высказывания цицерона о государстве и праве
Политико-правовое учение Цицерона
Shurupo-vert > Политология > Политико-правовое учение Цицерона
«Если бы предки наши не ставили блага государства превыше всего…» — Марк Туллий Цицерон
Активный участник всех политических событий тех времен, участник военных походов, государственный чиновник, оратор, участник многих судебных процессов. Мыслитель и компилятор древнегреческого материала.
Работа Цицерона, в которой он излагает свои мысли о политике, государстве, праве: «О государстве» :
Утверждаю одно: природа наделила человека столь великим стремлением поступать доблестно и столь великой склонностью служить общему благу, что сила эта одерживала верх над всеми приманками наслаждений и досуга.
Цицерон утверждает, что человек от природы наделен качествами, которые превосходят все остальные отрицательные наклонности человека. Он говорит о том, что «доблесть», «служение высшему благу» — один из тех самых великих качеств, которые человек получает от природы.
Ведь ни в одном деле доблесть человека не приближается к могуществу богов более, чем это происходит при основании новых государств и при сохранении уже основанных.
Тут Цицерон, нам объясняет, что нет ничего более важного, чем стремление к созданию нового государства или сохранения старого, это стремление в человека «приближает его к могуществу богов». По-видимому именно это, ощущают все диктаторы, которые держаться у власти до последнего вздоха, ведь они, сохраняю государства, чувствуют свою связь с «Богом» и по-видимому считают, что находясь при этой власти, у них есть права, уничтожать, угнетать все, что противоположному их жажде «божественного правления».
государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов.
Первой причиной для такого соединения людей является не столько их слабость, сколько, так сказать, врожденная потребность жить вместе.
Как и Аристотель, который утверждал: «…человек по природе своей есть существо политическое…», Цицерон, также отмечает, что у человека, существует« врожденная потребность жить вместе». Другим словами, государство это природное явления, заложеннок в человека природай с момента своего существования, тем самым Цицерон, присоединяется к мнению Аристотеля «…государство — продукт естественного возникновения, как и первичные общения….».
Далее, осуществление их следует поручать либо одному человеку, либо нескольким выборным или же его должно на себя брать множество людей, то есть все граждане.
Первое упоминание Цицерона, о формах правления: власть одного, власть нескольких и власть множества.
Типология политических режимов управляющих государством от Цицерона:
Тип 1: Царская форма управления государством — власть одного;
Тип 2: Управление государством властью оптиматов — власть отдельных избранных людей;
Тип 3: Народное управление (демократия) государством — власть множества;
Тип 4: Четвертая форма управления государством — равномерное смешение трех типов государства (царской власти, власти оптимов, власть народа).
Но при царской власти все прочие люди совсем отстранены от общего для всех законодательства и принятия решений, да и при господстве оптиматов народ едва ли может пользоваться свободой, будучи лишен какого бы то ни было участия в совместных совещаниях и во власти, а когда все вершится по воле народа, то, как бы справедлив и умерен он ни был, все-таки само равенство это не справедливо, раз при нем нет ступеней в общественном положении.
Недостатки трех типов политического устройства:
Все три формы, имею недостатки и потому плохи.
…заслуживающим наибольшего одобрения, так сказать, четвертый вид государственного устройства, так как он образован путем равномерного смешения трех его видов, названных мною ранее.
В этой цитате, Цицерон указывает на идеальную форму государственного правления — четвертый вид, вид который равно смешивает все три формы, ранее описанные (власть народа, власть оптиматов власть одного).
Поэтому, если свободный народ выберет людей, чтобы вверить им себя, — а выберет он, если только заботится о своем благе, только наилучших людей, — то благо государства. несомненно, будет вручено мудрости наилучших людей — тем более, что сама природа устроила так, что не только люди, превосходящие других своей доблестью и мужеством, должны главенствовать над более слабыми, но и эти последние охотно повинуются первым.
По мнению Цицерона, если свободный народ выберет людей для своего управления, то это будут наилучшие люди, которые смогу управлять более слабыми согражданами.
…нет более уродливой формы правления, чем та, при которой богатейшие люди считаются наилучшими.
Власть «богачей», — Цицерон презирал.
Но именно трудность принятия решений и привела к переходу власти от царя к большому числу людей, а заблуждения и безрассудство народа — к ее переходу от толпы к немногим. Именно при таких условиях, между слабостью сил одного человека и безрассудством многих, оптиматы и заняли среднее положение, являющееся самой умеренной формой правления.
Власть оптиматов, — самая умеренная форма правления из трех форм.
Но если бы понадобилось выбрать какой-нибудь один строй в чистом виде, то я одобрил бы царскую власть [и поставил бы ее на первое место.] [Если говорить о видах власти,] названных здесь, то имя царя напоминает мне как бы имя отца, заботящегося о согражданах, как о своих детях, и охраняющего их тщательнее, чем … [Лакуна] … вас поддерживает заботливость одного наилучшего и выдающегося мужа. Но вот встают оптиматы, чтобы заявить, что они делают это же самое лучше, и сказать, что мудрости будет во многих больше, чем в одном, а справедливость и честность та же. А народ, оглушая вас, кричит, что он не согласен повиноваться ни одному, ни немногим, что даже для зверей нет ничего сладостнее свободы, и что ее лишены все те, кто находится в рабстве, независимо от того, чьи они рабы — царя или оптиматов.
Но наилучшая власть, из трех типов — власть царская.
Интересные мысли «о гневе».
Тогда почему ты не соглашаешься на это же в делах государственных — что владычество отдельных лиц, если только они люди справедливые, и есть наилучшее государственное устройство?
Но при царском образе правления первая и самая неизбежная перемена следующая: когда царь начинает быть несправедлив, этот государственный строй тотчас же рушится, а этот же правитель становится тиранном ; это наихудший вид государственного устройства и в то же время близкий к наилучшему;
Царская власть, наиболее «уязвимая» для превращения в тиранию.
Таким образом, величайшая свобода порождает тираннию и несправедливейшее и тяжелейшее рабство.
Размышления о демократии, из величайшей свободы — величайшее рабство.
Ввиду всего этого, из трех указанных вначале видов государственного устройства, по моему мнению, самым лучшим является царская власть, но самое царскую власть превзойдет такая, которая будет образована путем равномерного смешения трех наилучших видов государственного устройства.Ибо желательно, чтобы в государстве было нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первенствующих людей, а некоторые дела были предоставлены суждению и воле народа. Такому устройству, прежде всего, свойственно, так сказать, [великое] равенство, без которого свободные люди едва ли могут долго обходиться, затем — прочность, так как виды государственного устройства, упомянутые выше, легко превращаются в свою порочную противоположность, — вследствие чего царь оказывается властелином, оптиматы кликой, народ изменчивой толпой, — и так как эти самые виды государственного устройства часто сменяются новыми, тогда как при этом объединенном и разумно смешанном государственном устройстве этого не случается почти никогда, разве только при большой порочности первенствующих людей. И действительно, нет причины для перемен там, где положение каждого прочно и ему некуда сорваться и свалиться.
Смешанный вид (четвертая форма государственного правления от Цицерона)
Книга вторая
…укрепив две величайшие основы долговечности государства — религию и милосердие.
Цицерон, главное для долговечности государства — религия (современное понятие — идеология) и милосердие.
Великие слова о том, что есть справедливое государства, справедливое общество, — сущность современного гражданского общества. Большинство — не должно иметь абсолютную власть.
При этом Сервий внимательно отнесся также и к словам и даже к названиям: богатых он назвал «ассодателями» — от слов «асс» и «давать», а тех, кто при цензе либо предъявил не более тысячи пятисот ассов, либо не предъявил ничего, кроме самих себя, он назвал пролетариями, чтобы было ясно, что от них ожидается потомство, то есть как бы продолжение существования государства.
Вот и о пролетариях в Древнем Риме.
Удели некоторую власть также и народу, как поступили Ликург и Ромул: свободой ты его не насытишь, но жаждой свободы зажжешь, если только дашь ему возможность вкусить власти.
Интересное мнение, о дозирование свободы и ее роли в развитии общества.
…никогда не переставать учиться и обращать свой взор на себя самого..
Что то похожее говорит Ж.Аттали, современный классик политического учения, один из представителей геополитического течения — неомондиализм: «учиться — значит жить, по доверенности, путешествовать с помощью образов. Кочевой человек будет учиться в любом возрасте». Вопрос обучения всегда стоит остро, как в эпоху Цицерона, так и в начале 90х годов, в эпоху Ж.Аттали.
Следовательно, кто пожелал и смог добиться и того, и другого, то есть познать и установления предков, и философские учения, тот, по моему мнению, достиг всего того, что приносит славу.
Славу, по Цицерона, приносит — познание заветов предков и философское знание.
Но я спрашиваю: если долг справедливости человека и честного мужа — повиноваться законам, то каким именно? Всяким ли, какие только ни будут изданы?
И в самом деле, почему у всех народов приняты различные и отличающиеся одни от других законы, но каждое племя установило для себя то, что оно признало полезным для себя?
….люди установили для себя права, руководствуясь выгодой, то есть права, различные в зависимости от обычаев, причем у одних и тех же людей права часто изменялись в зависимости от обстоятельств; но права естественного не существует; все люди и другие живые существа под руководством природы стремятся к пользе для себя; поэтому справедливости либо не существует вообще, либо — если какая-нибудь и существует — это величайшая нелепость, так как она сама себе вредит, заботясь о чужих выгодах. (мнение афинского филоссофа Карнеада) И он приводил следующие доводы: всем народам, процветающим благодаря своему могуществу, в том числе и самим римлянам, чья власть простирается над всем миром, — если только они пожелают быть справедливыми, то есть возвратить чужое, — придется вернуться в свои хижины и влачить жизнь в бедности и нищете….
Почему разные законы? Потому что в каждом государстве, в зависимости от его потребностей устанавливаются те права, которые это государства считает поездными для себя. В том числе и Древний Рим, который захватывал территории и вывозил военные трофеи и с захваченных территорий. И законы Рима, это поддерживал.
Так возникает то, что Сципион восхвалял, — объединенный род государственного устройства; и в самом деле, мать справедливости не природа и не добрая воля, а слабость. Ибо, когда предстоит выбрать одно из трех — либо совершать беззакония, а самому их не терпеть, либо их и совершать и терпеть, либо не делать ни того, ни другого, то наилучший выход — их совершать, если можешь делать это безнаказанно; второе — их не совершать и не терпеть, а самый жалкий удел — всегда биться мечом, и совершая беззакония, и страдая от них. Итак, те, которые достичь первого [не могли, объединились на втором, и так возникло смешанное государственное устройство.]
Государства — возникла по причине слабости людей. Слабые хотят защититься от произвола сильных?
— Если перед вами два человека: один — доблестнейший муж, добросовестнейший, необычайно справедливый, на редкость верный своему слову, а другой — в высшей степени преступный и дерзкий, и если граждане заблуждаются, считая честного мужа преступным, злонамеренным, нечестивым, а в том, кто бесчестнее всех, видят высшую порядочность и верность слову, и если, вследствие такого мнения всех сограждан, честный муж терпит преследования, нападки, если его берут под стражу, выкалывают ему глаза, осуждают его, на него налагают оковы, его клеймят, изгоняют и обрекают на нищету, и если он, наконец, также и с полным основанием кажется всем людям самым жалким человеком, а бесчестного, напротив, все восхваляют, чтят и любят и со всех сторон воздают ему все почести, облекают его империем, вручают ему все средства, все богатства, словом, его, по всеобщему мнению, признают мужем наилучшим и вполне достойным самой счастливой судьбы, то — спрашиваю я — кто будет столь безрассуден, чтобы не знать, которым из двоих он предпочтет быть?
«О ЗАКОНАХ»
Ибо закон есть сила природы, он — ум и сознание мудрого человека, он — мерило права и бесправия.
Закон, ум и мудрость
Доблесть эта не что иное, как природа, достигшая совершенства и доведенная до своей высшей степени; следовательно, в человеке есть сходство с божеством.
В основном в работе Цицерона «О законах» обсуждается вопрос права, на сколько оно является справедливым, его характеристики и применении.
Итог:
Марк Туллий Цицерон — выдающейся политический деятель и мыслитель Древнего Рима, который стремился всеми возможными мерами поддерживать республиканский строй правления. Однако еще при жизни Цицерона, власть перешла в руки Императора.
Наиболее ярко, Цицирон описал варианты политического устройства государства:
Типология политических режимов управляющих государством от Цицерона:
Тип 1: Царская форма управления государством — власть одного;
Тип 2:Управление государством властью оптиматов — власть отдельных избранных людей;
Тип 3: Народное управление (демократия) государством — власть множества;
Тип 4: Четвертая форма управления государством — равномерное смешение трех типов государства (царской власти, власти оптимов, власть народа).
И описал основные черты идеального государства (четвертый тип):
Смешанный вид (четвертая форма государственного правления от Цицерона)
Цицерон, обработал большое количество работ древнегреческих мыслителей, приложил их к опыту своей управленческой и судебной деятельности. Тем самым из работ Цицерона, мы узнаем основные политические идеи современности Цицерона, которые лежали в основе великой империи, Древнего Рима, одного из самых устойчивых государственных образований человечества.
Идеи Цицерона о государстве и праве
Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.), древнеримский оратор (сохранились 58 его судебных и политических речей), адвокат, политический деятель, создал труды «О государстве», «О законах», «Об обязательствах». Всего сохранилось 19 трактатов Цицерона по риторике, политике, философии и более 800 писем. Цицерон был сторонником республиканского строя, приходившего в упадок в Риме его времени.
Цицерон вводит в правовой и политический обиход понятие гражданина как субъекта права, понятие государства как правового общения. Цицерон впервые вводит определение государства как дела народного (res publicum), вещи народной, достояния народа. Причем народ в понимании Цицерона – не толпа, а сообщество, образованное на основе согласия всех в понимании права и общего интереса. Государство – правовой союз, правовое общение. Здесь у Цицерона возникает идея правового государства, т.е. государства, основанного на справедливости, а не силе.
В вопросе о возникновении государства Цицерон исходил из совмещения теорий Аристотеля (постепенное вырастание из семьи и селения) и Эпикура (договорная теория): государство возникает естественным путем, но закрепляется договором. Одна из важнейших задач государства – охрана собственности. В основе правильного государства лежит право (правовое государство). Все гражданские сословия в правильном государстве соединяются на условии согласия. Правильное государство прочно охраняет формально-правовое равенство своих граждан.
Социальное неравенство справедливо. Рабство Цицерон оправдывал природой: рабами нужно владеть справедливо, у Цицерона положение раба приближается к статусу наемного работника.
Цицерон различал естественное право(fas как богоданное право) и позитивный закон(jus как человеческое право). (Не)соответствие принимаемых в государстве законов естественному (природному) праву является критерием их (не)справедливости. Законы, существующие в государстве, должны соответствовать установленному в нем строю, традициям и обычаям предков. Свои представления о справедливых законах Цицерон конкретизировал в предлагаемых им проектах законов о религии и о магистратах. Цицероном сформулирован самый лаконичный принцип правового государства: «Под действие закона должны подпадать все».
Наилучшей из простых форм правления Цицерон считал монархию, а вообще наилучшей – смешанную форму правления (следуя за Полибием). В зависимости от числа правящих он различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). Среди них Цицерон предпочитает монархию, а менее всего благоволит демократии. Лучшая форма правления – Римская республика – плод многовековой эволюции государственных форм.
Правильные формы государства имеют тенденцию вырождения в неправильные: царская власть – в тиранию, власть оптиматов – в олигархию и плутократию, демократия – в охлократию. При этом исчезает государство как таковое, не говоря уже о праве.
Цицерон Марк Туллий цитаты
Цицерон Марк Туллий цитаты. Древнеримский философ, оратор, политический деятель. Сторонник республиканского строя. Из сочинений сохранились 58 судебных и политических речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии и более 800 писем. Сочинения Цицерона – источник сведений об эпохе гражданской войны в Риме. С 90 г. до н.э. жил в Риме, обучаясь ораторскому искусству у правоведа Муция Сцеволы Авгура. В качестве консула подавил антисенатский заговор Катилины, получив в виде признания своих заслуг почетное звание «отец Отечества» (впервые в истории Рима присвоено не за воинские подвиги).
С середины 50-х гг. до н.э. Марк Туллий Цицерон все больше погружался в занятия теорией государства и права и теорией красноречия: «О государстве», «Об ораторе», «О законах», «Гортензий», «Учения академиков» и «Тускуланские беседы».
К 44г. до н.э. относятся два произведения особого жанра – «Катон, или О старости» и «Лелий, или О дружбе», где Марк Туллий Цицерон создал идеализованные образы духовно близких ему великих римлян предшествующих времен. В марте 44 г. до н.э. был убит Цезарь, а в декабре Цицерон возвратился в Рим, чтобы попытаться убедить сенат защитить республиканский строй от наследников диктатуры Цезаря – триумвиров Октавиана, Антония и Лепида. Речи и действия его оказались безуспешны. По настоянию Антония имя его было включено в проскрипционные списки, а 7 декабря 43 г. до н.э. Цицерон был убит.
* А наши философы? Сочиняя книги о презрении к посмертным воздаяниям и о бессмысленности всего загробного, ни один не забывает надписать на них своё имя.
* Благо народа – высший закон.
* Бог наделил нас не знанием вещей, а умением пользоваться ими.
* Бумага все стерпит.
* В оскорблении содержится какое-то жало, которое люди благоразумные и хорошие переносят с величайшим трудом.
* Вероятностные знания – вот предел человеческого разумения.
* Вещь не постыдная становиться постыдной, когда ее прославляет толпа.
* Возможна ли в жизни радость, когда денно и нощно приходится размышлять, что тебя ожидает смерь?
* Все достоинство добродетели – в действии.
* Все прекрасное редко.
* Всякому подобает то, что больше ему свойственно.
* Высшее право – высшая неправда.
* Где хорошо, там и отечество.
* Говорить умолчанием. Кому это выгодно?
* Голоса взвешивают, а не считают.
* Друзья познаются в беде.
* Если есть что-либо почтенное, то это цельность всей жизни.
* Если мы не бессмертны, то человеку весьма желательно своевременное угасание его жизни. Ибо природа устроила жизнь, как и все другие явления, так, чтобы в старости она приходила к своему завершению, как театральный спектакль, причем мы должны избегать утомления и тем более пресыщения.
* Если наши соображения правдоподобны, то не следует стремиться к большему.
* Если не будешь знать событий, случившихся до твоего рождения, останешься вечным ребенком.
* Желающим научиться препятствует авторитет тех, кто учит.
* Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга.
* Жизнь коротка, но слава может быть вечной.
* Жизнью управляет не мудрость, но судьба.
* Ибо и глаза у нас так же ученые.
* Каждому свойственно заблуждаться, но упорствует в заблуждениях только неразумный.
* Как в жизни, так и в речи, нет ни чего труднее, чем видеть, что уместно.
* Каков человек, такова и его речь.
* Когда ты уже не тот, кем был, у тебя нет причин быть привязанным к жизни.
* Красноречие – это свет, который придает блеск уму.
* Ложное близко соседствует с истиной.
* Лучше быть страдающим лицом в правом деле, чем торжествовать в неправом.
* Лучше признаться, что ты не знаешь того, чего не знаешь, чем болтать какой-нибудь тошнотворный вздор и самому
себе быть противным!
* Люди более всего приближаются к богам именно тогда, когда даруют людям спасение.
* Люди хвалят то, чему в состоянии подражать.
* Мудрому надлежит сдерживать порывы приязни.
* Мы должны быть рабами законов, что бы стать свободными.
* Наиболее трудная часть – вступление.
* Набольшее бесправие там, где царит только буква закона.
* Наши души долговечны, но не бессмертны.
* Наши руки как бы создают в природе вторую природу.
* Не быть жадным уже богатство.
* Не следует доискиваться, какой вид имеет душа.
* Невелика заслуга, если человек честен лишь потому, что никто и не пытается его подкупить.
* Недостаточно овладеть мудростью, нужно также уметь пользоваться ею.
* Ненавижу мудреца, который не мудр для себя.
* Несправедливость бывает двух видов: одна со стороны тех, кто совершает её, другая со стороны тех, кто, хотя и может, не отводит противозаконное от тех, по отношению к кому его совершают.
* Никогда еще не было поэта, который бы ставил другого поэта выше себя.
* Никто из глупцов не может быть счастливым; нет мудреца, который был бы несчастен.
* Ничто так не вредит, как возлагаемые надежды.
* Ничто так не ценится народом, как доброта.
* Нужно быть умеренным в шутках.
* О Греция, как порою ты скудна в своем обилии слов.
* Огорчение существует не само по себе, а в нашем представлении.
* Одни противоположности рождают другие.
* Осторожно действовать еще важнее, чем разумно рассуждать.
* Память – хранилище всех вещей.
* Помни, что сильные страдания завершаются смертью, слабые предоставляют нам частые передышки, а над умеренными мы владыки. Таким образом, если их можно стерпеть, снесем их; если же нет – уйдем из жизни, раз она не доставляет нам радости, как уходим из театра.
* Правительство есть говорящий закон, а закон – немое правительство.
* Право же, какую можно взыскать еще нелепость, которая бы уже не была высказана кем-нибудь из философов!
* Преступные желания есть верх несчастья. Менее прискорбно не получать того, что желаешь, чем достичь того, что преступно желать.
* Привычка – вторая натура.
* Приятно вспоминать невзгоды, если они миновали.
* Размеры состояния определяются не величиной доходов, а привычками и образом жизни.
* Религия есть то, что предопределяет заботу и почтение по отношению к некоей высшей сущности, которую обычно называют божественной.
* Сам предмет подсказывает слова.
* Свидетелем нашим является бог, то есть наша совесть.
* Те, кто хочет узнать, что мы думаем о всякой вещи, более любопытны, чем нужно.
* Труд притупляет боль.
* Чем человек изворотливее, тем больше в нем ненависти и подозрительности.
* Честью называется то, что признает славным молва.
* Я буду говорить, ничего не утверждая.
* Я не буду говорить ничего определенного.
* Я не в состоянии забыть того, о чем желал бы не помнить.
>> Цицерон Марк Туллий цитаты…
Arzamas + Издательство Я ндекса. Видео на тему: ▶ Древняя Греция за 18 минут