высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений

Основные формы мышление

высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений. высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений фото. картинка высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений. смотреть фото высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений. смотреть картинку высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений. высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений. высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений фото. картинка высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений. смотреть фото высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений. смотреть картинку высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений. высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений. высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений фото. картинка высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений. смотреть фото высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений. смотреть картинку высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений. высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений. высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений фото. картинка высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений. смотреть фото высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений. смотреть картинку высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений.

высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений. высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений фото. картинка высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений. смотреть фото высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений. смотреть картинку высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений.

высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений. высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений фото. картинка высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений. смотреть фото высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений. смотреть картинку высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений.

Понятия, суждения и умозаключения являются основными формами, с которыми совершаются мыслительные операции при отвлеченном мышлении. Понятие– форма мышления, отражающая наиболее общие и существенны признаки, свойства предмета или явления объективного мира, выраженная словом. В основе понятий лежат наши знания об этих предметах или явлениях. Принято различать общие и единичные понятия.

Общими понятиями называют те, которые обхватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название. В общих понятиях отражаются признаки, свойственные всем предметам, которые объединены соответствующим понятием.

Любые общие понятия возникают лишь на основе единичных предметов и явлений. Путь формирования понятий – это движение от частного к общему, т.е. через обобщение.

Основой формирования понятий является практика. Очень часто, когда нам не хватает практического опыта, некоторые наши понятия имеют искаженный вид. Они могут быть необоснованно сужены или расширены. Следует различать житейские понятия, которые формируются через личный практический опыт. Преобладающее место в них занимают наглядно-образные связи. Научные понятия, которые формируются с ведущим участием формально-логических операций, их определение формируется через родовидовые отличия.

Содержанием понятия называется совокупность наиболее существенных признаков предмета, которая мыслиться в данном понятии, а совокупность предметов, которая мыслиться в понятии, называется объемом понятия. Увеличение содержания понятия ведет к уменьшению его объема и наоборот.

В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия.Диагностические ошибки врача могут быть связаны с нарушением логики мышления в понятиях, например конкретной болезни, — чрезмерно широкого или слишком узкого понимания содержания и объема понятия о ней, подменой определения болезни ее описанием с перечислением отдельных симптомов.

Овладеть понятием – это значит не только уметь назвать его признаки, пусть даже весьма многочисленные, но и уметь применять понятие на практике, т.е. уметь оперировать им. Одним из наиболее важных моментов в усвоении понятия является его осознание. Иногда, используя понятие, мы до конца не осознаем его смысл. Поэтому осознание понятия может рассматриваться как наивысшая ступень в формировании понятий, как звено, соединяющее понятие и понимание.

Суждение — форма мышления, в которой отражаются связи между понятиями, выраженные в виде утверждения или отрицания. Если понятие отражает совокупность существенных признаков предметов, перечисляет их, то суждение отражает их связи и отношения. Обычно суждение (например: Роза красная) состоит из двух понятий — двух терминов суждения: субъекта (от лат. subjectum — подлежащее), т.е. того, относительно чего в суждении что-либо утверждается или отрицается, и предиката (от лат.praedicatum — сказуемое), т.е. словесного выражения утверждения или отрицания.

В общих суждениях что-либо утверждается или отрицается относительно всех предметов данного класса или группы (например: Все рыбы дышат жабрами). В частных, суждениях это относится к некоторым представителям класса или группы (например: Некоторые студенты отличники). Единичным называется суждение, в котором что-то утверждается или отрицается об одном предмете (например: Это здание — памятник архитектуры). Всякое суждение может быть либо истинным, либо ложным, т.е. соответствовать или не соответствовать реальности.

Умозаключение— это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений (посылок) выводится новое суждение (заключение). Умозаключение является высшей формой мышления и представляет собой формирование новых суждений на основе преобразования уже имеющихся. Умозаключение как форма мышления опирается на понятия и суждения и чаще всего используется в процессах теоретического мышления.

Любое умозаключение состоит из посылок, заключения и вывода. Посылками умозаключения являются исходные суждения, из которых выводится новое суждение. Это новое суждение, полученное логическим путем из посылок, называется заключением. А сам логический переход от посылок к заключению и есть вывод. Отношение логического следования между посылками и заключением предпола­гает связь между посылками по содержанию. Если суждения не связаны по содержанию, то вывод из них невозможен. При наличии содержательной связи между посылками мы можем получить в процессе рассуждения новое истинное знание при соблюдении двух условий: должны быть истинными посылки и должны со­блюдаться определенные правила вывода — методы мышления.

Источник

Высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений

Общая психология

высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений. высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений фото. картинка высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений. смотреть фото высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений. смотреть картинку высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений.

Мышление и интеллект

Ощущение и восприятие дают нам знание единичного — отдельных предметов и явлений реального мира. Но такая информация не может рассматриваться как достаточная. Для того чтобы человек мог жить и нормально трудиться, ему необходимо предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий. Знание единичного не является достаточным основанием для предвидения. Например, что будет, если к листу бумагу поднести зажженную спичку? Конечно, он загорится. Но почему мы знаем об этом? Скорее всего, потому, что имели собственный опыт и, исходя из имеющейся у нас информации, сделали логичный вывод. Однако для того, чтобы сделать данный вывод, мы должны были сопоставить свойства данного листа бумаги с другой бумагой, выявить то общее, что их характеризует, и только после этого сделать вывод о том, что будет с бумагой, если она соприкоснется с огнем. Следовательно, для того чтобы предвидеть, надо обобщать единичные предметы и факты и исходя из этих обобщений делать вывод относительно других единичных предметов и фактов такого же рода.

Этот многоступенчатый переход — от единичного к общему и от общего опять к единичному — осуществляется благодаря особому психическому процессу — мышлению. Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков. Первым таким признаком является обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям. В этом мы имели возможность убедиться на примере с бумагой.

Вторым, не менее важным, признаком мышления является опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации. Например, для того чтобы узнать, какая сегодня погода, можно выйти на улицу. Однако чаще всего мы поступаем по-другому. Если мы хотим узнать, холодно на улице или тепло, мы пользуемся наружным термометром или слушаем сводку погоды и на основе информации о температурных характеристиках внешней среды делаем вывод о том, тепло на улице или холодно.

Мышление

Мышление это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового. Это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения.

Мышление — высшая форма творческой активности человека.

Мышление неразрывно связано с речью.

Виды мышления

Наглядно-действенное (ручное) – процесс решения задачи с помощью реального преобразования ситуации. Формируется в раннем детстве (до 3 лет). Процесс подобного мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами.

Наглядно-образное – процесс решения задач с помощью мысленного преобразования ситуации. Формируется в дошкольном возрасте (4-7 лет).

Словесно-логическое (понятийное) – процесс решения задач с использованием словесно-логических конструкций, абстрактных понятий. Человек ищет решение задачи с самого начала и до самого конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, выраженными в понятиях, суждениях, умозаключениях.

высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений. высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений фото. картинка высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений. смотреть фото высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений. смотреть картинку высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений.

Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное.

Понятийное мышление — это такое мышление, в котором используются определенные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений умозаключений.

Образное мышление — это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы

Теоретическое мышление – познание законов, правил, принципов.

Практическое мышление – физическое преобразование действительности.

Логическое мышление – осознанное, состоит из логических этапов.

Интуитивное мышление – свернутое по времени, малоосознанное.

Реалистическое мышление – познание окружающей действительности.

Аутистическое мышление – уход от действительности во внутренние переживания.

Продуктивное мышление – решение новых задач, творческое мышление.

Репродуктивное мышление – решение известных ранее задач с использованием готовых правил.

Произвольное мышление – требует волевых усилий.

Непроизвольное мышление – осуществляется спонтанно (инсайт).

Мыслительные операции

Анализ мысленное разложение целого на части, выявление составляющих элементов, сторон, моментов.

Мы можем узнать, из каких частей состоит то, что мы воспринимаем. Следовательно, анализ позволяет нам разложить целое на части, т. е. позволяет понять структуру того, что мы воспринимаем.

Синтез – мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое.

Когда мы смотрим на лежащие перед нами отдельные части механизма, мы можем понять, как выглядит этот механизм и как он работает.

Сравнение – установление сходства или различия между разными объектами, явлениями. Когда мы смотрим на два предмета, мы всегда замечаем, в чем они похожи или в чем они различаются.

Обобщение – мысленное объединение предметов, их группировка по общим и существенным признакам.

Абстракция – вычленение каких-либо отдельных свойств, признаков изучаемого объекта и отвлечение от остальных. Суть абстракции как мыслительной операции состоит в том, что, воспринимая какой-либо предмет и выделяя в нем определенную часть, мы должны рассматривать выделенную часть или свойство независимо от других частей и свойств данного предмета.

Конкретизация является процессом, противоположным абстракции. Конкретизация — это представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. В конкретных представлениях мы не стремимся отвлечься от различных признаков или свойств предметов и явлений, а, наоборот, стремимся представить себе эти предметы во всем многообразии свойств и признаков, в тесном сочетании одних признаков с другими.

Индукция — это переход от частных случаев к общему положению, которое охватывает собой частные случаи. в процессе индукции мы можем допустить определенные ошибки и сделанное нами умозаключение может оказаться недостаточно достоверным. Достоверность индуктивного умозаключения достигается не только за счет увеличения количества случаев, на котором оно строится, но и за счет использования разнообразных примеров, в которых варьируют несущественные признаки предметов и явлений.

Дедукция — это умозаключение, сделанное в отношении частного случая на основе общего положения. Например, зная, что все березы сбрасывают листву на зиму, мы можем быть уверены в том, что какая-либо отдельная береза зимой также будет без листвы.

Формы мышления

Понятие – это мысль, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов или явлений.

Принято различать общие и единичные понятия.

Общими понятиями называют те, которые охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название. Например, понятия «стул», «здание», «болезнь», «человек» и др. В общих понятиях отражаются признаки, свойственные всем предметам, которые объединены соответствующим понятием.

Единичными называются понятия, обозначающие какой-либо один предмет. Например, «Енисей», «Венера», «Саратов» и др. Единичные понятия представляют собой совокупность знаний о каком-либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, которые могут быть охвачены другим, более общим понятием. Например, в понятие «Енисей» входит то, что это река, которая течет по территории России.

Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между свойствами и признаками.

Суждение как форма мышления основано на понимании субъектом многообразия связей конкретного предмета или явления с другими предметами или явлениями.

Следует отметить, что не всякое понимание мы можем обосновать. Бывают случаи, когда мы не можем доказать истинность наших суждений.

Существует несколько видов понимания. Во-первых, это непосредственное понимание. Для него характерно то, что оно достигается сразу, почти моментально, не требуя значительных усилий. Во-вторых, это опосредованное, или дискурсивное понимание. Данный вид понимания характеризуется наличием значительных усилий, которые мы прилагаем к тому, чтобы достичь понимания какого-либо предмета или явления. Такой вид понимания предполагает наличие ряда умственных операций, в числе которых сравнение, различение, анализ, синтез и др.

высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений. высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений фото. картинка высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений. смотреть фото высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений. смотреть картинку высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений.

Умозаключение – мыслительный процесс, в ходе которого из нескольких суждений выводится новое суждение, называемое следствием или заключением.

В процессе нашего оперирования разнообразными суждениями с использованием определенных умственных операций может возникнуть еще одна форма мышления — умозаключение. Умозаключение является высшей формой мышления и представляет собой формирование новых суждений на основе преобразования уже имеющихся. Умозаключение как форма мышления опирается на понятия и суждения и чаще всего используется в процессах теоретического мышления.

Мышление и речь

Речь – это основа мышления.

Речь – это и внешнее выражение мышления.

высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений. высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений фото. картинка высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений. смотреть фото высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений. смотреть картинку высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений.

Мысли всегда облекаются в речевую форму, даже в тех случаях, когда речь не имеет звуковой формы, например в случае с глухонемыми людьми. Мы всегда думаем словами, т. е. мы не можем мыслить, не произнося слова. Так, специальные приборы регистрации мышечных сокращений отмечают во время протекания у человека мыслительного процесса наличие незаметных для самого человека движений голосового аппарата.

Следует отметить, что речь является орудием мышления. Так, взрослые и дети гораздо лучше решают задачи, если формулируют их вслух. И наоборот, когда в эксперименте у школьников фиксировался язык (зажимался зубами), качество и количество решенных задач ухудшалось. Конечно, в данном случае мысли все равно облекаются в словесную форму, а затруднение в решении задач связано с тем, что при фиксации языка возникают затруднения в движениях речевого аппарата. Можно говорить о том, что процесс мышления осуществляется тогда, когда мысль выражается словами.

высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений. высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений фото. картинка высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений. смотреть фото высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений. смотреть картинку высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений.

Интеллект

Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

Единого понимания данного термина до сих пор не существует. Различные авторы связывают понятие «интеллект» с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения жизненных проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующей познавательной активности, с когнитивным стилем и т. д. Другой весьма распространенной точкой зрения стало мнение Ж. Пиаже о том, что интеллект — это то, что обеспечивает адаптацию человека.

Интеллект – это рассудок, разум, умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться к новым ситуациям, применять знание, чтобы управлять окружающей средой или мыслить абстрактно; способности к творчеству, фантазии, эвристическому мышлению (от анализа информации к ее синтезу), прогнозу.

Под интеллектом понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.

Теория множественного интеллекта Ховарда Гарднера

Гарднер считает, что существует как минимум 6 различных видов интеллекта, не зависящих один от другого и действующих в мозге как самостоятельные системы, каждый по своим правилам.

Вербальный интеллект — способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и прагматическую составляющие речи (использование речи в различных ситуациях).

Логико-математический интеллект – способность использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, т. е. к абстрактному мышлению.

Пространственный интеллект — способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам. Включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно перемещать и вращать эти образы.

Музыкальный интеллект — способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра (качественных характеристик) звука.

Телесно-кинестетический интеллект – способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами.

Внутриличностный интеллект — способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы.

Межличностный интеллект — способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей.

Используемая литература.

Источник

лекционный матриал. Основные формы мышления (суждения, понятия, умозаключения)

высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений. высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений фото. картинка высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений. смотреть фото высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений. смотреть картинку высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений.
Основные формы мышления

Понятие это отражение общих и существенных свойств предметов или явлений. В основе понятий лежат наши знания об этих предметах или явлениях. Это опыт предшествующих поколений, сосредоточенный в слове, данный нам в готовом виде. Понятие высшая ступень отражения окружающей действительности. Принято различать общие и единичные понятия.

Общими понятиями называют те, которые охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название. Например, понятия «стул», «здание», «болезнь», «человек» и др. В общих понятиях отражаются признаки, свойственные всем предметам, которые объединены соответствующим понятием.

Единичными называются понятия, обозначающие какой-либо один предмет.

Например, «Енисей», «Венера», «Саратов» и др. Единичные понятия представляют собой совокупность знаний о каком-либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, которые могут быть охвачены другим, более общим понятием. Например, в понятие «Енисей» входит то, что это река, которая течет по территории России.

Любые общие понятия возникают на основе единичных предметов и явлений.

Поэтому формирование понятия происходит не только посредством уяснения каких-либо общих свойств и особенностей группы предметов, но в первую очередь через приобретение знаний о свойствах и особенностях единичных предметов. Закономерный путь формирования понятий — это движение от частного к общему, т. е. через обобщение.

Понятия могут быть сужены или расширены. В первом случае понятие, сформированное нашим сознанием, не включает в себя то, что должно включать, а во втором случае, наоборот, объединяет в себе ряд признаков, совсем не свойственных отражаемому в понятии предмету.

Например, некоторые школьники младших классов не относят насекомых к животным. В то же время понятие «елка» часто применяется детьми ко всем хвойным деревьям.

Усвоить понятие можно двумя путями: либо нас специально учат чему-либо, на основе чего формируется понятие, либо мы в процессе деятельности самостоятельно формируем понятие, опираясь на собственный опыт. Специальное обучение служит средством научения «ядрам понятий» (общим понятиям), тогда как в личном опыте мы приобретаем «прототипы» (единичные понятия).

Например, если вы говорите ребенку, что волк — это злой и опасный хищник (ядро понятия), то из своего опыта, посещая зоопарк, ребенок может узнать, что волки — это беспомощные, лохматые и совсем не опасные животные (прототип).

Соотношение ядра и прототипа определяет адекватность наших представлений о каком-то явлении или предмете. Причем адекватность этих представлений зависит от того, насколько точно усвоена суть явления или предмета, т. е. его ядро.

Исследование физиологических основ мышления позволило установить, что эти две стратегии приобретения понятий — стратегия экземпляра и стратегия проверки гипотезы — реализуются различными участками мозга.

Одним из наиболее важных моментов в усвоении понятия является его осознание. Иногда, используя понятие, мы до конца не осознаем его смысл. Поэтому осознание понятия может рассматриваться как наивысшая ступень в формировании понятий, как звено, соединяющее понятие и понимание.

Дедуктивное – от общего единичному.

Индуктивные – от частного к общему.

По аналогии – когда делается вывод на основе частичного сходства между явлениями без достаточного исследования всех условий.
Особенности протекания мышления

Опосредованное познание объективной реальности. Суть заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации.

Например, для того чтобы узнать, какая сегодня погода, можно выйти на улицу. Однако чаще всего мы поступаем по-другому. Если мы хотим узнать, холодно на улице или тепло, мы пользуемся наружным термометром или слушаем сводку погоды и на основе информации о температурных характеристиках внешней среды делаем вывод о том, тепло на улице или холодно.

Решение конкретной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления. Причем ответ на этот вопрос находится не сразу, а с помощью определенных умственных операций, в процессе которых происходит видоизменение и преобразование имеющейся информации.

Связь с речью . Тесная связь мышления и речи находит свое выражение в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму, даже в тех случаях, когда речь не имеет звуковой формы, например в случае с глухонемыми людьми. Мы всегда думаем словами, т. е. мы не можем мыслить, не произнося слова.

Так, специальные приборы регистрации мышечных сокращений отмечают во время протекания у человека мыслительного процесса наличие незаметных для самого человека движений голосового аппарата.

Следует отметить, что речь является орудием мышления.

Так, взрослые и дети гораздо лучше решают задачи, если формулируют их вслух. И наоборот, когда в эксперименте у школьников фиксировался язык (зажимался зубами), качество и количество решенных задач ухудшалось. Конечно, в данном случае мысли все равно облекаются в словесную форму, а затруднение в решении задач связано с тем, что при фиксации языка возникают затруднения в движениях речевого аппарата. Можно говорить о том, что процесс мышления осуществляется тогда, когда мысль выражается словами.

Выражение мысли словами представляет собой достаточно сложный процесс, включающий несколько этапов. Например, человек хочет изложить свою мысль в развернутой речевой форме. Для этого он должен иметь соответствующий мотив высказывания, например, необходимость решить какую-либо проблему. Но формирование мотива — движущей силы процесса — является лишь первым, основным этапом. На втором этапе возникает мысль и общая схема того содержания, которое в дальнейшем должно быть воплощено в высказывании. Этот этап подготовки высказывания мысли, как считал Л. С. Выготский, имеет особое значение. На нем происходит перешифровка (перекодирование) замысла в развернутую речь и создание порождающей (генеративной) схемы развернутого речевого высказывания. Под генеративной схемой речевого высказывания подразумевается механизм, называемый в психологии внутренней речью. Именно внутренняя речь обеспечивает переходный этап между замыслом (или «мыслью») и развернутой внешней речью через механизм перекодирования общего смысла в речевое высказывание. Внутренняя речь порождает (генерирует) развернутое речевое высказывание, включающее исходный замысел в систему грамматических кодов языка. С этой точки зрения внутренняя речь выступает как подготовительная стадия,
Мыслительные операции

Анализ– это мысленное расчленение предмета или яв­ления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств.

Синтез– это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств. Если анализ дает знание отдельных элементов, то синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элемен­ты, обеспечивает знание объекта в целом.

Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними. Выявляя тождество одних и различия других вещей, сравнение приводит к их классификации.

Абстрагирование. Нередко при изучении какого-либо явле­ния возникает необходимость выделить какой-либо при­знак, свойство, одну его часть для более углубленного по­знания, отвлекаясь (абстрагируясь) на время от всех ос­тальных, не принимая их во внимание.

Обобщение – предметы и явления соеди­няются вместе на основе их общих и существенных признаков. Нельзя мысленно объединить все деревья, если не отвлечься от различий между ними.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений. высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений фото. картинка высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений. смотреть фото высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений. смотреть картинку высшая форма суждения представляет собой формирование новых суждений.