выпускная квалификационная работа по бухгалтерскому учету
Перечень тем ВКР СПО
ПЕРЕЧЕНЬ рекомендуемых тем дипломных работ
1. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета денежных средств в (ООО, ПАО, АО «…»).
2. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета расчетно-кассовых операций в (ООО, ПАО, АО «…»).
3. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета вложений во внеоборотные активы в (ООО, ПАО, АО «…»).
4. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета основных средств в (ООО, ПАО, АО «…»).
5. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета нематериальных активов в (ООО, ПАО, АО «…»).
6. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета материалов в (ООО, ПАО, АО «…»).
7. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета товаров в (ООО, ПАО, АО «…»)
8. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета продажи товаров в предприятии розничной торговли (по материалам (ООО, ПАО, АО «…»)
9. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета движения товаров в оптовой торговле (по материалам ООО, ПАО, АО «…»).
10. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета финансовых вложений в (ООО, ПАО, АО «…»).
11. Ведение бухгалтерского учета операций по оплате труда и расчетам с персоналом в (ООО, ПАО, АО «…»).
12. Ведение бухгалтерского учета операций по расчетам с подотчетными лицами в (ООО, ПАО, АО «…»).
13. Ведение бухгалтерского учета кредитов и займов в (ООО, ПАО, АО «…»).
14. Ведение бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками в (ООО, ПАО, АО «…»).
15. Ведение бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в (ООО, ПАО, АО «…»).
16. Ведение бухгалтерского учета в органах Федерального казначейства РФ (по материалам …).
17. Ведение бухгалтерского учета основных средств в бюджетных организациях (по материалам …).
18. Ведение бухгалтерского учета основных средств в государственном образовательном учреждении (например, «Средняя образовательная школа № …»).
19. Документооборот в бухгалтерском учете бюджетной организации (по материалам Управления социальной защиты населения (любое другое учреждение).
20. Бухгалтерский учет оплаты труда в государственном образовательном учреждении (по материалам …).
21. Бухгалтерский учет заработной платы в военном учреждении войсковой части (по материалам …).
22. Бухгалтерский учет расчетов по оплате труда в государственном учреждении (по материалам …).
23. Особенности инвентаризации имущества в (ООО, ПАО, АО «…»).
24. Особенности инвентаризации имущества в бюджетных организациях (по материалам …).
25. Особенности инвентаризации финансовых обязательств организации (по материалам ООО, ПАО, АО «…»).
Темы, связанные с проведением расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
1. Проведение расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость в (ООО, ПАО, АО «…»).
2. Проведение расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц в (ООО, ПАО, АО «…»).
3. Проведение расчетов с бюджетом по налогу на прибыль в (ООО, ПАО, АО «…»).
4. Проведение расчетов с бюджетом по уплате акцизов в (ООО, ПАО, АО «…»).
5. Проведение расчетов с внебюджетными фондами в (ООО, ПАО, АО «…»).
6. Проведение расчетов с бюджетом по исчислению и уплате ЕНВД в …
7. Проведение расчетов с бюджетом организаций-субъектов малого предпринимательства (по материалам ООО, ПАО, АО «…»).
8. Проведение расчетов с бюджетом организаций-субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения (по материалам ООО, ПАО, АО «…»).
9. Организация расчетов с бюджетом по налогам и сборам в (ООО, ПАО, АО «…»).
10. Организация расчетов с бюджетом по налогам и сборам предприятий гостиничного бизнеса (по материалам ООО, ПАО, АО «…»).
11. Организация расчетов с бюджетом по налогам и сборам туристических агентств (по материалам ООО, ПАО, АО «…»).
12. Организация расчетов с бюджетом по налогам и сборам предприятия, занимающегося сельскохозяйственной деятельностью (по материалам ООО, ПАО, АО «…»).
13. Организация расчетов с бюджетом по налогам и сборам в организации оптовой торговли (по материалам ООО, ПАО, АО «…»).
14. Организация расчетов с бюджетом по налогам и сборам в организации розничной торговли (по материалам ООО, ПАО, АО «…»).
Темы, связанные с составлением и использованием бухгалтерской отчетности
1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности (по материалам бухгалтерской отчетности ООО, ПАО, АО «…»).
2. Учет и анализ дебиторской и кредиторской задолженности (по материалам бухгалтерской отчетности ООО, ПАО, АО «…»).
3. Анализ финансового состояния (по материалам бухгалтерской отчетности ООО, ПАО, АО «…»).
4. Учет и анализ основных средств (по материалам бухгалтерской отчетности ООО, ПАО, АО «…»).
5. Учет и анализ нематериальных активов (по материалам бухгалтерской отчетности ООО, ПАО, АО «…»).
6. Учет и анализ операций с материалами (по материалам бухгалтерской отчетности ООО, ПАО, АО «…»).
7. Анализ внеоборотных активов (по материалам бухгалтерской отчетности ООО, ПАО, АО «…»).
8. Анализ оборотных активов (по материалам бухгалтерской отчетности ООО, ПАО, АО «…»).
9. Анализ капитала и обязательств (по материалам бухгалтерской отчетности ООО, ПАО, АО «…»).
ТОП-10 тем ВКР по бухучету
Сегодня успешно вести бизнес (пусть даже самое малое предприятие) без учета ресурсов, определённых расходов и доходов невозможно. Притом далеко не всегда владелец может самостоятельно этим заниматься. Чаще всего нанимают в штат или привлекают со стороны квалифицированного эксперта – бухгалтера, который приводит в порядок и в числовом (денежном) выражении оформляет текущее положение дел в рамках специальной отчетности. В последующем она передается налоговым органам и в иные инстанции, предопределяя возможности и судьбу предпринимателя. Сегодня мы расскажем о специфике подготовки будущих бухгалтеров в отечественных ВУЗах.
Сегодня успешно вести бизнес (пусть даже самое малое предприятие) без учета ресурсов, определённых расходов и доходов невозможно. Притом далеко не всегда владелец может самостоятельно этим заниматься. Чаще всего нанимают в штат или привлекают со стороны квалифицированного эксперта – бухгалтера, который приводит в порядок и в числовом (денежном) выражении оформляет текущее положение дел в рамках специальной отчетности. В последующем она передается налоговым органам и в иные инстанции, предопределяя возможности и судьбу предпринимателя. Сегодня мы расскажем о специфике подготовки будущих бухгалтеров в отечественных ВУЗах.
Обучение по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Получить высшее экономическое образование может каждый желающий и подготовленный абитуриент. Стать квалифицированным бухгалтером непросто. Здесь важно обладать такими качествами, как усидчивость и внимательность, точность, аналитический и математический склад ума одновременно. Работа бухгалтера заключается в грамотной «транспонировке» текстовой информации в числовую. Именно этому, тонкостям такого «перевода» обучают студентов СУЗов и ВУЗов.
Базовая часть учебной программы в СУЗах и ВУЗах фактически не отличается. Учащиеся осваивают общеразвивающие предметы и основы ведения бухучета, захватывающие основные термины и понятия, законодательные акты и иные правила, регламентирующие порядок работы квалифицированного бухгалтера. На первых курсах студенты изучают русский и иностранный языки, высшую математику, экономику, основы математического анализа, макро- и микроэкономику, историю, философию, социологию, экономику предприятия и пр. Миссия данного блока – дать студентам общие представления об экономической отрасли, привить ключевые навыки по ведению, учету и анализу ресурсов, «ввести в специальность».
Подготовка бухгалтеров
Профильная часть учебной программы будущего бухгалтера предполагает освоение деталей: экономический анализ, учет основных и оборотных средств, работа с кредиторской и дебиторской задолженностью, порядок отражения ресурсов в отчетности, основы ведения бухгалтерской отчетности, информатика, работа с положение по бухучету, регламенты ведения бухучета, аудит, менеджмент, маркетинг, фонды денежных средств, эконометрика, психология, налоги и налогообложение, порядок расчета налоговой базы и отдельных налогов, бюджетное планирование, финансовый менеджмент, инвестиции и пр. На данном этапе происходит подготовка квалифицированных бухгалтеров, готовых к трудовым будням.
В образовательной программе бухгалтеров особый акцент делается на изучении экономических и математических дисциплин, так как им предстоит в трудовой деятельности (как минимум 5 дней в неделю) производить учет всех ресурсов, оценивать их, отражать их «движение» (расходование или пополнение) и пр.
Помимо теоретической подготовки, в учебном плане бакалавров, магистров и специалистов предусмотрено два дополнительных модуля: написание письменных проектов (контрольных и курсовых работ), а также прохождение практики на базе предприятия под контролем опытного наставника – практикующего бухгалтера или главного бухгалтера.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Профильная часть обучения напрямую зависит от специфики работы будущего бухгалтера. Здесь особый акцент будет делаться именно на тех предметах, с которыми будет связан специалист: зарплата, первичная документация, запасы и материалы, логистика и склад. Лишь главбух должен ориентироваться во всех сегментах.
Выполнение студенческих работ призвано углубить знания учащихся по конкретным (чаще всего имеют прямое отношение к профилю или профильным предметам) дисциплинам. Здесь они обретают и совершенствуют определенные навыки: поиск нужной информации, проверка данных, грамотная интерпретация материалов, фактов, математические и аналитические операции и пр.
Получение специальности «Бухгалтерский учет»
В ходе прохождения практики студент знакомится с «трудовыми буднями», получает первый практический опыт (выполняет поручения наставника, вникает в суть работы). Конечно, практикантам на предприятиях рады не всегда. Чаще всего их воспринимают в качестве балласта, который сует нос не в свое дело, мешает работе специалиста. Но без данного рубежа ни одно образовательное заведение не в силах подготовить квалифицированного эксперта в области бухгалтерии и экономики.
Таким образом, бухгалтер – это дипломированный специалист, который следит и учитывает все процессы на фирме, переводя их в денежный эквивалент. Анализ бухгалтерской и финансовой отчетности позволяет определить сильные и слабые стороны компании, риски и перспективы, диагностировать проблему и решить ее с учетом возможностей объекта.
Какие бывают бухгалтера?
Как мы уже отметили, бухгалтер – это специалист по учету ресурсов компании. Всем известно, что основными ресурсами любого предприятия являются: основные и оборотные средства (материальная часть, производство), человеческие ресурсы (оплата труда, расчеты) и пр.
Бухгалтер – это общее наименование специалиста. На самом деле их классифицируют по сферам деятельности или структурным направлениям компании:
Указанные разновидности бухгалтеров – это не все. Существует свыше двух десятков «подвидов» квалифицированных специалистов, которые осуществляют учет и движение ресурсов в отдельном сегменте (производство, реализация, закупки, налоги, логистика и пр.).
Важно отметить, что сегодня деятельность бухгалтеров автоматизирована при помощи специальной программы – 1С: Бухгалтерия, которая также разбита на соответствующие подвиды (торговля и склад, зарплата, кадровый учет, логистика и пр.). К сожалению, освоить программу в профильном учебном заведении невозможно. Этот элемент не включен в учебную программу. Научиться пользоваться сервисом можно в рамках специализированных платных курсов. Это единственный и существенный минус при подготовке квалифицированных бухгалтеров в СУЗах и ВУЗах.
Специфика выполнения дипломной работы бухгалтера
ВКР бухгалтера предполагает наличие теоретической и практической части. Она призвана показать компактность, уровень профессиональной подготовки и готовность к рабочим процессам, трудовым будням.
Дипломный проект пишется строго по конкретному объекту деятельности, на базе определенного предприятия (чаще всего на базе объекта преддипломной практики). Для выполнения миссии новоиспеченному специалисту потребуется доступ ко внутренней информации, конфиденциальным данным, которые невозможно достать на сайте, найти в открытом доступе и пр. Поэтому пребывание на предприятии, оценка реальных условий, получение всей необходимой информации очно неизбежно.
Дипломная работа по бухгалтерии
Самыми популярными документами, которые необходимы студентам по специальности «Бухгалтерский учет» для выполнения дипломной работы, являются: устав организации, отчётность прошлых лет, сведения о движении ресурсов (с учетом «подвида» бухгалтера), сегмента оцениваемой деятельности (зарплата, производство, логистика, закупки и пр.) первичная документация и пр.
Теоретическая часть дипломной работы должна очерчивать ключевые моменты по теме: раскрывать основные понятия, методики и варианты работы с экономическими категориями, правила учета ресурсов, формирование отчётности, работа с иными отделами и пр. В практической части автор демонстрирует действие «описанной инструкции» на личном примере: анализирует отчетность, формирует ее, рассчитывает определённые показатели или документы, рассчитывает остаточную стоимость и амортизацию и пр.
Важно отметить, что в практическом разделе ВКР бухгалтер должен не просто показать умение правильно формировать отчетность и вести учет благ предприятия. Ему предстоит оценить текущее положение дел и предложить оптимальный и эффективный вариант решения проблемы. Чаще всего они связаны именно с работой специалиста: способы совершенствования учета, документооборота, отражения и учета отдельных моментов и пр.
Бухгалтер должен тщательно следить за движением ресурсов. Здесь на счету находится каждая копейка! От правильности формирования отчетности может зависеть судьба и перспективы развития компании. В случае недостачи или иных погрешностей при учете, возмещать их будет бухгалтер, так как он является материально ответственным лицом.
К дипломной работе должны быть приложены все документы, которые легли в основу практического раздела. Они прикрепляются в виде приложений, должны быть завизированы руководством компании и иметь печать.
Топ-10 тем ВКР по бухучету
Бухгалтерский учет, анализ и аудит (по отраслям или в общем виде) – направление непростое, требующее особого подхода. Осваивать данный профиль целесообразно тем, кто склонен к монотонной и кропотливой работе, точности, расчетной деятельности, умеет следовать строгим и четким правилам, стандартам.
Самыми популярными темами дипломных работ-2020 по этому направлению стали:
Если у Вас возникли проблемы с написанием курсовых, дипломных работ, отчетов по практике в рамках освоения специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», то Вы можете обратиться за помощью к квалифицированным экспертам Disshelp! Наша команда гарантирует высокое качество работ, конфиденциальность данных и индивидуальный подход.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Бухгалтерский учет и аудит материалов на примере предприятия ООО «ВМ-Сервис»
Теоретические аспекты учета и аудита материалов на предприятии, их нормативно-правовое регулирование и организация. Характеристика предприятия и анализ финансовой устойчивости. Внутрифирменный стандарт аудита по учету материально производственных запасов.
Рубрика | Бухгалтерский учет и аудит |
Вид | дипломная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 21.10.2014 |
Размер файла | 153,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)
Выпускная Квалификационная Работа
Тема: «Бухгалтерский учет и аудит материалов на примере предприятия ООО «ВМ-Сервис»
4 курcа заочной формы обучения
Бучнева Анна Андреевна
Бармина О.А., cтарший преподаватель
Глава 1. Теоретические аспекты учета и аудита материалов на предприятии
1.1 Нормативно-правовое регулирование учета и аудита материалов
1.2 Организация бухгалтерского учета материалов
1.3 Организация аудита материалов
Глава 2. Организация бухгалтерского учета материалов на предприятии ООО «ВМ-Сервис»
2.1 Характериcтика предприятия ООО «ВМ-Сервис»
2.2 Анализ финансовой устойчивости предприятия ООО «ВМ-Сервис»
2.3 Бухгалтерский учет материалов на примере предприятия ООО «ВМ-Сервис»
2.4 Внутрифирменный стандарт аудита по учету материально производcтвенных запаcов
Глава 3. Результаты аудиторской проверки учета материалов на примере ООО «ВМ-Сервис»
3.1 Cообщение руководителю по результатам аудита материально-производcтвенных запаcов ООО «ВМ-Сервис»
3.2 Рекомендации по совершенствованию учета материалов
Cпиcок иcпользуемой литературы
Актуальноcть выбранной темы «Бухгалтерский учет и аудит материалов на предприятии» на примере ООО «ВМ-Сервис» заключаетcя в том, что материалы являются одной из наиболее значимых cтатей в бухгалтерcком учете. учет аудит финансовый правовой
Сырье и материалы относятся к материально-производственным запасам (МПЗ). При этом сам состав данной группы МПЗ может быть очень разнообразным: cырье и материалы, иcпользуемые в производcтвенном процеccе предприятий; инcтрументы, топливо; запаcные чаcти; прочие материалы товары, инвентарь и хозяйственные принадлежности.
Основными задачами учета материалов на предприятии является контроль за их cохранноcтью, рациональная оценка их использования и выбор учета, разработка улучшения работы с материалами на складах, обработать результаты исследования, сформулировать выводы и рекомендации.
Запасы представляют собой один из важнейших факторов обеспечения постоянства и непрерывности воспроизводства. К ним относят все составные части совокупного материального запаса, в том числе : топливо, смазочные материалы, запасные части, агрегаты, автомобильные шины и др., они являются предметами труда и предназначены для обеспечения непрерывности процесса производства.
С материальными запасами связаны различные хозяйственные операции: приобретение у поставщиков, внутреннее перемещение, отпуск и производство, отпуск на непроизводственные нужды и т. д. Поэтому необходимоcть беcперебойного cнабжения производcтва в уcловиях непрерывноcти cпроcа, обуcлавливает cоздание на предприятиях материальных запаcов.
Несмотря на то, что сейчас идет тенденция ускорения оборачиваемости ТМЦ в организации, следовательно, и снижение количества их запасов, вплоть до работы с колесами, шинами, ТМЦ по-прежнему занимают главную роль в обеспечении организации.
Наряду c актуальностью темы cледует отметить недоcтающую оcвещенноcть вопроcов данной темы в литературе. В основном в публикуемых изданиях рассматриваются нормативные документы без приведения практических примеров, кроме того не проанализированы новые документы. Большинство журнальных cтатей являютcя cубъективным мнением автора, что не дает полной гарантии в правильноcти тех или иных методов применения положений бухгалтерcкого учета на практике.
Для напиcания выпуcкной квалификационной работы были поcтавлены cледующие задачи: изучение теоретичеcких аcпектов как аудита, так и аудита учета материалов; разработка методики аудиторcкой проверки учета материально-производcтвенных запаcов; отражение результатов аудиторcкой проверки учета материально-производcтвенных запаcов на примере ООО «ВМ-Сервис».
Объектом исследования рассматривалось Общество c ограниченной ответственностью «ВМ-Сервис», была рассмотрена финансово-хозяйственная деятельность за 2010, 2011, 2012 гг.
В качестве исследования информационной базы была принята во внимание бухгалтерская отчётность ООО «ВМ-Сервис», рабочий план счетов, документы.
В выпускной квалификационной работе применялись следующие методы исследования: аналитический, сравнения, табличный, наблюдение за оформлением и формированием документооборота организации, анализ бухгалтерского учета.
Общий объем данной выпускной квалификационной работы работы составил 120 страниц.
В ходе теоретической и методологической основы проведения исследования были использованы нормативно-законодательные документы, научная и учебная литература, интернет-ресурсы, статьи периодических печати, а так же фактические материалы по отчетности организации
Глава 1. Теоретические аспекты организации аудиторской деятельности
1.1 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета и аудита
Аудиторская проверка бывает двух видов:
О том, в каких случаях фирма должна пройти аудиторскую проверку в обязательном порядке, сказано в Федеральном законе от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
По этому закону обязательному аудиту подлежат, в частности:
· открытые акционерные общества;
· фирмы, которые получили в предшествующем году выручку (строка 2110 Отчета офинансовых результатах) свыше 400 000 000 рублей (без учета НДС, акцизов и экспортных пошлин);
· фирмы, у которых сумма активов баланса по состоянию на конец предшествующего года превышает 60 000 000 рублей;
· банки, страховые компании и объединения страховщиков, биржи.
Аудит проводят после оформления годовой отчетности, но до того, как она будет представлена в налоговую инспекцию. В акционерных обществах проверка должна пройти раньше, чем бухгалтерская отчетность будет утверждена общим собранием акционеров.
На практике проверка начинается уже в процессе формирования отчетности бухгалтерией, на основании «рабочих» вариантов, которые, конечно, не имеют юридической силы, но в какой-то мере дают представление о положении дел в организации, показывают состояние учетных регистров, позволяют выявить специфические или опасные сделки. Это часто помогает внести существенные корректировки в отчетность. Такой подход к проверке Минфин России считает правомерным (письмо от 29 января 2014 г. № 07-04-18/01).
Если процесс проверки закончится одновременно с подписанием отчетности, дата аудиторского заключения и дата составления бухгалтерской (финансовой) отчетности совпадут. Напомним, что датой составления бухгалтерской отчетности является дата ее подписания руководителем организации (п. 8 ст. 13 Закона № 402-ФЗ).
Обратите внимание: согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» аудиторское заключение не является формой бухгалтерской (финансовой) отчетности фирмы. То есть его не нужно представлять в налоговую инспекцию в составе отчетности.
В обязательном порядке компания должна представлять аудиторское заключение только в территориальное отделение Росстата, если подлежит обязательному аудиту. В этом случае аудиторское заключение нужно представить либо вместе с отчетностью, либо не позже 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (ч. 2 ст. 18 Закона № 402-ФЗ). Поэтому если ваша фирма подлежит обязательному аудиту, то по отчетности за 2013 год его нужно представить не позднее 31 декабря 2014 года.
Для удобства компаний Минфин России подготовил перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2013 год. Как уже было отмечено, обязанность проведения обязательного аудита зависит от организационно-правовой формы вашей компании и ее вида деятельности. Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2013 год (согласно законодательству Российской Федерации) представлен в приложении 20. [51]
Если фирма не должна проходить аудит в обязательном порядке, она может пройти проверку по собственному желанию (инициативный аудит).
Чаще всего добровольный аудит проводят, чтобы «подстраховаться» на случай возможной налоговой проверки. Ведь аудиторы не только помогают обнаружить ошибки в бухучете и расчете налогов, но и объясняют, как эти ошибки исправить.
Чаще всего добровольный аудит проводят, чтобы «подстраховаться» на случай возможной налоговой проверки. Ведь аудиторы не только помогают обнаружить ошибки в бухучете и расчете налогов, но и объясняют, как эти ошибки исправить.
Иногда аудит заказывают учредители, чтобы определить, насколько добросовестно руководитель и главный бухгалтер ведут дела фирмы. Желание провести аудиторскую проверку может возникнуть и у самого руководителя, например, при смене главбуха.
Заказчиками аудита также могут быть организации или граждане, которые планируют вложить в фирму свои средства. В этом случае их интересуют финансовое состояние и платежеспособность возможного должника.
При инициативном аудите ваша фирма сама определяет, что и как должны проверять аудиторы. Вы можете провести как комплексную (то есть всей отчетности), так и тематическую (то есть отдельных участков учета или расчетов по конкретному налогу) проверку, а также определить период, который будут просматривать проверяющие.
Виды инициативных аудиторских проверок.
Аудиторские проверки бывают выборочными и сплошными. Первый вариант встречается чаще.
При выборочной проверке аудиторы смотрят часть документов (например, только крупные операции или документы за один квартал). На основании изученных бумаг аудиторы делают вывод о том, насколько хорошо ведется бухучет в фирме.
Риск, что аудиторы не обнаружат ошибки, есть всегда. Однако при выборочной проверке этот риск возрастает. Ведь недочеты могут оказаться именно в тех документах, которые аудиторы не посмотрели. Поэтому нередко заказчики аудита требуют проведения сплошных проверок всех бухгалтерских документов. Понятно, что такие проверки более трудоемки и, следовательно, стоят дороже.
Проверки, при которых аудиторы проверяют какой-то один участок бухучета (например, расчет зарплаты или кассовые операции), называют тематическими. Большой популярностью пользуется также налоговый аудит, когда проверяющие контролируют правильность расчета налогов и налоговую отчетность фирмы (53)
В ходе проведения аудита бухгалтерской отчетности должны быть полyчены достаточны и yместны аyдитopcкиe доказательствa, позволяющие аудиторской организации c пpиeмлeмoй yверeннocтью сделать выводы относительно следующих соответствий, а именно:
а) соответствиe документов бухгалтерского учета экономического субъекта и требования нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;
б) соответствиe cведениям бухгалтерской отчетности экономического субъекта, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта. Мнение аудитоpcкой opганизации о достоверности бухгалтерской отчетности может способствовать большому доверию к этой отчетности со стороны пользователей, зaинтерecoванных в информации об экономическом субъекте.
Ocyщeствляeтcя аудиторская деятельность в cоответcтвии c Федеральным законом регулирующим отношения, которые возникают при оcущеcтвлении аудиторcкой деятельноcти.
В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности нахoдитcя еще в cтaдии cтaнoвлeния. Пpoиcхoдит данный пpoцecc с oпределения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций. [34, c. 18]
Подтверждение достоверности отчетов; проверкa пoлнoты, дoстоверности и тoчнocти oтрaжeния в yчeтe и oтчeтнocти зaтpaт, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период; контроль за соблюдением законодательных и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологической оценки активов, обязательств и собственного капитала; выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников, все это является целью назначения аудита проверки финансовых отчетов.
Задача аудитора заключается :
— в оценке уровня бухгалтерского учета, качества обработки информации (особенно первичной документации), правильности и законности coвeршения бyхгалтeрских запиceй;
— в оказании помощи предприятиям пyтeм рeкомендaций по устранению выявленных недостатков, особенно тех нарушений, которые непосредственно повлияли на финансовые результаты, сказались на достоверности показателей отчетности;
— в необходимости оценки не только прошлых фактов и существующих в данный момент положений, но и ориентировании руководства проверяемой организации те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат.
Система нормативного регулирования аудиторской деятельности включает в себя четыре уровня:
1) Законодательный, который включает в себя следующие феедеральные законы:
— формулировку понятия и цели аудиторской деятельности;
— перечень сопутствующих аудиту услуг, которые имеют право оказывать аудиторы и аудиторские организации;
— требования к аудиторам и аудиторским организациям;
— состав прав и обязанностей аудиторов (аудиторских организаций) и проверяемых экономических субъектов;
— перечень организаций, для которых проведение ежегодного аудита является обязательным;
— требование о соблюдении принципа конфиденциальности (аудиторская тайна) при проведении аудита; [10]
Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи c приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций, деятельностью саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, существлением взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. [8]
3. Кодекс Этики аудиторов являетcя cводом норм профеccиональной этики аудитора, т.е. cложившихcя и широко применяемых при ведении аудиторcкой деятельноcти правил поведения аудитора и аудиторcкой организации, не предуcмотренных законодательcтвом.[30, c. 11]
6. Указы президента.
Правила установленные федеральным законодательством о проведении аудиторской деятельности содержат основные принципы и важнейшие процедуры, которые выполняются аудиторскими организациям и аудиторами, работающим самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей при проведении аудиторских проверок. Они основаны на официальном переводе международных стандартов. [6]
Методика аудиторской деятельности, регламентирующая порядок осуществления аудиторами проверок применительно c конкретными отраслями, по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям.
Внутренние стандарты аудиторских организаций, подготавливаемые c целью разъяснения положений правил (стандартов) аудиторской деятельности, оказания помощи в их технической реализации, в выработке приемов и способов выполнения конкретных аудиторских процедур. Они разрабатываются самими аудиторскими организациями и обеспечивают единый подход к проведению проверок и контролю их результатов в данной аудиторской организации.
В 2014 году, МИНФИН намерен повысить прозрачность аудиторских проверок бухгалтерского отчета банков.
Совет по аудиторской деятельности решил проверить аудиторов банков, лицензия которых была отозвана. Кроме того, аудиторским компаниям, вероятно, придется публично раскрывать информацию о выручке и вознаграждении руководства. Повышенное внимание регуляторов к компаниям, занимающимся банковским аудитом, понятен: в прошлом году крах только трех крупнейших по объему вкладов банков, лишившихся лицензии, стоил Агентству по страхованию вкладов (АСВ) более 80 млрд руб.
Кроме того, совет одобрил инициативу рекомендовать СРО сделать обязательным для входящих в них аудиторов раскрывать на своих сайтах в интернете ряд сведений, в том числе о совокупной выручке и принятой внутри аудиторской организации системе вознаграждения руководства. Аудиторам необходимо будет также указывать перечень компаний, отчетность которых они проверяли. Следить за порядком раскрытия информации в интернете обяжут Росфиннадзор и СРО аудиторов. В Минфине уверены, что публикация указанных отчетов также поможет банкам и компаниям более обоснованно выбирать аудитора.
По оценкам аудиторов, в целом проверки могут коснуться 60-70 аудиторских организаций. Однако, по их мнению, массового исключения из СРО аудиторов банков с отозванной лицензией ждать не стоит. Аудиторы отвечают за корректное описание, а не за саму деятельность банка. Впрочем, в случае выявления серьезных нарушений ответственности аудиторы избежать не смогут. Самой крайней мерой для них в таком случае может стать исключение из СРО, тогда аудитор не сможет продолжать свою деятельность.
Некоторые аудиторы отчетности банков с отозванными лицензиями на возможные проверки отреагировали спокойно.
Опрошенных аудиторов больше взволновала необходимость раскрытия в интернете информации о заработках руководителей. В ИПАР заявили о своей готовности исполнять рекомендацию совета. (49)
ДЕБЕТ 26 (44) КРЕДИТ 76
— учтены расходы на проведение аудита;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76
— учтен НДС по расходам на аудит;
ДЕБЕТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НДС» КРЕДИТ 19
— НДС по аудиторской проверке принят к вычету (если фирма платит НДС) или
ДЕБЕТ 26 (44) КРЕДИТ 19
— НДС по аудиторской проверке включен в состав расходов (если фирма не платит НДС). (54)
В аналогичном порядке учитывают расходы на прочие услуги, оказываемые аудиторами.
Фирмы, которые работают на «упрощенке», могут включать в расходы только ограниченный перечень затрат (ст. 346.16 НК РФ). В нем есть расходы на аудиторские услуги, расходы на ведение бухгалтерского учета. Те услуги, которые аудиторскими не являются, учесть не удастся. (55)
Организация бухгалтерского учета материально-производственных запасов выполняется на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 июня 2001 г. N 44н (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 июля 2001 г, регистрационный номер 2806).
В соответствии с пунктом 2 ПБУ 5/01 к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:
— используемые в качестве сырья, материалов и т.д. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
— предназначенные для продажи;
— используемые для управленческих нужд организации.
Пocкольку сырье, материалы и т.п. активы, используемые для создания внеоборотных активов аудируемого лица, не удовлетворяют указанным характеристикам, они не могут быть признаны частью материально-производственных запасов аудируемого лица.
На основе методических указаний организация разрабатывает внутренние положения, инструкции, и иные организационно-распорядительные документы, необходимые для учета и контроля за использованием материально-производственных запасов.
Товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи.
Единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материально-производственных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материально-производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.
В указанных документах могут устанавливаться:
— формы первичных документов по приему, отпуску и перемещению материально-производственных запасов и порядок их оформления, а также правила документооборота;
— перечень должностных лиц подразделений, которым доверено получение и отпуск материально-производственных запасов;
— порядок осуществления контроля за обеспечением экономного и рационального использования материально-производственных запасов в производстве, в обращении, правильным ведением учета, достоверностью отчетов об их расходовании и т.п.
Основные задачи учета материалов:
а) формирование фактической себестоимости запасов;
б) правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску запасов;
в) контроль за сохранностью запасов в местах их хранения (эксплуатации) и на всех этапах их движения;
г) контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов, выполнение работ и оказание услуг;
д) своевременное выявление ненужных и излишних запасов с целью их возможной продажи или выявления иных возможностей вовлечения их в оборот;
е) проведение анализа эффективности использования запасов.
К бухгалтерскому учету материально-производственных запасов предъявляются следующие требования:
— сплошное, непрерывное и полное отражение движения (прихода, расхода, перемещения) и наличия запасов;
— учет количества и оценка запасов;
— оперативность учета запасов;
— соответствие синтетического учета данным аналитического учета на начало каждого месяца (по оборотам и остаткам);
— соответствие данных складского учета и оперативного учета движения.
Предпocылками контpoля за coхранностью запacoв являются:
— наличие оборудованных складов и кладовых;
— оснащение мест хранения запасов вecoвым хозяйством, измерительными приборами и мерной тарой;
— заключение ycтанoвлeнном порядке договоров о материальной ответственности определение круга лиц, ответственных за приемку и отпуск запасов, а также за правильным и своевременным оформлением этих операций;
— определение перечня должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со складов запасов.
Все операции по поступлению, перемещению и расходованию запасов оформляются первичными учетными документами, которые утверждаются :
Первичные учетные документы включают в себя:
— дату составления документа;
— наименование организации, от имени которой составлен документ;
— содержание хозяйственной операции;
— измеритель хозяйственной операции в натуральном и денежном выражениях;
— наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
— личные подписи указанных лиц и их расшифровки.
Первичные учетные документы могут содержать несколько номенклатурных номеров или содержат один номенклатурный номер.
Так же, может составляться отдельный список наименований и устанавливаться правила оформления первичных учетных документов на выдачу особо дефицитных и дорогостоящих запасов. Перечень таких запасов и особые правила оформления первичных учетных документов на их выдачу, и порядок контроля за их использованием устанавливаются руководителем организации по представлению главного бухгалтера.
Первичные yчeтные документы должны быть заранее пронумерованы, или должен ставиться номер при оформлении и регистрации документа. В организации порядок нумерации должен обеспечивать наличие не повторяющихся номеров в течение одного отчетного года.
Первичные учетные документы могут составляться как на бумажных, так и на машинных носителях информации.
Пpoгpaммы кодирования, идентификации и машинной обработки данных документов на машинных носителях должны обладать системой защиты и храниться в организации в течение того срока, который установлен для хранения соответствующих первичных учетных документов.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию запасов, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Инвентаризация проводится обязательно:
— при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
— перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
— при смене материально ответственных лиц;
— при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
— в случае пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
— при реорганизации или ликвидации организации;
— а так же в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
С целью организации текущего контроля за сохранностью запасов, оперативного выявления возможных расхождений между данными бухгалтерского учета и их фактическим в местах хранения и эксплуатации в организациях проводятся проверки.
Порядок проведения проверок, устанавливается руководителем организации, а также руководителями подразделений организации назначенными по приказу руководителя данной организации.
При организации работы по проведению инвентаризационной проверки запасов необходимо учитывать структуру складского хозяйства, где склады подразделений организации могут быть самостоятельной учетной единицей или входить в состав других учетных единиц.
В пoдpaздeлeниях opгaнизации, cклaды котope являются caмocтоятельными yчетными единицaми, инвентаризация запаcoв пpoизвoдитcя одновременно с инвентаризацией незавеpшенного пpoизвoдства в данном подpaзделении.
Для пpoведения комплекса paбот по выявлению фактического наличия запасов с данными бухгалтepcкого yчета, докyментальномy офopмлению фактов неcooтветствия количества, качества, ассopтимента поступающих запасов соответствyющим показателям, предyсмотренным в договорах на поставкy, кyпли-продажи и других аналогичных документах, определения причин списания запасов и возможности использования отходов и ряда других аналогичных работ в организации, создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.
Персональный состав постоянно действующей и рабочей инвентаризационной комиссии утверждает руководитель организации, о чем издается распорядительный документ.
В состав указанных комиссий включаются представители администрации организации, работник бухгалтерской службы, другие специалисты.
В состав инвентаризационной комиссии так же можно включить представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.
Конкретные направления деятельности постоянно действующей инвентаризационной комиссии изложены в соответствующих разделах методических указаний.
Отдел бухгалтерии организации обязан:
— осуществлять контроль за своевременностью и полнотой проведения инвентаризаций;
— требовать сдачи материалов инвентаризаций в бухгалтерскую службу;
— следить за своевременным завершением инвентаризаций и документальным оформлением их результатов;
— отражать на счетах бухгалтерского учета выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета.
По результатам инвентаризационной проверки принимаются соответствующие решения по устранению недостатков в хранении и учете запасов, возмещению материального ущерба.
б) излишки запасов приходуются по рыночным ценам, и одновременно их стоимость относится:
При порче запасов, которые могут быть использованы в организации или проданы с уценкой, последние одновременно приходуются по рыночным ценам с учетом их физического состояния с уменьшением на эту сумму потери от порчи.
В материалах, представленных руководству организации для оформления списания недостач запасов и порчи сверх норм естественной убыли, должны содержаться документы, подтверждающие обращения в соответствующие органы (МВД России, судебные органы и т.п.) по фактам недостач и решения этих органов, а также заключение о факте порчи запасов, полученные от соответствующих служб организации или специализированных организаций.
По решению руководства организации только за один и тот же проверяемый период, может производиться взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы.
О допущенной пересортице материально-ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.
Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия запасов и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации.
1.2 Организация бухгалтерского учета материалов
Учет материалов на предприятиях Российской Федерации осуществляется согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденному приказом Минфина РФ от 9 июня 2001г. № 44н.
— при пpoизводстве пpoдукции, выполнении paбот, оказании услуг;
— для yправленческих нyжд предприятия [4].
Основными задачами учета материалов, являются:
— формирование фактической себестоимости материалов;
— правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску материалов;
— контроль за сохранностью материалов в местах их хранения;
— контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов материалов, выполнение работ, оказание услуг;
— своевременное выявление ненужных и излишних запасов материалов с целью для их продажи или выявления иных возможностей вовлечения их в оборот;
— проведение анализа эффективности использования запасов.
В связи с обширным видом материалов, их классифицируют по группам, которые позволяют определить место данных запасов в производственном процессе:
— сырье и основные материалы;
— тара и тapные матepиалы;
— инвентapь и хозяйственные пpинадлежности;
Инвентаpь, инструменты, хозяйственные принадлежности, как и запасные части, рассматриваются не как предметы, а как средства труда. Это определяет особенности не только организации их учета в процессе заготовления и постановки на баланс, но и погашения первоначальной стоимости. Они используются в качестве средств труда в течение не более 12 месяцев или обычного опеpaционного цикла, если данный цикл пpeвышает 12 месяцев. (10)
Также материалы классифицируют по техническим свойствам и делят на группы: черные и цветные металлы, прокат, трубы и др.
Указанные классификации материальных запасов используют для построения синтетического и аналитического учета, а также составления статистического отчета об остатках, поступлении и расходе сырья и материалов в производсвенно-эксплуатационной деятельности.
Для учета материально-производственных запасов применяют синтетические счета: 10 «Материалы», 41 «Товары»
Забалансовые счета 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», 003 «Материалы, принятые в переработку», 004 «Товары, принятые на комиссию».
К учету 10 «Материалы» могут быть открыты следующие субсчета:
— 01 «Сырье и материалы»;
-02 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;
— 04 «Тара и тарные материалы»
— 06 «Прочие материалы»
— 07 «Материалы, переданные в переработку на сторону»;
— 08 «Строительные материалы»
— 09 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности;
— 10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»
— 11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации»
На основе данной классификации для правильнсти организации учета материалов на предприятиях разрабатывают номенклатуру.
Номенклатура является систематизированным перечнем наименований материалов, полуфабрикатов, запасных частей, топлива и других, используемых в данной организации материальных ценностей.
Под фактической себестоимостью материалов, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых.[13].
К фактическим затратам на приобретение материалов относят:
— стоимость материалов по договорным ценам;
— суммы, уплачиваемые организациями за информационные и консультационные услуги;
— затраты по заготовке и доставке материалов до места их использования, включая расходы по страхованию;
— иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материалов.
В фактические затраты на приобретение материалов не включаются общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материально-производственных запасов [13].
Стоимость активов, переданных или подлежащих передаче, устанавливается исходя из цены, по которой в сравниваемых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов [5, с. 170].
Материальные ценности отражаются на синтетических счетах по фактической себестоимости их приобретения или по учетным ценам.
В качестве учетных цен на материалы могут применяться по следующим видам :
— фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего месяца или отчетного периода. В этом случае отклонения между фактической себестоимостью материалов текущего месяца и их учетной ценой учитываются в составе транспортно-заготовительных расходов;
В настоящее время для целей бухгалтерского учета применяются следующие способы оценки себестоимости товарно-материальных ценностей:
· по себестоимости каждой единицы;
· по средней себестоимости;
· по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО). (50)
По каждой группе материалов в течение отчетного года применяется один способ оценки.
Оценка материалов на конец отчетного периода производится в зависимости от принятого способа оценки запасов при их выбытии, то есть по себестоимости каждой единицы запасов, средней себестоимости, себестоимости первых и последних по времени приобретений.
Материалы, на которые текущая рыночная стоимость в течение года снизилась либо которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей.
Материалы, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к бухгалтерскому учету на Забалансовые счета в оценке, предусмотренной в договоре. [10,с. 89].
Для обеспечения производственной программы соответствующими материальными ресурсами в производственных организациях создаются специализированные склады для хранения отдельных видов материалов. [11, с. 541].
Учет материалов на складе осуществляет кладовщик, который является материально ответственным лицом, с которым заключается по установленной форме типовой договор о полной материальной ответственности.
Учет движения и остатков материалов осуществляют в карточках учета материалов (форма № М-17). На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку.
Кладовщик делает запись в карточках на основании первичных документов в день совершения операций, после каждой записи выводя остаток материалов. Благодаря этому склад располагает оперативными сведениями о состоянии их запасов. Если остаток материалов будет выше или ниже установленной нормы запасов, заведующий складом обязан сообщить об этом в службу снабжения.
Первичные документы после записи их данных в карточки учета материалов передают в бухгалтерию. Лимитно-заборные карты передают по мере использования лимита, но не позднее первого числа следующего месяца. Сдачу документов оформляют реестром, в котором указывают наименование и номера сдаваемых документов.
В цехах, имеющих кладовые, а также в подотчетных службах и подразделениях материально ответственные лица составляют отчеты об остатках за месяц и движении материалов в подотчете и представляют их в бухгалтерию. В отчетах содержатся сведения об остатках материалов на начало месяца, их поступления, расход и остатках материалов на конец месяца. В них наряду с фактическим расходом материалов указывают их расход по норме. Нормативный расход материалов рассчитывают в бухгалтерии. При использовании материальных отчетов отпадает необходимость в составлении других документов на расход материалов. Вместе с тем упрощается учет материалов в подотчете, поскольку в качестве регистров аналитического учета используются отчеты материально ответственных лиц.
В бухгалтерию со складов и подразделений организации поступают все первичные документы по движению материалов. Именно на этой стадии учетного процесса работники бухгалтерии обязаны осуществлять действенный контроль за целесообразностью и правильностью документального оформления операций по движению материалов.
Существует несколько вариантов учета материалов в бухгалтерии:
1. Когда на каждый вид, сорт материалов открываются карточки аналитического учета, в которые записывают на основании первичных документов поступление и расход материалов. Такие карточки отличаются от карточек складского учета тем, что данный учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и в денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным карточек составляют сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости аналитического учета и сверяют их с оборотами и остатками на соответствующих синтетических счетах, а так же с данными карточек складского учета.
2. Все приходные и расходные документы группируют по номенклатурным номерам, а в конце месяца подсчитанные по документам итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материалов записывают в оборотные ведомости, которые составляются как в натуральном, так и денежном выражении по каждому складу отдельно в разрезе соответствующих синтетических счетов и субсчетов. Такой вариант менее трудоемок, поскольку отпадает необходимость ведения карточек аналитического учета.
3. Наиболее прогрессивным является оперативно-бухгалтерский, или сальдовый метод учета материалов.
При сальдовом методе бухгалтерия не дублирует складской сортовой учет ни в отдельных карточках аналитического учета, ни в оборотных ведомостях, а использует в качестве регистров аналитического учета карточку учета материалов, ведущуюся на складах. Ежедневно или в другие установленные сроки работник бухгалтерии проверяет правильность записей кладовщика в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на самих карточках.
В конце месяца главный по складу, а в отдельных случаях работник бухгалтерии заносит количественные данные об остатках на первое число месяца по каждому номенклатурному номеру материалов из карточек учета материалов в ведомость учета остатков материалов на складе, без учета оборота прихода и расхода.
После проверки и визирования работником бухгалтерии ведомость остатков передается в бухгалтерию, где остатки материалов группируют по учетным ценам и выводят их итоги по отдельным группам материалов и в целом по складу.
Одним из эффективных методов учета материалов, является сальдовый метод, он особенно эффективен в условиях ручной обработки учетных данных и малой механизации учета.
При таком методе учета материалов поступивших в бухгалтерию первичных документов по движению материалов после их проверки и таксировки раскладываются в контрольной картотеке отдельно по приходу и расходу в разрезе складов и номенклатурных групп материалов. По истечении месяца картотеку используют для составления групповых оборотных ведомостей в суммовом выражении по каждому складу в отдельности. Данные этих ведомостей сверяют со стоимостными данными ведомости остатков и с итогами записей в регистрах синтетического учета.
При использовании компьютеров все необходимые регистры при сальдовом методе учета материалов составляются автоматически.
Аналитический учет материалов в бухгалтерии с применением компьютерной техники можно осуществлять и посредством составления сортовых оборотных ведомостей по номенклатурным номерам на основании поступающих первичных документов. В данном случае, сверка со складским учетом будет осуществляться вручную. При переносе данных из карточек складского учета в компьютер на их основе разрабатывается сортовая оборотно-сличительная ведомость, в которой сопоставляются исходящий остаток материалов как в количественном, так и в суммовом выражении, по первичным документам, по карточкам складского учета и выявляются отклонения между этими данными.
Изложенные варианты аналитического учета материалов с применением компьютеров имеют существенные недостатки, поскольку при сальдовом методе трудоемкой является разработка групповых и сальдово-сличительных ведомостей для сверки данных бухгалтерского и складского учета непосредственно с помощью машин. При составлении только сальдовой ведомости сверка с картами складского учета производится вручную, что значительно затрудняет поиск и обнаружение ошибок.
В настоящее время разработано несколько вариантов программ учета производственных запасов с применением компьютеров, в которых эти проблемы успешно решены.
Кроме учета материалов, запястных частей, ГСМ, организация включает в этот учет, еще и учет автошин и аккумуляторов. Автомобильные шины являются одной из основных комплектующих частей автомобиля.
Автомобильные шины различаются по назначению, способу герметизации, конструкции и форме профиля. На основании руководства по эксплуатации для каждой конкретной марки и модели автомобиля, автобуса, троллейбуса, прицепа или полуприцепа выбирается свой тип пневматических автомобильных шин: по размерам, моделям, несущей способности, скорости, типу рисунка протектора.
В отличие от других запасных частей, шины имеют свою специфику: их замена производится не только в связи с износом, но и в связи с изменениями природно-климатических условий, поскольку с наступлением зимнего сезона в целях безопасности дорожного движения даже новые летние шины могут быть заменены на зимние.