выражение причинно следственных отношений в жестовом языке

Выражение причинно следственных отношений в жестовом языке

При помощи высказываний со связями свободного соединения и с интерференцией оказывается возможным в РЖЯ выражать широкий круг значений (причинно-следственных, целевых и т. д.). Союзы, как правило, в РЖР не используются.

В РЖЯ есть сложные высказывания, структура которых непосредственно зависит от особенностей субстанции жеста, в их состав входят синтагмы с одновременно исполняемыми жестами.

Принцип построения таких конструкций подробно описан выше. Приведем пример сложного высказывания, включающего синтагму с одновременно исполняемыми жестами. Опи• сывается ситуация: на шкафу стоят цветы; левая (от говорящего) дверца шкафа открыта, на ней висит зеркало. Высказывание:

(12) ШКАФ (дв) =*> ШКАФ (л) ЦВЕТЫ (л) ОТКРЫТАЯ ДВЕРЦА (л) ЗЕРКАЛО (и).

Сложные высказывания, включающие синтагмы с одновременно исполняемыми жестами, широко распространены в РЖЯ.

Итак, мы рассмотрели основные синтаксические конструкции русского жестового языка. Есть ли в синтаксисе РЖЯ классы высказываний, которые остались за пределами нашего анализа? Скорее всего есть. Их выявление и изучение — дело будущих исследований. Но уже сегодня мы можем заключить, что синтаксис РЖЯ сложен и своеобразен. Специфика строения высказываний обусловлена особенностями субстанции РЖЯ и функциональным назначением русской жестовой речи. Эти факторы влияют на структуру и простых, и сложных высказываний.

Подытожим сказанное. В классе простых высказываний наиболее распространенными являются конструкции, включающие синтагмы с одновременным исполнением двух жестов (сказывается специфика субстанции), и конситуативные высказывания. Состав простых высказываний и порядок следования жестов (более свободный, чем в КЖР и русском литературном языке) тесно связаны с ситуацией общения.

В класс сложных высказываний входят: бессоюзные высказывания, конструкции со связями свободного соединения, высказывания с интерференцией. Эти высказывания и аналогичные синтаксические единицы русской разговорной речи сходны по структуре, что объясняется общностью их коммуникативных функций.

Источник

II. Класс сложных высказываний в русском жестовом языке.

1. Бессоюзные сложные вы­сказывания.Отсутствуют союзы, проявляющие эти отношения, и другие морфологичес­кие показатели.

Наряду со смыслом, заключенным в компонен­тах высказывания, значение отношений определяется конси­туацией.

«Мальчик заплакал: шар улетел».(причина)

МАЛЬЧИК ПЛАКАТЬ // ШАР УЛЕТЕТЬ;

«Мама и девочка вымыли пол и окно, чтобы было чисто».(цель)

МАМА ДЕВОЧКА МЫТЬ ПОЛ МЫТЬ ОКНО // НУЖНО ЧИСТО.

2.Высказывания со связями свободного со­единенияотличаются тем,

что в их состав входит « свободная конструкция».

Используются в непринужденной, неофициальной обстановке.

«Свободная конструкция» способна занимать различные места в сложном

Например, (свободная конструкция выделена):

РР а) ГДЕ-ТО Я ПАЛЕЦ РАСПОРОЛ КРОВЬ ТЕЧЕТ =

ГДЕ-ТО Я КРОВЬ ТЕЧЕТ ПАЛЕЦ РАСПОРОЛ =

ГДЕ-ТО Я ПАЛЕЦ КРОВЬ ТЕЧЕТ РАСПОРОЛ и др.;

«Мальчик плачет, ему жалко, что шарик улетел».- ( я).

МАЛЬЧИК ШАРИК УЛЕТЕТЬ ЖАЛКО ПЛАКАТЬ =

МАЛЬЧИК ЖАЛКО ШАРИК УЛЕТЕТЬ ПЛАКАТЬ.

«Мама моет окно тряпкой, нужно, чтобы было чисто».

в) МАМА ОКНО МЫТЬ НУЖНО ЧИСТОТРЯПКА =

МАМА ОКНО НУЖНО ЧИСТОМЫТЬ ТРЯПКА =

МАМА ОКНО МЫТЬ ТРЯПКА НУЖНО ЧИСТО.

3.Высказывания с ин­терференцией.

Синтаксическая интерференция — особого рода слияние в одно целое двух конструкций. Эти конструк­ции оказываются наложенными друг на друга таким образом, что у них появляется общий член.

Например (общие члены под­черкнуты):

РР а) Я ПОДОЖДУ ТЕБЯ ОКОЛО МЕТРО ВСТРЕ­ТИМСЯ;

ОНА ЖИЛА ГДЕ-ТОПОД МОСК­ВОЙ БЫЛА ЕЕ ДЕРЕВНЯ;

РЖЯб) ДЕВОЧКА МАЛЕНЬКИЙ КОРМИТЬ ЦЫП­ЛЯТА ЖЕЛТЫЙ ШЕСТЬ

в) МАЛЬЧИК БРОСАТЬ СИЛЬНО КАМЕНЬ БОЛЬШОЙ УПАСТЬ

Высказывание тут развертывается линейно, от одного члена к другому. Говоря­щий использует последний член первой части высказывания, что­бы начать новую конструкцию, не прерывая при этом речи.

При помощи высказываний со связями свободного соедине­ния и с интерференцией оказывается возможным в РЖЯ выражать широкий круг значений:

— причинно-следственные,

— целе­вых и т. д.).

Союзы, как правило, в РЖР не используются.

4.Сложные высказывания.

В их состав входят синтагмы с одновременно исполняе­мыми жестами.

ШКАФ (дв) => ШКАФ (п) ЦВЕТЫ (л) ОТКРЫТАЯ ДВЕР­ЦА (л) ЗЕРКАЛО (п).

Эти высказывания и аналогич­ные синтаксические единицы русской разговорной речи сходны по структуре, что объясняется общностью их коммуникативных функций.

РЖЯ располагает разнообразными и специфическими сред­ствами для выражения синтаксических отношений

В классе простых высказываний наиболее распространенными являются:

В класс сложных высказываний входят:

· бессоюзные выска­зывания,

· конструкции со связями свободного соединения,

· вы­сказывания с интерференцией.

При соединении частей сложного предложения в словесном письменном языке ставится запятая, а при произнесении дела­ется интонационная пауза

В словесном языке: «Мы купили арбуз, а потом его съе­ли».

В жестовом языке при разделении частей сложного выс­казывания также делается пауза, моргание глаз, а в некото­рых случаях также немного меняется положение корпуса тела:

АРБУЗ КУПИТЬ ВСЕ моргание ПОТОМ СЪЕСТЬ

1. Утвердительные высказывания

В русском языке в конце письменного предложения ставит­ся точка, а в устной речи интонация голоса понижается.В жес­товом языке в конце высказывания используется кивок головы, подбородок идет вниз, а также моргание глаз, прикрывание глаз в конце фразы и более длительная пауза по сравнению с паузой между смысловыми жестовыми группами внутри фразы.

2. Вопросительные высказывания

Для передачи вопросительных высказываний очень важны «вопросительное» выражение лица, движение головой вверх, выражение глаз, поднятие бровей.

При передаче общего вопроса подбородок поднимается вверх, брови становятся «домиком», глаза округляются.

б) специальный вопрос

указательный жест + МУЖЧИНА ПРИШЕЛ НЕТ ПОЧЕМУ

указательный жест + ОТКУДА

указа­тельный жест + КТО

При передаче специального вопроса подбородок также идет вверх, брови смещаются к носу или делаются «домиком», глаза округляются, появляются резкие мимические морщины на лбу. Почти всегда вопросительное слово ставится не в начале, а в конце высказывания.

СЕСТРА ТВОЯ РОДИТЬ СЫН? ДОЧЬ?

Для обозначения альтернативы (кофе-чай, сын-дочь) меняет­ся положение корпуса тела или

головы. ( без ИЛИ! –я)

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник

Выражение причинно следственных отношений в жестовом языке

В синтаксисе, пожалуй, наиболее отчетливо проявляются специфика субстанции РЖЯ и своеобразие структуры его единиц (высказываний), связанное с особым функциональным назначением РЖР.

Первые исследователи, анализируя высказывания жестового языка, стремились прежде всего выяснить, какой в них порядок жестов. При этом жестовые высказывания сопоставлялись с предложениями словесного языка. А с какой разновидностью словесного языка — литературной или разговорной? Сначала — с литературной (впрочем, так поступают довольно часто и современные специалисты). Вундт (1910), а затем P.M. Боскис и Н.Г. Морозова (1939) приходят к выводу, что типичная структура жестового высказывания такова: мужчина злой ребёнок бить (пример В. Вундта), мальчик яблоко красный кушать (пример P.M. Боскис и Н.Г. Морозовой). Отсюда как будто можно сделать заключение о порядке жестов в высказывании: подлежащее, или субъект, определение (атрибут), дополнение, или объект, сказуемое, или предикат. Значит, типичный порядок таков (исключим пока атрибут, входящий в группу субъекта или объекта): субъект — объект — предикат. Запишем «формулу» высказывания — СОП. Так ли это и всегда ли это так? Оказывается, далеко не всегда. В одном из наших экспериментов глухие испытуемые (и учащиеся школ-интернатов, и взрослые) рассказывали друг другу содержание картинки. На картинке была изображена девочка в красном платье, кормящая цыплят, которых было нарисовано шесть. Среди высказываний испытуемых мы зафиксировали, например, такие:

а) девочка маленький красный платье цыплята шесть жёлтый кормить;

б) кормить девочка цыплята;

в) жёлтый цыплята девочка кормить шесть и др.

Каков порядок жестов в этих высказываниях? СОП — в высказывании (а); ПСО — (б); ОСП — (в). Как видим, субъект, объект и предикат занимают различные позиции в высказываниях РЖЯ. Что касается атрибута, то он тоже «своевольничает»: даже в одном высказывании (а) располагается то после определяемого слова (девочка маленький . цыплята шесть жёлтый), то впереди (жёлтый цыплята), а то вообще отстоит от определяемого слова, пропустив вперед субъект и предикат в высказывании (в): цыплята девочка кормить шесть. Рассмотрев эти факты, мы можем сделать два главных вывода. Во-первых, порядок жестов в высказываниях РЖЯ более свободный, чем в предложениях литературного русского языка. Во-вторых, анализ синтаксиса РЖЯ в терминах субъект — объект — предикат малоэффективен: нам так и не удалось выяснить: «желтый цыпленок» или «цыпленок желтый»? А установить, скажем, где субъект, где объект в высказывании, значение которого ‘торшер над стулом’ (2), вообще невозможно. Так, может быть, это не так важно для синтаксиса РЖЯ и надо искать какой-то другой путь анализа?

Можно полагать (и такое мнение разделяют некоторые зарубежные лингвисты, например, английский специалист М. Дейчар), что большей объяснительной силой в описании синтаксиса РЖЯ обладает анализ высказываний на основе функционального подхода и учета специфики субстанции жеста.

Начнём рассмотрение простых высказываний, на структуру которых решающее влияние оказывает фактор субстанции.

В РЖЯ выделяется большой класс высказываний, в которых одновременно (двумя руками) исполняется два жеста. Пример такого высказывания (2) мы уже приводили.

При помощи высказывания ‘торшер над стулом’ выражаются пространственные отношения. Высказывания этого класса используют возможности изменения способа исполнения жеста, обусловленные его субстанцией: изменение конфигурации и движения — локализации, направления, качества. Они могут иметь довольно сложную структуру, включать несколько объединений жестов (синтагм).

Рассмотрим два примера.

Записывая высказывания (3) и (4), примем следующие обозначения: жест исполняется двумя руками (дв), правой (п), левой (л); видоизменяется конфигурация жеста — вместо двуручного он становится одноручным — (=>); два жеста в синтагме, исполняющиеся одновременно, запишем друг под другом и заключим в фигурные скобки. Значение высказывания (3) — ‘зелёное дерево, засыпанное снегом’:

(3) ДЕРЕВО (л) ЗЕЛЁНЫЙ (п) СНЕГ (п).

В высказывании (3) выделяются две синтагмы:

Анализируя высказывание (3), отметим прежде всего изменение способа исполнения жеста дерево. Этот жест в начальной форме выполняется правой рукой, а здесь — левой, т. е. изменяется локализация. Жест зелёный исполняется в начальной форме, а вот в жесте снег изменяется и локализация, и направление, и качество движения. Жест исполняется левее нейтрального пространства, «над деревом», в разных направлениях: сверху вниз, справа налево и слева направо (показывая, таким образом, что дерево засыпано со всех сторон).

А что происходит с качеством движения? Движение в жесте снег (в начальной форме), направленное сверху вниз, — повторяющееся. Обычно выполняется 2—3 движения с короткой амплитудой. В высказывании (3) характер движения преобразуется: увеличивается количество повторений, интенсивность, амплитуда движения. И именно такой способ исполнения позволяет передать значение ‘засыпать’.

Второй пример — высказывание (4), обозначающее ‘ткань загорелась из-за перегрева утюга’.

(4) УТЮГ (дв) => УТЮГ (л) ДОЛГО (п) ТКАНЬ (п) ГОРЕТЬ (л).

В этом высказывании важно подчеркнуть видоизменение конфигурации жеста утюг. Это происходит так: исполняется жест утюг (в начальной форме — двуручный); затем правая рука убирается (она будет последовательно исполнять жесты долго и ткань), а левая продолжает оставаться на прежнем месте, по-прежнему обозначая утюг. Все остальные жесты (кроме жеста ткань) изменяют локализацию, перемещаясь в место исполнения жеста утюг.

Какие отношения выражаются при помощи высказываний, включающих синтагмы с одновременным исполнением жестов? Как видим из примеров, самые различные: пространственные (2), атрибутивные, или определительные (3), причинно-следственные (4). Подчеркнём, что высказывания с такой структурой широко распространены в русском жестовом языке.

Теперь перейдём к рассмотрению другого большого класса высказываний РЖЯ.

В РЖЯ имеется обширный класс высказываний, строение которых обусловлено главным образом функциональным назначением РЖР. Приступая к анализу этого класса, начнём с сопоставления двух групп высказываний. Высказывания первой группы зафиксированы в процессе наших экспериментов и наблюдений за разговорами глухих, беседующих в непринужденной, неофициальной обстановке. Вторая группа — это высказывания, записанные при помощи магнитофона исследователями русской разговорной речи (далее РР). Так мы разговариваем дома, на прогулке с друзьями и т. д.

б) РЖР РАССКАЗАТЬ ПЕРЕМЕНА

О чём идёт речь? Чтобы понять такие высказывания, нужно знать конситуацию. Поэтому будем называть их конситуативными (термин и пример 5а Е.Н. Ширяева). Значение высказывания (5а) — и ‘и мне полей мясо соусом’, высказывания (56) — ‘расскажу вам о соревнованиях на перемене’. Отличительные признаки конситуативных высказываний следующие: 1) не весь смысл (‘мясо соусом’, ‘о соревнованиях’), передача которого является целью говорящего, выражен эксплицитно; 2) высказывания не имеют единиц, которым этот смысл можно было бы приписать; 3) компоненты высказываний (слова или жесты) своими свойствами задают позиции для смысла, не выраженного имплицитно, так называемые незамещенные позиции: глагол «полить» — что? чем?, жест рассказать — кому? о чём?; 4) конкретное значение незамещенных позиций определяется конситуацией: в (5а) — за столом, где едят несколько человек, один из них поливает мясо соусом; в (56) — ученик, вошедший в класс, вернулся с международных соревнований по лыжам среди глухих спортсменов.

Конситуативные высказывания используются в условиях, когда собеседники имеют возможность непосредственно наблюдать определенные предметы, действия, обонять различные запахи и т. д. Такие высказывания типичны и для партнёров, которые обладают некоторыми общими и постоянными знаниями о лицах, событиях, предметах, об их естественных, в понимании собеседников, связях. То, что известно из конситуации, может не выражаться эксплицитно словами или жестами. Еще несколько примеров.

(6) РР а) А. (примеряет очки). Ничего? — В. Попроси светлее.

б) А. (обычно в семье, возвращаясь с работы, А. покупает хлеб). В. к А. (перед уходом на работу). Купишь? — А. Ну да.

РЖР в) А. составляет фигуры по образцу, который находится у В., задаёт ему вопросы о структуре фигуры. (В наборе круги и треугольники одного размера, квадраты большие и маленькие.) А. к Б. — все? (Высказывания, содержащие вопрос, обычно сопровождаются соответствующей мимикой.)

Б. — большие без (‘для составления фигуры нужно взять не все фигуры, большие квадраты не нужны’).

г) А. (видит в комнате Б. новый телевизор). – цветной? — Б. хоккей хорошо (‘по цветному телевизору хорошо смотреть соревнования по хоккею’).

д) (Известно, что А. по средам остаётся с внучкой, так как её дочь в этот день занимается в вечернем институте.) Б. к А. в гости завтра радость (‘приходи завтра ко мне в гости, я буду рада’). — А. (отрицательно покачивает головой, выражение лица удивленное) среда (‘ты забыла, что завтра среда и я остаюсь с внучкой’).

Теперь поговорим о сложных высказываниях в РЖЯ.

Среди сложных высказываний РЖЯ, состоящих из двух и более, предикативных частей, можно выделить несколько классов. Один из самых больших — бессоюзные сложные высказывания (широко распространенные также в РР). В таких сложных высказываниях, смысловые отношения между предикативными частями заложены в их содержании. Отсутствуют союзы, проявляющие эти отношения, и другие морфологические показатели. Наряду со смыслом, заключенным в компонентах высказывания, значение отношений определяется конситуацией. Приведём несколько примеров (двумя косыми линейками отделены части сложного высказывания):

(7) МАЛЬЧИК ПЛАКАТЬ // ШАР УЛЕТЕТЬ;

(8) ПЕЧЬ ДРОВА МАЛЕНЬКИЙ ПАДАТЬ // ПОЖАР;

(9) МАМА ДЕВОЧКА МЫТЬ ПОЛ МЫТЬ ОКНО // НУЖНО ЧИСТО.

Какие значения выражаются в бессоюзных высказываниях? Самые различные: причинно-следственные (7), (8), целевые (9) и др.

Два следующих синтаксических класса РЖЯ очень схожи по структуре с конструкциями РР, которые получили название «высказывания со связями свободного соединения» и «высказывания с интерференцией». Сходство строения тех и других обусловлено общностью функций РР и КЖР — использованием в непринужденной, неофициальной обстановке.

Высказывания со связями свободного соединения отличаются тем, что в их состав входит «свободная конструкция», составляющая единое целое с основной частью и способная занимать различные места в сложном высказывании. Приведём примеры (свободная конструкция выделена).

(10) РР а) ГДЕ-ТО Я ПАЛЕЦ РАСПОРОЛ КРОВЬ ТЕЧЕТ = ГДЕ-ТО Я КРОВЬ ТЕЧЕТ ПАЛЕЦ РАСПОРОЛ = ГДЕ-ТО Я ПАЛЕЦ КРОВЬ ТЕЧЕТ РАСПОРОЛ и др.;

РЖЯ б) МАЛЬЧИК ШАРИК УЛЕТЕТЬ ЖАЛКО ПЛАКАТЬ = МАЛЬЧИК ЖАЛКО ШАРИК УЛЕТЕТЬ ПЛАКАТЬ и т. д.;

в) МАМА ОКНО МЫТЬ НУЖНО ЧИСТО ТРЯПКА = МАМА ОКНО НУЖНО ЧИСТО МЫТЬ ТРЯПКА = МАМА ОКНО МЫТЬ ТРЯПКА НУЖНО ЧИСТО. (‘мама моет окно тряпкой, нужно, чтобы было чисто’).

Другой класс сложных высказываний РЖЯ, очень схожих по строению с конструкциями РР, — высказывания с интерференцией.

Синтаксическая интерференция — особого рода слияние в одно целое двух предикативных конструкций. Эти конструкции оказываются наложенными друг на друга таким образом, что у них появляется общий член, например (общие члены подчеркнуты):

(11) РР а) Я ПОДОЖДУ ТЕБЯ ОКОЛО МЕТРО ВСТРЕТИМСЯ; ОНА ЖИЛА ГДЕ-ТО ПОД МОСКВОЙ БЫЛА ЕЕ ДЕРЕВНЯ;

РЖЯ б) ДЕВОЧКА МАЛЕНЬКИЙ КОРМИТЬ ЦЫПЛЯТА ЖЕЛТЫЙ ШЕСТЬ КЛЕВАТЬ; в) МАЛЬЧИК БРОСАТЬ СИЛЬНО КАМЕНЬ БОЛЬШОЙ УПАСТЬ ДАЛЕКО и т. д.

Синтаксическая интерференция вызывается неподготовленностью речи в условиях непринужденного общения. Высказывание тут развертывается линейно, от одного члена к другому, и говорящий использует последний член первой части высказывания, чтобы начать новую конструкцию, не прерывая при этом речи.

При помощи высказываний со связями свободного соединения и с интерференцией оказывается возможным в РЖЯ выражать широкий круг значений (причинно-следственных, целевых и т. д.). Союзы, как правило, в РЖР не используются.

В РЖЯ есть сложные высказывания, структура которых непосредственно зависит от особенностей субстанции жеста, в их состав входят синтагмы с одновременно исполняемыми жестами.

Принцип построения таких конструкций подробно описан выше. Приведём пример сложного высказывания, включающего синтагму с одновременно исполняемыми жестами. Описывается ситуация: на шкафу стоят цветы; левая (от говорящего) дверца шкафа открыта, на ней висит зеркало. Высказывание:

(12) ШКАФ (дв) => ШКАФ (п) ЦВЕТЫ (л) ОТКРЫТАЯ ДВЕРЦА (л) ЗЕРКАЛО (п).

Сложные высказывания, включающие синтагмы с одновременно исполняемыми жестами, широко распространены в РЖЯ.

Итак, мы рассмотрели основные синтаксические конструкции русского жестового языка. Есть ли в синтаксисе РЖЯ классы высказываний, которые остались за пределами нашего анализа? Скорее всего есть. Их выявление и изучение — дело будущих исследований. Но уже сегодня мы можем заключить, что синтаксис РЖЯ сложен и своеобразен. Специфика строения высказываний обусловлена особенностями субстанции РЖЯ и функциональным назначением русской жестовой речи. Эти факторы влияют на структуру и простых, и сложных высказываний.

Подытожим сказанное. В классе простых высказываний наиболее распространенными являются конструкции, включающие синтагмы с одновременным исполнением двух жестов (сказывается специфика субстанции), и конситуативные высказывания. Состав простых высказываний и порядок следования жестов (более свободный, чем в КЖР и русском литературном языке) тесно связаны с ситуацией общения.

В класс сложных высказываний входят: бессоюзные высказывания, конструкции со связями свободного соединения, высказывания с интерференцией. Эти высказывания и аналогичные синтаксические единицы русской разговорной речи сходны по структуре, что объясняется общностью их коммуникативных функций.

РЖЯ располагает разнообразными и специфическими средствами для выражения синтаксических отношений.

Источник

Вопрос 11. Выражение субъектно-объектных отношений в русском жестовом языке.

( выражение страдательного и активного залога)

Субъектно-объектные отноше­ния (т. е. сообщение о том, являет­ся ли говорящий,так сказать, «подлежащим» или «дополнени­ем» высказывания):

движение от себя: ПОМОГАЮ, СМОТРЮ;

дви­жение к себе:ПОМОГАЕТ МНЕ, СМОТРИШЬ НА МЕНЯ.

Таким образом распределяются роли субъектов и объектов при ис­полнении многих жестов: УЧИТЬ, УВАЖАТЬ, РАССКАЗЫ­ВАТЬ, ПОМОГАТЬ, СМОТРЕТЬ, СВЯЗЫВАТЬСЯ и др.

1) изменение направления движения:

3)изменение ориентации кисти руки:

4) сохранение движения и ориентации руки с добавлением указательного жеста:

Я ЛЮБЛЮ = ЛЮБИТЬ + указательный жест ;

МЕНЯ ЛЮБЯТ = ЛЮБИТЬ + ука­зательный жест, направленный на себя; (указательный жест

Я ЗНАЮ КОГО-ТО=Я + указательный жест+ ЗНАТЬ;

МЕНЯ ЗНАЮТ= указательный жест ОН/ОНИ + указательный жест, направленный на себя + ЗНАТЬ.

Жесты, которые способны передавать различные морфологические зна­чения при помощи изменения способа исполнения(локализации, направления и качества движения), часто образуют парадигмы.

В парадигму входит ряд жестов с одинаковой конфигурацией, имеющих некоторое общее основное значение, но отличающих­ся по способу исполнения.

Рассмотрим, например, парадигму же­ста, начальная форма которого СМОТРЕТЬ (рис. 34). СМОТРЕТЬ, СМОТРЮ (рис. 34) — движение от себя, этот жест совпадает с его начальной формой;

СМОТРЯТДРУГ НА ДРУГА, СМОТРИТЕДРУГ НА ДРУГА (рис. 36) — движение двух рук навстречу друг другу;

ОСМАТРИВАЮ (рис. 37) — рука со­вершает круговое движение слева направо или движение сверху вниз.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *