высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму

Почему в одну реку нельзя войти дважды?

Автором этого выражения является древнегреческий философ Гераклит Эфесский (544—483 гг. до н. э.).

В чём смысл этого изречения в понимании Гераклита? Его объясняет полная цитата автора: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии, но быстрота и скорость обмена рассеивает и снова собирает. Рождение, происхождение никогда не прекращается. Солнце – не только новое каждый день, но вечно и непрерывно новое».

Как объясняется фраза. Невозможно повторение одного и того же события, входа в реку, потому что между первым и вторым разом пройдёт какое-то время – и та вода, в которую мы входили в первый раз, просто утечёт. В реке уже будет новая вода, а значит, и сама река будет уже другой.

Так и с временем. Оно течёт повсюду и постоянно. И эта секунда больше уже никогда не повторится. Можно сколько угодно раз очутиться в том самом месте, но оказаться там в то же самое время никак невозможно. И всё потому, что время течёт только в одном направлении – из прошлого в будущее – и никогда в обратную сторону.

Другой древнегреческий философ Кратил, который был учеником и последователем Геродота, чтобы подчеркнуть ежемгновенное движение пространства, времени и материи, перефразировал афоризм Гераклита так: «Нельзя и одного раза войти в одну и ту же реку». Высказывание Кратила как бы подводит итог под Гераклитовским и доводит его до логического завершения.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Философское учение гераклита, его диалектические идеи

Гераклит знаменит не только интересными и глубокими размышлениями о первоначале. Еще более славен он как великий древнегреческий диалектик (Слово «диалектика» употребляется здесь в значении, которое ему придали более поздние философы. Аристотель же применяет слово «динамика», имея в виду философов, начиная с Зенона. Но представляется оправданным употреблять его и применительно к рассуждениям более ранних авторов и особенно, конечно, Гераклита.). Те диалектические мысли и идеи, которые в зародыше и стихийно заключены в концепции первоначала первых греческих философов, получают у Гераклита более четкую артикуляцию, дальнейшее развитие. Диалектика у Гераклита, как и у его предшественников, — это прежде всего констатация и фиксирование вечности происходящих в мире изменений. Мысль об изменениях, характерная для самых первых греческих философов, у Гераклита приобретает форму мысли всеобщей, т. е. философской идеи. Все изменяется, и изменяется постоянно; нет предела изменениям; они есть всегда, везде и во всем — вот что спрессовано в знаменитой краткой формуле, приписываемой Гераклиту: „Все течет, все изменяется». Какой бы простой и банальной ни казалась эта формула человеку сегодняшних дней, необычной, новаторской и мудрой она выглядела тогда, когда впервые в емкой, обобщенной форме представила результаты тысячелетних наблюдений, раздумий человека об окружающем мире и своей собственной жизни. Переход здесь весьма тонкий. Скажем, наблюдения за рекой легко могут склонить мыслящего человека к идее изменений. У Гераклита же — река не более чем символ, благодаря которому понятным для людей способом утверждается всеобщая мысль. Такова же роль других гераклитовых символов — огня, войны (вражды) и др. Повязанность мысли Гераклита с символами, образами — специфическая черта его философии, да и всего древнегреческого любомудрия. Это диалектика изменений в образах и символах. Хотя мысль об изменении то и дело приобретает в фрагментах, приписываемых Гераклиту, всеобщий, абстрактный характер, она объединяется с хорошо запоминающимися образами, делающими философскую мудрость живой, понятной. Например, солнце Гераклит характеризует как «новое ежедневно, но и всегда и непрерывно новое» (58 (а); 225). В другом случае Гераклит говорит: „На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды» (40 (а); 209). Поэтому, согласно Гераклиту, в одну и ту же реку нельзя войти дважды.

Специфика диалектики Гераклита — еще и в том, что мысль об изменениях объединяется здесь с идеей единства и борьбы противоположностей. Предвестником такого подхода, как уже упоминалось, был Анаксимандр. Гераклит как бы извлекает из недр внутренней логики первоначала только брезжившую идею единства и борьбы противоположностей и подробно, уже именно по-философски, развивает её. Идея Единого — и, стало быть, приведения к Одному, к единству — соседствует с идеей раздвоения Единого, выделения из него противоположностей. «Выслушав не мою, но эту-вот Речь (Логос), должно признать: мудрость в том, чтобы знать все как одно», — говорит, согласно свидетельству Ипполита, Гераклит (26 (а); 199). Гераклит утверждает не просто существование противоположностей, но их неизбывность и всеобщность. Противоположности существуют везде. Эта идея воплощается у Гераклита в некоторой космической, но также в этической и эстетической формах. Ибо наличие противоположностей для Гераклита — основа и существования, и гармонии мира. Противоречивость сближает — таков гераклитовский парадокс.

Еще одна диалектическая идея — борьба, «вражда» противоположностей. Гераклит был изобретателем идеи борьбы противоположностей как конструктивного философского начала. В изображении Гераклита борьба, распря, война имеют глубинное отношение к рождению, возникновению, расцвету, т. е. к самой жизни. «Должно знать, что война общепринята, что вражда — обычный порядок вещей… и что все возникает через вражду и заимообразно. В этой связи Гераклит снова вступает в полемику с Гомером: ведь тот, молясь, «чтобы ‘вражда сгинула меж богами и меж людьми’, сам того не ведая, накликает проклятье на рождение всех [существ]», «ибо они рождаются в силу противоборства и противодействия…» (свидетельство и комментарий Плутарха).

Три основополагающие диалектические идеи, которые были выделены из корпуса гераклитовских фрагментов, внутренне связаны друг с другом, друг в друга переливаются, в чем также уже проявляется диалектика — в ее облике диалектики философских идей. Раз мы приняли, вместе с Гераклитом, идею-образ вечного изменения: в одну и ту же реку нельзя войти дважды, то логично сделать вывод в несколько иной форме: в ту же реку вступаем и не вступаем, существуем и не существуем. Одно состояние уступает место другому, «холодное нагревается, горячее охлаждается, влажное сохнет, иссохшее орошается». Так идея всеобщей изменчивости поворачивает к нам другой свой лик — она переливается в тезис о единстве противоположностей. Изменение и есть, по Гераклиту, совмещение крайностей — прежде всего существования и несуществования, но также уничтожения и возникновения. Ведь уничтожение одного есть возникновение другого.

Источник

Высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму

Л. Н. Кричевец, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова

В. А. Шапошников, канд. философских наук, зав. кафедрой философии естественных факультетов философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова

Наше время характеризуется избытком информации, а не ее недостатком. Поэтому каждый читатель, беря в руки очередную книгу, хотел бы знать, почему именно ее ему стоит прочесть. Среди бесчисленных учебников по философии господствуют две крайности. Одни авторы «кормят» читателя «винегретом» из банальностей и мало вразумительных общих мест, которые кочуют из книги в книгу; к ним привыкают, так и не поняв в полной мере. Другие – предлагают настолько уникальный подход, что разделить его с автором в качестве мыслительного опыта становится почти невозможным. Книга Г. Б. Гутнера не принадлежит ни к одной из названных категорий: с одной стороны, она весьма оригинальна, с другой – на редкость убедительна и общезначима в своих выводах.

Что перед нами? Еще один учебник по истории античной философии? В чем специфика и место его среди других подобных книг? Во избежание недоразумений сразу отметим: это вообще не учебник по истории философии в традиционном понимании, т. е. это не пересказ существовавших доктрин в хронологическом порядке. Уже из оглавления видно отсутствие в книге обсуждения, например, ряда ранних греческих мыслителей, малых сократических школ (в том числе киников), перипатетической школы и неоплатонизма после Плотина. Около двух третьих объема книги посвящено пифагорейско-платонической традиции (в которую включен и Аристотель, ему посвящена самая большая в книге глава). Тем, кто ищет полной исторической картины античной мысли, лучше обратиться к книгам, написанным в жанре традиционной истории философии[1].

Сам Г. Б. Гутнер, характеризуя свой подход, подчеркивает интерес не столько к доктринальным выводам греческих мыслителей, сколько к их методу рассуждения и полемике друг с другом, ссылаясь при этом на школу В. С. Библера (наст, изд., с. 336). Его интересует «движение мысли, ее открытия и ее тупики», «важнейшие темы, проблемы и мыслительные ходы» (наст, изд., с. 16), а не претендующие на законченность теории древних, веру в которые мы все равно не готовы с ними разделить. В данном случае один философ критически читает другого философа, будучи озабочен решением тех же проблем, которые беспокоили этого последнего; он всерьез включается в диалог, который вели между собой античные мыслители. В этом отношении его книгу уместнее сравнивать не с книгами филологов-классиков и профессиональных историков античной философии, а с работами А. В. Ахутина (ученика В. С. Библера), например с «Античными началами философии» (2007). Здесь также речь идет о принятии античных мыслителей всерьез и о «философском вдумывании» в ход их рассуждений. «Философски понять философа, – пишет А. В. Ахутин, – значит не только понять, что он говорил, но услышать, что он продолжает говорить, еще может сказать, – вступить с ним в разговор по сути дела»[2]. В результате возникает текст, который есть «отчет об опыте понимания»: не более, но и не менее.

Оригинальность книги Г. Б. Гутнера во многом проистекает из того, что он напряженно и всерьез размышляет над проблемами, мучившими античных мыслителей, шаг за шагом проверяет на доброкачественность предлагаемые ими рассуждения. В результате в книге чувствуется пульс живой мысли, ведь она следует не столько тексту античного автора, сколько внутренней логике его мышления. В результате привычные концепции античных мыслителей оказываются изложенными непривычным образом, а затершиеся от бесчисленных пересказов теории предстают в новом свете. Это и не удивительно, ведь представленное в книге есть результат диалога автора с древними философами, их сотворчества.

Кроме того, за текстом книги Г. Б. Гутнера стоит многолетний опыт чтения лекций по античной философии в Свято-Филаретовском православно-христианском институте и в других учебных заведениях. Это опыт чтения философии, как принято говорить, «неспециалистам», т. е. людям, не являющимся и не собирающимся быть профессиональными философами. Последний момент очень важен. Он учит преподавателя: i) выделять самое главное, насущное, высвобождая его из моря деталей и второстепенных подробностей; 2) стремиться быть не столько оригинальным и парадоксальным в своих рассуждениях, сколько убедительным для всех; 3) постоянно помнить о необходимости объяснять слушателям, почему то, о чем идет речь, важно для них. Все три названные момента блестяще реализованы в книге Г. Б. Гутнера.

В этой книге на удивление мало цитат. Поражает также минимализм в использовании комментаторской литературы. Это часть осознанной авторской стратегии. Автор сосредоточен на центральном смысле, а не на букве древнегреческих первоисточников. Он последовательно стремится выделять самое главное и успешно избегает опасности «утонуть» самому и/или «утопить» читателя в море подробностей. Очень сложный материал – например диалог Платона «Софист» – излагается у него кратко, изящно и доступно.

Книга нашего автора достаточно легко читаемая, но не легковесная. Написание ее потребовало весьма серьезных интеллектуальных усилий, за легкостью текста угадывается высокая концентрация мысли. Легкость для читателя оплачена тяжелым авторским трудом. Да и от читателя, желающего следовать за автором, все же требуется серьезное интеллектуальное соучастие. Альберту Эйнштейну приписывают афоризм: Everything should be made as simple as possible, but not simpler («Все должно быть сделано просто, насколько это возможно, но не проще»). Это удачный лозунг для автора любого учебника. Г. Б. Гутнер не приносит серьезность и многогранность обсуждаемых им вопросов в жертву доступности. Эти серьезность и многогранность, напротив, выступают при чтении книги тем отчетливее, чем решительнее он концентрируется на главном. Кстати, отметим, что основные темы античной мысли, которые находятся в центре внимания автора, связаны в первую очередь с онтологией (учением о бытии), теорией познания, этикой и отчасти примыкающей к ней политической теорией. Именно развитием центральных тем в этих областях и его логикой определяется выбор персонажей, текстов и порядок их рассмотрения в книге. Чаще всего этот порядок совпадает с историческим порядком, но все-таки не всегда.

Важность изучения философии Г. Б. Гутнер связывает с тем, что философия – это наиболее чистый вариант теоретического знания, а теоретическое знание – это плод свободной мысли, т. е. такой мысли, которая не является непосредственным инструментом для удовлетворения практических нужд. Свободная мысль вообще и философия в особенности – древнегреческое детище[3], рожденное в традициях гражданской свободы и человеческого достоинства; последние вместе сформировались в полисе классической эпохи и тесно связаны между собой (наст, изд., с. 13–16). С учетом исторической перспективы автор предлагает нам признать, что философия, пусть и опосредованно, оказывается полезной и для практических нужд, хотя решить все стоящие перед человеком задачи и сделать его счастливым она не способна. И все же именно она позволяет «сохранить достоинство человека как свободного мыслящего существа» (наст, изд., с. 337). Весьма показательно в этом отношении обсуждение взглядов Аристотеля на природу восточных деспотий (наст, изд., с. 185). Итак, автор обращает особое внимание на связь философии с человеческой свободой и достоинством. В этом ее непреходящая ценность для всякого человека и ее raison d’etre в качестве дисциплины в системе высшего образования. Это не единственно возможная, но достаточно убедительная точка зрения.

Источник

Высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму

высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму. высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму фото. картинка высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму. смотреть фото высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму. смотреть картинку высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму.

Довольно часто встречается использование выражения «нельзя дважды войти в одну реку» (возможно некоторые вариации). Выражение это восходит к изречению древнегреческого философа Гераклита. Так вот мне кажется, что то значение, в котором это выражение используется на сегодняшний день (судя по той выборке, которая есть у меня, в подавляющем большинстве случаев значение именно такое, о котором я скажу далее), ушло от того, что хотел сказать Гераклит, и, собственно, не имеет к этому, по сути, никакого отношения. Сейчас словами «нельзя дважды войти в одну реку» говорят о том, что нельзя два раза успешно заняться одним и тем же делом, если пришлось первую попытку так или иначе прервать, нельзя дважды успешно вступить в отношения с одним и тем же человек и т.д. Пример: если у мужчины с женщиной был роман, они расстались, а потом возобновляют отношения, могут сказать «нельзя дважды войти в одну реку» в том плане, что второй раз ничего не получится. Или тренер футбольной команды ушел из нее, а через некоторое время вернулся. Говорят «нельзя дважды войти в одну реку», имея в виду, что успеха он второй раз с этой командой ему не снискать.

Гераклит же, по-моему, имел в виду вообще другое. Он хотел сказать, что вода в реке всё время течет, меняется, потому, войдя еще раз в ту же реку, ты, на самом деле, попадешь в другую воду. Здесь акцент делается на том, что мы воспринимаем данную реку, как один и тот же объект, а он всё время меняется. То же самое касается и любого другого объекта/явления/процесса, который (-ое) мы воспринимаем, как нечто статичное и неизменное. Вот о чем, на мой взгляд, говорил Гераклит. И, собственно, изречение его, судя по Википедии, звучало вообще примерно так: «На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды». Современное значение фразы (поговорки?) «нельзя дважды войти в одну реку» как-то не совпадает со значением только что приведенного изречения, не находите?

А как Вы понимаете фразу «нельзя дважды войти в одну реку»? И как полагаете: следует сказать, что произошло переосмысление, и теперь у этой фразы появилось новое, полноценное значение, пусть даже Гераклит имел в виду совсем иное (интересно, а как оно в других языках)?

Здесь акцент делается на том, что мы воспринимаем данную реку, как один и тот же объект, а он всё время меняется. То же самое касается и любого другого объекта/явления/процесса, который (-ое) мы воспринимаем, как нечто статичное и неизменное.

Тоесть..то что было уже никогда не вернёшь,например те отношения которые были,их больше не сделать так что бы они были прежними(лучшими,хорошими и т.д.).

Развеселись. В плен не поймать ручья?
Зато ласкает беглая струя!
Нет в женщинах и в жизни постоянства?
Зато бывает очередь твоя!
О. Хаям

река течет, и вода в ней другая, не та же. Так и в жизни: люди и обстоятельства меняются. Ничего нельзя повторить.

высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму. высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму фото. картинка высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму. смотреть фото высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму. смотреть картинку высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму.

там одну воду потому что в реке вода проточная и как бы ты не хотела в туже воду не войдеш вот такой мой ответ

высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму. высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму фото. картинка высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму. смотреть фото высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму. смотреть картинку высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму.

Окружающий нас мир постоянно изменяется и вместе с ним изменяемся и мы с вами, наверно это и имеется ввиду.

высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму. высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму фото. картинка высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму. смотреть фото высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму. смотреть картинку высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму.

Наташенька! Потому, что время ушло, и вода, в которую Вы уже входили, далеко-далеко, может в океане-море.

на личном примере могу сказать-что в личной жизни, что в работе- возращение в итоге приводит к напрягу

В древности когда люди не умели плавать, переправиться через реку означало что обратного пути нет.

высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму. высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму фото. картинка высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму. смотреть фото высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму. смотреть картинку высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму.

несовсем так, бывает несет еще как. ошибившись не попадаться, не всегда получается у человека.

высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму. высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму фото. картинка высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму. смотреть фото высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму. смотреть картинку высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму.

точно также как на одни и те же грабли не наступают. Потому что чашку с трещинами уже не склеить

имеется в виду вода,которая уже протекла. правильнее сказать в одну воду дважды не войдешь.

высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму. высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму фото. картинка высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму. смотреть фото высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму. смотреть картинку высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму.

Ну я думаю,что здесь подразумевается вода, в которую дважды войти не возможно,ибо она течёт!

высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму. высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму фото. картинка высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму. смотреть фото высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму. смотреть картинку высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму.

Потому что впервые раз входя вода одна,второй раз вода другая, и тем самым меняется река.

высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму. высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму фото. картинка высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму. смотреть фото высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму. смотреть картинку высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму.

потому что в реке вода проточная,вот и получается,что дважды в одну воду не войдёшь!

высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму. высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму фото. картинка высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму. смотреть фото высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму. смотреть картинку высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму.

Вообще это предупреждение для тех кто не умеет плавать, а так понятие растежимое.

высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму. высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму фото. картинка высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму. смотреть фото высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму. смотреть картинку высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму.

лучше оставлять все в прошлом и не возвращаться,ничего хорошего не выйдет

течение реки меняет воду даже за тот промежуток, пока вы вступали в реку.

течение уже унесло реку в тот данный момент. Все течет, все изменяется

высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму. высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму фото. картинка высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму. смотреть фото высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму. смотреть картинку высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму.

что ушло-то ушло, сделанное не переделаешь заново, это уже просто БЫЛО

потому что нельзя оказаться в одном и том же месте в одно и тоже время

Не знаю. Я летом раза три в день в одну и ту же реку на даче вхожу. )

Источник

Высказывание гераклита в ту же реку вступаем и не вступаем выражает раннюю форму

Произношение: Ин идэм флюмэн бис нон дэсцэндимус

Слова древнегреческого философа Гераклита из Эфеса (ок. 554 – 483 гг. до н.э.).

Иногда фразу переводят с греческого «πάντα ρεῖ καὶ οὐδὲν μένει» как «Нельзя дважды войти в одну и ту же воду».

Значение фразы по Гераклиту — все изменяется. Буквально, если войти второй раз в реку, то это уже будет другая река, ведь течение уже унесло ту воду что была в прошлый раз, и принесло новую.

Фразу часто применяют в значении — не стоит дважды пытаться делать одно и то же (второй раз получится хуже, чем в первый).

До наших дней дошло философское сочинение Гераклита Эфеского «О природе» (Peri Physeos), которое сохранилось частично. В произведении он пишет:

«В одну и ту же реку нельзя войти дважды и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии, но быстрота и скорость обмена рассеивает и снова собирает. Рождение, происхождение никогда не прекращается. Солнце – не только новое каждый день, но вечно и непрерывно новое».

Эту же мысль он поясняет словами: «На входящего в одну и ту же реку текут все новые и новые воды».

Цитата широко известна по наиболее подробному цитированию в диалоге Платона «Кратил». Там фрагмент звучит так:

«Гераклит говорит, что всё движется и ничего не стоит, и, уподобляя сущее течению реки, прибавляет, что дважды в одну и ту же реку войти невозможно».

Эти слова стали первоисточником также и для другого фразеологизма — «Все течет, все изменяется»

Платон упоминает эту мысль Гераклита и в других своих произведениях. В диалоге «Теэтет» сказано:

«Вслед за Гомером, Гераклитом и всем этим племенем полагает, будто всё течёт, словно река»

О протекании всего существующего у Гераклита не раз говорит и Аристотель. Так, в его «Метафизике» (IV, 1010а) Кратил «упрекает» в этом Гераклита:

«Именно на основе этого предположения возникло наиболее крайнее из упомянутых мнений — мнение тех, кто считал себя последователями Гераклита и коего держался Кратил, который под конец полагал, что не следует ничего говорить, и только двигал пальцем и упрекал Гераклита за его слова, что нельзя войти в одну и ту же реку дважды, ибо сам он полагал, что этого нельзя сделать и единожды»

Фраза на других языках:

Анг.: You could not step twice into the same river

Фр.: On ne peut pas descendre deux fois dans le même fleuve

Испан.: No es posible descender dos veces el mismo rio

Итал.: Non potresti entrare due volte nello stesso fiume

Потрт.: Nao podemos nos banhar duas vezes no mesmo rio porque as aguas se renovam a cada instante

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *