высшее право высшая несправедливость согласны ли
Высшее право высшая несправедливость согласны ли
Histoire de l’antisémitisme
Перевод с французского
проф. В. Порхомовского
Гл. редактор издательства д-р М. Гринберг
© Перевод на русский язык, «Gesharim», 1997
AMERICAN JEWISH JOINT DISTRIBUTION
Development of Cultural Contacts
103055, 2nd Visheslavcev per., 5a,
АНТИСЕМИТИЗМ В ЭПОХУ ЯЗЫЧЕСКОЙ АНТИЧНОСТИ
Перемены, произведенные Моисеем, которые могли быть внезапными, как настаивают одни, или постепенными, как утверждают другие, породили религию, коренным образом отличающуюся от всех остальных религий и верований, существовавших в пространстве и во времени. Эта религия требовала уничтожения деревянных и каменных идолов, отказа от магии и от волшебных мифов, тем или иным способом связывавших человека с богами и полубогами, т. е. с животными, ради того, чтобы скрепить союз между Богом, создавшим мир, единым и нематериальным, и народом, навеки избранным, чтобы служить Ему, народом, который «живет отдельно и между народами не числится» (Числа XXIII, 9). Вполне логично предположить, что такой народ, отделенный от всех остальных народов целой сетью пищевых и иных запретов и обреченный вследствие этого оставаться меньшинством, будет вызывать особую ненависть. Но реальная история не знает логических умозаключений. Она дает ответы на наши вопросы только в результате кропотливых исследований.
Было бы напрасным искать эти ответы для эпохи Царств, вавилонского плена или Персидской империи. Для этого периода мы не располагаем никакими данными, позволяющими утверждать, что тогда существовал «антисемитизм», который бы качественно отличался от обычного соперничества или вражды между кланами, племенами и народами, как это бывает везде и всегда. Однако и в наши дни распространены представления о «вечном антисемитизме» (причем подобные взгляды кажутся еще более убедительными в связи с отношением к таким традиционным для евреев еще с дохристианской древности занятиям как торговля и финансы).
Сколько бы мы ни изучали хроники, надписи и другие исторические и археологические источники, эпоха возникновения обширной еврейской диаспоры на Ближнем Востоке и в Северной Африке не знает никаких1 свидетельств какой-то особой вражды вплоть до довольно позднего времени. Поэтому специалисты все более склоняются к мнению, что появление достаточно длительной и напряженной враждебности, заслуживающей того, чтобы называться «антисемитизмом», следует датировать III в. до н. э. К тому же эта враждебность, распространенная преимуществен ни среди лов, имела вполне конкретное место рождения, а именно Египет, еще точнее Александрию – торговую и интеллектуальную столицу тогдашнего мира. Но прежде чем заняться этой темой, а затем перейти к греко-римскому миру, необходимо сказать несколько слов об истории мирного сосуществования евреев с другими народами в Китае и Индии, продолжавшегося вплоть до нашего времени вопреки религиозным различиям.
В конце второй мировой войны в Кайфэне (провинция Хэнань) еще существовала горстка китайцев, не употреблявших в пищу свинину и сохранявших воспоминания о том, что их отцы подвергались обрезанию. Там даже сохранились развалины синагоги. Это были последние остатки когда-то многочисленных, процветавших и влиятельных общин. Наиболее полными сведениями о них мы обязаны иезуитским миссионерам, посещавшим их в XVII и XVIII вв. Иезуиты интересовались их священными книгами и особенностями культа. Из рассказов иезуитов следует, что в середине XVIII в. община Кайфэна, уже вступившая в эпоху упадка, насчитывала около тысячи членов. Евреи Китая знали лучшие времена. Отец Домингин пишет об этом: «… в течение длительного времени они занимали в Китае важные позиции. Многие из них были губернаторами провинций, государственными министрами, имели ученые степени. Некоторые из них были богатыми землевладельцами. Но сегодня от этого былого благополучия ничего не осталось. А их общины в Ханчжоу, Нинбо, Пекине и Нинся полностью исчезли»… Несколько посвящений, обнаруженных на стеллах, подтверждают эти сведения, так же как и свидетельство Марко Поло, который говорит о процветании и влиянии еврейских общин в Китае (1286 г.), или рассказы арабских путешественников, датируемые XI веком. Эти последние источники утверждают, что «евреи обосновались в Китае с незапамятных времен». Таким образом, не углубляясь в эпоху царя Соломона, как это уже пытались делать некоторые историки, представляется вероятным допустить, что самые ранние еврейские поселения в Китае относятся к первому тысячелетию нашей эры.
Все эти сведения позволяют сделать вывод, что в течение по крайней мере двенадцати столетий китайские евреи, смешавшись с китайцами и переняв китайскую культуру и образ жизни, вели мирную жизнь без каких-либо потрясений и гармонически сочетали предписания еврейской религии с почитанием Конфуция, полагая, «что это чисто светские и политические церемонии», как об этом пишет отец Домингин. Они не навлекали на себя каких-то особых преследований и ничем не привлекали внимания простых людей и правительств. При этом исключительную длительность периода, когда они сохраняли свою веру, будучи полностью изолированными от собратьев по религии, невозможно объяснить никакими этническими, социальными или экономическими причинами, но лишь особой изолирующей силой еврейского монотеизма. Однако речь не идет о вечной субстанции, которую невозможно уничтожить. В конце концов, она уступила под натиском времени. По-видимому, для того, чтобы обеспечить выживание и сохранение еврейского народа в гуще других народов, необходимы иные условия.
В Индию евреи переселялись несколькими волнами, следовавшими одна за другой. Там они оказались на меньшем расстоянии от традиционных центров иудаизма, чем их китайские собратья, и им удалось сохраниться вплоть до наших дней. Этих «бней Исраэль» («сынов Израиля») с оливковой кожей, обосновавшихся в Бомбее и районах недалеко от Бомбея, вместе с так называемыми «черными евреями» Кочина и Малабара до сих пор насчитывается несколько тысяч. Внешностью и те и другие ничем не отличаются в наше время от окружающего населения. Время их самого раннего появления на индийской земле относится к первым векам н. э. В течение средних веков были и другие волны еврейского переселения в Индию – или из Месопотамии наземным путем, или из Европы морем. Эти новые переселенцы тщательно избегали любых контактов с местными евреями. Вновь прибывшие как правило занимались коммерцией, в то время как обычным занятием местных евреев бомбейской и кочинской общин было земледелие и ремесло (поэтому «сынов Израиля» называли «Шанвар Teлu», т. е. «субботние маслоделы»).
Их история очень плохо известна, из чего можно сделать вывод, что они были счастливы, поскольку не зря говорят, что счастливые народы не имеют истории. Во всяком случае, в новое время эти простые люди не вызывали ничьей особой ненависти и не навлекли на себя преследований. Интересно, что в Индии существует религиозная община, которая уже в течение многих столетий играет в экономике страны роль, аналогичную той, что присуща евреям в Европе. Речь идет о парсах – сохранившихся до наших дней последних представителях древнего персидского зороастризма. В Бомбее и прилегающих районах проживает около ста тысяч парсов. Торговля является их основным или даже исключительным занятием. Хорошо обеспеченные материально, они известны также строгостью семейного уклада и исключительной солидарностью и взаимопомощью. Если к этому добавить, что, по мнению специалистов по истории религий, зороастризм является единственным монотеистическим культом, появившимся независимо от иудаизма, то эта параллель оказывается весьма показательной. Разумеется, мы отнюдь не собираемся предполагать, что существовали какие-то исторические причины, по которым именно парсам (а не евреям) пришлось выступить в качестве «индийских евреев»…
Латинские юридические крылатые выражения. Сравнительная характеристика англосаксонской и континентальной (романо-германской) систем права Высшее право есть высшая несправедливость
А. Я. Вышинский необоснованно причислял к формально- юридическому методу, «прикрывающему классовый характер буржуазной юстиции», и афоризм «dura lex, sed lex» («закон строг, но это закон»). По его мнению, он «не дает гибкости в деле применения закона. Это формула, удобная для антинародного суда»355. Но такому афоризму можно дать противоположную оценку: данная формула обязательна для любого суда, если это действительно суд, а не орган произвола. Думается, что афоризм находит свое место и должное понимание в ряду других и при сопоставлении. Можно привести и такой афоризм: «Ubi jus incertum, ubi nullum» («Когда закон неопределен, закона нет»). Эти афо- ризмы в какой-то мере противоположны друг другу, выражают определенные требования к закону и его реализации. Первый выступает за непререкаемость соблюдения любого закона (даже плохого), второй же некоторые законы не считает законами. Но было бы наивным понимать второй буквально и на этом основании делать теоретические, а тем более практические выводы.
Между тем с буквальным пониманием афоризмов можно встретиться в разных источниках. Так, по поводу афоризма «quod поп est in actis, поп est in mundo» («того, чего нет в актах, не существует в мире») М.
Очевидно, что афоризмы имеют (и должны иметь) место в юридической науке и практике, но опять-таки при том условии, что они не должны пониматься буквально, что мысли, заключенные в них, должны быть выражены в более точных высказываниях. В афоризмах проявляется не столько семантическая, гносеологическая функция языка, сколько праксиологическая. По этой причине весьма необоснованно даже самые распространенные афоризмы отождествлять с аксиомами. Здесь вряд ли поможет и ссылка на авторитет Г. В. Лейбница, который заметил, что афоризмы римского права выступают в качестве правовых аксиом1.
Студенты нашей Академии учат латынь. И все эти фразы сдают наизусть.
Робеспьер был бескомпромиссным республиканцем и просто жаждал революционной диктатуры, направленной как против реставрации абсолютной монархии, так и против крупной буржуазии, поэтому его высказывание «Надо спасать государство каким бы то ни было образом: антиконституционно лишь то, что ведет к его гибели», в то время с его точки зрения было актуально. Робеспьер оставил после себя залитую кровью Францию, но это была страна победоносных армий, страна, в которой возрождение абсолютной королевской власти уже оказалось невозможным.
УРОК – ПРАКТИКУМ ПО КУРСУ ПОЛИТИКА И ПРАВО 11 класс
Тема урока : РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА
Форма урока : Деловая игра (интерактивный метод)
Цели: 1.Закрепление понятия «естественное» и «позитивное» право;
2. Умение применить нормативно – правовую основу для доказательства своего мнения, отводя на 2-й план эмоциональные и психологические аспекты.
3. Развитие коммуникативных компетенций учащихся.
Оборудование урока : Карта – задание, карта – выдержка из Конституции РФ (глава II «Права и свободы человека и гражданина», статьи 17-20, 38,41,45,55,60,64), Критерии для выбора пациента для пересадки сердца
2. «Право» (основы правовой культуры) Певцова Е.А. «Русское слово – РС », 2006 – 176с.
Мотивация темы учителем:
Девизом нашего сегодняшнего урока может стать латинское выражение: «Наивысшее право нередко является наивысшей несправедливостью».
Вспомним, что такое право.
ПРАВО – это система общеобязательных правил поведения, которые выражены в источниках, установлены или санкционированы государством, охраняются им, их нарушение порождает юридическую ответственность.
На протяжении многих веков право понимали по – разному. Еще мыслители Античности (Сократ, Аристотель и другие) и Средневековья (Аквинский) придерживались мнения, что существует и естественное и позитивное право. Окончательно данная теория сложилась в XVIII веке, ее поддержали Руссо, Монтескьё, а в России – Соловьев, Радищев и другие мыслители.
Позитивное право
Естественное право
Естественное право – совокупность ценностей и идеалов, которые не могут быть отняты у людей в силу того, что подарены природой.
Позитивное (объективное) право – это система юридических норм, установленных государством и выраженных в форме законов и подзаконных актов.
Право существует в обществе, состоящем из различных слоев, групп, интересы которых неодинаковы, а порой и противоречивы. Правовые нормы поддерживают общественные интересы. В них обозначены ценности, к достижению которых стремятся люди. Право обеспечивает порядок в общественных отношениях. В последнее время на первое место выдвигаются такие факторы, как достоинство человека, безопасность государства и личности. Право необходимо человеку не только тогда, когда возникает юридический конфликт, оно важно для созидательной, творческой деятельности, защиты его здоровья.
Вот и сегодня мы будем участниками будничного решения проблемы, которая связана с жизнью человека и его здоровьем.
Вы станете участниками деловой игры.
Учитель: информирует по задачам, ходу и результатам игры,
распределяет пациентов в порядке предложенного списка. Учащиеся должны, по условиям игры, доказать, что именно их пациент достоин на первоочередную операцию. (10 минут)
Учащиеся работают с пакетом документов: 1. карта – задание «Трансплантация сердца»; (Приложение №1)
2. Конституция РФ (выдержки) (Приложение №2);
3.Карта « Критерии выбора пациента для пересадки сердца» (Приложение №3).
Работа в паре (или мини группе): «врачи» должны обсудить между собой и позже – озвучить свое мнение.
Комиссия экспертов заполняет рейтинговую таблицу по ходу консилиума и решает, кто из пациентов будет оперирован.
Выслушиваются на «заседании медконсилиума» доводы всех групп. Комиссия экспертов заполняет рейтинговую таблицу по ходу консилиума и решает, кто из докторов был более убедителен и отстоял право своего пациента на первенство операции, кто из пациентов будет оперирован.
Идет обсуждение. Учитель не влияет на обсуждение, не вмешивается в разговор, только фиксирует для себя, о чем надо будет поговорить позже с учащимися, на какие проблемы обратить внимание, отметить позитивные и негативные моменты, проявившиеся в ходе игры. Учитель следит за эмоциональным фоном игры. (20 минут)
Правильность решения: пациент под №1 живого списка поступления в Центр по пересадке сердца имеет право на операцию.(Конституция РФ, ст. 20)
ИГРА « ТРАНСПЛАНТАЦИЯ СЕРДЦА»
Список пациентов, поступивших в Центр по пересадке сердца
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВА 2. СВОБОДЫ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
1.В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с настоящей Конституцией. 2.Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. 3.Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
1.Все равны перед законом и судом.
пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного 2.Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностногоположения, места жительства и отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также другим обстоятельствам. Запрещается любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3.Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и возможности для их реализации.
1.Каждый имеет право на жизнь.
2.Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассматривание его дела с участием присяжных заседателей.
1.Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2.Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
3.Трудоспособные дети, достигшие18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
1.Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
1.Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
2.Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
1.Перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав, и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
1.Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
КАРТА « КРИТЕРИИ ВЫБОРА ПАЦИЕНТА ДЛЯ ОПЕРАЦИИ»
Скачать:
Предварительный просмотр:
УРОК – ПРАКТИКУМ ПО КУРСУ ПОЛИТИКА И ПРАВО 11 класс
Тема урока : РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА
Форма урока : Деловая игра (интерактивный метод)
Цели: 1.Закрепление понятия «естественное» и «позитивное» право;
2. Умение применить нормативно – правовую основу для доказательства своего мнения, отводя на 2-й план эмоциональные и психологические аспекты.
3. Развитие коммуникативных компетенций учащихся.
Оборудование урока : Карта – задание, карта – выдержка из Конституции РФ (глава II «Права и свободы человека и гражданина», статьи 17-20, 38,41,45,55,60,64), Критерии для выбора пациента для пересадки сердца
2. «Право» (основы правовой культуры) Певцова Е.А. «Русское слово – РС », 2006 – 176с.
Мотивация темы учителем:
Девизом нашего сегодняшнего урока может стать латинское выражение: «Наивысшее право нередко является наивысшей несправедливостью».
Вспомним, что такое право.
ПРАВО – это система общеобязательных правил поведения, которые выражены в источниках, установлены или санкционированы государством, охраняются им, их нарушение порождает юридическую ответственность.
На протяжении многих веков право понимали по – разному. Еще мыслители Античности (Сократ, Аристотель и другие) и Средневековья (Аквинский) придерживались мнения, что существует и естественное и позитивное право. Окончательно данная теория сложилась в XVIII веке, ее поддержали Руссо, Монтескьё, а в России – Соловьев, Радищев и другие мыслители.
Естественное право – совокупность ценностей и идеалов, которые не могут быть отняты у людей в силу того, что подарены природой.
Позитивное (объективное) право – это система юридических норм, установленных государством и выраженных в форме законов и подзаконных актов.
Право существует в обществе, состоящем из различных слоев, групп, интересы которых неодинаковы, а порой и противоречивы. Правовые нормы поддерживают общественные интересы. В них обозначены ценности, к достижению которых стремятся люди. Право обеспечивает порядок в общественных отношениях. В последнее время на первое место выдвигаются такие факторы, как достоинство человека, безопасность государства и личности. Право необходимо человеку не только тогда, когда возникает юридический конфликт, оно важно для созидательной, творческой деятельности, защиты его здоровья.
Вот и сегодня мы будем участниками будничного решения проблемы, которая связана с жизнью человека и его здоровьем.
Вы станете участниками деловой игры.
Учитель: информирует по задачам, ходу и результатам игры,
распределяет пациентов в порядке предложенного списка. Учащиеся должны, по условиям игры, доказать, что именно их пациент достоин на первоочередную операцию. (10 минут)
Учащиеся работают с пакетом документов: 1. карта – задание «Трансплантация сердца»; (Приложение №1)
2. Конституция РФ (выдержки) (Приложение №2);
3.Карта « Критерии выбора пациента для пересадки сердца» (Приложение №3).
Работа в паре (или мини группе): «врачи» должны обсудить между собой и позже – озвучить свое мнение.
Выслушиваются на «заседании медконсилиума» доводы всех групп. Комиссия экспертов заполняет рейтинговую таблицу по ходу консилиума и решает, кто из докторов был более убедителен и отстоял право своего пациента на первенство операции, кто из пациентов будет оперирован.
Идет обсуждение. Учитель не влияет на обсуждение, не вмешивается в разговор, только фиксирует для себя, о чем надо будет поговорить позже с учащимися, на какие проблемы обратить внимание, отметить позитивные и негативные моменты, проявившиеся в ходе игры. Учитель следит за эмоциональным фоном игры. (20 минут)
Правильность решения: пациент под №1 живого списка поступления в Центр по пересадке сердца имеет право на операцию.(Конституция РФ, ст. 20)
ИГРА « ТРАНСПЛАНТАЦИЯ СЕРДЦА»
Список пациентов, поступивших в Центр по пересадке сердца
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВА 2. СВОБОДЫ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
1.В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с настоящей Конституцией. 2.Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. 3.Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
1.Все равны перед законом и судом.
пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного 2.Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностногоположения, места жительства и отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также другим обстоятельствам. Запрещается любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3.Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и возможности для их реализации.
1.Каждый имеет право на жизнь.
2.Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассматривание его дела с участием присяжных заседателей.
1.Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2.Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
3.Трудоспособные дети, достигшие18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
1.Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
1.Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
2.Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
1.Перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав, и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
1.Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
КАРТА « КРИТЕРИИ ВЫБОРА ПАЦИЕНТА ДЛЯ ОПЕРАЦИИ»