выработка образцов поведения людей регламентация их действий

Социальный контроль

выработка образцов поведения людей регламентация их действий. выработка образцов поведения людей регламентация их действий фото. картинка выработка образцов поведения людей регламентация их действий. смотреть фото выработка образцов поведения людей регламентация их действий. смотреть картинку выработка образцов поведения людей регламентация их действий.

Понятие социального контроля

Социальный контроль — это совокупность мер, которые предпринимаются для того, чтобы поведение людей было в согласии с принятыми в обществе нормами и правилами. Главные элементы:

общность в виде группы, класса;

Признаки социального контроля:

направленность на профилактику отклонений в поведении людей и борьбу с отклонениями от нормы;

шаблонность и категоричность.

Основные задачи контроля социума:

Рассмотрение результатов — сопоставление и сравнение выполненных результатов с запланированными.

Оценка — применение специальных средств, которые показывают, насколько эффективно была выполнена работа.

Распознавание — предупреждение выявления нарушений и их мотивов.

Устранение — назначение санкций для ликвидации нарушений.

Структура социального контроля:

Социальные нормы — правила взаимодействия человека с обществом и государством. Например: законы, обычаи, религиозные каноны, нормы морали.

Санкции — позитивная или негативная мотивация к соблюдению норм. Например: грамота, звание, медаль, увольнение, административный арест, лишение свободы.

Наказание за нарушение закона или административного порядка; штрафы, тюремное заключение, исправительные работы.

Осуждение человека за поступок со стороны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование.

Поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награждения, свидетельства о профессиональных, академических успехах.

Благодарность и одобрение неофициальных лиц (друзей, знакомых, коллег): похвала, объятие.

Функции социального контроля

Социальный контроль выполняет важную роль в жизни общества — без него общество не могло бы существовать.

Основные функции социального контроля:

Регулирование поведения и отношений людей в социуме.

Обеспечение процесса социализации, то есть усвоения человеком норм группы.

Функция адаптации — социальный контроль помогает новому члену сообщества адаптироваться к требованиям социума.

Интеграция — реализация эффективного взаимодействия членов группы и сплочение их вокруг общих традиций и норм.

Защита общегрупповых интересов, обеспечение безопасности членов сообщества.

Поддержание стабильности социума, предотвращение попыток разрушить устоявшиеся нормы и ценности.

Часто отношение к социальному контролю у людей неоднозначное, и может быть даже откровенно негативным. В ряде случаев он не только ущемляет права, но и поддерживает устаревшие и непрогрессивные нормы и ценности. При этом важно помнить, что это главный механизм, который обеспечивает стабильность общества.

Механизмы социального контроля

Социальный контроль включает в себя разные методы, через которые общество или социальная группа регулирует поведение людей и предотвращает нежелательные поступки.

Три главных метода социального контроля:

Изоляция — создание непроходимых перегородок между девиантом (человеком, который нарушает социальные нормы) и всем остальным обществом без попыток исправления или перевоспитания его.

Обособление — ограничение контактов девианта с другими людьми, при этом без изоляции от общества. Допустимо исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы не нарушать общепринятых норм.

Реабилитация — процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих социальных ролей в обществе.

Методы реализации контроля в зависимости от санкций:

Прямые — характеризуются жестким действием (репрессии) и мягким действием (конституционный кодекс).

Косвенные — жесткое воздействие (санкции международных организаций), мягкое (СМИ).

Организационные — общий контроль (задание руководства подчиненному без надзора), детальный контроль (надзор за выполнением работы).

Методы социального контроля в группе:

Социализация — формируется в ходе развития личности (желания, привычки, предпочтения), устанавливает общественный порядок.

Групповое давление может происходить в процессе жизни. Когда человек разделяет принятые в обществе порядки и культурные нормы, он обязан вести себя подобающе, а в случае несоблюдения правил на него накладываются санкции со стороны группы (осуждение).

Принуждение — реализуется в ходе невыполнения индивидом общепринятых правил.

Виды социального контроля

Как известно, в традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах. В современном — в основе выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы.

Сейчас у социального контроля есть институциональная поддержка в виде суда, образования, армии, производства, средств массовой информации, политических партий, правительства.

В Российской Федерации созданы специальные органы для реализации социального контроля: прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Федеральная служба безопасности, различные органы финансового контроля и другие. Функциями контроля также наделены депутаты различных уровней. Кроме государственных органов, большую роль в России играют различные общественные организации, например, в области защиты прав потребителей, в контроле за трудовыми отношениями, за состоянием окружающей среды и т. д.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще вступают в действие институты социального контроля. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль.

выработка образцов поведения людей регламентация их действий. выработка образцов поведения людей регламентация их действий фото. картинка выработка образцов поведения людей регламентация их действий. смотреть фото выработка образцов поведения людей регламентация их действий. смотреть картинку выработка образцов поведения людей регламентация их действий.

Внешний социальный контроль — комплекс методов и действий, которые приняты с целью соблюдения общественных форм поведения. Его разделяют на:

Формальный — проявляется в виде общественной похвалы или порицания. Его характеристики:

Осуществляется государственными органами, общественными организациями, СМИ и распространяется на всю государственную территорию.

Закреплен законодательством, указами, инструкциями.

Имеет направленность на ознакомление и принятие законов, господствующих в социуме.

Зачастую представлен в виде идеологии.

Неформальный — проявляется в форме похвалы или порицания со стороны неофициальных лиц и выражен культурой СМИ. Его особенности:

Осуществляется в социальных институтах: семья, религия, учебные заведения.

Большую эффективность приобретает в малых группах.

Внутренний социальный контроль — это когда индивид самостоятельно принимает решения о регулировании общественного поведения. В ходе социализации человек приобретает самоконтроль и может использовать механизм саморегуляции. Регуляция происходит через сознание, совесть и волю.

Сознание — способность мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности.

Совесть — формирование норм поведения, ценностей у человека и действие в согласии с ними.

Воля — преодоление трудностей в общественном поведении через самостоятельную регуляцию поведения.

Источник

Вопрос № 9. Функции социальных институтов. Примеры

*Признаки социального института:

* совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества;

* система культурных образцов, норм, ценностей, символов;

* система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;

* материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач;

* общественно признанная миссия, цель, идеология.

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений (стабилизирующая). Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение своих членов, за счет своих правил, норм поведения. делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества. (Пример: на работе устанавливают правила (например, распорядок дня) с помощью коллективного договора).

4. Транслирующая функция(социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества. (Пример: мать учит говорить ‘пожалуйста,, когда ребёнок что-то просит, ‘спасибо’, чтобы выразить благодарность, ‘здравствуйте’ при встрече людей. Семья, воспитывая ребенка, стремится ориентировать его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются его родители.).

5. Коммуникативная функция. Информация должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

выработка образцов поведения людей регламентация их действий. выработка образцов поведения людей регламентация их действий фото. картинка выработка образцов поведения людей регламентация их действий. смотреть фото выработка образцов поведения людей регламентация их действий. смотреть картинку выработка образцов поведения людей регламентация их действий.6. Функция социализации. Социальные институты обеспечивают усвоение культурных норм и социальных ролей. Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества.

Вопрос№10. Дисфункции соц. институтов. Примеры. Значение познания дисфункций соц. институтов.

выработка образцов поведения людей регламентация их действий. выработка образцов поведения людей регламентация их действий фото. картинка выработка образцов поведения людей регламентация их действий. смотреть фото выработка образцов поведения людей регламентация их действий. смотреть картинку выработка образцов поведения людей регламентация их действий.

Помимо функций существуют дисфункциисоциального института. Понятие «дисфункция социального института» ввел в социологию Г. Спенсер.

Дисфункциясоциального института (нецелевое применение институтов)– это состояние, при котором социальный институт вместо пользы приносит обществу вред.

Существует несколько причин возникновения дисфункций.

1) Функции социальных институтов со временем изменяются.

Происходит их перераспределение между социальными институтами.

В тот период, когда это перераспределение происходит дисфункцию может испытывать как один, так и другой социальный институт.

2) Социальные институты взаимодействуют между собой и с обществом, которое выступает их внешней средой.

Время от времени возникают ситуации, когда изменившиеся социальные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов.

3) Возникновение новой общественно значимой потребности может вызвать своеобразную конкуренцию между социальными институтами до той поры, пока общественная практика не выявит, какой социальный институт способен наиболее эффективно справиться с ее удовлетворением.

4) Дисфункции вызываются также при попытке какого-либо социального института монополизировать удовлетворение всех или по крайней мере большинства социально значимых потребностей.

В историческом опыте можно отметить такие попытки со стороны религии, государственных или негосударственных политических институтов.

Дисфункция социального института может проявляться либо во внешней (формальной, организационной), либо во внутренней (содержательной) его деятельности. Дисфункция может выражаться в неопределенности функции института, размытости целей, падении его общественного авторитета. Институт начинает работать не ради той цели, для которой создан, а ради своих внутренних целей, для своего самосохранения.

Примеры.

Значение познания

Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счёт нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т. п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность. Поэтому необходимо изучать дисфункции, чтобы вовремя исправить их.

В современном российском обществе дисфункция института права создает широкие возможности для криминализации общества. Преодоление дисфункции социальных институтов достижимо либо путем их изменения, либо благодаря созданию новых институтов, удовлетворяющих соответствующие общественные потребности.

выработка образцов поведения людей регламентация их действий. выработка образцов поведения людей регламентация их действий фото. картинка выработка образцов поведения людей регламентация их действий. смотреть фото выработка образцов поведения людей регламентация их действий. смотреть картинку выработка образцов поведения людей регламентация их действий.

Вопрос №11. Неформальные экономические институты, возможности их сокращения.
Социальные институты так же, как и социальные связи и взаимодействия, могут быть формальными и неформальными.

Сначала разберем, что такое неформальный институт вообще и какими признаками он обладает:

Когда функции, способы социального института не отражены в формальных правилах, законах, создается неформальный институт.

Определение.Неформальный институт— это институт, в котором функции, средства и методы деятельности не установлены формальными правилами (т.е. четко не определены и не закреплены в специальных законодательных актах и нормативных документах), поэтому отсутствует гарантия, что данная организация будет устойчивой. Неформальные институты играют очень важную роль в сфере межличностного общения в малых группах.

Происхождение.

Неформальные институты возникают там, где неисправность формального института вызывает нарушение важных для жизнедеятельности всего социального организма функций. В основе механизма такой компенсации лежит определенная общность интересов организаций ее членов. Неформальные организации создают больше возможностей для творческой продуктивной деятельности, разработке и внедрению нововведений.

Социальный контроль в таких институтах осуществляется на основе неформальных санкций, Т.е. с помощью норм, зафиксированных в общественном мнении, традициях, обычаях. Подобные санкции (общественное мнение, обычаи, традиции) часто бывают более эффективным средством контроля за поведением людей, чем нормы права или другие формальные санкции.

Функции.Несмотря на это, неформальные институты так же, как и формальные, выполняют управленческие и контрольные функции в самом широком социальном смысле, так как являются результатом социального творчества и волеизъявления граждан (любительские объединения творческой самодеятельности, объединения по интересам, различные фонды социального и культурного назначения и т.п.).

. Неформальные институты в экономике (по статье Рыбкиной и Косалс):

С середины 80-х гг. начала происходить институционализация теневой экономики, т.е. закрепление теневого экономического поведения в теили иные организационно устойчивые формы, признаваемые всеми участниками даннойдеятельности и транслируемые следующим поколениям занятых ею субъектов.

Признаки институционализированного неформального экономического института:

Ø структурированность и самовоспроизведение социальной системы;

Ø скрыт от государственного контроля и наблюдения;

Ø внутренняя организация.

Элементы неформального экономического института:

1. экономическиероли, привычные для субъектов и носящих теневой характер.

2. сложившиеся нормы «теневого поведения».

3. устойчивые виды теневых экономических взаимоотношений между определеннымисубъектами.

4. новые типыорганизаций, внутри и с помощьюкоторых осуществляется теневое поведение субъектов.

Причины институционализации теневой экономики в России:

1. «государствофобия» жителей России: стремление вывести свою деятельность из-под контроля и наблюдения со стороны государства как реакцияна десятилетия тотального контроля над всейжизнедеятельностью граждан со стороны советского государства, что исключалокакую-либо возможность масштабной частной экономической активности.

2. возникновение «делового тандема» чиновника и предпринимателя.Фактически чиновники приватизировали свои должностные места и стали исполнять должностные обязанности (или не исполнять их) таким образом, как это отвечало их частным экономическим интересам. В результате предприниматель, обращавшийся к государству за помощью, не мог добиться от соответствующего органа власти защиты своих интересов. Это вынуждало предпринимателей обращаться в частные фирмы или искать теневые пути решения своих проблем, напрямую платить деньги чиновникам.

. Неформальные экономические институты (Г Л А В Н О Е):

Получается так: потребность в выполнении тех или иных функцийтолкает на создание соответствующих теневых институтов во всех отраслях экономики и общества; а удовлетворение этой потребности, т.е. возникновение таких институтов, приводит к распространению тени практически повсеместно в обществе.

2. Вторая группа— теневые институты, которые возникли «в стороне» от такихструктур, как бы «на чистом» месте.

Очевидно, что в связи с ней обществонесет множество социально-экономических издержек, главные из которых, по нашемумнению, следующие.

2) Малы инвестиции и крайнеограничены источники их привлечения (так, наличие легальных прав собственностипрямо влияет на привлечение инвестиций: «при наличии законного права собственностиценность строений была в 9 раз выше, чем при его отсутствии».

3) Великитрудности взаимодействия страны с внешним миром, который выстраивает различныебарьеры на пути экономических и других связей из-за несовместимости экономическихсистем, вызванной большим числом теневых правил ведения бизнеса, в которых немогут разобраться иностранцы.

4) Двойная мораль и неопределенность экономических,а значит, во многом и социальных норм поведения. Это самым отрицательным образомвлияет на мораль общества, которая в реальности все дальше отходит от того, чтопринято называть «цивилизованными правилами поведения».

Вывод:

Развитие общества возможно только в том случае, если в нем сформированы четко налаженные, регламентированные, контролируемые и устойчивые взаимодействия. Наличие и содержание институтов, а также система социальных регуляторов определяют существующий общественный строй. То есть, если необходимо понять общество, то, изучив его социальные институты и механизмы регулирования, можно понять характер социальных связей в интересующем обществе.

Требуется выработка специальной стратегии длительногои постепенного вытеснения теневых институтов легальным путем, создания для этогополитических, экономических, правовых и культурных условий.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 19970 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Правовое регулирование

Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.

В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.

Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.

Предмет правового регулирования

Право не должно и не может регулировать все общественные отношения и все социальные связи людей. Поэтому должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования, то есть те связи, которые необходимо урегулировать правом.

В сферу правового регулирования должны входить отношения со следующими признаками:

— в них находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные;

— в них реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения другого;

— они строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил;

— они требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой

Этим признакам отвечают три группы общественных: отношений:

1) отношения людей по обмену материальными и духовными ценностями (имущественные);

2) отношения по властному управлению обществом (государственное управление социальными процессами);

3) отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе). Эти отношения возникают из нарушения правил поведения людей в двух указанных сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы составляют предмет правового регулирования, поскольку по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правового регламентирования.

От характера и содержания общественных отношений зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.

Такой характер и вид общественных отношений обусловливают степень интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).

Методы, способы и типы правового регулирования

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера).

Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).

Метод правового регулирования является одним из важных критерия разграничения прав на отрасли.

Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

1. Дозволение – состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав).

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

2. Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

3. Запрет – сводится к возложению обязанности воздерживаться от определенных действий.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.

Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это:

поощрение— выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;

рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).

Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.

В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.

Общедозволительный тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.

Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков).

Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств способов достижения поставленных целей.

Разрешительный тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.

Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *