выставочный стенд бухгалтерский учет

Учитываем демонстрационный образец при ОСНО

Народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Именно поэтому многие организации с целью продвижения своей продукции используют демонстрационные образцы. Посмотрим, как их учесть.

Бухгалтерский учет

Этот вариант подходит, если вы планируете использовать демонстрационный образец исключительно в качестве такового либо не знаете, будет ли он в дальнейшем как-то использоваться.

В противном случае все зависит от ситуации.

СИТУАЦИЯ 1. После демонстрации образца вы планируете использовать его сами

Тогда образец можно учесть:

СИТУАЦИЯ 2. После демонстрации образца вы планируете его продать

Налог на прибыль

п. 1 ст. 3 Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ

п. 49 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 28.12.2001 N 119н

п. 20 ПБУ 6/01; п. 59 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 13.10.2003 N 91н

подп. «б» п. 4, п. 5 ПБУ 6/01

подп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ; Решение АС г. Москвы от 24.09.2008 N А40-29123/08-151-83

п. 4 ст. 264 НК РФ; Письмо Минфина от 08.09.2004 N 03-03-01-04/1/31; Постановление ФАС ВВО от 13.01.2005 N А43-1729/2004-32-152

Постановления ФАС УО от 21.07.2010 N Ф09-4631/10-С2; ФАС СЗО от 18.01.2010 N А05-8466/2009; ФАС ПО от 01.07.2008 N А57-10917/07

п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ

подп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ; Письмо Минфина от 13.11.2007 N 03-03-06/2/213

утв. Постановлением Правительства от 01.01.2002 N 1

подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ

подп. 2 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале «Главная книга» N08, 2012

Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.

Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.

Источник

Расходы на рекламу: как учитывать в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0)

Учет расходов на рекламу

Рекламные расходы нужно признавать в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором они имели место независимо от времени их фактической оплаты (п. 18 ПБУ 10/99).

Для целей налогообложения прибыли рекламные расходы подразделяются на нормируемые и ненормируемые (п. 4 ст. 264 НК РФ).

Ненормируемые расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль в полном объеме. Их закрытый перечень приведен в пункте 4 статьи 264 НК РФ. Остальные расходы на рекламу являются нормируемыми. Они признаются для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации, которая определяется по статье 249 НК РФ.

В связи с тем, что перечень ненормируемых расходов на рекламу является закрытым, налогоплательщику следует внимательно относиться к формулировкам тех затрат, которые в полной мере включаются в состав расходов.

НДС по рекламным расходам принимается к вычету в общем порядке без нормирования (п. 1, п. 2 ст. 171 НК РФ, письмо Минфина России от 23.12.2015 № 03-07-11/75472).

Для признания расходов на рекламу в качестве расходов организации по обычным видам деятельности необходимо иметь документы, подтверждающие оказание рекламных услуг.

Такими документами могут быть, например, договор на оказание рекламных услуг, протокол согласования цен на рекламные услуги, свидетельство о праве размещения наружной рекламы, утвержденный дизайн-проект рекламного стенда, акт оказания рекламных услуг, счета-фактуры от рекламодателей, акт о списании товаров (готовой продукции) и т. д.

Расходы на рекламу в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0)

Пример

В данном примере организация осуществляет рекламные расходы:

В шапке документа нужно указать дату передачи материалов (календарей). Поле Склад заполняется значением, установленным по умолчанию.

Флаг Счета затрат на закладке Материалы следует устанавливать, если списание ТМЦ производится на разные счета затрат или по разной аналитике. В этом случае на закладке Материалы появляются дополнительные столбцы для заполнения счетов затрат. Если флаг не установлен, то появляется дополнительная закладка Счет затрат, где нужно указать счет затрат, куда будут списаны все ТМЦ.

На закладке Материалы в табличной части нужно указать наименование календарей с логотипом, количество и счет учета.

На закладке Счет затрат нужно указать счет и аналитику затрат (рис. 5).

выставочный стенд бухгалтерский учет. выставочный стенд бухгалтерский учет фото. картинка выставочный стенд бухгалтерский учет. смотреть фото выставочный стенд бухгалтерский учет. смотреть картинку выставочный стенд бухгалтерский учет.

Рис. 5. Списание материалов на нормируемые рекламные расходы

Для автоматического расчета норматива на рекламу в налоговом учете расходы на рекламу (если они нормируются) следует учитывать по статье затрат с видом расходов Расходы на рекламу (нормируемые).

В результате проведения документа Требование-накладная в информационной базе будут сформированы следующие проводки:

Допустим, организация ООО «Новый интерьер» не обращалась с соответствующим заявлением в налоговый орган по месту своего учета о намерении отказаться от освобождения налогообложения НДС указанных операций.

Таким образом, в I квартале 2016 года ООО «Новый интерьер» осуществляла как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции, что обязывает ее вести раздельный учет затрат в соответствии с пунктом 4 статьи 170 НК РФ. Но в тех налоговых периодах, в которых доля совокупных производственных расходов на операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), не превышала 5 % общей суммы совокупных производственных расходов раздельный учет можно не вести (п. 4 ст. 170 НК РФ).

По условиям Примера 2 «правило 5 %» в данном налоговом периоде выполнено.

Списание расходов на рекламу с учетом норматива выполняется в регламентной операции с видом Закрытие счета 44 «Издержки обращения».

В результате проведения операции Закрытие счета 44 «Издержки обращения» расходы на участие в выставке, которые учтены в программе как ненормируемые, в полном объеме списываются на счет 90.07.1 и в бухгалтерском и в налоговом учете.

Рассмотрим подробно, каким образом выполняется расчет списания в соответствии с пунктом 4 статьи 264 НК РФ:

выставочный стенд бухгалтерский учет. выставочный стенд бухгалтерский учет фото. картинка выставочный стенд бухгалтерский учет. смотреть фото выставочный стенд бухгалтерский учет. смотреть картинку выставочный стенд бухгалтерский учет.

Рис. 6. Справка-расчет нормирования рекламных расходов

Оставшаяся часть рекламных расходов может быть в дальнейшем списана в налоговом учете, если эти расходы уложатся в норматив.

Норматив рассчитывается нарастающим итогом, поэтому до конца текущего года у организации есть возможность (при увеличении выручки от реализации товаров (работ, услуг)) включать в расходы оставшуюся часть расходов на рекламу.

Если по состоянию на 31.12.2016 года часть рекламных расходов до конца не спишется, то она будет отнесена при реформации баланса на финансовые результаты, не уменьшающие базу налога на прибыль.

Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.

Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.

Источник

Реклама, рекламные акции, бонусные программы: бухгалтерский и налоговый учет

Грешкина А.А., эксперт Школы бухгалтера

Рекламные акции, скидки и бонусы – это программы повышения лояльности клиентов, инструмент увеличения уровня продаж, поощрения постоянных клиентов. Бухгалтеру необходимо разбираться кто и что должен заплатить государству, а также как правильно учитывать все эти маркетинговые ходы. В статье расставим все точки над «і» и подробно расскажем о порядке учета рекламных расходов, скидок и бонусов.

Понятие рекламы и признаки рекламных расходов

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер». То есть, отличительные признаки рекламы:

Понятие «Неопределенный круг лиц», для целей определения рекламы, дано в Письме ФАС РФ от 05.04.2007 № АЦ/4624 — это «те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования».

Бухгалтерский учет рекламных расходов

Согласно Инструкции по применению Плана счетов, утвержденной Приказом МФ РФ от 31.10.2000 № 94н, рекламные расходы для целей бухгалтерского учета принимаются в полном объеме понесенных затрат и отражаются в учете в составе «Коммерческих расходов» на счете 44 «Расходы на продажу».

Если организация, в своей деятельности, использует большой объем рекламных материалов, то удобнее выделить единый субсчет счета 10 «Материалы». Не допускается прямое списание расходов на рекламные материалы на счет учета затрат, минуя счет 10 «Материалы».

Приобретение рекламных материалов отражается следующими бухгалтерскими записями:

Д 10 «Материалы» К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — отражено поступление рекламных материалов (на основании товаросопроводительных первичных документов)

Д 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» К 60 — отражен входной НДС (на основании счета-фактуры поставщика)

Списание рекламных материалов для распространения:

Д 44 К 10 «Материалы» — списаны рекламные материалы (на основании требований-накладных)

Если рекламные материалы распространяются сотрудниками организации, то в бухгалтерском учете делаются следующие записи:

Д 71 К 10 — материалы переданы сотрудникам организации (на основании требований-накладных)

Д 44 К 71 — материалы списаны с подотчетных лиц на расходы (на основании авансовых отчетов)

Если распространением рекламных материалов занимается специализированная организация (рекламное агентство), то стоимость услуг по распространению рекламных материалов, также относится на счет учета затрат на рекламу и отражается в учете следующей записью:

Д 44 К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — отражена стоимость услуг рекламного агентства по распространению рекламных материалов (на основании акта выполненных работ, оказанных услуг)

Д 19 К 60 — отражен входной НДС со стоимости услуг (на основании счета-фактуры исполнителя услуг)

Налоговый учет рекламных расхолов

Налоговый учет рекламных расходов осуществляется на основании положений п. 4 ст. 264 НК РФ. Расходы на рекламу в налоговом учете подразделяются на два вида: нормируемые и ненормируемые рекламные расходы.

К ненормируемым рекламным расходам относятся:

Все рекламные расходы, которые в этот перечень не включены, являются нормируемыми и учитываются в целях налогообложения только в пределах норматива (1% суммы выручки).

Учет ненормируемых рекламных расходов, для целей налогового учета, аналогичен бухгалтерскому учету, то есть, они принимаются в расходы полностью, без ограничений.

Выручка, для целей нормирования рекламных расходов, определяется без учета суммы НДС и акцизов, что следует из положений ст. 248 НК РФ, согласно которым, при определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные покупателю товаров (работ, услуг, имущественных прав). При определении выручки от реализации, для расчета норматива расходов на рекламу, в нее не включаются внереализационные доходы (Письмо Минфина РФ от 21.04.2014 № 03-03-06/1/18216).

Организации, применяющие УСН, нормируют рекламные расходы исходя из оплаченной выручки (пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Документальное оформление рекламных расходов

Перечень документов, подтверждающих рекламные расходы, законодательно не регламентирован. Документальным подтверждением расходов на рекламу могут служить:

Рекламные акции

Давайте рассмотрим наиболее часто встречающиеся рекламные акции, к которым прибегают компании.

Раздача сувенирной продукции с нанесенным логотипом

Расходы на приобретение сувенирной продукции (например, пакеты, ручки, зажигалки, календари), для раздачи потенциальным партнерам (например, в ходе проведения деловой встречи или к праздникам), если на указанную рекламную продукцию нанесен логотип организации, несмотря на то, что круг лиц может быть определенным, относятся к нормируемым рекламным расходам согласно п. 4 ст. 264 НК РФ, которые для целей налогообложения признаются в размере, не превышающим 1% выручки от реализации (Письмо ФАС РФ от 23.01.2006 № АК/582).

Согласно официальной позиции, если рекламная продукция имеет самостоятельную товарную ценность (например, ручки, флешки, зажигалки, календари), то при раздаче такой рекламной продукции начисляется НДС следующим образом:

Если рекламная продукция не имеет самостоятельную товарную ценность (например, каталоги, брошюры, буклеты, листовки), то при раздаче такой рекламной продукции НДС не начисляется. Входной НДС к вычету не принимается, а учитывается в ее стоимости (Письма Минфина РФ от 23.12.2015 № 03-07-11/75489, от 19.12.2014 № 03-03-06/1/65952, от 23.10.2014 № 03-07-11/53626).

Скидки

Скидки, предоставляемые покупателям, за выполнение определенных условий договора, например, за достижение определенного объема покупок, можно разделить на два вида:

Для предоставления покупателю любого вида скидки, необходимо, чтобы в договоре поставки товаров (либо, в дополнительном соглашении) указывались условия предоставления скидки.

Скидки, предоставляемые в момент отгрузки (передачи) товара

В этом случае, отгрузка товаров осуществляется сразу с учетом сниженной цены, то есть цена товаров в накладной и счете-фактуре указывается с учетом скидки.

Скидки, предоставляемые после отгрузки (передачи) товара, ретро-скидки

В случае предоставления поставщиком ретро-скидки, путем изменения стоимости ранее приобретенного товара в предыдущем отчетном (налоговом периоде), продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее пяти календарных дней, считая со дня составления договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости ранее приобретенных товаров (п. 3 ст. 168 НК РФ, п. 10 ст. 172 НК РФ).

Если ретро-скидка распространяется на несколько поставок, осуществленных в прошлых периодах, то составлять отдельно к каждой поставке корректировочный счет-фактуру не нужно. Налоговое законодательство допускает составление единого корректировочного счета-фактуры (п. 5.2. ст. 169 НК РФ) (Письмо Минфина РФ от 08.09.2014 № 03-07-15/44970).

Постановлением Правительства РФ от 19.08.2017 № 981 внесены изменения в Правила заполнения книг покупок и продаж. С 1 октября 2017 года исправленные счета-фактуры, (в том числе, корректировочные счета-фактуры) можно регистрировать в периоде первоначально выставленного счета-фактуры. Это означает, что исправленные счета-фактуры и корректировочные счета-фактуры можно регистрировать в дополнительном листе того налогового периода, в котором был зарегистрирован первичный счет-фактура до внесения в него исправлений, что потребует сдачи уточненной декларации по НДС за тот период, в котором осуществлена поставка товаров.

В бухгалтерском учете покупателя, предоставление продавцом ретро-скидки по товарам, которые уже проданы покупателем, отражаются следующим образом:

Д 60 К 91.1 — учтена сумма ретро-скидки (без НДС)

Д 91.2 К 68.2 — учтен НДС по корректировочному счету-фактуре

Подарки за покупку (бонусы)

За выполнение определенных условий договора (например, достижения установленного договором объема закупок), поставщики могут предоставлять покупателю дополнительное количество товаров. В этом случае, принято говорить о предоставлении подарка (бонуса). Это может быть как основной приобретаемый товар, так и иной товар, отличный от основной покупки.

При этом, продавец выписывает счет-фактуру не только на основной реализуемый товар, но и на товар, передаваемый в качестве бонуса. Сумма НДС по бонусному товару, указывается поставщиком в счете-фактуре исключительно для целей уплаты ее в бюджет, так как передача покупателю дополнительного количества товаров, в качестве бонуса, без взимания отдельной платы, облагается НДС и трактуется налоговыми органами, как передача товаров на безвозмездной основе. Это означает, что продавец должен начислить и уплатить НДС, исходя из рыночных цен на данный товар (Письмо МФ РФ от 19.02.2015 № 03-03-06/1/8096).

В случае предоставления поставщиком бонусного товара, начисленную поставщиком сумму НДС, покупатель не вправе принять к вычету или учесть в расходах. В связи с этим, НДС, указанный поставщиком в счете-фактуре, в учете покупателя не отражается (Письмо ФНС РФ от 26.05.2015 № ГД-4-3/8827@).

Бухгалтерский учет бонусного товара у покупателя:

Согласно п. 16 ПБУ 9/99, в бухгалтерском учете покупателя стоимость бесплатно полученного бонусного товара или подарка включается в состав прочих доходов и отражается на счете 91.1 «Прочие доходы и расходы».

Д 41 К 60 — принят к учету товар, полученный в качестве бонуса

Д 60 К 91.1 — признан прочий доход при получении бонусного товара

Бухгалтерский учет бонусного товара у поставщика:

Согласно п. 11 ПБУ 10/99, в бухгалтерском учете продавца стоимость бесплатно передаваемого бонусного товара или подарка включается в состав прочих расходов и отражается на счете 91.2 «Прочие доходы и расходы». Сумма начисленного НДС по бонусному товару, также признается прочим расходом.

Д 91.2 К 41 — передан бонусный товар покупателю

Д 91.2 К 68.2 — начислен НДС с рыночной цены бонусного товара

Учет рекламных расходов на примере участия в выставке

Для простоты восприятия и расчетов, все показатели расходов и бухгалтерские проводки приведены без учета НДС.

Производственная организация, в первом квартале текущего года приняла участие в выставке. Расходы на участие в выставке составили:

Итого, общая сумма рекламных расходов (без учета НДС) на участие в выставке составила: 153 000 рублей

Выручка от реализации за 1 квартал составила 1 180 000 рублей, в том числе НДС 180 000 рублей.

Выручка от реализации за 2 квартал составила 1 416 000 рублей, в том числе НДС — 216 000 рублей.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете приведенные расходы учитываются в составе «Коммерческих расходов» на счете 44 «Расходы на продажу», в полной сумме, без ограничений.

Д 44 К 60 — расходы на регистрационный сбор и аренду выставочного стенда (60 000)

Д 44 К 10 — стоимость листовок и каталогов (31 000)

Д 44 К 43 — стоимость собственной продукции, используемой для оформления выставочного стенда, раздачи посетителям и участникам выставки (40 000)

Д 44 К 10 — стоимость сувениров с логотипом организации (4 000)

Д 44 К 43 — стоимость собственной продукции, используемой для дегустации (18 000)

Налоговый учет

Для целей налогового учета, прежде всего, необходимо определить, какие из указанных расходов относятся к ненормируемым (принимаемым в полном объеме) и нормируемым (учитываемым в пределах норматива — 1% от выручки).

Итого: сумма ненормируемых рекламных расходов составляет 131 000 рублей, принимаемая в состав налоговых расходов, в полном объеме.

Итого: сумма нормируемых рекламных расходов составляет 22 000 рублей, принимаемая в состав налоговых расходов, в пределах лимита — 1% от выручки.

Сумма нормируемых рекламных расходов в размере 1% выручки от реализации, которую организация вправе учесть в составе налоговых расходов в 1 квартале, составляет:

(1 180 000 — 180 000) х 1% = 10 000 рублей

Так как за 1 квартал предельная сумма нормируемых расходов на рекламу составляет 10 000 рублей, что меньше фактической суммы нормируемых расходов, то в целях налогового учета, в 1 квартале организация вправе принять нормируемые рекламные расходы только в размере 10 000 рублей. Следовательно, общая сумма расходов на рекламу, принимаемых в целях налогообложения в 1 квартале составляет:

131 000 + 10 000 = 141 000 рублей

За 1 полугодие объем выручки у организации увеличился, следовательно, увеличился и предельный размер нормируемых рекламных расходов:

((1 180 000 — 180 000) + (1 416 000 — 216 000)) х 1% = 22 000 рублей

Увеличение предельного размера нормируемых рекламных расходов дает организации возможность учесть фактические нормируемые расходы в полном объеме, так как предельная сумма нормируемых расходов равна сумме фактических нормируемых расходов. Следовательно, при расчете налога на прибыль за 1 полугодие, организация может учесть в составе налоговых расходов, оставшуюся неучтенной сумму 12 000 рублей нормируемых рекламных расходов (22 000 — 10 000).

Источник

Рекламные расходы: классификация в бухгалтерском и налоговом учете

выставочный стенд бухгалтерский учет. выставочный стенд бухгалтерский учет фото. картинка выставочный стенд бухгалтерский учет. смотреть фото выставочный стенд бухгалтерский учет. смотреть картинку выставочный стенд бухгалтерский учет.

выставочный стенд бухгалтерский учет. выставочный стенд бухгалтерский учет фото. картинка выставочный стенд бухгалтерский учет. смотреть фото выставочный стенд бухгалтерский учет. смотреть картинку выставочный стенд бухгалтерский учет.

руководитель второго отдела бухгалтерской практики

Что нужно помнить бухгалтеру о рекламных расходах?

Учет расходов на рекламу

Ненормируемые расходы – это:

Нормируемые расходы – это:

А если рекламная компания закрывается за несколько месяцев одним документом на большую сумму, то даже этот один неправильно оформленный документ приведет к снятию данного расхода для целей налога на прибыль, доначислению налога в размере 20% от суммы расхода на рекламу, начислению штрафов и пеней.

Хотелось бы отметить, что для продвижения своего товара, для проведения рекламно-информационных мероприятий (РИМ) торговые компании очень часто заключают рамочные агентские договоры с крупными рекламными агентствами. Агентства, уже в свою очередь, привлекают для выполнения отдельных задач другие агентства. Эти сторонние организации закупают оборудование, материалы, оформляют стенды на выставках, витрины магазинов и салонов, закупают в фотобанках фотографии для рекламы в печати, в каталогах и брошюрах, в интернете, привлекают агентства для создания роликов, клипов, проводят РИМ в разных городах и регионах России.

Если организация заказывает размещение рекламы через посредника (например, рекламное агентство), то в состав ненормируемых расходов на рекламу включается как стоимость размещения рекламы, так и расходы на уплату посреднического (агентского) вознаграждения (письмо УМНС по г. Москве от 26.02.2003 N 26-12/12101).

При этом организация должна получить от посредника комплект первичных документов, подтверждающих факт размещения рекламы.

Так, например, организации оптовой торговли зачастую финансируют полностью (или частично) затраты розничных торговых организаций на издание каталогов (брошюр, листовок), содержащих информацию о реализуемых товарах с указанием реквизитов (адреса торговых точек, телефоны и т.д.) этих розничных торговых организаций.

Такие каталоги призваны формировать интерес не столько к потребительским свойствам реализуемых товаров, сколько к возможности приобрести товары по привлекательным ценам в данных конкретных торговых точках. Поэтому оптовая организация, финансирующая издание таких каталогов, не может учесть произведенные затраты в целях налогообложения прибыли как расходы на рекламу. По мнению налоговых органов, такие расходы вообще не могут быть учтены оптовой организацией в целях налогообложения (см. письмо УМНС по г. Москве от 16.09.2003 N 26-08/50782).

Не признаются рекламными расходами и затраты на изготовление конвертов, бланков, на которых нанесены реквизиты организации (название, логотип, сайт), используемые для деловой переписки. Ведь эта информация предназначена для конкретных лиц (письмо Минфина России от 29.11.2006 N 03-03-04/1/801). Расходы на изготовление конвертов и бланков писем (не важно, есть на них логотип или нет) признаются в целях налогообложения прибыли в составе почтовых расходов на основании подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ (письмо Минфина России от 02.11.2006 N 03-03-04/2/228).

Источник

Бухгалтерский и налоговый учет выставочных образцов товара

Автор: Бурсулая Т. Д., ведущий аудитор
ООО «РАЙТ ВЭЙС»

Одним из способов прорекламировать новый товар и найти новых клиентов является участие в выставках, на которых демонстрируются образцы товаров потенциальным клиентам. При этом выставочный экземпляр часто теряет свой первоначальный вид и впоследствии либо реализуется по сниженной цене либо списывается. Рассмотрим бухгалтерский и налоговый учет выставочных образцов товара.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете организации предназначенные для продажи товары учитываются на счете 41 «Товары» (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

В данном случае при передаче товаров для использования в качестве выставочных образцов эти товары в дальнейшем еще могут быть проданы, в связи с чем они продолжают учитываться в качестве товаров, предназначенных для перепродажи. Следовательно, передача на выставку образцов отражается записью по субсчетам, открытым к счету 41, либо в аналитическом учете.

Так, например, передача со склада на выставку может быть отражена по дебету счета 41-5 «Товары на выставке» и кредиту счета 41-1 «Товары на складе».

По окончании выставки и передаче образцов на склад в бухгалтерском учете отражается запись по дебету счета 41-1 в корреспонденции с кредитом счета 41-5.

В бухгалтерском учете товары учитываются по фактической себестоимости, которая в дальнейшем не изменяется, за исключением случаев, установленных законодательством РФ (п. п. 5, 12 ПБУ 5/01).

Документальное оформление перемещения выставочных образцов

Это внутреннее перемещение товаров между подразделениями одной фирмы: складом и тем отделом, который будет заниматься организацией участия в выставке.

Такое перемещение ТМЦ ничем не регулируется, и организация сама решает, какими документами его оформить. Например, может быть подготовлен следующий комплект документов:

— приказ руководителя о выделении образцов товаров для проведения выставки (Пункт 2.2.6 Методических рекомендаций, утв. Письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5). Такое распоряжение может быть дано им в устной форме;

— две накладные на внутреннее перемещение товаров по форме ТОРГ-13 (Постановление Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 ) или по собственной форме:

Документальное оформление товарных потерь

Товары могут полностью или частично потерять свои потребительские качества, кроме того, товар может прийти в негодность по причине боя или поломки.

В данной ситуации следует говорить о ненормируемых товарных потерях.

Подтвердить данные товарные потери документально можно следующим образом:

Формы первичных учетных документов утверждает руководитель организации по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, что следует из ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

Для документального подтверждения товарных потерь при порче, бое, ломе товаров Постановлением Госкомстата России N 132 предусмотрены следующие формы документов:

— акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей (форма N ТОРГ-15);

— акт о списании товаров (форма N ТОРГ-16).

Как следует из Указаний по применению и заполнению акта формы N ТОРГ-15, данный документ применяется организациями при выявлении фактов боя, порчи или поломки товаров, подлежащих уценке или списанию.

Для составления акта в торговой организации создается специальная комиссия, в которую входят представитель администрации фирмы и материально ответственное лицо. Акт формы N ТОРГ-15 составляется в трех экземплярах.

Если товар не подлежит дальнейшей реализации, то оформляется акт N ТОРГ-16, это следует из Указаний по применению и заполнению данной формы.

Составляется он, также как и акт N ТОРГ-15, в трех экземплярах и подписывается членами комиссии, уполномоченной на это руководителем. Состав комиссии такой же, как и при составлении акта N ТОРГ-15. Утверждается акт руководителем торговой фирмы, он же принимает решение о том, за счет какого источника списывается испорченный товар.

В акте указывается вся информация о товаре, а также причина его списания.

Один экземпляр акта передается в бухгалтерскую службу и является основанием для списания товарных потерь с материально ответственного лица, второй передается в подразделение организации, где выявлены товарные потери, а третий вручается материально ответственному лицу. Если товар подлежит уничтожению, то во избежание его повторного списания он уничтожается в присутствии членов комиссии.

Реализация выставочных образцов по сниженной цене

Если выставочный экземпляр потерял свой первоначальный вид или частично потерял свои потребительские качества, то его впоследствии можно реализовать по сниженной цене.

При этом следует обратить внимание на следующие моменты.

Создание резерва под снижение стоимости материально-производственных запасов при уценке выставочных образцов

Вследствие потери первоначальных качеств в процессе экспонирования на выставке демонстрационные образцы в дальнейшем будут реализованы по пониженной стоимости.

Соответственно, в бухгалтерском учете возникает необходимость признания оценочного значения в виде резерва под снижение стоимости материально-производственных запасов (МПЗ) (п. п. 2, 3 Положения по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

Изменение оценочного значения при снижении стоимости МПЗ подлежит признанию путем включения в прочие расходы организации (п. 4 ПБУ 21/2008, п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).

Величина резерва определяется как разница между текущей рыночной стоимостью товара и его фактической себестоимостью. Согласно п. 9 ПБУ 5/01 под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов. Рыночная стоимость определяется на основе доступной информации и должна быть подтверждена (абз. 3, 7 п. 20 Методических указаний по учету МПЗ).

При создании резерва в бухгалтерском учете отражается запись по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы», в корреспонденции с кредитом счета 14 «Резерв под снижение стоимости материальных ценностей» (п. 20 Методических указаний по учету МПЗ, Инструкция по применению Плана счетов).

Если на конец года выставочные образцы не были проданы, то в балансе (раздел «Оборотные активы», строка «Запасы») они будут отражаться по фактической себестоимости за минусом уценки. А сумма резерва под снижение стоимости МПЗ указывается в пояснении к бухгалтерскому балансу в разд. 4.1 «Наличие и движение запасов» (Раздел 4 Приложения N 3 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н).

Налог на прибыль организаций

Что касается формирования резерва под снижение стоимости материальных ценностей для целей налогообложения по налогу на прибыль, то гл. 25 НК РФ не предусмотрена такая возможность.

В то же время отметим, что в силу абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ в составе ненормируемых расходов на рекламу учитываются расходы на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Порядок расчета уценки налоговым законодательством не определен, соответственно, согласно п. 1 ст. 11 НК РФ при определении величины уценки может быть применено законодательство иных отраслей, в частности бухгалтерского учета. Считаем, что уценка может быть признана в расходах в сумме, рассчитанной в виде разницы между расходами на приобретение образцов и рыночной стоимостью, определенной экспертом.

В таком случае сумма уценки в данном случае будет равна сумме резерва, созданного в бухгалтерском учете.

Применение ПБУ 18/02

Так как сумма уценки экспонированного на выставке товара в налоговом учете равна сумме резерва под снижение его стоимости, признанной в бухгалтерском учете, и признана в том же месяце, в котором создан резерв, то в таком случае разниц между расходами, признанными по данной операции в бухгалтерском и налоговом учете, учитываемых в порядке, установленном Положением по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденным Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н, у организации не возникает.

При продаже товара, под снижение стоимости которого был создан резерв, его покупная стоимость, учитываемая в расходах для целей налогообложения, будет соответствовать разнице между фактической себестоимостью товара и суммой восстановленного резерва, признанных в бухгалтерском учете, в связи с чем разниц между бухгалтерской и налоговой прибылью, признаваемой по данной операции, учитываемых в порядке, установленном ПБУ 18/02, также не возникает.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

При реализации товара на территории РФ возникает объект налогообложения по НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Налоговая база определяется в порядке, установленном п. 1 ст. 154 НК РФ.

В бухгалтерском учете начисление НДС отражается записью по дебету счета 90, субсчет 90-3 «Налог на добавленную стоимость», и кредиту счета 68 (Инструкция по применению Плана счетов).

Организация принимает участие в выставке, экспонируя образцы товаров.

После окончания выставки образец планируется продать по пониженной цене. Фактическая себестоимость использованного на выставке товара составляет 250 000 руб. Для определения рыночной стоимости товара после проведения выставки был привлечен независимый эксперт.

По результатам проведенной экспертизы стоимость товара составила 80 000 руб. (без НДС). Впоследствии (в следующем после проведения выставки году) товар был продан за 118 000 руб., в том числе НДС 18 000 руб.

Организация применяет в налоговом учете метод начисления.

В учете организации операции по приобретению выставочных образцов товаров, используемых для проведения выставки, и последующей реализации по пониженной цене следует отразить следующим образом:

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма,
руб.

Первичный
документ

Бухгалтерские записи, связанные с проведением выставки

Отражена передача товара для использования в качестве экспоната на выставке

Накладная на внутреннее перемещение товаров, тары

Бухгалтерские записи, связанные с окончанием выставки

Отражена передача товара после проведения выставки на склад

Накладная на внутреннее перемещение товаров, тары

На дату утверждения акта об уценке товара

Создан резерв под снижение стоимости экспонированного товара

Отчет об оценке товара,

Распоряжение об уценке,

Бухгалтерские записи, связанные с реализаций товаров, используемых на выставке

Признана выручка от реализации товара

Начислен НДС при реализации товара

Списана фактическая себестоимость товара

Восстановлена сумма резерва под снижение стоимости товара

Списание выставочных образцов

Если выставочный образец товара полностью потерял свои потребительские качества, или товар пришел в негодность по причине боя или поломки, то в этом случае товар следует списать.

Бухгалтерский учет

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов, пп. «б» п. 29 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, фактическая себестоимость испорченных товаров списывается со счета 41 в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Налог на прибыль организаций

Расходы в виде уценки товара, потерявшего свои первоначальные качества при экспонировании в витринах, торговых залах, относятся к расходам на рекламу. Данные расходы не нормируются и в полной сумме признаются в месяце проведения уценки в качестве издержек обращения (пп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264, п. 1 ст. 272, абз. 3 ст. 320 Налогового кодекса РФ).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

В п. 3 ст. 170 НК РФ четко перечислены ситуации, в которых налогоплательщик обязан восстанавливать суммы «входного» НДС, которые ранее правомерно были заявлены им к вычету.

В этом перечне не упоминается такое основание для восстановления НДС, как списание испорченных товаров.

В обоснование этой позиции можно привести следующей аргумент:

В общем случае суммы НДС, предъявленные организации при приобретении товаров, работ, услуг, используемых для рекламы, принимаются к вычету, если данная реклама относится к деятельности организации, по которой при реализации уплачивается НДС.

Поэтому в данном случае у организации отсутствует обязанность по восстановлению принятого к вычету НДС со стоимости товара, списанного вследствие порчи в результате использования в демонстрационном зале на выставке.

Однако на практике налоговики всегда требовали и продолжают требовать, чтобы налогоплательщики, списавшие товары, восстанавливали «входной» НДС, ранее принятый к вычету.

В Письме Минфина России от 29.03.2012 N 03-03-06/1/163 сформулирован такой подход: налог на добавленную стоимость подлежит восстановлению в случаях, если приобретенные товары (работы, услуги) не используются для операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.

Восстанавливать НДС, по мнению Минфина России, нужно во всех случаях выбытия товаров, когда это выбытие не связано с реализацией или безвозмездной передачей, в частности при выбытии товаров в связи с потерей, порчей, боем, хищением, стихийным бедствием и др. (Письмо Минфина России от 01.11.2007 N 03-07-15/175, доведено до сведения налоговых органов Письмом ФНС России от 20.11.2007 N ШТ-6-03/899@).

Если Организация решить восстановить НДС, то сумма восстанавливаемого НДС:

В бухгалтерском учете следует сделать проводку:

Восстановлен НДС по испорченному имуществу

Сумму восстановленного НДС следует:

— отразить в строке 080 разд. 3 декларации по НДС;

— включить в состав прочих расходов для целей налогообложения прибыли.

Организация передает на выставку образец товара.

Товар был приобретен по цене 3540 руб. (в том числе НДС 540 руб.).

Спустя некоторое время товар признан полностью испорченным и списывается.

В учете организации данные операции следует отразить следующими проводками:

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма,
руб.

Первичный
документ

При приобретении товара

Отгрузочные документы поставщика,

Акт о приемке товаров

Отражена сумма
предъявленного НДС

Принят к вычету
предъявленный НДС

Произведена оплата
поставщику

Выписка банка по
расчетному счету

При передаче товара на выставку

Передан товар в торговый зал

Накладная на внутреннее
перемещение товаров, тары

При списании товара

Списана стоимость
испорченного товара

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *