выпуск 2606 ввс методические пособие по монтажу и демонтажу
Вышкомонтажник. Учебное пособие
Скачать книгу
О книге «Вышкомонтажник. Учебное пособие»
В книге изложены основные сведения об устройстве буровых установок и их оборудования, рассмотрены вопросы транспортировки бурового оборудования, подготовительные операции к монтажу буровой установки, оснащение инструментом вышкомонтажных бригад. Детально раскрыты основные виды и последовательность работ, выполняемых вышкомонтажником по строповке грузов, сооружению и разборке буровых вышек, по монтажу бурового оборудования. Описаны особенности монтажа импортных буровых установок. Приведены основные положения по пожарной безопасности, промышленной санитарии и технике безопасности. Данное учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования». Издание также будет полезно студентам, проходящим подготовку по рабочей профессии «Вышкомонтажник (широкого профиля)», получающим квалификации «вышкомонтажник», «вышкомонтажник-сварщик», «вышкомонтажник-электромонтер», и может быть использовано при подготовке персонала по другим рабочим профессиям, связанным с бурением скважин, обслуживанием и ремонтом бурового оборудования.
Произведение относится к жанру Образовательная литература. Оно было опубликовано в 2018 году издательством Феникс. Книга входит в серию «Среднее профессиональное образование (Феникс)». На нашем сайте можно скачать книгу «Вышкомонтажник. Учебное пособие» в формате pdf или читать онлайн. Рейтинг книги составляет 1 из 5. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.
Основы эксплуатации авиационной техники. Конспект лекций
Главная > Конспект >Авиация и космонавтика
2.5. Проверочно-регулировочные работы
В полет выпускаются только исправные ВС, которые отвечают техническим требованиям, а также на которых выполненная подготовка и проверка в установленном порядке.
Проверочные роботы работоспособности систем ВС, соответствия параметров работы систем, авиационных двигателей техническим требованиям выполняются при выполнении форм технического обслуживания (оперативных и периодических). В случае несоответствия техническим требованиям параметров систем ВС, авиационных двигателей, или потери их работоспособности выполняются регулировочные роботы соответствующих систем ВС, авиационных двигателей. Порядок, содержание и периодичность проведения проверочных и регулировочных работ выполняются в соответствии с требованиями управляющей документации, регламента технического обслуживания, инструкции или руководства по наземному обслуживанию, летной эксплуатации, технологических указаний.
Регулировочные работы на авиационной технике заключаются в том, чтобы каких-либо режимах полета ВС, работы двигателей, держались такие параметры процесса, которые обеспечивали бы их самые выгодные характеристики. Рассмотрим пример выполнения регулировочных работ на авиационных двигателях.
Наиболее важной задачей регулировки двигателей является обеспечение минимальных расходов топлива и долговечной работы двигателей.
Режимы работы двигателей из условий механической и тепловой прочности, а также стойкости роботы ограничены допустимой областью.
Да, для газотурбинных двигателей допустимыми зонами роботы являются:
— максимально допустимое число оборотов;
— максимально допустимая мощность;
— максимально допустимая температура газов перед турбиной;
— зона стойкой работы компрессора;
— зона стойкого горения топлива в камере сгорания в зависимости от состава смеси;
— зона критических оборотов.
Зона безопасной работы обеспечивается характеристиками соответствующих автоматов и регуляторов силовой установки.
Настройка вышеупомянутых автоматов и регуляторов силовой установки делается при доводке двигателей и агрегатов.
Следует заметить, что в процессе эксплуатации возможно отклонение в настройке регуляторов и автоматов, что может привести к работе двигателей за пределами безопасной области.
Регулировка двигателей выполняется в случаях несоответствия параметров отмеченным техническим требованиям. Например, давление масла в системе смазки одного из типов двигателя показывает по прибору на рабочих оборотах двигателя 4 кг/см2, а по техническим требованиям для обеспечения надежной смазки необходимо давление 5 ÷ 5,5 кг/см2. В данном случае нужно выполнить регулировку.
Регулировки агрегатов двигателя в эксплуатации выполняются так, что сначала делается сравнение соответствующего параметра техническим условиям, а затем определяется величина необходимой регулировки агрегата.
В приведенном примере несоответствие давления масла с определенными техническими условиями составляет около 1,25 кг/см2, а оборот винта редукционного клапана маслонасоса на виток изменяет давление масла на 0,5 кг/см2. Следовательно, необходимо увеличить затяг пружины редукционного клапана оборотом винта на 2,5 витка. Перед регулировкой агрегатов проверяют правильность показаний контролирующих приборов. Результат регулировочных работ необходимо проверять на работающем двигателе.
3. ОБЩИЕ ВИДЫ РАБОТ, КОТОРЫЕ ВЫПОЛНЯЮТСЯ НА ВС
3.1. Короткая характеристика общих видов работ, которые выполняются на ВС
Регламентами предусматривается выполнение на ВС оперативных и периодических форм обслуживания, а также техническое обслуживание по календарным срокам, работы при хранении, сезонные и специальные.
Оперативное ТО включает в себя работы по встрече самолета, обеспечения стоянки, по осмотру и обслуживанию, обеспечению вылета.
Каждая форма периодического ТО состоит из предварительных работ (подготовка рабочих мест, открытие люков, подключение питания и другие), работ по осмотру и обслуживанию, заключительных работ (закрытие люков, отсеков, заправка ГСМ, проверка положения рычагов, кранов, выключателей в кабине экипажа и др.).
Периодическое техническое обслуживание по календарным срокам выполняется в случаях, когда за соответствующий календарный период самолет не налетал 50% количества часов, нужных для выполнения периодического обслуживания по налету.
Техническое обслуживание при хранении ВС выполняется в зависимости от сроков хранения и состоит из таких работ:
— работы по подготовке самолета к хранению;
— работы, которые выполняются на самолете через каждые 15 и 30 дней хранения;
— работы по подготовке самолета к полетам после хранения.
Сезонное техническое обслуживание выполняется на самолете при подготовке к эксплуатации в осенне-зимних и весенне-летних условиях, которые по возможности выполняются вместе с формами периодического технического обслуживания.
Специальное техническое обслуживание выполняется после полета самолета в интенсивной турбулентной атмосфере и в зоне грозовой деятельности (при превышении разрешенных эксплуатационных перегрузок), после грубой посадки и в других нестандартных случаях. В последних особенных случаях, объем и содержание работ по техническому обслуживанию определяется по решению комиссии.
Демонтажно-монтажные и подъемно-транспортные работы
3.2.1. Демонтажно-монтажные работы
Демонтаж и монтаж агрегатов, узлов ВС (разъемных частей планера и крыла, авиадвигателей, вспомогательных силовых установок, воздушных и несущих винтов, втулок винтов, редукторов и т.п.) характеризуются повышенной трудоемкостью, сложностью выполнения, необходимостью участия значительного количества исполнителей, повышенным вниманием к технике безопасности труда.
Это связано как с большой массой конструктивных узлов, которые демонтируются (монтируются), так и с использованием при выполнении работ разного вида грузоподъемных механизмов.
Демонтаж агрегатов, конструктивных частей ВС, узлов выполняются в случаях отработки ими ресурса или при выявлении неисправностей, которые невозможно устранить без их снятия с ВС.
При выполнении демонтажно-монтажных работ необходимо обеспечивать:
— выполнение требований технологических указаний;
— исключения возможности попадания воды, пыли, загрязнений, мелких деталей и других посторонних предметов в открытые полости и разъемные соединения агрегатов и трубопроводов систем планера, двигателей, авиационного и радиоэлектронного оборудования;
— хранение съемных мелких деталей в назначенных для этого сортовиках (ящиках, сумках);
— надежное закрепление агрегатов, контровки, металлизации, надежная герметизация соединений;
— проверка работоспособности и правильности функционирования смонтированных узлов, агрегатов, функциональных систем;
— монтаж на ВС таких деталей, агрегатов, оборудования, которые отвечают отмеченному типу (серии) и имеют необходимую сопроводительную документацию или маркировку, проверенные и подготовленные к монтажу;
— исключение повторного применения деталей одноразового использования (прокладки, шплинты, контровки и т.п.);
— поддержание определенного окрашивания и маркировки деталей, трубопроводов, шлангов, баллонов, баков систем планера и силовой установки согласно с требованиями стандартов;
— использование при выполнении работ инструментов, оснастки, оборудования, средств контроля и диагностики технического состояния АТ и средств наземного обслуживания, которые предусмотрены эксплуатационной документацией типа ВС;
— контроль качества выполненных работ ответственными должностными лицами, которые отмечены в эксплуатационной документации.
При подготовке к выполнению монтажно-демонтажных работ начальник цеха (смены) определяет состав бригады исполнителей, порядок и сроки их выполнения. Руководителем работ назначается инженер по специальности (бригадир), который проводит инструктаж исполнителей по технике безопасности труда, изучает с ними технологию выполнения операций, организовывает отбор и подготовку необходимых устройств, оснастки, инструмента, средств контроля и наземного оборудования.
Операции по монтажу-демонтажу выполняются в соответствии с типичными технологиями, которые определены в эксплуатационной документации или разработаны на авиапредприятии.
После демонтажа частей планера ВС (силовой установки) тщательным образом проверяется техническое состояние тех силовых узлов и деталей, их креплений, контроль которых возможен лишь после демонтажа элементов конструкции.
Демонтажно-монтажные работы могут проводиться как в закрытых помещениях (ангарах), так и на открытых площадках в местах стоянки ВС.
При работах в ангарах, как правило, используются стационарные грузоподъемные механизмы, к которым принадлежат лебедки, тали, кран-балки с электроприводом и электрические тельферы, которые перемещаются в двух направлениях практически над всей плоскостью ангарам.
При работах на открытых площадках используются передвижные (несамоходные) и самоходные автомобильные подъемные краны.
3.2.2. Подъемно-транспортные работы
Эффективность процесса технической эксплуатации непосредственно связана с организацией и уровнем механизации подъемно-транспортных процессов.
Ряд средств, необходимых для проведения подъемно-транспортных работ, поставляется заводами-изготовителями ВС. Они составляют комплекты оборудования для обслуживания одиночного ВС или группы ВС. К этим комплектам входят средства для буксировки и швартовки (водила, тросы, швартовочные средства, колодки), подъема ВС (гидроподъемники, домкраты, страховые козелки и ложементы), демонтажа и монтажа агрегатов (лестницы, монтажные тележки, лебедки, стропы, траверсы), обслуживания отдельных систем ВС (средства для зарядки амортизаторов шасси, пневматики колес, консервирования двигателей, многообразные переходники и редукторы), хранения ВС на стоянках (чехлы, маты, заглушки, струбцины).
Широкое использование имеют несамоходные краны типа ППК-48 грузоподъемностью до 150 кг с ручным приводом грузовой лебедки и стрелы, которые имеют хорошую маневренность, а также переменный вылет стрелы.
Для демонтажа и монтажа тяжелых и высоко расположенных узлов и частей ВС, кроме подъемно-транспортных механизмов, используются специальные такелажные средства: траверсы, стропы, канаты и др. Основной технической характеристикой такелажного оборудования является его грузоподъемность.
Методические рекомендации по монтажу и демонтажу зданий
Методические рекомендации по монтажу и демонтажу зданий
Порядок выполнения работ, связанных с возведением и сносом зданий, определяется проектом, который может быть разработан на основе представленного в 2008 году документа ЗАО «ЦНИИОМТП» – МДС 12–46. Он не является обязательным для исполнения и представляет собой расширенное толкование и дополнение Строительными нормативными требованиями, которые и определяют порядок организации работ на объекте.
Методические рекомендации включают следующие 7 разделов:
Кроме того, МДС 12–46 содержит в конце три приложения, где в простой табличной форме указано рекомендованное содержание отдельных разделов проекта.
Документ предназначен специально для проектирующих и монтажно-строительных организаций. Он подробно поясняет порядок и осуществление выполнения работ по монтажу и демонтажу зданий на всех этапах проектирования и строительства.
Три первых раздела
В них приводятся:
В конце приведен список нормативных документов, которые являлись базовой основой при разработке методических рекомендаций.
Общие положения
Здесь сказано, что возведение или демонтаж зданий должно выполняться только на основании проектной документации, в составе которой должны быть проекты:
В этом же разделе указано общее содержание и цели трех проектов, входящих в комплект проектной документации. Что необходимо учесть при проектировании и выполнении работ.
Остальные разделы представленного документа подробно описывают все этапы работ и технические нормативы для проектирования, монтажа и сноса зданий, организации строительного производства. Вам не придется изобретать что-то новое, просто выполняйте все предписанное.
Применение рекомендаций является гарантией своевременного и качественного выполнения работ
Компания «СПО Индустрия», выполняя строительство и снос зданий в Москве и области, основывается в своей деятельности на как можно более точном соблюдении МДС 12–46. Это позволяет более четко организовать рабочий процесс и предложить услуги по возведению или демонтажу по цене доступной для большинства заказчиков.
Соблюдение методических рекомендаций — это основа качества, выполнения сроков и отсутствия переделок. Звоните к нам, и мы сможем решить большинство вопросов, связанных со строительством, ремонтом и демонтажем зданий.
Автор: Тихонов Владимир
Независимый строительно-технический эксперт
Перейти в раздел «Портфолио по строительству и ремонту зданий» →
1. Конструктивные решения мобильных (инвентарных) зданий
1.1. Технология монтажа и демонтажа, в первую очередь, определяется конструктивным решением зданий и их элементов.
В зависимости от типа здания (контейнерное или сборно-разборное; приложение 1), наличия доборных элементов, необходимости укрупнения и способа укрупнения элементов (рис. 1) осуществляется выбор монтажных механизмов, технологической оснастки, последовательности монтажа и демонтажа и т.д.
1.2. Конструкция зданий может включать доборные элементы (козырьки, косоуры, лестницы и пр.) или состоять только из несущих и ограждающих конструкций. Масса доборных элементов, как правило, значительно ниже массы элементов этих конструкций.
1.3. В состав конструкции здания могут входить элементы, требующие укрупнения на строительной площадке. При этом различаются элементы, укрупняемые до установки в проектное положение (например, кровельные блоки серии УИЗ), и элементы, укрупняемые в процессе их монтажа, или трансформируемые (секции УСРЗ и др.).
1.4. Контейнерные здания могут иметь собственную ходовую часть. Монтаж и демонтаж таких зданий сводится к буксировке тягачами, а для монтажа и демонтажа зданий без ходовой части требуются монтажные механизмы.
Кроме того, сборно-разборные здания по конструкции элементов несущих и ограждающих конструкций подразделяются на:
Рис. 1. Конструктивные решения зданий
1.6. Здания могут иметь размеры в плане от 3,4×2,2 м (блок-контейнер О3НО Латавтодормост) до 24×200 м и более.
1.7. К элементам зданий относятся:
панели стен и перегородок;
плиты перекрытия и покрытия;
рамы плоские и пространственные;
горизонтальные линейные элементы (прогоны, ригели, подкрановые балки и др.);
вертикальные линейные элементы (стойки, колонны);
элементы фундаментов (блоки, подушки, сваи и др.);
фермы и панели фриза для образования скатной кровли;
прочие (ветровые связи, ворота, стяжки и др.).
Основные конструктивные решения элементов зданий представлены на рис. 2, 3.
1.8. Каркас элементов бывает деревянным, деревометаллическим или металлическим.
Деревянный или деревометаллические каркасы, как правило, не рассчитаны на восприятие усилия распора, и поэтому для монтажа и демонтажа таких элементов требуются грузозахватные средства с вертикальными стропами.
Обшивка элементов выполняется в основном из досок и стального листа (профилированного или непрофилированного). Материал обшивки не рассчитан на механические воздействия (обжатие стропами, удары и пр.).
1.9. Для заполнения стыков между элементами зданий применяются:
герметизирующие мастики (серия «Вахта»);
уплотняющие материалы (серия «Модуль»);
теплоизоляционные маты и пакля (серия 420-11);
нащельники, накладки, плинтуса и т.п.
1.10. Кровля, как правило, выполняются в заводских условиях при изготовлении элементов зданий, но в ряде серий применяется рулонная кровля, выполняемая на строительной площадке (серия УСРЗ).
Рис. 2. Конструктивные решения блок-контейнеров
Рис 3. Основные конструктивные решения элементов сборно-разборных зданий
2. Организация работ
2.1. Монтаж и демонтаж зданий рекомендуется осуществлять силами специализированных бригад или звеньев строительно-монтажных организаций или специализированных организаций, в функции которых входят: передислокация, монтаж, демонтаж, хранение, ремонт и эксплуатация зданий (так называемых «баз проката»).
Второе звено монтирует (демонтирует) внутренние, а при необходимости и внешние инженерные коммуникации (отопление, горячее и холодное водоснабжение, канализация, телефонная и радиосвязь, сигнализация), технологическое оборудование, заземление, молниезащита и т.п.
2.3. Решение о начале работы по монтажу (демонтажу) зданий принимается:
для зданий, возводимых на неосвоенных территориях, в порядке предусмотренном СНиП 3.01.01-85;
2.4. Документом, на основании которого следует вести монтаж (демонтаж) зданий, является «Инструкция по эксплуатации». В соответствии с ГОСТ 22853-83 «Инструкция по эксплуатации должна включать следующие разделы:
1) назначение здания;
2) технические характеристики;
3) монтаж и демонтаж;
4) условия эксплуатации:
5) техническое обслуживание и ремонт;
6) меры безопасности;
7) транспортирование здания;
«Инструкция по эксплуатации» может состоять из Технологических карт на монтаж и демонтаж зданий и раздела «Техническое обслуживание и ремонт».
Учитывая, что в соответствии с существующим положением* все перечисленные разделы, кроме 5, входят в состав Технологических карт, допускается производить монтаж (демонтаж) зданий, руководствуясь положениями технологических карт.
* Руководство по разработке типовых технологических карт в строительстве. М., Стройиздат, 1976
2.5. При использовании «Инструкций по эксплуатации» следует производить уточнение технико-экономических показателей монтажа (демонтажа) зданий в зависимости от местных условий (климатического района) и календарных сроков производства работ.
2.7. До начала монтажа (демонтажа) зданий следует: снабдить участок строительства монтажными механизмами и технологической оснасткой в соответствии с «Инструкцией по эксплуатации»;
укомплектовать состав бригад или звеньев, ознакомить рабочих с проектом, «Инструкцией по эксплуатации», провести инструктаж по технике безопасности;
закончить строительство временных или постоянных дорог и наружных инженерных коммуникаций;
выполнить планировку участка строительства с устройством водоотвода.
Демонтировать элементы следует, соответственно, в обратной последовательности.
2.10. Для монтажа и демонтажа зданий могут применяться механизмы, выполняющие только функции грузоподъемных средств или грузоподъемных и транспортных средств.
К первым относятся: гусеничные, пневмоколесные, автомобильные краны (для зданий всех серий), лебедки (для монтажа и демонтажа подкрановых балок), домкраты; ко вторым: спецавтотранспортные средства с саморазгрузкой (серия «КУБ» и др.), вертолеты (для серий БП-74 и др.), тягачи, (для контейнерных зданий со съемной или несъемной ходовой частью).
2.11. Основными монтажными механизмами применительно к зданиям являются: грузоподъемные краны (более 90 % общих объемов работ) и вертолеты (до 4 %).
* Руководство по составлению проектов производства транспортных и монтажных работ вертолетами. Красноярск, 1978 г.
По критерию меньшей сметной стоимости монтажа наиболее экономичным является применение:
Рис. 4. Области рационального применения способов монтажа и демонтажа зданий
По критерию меньшей продолжительности наиболее экономичным является применение:
По критерию меньшей трудоемкости наиболее экономичным является применение:
Складирование и хранение элементов
2.12. Расположение элементов на транспортных средствах или на приобъектном складе должно соответствовать принятой последовательности монтажа.
площадки складирования должны быть выровнены и иметь уклон для стока атмосферных осадков;
элементы должны храниться в положении, близком к проектному;
при хранении элементов в штабелях или пакетах их следует располагать на прокладках и подкладках, устанавливаемых в одной вертикальной плоскости.
2.14. Блок-контейнеры следует складировать в один или два яруса. Прокладки между ярусами должны располагаться по периметру блок-контейнеров. Не допускается укладывать прокладки на обшивку, выполненную из профилированного или гладкого стального листа.
2.15. Панели плит перекрытия, покрытия, стен и др. с деревянной обшивкой (серии 420-11 и «Модуль») допускается хранить в горизонтальном положении в пакетах.
Панели с обшивкой из стального листа (серии УИЗ) следует держать в наклонном положении в инвентарных кассетах.
Пространственные трансформируемые рамы (полурамы) марок УСРЗ, БКЗ и др. следует хранить в штабелях в горизонтальном положении. Прокладки и подкладки необходимо располагать у строповочных петель, не допуская их опирания на профилированный стальной лист обшивки.
2.17. Деревянные и металлические линейные элементы (горизонтальные и вертикальные), сваи и т.п. следует складировать в штабелях в горизонтальном положении, располагая подкладки и прокладки с интервалом не менее 3 м.
2.19. Крепежные детали, материалы для заделки стыков следует хранить в ящиках с плотно закрывающейся крышкой, не допуская их намокания.
2.20. При хранении (также как и при транспортировании, монтаже и демонтаже) элементы должны предохраняться от механических повреждений и действия атмосферных осадков.
2.21. Входной контроль комплектности и качества элементов при поступлении на строительную площадку должен осуществляться в соответствии с ГОСТ 4.252-84 и СН 378-77 независимо от количества предшествующих передислокаций.
2.22. Геодезические работы по монтажу зданий включают:
закрепление на местности осей здания и высотных отметок;
вынос высотных отметок на исходный горизонт;
нанесение установочных рисок;
контроль точности установки элементов в проектное положение.
* Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Технологические допуски. М., 1983 г.
2.24. При монтаже контейнерных зданий допускается производить привязку не к геодезическим знакам, а к ориентирам на местности, определяя расстояния по стройгенплану.
Геодезические работы могут производиться как геодезической службой, так и лицом, ответственным за производство работ. В последнем случае право этого лица на производство геодезических работ должно быть оформлено в соответствующем порядке.
2.25. Правила производства геодезических работ определяются СНиП 3.01.03-85.
3. Технология монтажа и демонтажа мобильных (инвентарных) зданий
3.1. При строповке, расстроповке, подъеме, перемещении элементов грузоподъемными кранами необходимо соблюдать правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, а также выполнять следующие требования:
стропить элементы только за специально предусмотренные устройства;
для подъема применять грузозахватные средства, обеспечивающие равномерную передачу нагрузки на стропы;
подавать элементы к месту установки или складирования в положении, близком к проектному;
при строповке элементов стальными канатами «в обхват» под них устанавливать инвентарные прокладки, чтобы избежать повреждений грузозахватного средства и поднимаемого груза;
перед строповкой элементы очистить от грязи, снега или наледи, освободить от постоянных креплений или фиксаторов, устанавливаемых на время транспортирования, устранить слипание со смежными элементами (при демонтаже);
для предотвращения вращения элементов (особенно блок-контейнеров и рам пролетом более 6 м или площадью более 18 м ) в процессе подъема следует пользоваться оттяжками (ГОСТ 483-75);
запрещается применять грузозахватные средства с наклонными стропами, передающими на элементы усилие распора, в тех случаях, когда восприятие такого усилия не предусмотрено конструкцией здания (блок-контейнеры 420-11, 420-21, 420-10-6 M и др.).
3.3. При монтаже (демонтаже) блок-контейнеров, рам и других конструкций запрещается находиться между устанавливаемыми (демонтируемыми) и ранее смонтированными (не демонтированными) элементами.
3.5. При монтаже (демонтаже) должны быть обеспечены прочность и устойчивость отдельных элементов и частей здания при воздействии собственной массы и временных (снеговых, ветровых и др.) нагрузок, что достигается соблюдением последовательности монтажа (демонтажа), предусмотренной «Инструкцией по эксплуатации», и временным закреплениям элементов с использованием инвентарной монтажной оснастки по ГОСТ 24259-80.
3.6. Допуски на монтажные работы назначаются на основании расчета точности и требований СТ СЭВ 3740-82, ГОСТ 21779-82, а также с учетом принятой последовательности монтажа, наличия фиксирующих устройств и т.д. ( приложение 3 ).
Устройство и разборка фундаментов
3.7. Устройство (разборка) фундаментов (сборных, монолитных и др.) должно производиться теми же бригадами или звеньями, с использованием тех же механизмов, что и при монтаже (демонтаже) надземной части здания.
3.8. Правила производства работ по устройству фундаментов определяются СНиП 3.0201-83.
3.9. После освобождения фундаментного блока от сцепления с грунтом засыпки разрешается подъем блока, который выполняется в следующем порядке:
крановщик плавно натягивает стропы. Если при этом блок не смещается, натяжение стропов следует ослабить и вторично попытаться устранить причины, препятствующие свободному подъему блока;
после очистки разрешается дальнейший подъем и перемещение блока к месту складирования или погрузки.
3.10. Перед разборкой монолитных или сборных (деревянных, железобетонных) фундаментов их следует освободить от сцепления с грунтом засыпки. После этого разрешается подъем элементов фундаментов за устройства для строповки (в монолитных фундаментах такие устройства должны быть предусмотрены при бетонировании) или, если устройства не сохранились во время эксплуатации, строповка производится канатными ветвями или гибкими стропами «в обхват».
3.11. Разборку свайных и столбчатых фундаментов допускается не производить. Оголовки свай и столбов должны быть спилены до уровня земли. Высота оставшихся пеньков не должна превышать 5 см.
Укрупнительная сборка и разборка элементов
3.12. Укрупнительная сборка (разборка) элементов, осуществляемая до их установки в проектное положение, должна производиться на специальных площадках, оборудованных стендами. Рекомендуется применять инвентарные стенды, которые позволили бы контролировать их положение и проводить рихтовку элементов на протяжении всего процесса работ.
3.13. При укрупнительной сборке плоских рам элементы массой до 80 кг допускается укладывать на стенд двум-трем рабочим вручную (например, колонны серии 223К-ТЗ-78).
3.14. При несовмещении отверстий в крепежных деталях и укрупняемых деревянных элементах (КДУ 420.26.14, ВДТ-47 серий 223К-ТЗ-78) отверстия в последних разрешается рассверливать, но не более чем на одну треть диаметра.
3.15. Укрупнение кровельных блоков (серия 31096 A и др.) выполняется с использованием инвентарных приспособлений, разработанных ВНИПИ Промстальконструкция, в такой последовательности:
устанавливаются и выверяются приспособления;
на прокладки в заданном положении укладываются затяжки;
затем на приспособления укладываются кровельные полупанели и соединяются в коньке;
между полупанелями устанавливаются шпренгеля;
с помощью гаечных ключей производится натяжение затяжек, создается предварительное напряжение;
опускаются оголовки приспособлений при откручивании винтов, снимаются приспособления.
3.16. Разборка укрупненных элементов (при демонтаже) производится на тех же стендах в обратном порядке.
Монтаж и демонтаж элементов
3.17. При монтаже деревянных колонн, рам и при стыковке их элементов необходимо, чтобы торцы сопрягаемых элементов плотно примыкали. Величина зазора в стыках не должна превышать 1 мм. Наличие сквозных щелей не допускается.
3.18. Начинать монтаж плоских рам (серия 223К-ТЗ-78 и др.) необходимо с крайнего пролета в следующем порядке:
установить и временно закрепить крайние рамы, не обладающие собственной устойчивостью;
установить и временно закрепить одну или несколько (в зависимости от проекта) последующих рам;
соединить крайние и последующие рамы постоянными связями;
снять временное крепление.
3.19. Последовательность монтажа трансформируемых секций (пространственных рам серий УСРЗ и др.):
укладка секции, собранной в пакет на прокладки, располагаемые по ее торцам, на расстоянии около 1 м от места установки;
установка монтажных колес на пяты колонн элементов стен секций;
закрепление к пятам колонн, расположенных ближе к грузоподъемному крану, растяжек;
снятие фиксаторов, соединяющих элементы стен и кровли;
подъем секции грузоподъемным краном на минимальном вылете стрелы. При этом элементы стен в верхнем сечении поворачиваются вокруг шарниров, соединяющих их с элементами кровли, а в нижнем катятся на монтажных колесах по основанию и принимают под действием собственной тяжести вертикальное положение;
опускание стрелы крана и наведение секции над местом установки;
опускание секции на опоры (фундаменты) и установка пят колонн на анкерные болты;
дальнейшее опускание секции в проектное положение;
постоянное крепление секции к ранее установленным элементам и опорам.
3.20. При установке элементов на анкерные болты или другие фиксирующие устройства должны быть выполнены мероприятия по предохранению этих устройств от повреждений.
3.21. Выверка положения панелей стен относительно вертикали, выполняется с помощью отвеса.
Смещение лицевых поверхностей смежных панелей стен (и плит перекрытия и покрытия) допускается не более чем на 4 мм.
3.23. Плиты перекрытия и покрытия следует укладывать от карниза к коньку (при скатной кровле) перпендикулярно к несущим конструкциям. При этом необходимо соблюдать заданные проектом размеры площадок опирания. Отклонения не должны превышать значений, указанных в ГОСТ 21779-82 (см. приложение 3).
3.24 Монтаж и демонтаж контейнерных зданий, с собственной ходовой частью осуществляется в следующем порядке:
подается блок-контейнер к месту установки с помощью тягача;
устанавливается блок-контейнер в заданное положение. Если подача блок-контейнера выполняется при движении тягача задним ходом, монтажники должны находиться только в зоне видимости водителя тягача.
3.25. Монтаж блок-контейнеров без ходовой части и элементов сборно-разборных зданий из блок-контейнеров следует осуществлять в соответствии с приведенными выше общими положениями.
При этом монтаж блок-контейнеров второго этажа следует вести по граням нижеустановленных элементов. Монтажники, устанавливающие блок-контейнер по наружным граням, должны находиться на подмостях.
3.26. При монтаже рядом расположенных контейнеров необходимо контролировать соосность отверстий, предназначенных для пропуска инженерных коммуникаций. Допускаемые отклонения не должны превышать полуразности диаметров отверстий и труб.
3.27. Заделку стыков следует вести в соответствии с указаниями проекта и технических условий на материалы заполнения стыка.
Не допускается оставлять видимых зазоров между материалом заполнения стыка и торцами элементов. Упругие прокладки (велотерм, гернит и др.) должны быть обжаты не менее чем на треть начального диаметра.
3.28. При монтаже клееных деревянных элементов зданий (колонны и ригели серии 223К-ТЗ-78) необходим систематический визуальный контроль геометрической неизменяемости клеевых стыков. При наличии видимых трещин монтаж (демонтаж) следует прекратить и совместно с заказчиком решить вопрос о пригодности или возможности ремонта элемента.
3.29. При монтаже (демонтаже) элементов вручную количество рабочих должно определяться с тем условием, чтобы на одного монтажника приходилась нагрузка не более 50 кг.
От приобъектного склада до монтажного горизонта должны быть проложены надежные трапы или настил для прохода рабочих с элементами, монтируемыми (демонтируемыми) вручную.
3.30. При монтаже (демонтаже) элементов с использованием лебедок последние должны быть закреплены или загружены балластом массой, не менее чем в два раза превышающей тяговое усилие лебедки. Балласт должен крепиться к раме лебедки.
С противоположной стороны от подъемной лебедки должны быть предусмотрены тормозные устройства.
Санитарно-технические и электротехнические работы
3.32. Промывка всех трубопроводов после монтажа и перед демонтажем является обязательной.
3.35. При демонтаже электротехнические работы необходимо начинать с отключения зданий от внешних электросетей, а работы по снятии заземления и молниезащиты должны производиться в процессе демонтажа элементов.
3.36. Порядок работ по устройству заземления определяется СН 102-76, а молниезащиты СН 305-77.
4. Нормокомплекты технологической оснастки для монтажа и демонтажа мобильных (инвентарных) зданий
4.2. Отбор технологической оснастки в состав нормокомплектов производят, исходя из количества, габаритов и массы элементов, габаритов здания, этажности и т.д. Особое значение придается применению технологической оснастки с меньшей собственной массой, что, как правило, позволяет снизить стоимость и трудоемкость монтажа и демонтажа элементов, облегчить труд рабочих.
минимальная собственная масса при заданной грузоподъемности и габаритах поднимаемого груза;
простота конструктивного решения (как правило, отсутствие собственного привода);
обеспечение сохранности от механических повреждений при строповке и подъеме;
минимальная продолжительность строповки и расстроповки;
минимальная стоимость и др.
4.4. Выбор грузозахватных средств следует осуществлять в несколько этапов:
определение требуемой грузоподъемности;
определение необходимых габаритов;
определение конфигурации (в зависимости от восприятия усилия распора конструкцией элементов;
определение количества, мест расположения и конструкции захватов.
Окончательное решение о выборе грузозахватных средств производится на основании технико-экономического сравнения вариантов.
4.5. Для монтажа и демонтажа элементов зданий применяются грузозахватные средства с жесткими (траверсы) и гибкими (стропы) соединительными элементами.
4.6. Для монтажа и демонтажа элементов, рассчитанных на восприятие распора (балки, рамы и др.), допускается применение двух- или четырехветвевых стропов.
4.7. Технико-экономическое сравнение вариантов применения грузозахватных средств при одинаковых годовых объемах работ и монтажных механизмах производится по удельным приведенным затратам с учетом количества, передислокаций зданий за нормативный срок службы по формуле*
Формула получена по данным, приведенным в «Рекомендациях по технико-экономической оценке инвентарных зданий» (Ленинград, ЛенЗНИИЭП, 1983), а также в «Методических рекомендациях по оценке эффективности оснастки для монтажа крупнопанельных зданий» (Киев, НИИСП, 1981) и «Методических рекомендациях по расчету экономической эффективности технических решении в области организации, технологии и механизации производства строительно-монтажных работам», (М., ЦНИИОМТП. Бюро внедрения 1982)
Рис. 5. Области рационального применения траверс с наклонными стропами
Рис. 6. Области рационального применения траверс с вертикальными стропами
4.8. В приложении 5 приведен пример определения сравнительного экономического эффекта вариантов строповки блок-контейнеров траверсами с вертикальными ветвями и четырехветвевыми стропами.
В приложении 6 приведен пример определения сравнительного экономического эффекта вариантов применения грузозахватных средств для строповки блок-контейнеров с устройствами для строповки, расположенными в верхнем и нижнем поясах.
4.10. На рис. 7, 8, 9 показаны построенные по данным практического проектирования технологической оснастки графики зависимостей масс подкосов, струбцин и средств подмащивания от их линейных размеров. Приведенные графики характеризуют предельно допустимые значения показателей материалоемкости (массы) технологической оснастки, и предназначены для использования при ее выборе и проектировании.
Рис. 7. Зависимость максимально допустимой массы Р подкосов от расстояния L между захватными головками
Рис. 8. Зависимость максимально допустимой массы Р струбцин от толщины В закрепляемых элементов
Рис. 9. Зависимость максимально допустимой массы Р лестниц от длины
5. Трудоемкость монтажа и демонтажа мобильных (инвентарных) зданий
5.1. В табл. 1 приведены показатели трудоемкости монтажа и демонтажа зданий, рассчитанные по данным действующих ЕНиР и НИР. При расчетах не учтены работы по устройству (разборке) оснований и фундаментов, так как состав и объемы этих работ могут значительно изменяться в зависимости от условий конкретной строительной площадки. В расчетах также не учтено увеличение стоимости работ в зимний период.
5.2. В табл. 2. приведены данные о структуре показателей трудоемкости монтажа и демонтажа зданий по видам работ.
Показатели трудоемкости монтажа и демонтажа зданий
Отношение трудоемкости демонтажа к трудоемкости монтажа