высшей формой самостоятельности детей является
Статья «Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста»
Лариса Чиркова
Статья «Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста»
Самостоятельность – это потребность человека быть уверенным в своих действиях. Её истоки начинают проявляться у детей уже в раннем возрасте.
Первые признаки самостоятельности малыш проявляет при утверждении «Я сам!», «Я хочу!», «Я умею!», что свидетельствует о существенном скачке в его развитии, о желании освободиться от опеки взрослого, пытаясь самостоятельно реализовать свои интересы.В данных утверждениях малыша заложены зачатки будущих важных качеств: ответственности, настойчивости, уверенности в себе, активности в познании мира, а также самостоятельности,
Как ни странно, но именно в этом возрасте начинают формироваться самостоятельные действия и умения, которые усложняются в игре, в восприятии окружающего мира и общении. С помощью взрослого самостоятельные умения ребёнка закрепляются, а также и проявляются в различных видах детской деятельности.
В возрасте двух лет, ребёнок уже сам может ходить, сам берёт игрушки, которые ему нравятся, пытается самостоятельно есть. Чтобы быстрее понять окружающий мир, ему нужен взрослый, который будет опорой для него.
В возрасте двух-трёх лет малыши хотят делать всё то, что делают взрослые, быть такими как они и стремится быть с ними наравне, подражая им в деятельности. Многих взрослых порой это не устраивает, и часто можно услышать такие фразы,как: «Отойди, не мешай, я сам сделаю». Говоря это, взрослые не понимают, что таким образом они лишают ребёнка возможности проявить свою самостоятельность.
Очень часто взрослым некогда ждать, пока малыш справится с непослушными рукавами или колготками, им гораздо быстрее и легче его одеть. Под «нажимом» нетерпеливых взрослых, ребенок может смириться со своим положением пассивного объекта.При этом совершается грубейшая ошибка в воспитании: он начинает ощущать свою беспомощность, понижается его самооценка, растет его неуверенность в собственных возможностях, пропадает мощный стимул «Я сам», побуждающий к активности, самостоятельности и уверенности в своих силах.
Как гласит пословица «Куй железо, пока горячо», так и развивать самостоятельность детей следует в то время, когда у ребёнка она начинает формироваться, а не тогда, когда это удобно взрослым.
Но это не значит, что взрослые должны полностью идти на поводу у детей. Крайности в воспитании порой очень даже опасны.Говоря фразу: «Я сам!», ребёнок пытается ограничить опеку взрослых, но существуют моменты, когда вмешательство взрослых необходимо.
Например, ребёнок пытается самостоятельно донести тяжёлую сумку с продуктами, помогая маме. Это, конечно, нежелательно делать ребёнку, так как он может таким образом навредить своему здоровью. Но и лишать его удовольствия помочь маме тоже не стоит. Родители – это первые педагоги малыша и они должны понимать важность в стремлении ребёнка быть самостоятельным. Очень важно продумывать каждое слово и каждое своё действие при взаимодействии с ребёнком. В данной ситуации можно предложить ребёнку разложить продукты из сумки на своё место. Он будет очень этому рад, потому что ему доверили не только донести, но и помочь разобрать.
Следует помнить, что существуют моменты, когда фразы ребёнка: «Я сам!» неуместны. Например, зажечь спичкой газ, перейти дорогу, не держа маму за руку и т. д. В таких случаях, уместна пословица «Всему своё время», т. е. существуют некоторые действия детей при проявлении самостоятельности, которые не следует поощрять и допускать. Нежелательно говорить ребёнку только: «Нет», так как у него может развиться чувство собственной ненужности и у него может погаснуть стремление быть активным и самостоятельным. Малыш чутко реагирует на поведение взрослых, которые должны пояснять свои запреты и такой ответ,как: «Потому что я так сказал!», не корректен в воспитании детей.
Важно ребёнку объяснять так, чтобы он понял мотив отказа и не возвращался к обсуждению этого вновь.Порой требования взрослых кажутся противоречивыми: мы то поощряем любознательность малыша, то начинаем ограничивать, то восхищаемся активностью малыша, то препятствуем этому.
Когда ребёнок сталкивается с определёнными трудностями, педагоги и психологи не рекомендуют сразу бежать на помощь и делать всё за него. Надо помочь ребёнку сделать это самому, поддерживая в ребёнке веру в собственные силы и возможности. Взрослые не должны оставлять без внимания неудачи ребёнка.Они могут предложить: «Давай я тебе помогу», но не стоит этим увлекаться, ведь это может и войти в привычку у ребёнка. Постепенно помощь взрослых должна уменьшаться, а самостоятельная деятельность ребёнка должна увеличиваться, если это конечно соответствует возрастным и психофизическим его возможностям.
Развивая в ребёнке различные качества, следует помнить одно правило «Не делай за малыша то, что он может сделать сам». Только по полученному результату можно оценить его усердие и старательность.
Опора на детское «Я сам» должна стать одной из основ в воспитании самостоятельности у дошкольников, так как это постоянно развивающееся личностное качество, фундамент которого закладывается ещё в раннем возрасте. Поэтому, уже к концу старшего дошкольного возраста, при создании оптимальных условий для воспитания и обучения, дети могут достигнуть ярко выраженных высоких показателей самостоятельности, развитие которой как личностного качества у дошкольникасвязано с развитием основных видов детской деятельности:
Показателями самостоятельности старшего дошкольника являются: стремление к решению различных задач деятельности без посторонней помощи, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить соответствующий результат, а также способствовать к проявлению инициативы, самостоятельности и творчества в решении возникающих задач.
Например, воспитатель должен организовать деятельность детей так, чтобы каждый день ребёнок открывал для себя что-то новое, развивал ум, формируя основы личности. Самостоятельность ребёнка выражается, в первую очередь, в желании и умении самостоятельно мыслить, в способности действовать в повседневной жизни, ориентироваться в новой ситуации. Ребёнок всегда будет испытывать чувство гордости, демонстрируя результат своих самостоятельных действий и достижений.
Таким образом, самостоятельность является одной из ведущих качеств личности, которая выражается в умении человеком ставить цели и добиваться результата своими силами, а также неся ответственность за свои действия и поступки. Самостоятельность, как и другие волевые качества человека не передаются по наследству, так как не являются врождёнными, но все они тесно связаны между собой. Самостоятельность не может развиваться отдельно от других волевых качеств личности, но в тоже время и они не могут развиваться отдельно от неё. Развитие этих качеств, происходит в процессе деятельности, а также в приобретении личностного опыта и развивать их следует, чем раньше, тем лучше. Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в том числе требующих нестандартных решений.
Самостоятельность мышления проявляется в умении увидеть и выявить проблему, и затем самостоятельно её решить. Формирование этой способности в процессе учебной деятельности является важнейшим условием интеллектуального развития личности в целом, поэтому воспитание самостоятельного мышления у детей — одна из важнейших задач детского сада, которое ярко проявляется при самостоятельном решении различных логических задач.
Самостоятельность у ребёнка формируется и развивается именно в дошкольном возрасте, если, конечно, для этого были созданы все условия. Взрослые должны проявить максимум терпения, чтобы предоставить ребёнку свободу, с целью развития самостоятельности в тех сферах, где это возможно. Формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом, поэтому важно помнить, что чем лучше она развита, тем выше уровень готовности ребёнка к школе.
Дидактические игры как средство развития самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в контексте ФГОС 1 слайд Для полноценного развития ребенку дошкольного возраста необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по.
Развитие творческой активности и самостоятельности мышления детей старшего дошкольного возраста Хочу поделиться с Вами опытом работы нашего ДОУ по исследовательской деятельности. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ.
Конспект родительского собрания на тему «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» План – конспект проведения родительского собрания «Вечер досуга родителей с детьми». Тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего.
Совместная деятельность педагогов и родителей по поддержанию инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста «Совместная деятельность педагогов и родителей по поддержанию инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста». «Лучше один.
Консультация для родителей «Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» Для Вас, родители! Воспитывая ребёнка, заботливые родители стараются давать ему самое лучшее, оберегать его от всяческих проблем и забот.
Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.
Развитие самостоятельности на занятиях аппликацией у детей дошкольного возраста Развитие самостоятельности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях и поступках.
Развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования Развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования Жизнь во всех ее.
Своеобразие проявления самостоятельности в трудовой деятельности у детей дошкольного возраста Изменения, происходящие в материальной и духовной сфере нашего общества, обусловили широкий интерес и социальную значимость проблемы воспитания.
Статья «Опыт развития самостоятельности дошкольников»
Ольга Лимонова
Статья «Опыт развития самостоятельности дошкольников»
Самостоятельность дошкольников в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания.
Вопросом развития самостоятельности у дошкольников занимались такие ученые, как В. Д. Иванов, К. П. Кузовкова, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и многие другие. Многие ученые утверждали о том, что формирование самостоятельности свойственно именно маленьким детям, некоторые ученые говорили, что самостоятельность – это потребность растущего организма, которую необходимо развивать и поддерживать [1, с. 25].
Вопрос развития самостоятельности у детей дошкольного возраста всегда остро стоял в современной педагогике и являлся одним из самых актуальных.В нормативных документах Российской Федерации обозначен социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Формирование общей культуры личности, инициативности и самостоятельности детей дошкольного возраста, является одной из задач ФГОС.
Под самостоятельностью стоит понимать способность достигать цель деятельности без посторонней помощи, что приводит к обеспечению познавательного и личностного развития [2, с. 25].
Дошкольники с самого раннего периода стремятся к самостоятельности,что заключается в довольно часто слышимой нами фразе от ребенка: «Я сам». Для того чтобы у ребенка не исчез порыв быть самостоятельным, нужно и педагогам, и родителям как можно больше поддерживать детей в их начинаниях. Именно этот принцип является ключевым в воспитании самостоятельности дошкольника. Взрослые должны помочь ребенку таким образом, чтобы он заметил свои достижения, радовался им, переживал радость от своего успеха.
В дошкольной педагогике на современном этапе, а также следуя из педагогического опыта можно отметить большое количество методов и средств воспитания самостоятельности у дошкольника.
Несомненно, на первом месте в период дошкольного возраста большое значение в развитии самостоятельности ребенка имеет воспитание культурно-гигиенических навыков. Именно через данные навыки ребенок начинает вырабатывать самостоятельность, что очень показательно и для педагога, и для родителей. Когда ребенок сам себя обслуживает, он много нового узнает о вещах, предметах, их функции. И здесь же нужно сказать, что данный навык требует развития внимания, памяти.
Чему может научиться ребенок за время нахождения в дошкольном учреждении? В дошкольный период ребенок может научиться мыть руки, засучивая рукава, мыть лицо, не разбрызгивая воду, правильно пользоваться мылом, одеваться и раздеваться в определённой последовательности, замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому и т. д. Но, несомненно, для того чтобы приобрести эти навыки, требуется помощь взрослого.
Условиями, необходимыми для проявления самостоятельности,являются: рационально организованная среда, четкий режим дня, сопровождение взрослого. Как часто при посещении детского сада в умывальной комнате висят мыльницы с фигурным мылом, раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей, на вешалке над каждым полотенцем картинка. Для посещения туалета, установлены индивидуальные кабинки для мальчиков и девочек с обозначениями. В умывальной комнате помещен сказочный персонаж К. И. Чуковского Мойдодыр. В кармане у Мойдодыра находится коллекция гигиенических средств по уходу за телом «Волшебные помощники». Это повышает интерес детей к умыванию. В раздевалке стоят удобные шкафчики, по росту ребенка. В каждом висят индивидуальные карманы-органайзеры для хранения личных вещей. Шкафчики оформлены фотографиями детей. В групповой комнате, в зоне речевого развития, можно увидеть, что выделен центр «Чистюлькин», в котором собран материал и оформлены картотеки потешек, сказок, рассказов, загадок, стихов на тему воспитания культурно-гигиенических навыков. Для того чтобы дети могли замечать и устранять неполадки в одежде и внешнем виде, в каждом помещении размещают зеркала [4, с. 20].
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту.
Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи. Для этого педагоги ДОУ используют педагогические методы и приемы,обеспечивающие успешное решение поставленных задач: личный пример, алгоритмы действий, использование сюжетных и дидактических игр, игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, игровые и проблемные ситуации, использование фольклора и художественной литературы, беседы, проектная деятельность [5, с. 36].
Особая роль в закреплении процесса формирования гигиенических навыков принадлежит сюжетно-ролевым и дидактическим играм: «Дочки-матери», «Накроем стол для кукол», «Салон красоты», «Кафе», «День рождение мишки» и т. д. С большим удовольствием дети принимают участие в играх гигиенической направленности с куклами («Купание малыша-голыша», «Завяжем кукле бантик». Игры, направленные на развитие мелкой моторики, упражняют детей в застегивании, шнуровании,завязывании: «Зашнуруй башмачок», «Ромашка», «Собери бусы», «Волшебные шнурки», «Разложи пуговицы» и др.
Эффективным методом является чтение известных художественных произведений на тему культурно-гигиенических навыков, используются потешки в режимных процессах.
В поиске новых форм и методов работы по формированию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста проектный метод, направленный на формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков.
Очень важно позволить ребенку быть самостоятельным, успешным в той деятельности, с которой он может справиться сам. Чтобы ребёнок стремился быть самостоятельным, выполнял действия,которые ему по силам: слушать взрослого, выполнять простые просьбы, поручения, умел подражать, повторять элементарные действия с игрушками, предметами.
На особом месте в процессе формирования самостоятельности у дошкольников стоит работа с родителями,которая может быть выражена в различных формах: анкеты, индивидуальная беседа, консультации, родительские собрания, развлечения. Чаще всего родители активно принимают участие в совместных мероприятиях, потому что формирование самостоятельности дошкольников – это общая проблема для всех участников образовательного и воспитательного процесса в ДОУ. Набор методов и средств по развитию навыков самостоятельности у дошкольников зависит от многих факторов, начиная от возрастных особенностей ребенка и заканчивая требованиями нормативных документов [3, с. 50].
Таким образом, самостоятельность – постоянно развивающееся личностное качество, основы которого закладываются в дошкольном возрасте.
От того как привьются культурно-гигиенические навыки сформируется привычка и отношение к трудовой деятельности. Умение трудиться развивает характер и целеустремлённость, стремление доводить поставленную цель до конца.
Самостоятельность ребенка является важной предпосылкой успешного обучения в школе и формирования личности в целом.
1. Блонский П. П. Дошкольный возраст / М. : Педология, 2000. – с. 125
2. Воскресенская В. А. Создаем развивающую среду сами // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. с. 45
3. Гуськова Т. В. Что такое самостоятельный ребенок? // Дошкольное воспитание. 2007. № 5. с. 45
4. Шайимова Ш. С. Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2014. № 6. с. 52
5. Юсупова Г. Н. Воспитание самостоятельности у детей // Дошкольное воспитание. 2006. № 21. с. 56
Развитие творческой самостоятельности дошкольников в процессе аппликации с использованием ткани Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка –детский сад № 125 «Яблонька» г. Дзержинска Воспитатель:.
Использование алгоритмов в младшем и среднем дошкольном возрасте для развития самостоятельности воспитатели Стоякина Ирина Александровна Костарева Ирина Михайловна МАДОУ «Детский сад №6» г. Перми В основе реализации основной образовательной.
Опыт работы «Технология лэпбук как эффективное средство поддержки детской самостоятельности и инициативы» Речь к презентации Слайд 1 Здравствуйте коллеги. Мне хочется представить вашему вниманию свой опыт работы «Технология лэпбук как эффективное.
Развитие инициативы и самостоятельности дошкольников в игровой деятельности СЛАЙД 1 ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности,.
Статья на тему: «Технические приемы акварельной живописи, как средство художественного развития дошкольников» Живопись непрозрачной акварелью с примесью белил была известна еще в Древнем Египте, в античном мире, в средние века в Европе и Азии. Произведения,.
Статья «Создание условий для развития дошкольников в летний период» Создание условий для развития дошкольников в летний период Лето – время активного отдыха, развлечений и маленьких открытий, особенно для.
Выступление на педсовете Развитие инициативности и самостоятельности дошкольников в музыкальной деятельности На современном этапе модернизации дошкольной образовательной системы уделяется большое внимание проблеме развития самостоятельности детей.
Особенности становления самостоятельности в старшем дошкольном возрасте
Светлана Курик
Особенности становления самостоятельности в старшем дошкольном возрасте
Особенности становления самостоятельности в старшем дошкольном возрасте
Самостоятельность не дается человеку от рождения. Она формируется по мере взросления и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Обратимся к особенностям становления самостоятельности в старшем дошкольном возрасте.
При изучении проблемы развития самостоятельности у детей старшего дошкольного принято рассматривать понятие «самостоятельность»с двух позиций: как личностное качество, зафиксированное в мотивах, потребностях, интересах, ценностных ориентирах и как способность ребенка действовать независимо от взрослого.
Стать самостоятельным – естественная потребность ребенка и объективная необходимость. Каждый ребенок в пределах своих возможностей стремится к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни. Переход в старшуюи в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском учреждении.Ими движут мотивы: мы можем научить малышей, мы – помощники воспитателя, мы хотим узнать новое и многому научиться, мы готовимся к школе, мы – будущие первоклассники. Эти мотивы направляют их активность.
У детей этого возраста заметно повышается произвольность психических процессов – восприятия, мышления и речи, внимания, памяти, воображения. Внимание становится более устойчивым, появляется способность запоминать, мобилизуя волю. Поведение становится более целенаправленным, целеустремленным, в значительной мере произвольным, лишенным принуждения. Отмечается большая выносливость головного мозга, его коры при воздействии внешних раздражителей. В связи с этим более выраженной становится способность к торможению эмоциональных порывов. При необходимости ребенок может ограничить свои желания, действовать в соответствии с поставленной целью.
Старшие дошкольники принимают сформированных представлений о результатах тех или иных действий и последовательности этапов работы. Это обусловлено развитием воли и связной речи. Постепенно цели становятся более устойчивыми и реальными, ребенок оценивает свои возможности и умения. Старшие дошкольники видят результаты своей работы и могут сравнить их с поставленной целью, и, при не достижении необходимых результатов, они корректирую свои действия. Таким образом, формируется самоконтроль как особый вид деятельности.
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Этому способствует создание творческих ситуаций в различных видах деятельности. И это является обязательным элементом образа жизни старших дошкольников в детском учреждении. В творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения.
У детей старшего дошкольного возраста можно отметить развитие инициативности, являющейся важной характеристикой воли. Инициативность – это способность действовать согласно внутренним побуждениям. Старшие дошкольники проявляют инициативу и самостоятельность дифференцированно и разнообразно. Ребенок старшего дошкольного возраста может и умеет направлять свою инициативу на то, чтобы стремительнее выполнять порученные ему или задуманные им дела согласно требованиям взрослых. У детей меняется отношение к своим обязанностям, возникает ответственность за свою деятельность. Дети могут оказывать помощь друг другу, контролировать, поправлять друг друга, правильно относиться к оценке своего труда, редко хвалить себя, часто проявлять скромность при оценке личной деятельности. В этом отношении самостоятельность ребенка приобретает нравственную направленность.
У старших дошкольников инициатива и самостоятельность, отмечает А. М. Маркидонова, проявляются значительно тоньше и разнообразнее. Самостоятельность обнаруживается в замысле и в развертывании сюжетов сложных коллективных игр, в умении самостоятельно выполнить трудное и ответственное дело, порученное группе. Возросшая самостоятельность детей сказывается в их умении оценивать работу и поведение других ребят.
Отличительной особенностью самостоятельности детей старшей и подготовительной группы является организованность. Инициатива детей направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, т. е. вопреки требованиям взрослых. Дети могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших. Самостоятельность дошкольника характеризуется способностью высказывать свою собственную точку зрения, независимую от суждения других.
Наиболее приемлемыми критериями сформированности самостоятельности у детей 5 – 7 лет как личностного образования является характер основных отношений личности. Именно система отношений человека к окружающему миру и к самому себе характеризует внутреннюю позицию личности, ее ценностные ориентиры, личностные смыслы, общую направленность.
А. В. Кенеман, Н. В. Полтавцева и др. выделяют следующие общие показатели самостоятельности дошкольников:
1. Мотив, побуждающий детей к действиям.
3. Эмоциональное состояние.
4. Физиологические и индивидуальные особенности.
Характерными показателями развития самостоятельности, по мнению Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько, Н. А. Цыркун,являются:
а) умение выполнять работу по собственному желанию, замечать необходимость что-то сделать;
б) умение самостоятельно выполнять действия без помощи взрослого и жесткого контроля;
в) умение осознанно выполнять действия в ситуации заданных требований и условий деятельности;
г) умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
д) умение дать достойную оценку своей работе, провести элементарный самоконтроль.
К концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достигнуть выраженных показателей самостоятельностив разных видах деятельности: в игре, в труде, в познании, в общении. В качестве общих показателей самостоятельности старшего дошкольника также выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи других людей – как сверстников, так и взрослых, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
Кроме того, выделяют компоненты самостоятельности старших дошкольников (Т. С. Борисова):
— интеллектуальный компонент: продуктивное мышление, развитые память, внимание и речь;
— эмоциональный компонент: положительные эмоции, повышающие продуктивность самостоятельной мыслительной и практической деятельности;
— волевой компонент: самостоятельность невозможна без развитой воли и способности к саморегуляции.
Самостоятельность в старшем дошкольном возрасте позволяет ребенку на новом уровне познавать окружающую действительность, строить взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, что подготавливает ребенка к школьному обучению. Самостоятельность становится условием для своеобразной формы самообразования и саморазвития маленького ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки.
Становление самостоятельности в старшем дошкольном возрасте происходит под контролем и руководством взрослого. В дошкольных образовательных организациях воспитатели используют разнообразны формы и методы работы для развития самостоятельности дошкольников.Выбор форм и методов работы зависит от: контингента воспитанников, материальной базы дошкольного учреждения, региональных особенностей, опыта педагогов.
В целях развития самостоятельности у старших дошкольников используются формы:
— игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, музыкальные, подвижные и др.);
— труд (дежурство, поручения, оказание помощи взрослым, коллективный труд и др.);
— проекты (экспериментирование, конструирование и др.);
— творчество (рисование, лепка, аппликация и др.).;
— непосредственное образование (занятия и мероприятия);
— самоорганизация (создание условий для самостоятельных действий).
Среди методов работы можно отметить:
— целенаправленная активизация самостоятельности;
— стимуляция действий, доводящих до конца начатого дела.
Таким образом, самостоятельность в старшем дошкольном возрасте является объективным и необходимым качеством личности ребенка. Уровень развития психических процессов позволяет ребенку осуществлять самоконтроль своей деятельности, ставить цели и достигать их самостоятельно, а также осуществлять оценку своего поведения и поведения окружающих людей с точки зрения норм морали. Самостоятельность старших дошкольников, однако, требует контроля и направления со стороны взрослых, с помощью специальных методов и форм работы.
Физкультурно-оздоровительная работа в старшем дошкольном возрасте “Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно”.
Использование гимнастики-побудки в старшем дошкольном возрасте Гимнастика-побудка в старшем дошкольном возрасте. Побудки для детей старшей группы Данная Программа включает в себя: новую форму проведения.
Конструктивно-модельная деятельность в старшем дошкольном возрасте МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЗЕРНЫШКО» ГОРОДА БАЛАШОВАСАРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Конспект НОД в старшем дошкольном возрасте «Осень» Тема: «Волшебная книга Осени» Цель: закрепить и обобщить знания детей о признаках, живой и неживой природы в процессе интеграции образовательных.
Консультация «Коммуникативная активность в старшем дошкольном возрасте» Коммуникативная активность являет собой основу процесса общения, сущность, которой сводится к правилам создающим оптимальные условия для.
Коррекция агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте Когда малыш, не сдерживаясь в выражениях и действиях, даёт волю охватившей его агрессии, случайные свидетели драмы осуждающе цокают: «Ну.
Наполнение уголка экспериментирования в старшем дошкольном возрасте Цель создания уголка экспериментирования в нашем детском саду – создание условий для формирования интереса к исследованиям, открытиям детей.
Организация работы по экспериментированию в старшем дошкольном возрасте Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №5 общеразвивающего вида городского округа г. Нововоронеж.
Особенности организации НОД по обучению лепке в старшем дошкольном возрасте С введением федеральных государственных стандартов дошкольного образования меняется подход к организации и проведению непосредственно образовательной.
Журналистика в старшем дошкольном возрасте У детей дошкольного возраста сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Потребность.