выплаты за стаж работы на предприятии
Что такое надбавка за выслугу лет и как она рассчитывается
Надбавка за выслугу лет – это выплаты стимулирующего характера, служащие прибавкой к положенной зарплате. Полагаются представителям разного рода государственных структур. Размер их определяется продолжительностью стажа.
Кто может получить надбавку за выслугу лет?
Выдача стимулирующих выплат определенной категории сотрудников утверждена следующими актами:
Сотрудники, которые имеют право на надбавку за выслугу лет:
На увеличение зарплаты за счет стимулирующих выплат могут рассчитывать:
ВАЖНО! Данный перечень установлен законами РФ. Работодатель обязан исполнять все нормативные акты. Также возможность выплаты надбавки за выслугу лет сотрудникам, которые не упомянуты в законе, можно указать в локальных актах предприятия, если у руководителя есть потребность простимулировать своих сотрудников.
Размер надбавки и нюансы ее расчета
Размер выплат будет определяться в проценте от оклада сотрудника. При этом учитывается продолжительность стажа. Размер надбавки может составлять от 5% до 40% от оклада. Точный процент зависит от должности работника.
Вправе ли организации устанавливать ежемесячную надбавку за выслугу лет? Каков порядок ее установления и оформления?
Государственные и бюджетные служащие
Размер выплат представителям государственной службы установлен пунктом 5 статьи 50 закона «О гражданской службе» №73-ФЗ. В частности, в нормативном акте даны следующие значения:
При вычислении стажа в расчет принимается работа в таких структурах, как:
Данный порядок расчета оговорен пунктом 1 статьи 54 ФЗ «О гражданской службе» №73. Он обозначает следующие особенности начисления стажа:
Порядок расчета надбавки установлен Указом Президента от 19.11.2007 №1534. Нюансы этой процедуры даны в Письме ФНС от 26 июня 2011 года.
Особенности надбавки представителям бюджетных сфер оговорены в законах, касающихся конкретного ведомства. Например, это может быть постановление Правительственного аппарата «О порядке начисления стажа» №43, которое регламентирует надбавки представителям уголовно-исполнительных институтов, налоговой, таможни.
Сотрудники МВД
Размер доплаты сотрудникам МВД оговорен пунктом 7 статьи 2 ФЗ №247:
Расчет стажа будет проводиться по нормам, установленным постановлением Правительственного аппарата «О порядке расчета стажа представителям ОВД» №1158. В этом же постановлении во втором пункте содержится перечень мест службы, которые будут включены в стаж:
В постановлении отдельно оговаривается расчет стажа для представителей ОВД Крыма.
Военные
Надбавки военным утверждены ФЗ «О финансовом довольствии военнослужащих» №306 (размер выплат указан в части 13 статьи 2). Также соответствующая информация дана приказом министра обороны №2700 (размер надбавки установлен пунктом 40). Рассмотрим помесячные выплаты военным, служащим по контракту:
Исчисление продолжительности службы должно производится по ФЗ «О воинской службе» №53.
ВАЖНО! Выплаты проводятся только с момента достижения минимальной планки стажа. В данном случае она составляет 2 года. Надбавка перестает выплачиваться после даты издания приказа об увольнении военного, исключении его из перечня личного состава.
Могут ли рассчитывать на надбавки за стаж пенсионеры?
Ранее пенсионеры получали надбавку за выслугу лет к пенсии. На данный момент норма действовать перестала. Однако нужно сказать, существуют некие региональные нормы, по которым надбавка выплачивается. К примеру, это закон Республики Алтай №25-28, по которому полагаются надбавки за непрерывный стаж. Все нюансы выплат нужно узнавать в органах социальной защиты конкретного региона.
Порядок начисления надбавки
ВАЖНО! Образец приказа об установлении надбавки от КонсультантПлюс доступен по ссылке
При выплате надбавок соблюдаются следующие правила:
Для получения компенсаций сотрудник должен предоставить определенные документы:
Созванная комиссия решает вопрос о начислении надбавки. Решение оформляется в форме протокола, на основании которого руководитель должен издать приказ. В приказе оговаривается сумма надбавки. Копия этого документа прикрепляется к личному делу работника. По достижении новой планки стажа размер надбавки увеличивается. То есть происходит регулярное увеличение зарплаты сотрудника.
Руководитель не имеет права не делать выплаты в том случае, если они положены сотруднику по закону. Однако если надбавка – инициатива самого работодателя, данное решение можно отменить.
Как правило, компенсации положены сотрудникам разного рода государственных структур. Надбавки крайне редко выплачиваются в коммерческих организациях по ряду причин. В частности, это просто невыгодно предпринимателю. Редкий владелец фирмы кровно заинтересован в том, чтобы держать на одном месте сотрудника на протяжении нескольких десятков лет, а данная форма надбавки призвана стимулировать именно это.
Выплаты за стаж работы на предприятии
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Социальной программой предприятия предусмотрена выплата единовременной премии за непрерывный стаж работы на предприятии. Выплата производится на основании приказа при наступлении дат работы в организации 5, 10, 15 и т.д. лет, в трудовых договорах указано, что работодатель несет и другие, кроме прямо перечисленных, обязанности, предусмотренные внутренними документами, указано также про выплату материальных поощрений, установленных для работников общества; премия выплачивается не за счет чистой прибыли и не за счет средств специального назначения или целевых поступлений.
Как отразить начисление данной премии в бухгалтерском и налоговом учете?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Есть основания для отнесения указанной премии к расходам по налогу на прибыль по п. 10 ст. 255 НК РФ.
В бухгалтерском учете при начислении премии производится запись по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда:
Дебет 20 (26, 44. ) Кредит 70
— начислена премия за непрерывный стаж работы.
При этом риск переквалификации данных расходов как не связанных с производством и их оспаривания сведется к минимуму, если в разделе оплата труда трудового договора будет ссылка либо на данный ЛНА или на систему ЛНА организации в принципе, а в название ЛНА (и при необходимости по тексту) будет учтена производственная (стимулирующая) направленность данной премии.
Обоснование позиции:
Налоговый учет
Бухгалтерский учет
Затраты на заработную плату (в том числе на производственные премии) работнику признаются расходами организации по обычным видам деятельности в период начисления заработной платы (пункты 5, 8, 16, 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Для обобщения информации о расчетах с работниками организации по оплате труда предназначен счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
При начислении премии производится запись по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда:
Дебет 20 (26, 44. ) Кредит 70
— начислена премия за непрерывный стаж работы.
Мы полагаем, что риск переквалификации данных расходов как не связанных с производством и их оспаривания сведется к минимуму, если в разделе оплата труда трудового договора будет ссылка либо на данный ЛНА или на систему ЛНА организации в принципе, в названии ЛНА и при необходимости по тексту будет учтена производственная (стимулирующая) направленность данной премии.
Если же указание на социальную направленность выплаты невозможно исправить, то существует риск переквалификации выплаты в непринимаемую в связи с несоответствием критериям п. 1 ст. 252 НК РФ. В таком случае отражение в бухгалтерском учете должно быть в составе прочих расходов, смотрите подробнее Энциклопедию решений. Учет непроизводственных премий.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Артюхина Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации «Содружество» Мельникова Елена
11 сентября 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Приказ о надбавке за выслугу лет
Если организация решила поощрить сотрудника с долгим стажем работы, то издается приказ о надбавке за выслугу лет. На его основании конкретному работнику ежемесячно будет выплачиваться процент от заработной платы, облагаемый налогом.
Где отражается
Что касается учетной политики компании, то основная информация должна быть прописана в Положении об оплате труда (в штатном расписании никакие отметки о стаже не нужны). Также надбавки, при их наличии, перечисляются в коллективном договоре. Существуют и другие способы отражения полагающихся сотруднику надбавок в учетной политике организации.
Важный нюанс: денежное поощрение выдается ежемесячно конкретному лицу, занятому на должности, а не всем сотрудникам с определенной должностью.
Ведь устраиваться на работу они могут в разное время. Следовательно, и стаж рассчитывается индивидуально, и уже исходя из него рассчитывается надбавка. Она для каждой сферы будет разная, в зависимости от норм существующего законодательства.
Терминология
Говоря о сроке пребывания работника на своем рабочем месте в одной организации, стоит иметь в виду, что выслуга лет и трудовой стаж – это разные понятия. Выслуга лет – это особый вид трудового стажа. Она отличается тем, что при ней возникает право на выход на пенсию. Причем этот срок устанавливается для каждой профессии индивидуально.
С момента наступления определенного срока выслуги лет работник вправе уйти на пенсию вне зависимости от возраста. В нашей стране таким правом наделяются некоторые категории:
Причем есть обычный стаж работы, а есть – специальный (с особыми условиями труда). Поэтому при формировании приказа нужно быть особенно внимательным к формулировкам. Если организация относится к вышеперечисленным категориям, то выслуга лет может быть основанием для надбавки.
Если же организация просто хочет поощрить работников, которые служат на ее благо долгое время (но она не относится к военным, государственным и иным сферам, где есть понятие выслуги лет), то стоит издавать приказ о надбавке за трудовой стаж.
Законные основания
Специфика приказа о надбавке за выслугу лет состоит в том, что для каждой сферы действия основания для начисления вознаграждения будут разные. В приведенном примере речь идет о подразделении по защите государственной тайны. Поэтому при оформлении введением к основной части приказа является 22 статья Закона №5485-1 от 21.07.93 г., Постановление №573 от 18.09.06 г. и Разъяснение Минтруда №10 от 23.12.1994 года.
Если бы выплаты полагались работникам муниципального учреждения, то в первой части приказа упоминались бы региональные Положения (разные для каждого региона страны), протоколы заседания комиссии по установлению стажа муниципальной службы (с номерами, датами). И так — для каждой сферы, где предусмотрены надбавки за выслугу лет.
Составные части приказа
Документ состоит из шапки, основных тезисов и подписей в конце. В самом верху необходимо расположить наименование организации. Также для соблюдения общепринятых требований указывают:
После вводной части начинается основная. Она состоит из двух разделов. В первом автор приказа о надбавке за выслугу лет приводит ссылки на законодательные акты, подходящие к конкретной ситуации. Возможно, это будет только один документ, но чаще всего их несколько.
Главная цель этих ссылок – показать законность действий того, кто приказ подписывает. На руководителе организации, от чьего имени издается этот приказ, лежит вся ответственность за выполнение прибавок к зарплате.
После первого раздела основной части располагается второй. В нем обычно указывают:
После этого в некоторых случаях указывается основание. Например, заключение отдела кадровой политики в отношении того или иного сотрудника. В конце приказа, в качестве обязательного атрибута, располагается подпись руководителя. Также необходимо на бумаге иметь «автограф» того работника, которому выписывается надбавка.
Способ надбавки
Надбавка за выслугу лет в большинстве случаев указывается в процентах от оклада. Указывать ее в конкретных суммах будет неэффективно, так как на каждой должности оклад разный, а высчитывать полагающуюся сотруднику надбавку нужно бухгалтеру. Для каждой ситуации этот процент будет разный. Максимально возможный для законодательства – 70% от ставки. Но такое бывает крайне редко. Величина надбавки будет зависеть от количества проработанных сотрудником лет в конкретной организации: чем больше, тем лучше.
Интересно, что здесь неважно, на какой должности служащий находится. Главное – срок работы.
Даже если должность часто менялась, все равно сотрудник оставался в рамках одной организации (либо системы). Так, педагогический стаж не будет зависеть даже от места работы, а только от ее специфики.
Исключения
Рост надбавки за выслугу лет у военнослужащих в последнее время поражает своими масштабами. В 2018 году государство планирует выплачивать 5% за один год выслуги, 20 – за два, 25 – за пять (или за 2, зависит от условий службы), 40% — за 10 лет, 45% — за 15, а за более 25 лет службы этот процент будет составлять 70% от оклада конкретного военнослужащего.
Для судей, например, надбавка может достигать 50% при стаже более 25 лет. Так осуществляется регулировка текучки кадров, улучшаются условия отдельно взятого ответственного сотрудника. Таким образом, приказ о надбавке за выслугу лет является принципиально важной бумагой в документообороте организации.
Что же касается срока хранения, то документ относится к приказам по личному составу, регистрируется в журнале приказов по личному составу и хранится 75 лет с момента подписания. Возможна его передача в архив.
Учет выслуги лет в заработной плате
Являюсь инвалидом боевых действий. Имею в Вооруженных Силах 25 календарных (38 льготных) лет выслуги. После выхода на пенсию работал в различных государственных структурах. Во всех предыдущих государственных организациях выслуга лет входила в расчет заработной платы. В связи со сменой места жительства сменил место работы. Поступил в филиал ФГБУ Росреестра. Здесь мне отказали в учете выслуги лет, сославшись на внутренний документ, в котором прописано, что начисление заработной платы с учетом выслуги лет производится только сотрудникам, у которых имеется выслуга лет в системе Росреестра. Является ли для данной организации обязательным учет в заработной плате выслуги лет моей военной и гражданской службы?
Согласно ст. 314 Трудового кодекса РФ порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством РФ в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента РФ) – один день военной службы за два дня работы.
Согласно п. 5 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение, в частности, зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы в соответствии со ст. 10 указанного закона, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательную организацию) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, – независимо от продолжительности перерыва; преимущественное право на оставление на работе, на которую они поступили впервые, при сокращении штата работников.
В силу ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в стаж (общую продолжительность) гражданской службы включаются периоды замещения:
1) должностей гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов;
2) государственных должностей;
3) муниципальных должностей;
4) должностей муниципальной службы;
5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.
Согласно ч. 2 ст. 54 указанного закона в стаж гражданской службы для установления гражданским служащим ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу помимо периодов замещения должностей, указанных в ч. 1 этой статьи, включаются (засчитываются) в соответствии с порядком исчисления стажа гражданской службы, установленным Президентом РФ, иные периоды замещения должностей, перечень которых утверждается Президентом РФ.
На основании ч. 3 ст. 54 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» стаж государственной гражданской службы РФ для назначения пенсии за выслугу лет гражданским служащим устанавливается в соответствии с федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших государственную службу, и их семей.
В п. 9 Перечня периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 19.11.2007 № 1532, указаны периоды замещения должностей (воинских должностей), прохождение службы (военной службы) в которых засчитывается в соответствии с законодательством РФ в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно пп. 9.8 п. 9 названного положения руководитель Росреестра решает в соответствии с законодательством РФ о государственной гражданской службе и трудовым законодательством РФ вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы и осуществлением трудовой деятельности в Службе.
Согласно ч. 9 ст. 5 ТК РФ нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить данному кодексу, иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.
Таким образом, из приведенных законоположений следует, что военная служба по контракту автора вопроса является льготным стажем (выслугой лет), который засчитывается в общий трудовой стаж и включается в стаж государственной службы государственного служащего, и с этим стажем связаны надбавки, поощрения, дополнительные отпуска и другие преференции. Занимая должность в Росреестре, который является федеральным органом исполнительной власти, автор вопроса осуществляет деятельность (замещает должность) государственного гражданского служащего. А поскольку нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ни Трудовому кодексу РФ, ни вышеприведенным федеральным законам, ни указам Президента РФ, то ссылка руководства Росреестра на некий «внутренний документ» неправомерна и нарушает конституционные гарантии трудовых прав государственного гражданского служащего.
Памятка по исчислению стажа работы в бюджетных организациях
За стаж работы в бюджетных организациях с 01.01.2020 положена соответствующая надбавка. Как исчислить бюджетный стаж, какие периоды работы (службы) в него зачесть, а какие исключить, как произвести расчет надбавки за стаж работы в бюджетных организациях и некоторые другие вопросы – рассмотрены в статье.
Размер надбавки за стаж работы в бюджетных организациях и периоды работы (службы), в него засчитываемые
От стажа работы в бюджете зависит и размер надбавки за бюджетный стаж сотрудника (п. 2 Указа от 18.01.2019 N 27):
— от 5 до 10 лет — 15%;
— от 10 до 15 лет — 20%;
— от 15 лет и выше — 30%.
Для работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, которым надбавка за стаж работы в бюджетных организациях исчисляется согласно постановлению Минтруда и соцзащиты от 03.04.2019 N 13.
Стаж работы в бюджетных организациях исчисляется в годах, месяцах и днях (п. 6 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат от 03.04.2019 N 13).
При этом в такой стаж засчитываются следующие периоды работы (службы) начиная с 19 сентября 1991 г. (п. 4 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат от 03.04.2019 N 13):
N п/п
Период работы
Важно!
Порядок исчисления стажа работы по специальности (в бюджетной организации) для работников бюджетных научных организаций определен Инструкцией о порядке исчисления стажа работы по специальности (в бюджетной организации) от 06.02.2018 N 6.
В стаж работы руководителей структурных подразделений, их заместителей и специалистов Департамента по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь, не являющихся государственными служащими, для целей исчисления надбавки за стаж работы засчитываются периоды, определенные п. 8 Положения об условиях оплаты труда работников Департамента от 02.07.2019 N 445.
Как подтвердить стаж работы в бюджетной организации
Подтвердить стаж работы в бюджетных организациях можно трудовой книжкой, а если она отсутствует, то стаж подтверждается в порядке, предусмотренном для подтверждения трудового стажа при назначении пенсии (п. 7 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат от 03.04.2019 N 13).
Примечание
Подробнее об исчислении стажа работы для назначения трудовых пенсий см. путеводитель по кадровым вопросам «Пенсионеры» (подп. 3.1.2 п. 3.1 гл. 3).
Обратите внимание!
Если на основании данных трудовой книжки невозможно установить, что организация является бюджетной, то зачет стажа работы в стаж работы в бюджетных организациях производится на основании сведений, полученных от этих организаций, государственных органов, в подчинении которых находится (находилась) организация, или исполкомов по месту расположения организации (п. 8 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат от 03.04.2019 N 13).
При этом до получения подтверждающих сведений о статусе бюджетной организации принимается период, исчисленный в бесспорном порядке (п. 9 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат от 03.04.2019 N 13).
Кроме того, рекомендуется начать устанавливать периоды работы в бюджетной организации с уточнения стажа каждого работника в бюджетной организации. Законодательно определено, что максимальная надбавка установлена при стаже работы от 15 лет. Например, если человек на 1 января 2005 г. уже работал в бюджетной организации и статус организации не поменялся, значит ему положена максимальная надбавка 30% (п. 2 Указа от 18.01.2019 N 27).
То есть если сотрудник работает в бюджетной организации более 15 лет, то подтверждать иные периоды работы в бюджетных организациях нет необходимости, поскольку и так будет установлен максимальный размер надбавки.
Обратите внимание!
В случаях же, когда период работы, подлежащий зачету в стаж работы в бюджетных организациях, будет подтвержден документально соответствующим государственным органом после 1 января 2020 г., то впоследствии надбавка за стаж работы в бюджетных организациях подлежит пересчету за период начиная с 1 января 2020 г., независимо от даты представления подтверждающих документов (п. 10 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат от 03.04.2019 N 13).
Об особенностях исчисления стажа при совместительстве, об отдельных надбавках, которые учитывают стаж работы в отрасли либо по специальности, а также о конкретных периодах работы (службы), засчитываемых в бюджетный стаж