты ссср по ленд лизу сша

Цена ленд-лиза. Какой вклад в Победу сделали поставки в СССР из США?

выплаты ссср по ленд лизу сша. выплаты ссср по ленд лизу сша фото. картинка выплаты ссср по ленд лизу сша. смотреть фото выплаты ссср по ленд лизу сша. смотреть картинку выплаты ссср по ленд лизу сша.

выплаты ссср по ленд лизу сша. выплаты ссср по ленд лизу сша фото. картинка выплаты ссср по ленд лизу сша. смотреть фото выплаты ссср по ленд лизу сша. смотреть картинку выплаты ссср по ленд лизу сша.

выплаты ссср по ленд лизу сша. выплаты ссср по ленд лизу сша фото. картинка выплаты ссср по ленд лизу сша. смотреть фото выплаты ссср по ленд лизу сша. смотреть картинку выплаты ссср по ленд лизу сша. выплаты ссср по ленд лизу сша. выплаты ссср по ленд лизу сша фото. картинка выплаты ссср по ленд лизу сша. смотреть фото выплаты ссср по ленд лизу сша. смотреть картинку выплаты ссср по ленд лизу сша.

Кому война, а кому мать родна

О первых поставках вооружений в аренду договорились Черчиль с Рузвельтом еще в 1940 году. В разгар войны с фашистской Германией Великобритания попросила и получила у США полсотни эсминцев в обмен на британские военно-морские и воздушные базы в Атлантическом океане.

Американские промышленники получили огромные госзаказы, так что ленд-лиз хорошо сработал на развитие экономики США. Да и правительство не осталось внакладе.

Получатели помощи должны были отчитаться за всю уничтоженную или использованную в боевых действиях технику и расплатиться за имущество, оставшееся после войны и пригодное для использования в гражданских целях. Для этого США предоставляли долгосрочные кредиты.

Впрочем, с «помощниками» расплачивались не только деньгами. На основе положений закона о ленд-лизе заключались соглашения, которые обязывали страны – получатели «содействовать защите США», предоставляя имеющиеся у них материалы, услуги и информацию.

Суть и схему ленд-лиза образно описал президент Теодор Рузвельт. При пожаре нужно передать шланг с водой соседу, чтобы пламя от него не перекинулось твой собственный дом. Не нужно требовать, чтобы сосед оплатил стоимость шланга, достаточно, чтобы он вернул шланг после того, как закончится пожар.

Так оно и вышло. Наша страна расплачивалась с долгами по ленд-лизу вплоть до 2006 года.

Поставки в СССР

После переговоров, проведенных в конце сентября в Москве представителями СССР, США и Великобритании, с ноября 1941 года на СССР распространили действие закона о ленд-лизе.

30 октября Рузвельт сообщил Сталину, что США будут осуществлять поставки под беспроцентный заем на сумму в 1 млрд. долл. с оплатой в течение десяти лет, начиная с шестого года после окончания войны.В ходе войны были подписаны еще три протокола, в соответствии с которыми устанавливались максимальные объемы военных и гражданских материалов, предоставляемых Советскому Союзу.

По сей день историки и эксперты спорят по поводу объемов и стоимости поставок по ленд-лизу.

По американским официальным данным, на конец сентября 1945 года из США в СССР было отправлено 14 795 самолетов, 7056 танков, 8218 артиллерийских орудий, 131 600 пулеметов.

Например, СССР за годы войны построил всего 137,3 тысяч боевых самолетов, 116,1 тысяч танков и самоходных установок, около 3,2 млн всех видов артиллерийских орудий.

Есть данные о том, что военные поставки США за годы войны составили 4% к военному производству СССР.

Так что заявления о том, что гитлеровскую Германию Советский Союз победил американским оружием – откровенная глупость и пропаганда.

Но и отрицать то, что поставки из США внесли свой весомый вклад в нашу Победу – нечестно и несправедливо.

Сразу после войны в 1946-1947 годах советские власти официально заявляли, что поставки США и других стран «содействовали успехам Красной Армии в деле освобождения родной земли от фашистских захватчиков и в деле ускорения общей победы союзников над гитлеровской Германией и ее сателлитами».

В дальнейшем эту тему стали все чаще замалчивать.

Самое ценное

Первые самолеты и первые морские конвои с грузами по ленд-лизу пришли в самый трудный период войны – в конце 1941- начале 1942 года.

К этому времени огромное количество военной техники было уничтожено и потеряно во время отступления Красной Армии, в том числе около пяти тысяч новых самолетов, которые гитлеровцы разбомбили прямо на аэродромах в первые же дни войны.

Эвакуированные заводы только начали разворачивать за Уралом, так что каждый американский самолет, танк и пушка были нужны и важны. И они сражались в небе над Ленинградом и Финским заливом, на полях Юго-Западного и других фронтов.

В сражающемся СССР, где была уничтожена половина мобилизационных запасов продуктов питания, ценность имела и каждая банка американской тушенки.

Почти четверть американского ленд-лиза составляло именно продовольствие. Объем поставок оценивается в 1,5 млн.тонн.

В том числе 250 тыс. тонн той самой тушёнки, 12 тыс. тонн сливочного масла, 630 тыс. тонн сахара, 967 тыс. тонн муки и пшеницы продовольствия.

Ближе к концу войны необходимость в американском оружии становилась все меньше, поскольку в СССР было налажено производство новых более совершенных образцов. Например, полученные в третьем периоде войны комплексы зенитной артиллерии лишь частично были использованы в войсках ПВО, а 40-мм зенитные пушки так и остались на базах до конца войны.

Подвиги конвоя

Правда, и поставки по ленд-лизу обошлись обеим сторонам в тысячи жизней.

Американские и советские летчики и моряки совершали беспрецедентные подвиги, перегоняя самолеты и перевозя грузы через половину земного шара.

Но около1 млн. тонн помощи США до Советского Союза так и не дошло – грузы были уничтожены Германией в процессе транспортировки.

А в Северной Антлантике погибали американские летчики и моряки, сопровождавшие караваны, которые отправлялись из Рейкьявика в Мурманск, Северодвинск, Архангельск с грузами, поставляемыми по ленд-лизу.

Немецкая разведка довольно быстро получила точные координаты маршрутов этих караванов и их военных конвоев.

Расплата за ленд-лиз

Советско-американские переговоры 1948-1949 года были безрезультатны, поскольку Советский Союз был категорически не согласен с этой суммой. В 1951 году американское правительство дважды снижало сумму долга до 800 миллионов долларов, СССР соглашался выплатить только 300 миллионов долларов.

Соглашение о выплате долгов за поставки по ленд-лизу было подписано в 1972 году. СССР обязался выплатить 722 миллиона долларов, включая проценты, к 2001 году. В 1973 году был сделан платеж в 48 миллионов долларов, а потом выплаты долга приостановили после того как США стали применять к СССР дискриминирующие меры в торговле (поправка Джексона-Вэника).

После развала СССР Российская Федерация в апреле 1993 года взяла на себя выплату всех советских долгов, в том числе и обязательств по ленд-лизу перед США.

Советский долг за поставки по ленд-лизу был окончательно выплачен и закрыт в рамках расчетов с «Парижским клубом» 21 августа 2006 года.

Никто из представителей власти США не вспомнил и не посчитал, сколько жизней американских солдат сохранил Советский Союз, который «тушил пожар» войны в одиночку до высадки войск союзников в Нормандии. Тех самых союзников, которые обещали открыть второй фронт в 1942 году, а открыли только 6 июня 1944 года.

Народная помощь русским в войне

По-настоящему бескорыстная помощь поступала в Советский Союз только от простых американцев и англичан.

Сборы проходили под лозунгом «Помощь России ускоряет победу!».

В начале войны на собранные средства в основном закупали лекарства и оборудование для госпиталей, а в 1943-1944 году собирали в основном одежду для гражданского населения и семена для восстановления сельского хозяйства Советского Союза. И это при том, что в военный период большинство американцев могли купить одежду только по карточкам.

В конце войны представители Комитета открыто заявляли, что американская общественность просто обязана помочь Советскому Союзу, который своими героическими боевыми действиями освободил американцев от масштабного участия в войне и тем самым сохранил их жизни.

К сожалению, в дальнейшем включилась антисоветская пропагандистская машина, которая на долгие годы заставила многих американцев забыть эту простую истину.

Фонд помощи Красному Кресту России под руководством супруги британского премьер-министра Клементины Черчилль собрал восемь миллионов фунтов стерлингов за 1941-1945 годы.

На эти деньги, внесенные гражданами Великобритании, закупали и отправляли в сражающийся СССР лекарства, оборудование и мебель для госпиталей, причем зачастую по спискам, составленным Главным военно-санитарным управлением Красной Армии.

Примечательно, что деятельность этих общественных фондов помощи России продолжалась и после победного мая 1945-го, пока ее не свернули правительства США (в 1946 году) и Великобритании (в 1948 году).

На смену Второй мировой войне с Германией и Японией пришла «холодная война» с СССР.

Источник

Ленд-лиз. Мифы и реальность

выплаты ссср по ленд лизу сша. выплаты ссср по ленд лизу сша фото. картинка выплаты ссср по ленд лизу сша. смотреть фото выплаты ссср по ленд лизу сша. смотреть картинку выплаты ссср по ленд лизу сша.

История ленд-лиза мифологизирована как противниками советской власти, так и её сторонниками. Первые считают, что без военных поставок из США и Англии СССР не смог бы выиграть войну, вторые – что роль этих поставок совсем несущественна. Предлагаем вашему вниманию взвешенный взгляд на этот вопрос историка Павла Сутулина, первоначально опубликованный у него в ЖЖ.

Ленд-лиз (от англ. «lend» — давать взаймы и «lease» — сдавать в аренду) – своеобразная программа кредитования союзников Соединенными Штатами Америки посредством поставок техники, продуктов питания, оборудования, сырья и материалов. Первый шаг к ленд-лизу был сделан США 3 сентября 1940 года, когда американцы передали Британии 50 старых эсминцев в обмен на британские военные базы. 2-го января 1941 года сотрудник Министерства финансов Оскар Кокс подготовил первый проект закона о ленд-лизе. 10-го января этот законопроект был передан в Сенат и Палату представителей. 11 марта Закон получил одобрение обеих палат и подписан президентом, а спустя три часа президент подписал и две первые директивы к этому закону. Первая из них предписывала передать Британии 28 торпедных катеров, а вторая – предать Греции 50 75-мм пушек и несколько сот тысяч снарядов. Так началась история ленд-лиза.

Суть ленд-лиза была, в общем-то, довольно проста. Согласно закону о ленд-лизе, США могли поставлять технику, боеприпасы, оборудование и проч. странам, оборона которых была жизненно важной для самих Штатов. Все поставки проходили бесплатно. Вся техника, оборудование и материалы, истраченные, израсходованные или уничтоженные во время войны, оплате не подлежали. Имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, должно было быть оплачено.

выплаты ссср по ленд лизу сша. выплаты ссср по ленд лизу сша фото. картинка выплаты ссср по ленд лизу сша. смотреть фото выплаты ссср по ленд лизу сша. смотреть картинку выплаты ссср по ленд лизу сша.Поставки по ленд-лизу в СССР и их вклад в победу

Таким образом, ленд-лизовские танки составили 12,3% от общего количество произведенных/поставленных в СССР танков в 1941-1945 годах. Кроме танков, в СССР поставлялись и ЗСУ/САУ. ЗСУ: М15А1 — 100 шт., М17 — 1000 шт.; САУ: Т48 — 650 шт., М18 — 5 шт., М10 — 52 шт. Итого было поставлено 1807 единиц. Всего за войну в СССР было произведено и получено 23,1 тыс. единиц САУ. Таким образом, доля полученных СССР по ленд-лизу САУ равна 7,8 % от общего числа полученной за войну техники такого типа. Помимо танков и САУ в СССР поставлялись и бронетранспортеры: английские “Универсал Керриер” — 2560 шт. (в том числе из Канады — 1348 шт.) и американские М2 — 342 шт., М3 — 2 шт., М5 — 421 шт., М9 — 419 шт., Т16 — 96 шт., М3А1 “Скаут” — 3340 шт., LVT — 5 шт. Всего: 7185 единиц. Поскольку БТРы в СССР не производились, ленд-лизовские машины составляли 100% советского парка этой техники. Критика ленд-лиза очень часто обращают внимание на низкое качество поставлявшейся союзниками бронетехники. Эта критика действительно имеет под собой определенные основания, поскольку американские и британские танки по ТТХ зачастую уступали и советским, и немецким аналогам. Особенно учитывая то, что союзники обычно поставляли СССР не самые лучшие образцы своей техники. К примеру, наиболее совершенные модификации «Шермана» (М4А3Е8 и «Шерман Файрфлай») в Россию не поставлялись.

выплаты ссср по ленд лизу сша. выплаты ссср по ленд лизу сша фото. картинка выплаты ссср по ленд лизу сша. смотреть фото выплаты ссср по ленд лизу сша. смотреть картинку выплаты ссср по ленд лизу сша.По ленд-лизу было поставлено 8 тыс. зенитных и 5 тыс. противотанковых орудий. Всего же СССР получил 38 тыс. единиц зенитной и 54 тыс. противотанковой артиллерии. То есть доля ленд-лиза в этих типах вооружения составляла соответственно 21% и 9%. Однако если брать все советские орудия и минометы в целом (поступления за войну – 526, 2 тыс.), то доля иностранных орудий в ней составит лишь 2,7%.

В годы войны СССР по ленд-лизу были переданы 202 торпедных катера, 28 сторожевых кораблей, 55 тральщиков, 138 охотников за подводными лодками, 49 десантных кораблей, 3 ледокола, около 80 транспортных судов, около 30 буксиров. Всего около 580 судов. Всего же СССР за годы войны получил 2588 судов. То есть доля ленд-лизовской техники – 22,4%.

За годы войны в СССР по ленд-лизу было поставлено 242,3 тыс. тонн автомобильного бензина (2,7% от общего производства и поступления а/м бензина в СССР). Ситуация с авиационным бензином выглядит следующим образом: из США было поставлено 570 тыс. тонн бензина, из Британии и Канада – 533,5 тыс. тонн. Кроме того, из США, Британии и Канады было поставлено 1483 тыс. тонн светлых бензиновых фракций. Из светлых бензиновых фракций в результате риформинга производится бензин, выход которого равен примерно 80%. Таким образом, из 1483 тыс. тонн фракций может быть получено 1186 тыс. тонн бензина. То есть общие поставки бензина по ленд-лизу можно оценить в 2230 тыс. тонн. В СССР за войну было произведено около 4750 тыс. тонн авиационного бензина. Вероятно, в это число включен и бензин, произведенный из поставленных союзниками фракций. То есть производство СССР бензина из собственных ресурсов можно оценить примерно в 3350 тыс. тонн. Следовательно, доля ленд-лизовского авиационного топлива от общего количества бензина, поставленного и произведенного в СССР, равна 40%.

В СССР было поставлено 622,1 тыс. тонн железнодорожных рельсов, что равно 36% от общего количества рельсов, поставленных и произведенных в СССР. В ходе войны было поставлено 1900 паровозов, в то время как в СССР за 1941-1945 годы было произведено 800 паровозов, из них в 1941 – 708. Если принять число произведенных с июня по конец 1941 года паровозов за четверть от общего объема производства, то количество паровозов, произведенных за время войны, станет равным примерно 300 штукам. То есть доля ленд-лизовских паровозов в общем объеме паровозов, произведенных и поставленных в СССР, равна приблизительно 72%. Кроме того, в СССР было поставлено 11075 вагонов. Для сравнения в 1942-1945 годах в СССР было произведено 1092 ж/д вагона. За годы войны по ленд-лизу было поставлено 318 тыс. тонн взрывчатых веществ (из них США – 295,6 тыс. тонн), что составляет 36,6% от общего производства и поставок ВВ в СССР.

выплаты ссср по ленд лизу сша. выплаты ссср по ленд лизу сша фото. картинка выплаты ссср по ленд лизу сша. смотреть фото выплаты ссср по ленд лизу сша. смотреть картинку выплаты ссср по ленд лизу сша.

По данным, сведенным в диаграмму №2 видно, что даже по основным типам поставок доля ленд-лизовской продукции в общем объеме производства и поставок в СССР не превышает 28%. В целом же доля ленд-лизовской продукции в общем объеме произведенных и поставленных в СССР материалов, оборудования, продовольствия, техники, сырья и проч. Обычно оценивается в 4%. По моему мнению, эта цифра, в общем, отражает реальное положение дел. Таким образом, можно с определенной долей уверенности заявлять, что ленд-лиз не оказал никакого решающего воздействия на возможности СССР по ведению войны. Да, по ленд-лизу поставлялись такие типы техники и материалов, которые составили большую часть от общего производство таковых в СССР. Но стало ли бы критичным отсутствие поставок этих материалов? На мой взгляд, нет. СССР вполне мог перераспределить производственные усилия так, чтобы обеспечить себя всем необходимым, включая и алюминий, и медь, и локомотивы. Мог ли СССР обойтись вообще без ленд-лиза? Да, мог. Но вопрос в том, чего бы это ему стоило. Не будь ленд-лиза, СССР мог пойти двумя путями решения проблемы дефицита тех товаров, которые по оному ленд-лизу поставлялись. Первый путь – просто закрыть на этот дефицит глаза. В результате в армии наблюдался бы недостаток автомобилей, самолетов и еще ряда наименований техники и оборудования. Тем самым, армия, безусловно, была бы ослаблена. Второй вариант – увеличить собственное производство поставлявшейся по ленд-лизу продукции посредством привлечения к процессу производства лишней рабочий силы. Силу эту, соответственно, можно было взять только на фронте, и тем самым опять же ослабить армию. Таким образом, при выборе любого из этих путей РККА оказывалась в проигрыше. Как следствие – затягивание войны и лишние жертвы с нашей стороны. Иными словами, ленд-лиз хоть и не оказал решающего влияния на исход войны на Восточном фронте, но, тем не менее, спас сотни тысяч жизней советских граждан. И уже за одно это Россия должна быть благодарна своим союзникам.

Говоря о роли ленд-лиза в победе СССР, не стоит забывать и еще о двух моментах. Во-первых, подавляющее большинство техники, оборудования и материалов было поставлено в СССР в 1943-1945 годах. То есть уже после перелома в ходе войны. Так, например, в 1941 году по ленд-лизу было поставлено товаров на сумму примерно 100 млн. долларов, что составило менее 1% от общего объема поставок. В 1942 году этот процент составил 27,6. Таким образом, более 70% поставок по ленд-лизу пришлись на 1943-1945 года, а в самый страшный для СССР период войны помощь союзников была не слишком заметна. В качестве примера на диаграмме №3 можно увидеть, как изменялось в 1941-1945 годах количество самолетов, поставлявшихся из США. Еще более показательный пример – это автомобили: их на 30 апреля 1944 года было поставлено всего 215 тысяч штук. То есть больше половины ленд-лизовских машин были доставлены в СССР в последний год войны. Во-вторых, далеко не вся поставленная по ленд-лизу техника была использована армией и флотом. Например, из 202 поставленных в СССР торпедных катеров, 118 так и не пришлось поучаствовать в боевых действиях Великой Отечественной, поскольку они были ведены в строй после ее окончания. Все 26 полученных СССР фрегатов также вступили в строй лишь летом 1945. Аналогичная ситуация наблюдалась и с другими типами техники.

выплаты ссср по ленд лизу сша. выплаты ссср по ленд лизу сша фото. картинка выплаты ссср по ленд лизу сша. смотреть фото выплаты ссср по ленд лизу сша. смотреть картинку выплаты ссср по ленд лизу сша.Ленд-лизовские грузы попадали в СССР пятью маршрутами: посредством арктических конвоев в Мурманск, по Черному морю, через Иран, через дальний Восток и через советскую Арктику. Наиболее известным из этих маршрутов, безусловно, является мурманский. Героизм моряков арктических конвоев воспет во множестве книг и кинофильмов. Вероятно, именно по этой причине у многих наших сограждан создалось ложное впечатление, что основные поставки по ленд-лизу шли в СССР именно арктическими конвоями. Подобное мнение – чистой воды заблуждение. На диаграмме №4 вы можете увидеть соотношение объема грузоперевозок по различным маршрутам в длинных тоннах. Как мы видим, через русский Север не только не проходила большая часть ленд-лизовских грузов, но этот путь даже не был главным, уступая Дальнему Востоку и Ирану. Одной из главных причин такого положения дел стала опасность северного пути из-за активности немцев. На диаграмме №5 вы можете увидеть, насколько эффективно действовали Люфтваффе и Кригсмарине по арктическим конвоям.

Использование трансиранского пути стало возможным после того, как советские и британские войска (с севера и юга соответственно) вступили на территорию Ирана, а уже 8 сентября было подписано мирное соглашение между СССР, Англией и Ираном, по которому на территории Персии были расквартированы британские и советские войска. С этого момента Иран стал использоваться для поставок в СССР. Ленд-лизовские грузы шли в порты северной оконечности Персидского залива: Басра, Хорремшехр, Абадан и Бандар-Шахпур. В этих портах были устроены авиа- и автосборочные заводы. Из этих портов в СССР грузы шли двумя путями: сухопутным через Кавказ и водным – через Каспийское море. Однако у Трансиранского маршрута, как и арктических конвоев, были свои недостатки: во-первых, он был слишком продолжительным (Путь конвоя от Нью-Йорка до берегов Ирана вокруг южноафриканского мыса Доброй Надежды занимал примерно 75 дней, а затем время уходило еще и проход груза по Ирану и Кавказу или Каспию). Во-вторых, судоходству в Каспии мешала немецкая авиация, только в октябре и ноябре потопившая и повредившая 32 судна с грузами, да и Кавказ был не самым спокойным местом: только в 1941-1943 годах на Северном Кавказе было ликвидировано 963 бандитских группы общей численностью 17513 человек. В 1945 году вместо Иранского пути для поставок стали использовать черноморский маршрут.

Оплата ленд-лиза

Это, пожалуй, главная тема для спекуляций людей, пытающихся как-то очернить программу ленд-лиза. Большинство из них считают своим непременным долгом заявить, что СССР, мол, платил за все поставляемые по ленд-лизу грузы. Разумеется, это является не более чем заблуждением (или сознательной ложью). Ни СССР, ни какие-либо другие страны, получавшие помощь по программе ленд-лиза, в соответствии с законом о ленд-лизу во время войны за эту помощь не платили, так сказать, ни цента. Больше того, как уже писалось в начале статьи, они не обязаны были платить и после войны за те материалы, технику, вооружение и боеприпасы, которые были израсходованы во время войны. Платить нужно было лишь за то, что оставалось после войны в целости и могло быть использовано странами-получательницами помощи. Таким образом, никаких оплат ленд-лиза во время войны не было. Другое дело, что СССР действительно отправлял в США различные товары (в том числе 320 тыс. тонн хромированной руды, 32 тыс. тонн марганцевой руды, а также золото, платину, древесину). Делалось это в рамках программы обратного ленд-лиза. Кроме того, в ту же программу входил бесплатный ремонт американских судов в русских портах и прочие услуги. К сожалению, мне не удалось найти, на какую общую сумму союзникам было предоставлено товаров и услуг в рамках обратного ленд-лиза. Единственный, найденный мною источник, утверждает, что эта самая сумма составила 2,2 млн. долларов. Однако лично я не уверен в аутентичности этих данных. Тем не менее, их вполне можно рассматривать в качестве нижнего предела. Верхним же пределом в таком случае будет являться сумма в несколько сотен миллионов долларов. Как бы то ни было, доля обратного ленд-лиза в общем ленд-лизовском товарообороте между СССР и союзниками не будет превышать 3-4%. Для сравнения, сумма обратного ленд-лиза из Великобритании в США равняется 6,8 млрд. долларов, что составляет 18,3% от общего объема обмена товарами и услугами между этими государствами.

Долг СССР был определен в 1947 году в размере 2,6 млрд. долларов, однако уже в 1948 году эта сумма была снижена до 1,3 млрд. Тем не менее, СССР платить отказался. Отказ последовал и в ответ на новые уступки США: в 1951 году сумма долга вновь была пересмотрена и на этот раз составила 800 млн. Соглашение о порядке погашения долга по оплате ленд-лиза между СССР и США было подписано лишь 18 октября 1972 года (сумма долга вновь была снижена, на этот раз до 722 млн. долларов; срок погашения – 2001 год), причем СССР пошел на это соглашение только при условии предоставления ему кредита Экспортно-импортного банка. В 1973 году СССР произвел два платежа на общую сумму 48 млн. долларов, но затем прекратил выплаты в связи с введением в действие в 1974 году поправки Джексона-Веника к советско-американскому торговому соглашению 1972 года. В июне 1990 г. в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности – 2030 года, и сумма – 674 млн. долларов. В настоящий момент Россия за поставки по ленд-лизу должна США 100 млн. долларов.

Другие виды поставок

Ленд-лиз был единственным значимым типом союзнических поставок СССР. Однако не единственным в принципе. До принятия программы ленд-лиза США и Британия поставляли СССР оборудование и материалы за наличный расчет. Однако размеры этих поставок были довольно малы. Например, с июля по октябрь 1941 года США поставило СССР грузов всего на 29 млн. долларов. Кроме того, в Британии были предусмотрены поставки в СССР грузов в счет долгосрочных кредитов. Причем поставки эти продолжались и после принятия программы ленд-лиза.

Не стоит забывать и о множестве благотворительных фондов, созданных для сбора средств в пользу СССР по всему миру. Оказывали помощь СССР и частные лица. Причем помощь такая шла даже из Африки и Ближнего Востока. Например, в Бейруте была создана «Русская патриотическая группа», в Конго – Общество медицинской помощи России.. иранский купец Рахимьян Гулам Гусейн отправил в Сталинград 3 тонны сушеного винограда. А купцы Юсуф Гафурики и Мамед Ждалиди передали СССР 285 голов скота.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *