выслуга лет военнослужащих для пенсии 25 лет вступил в силу официально
Соцобеспечение
Деньги
Пенсионное обеспечение
Пенсия за выслугу лет
Категория получателей: военнослужащие, проходящие военную службу по контракту.
Текст нормы: для военнослужащих, уволенных с военной службы по контракту и имеющих на день увольнения со службы выслугу на военной службе 20 лет и более. Уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения с военной службы 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба (статья 13).
Размер выплаты:
Нормативные правовые акты:
Перечень документов, необходимых для принятия решения:
Пенсия по инвалидности
Категория получателей: военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, ставшие инвалидами вследствие военной травмы либо заболевания, полученного в период военной службы (статья 21).
Текст нормы: Для военнослужащих, ставших инвалидами, в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, независимо от продолжительности их военной службы (статья 28).
Размер выплаты:
Нормативные правовые акты:
Перечень документов, необходимых для принятия решения:
Пенсия по случаю потери кормильца
Категория получателей: нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) военнослужащих (военных пенсионеров) состоявшие на их иждивении (статья 29).
Текст нормы: Для членов семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту (военных пенсионеров).
Размер выплаты:
Нормативно-правовые акты:
Перечень документов, необходимых для принятия решения:
Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью
Категория получателей: Военнослужащие, проходившие военную службу по контракту (уволенные с военной службы по контракту) – при установлении им в период прохождения военной службы либо после увольнения с военной службы инвалидности вследствие военной травмы.
Текст нормы: Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, (военных пенсионеров).
Размер выплаты:
Нормативно-правовые акты:
Перечень документов, необходимых для принятия решения:
Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью
Категория получателей: члены семей военнослужащих погибших (умерших) вследствие военной травмы и в случае смерти пенсионеров из числа инвалидов вследствие военной травмы.
Текст нормы: Для членов семей военнослужащих погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (военных пенсионеров из числа инвалидов следствие военной травмы).
Размер выплаты:
Нормативно-правовые акты:
Перечень документов, необходимых для принятия решения:
Выплата оклада по воинскому званию
Категория получателей: выплачивается в течение 1 года после увольнения военнослужащих, имеющим общую продолжительность военной службы менее 20 лет, и уволенным с военной службы по контракту по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (пункт 18).
Текст нормы: Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Размер выплаты:
размер зависит от оклада по воинской должности.
Нормативно-правовые акты:
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».
Перечень документов, необходимых для принятия решения:
Денежная компенсация в возмещение вреда здоровью
Категория получателей: военнослужащие, проходившие военную службу по контракту, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Текст нормы: Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (военных пенсионеров).
Нормативно-правовые акты:
Перечень документов, необходимых для принятия решения:
Денежная компенсация в возмещение вреда здоровью
Категория получателей: нетрудоспособные члены семей погибших (умерших) военнослужащих (военных пенсионеров), находившиеся на их иждивении.
Текст нормы: Для членов семей погибших (умерших) военнослужащих (военных пенсионеров).
Размер выплаты:
Нормативно-правовые акты:
Перечень документов, необходимых для принятия решения:
Справочно:
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. № 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» организация и осуществление информационной работы по вопросам пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставления им социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации, возложена на военные комиссариаты.
Никакие другие органы исполнительной власти осуществлять работу по назначению уволенным военнослужащим и членам их семей пенсий, пособий, предоставлению компенсаций и других выплат не уполномочены.
В связи с этим по всем вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий и компенсаций, предоставления других социальных выплат следует обращаться в военный комиссариат по месту жительства, где находятся личные (пенсионные) дела граждан, уволенных с военной службы по контракту со всеми необходимыми документами.
Увеличат ли выслугу в армии и МВД до 25 лет в 2022 году?
Как и в прошлый год проблема возраста, дающего право на пенсию для военнослужащих и сотрудников МВД, не потеряла свою актуальность.
В абзаце выше мы немного неточно выразились…
Правильнее будет не «возраста», а «выслуги лет». Но суть от этого не меняется, так как с изменением количества выслуги лет, соответственно, меняется и возраст человека, который получает право выйти на пенсию по выслуге лет.
Но, достаточно терминов — перейдем непосредственно к теме, обозначенной в заголовке нашего материала..
Итак, в прошлом году (да и в позапрошлом тоже — в 2019 году) многие военнослужащие и полицейские (сотрудники МВД) были всерьез обеспокоены тем, что власть собиралась поднять минимальную планку выслуги лет для приобретения права на пенсию с 20 до 25 лет.
Как Вы помните, уважаемые наши читатели, был даже факт, так называемого массового увольнения сотрудников полиции из органов.
Не хотели терять права на пенсию после двадцатки.
И прецедент был. Заключался он в том, что Минфин пытался протолкнуть законопроект такой.
Но что — то у Минфина пошло не так и законопроект тихо «слился».
Скорее всего, причиной того что законопроект тихо «слился» стало то, что думские выборы этого 2021 года требовали, по — возможности, не очень злить и беспокоить население страны. Тем более силовиков. Поэтому отложили… В ящик.
Теперь, когда выборы в Госдуму восьмого созыва «благополучно прошли» этот законопроект может быть быстренько из ящика извлечен… Так что — тревожно!
Так будет ли увеличена выслуга лет, дающая право на пенсию, военным и полиции до 25 лет в 2022 году?
Сейчас, дабы успокоить военнослужащих и сотрудников полиции, можно с уверенностью сказать, что в 2022 году этот законопроект из ящика на свет извлекать не будут.
Это умозаключение можно подтвердить следующими фактами:
1) Во — первых, думские выборы это лишь второе по значимости выборное событие. Первое же событие — выборы Президента России.
А состоятся они уже в 2024 году. То есть, как любит говорить наш нынешний президент — «Времени на раскачку нет!» В преддверии президентских выборов, тем более. никто силовиков тревожить не будет.
Тем более им предложена беспрецедентная индексация денежного содержания — окладов по званиям и занимаем должностям.
2) Во — вторых, для того, чтобы принять такой законопроект придется перекраивать весь бюджет на 2022 и плановые 2023 — 2024 годы.
Как раз сейчас Госдума этим и занимается — обсуждает законопроект о бюджете и вносит поправки.
Если бы было что — то неординарное, то уже было бы известно. А пока — тихо..
3)Третья причина — чисто экономическая! Содержание действующих военнослужащих и полицейских обходится гораздо дороже военных пенсионеров и приравненных к ним лиц!
Повышение пенсий военным, МВД, ФСИН, МЧС, Росгвардии и ФТС в 2022 году. Увы-теперь отдельно и по категориям!
А тут даже понижающий коэффициент для исчисления военных пенсий планируют поднять всего на… 0,35%…
На тридцать две сотых ПРОЦЕНТА!
ПК для исчисления военных пенсий повысят с 1 января 2022 года с текущих 73,68% до 74%! На этом все!
Так что содержание пенсионеров — силовиков гораздо дешевле…
Так что, уважаемые наши читатели, не волнуйтесь…
Не увеличат выслугу!
Минфин предложил создать на базе МВД единый правоохранительный орган, который включит в себя функции ФСИН, ГФС и ФССП. Кроме того ведомство рекомендует сократить на 10% численность сотрудников органов внутренних дел, исключить из закона индексацию военных пенсий не менее чем на 2% сверх инфляции, а также увеличить минимальную выслугу лет для выхода на пенсию с 20 до 25 лет.
Министерство финансов подготовило новые предложения по оптимизации бюджета. На этот раз ведомство заинтересовали расходы на вооруженные силы.
В числе предложений министерства — сокращение численности войск, увеличение необходимого для выхода на пенсию срока выслуги лет, отмена индексации пенсионных выплат и экономия на питании. Ранее Минфин предложил реформировать правоохранительный блок, создав единый орган, который сможет аккумулировать функции ФСИН, ГФС и ФССП на базе МВД.
Это предложение, по мнению специалистов, позволит сэкономить около 20 млрд рублей в год. А вот возможная реформа вооруженных сил была воспринята неоднозначно. Военные и гражданские эксперты разошлись как в оценке самой инициативы ведомства, так и в возможных цифрах экономии для бюджета.
А теперь — два мнения!
Уже несколько человек просили меня осветить вопрос об увеличении с 20 до 25 лет минимальной выслуги лет, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет военным и другим силовым структурам, в том числе, разумеется, МВД.
Например, такой вопрос: Просьба к вам написать статью о грядущем увеличении выслуги лет полиции. Много инфы в интернете и никакой конкретики. И интересно узнать у вас мнение. Если вдруг неожиданно добавят 5 лет к выслуге, а мне год останется до 20 летней выслуги- смогу ли я уйти на пенсию или придется 5 отрабатывать. Какой расклад по вашему мнению будет?
Прошла почти неделя с поступления вопроса, а я только сейчас решаюсь на него ответить. Вернее, не ответить.
Дело в том, что все материалы, которые на настоящий день имеются в Интернете по данному вопросу — НЕ ДОСТОВЕРНЫ, и не имеют под собой никакой доказательной базы о том, что это реальный законопроект.
Что пишут в Интернете по этому поводу?
На одном из сайтов нашли и законопроект, и пояснительную записку к нему, но это все настолько топорно сделано, что становится понятно, что сделано не на государственном уровне, а на уровне юриста-фантазера.
Почему так решили — потому что увидела слова «возможно», «а также», «не более» — Закон не терпит ни приблизительного, ни сослагательного наклонения. Это все равно, что написать «ЕСЛИ ВДРУГ ЧЁ». Да и в целом все выглядит притянутым за уши.
Поэтому изложить свое мнение по поводу законопроекта, которого нет ни в Государственной Думе, на в законопроектном календаре Правительства, нельзя.
Такого законопроекта просто не существует.
Пока новые депутаты вообще не поняли, кто они, и что здесь должны делать, помощники, перекупленные другими фракциями, убеждают их в своей мудрости и говорят: «Мы почитали, все норм, давай, голосуй».
Рассмотрим фейковый законопроект?
Если посмотреть на фейковый законопроект, который выложен на просторах Интернета, то в нем есть несколько ключевых моментов, которые могут быть реальностью в законе, который когда то будут принимать.
1. Самый интересный момент. Сегодня Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» от 12.02.1993 N 4468-1 предусматривает, что за выслугу 20 лет размер пенсии составляет — 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона.
Новый закон предусматривает — за выслугу 25 лет – 65 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона.
Но позвольте, и сегодня за 25 лет — 65 % денежного довольствия! Ведь каждый год добавляется после 20 лет выслуги — 3%.
То есть никакого увеличения пенсий не предусматривается.
Я также читала, что кто-то из власть предержащих говорил, что будет 85%. Вот это уже серьезно. При таком размере пенсии после 25 лет, можно согласиться с проектом закона. Но что-то я не припоминаю за последние 20 лет в России такого закона, который бы делал гражданам лучше, чем было.
2. Второй важный момент.
Фейковый законопроект предусматривает увеличение ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания. Его я показываю в таблице:
Будет ли увеличена выслуга лет, дающая право на пенсию, военным и полиции до 25 лет
Очевидно, что условия куда как более привлекательны. Но еще раз говорю — это фейковый проект. Будет ли он таким на самом деле — не известно.
А у кого есть выслуга 20 лет — что делать?
Дорогие сотрудники — пока нет законопроекта, давать какие-то советы более чем неразумно. Как будут обстоять дела у тех, у кого на момент принятия закона будет 19 лет и 11 месяцев — невозможно.
Их чувства будут понятны и нецензурны.
В фейковом законе, который вышел в 2017 году и «планировался к принятию в 2019 году» этот момент описан так:
сохранить право выхода на пенсию за выслугу лет и назначение соответствующей пенсии лицам, на которых распространяется действие Закона № 4468-1, в случае их увольнения до 1 января 2019 года с военной службы и других видов федеральной государственной службы.
То есть, вроде как — у кого будет 20 лет, можно уволиться по-старому. И снова скажу — это не достоверный законопроект.
Вообще не знаю, что мы тут обсуждаем, если это просто интернетовские сплетни.
Но я думаю, что если не в следующем году, так через год — примут. Если не отменят пенсионную реформу, то обязательно нам увеличат выслугу.
Если пенсионную реформу отменят, то, возможно, все останется на своих местах. Такой мой прогноз.
Прошу прощения, что ничем вас не обнадежили. Законопроекта в органах законодательной власти нет, поэтому и говорить не о чем.
Минфин предложил часть силовиков лишить погон и увеличить выход на пенсию до 25 лет
Наверно, от МВД никогда не отстанут и не дадут работать нормально. Минфин хочет экономить, и нашел крайнего-МВД ( новость не новая, но уж хочется на ней остановиться). Якобы в органах внутренних дел штат раздут, много дублирующих должностей и вообще слишком много денег государство выделяет на правоохранителей.
Я не знаю, какой там штат раздут. У нас, на земле, просто колоссальный некомплект, который пытаются заткнуть всеми подряд: уже и 40-летних берут (раньше было ограничение до 35 лет), женщин ставят на любые должности (раньше с этим было строже).
Конечно, управления и можно было бы подсократить, но как обычно, если и будет сокращение, то коснется оно простых сотрудников на которых всё и держится.
И так, что же нам предлагает Минфин (по информации газеты «Известие»):
1. Сократить на 10% сотрудников ОВД за счет пустых вакансий и перевода сотрудников, не осуществляющих правоохранительную деятельность на гражданскую службу.
Пустые вакансии стоит оставить в покое. А вот перевод некоторых сотрудников тыла, кадров можно осуществить. Но не всех. Например, гражданский человек не сможет же вести проверку в отношении сотрудника ОВД.
И логичнее даже было бы перевести на гражданские должности разные управления, в которых и правда штат раздут: они работают только с бумагами и цифрами, а реальных преступников и не видят.Но, на удивление, зарплата у них порядком больше, чем у простого сотрудника отдела.
2. Сократить управленческий аппарат за счет приведения соотношения количества начальников к количеству подчиненных.
Предложение просто замечательное. Когда я работала в СО (под конец), у нас на трех начальников (начальник СО и 2 зама) было всего лишь 5 следователей!( некомплект:кто в декрете, кто в командировке)+ над нами еще стоит управление + прокурорский надзор. Не многовато ли контролирующих?
3. Создать на базе МВД единый правоохранительный орган путем слияния ФСИНа, Государственной фельдъегерской службы и Федеральной службы судебных приставов с сокращением численности сотрудников.
В моей голове не укладывается, что в реальности может получится. Думаю, ничего хорошего. Уж слишком много задач возложится на такого «монстра».
4. Увеличить срок носки вещевого имущества
У большинства сотрудников на практике срок носки и так увеличен в связи с тем, что формы нет никогда в наличии (про размеры я вообще молчу).
Да, если бы все выдавалось во время, то такой пункт имел бы смысл.
5. Пенсионерам тоже досталось: отменить обязательную индексацию пенсий не менее,чем на 2 % сверх уровня инфляции.
В МВД самые маленькие пенсии.К сравнению: зам.начальника СО районного отдела в звании подполковник получает пенсию 17 тысяч рублей.В нашей любимой армии прапорщик получает столько же. Как вам? А теперь подумайте:сколько получает там подполковник? В ФСИНе, СК, прокуратуре-везде пенсии намного выше. Зачем там что-то замораживать? Если не хотят повышать, то пусть хоть индексируют потихоньку.
6.Увеличить максимальную выслугу лет для выхода на пенсию с 20 до 25 лет, не включая при этом срок учебы.
Самая болезненная тема. Естественно нет. Но по поводу срока учебы можно и подумать. Лично мне всегда было непонятно, как учеба в гражданском ВУЗе засчитывается в правоохранительный стаж.
Ах да, МВД негативно отнеслось к такому предложению МИнфина и пока никакого слияния служб и «распогонивания» не будет.
Положения закона о продлении срока службы в армии до 25 лет, что нужно знать
Вопрос продления срока военной службы для кадровых военных Российской Армии на 5 лет стал активно обсуждаться с 2017 года. Именно тогда появился соответствующий законопроект, разработанный специалистами силовых ведомств со ссылкой на решение Президента России. Основной смысл этой инициативы заключался в уменьшении расходов на пенсии военнослужащим, как и в целом для россиян в рамках реформы, предполагающей поэтапное повышение пенсионного возраста.
Официально заявленные цели продления срока службы в армии провозглашали одновременное принятие мер, способных увеличить размер будущих пенсионных выплат по выслуге лет. Насколько намеченные нововведения окажут влияние на условия военной службы, будет подробно рассмотрено в текущей статье.
Срок военной службы: общие положения
Условия исчисления сроков армейской службы содержатся в Положении о порядке прохождения военной службы, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237. В настоящий момент действует редакция этого документа с изменениями, внесенными по состоянию на 2 сентября 2020 года.
В этом Положении Статья 3 определяет начало, срок и окончание военной службы. Датами начала службы в Вооруженных Силах Российской Федерации (ВС РФ) считаются:
Днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим. Эту дату, зафиксированную соответствующим приказом, принято считать последним днем военной службы.
Продолжительность сроков военной службы установлена:
Установлено, что общая продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все время его военной службы, как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу.
В действующей практике это означает, что 23-летний лейтенант, поступивший на службу в армию непосредственно по окончании военного училища, отслужив в ВС РФ 20 лет, может выйти на пенсию уже в 43 года. Еще в более молодом возрасте на пенсию с полной для ее назначения выслугой лет может претендовать сержант-контрактник, отслуживший срочную службу в армии и сразу же после ее прохождения, будучи 20-летним парнем, подписавший первый профессиональный контракт с Минобороны.
Возраст выхода на пенсию по выслуге лет сейчас вполне может оказаться меньше 40 лет. Подобное уменьшение пенсионного возраста военных может происходить по причине того, что выслуга считается не «день в день», а по более сложной схеме. В отдельные периоды службы (а в каждом силовом ведомстве они регламентированы по-своему) 1 «рабочий» день силовика может засчитываться ему за полтора, 2 или даже 3 дня службы. Как правило, день за три идет в выслугу при нахождении военнослужащего в «горячей точке» — например, в составе контингента российских войск в Сирии.
Закон о продлении срока службы военнослужащим
Законопроект «О внесении изменений в закон РФ от 12 февраля 1993 года №4468–1 “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исправительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии, и их семей”« был обнародован в мае 2017 года. При этом стало известно, что такая работа проводилась в рамках выполнения не афишированного решения Президента РФ Владимира Путина №Пр-497 от 17 марта того же года.
К разработке законопроекта привлекались представители всех ведомств, связанных с несением военной службы. В целом эта законодательная инициатива предусматривает увеличение нижнего предела (то есть минимального срока) выслуги лет, дающего право на получение кадровым военнослужащим военной пенсии, с 20 до 25 лет службы в армии. Основные нововведения сводятся к следующему:
Также указанным законопроектом предлагается сохранить право выхода на пенсию за выслугу лет и назначение соответствующей пенсии лицам, на которых распространяется действие прежней редакции Закона № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», в случае их увольнения с военной службы и других видов федеральной государственной службы в период до вступления в силу внесенных изменений.
Военным назначают три группы инвалидности. От категории зависит величина пенсии. В законодательстве размер ее исчисляется на основании показателя денежного содержания сотрудника той же должности, с которой произошла отставка.
Возможные изменения в законе о сроке службы кадровых военных, в конечном счете призваны утвердить следующие положения:
Увеличение срока военной службы до 25 лет: когда ФЗ вступит в силу
Первоначально предполагалось, что военным увеличат срок службы в 2019 году. Тем не менее этого не произошло, и никаких официальных заявлений по поводу пенсионной реформы для военнослужащих от властей не поступало ни в 2019, ни в 2020 годах. Никаких новых планов по увеличению минимальной выслуги военных до 25 лет на уровне Правительства РФ не появилось.
Что касается ближайшего будущего, то учитывая сложную обстановку в финансово-экономической сфере страны в связи с пандемией коронавируса, вряд ли стоит ожидать серьезных изменений в этом вопросе до конца текущего года и даже в течение 2021 г. Общее мнение экспертов по данному вопросу сводится к тому, что повышения пенсионного возраста офицерам и солдатам-контрактникам следует ожидать в то же время, когда его увеличат для гражданских лиц.
Общефедеральная пенсионная реформа, связанная с продлением срока выхода на пенсию по возрасту, начала практически осуществляться с 2019 года. Ее реализация намечена в несколько последовательных этапов и в целом рассчитана на период до 2028 года. По окончательным итогам реформы возраст выхода на пенсию постепенно поднимется с 55 и 60 до 60 и 65 лет для мужчин и женщин соответственно. Средства, сэкономленные из-за сокращения числа россиян, вышедших на заслуженный отдых, должны пойти на увеличение выплат пенсионерам выше уровня инфляции.
Объявленная российской властью пенсионная реформа была встречена в обществе весьма неоднозначно. Преобладающей можно считать в целом негативную реакцию, в перспективе не исключающую рост социальной напряженности и даже активные массовые протестные действия. При этом не исключается возможность существенного смягчения действующего пенсионного законодательства, если это будет продиктовано необходимостью стабилизации рынка труда в условиях «коронавирусного кризиса».
Так, в мае 2020 года Кабинет министров РФ рассматривал предложение Минэкономразвития об изменении правил досрочного выхода на пенсию. Предполагается увеличить период, на который распространяется право выхода на досрочную пенсию в случае потери занятости, с 2 до 3 лет. Это предложение в итоге было направлено на доработку, то есть о категорическом исключении вероятности его реализации говорить пока что рано.
Поскольку принятие окончательных решений об увеличении срока обязательной военной службы находится в прямой связи с реализацией общероссийской пенсионной реформы, то и сроки введения соответствующих изменений в законодательство также, скорее всего, будут отодвинуты, а подобная реформа для военнослужащих будет проводиться поэтапно в течение примерно 5 лет. В авторитетных независимых СМИ преобладает мнение, что пенсионную реформу для армии, МВД, Росгвардии и других силовых структур будут проводить с непременной оглядкой на реализацию пенсионной реформы в гражданской сфере.
Как пишут военные эксперты «Независимой газеты», если бы проведение правительственной реформы в стране создало угрозу роста протестов и другие правонарушения, наводить в стране конституционный порядок пришлось бы именно силовым структурам. В связи с этим одновременное повышение пенсионного возраста для военных означало бы дополнительные проблемы для властей. Такой сценарий руководству страны не нужен.
Следовательно, для силовых структур корректировка выслуги лет службы, дающих военнослужащим право на получение пенсии, будет организована без излишней торопливости. Прежде всего ожидается, что офицерам, имеющим в послужном списке горячих точки, боевые позиции в отдаленных гарнизонах и т.п., после 20 лет службы будет оставлено право выхода на пенсию в прежних условиях.
Какое время не засчитывается в срок военной службы
Условия, согласно которым производится учет продолжительности военной службы, устанавливаются Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в его текущей редакции. На сегодняшний день она включает дополнения и изменения, вступившие в силу с 31 июля 2020 года.
Статья 38 этого закона устанавливает исчисляемый срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту. Пункт 12 этой статьи гласит, что в срок военной службы не засчитывается время:
Допускаются персональные исключения, позволяющему засчитать время пребывания в дисциплинарной воинской части в срок военной службы военнослужащему, овладевшему воинской специальностью, знающему и точно выполняющему требования воинских уставов и безупречно несущему службу.
Увеличение срока службы военнослужащих на контракте
Продолжительность военной службы по контракту определяется обозначенным в нём сроком службы. Его можно продлить на новый срок либо расторгнуть (в том числе досрочно) по инициативе одной из сторон. Бессрочный контракт продолжается, как правило, до достижения военнослужащим своего возрастного предела, который на данный момент составляет:
Вопрос увеличения минимального срока полной выслуги для военнослужащих ВС РФ, относящихся к категории солдат-контрактников, со всей очевидностью будет решаться на принципах общего подхода к увеличению срока, позволяющего выйти на пенсию всем категориям кадровых военных. Таким образом, законодательная норма, определяющая срок службы военнослужащих по контракту тем периодом времени, который предусмотрен заключенным контрактом, может быть скорректирована исходя из намеченного увеличения срока «полной выслуги» с 20 до 25 лет.
В то же время на федеральном уровне российской власти совсем недавно были реализованы законодательные инициативы, изменяющие отдельные положения в правилах заключения контракта с кадровыми военнослужащими. Эти поправки были в декабре 2019 года одобрены Кабинетом министров и в марте 2020 года были приняты депутатами Госдумы. Поправки представляют собой, в частности, корректировку статьи 38 Закона «О воинской обязанности и военной службе», регламентирующей сроки нахождения таких людей на профессиональной службе в армии и других силовых ведомствах России.
В частности, поправками установлено требование, чтобы офицеры, прапорщики и мичманы, обучающиеся в аспирантурах и адъюнктурах для подготовки докторских и кандидатских диссертаций, были обязаны заключать после учебы контракт не менее чем на 5 лет службы. А остальные кадровые командиры не могли ограничивать свое пребывание в военном строю 12 месяцами.
Смысл этой корректировки сводится к тому, чтобы исключить траты государственных средств на подготовку профессиональных военных, когда закон официально разрешает им увольняться из армии после года службы. Такая норма в российском законодательстве появилась в 2014 году. Ее ввели, чтобы привлечь в ряды ВС РФ граждан, ранее проходивших военную службу на должностях солдат и сержантов. Предполагалось, что краткосрочные контракты можно будет заключать, например, для службы в «горячих точках» или выполнения особых заданий, не обязательно боевых. Да и в целом годичный контракт рассчитывался на людей, готовых вернуться в армию, но по каким-то причинам предпочитающим не заключать контракт на несколько лет.
Однако быстро выяснилось, что 12-месячную профессиональную службу на контракте стали массово выбирать лейтенанты с капитанами. В 2018 году около 4 тысяч офицеров заключили новые контракты сроком на год, что оказалось на 80 процентов больше, чем было годом ранее. При сохранении такой тенденции в дальнейшем могли возникнуть проблемы с проведением плановых замен в воинских частях. Сейчас такой перевод производится не раньше чем за год до истечения срока военной службы и не менее чем за три года до достижения предельного возраста пребывания в строю.
В итоге военнослужащий, заключивший 12-месячный контракт, не попадает под плановую замену, что особенно устраивает офицеров и прапорщиков, обосновавшихся в Москве, Санкт-Петербурге и других наиболее комфортных для прохождения службы местах. Имея на руках нужную и по всем статьям законную бумагу — годовой контракт, — они тем самым могли гарантировать себя от опасений оказаться в провинциальном гарнизоне. Вот с такой несправедливой практикой и было решено покончить.
Считается, что упомянутые нововведения не должны затронуть две категории профессиональных военных — рядовых и сержантов контрактной службы, а также офицеров, прапорщиков и мичманов, оставшихся в армии после того, как они достигли предельного возраста пребывания в армейском строю. Для них право заключить одногодичный контракт сохранено.
Как менялась продолжительность службы военнослужащих в истории РФ
В плане законодательного регулирования продолжительности сроков службы кадровых военнослужащих с образованием Российской Федерации поначалу действовали законы, установленные до распада СССР. Но достаточно быстро, уже в начале 1993 года, были приняты Закон РФ:
Согласно этим законам, закончить службу в армии (другом силовом ведомстве РФ) и начать получать «военную» пенсию за выслугу лет (ПВ) получили право все военнослужащие по контракту (сотрудники других силовых структур), отдавшие военной службе минимально необходимое число лет. Как правило, минимальный возраст выхода на пенсию военнослужащих устанавливался в районе 45 лет. Однако ввиду специфики армейской службы, связанной с конкретными условиями ее прохождения, допускались исключения: закончить ее можно было как на несколько лет раньше, так и намного позже этого возраста.
По ст. 13 ФЗ № 4468-I на ПВ могут рассчитывать следующие категории военнослужащих-контрактников: генералы, офицеры, прапорщики и сержанты, отдавшие военной службе в ВС РФ (МВД, ФСИН и т. д.) как минимум 20 лет. Такой период выслуги считался стандартным для назначения полноценной «военной» пенсии.
Контрактники, увольняемые из силовой структуры в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе (либо из-за ухудшения состояния здоровья или сокращения штатной численности в воинском подразделении при достижении ими 45-летнего возраста) и имеющие общий («военный» и «гражданский») трудовой стаж в 25 лет, 12,5 из которых отданы военной службе, получали право на ПВ по смешанному стажу.
Ст. 19 ФЗ № 4468-I прописывала условия назначения военной пенсия по инвалидности (ПИ). Она назначается силовику при утрате им трудоспособности вследствие ранения (или общего заболевания), полученного им в период прохождения службы по контракту или в течение 3 месяцев после увольнения из силового ведомства. При этом возраст военнослужащего не имеет значения. То есть ПИ могу назначить и в дальнейшем выплачивать до конца жизни как 50-летнему генералу, так и 25-летнему старшему лейтенанту.
Тем не менее, один важный нюанс, связанный с начислением ПИ и возрастом военного пенсионера-инвалида, все-таки существует. Так, согласно ст. 24 ФЗ № 4468-I, бывшим силовикам, ставшим инвалидами вследствие именно военной травмы, а не общего заболевания, и получающим ПИ, назначается и выплачивается дополнительная пенсионная надбавка в размере 100% от минимальной социальной пенсии в России. Однако выплата данной надбавки начинается только при достижении инвалидом возраста 60 лет для мужчин и 55 — для женщин (то есть норм прежнего гражданского пенсионного законодательства).
В 1998 году были приняты новые, существенно переработанные законы «О статусе военнослужащих» (№ 76-ФЗ) и «О воинской обязанности и военной службе» (№ 53-ФЗ), действующие до настоящего времени.
В 2014 году в ст. 49 ФЗ № 53-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми был повышен предельный возраст пребывания на военной службе, обусловленный присвоенным военнослужащему воинским званием.
Воинское звание | Предельный возраст пребывания на военной службе |
Маршал Российской Федерации, генерал армии, адмирал флота, генерал-полковник, адмирал | 65 лет |
Генерал-лейтенант, вице-адмирал, генерал-майор, контр-адмирал | 60 лет |
Полковник, капитан 1 ранга | 55 лет |
Военнослужащий, имеющий иное воинское звание | 50 лет |
Для женщин-военнослужащих предельный срок завершения службы установлен в 45 лет.
Считается, что при достижении вышеозначенной возрастной планки, военнослужащий должен быть автоматически уволен со службы в армии на пенсию. Однако в той же статье 49 ФЗ № 53-ФЗ прописано, что в отдельных случаях (если это позволяет здоровье контрактника и он обладает особо важными для Минобороны знаниями и умениями), военнослужащему может быть предоставлено право подписать последний контракт с Минобороны до наступления: 70 лет — для военнослужащих в звании старше генерал-лейтенанта, 65 лет — для контрактников с иным званием. На практике эта норма в большинстве случаев относится к старшим офицерам и генералитету.