высшая форма взаимосвязи с предметным миром выраженная в способности человека

Высшая форма взаимосвязи с предметным миром выраженная в способности человека

высшая форма взаимосвязи с предметным миром выраженная в способности человека. высшая форма взаимосвязи с предметным миром выраженная в способности человека фото. картинка высшая форма взаимосвязи с предметным миром выраженная в способности человека. смотреть фото высшая форма взаимосвязи с предметным миром выраженная в способности человека. смотреть картинку высшая форма взаимосвязи с предметным миром выраженная в способности человека.

высшая форма взаимосвязи с предметным миром выраженная в способности человека. высшая форма взаимосвязи с предметным миром выраженная в способности человека фото. картинка высшая форма взаимосвязи с предметным миром выраженная в способности человека. смотреть фото высшая форма взаимосвязи с предметным миром выраженная в способности человека. смотреть картинку высшая форма взаимосвязи с предметным миром выраженная в способности человека.

Collin revolution запись закреплена

Психика — высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.

Психика человека и осознанна и неосознанна; но и неосознанная — качественно отличается от психики животных. Основное отличие человеческой психики от животной — именно в сознательной целенаправленности психических проявлений. Сознание — ее сущностная характеристика.

Благодаря активному и опережающему отражению органами чувств и головным мозгом внешних объектов в форме психики делается возможным выполнение действий, адекватных свойствам этих объектов, а тем самым — выживание организма, его активность поисковая и надситуативная. Определяющие признаки:
1) отражение, дающее образ среды, где действуют живые существа;
2) их ориентация в этой среде;
3) удовлетворение потребности в контактах с нею.

Активность психики проявляется:
1) при отображении реальности, ибо оно предполагает преобразование физико-химических раздражителей, действующих на нервные аппараты, в образы предметов;
2) в сфере побуждений, придающих поведению энергию и стремительность;
3) при исполнении программы поведения, включающей поиск и выбор вариантов.

Источник

Психика. Рефлекторный характер психики. Реферат

Введение
Глава 1. Понятие ‘психика’
Глава 2. Рефлекторный характер психики
Заключение
Список источников

Глава 1. Понятие ‘психика’

Многие пытаются дать понятию ‘психика’ какое-то определение. Например, встречается такое мнение, что психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма [4]. А вот ещё одно предположение, что психика – высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нём [1]. Сам предположу, что психика является одновременно сборщиком поступающей информативности окружающего нас мира, неким фильтром, отвергающим или же воспринимающим её, как нечто осознанное, а так же реагент осознанного, выраженный в человеческой деятельности. В любом случае, на мой субъективный взгляд, психика – это процесс, который определяет сознание. Карл Маркс утверждал, что ‘сознание с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди’, потому что мы все живём в обществе, как в едином организме. К сожалению, действительно, общество движимо личностями и, бывает, что личности пожирает, растворяя и выбрасывая их, как отработанный продукт, более неугодный.
Предполагается, что психика есть одно из свойств материи, возникшее в процессе её развития. Психика человека есть особое свойство высокоорганизованной материи, являющейся свойством мозга. Свойство это заключается в отражении окружающей действительности.
Отражение предметов реального мира мозгом человека неследует понимать как пассивное отражение, подобное отражению в зеркале. Человек непассивно воспринимает мир, он познаёт его в практической деятельности, активно воздействуя на природу и на других людей. В этой активной деятельности и возникают наши ощущения и восприятия – образы тех материальных предметов и явлений, которые через посредство органов чувств действуют на наш мозг, отражаются в нём.
Современная наука о мозге даёт нам знание физиологических процессов, совершающихся в работающем мозгу. Исследования И. П. Павлова в области высшей нервной деятельности открыли те физиологические процессы, которые составляют основу отражения реального мира мозгом человека. Эти исследования сняли покровы тайны с так называемой душевной деятельности: на огромном материале экспериментальных фактов доказано, что психика определяется внешними воздействиями, условиями существования. Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, как величайшее достижение современной науки о мозге, является естественнонаучным фундаментом психологии.
Слово ‘психология’ образовано из двух греческих слов: ‘псюхе’ (душа) и ‘логос’ (слово, учение), и означает ‘наука о душе’ [2]. В течении многих веков ‘психика’ обозначалась термином ‘душа’. По древней мысли Аристотеля душа представляет собой форму существования живого тела, в образе безплотной сущности, история и жизнь которой, согласно различным вероучениям имеет божественное начало.
Например, Роберто Ассаджиоли составляющими психики являются:
1) самость высшая – своего рода ‘внутренний бог’;
2) самость сознательная (Я) – точка ясного осознания;
3) поле сознания – анализируемые чувства, мысли, побуждения;
4) бессознательное высшее, сверхсознание – высшие чувства и способности, интуиция, вдохновение;
5) бессознательное среднее-подобие Фрейдовского предсознательного – мысли и чувства, кои могут легкоосознаться;
6) бессознательное низшее – инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания и прочее [1].
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:
1) психические процессы (ощущение, восприятие и др.)
2) психические состояния (сосредоточенность, рассеянность и др.)
3) психические свойства (потребности, интересы, убеждения и др.)
4) психические образования (знания, умения, навыки, компетенции и самооценка)
Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.
Функции психики:
1) функция восприятия окружающего мира на основе живого существа – ориентировка существа в окружающем мире, на уровне человека и познание мира; выделение его существенных закономерностей.
2) функция управления и регуляции поведения и деятельности живого существа с учётом конкретной ситуации и обеспечение выживания самого существа и его потомков [4].

Глава 2. Рефлекторный характер психики

Итак, психика является свойством мозга. Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи – мозга. Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие – преобразуют их в сигналы, строят планы поведения и контролируют его, третьи – приводят в действие мышцы. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию в среде человеческого проживания [5]. Так же, входе изучения, подтвердилась и моя теория, что психика является одновременно и сборщиком поступающей информативности окружающего нас мира, и неким фильтром, отвергающим или же воспринимающим информацию мира, как нечто осознанное, а так же реагент осознанного, выраженный в человеческой деятельности, т.е. является реакцией на пережитое, ощутимое, осознанное. Т.е. другими словами, психика – это тройственный процесс, определяющий сознание. И именно степень чёткости, налаженности этого тройственного процесса и определяет нашу так называемую адекватность, здравость суждений, ход и направленность мыслей, логичность, так же, определяет наше поведения в социуме. Способность человека принимать верные, максимально обдуманные за очень короткий промежуток времени решения в сложных, стрессовых ситуациях, явно свидетельствует о крепкой, устойчивой психике, т.е. способной адекватно (действенно-верно) реагировать на поступающее из вне.
Человек поистине есть высокоразвитое биологическое существо, обладающее разумом, способным к мысли, размышлению, разговору, воспроизводству, саморегенерации и прочему – человек рождён для жизни. Непонятно только почему человек стремиться уничтожить себя и себе подобных. Даже если человек случайно, даже слегка, порежет палец ножом, то рефлекторно обязательно его отдёрнет, что означает, что чувство самосохранения развито и заложено в нас. Так почему же человек себя травит разной гадостью, как например, алкоголем и табачными изделиями? Неужели понимание очевидного с годами притупилось и разумность, стремление к жизни, жажда познания настолько угасают и ослабевают? Может быть, просто человек забывает, что он человек? Надеюсь, у нас получиться вспомнить, вернуть забытое и утраченное. Помоги нам бог.

Источник

ПСИХИКА

Смотреть что такое ПСИХИКА в других словарях:

ПСИХИКА

ПСИХИКА

ПСИХИКА

ПСИХИКА

психика ж.psychology, psyche; state of mind

ПСИХИКА

ПСИХИКА

ПСИХИКА

ПСИХИКА (от греч. psychikos — душевный) — специфический способ функционирования души. Традиционно психическая реальность противопоставляется, с одн. смотреть

ПСИХИКА

ПСИХИКА

ПСИХИКА (от греч. psychikos — душевный) — форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Современное понимание сущности психики разработано в трудах Н. А. Бернштейна, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна и др. П. возникла на определенном этапе развития живой природы в связи с формированием у живых существ способности к активному перемещению в пространстве (см. Локомоция, Чувствительность). В процессе эволюции животных П. развивалась по биологическим законам от простейших до сложных форм, которые свойственны, напр., обезьянам (см. Зоопсихология, Сравнительная психология, Развитие психики, Антропогенез). Удовлетворение своих потребностей животное осуществляет посредством активных движений в окружающей среде, совокупности которых характеризуют его поведение. Успешное поведение опирается на предваряющий его поиск.

Задача построения движения в уникальной реальной ситуации является чрезвычайной по своей сложности. Чтобы решить ее, индивид вынужден каким-то путем постичь сложнейшую физику реального пространства и согласовать ее с собственной телесной биомеханикой. Хотя движение осуществляется во внешнем геометрическом пространстве, оно вместе с тем имеет и собственное пространство. Бернштейн на основании изучения свойств моторики в ее взаимоотношениях с внешним пространством ввел понятие «моторное поле». Моторное поле строится посредством поисковых, пробующих движений, зондирующих пространство во всех направлениях. Сделав небольшое (элементарное) движение, живой организм корректирует его, намечая дальнейший путь. На основе этого движения строится обобщенный образ ситуации в целом, отображающий связь объективных характеристик реального пространства с характеристиками биомеханики живого организма. Возникнув в ходе опробующих (поисковых) движений, обобщенный образ рабочего пространства, в свою очередь, становится важным регулятором построения движений, определяя траекторию, силу и др. характеристики двигательного акта (см. Психическая регуляция движений).

Основная функция П. заключается, следовательно, в поиске на основе возникшей потребности определенных движений и действий, нацеленных на ее удовлетворение, опробовании этих двигательных актов, приводящем к формированию обобщенного образа реальной ситуации, и, наконец, в контроле за реализацией движений и действий, осуществляемых в плане уже сформировавшегося образа реальности (см. Отражение чувственное). Поиск и опробование будущих действий человек осуществляет в плане идеальных образов (см. Идеальное), которые строятся на основе речевого общения с помощью таких психических процессов, как ощущение, восприятие, память, чувства, мышление. Процессы внимания и воли контролируют адекватное выполнение найденных и опробованных действий, соответствующих определенным условиям.

Как показали работы Леонтьева, речь в качестве важнейшего элемента П. человека создает представительство в деятельности одного человека общественно-исторического опыта всего человеческого рода. За языковыми значениями скрываются выработанные в процессе исторического развития человеческого общества способы деятельности. В них представлена свернутая в «материи» языка идеальная форма существования свойств, связей и отношений предметного мира, раскрытых общественной практикой.

В основе развития человеческой П. лежит овладение индивидом исторически сформировавшимися общественными потребностями и способностями, необходимыми ему для включения в трудовую и общественную жизнь (см. Усвоение). На начальном этапе психического развития (в младенческом возрасте) ребенок с помощью взрослых активно усваивает потребность и определенный навык общения с ними. След. этап развития П. ребенка (ранний возраст) связан с овладением основами предметно-манипулятивной деятельности, позволяющей ему освоить общественно выработанные способы использования простейших предметов (см. Ведущая деятельность, Деятельность детская). При этом у ребенка формируются способности к универсальным движениям рук, к решению простых двигательных задач (начало мышления) и способность занимать собственную позицию внутри отношений со взрослыми и сверстниками (возникновение у ребенка установки «Я сам»). На след. этапе в процессе игровой деятельности у ребенка в возрасте от 3 до 6-7 лет формируются способность к воображению и к употреблению различных символов. В школьном возрасте ребенок на основе учебной деятельности приобщается к таким формам культуры, как наука, искусство, этика, право. Психическое развитие ребенка в этот период связано с формированием у него основ логического мышления, потребности в труде и навыков трудовой деятельности. На всех этапах развитие П. человеческого индивида подчиняется закону, сформулированному Выготским: «Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды: сперва как деятельность коллективная, социальная. второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка».

П. во всех формах является, по выражению А. А. Ухтомского, своеобразным функциональным органом человека и животных, который строит их поведение и деятельность. На относительно ранних эволюционных стадиях развития в теле животных выделился специализированный носитель этого функционального органа — н. с. и мозг.

Основу современных представлений о физиологических механизмах психической деятельности составляют работы И. М. Сеченова, доказавшего, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы». Сеченов заложил фундамент учения о высшей нервной деятельности, в разработку которого значительный вклад внесли труды И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, Н. Е. Введенского (см. Парабиоз), А. А. Ухтомского и др. физиологов и психологов.

По Павлову, формирование человеческой П. было связано с перестройкой физиологических механизмов деятельности мозга, заключающейся в возникновении второй сигнальной системы. В работах Ухтомского было доказано, что большое значение в реализации функций П. имеет физиологическая доминанта. П. К. Анохин интерпретировал динамику нервных процессов торможения и возбуждения в виде сложной иерархической функциональной системы, ввел представление о механизме, обеспечивающей целесообразное поведение организмов на основе опережающего отображения.

П. исследуют с помощью объективных методов (см. Диагностика психического развития, Измерения в психологии, Методы электрофизиологические, Объективный метод, Полиэффекторный метод). В конкретных исследованиях П. чаще всего одновременно применяют совокупность нескольких различных психологических методов.

Добавление ред.: П. — предмет изучения современной психологии, как, впрочем, и сама психология, практически не имеет отношения к этимологии слова «П.». Стала хрестоматийной фраза, приписываемая историку В. О. Ключевскому: «Раньше психология была наукой о душе, а теперь стала наукой об ее отсутствии». Действительно, психология не может похвастаться успехами в изучении души. Около 150 лет тому назад психологи начали расчленять душу, выделять в ней не столько душевные силы, сколько отдельные функции, процессы, способности, акты, действия и деятельности в целях их объективного изучения. Слово П. стало для них собирательным названием, включающим ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, эмоции и т. д. Психологи продолжают это увлекательное занятие до сих пор. Попытки собрать душу из вырванных из жизненного контекста, очищенных от него, изолированных и детально изученных П. функций редки и малоуспешны.

При таком подходе функции П. лишались психологического содержания. Вернее, оно оставалось, но только в смысле терминов, в которых описывается П. Психологи-экспериментаторы как бы неявно (или явочно!) исходили из того, что П. как материал, как объективно существующий предмет, может исследоваться и как непсихологическое. Подобный подход к П. и поиску ее физиологических механизмов был воспроизведен, напр., Павловым и его школой.

Т. о., экспериментальная психология уже при своем начале рассталась с душой, с ее заданным в античности смыслообразом, включающим познание, чувство, волю, указывающим на формообразующую роль души и духа не только по отношению к телу, но и к жизни.

Приведенные соображения о несовпадении души и П. есть констатация сложившегося положения вещей. Их не следует воспринимать как критику в адрес науки. Психология действительно выполнила поставленную перед собой задачу. Изучая П. (в ее новом понимании) не-психологическими методами, она стала объективной наукой. Сегодня ее методическая вооруженность и изощренность при изучении П. процессов и функций вполне сопоставимы со многими разделами физиологии, биофизики, биомеханики, генетики, информатики и др. наук, с которыми она тесно сотрудничает. Столь же развит и используемый математический аппарат. Психологи давно утратили комплекс неполноценности по поводу субъективности (субъективизма) своей науки. Исчезли и упреки в ее адрес по поводу старинного «душевного водолейства». Несмотря на сравнительно молодой возраст психологии, она накопила солидный багаж, ставший фундаментом для многих своих отраслей и практических приложений.

Усилиями многих замечательных ученых построена онтология П., за что была заплачена немалая цена. Психологи распредметили или, точнее, «раздушевили» душу, получили и изучили П. Зато сейчас имеется «материя», «физика», которая подлежит опредмечиванию и одушевлению. Если бы не была сделана первая часть работы — работа анализа, не было бы, что одушевлять. Сейчас появились основания для прорыва к онтологии души. Для этого на опыт, накопленный экспериментальной психологией, нужно суметь посмотреть др. глазами, что чрезвычайно трудно. В поисках целостности П. посильный вклад в построение онтологии души (вольно или невольно) вносят культурно-историческая психология (Выготский), гуманистическая психология, психология искусства, психологическая физиология (Ухтомский, Бернштейн). (В. П. Зинченко.)

ПСИХИКА

(от греч. psychikos — душевный), свойство высокоорганизованной материи; форма отражения субъектом объективной реальности. Возникает в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внеш. миром. В их поведении и деятельности П. осуществляет регуляторную функцию, обеспечивая в плане образов поиск и опробование движений и действия, а затем их контролируемое выполнение, направленное на удовлетворение потребностей субъекта. На относительно ранних стадиях эволюции в организме животных выделился спе-циализиров. материальный носитель (субстрат) П. — нервная система и мозг. У человека мозг является носителем высш. формы психич. отражения — сознания. П. возникла в процессе эволюции животных и развивалась по биол. законам от простейших до сложных форм. Свои потребности животное удовлетворяет посредством активных движений в окружающей среде, совокупность к-рых определяет его поведение, основанное на предваряющем его поиске — выборе определённого двигат. акта и его опробовании, что возможно лишь в сфере образов, отражающих окружающую среду. Оптимальный выбор движений обеспечивает удовлетворение возникшей потребности. Человек удовлетворяет свои потребности посредством труда — целесообразной продуктивной деятельности (напр., произ-во орудий и изготовление необходимых для его жизнедеятельности предметов), качественно отличающейся от поведения животных. Особый характер человеческого труда требует, чтобы результат его был представлен человеком в такой субъективной форме, к-рая позволяет сопоставлять предполагаемый результат с исходным материалом (предметом труда), его преобразованиями и с достигнутым результатом (продуктом труда). Это создало необходимость появления сознания, к-рое и позволяет сопоставлять представление, опосредствующее деятельность, с отражением её продукта. Коллективный труд, предусматривающий речевое общение людей, осуществляется при учёте и согласовании каждым индивидом своих действий и высказываний с действиями и высказываниями др. людей. Это позволяет человеку смотреть на себя как бы со стороны, учитывать опыт др. людей. Такая способность лежит в основе высш. формы психич. отражения — сознания. Т. о., поиск и опробование действий и высказываний приобретает у человека форму сознания, развитие и функционирование к-рого подчиняется уже обществ.-ист. законам. Поиск и опробование будущих действий человек осуществляет в плане идеальных образов, к-рые строятся на основе речевого общения с помощью таких психич. процессов, как ощущения, восприятие, память, чувства, мышление. С помощью внимания и воли осуществляется контроль за адекватным выполнением найденных и опробованных действий, к-рые должны соответствовать определённым условиям при удовлетворении той или иной потребности. В идеальном плане человек оценивает мотивы собственных действий и поступков, пересматривает и изменяет их замыслы. Наличие идеального (т. н. внутреннего) плана позволяет человеку осуществлять контроль за своими намерениями, желаниями и чувствами, формулировать свои мысли и высказывания сообразно конкретной ситуации. Речь как важнейший элемент П. человека обеспечивает представительство в деятельности одного человека обществ.-ист. опыта всего человечества. В речи отражаются выработанные в процессе ист. развития общества способы деятельности людей, представлена свернутая в «материи» языка идеальная форма существования свойств, связей и отношений предметного мира, выявленных обществ. практикой. Психич. процессы человека (восприятие, мышление, память и др.) возникают и формируются в его деятельности и всегда опосредствованы ею. Содержание психич. процессов определяется реальностью, отражаемой в деятельности человека. При этом оно не только является продуктом деятельности, но и побуждает человека к ней, направляет её (в этом проявляется активность П.). Оно включает не только психич. процессы, но и состояния, и психич. свойства человека (наблюдательность, впечатлительность, индивидуальные качества памяти, мышления и т. д.), к-рые составляют относительно устойчивые особенности его личности. П. человека представляет собой единство субъективного и объективного. Субъективность П. обусловлена тем, что П. всегда принадлежит субъекту, зависит от уровня его развития и ряда индивидуальных особенностей, выражает его отношение к окружающему миру. Объективный характер П. определяется тем, что она представляет собой реальный процесс отражательной деятельности, следствием к-рой является формирование у человека определённой картины объективного мира. Развитие человеческой П. определяется исторически сложившимися обществ. потребностями. На нач. этапе психич. развития (в младенческом возрасте) у ребёнка с помощью взрослых формируются потребность и навык общения с ними. На следующем этапе (от 1 года до 3 лет) ребёнок овладевает основами предметно-манипуляционной деятельности; у него формируется способность к универсальным движениям рук, умение решать простые двигат. задачи (начало мышления), возникает стремление занять соответствующую позицию в отношениях со взрослыми и сверстниками (появление установки «я сам»). В возрасте от 3 до 6—7 лет в процессе игровой деятельности формируются способности к воображению и употреблению разл. символов. В период обучения в школе в результате уч. деятельности ребёнок приобщается к таким областям культуры, как наука, иск-во, этика и др.; у него формируются основы логич. мышления, потребность в труде и навыки трудовой деятельности. Закономерности П. могут быть выявлены путём объективного исследования. Объективные методы позволяют изучать процессы построения движений и действий и тем самым получать факты, характеризующие особенности возникновения идеальных образов, поиска и опробования необходимых движений и действий. В совр. психологии используют метод наблюдения и эксперим. метод. Эксперимент может быть естественным, т.е. поставленным в привычных для человека условиях жизни, и лабораторным; оба вида эксперимента могут быть констатирующими и формирующими. Применяют также генетич. метод (изучение происхождения функций П. в процессе её развития у человека) и метод тестирования. В конкретных исследованиях чаще всего одновременно применяют совокупность разл. психол. методов. Специфич. закономерности П. и её развития исследует психология, функции мозга как материального субстрата П. изучает нейрофизиология; смежными проблемами занимается психофизиология. О расстройствах психики см. в статьях Психиатрия детская, Аномальные дети, Аффекты, Депривация, Неврозы. Лит.: Ухтомский А. А., Собр. соч., т. 5, Л., 1954; Бернштейн Н. А., Очерки по физиологии движений и физиологии активности, М., 1966; Рубинштейн С. Л., Проблемы общей психологии, M.; Леонтьев А. Н., Деятельность. Сознание. Личность, M.; Лурия А. Р., Язык и сознание, М., 1979; Выготский Л. С., Собр. соч., т. 1—6, М., 1982—84. В. В. Давыдов. смотреть

ПСИХИКА

(греч. Psyche, нем. Seele – душа) 1. термин, обозначающий «достаточно избитый результат объединения усилий философии и психологии» в стремлении более или менее внятным образом представить внутренний мир человека. Например, «психика есть свойство высокоорганизованной материи отражать объективную реальность в процессе взаимодействия с ней», что-то «регулировать», «проверять», «действовать», при этом «важнейшей характеристикой психики является её активность». При этом не человек обладает психикой, нет, он сам находится в полной от неё зависимости. Вообще в употреблении этого термина обнаруживаются две противоречивые тенденции. Одна из них состоит в том, чтобы рассматривать психику как некое метафизическое явление, отдельное от механистических систем, то есть как некий объяснительный принцип; другая – как удобную биологическую метафору, представляющую проявления всё ещё не малопонятных нейрофизиологических процессов мозга. Помимо упомянутой существуют другие модели употребления термина, в которых ещё более отчётливо можно увидеть этот основной конфликт. 2. Психика суть множество гипотетических мысленных процессов и действий, которые могут служить «объяснительными приёмами для психологических данных». Эта модель использования термина становится, как считают, доминирующей. «Мысленные процессы и действия» в данном подходе являются сугубо гипотетическими, потому что они имеют то или иное объяснение лишь в рамках соответствующих теоретических систем. Её сторонников объединяет нежелание, даже отказ исследовать и концептуализировать нейропсихологические структуры, с которыми могли бы соотноситься некие реальные ментальные феномены. Внимание сосредоточивается при этом преимущественно на объяснительной эффективности той или иной модели сознания, а не на описании или эмпирических исследованиях того, что обозначается термином «психика». Наиболее часто это значение термина используется теми, кто работает в области искусственного интеллекта, современными когнитивными психологами и некоторыми философскими школами, в частности, функционализмом (утверждающим положение о функциональной эквивалентности психологических и нейрофизиологических процессов). 3. Психику представляет множество сознательных и бессознательных умственных опытов организма индивида (чаще имеется в виду человеческий организм). Это определение является попыткой избежать упомянутую метафизическую путаницу, но оно создаёт проблемы «второго порядка» из-за неясности того, что понимается под сознанием, бессознательным и как их следует представлять. Данную позицию наиболее последовательно защищает психоанализ. Например: «Общая теория психоанализа, если определять её более обобщённо, есть психология психических процессов и их организации. В такой психологии психика перестаёт быть статической структурой или чем-то вещественным и становится динамической сущностью, тем, что объединяет действия и последовательность адаптивных реакций (Brierlie, 1951). 4. Психика есть совокупность процессов, таких, как восприятие и познание. Считается, что это вторая по распространённости точка зрения на психику. В сущности, в таком подходе нет собственно определения психики, а есть лишь лаконичный или более пространный перечень того, что рассматривается как психологическая реальность. Этот подход в сущности мало чем отличается от предыдущего. 5. Психика рассматривается как эквивалент мозга – позиция, которая восходит к У. Джемсу. Её можно переформулировать так: изучайте мозг и вы узнаете абсолютно всё о том, что есть психика или даже сущность человеческого. Это похоже на то, чтобы изучать материальные объекты Вселенной в надежде познать, наконец, в них самого Бога. Между тем все науки о космосе, как бы далеко они не продвинулись в изучении последнего, до сих пор нигде не обнаружили и следов присутствия Бога как в персонифицированном его представлении, так и в качестве источника информации, посредством которой организована Вселенная. Можно разобрать компьютер на отдельные атомы и ничего не понять в том, как он работает. Точно также изучение мозга человека ни на один шаг не продвинет понимания его души. Тем не менее сохраняется вера в то, что позиция У.Джемса «в конечном счёте должна быть истинной». «Конечного счёта», очевидно, не может быть в том, что является самой бесконечностью. 6. Психика есть спонтанное свойство сложно организованной структуры – позиция, связанная с философской концепцией эмерджентизма (лат. emergens – выбивающийся, неожиданно возникающий). Указывается, что в любой биологической системе, достигающей достаточной степени сложности в организации её структуры, неизбежно возникает психика (или сознания). Такой системой логично считать не только отдельного индивида, но также общество, биосферу в целом, и тогда придётся говорить о социальной, планетарной или вселенской психике (сознании), упершись в конце концов в идею Бога, поверить в существование верховного разума. Данная позиция фактически является достаточно изящной реакцией избегания на ситуацию, в которой требуется решение проблемы определения психики по существу. 7. Психика есть список или набор синонимов. Например, душа, самость, сознание, psyche, mens, Seele, self и т.д. Таким формальным определением ровно ничего не достигается, кроме смешения в одну группу различных проблем, связанным с дефинициями терминов. 8. Психика суть интеллект. Это не определение термина в прямом его значении, а скорее разговорная модель употребления термина «психика». 9. Психика – это характеристика или черта. Это определение, как и предыдущее, является непрофессиональным употреблением термина в таких выражениях, как психика художника», «северно-европейская психика» и др.; 10. Психика есть особая субстанция, обладающая некоторыми материальными свойствами. Это средневековое представление психики, которую, как считалось, мозг выделяет подобно тому, как печень продуцирует желчь. И ныне иногда утверждают что психические явления, как нечто осязаемое, можно запечатлеть на ЭЭГ, зафиксировать на фотоплёнке, взвесить (душа, как указывают, имеет массу 5-7 г). Аналогичную позицию занимают некоторые психоаналитики; например: «Только энергия является жизнью, и она – из тела, а разум есть граница и внешняя периферия энергии» (Блейк). Сходные сложности возникают и при попытках определить столь же сложные категории, такие, как «материя», «энергия», «информация», «время», пространство», но всё это примеры того, как отсутствие чётких дефиниций понятий мешает, но не является непреодолимым препятствием к научному исследованию стоящих за ними конкретных аспектов действительности. Синонимы: Психическая деятельность, Сознание. смотреть

ПСИХИКА

ПСИХИКА

ПСИХИКА(греч.). Область душевных сил и способностей индивида.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.,1910.ПСИХИКАобла. смотреть

ПСИХИКА

ПСИХИКА

— внутренний мир субъекта (мир его желаний, эмоций, установок, целей, ценностей, ощущений, восприятий, мышления, характера, типа личности), доступный эмпирическому исследованию. Психика является бытийной (внешней) проекцией сознания, тогда как последнее может быть рассмотрено в качестве се теоретического представления или модели. Содержание психики формируется двояким образом: 1) за счет взаимодействия субъекта с внешним миром и последующего присвоения («интериоризации») содержания последнего с помощью определенных познавательных средств (ощущений, восприятия, наблюдения, моделирования, обобщения и т. д.); 2) за счет конкретизации априорных структур сознания субъекта всех уровней (бессознательного, сознательного, надсознательного) и блоков (когнитивного и ценностного). Хотя объективная реальность является (постулируется) независимой от сознания, образ этой реальности, се видение в существенной степени зависит не только от содержания объективной реальности, но и от фундаментальных структур и конструктивных возможностей сознания субъекта. Любой результат внешнего опыта познания по необходимости субъект-объектен. Истолкование психики только как интериоризации предметной деятельности субъекта является слишком большим ее упрощением и основано на рационалистическом понимании субъекта. Такое понимание предполагает: 1) возможность полного абстрагирования от значительного объема неявного, латентного знания, всегда присутствующего у познающего субъекта и существенно влияющего на его восприятие объекта; 2) возможность полного абстрагирования от бессознательной сферы психики, являющейся важнейшей детерминантой многих поведенческих актов субъекта и его поступков; 3) возможность полного абстрагирования от экзистенциальной природы человека, полностью сводя его существование к целесообразным действиям. В отличие от структурной интерпретации, при деятельностной интерпретации психики (особенно в ее интериоризационном варианте) человек неминуемо редуцируется к полностью детерминированной социальной системе. (См. сознание, деятельность, субъект, объект). смотреть

ПСИХИКА

свойство мозга как высокоорганизованной материи, проявляющееся в отражении объективного мира в мозгу человека. П. существует как деятельность мозга, продуктом которой является психическое отражение. Оно объективно по своему содержанию, однако имеет и субъективные особенности в силу того, что внешние воздействия преломляются через всю совокупность внутренних свойств субъекта. П. обладают и животные, однако только человек обладает высшей ее формой — сознанием. Специфика человеческой П. связана с социальной природой человека, его трудом и речью и проявляется в активности как познавательной, так и практической, преобразующей внешний мир деятельности человека. П. является объектом изучения специальной науки — психологии, реализуется в психических процессах, свойствах и состояниях человека и проявляется в различных формах психического отражения. Психические процессы являются важнейшей формой отражательной деятельности мозга. Различают три вида таких процессов: 1) познавательные, которые дают нам возможность познавать мир и самих себя (ощущение, восприятие, представление, память, мышление и др.), эти процессы отличаются друг от друга различной степенью полноты и глубины отражения действительности; 2) эмоциональные, в которых мы выражаем свое отношение к окружающей действительности и самим себе в виде различных переживаний удовольствия или неудовольствия; 3) волевые, посредством которых мы регулируем свои действия, поступки, отношение к миру (желания, стремления, намерения, решения и т. п.). Психические свойства включают потребности, интересы, склонности и убеждения, способности, темперамент и характер. Эти свойства — наиболее устойчивые черты личности, характеризующие каждого отдельного человека. Психические состояния— это временные сочетания психических процессов и свойств, особенностей организма, своеобразно переживаемые человеком в данный отрезок времени и оказывающие влияние на его деятельность, поведение. смотреть

ПСИХИКА

(от греч. душевный), свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности. Будучи продуктом жизнедеятельности субъекта, П., опосредствуя её, выполняет функцию ориентации, уп­равления ею. Понимание П. как отражения позволяет преодолеть ложную постановку проблемы о соотношении психологического и физиологического, приводящую либо к отрыву П. от работы мозга, либо к сведению психич. явлений к физиологическим, либо, наконец, к простой констатации параллельности их протекания. Раскрытие психич. отражения как порождаемого в процессе взаи­модействия материального субъекта с объективной дей­ствительностью, исключает взгляд на психич. явления как чисто духовные, обособленные от телесных мозго­вых процессов, посредством к-рых происходит переход отражаемой реальности в психич. отражение. Однако характеристика деятельности субъекта не может быть непосредственно выведена из реализующих его физиологич. процессов, т. к. она определяется свойствами и отношениями предметного мира, к-рым она подчиня­ется и к-рым соответственно подчиняется также и воз­никающее в мозгу субъекта психич. отражение. Возникая на определ. ступени биологич. эволюции, П. представляет собой необходимое условие дальней­шего развития жизни. Изменяясь и усложняясь, пси­хич. отражение приобретает у человека качественно новую форму форму сознания, порождаемого его жизнью в обществе, теми обществ. отношениями, к-рые опосредствуют его связи с миром. Будучи главной формой П. человека, сознание, однако, не исчерпывает её; у человека имеются и несознаваемые психич. явле­ния и процессы, т. е. такие, в к-рых он не может дать себе отчёта, к-рые скрыты от его самонаблюдения. Хотя явления сознат. отражения даны для субъекта в его самонаблюдении, природа их может быть выявле­на лишь путём объективного анализа. Изучение П. составляет предмет психологии. см. к ст. Психология. смотреть

ПСИХИКА

ПСИХИКА

(от греч. psyche – душа) – высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. На уровне человека П. приобретает качественно новый характер, в силу того что его биологическая природа преобразуется социо-культуpными факторами, благодаря которым возникает внутренний план жизнедеятельности – сознание, а индивид становится личностью. Знание о П. менялось на протяжении столетий, отражая достижения в исследованиях функций организма и в понимании зависимости человека от социальной среды. Это знание, осмысливаясь в различных идейных контекстах, служило предметом дискуссий, поскольку затрагивало коренные философские вопросы о месте человека в мироздании, о материальных и духовных основах его бытия. В течение веков П. обозначалась термином «душа», трактовка которой, в свою очередь, отразила расхождения в объяснении движущих сил, внутреннего плана и смысла человеческого поведения. Наряду с восходящим к Аристотелю пониманием души как формы существования живого тела сложилось направление, представляющее ее в образе бесплотной сущности, история и судьба которой, согласно различным религиозным вероучениям, зависят от внеземных начал. Сущностными чертами П. являются: а) П. – субъективный, всегда упрощенный и неполный образ объективного мира; б) П. – функция мозга; в) П. – высшая форма отражения; г) П. – продукт длительной эволюции форм отражения. П. – центральное звено, играющее ключевую роль в возникновении и развитии конфликтов всех типов и видов. смотреть

ПСИХИКА

ПСИХИКА

ПСИХИКА

( греч. psychikos – относящийся к душе, душевным свойствам). Свойство высокоорганизованной материи, мозга, являющееся особой формой активного отражения субъектом объективной реальности. П. возникает в результате взаимодействия высокоорганизованных живых существ с окружающей действительностью. Психическое отражение порождается деятельностью субъекта, оно опосредует ее и выполняет функцию ориентации, управления ею. Благодаря П. деятельность человека и его поведение постоянно подвергаются саморегулировке. П. определяет деятельность человека, в процессе которой происходит проверка адекватности отражения действительности. П. человека характеризуется возникновением сознания как ведущего уровня регуляции деятельности и формирования личности, являющейся источником высших проявлений активности П. В ней различают осознанные и неосознаваемые формы деятельности (сознательное и бессознательное). Син.: психическая деятельность. смотреть

ПСИХИКА

(греч. psychikos – относящийся к душе, душевным свойствам). Свойство высокоорганизованной материи, мозга, являющееся особой формой активного отражения субъектом объективной реальности. П. возникает в результате взаимодействия высокоорганизованных живых существ с окружающей действительностью. Психическое отражение порождается деятельностью субъекта, оно опосредует ее и выполняет функцию ориентации, управления ею. Благодаря П. деятельность человека и его поведение постоянно подвергаются саморегулировке. П. определяет деятельность человека, в процессе которой происходит проверка адекватности отражения действительности. П. человека характеризуется возникновением сознания как ведущего уровня регуляции деятельности и формирования личности, являющейся источником высших проявлений активности П. В ней различают осознанные и неосознаваемые формы деятельности (сознательное и бессознательное). Син.: психическая деятельность. смотреть

ПСИХИКА

ПСИХИКА

ПСИХИКА

-и, ж. Особое свойство, присущее живым организмам, основанное на высшей нервной деятельности и выражающееся в наличии способности отражения действител. смотреть

ПСИХИКА

1) Орфографическая запись слова: психика2) Ударение в слове: пс`ихика3) Деление слова на слоги (перенос слова): психика4) Фонетическая транскрипция сло. смотреть

ПСИХИКА

ПСИХИКА

ж.psyche, psychics, mind, phrenрасстраивать психику — derangeвозникающий под влиянием психики — psychogen(et)icвоздействующий на психику — (о лекарстве. смотреть

ПСИХИКА

ПСИХИКА

ПСИХИКА

ПСИХИКА

[от греч. psychikos душевный] общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых психологией; системное свойство высокоорганизоаванной материи, основанное на высшей нервной деятельности и заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Внешнее проявление П. выступает в виде двигательной активности, реализуемой двигательными актами, психомоторной деятельностью (см. Психические явления). смотреть

ПСИХИКА

3.1.22 психика: Форма жизнедеятельности, заключающаяся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции поведения на основе этого отр. смотреть

ПСИХИКА

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *