вывод о значении игры в свободной форме в детском саду
«Значение игры в жизни дошкольников».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Статья на тему: «Значение игры в жизни дошкольников»
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни. В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.
Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Исследователи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В играх наиболее ярко проявляется личность ребенка.
В теории игра рассматривается с различных позиций. Игра является как способ освоения мира, т.к. играющий ребенок создает свой мир; игра оказывает влияние на общее психическое развитие ребенка; игра помогает усваивать общественный опыт.
К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит и усваивает основные стороны человеческих отношений. По мнению Д.В. Менджерицкой, игра призвана решать задачи на развитие нравственных и общественных качеств и игра должна носить развивающий характер и происходит под контролем взрослого.
Не смотря на важность игры как всестороннее развитие ребенка, игра вытесняется учебной деятельностью. Большая часть времени родители посвящают подготовке детей к обучению.
Поэтому лучшим и проверенным средством формирования детской личности дошкольного возраста является активная деятельность самого ребенка. Игра в этом отношении имеет ряд преимуществ. Она является важным средством контроля в жизни детей, дает большую возможность для проявления детской непосредственности, положительных чувств и поступков. Характер ролевых и строительных игр способствует воспитанию у детей добрых и осознанных взаимоотношений. Усвоение различных правил помогает регулированию детских взаимоотношений.
Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память.
С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам советских людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.
Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые игры – это игры на бытовые тем, театрализованные игры, игры – забавы, развлечения.
К играм с правилами относятся дидактические игры и подвижные игры.
Сюжетно – ролевая игра ребенка носит творческий характер, где дети берут на себя роли и воспроизводят деятельность и отношения взрослых. В таких играх дети способны на интересную выдумку, они сами вносят разнообразие в ту или иную игру. Детская инициатива оказывает огромное влияние на воспитание не только на одного ребенка, так и на всю группу.
Игры с правилами имеют другое назначение: они дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти, разнообразных движений. Каждая игра с правилами имеет определенную дидактическую задачу, но в конечном, счете она направлена также на решение основных воспитательных задач. Дидактические игры особенно интересуют детей своей занимательностью и содержанием: отгадать, найти, назвать. Дети добиваются результата в игре, руководствуясь определенными правилами. Интерес к качеству игровой задачи проявляется: аккуратно сложить узор, верно, подобрать картинку и так далее.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии.
Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов.
Игра дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др., т.к. играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике.
В играх с правилами требуется обобщение знаний, самостоятельный выбор в решения поставленной задачи.
Именно в дошкольном возрасте возникает умение вести себя в соответствии с принятыми на себя ролями, что очень важно для дальнейшего социального развития ребенка.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо создать в детских садах все условия для разнообразных игр, внимательно, с уважением относиться к ним, вдумчиво, умело руководить ими.
Консультация «Свободная игра в детском саду»
Речка Любовь
Консультация «Свободная игра в детском саду»
Свободная игра в детском саду
ИГРА— одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя,
ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир взрослых, творчески преобразовывая его,
учится понимать правила и нормы поведения в обществе. В игре развивается способность к
воображению, образному мышлению, это происходит потому, что ребёнок воссоздаёт в игре то,
что ему интересно с помощью условных действий; в игре ребёнок приобретает опыт
взаимодействия со сверстниками и взрослыми; в игре он учится подчинять свои желания
Еще несколько десятилетий назад дети играли по своему усмотрению, почти столько,
сколько хотели, в жизни любого ребенка было время, которым он распоряжался по своему
усмотрению. Детские компании во дворе, совместные возвращения из школы, игры друг у
друга в гостях – это было частью обычной детской жизни. Сегодня жизнь маленького человека
почти полностью контролируется взрослым. Нужно, чтобы ребенок учился в хорошей школе и
занимался другими полезными, по мнению родителей, занятиями. Возможности использовать
время как хочется ребенку, почти нет. Между тем, свободная игра совершенно необходима
ребенку для полноценного развития, – считает Елена Пиотровская, президент ассоциации
игровой психотерапии и эксперт сайта «Я – Родитель».
Вопросы организации свободной (или самостоятельной игры) рассматривались в трудах
Кравцовой Е. Е., Менджерицкой Д. В., Арсентьевой В. П., Михайленко Н., Которковой Н. и др.
Ежедневно на свободную игру в режиме дня должно отводиться не менее двух часов в день.
Свободная игра – это игра в собственном смысле слова. Каждый здоровый ребенок,
без всяких лишних побуждений со стороны взрослых, играет – либо один, либо включается
в игру группы. Свободная игра для ребенка является столь же необходимой
деятельностью, как любая работа – для взрослого. Суть игры – в свободе. Это значит, что
ребенок сам, без взрослого, вносит в свою игру все, что он видит в окружающем мире.
Содержание игры полностью определяется самими детьми и может быть иногда совершенно
4 правила свободной игры
1. Свободная игра – это деятельность, которую ребенок выбирает по своему усмотрению.
2. Свободная игра – эмоционально окрашенная, увлекательная, со свободным входом и
3. В свободной игре всегда есть элемент непредсказуемости. Невозможно точно
вычислить, как пойдет дело.
4. Свободная игра не преследует сиюминутных прикладных целей, она затевается ради
Для чего детям нужна свободная игра?
В процессе свободной игры у ребенка развиваются
— навыки социального взаимодействия
Если в игру вовлечены несколько человек, ребенок получает опыт социального
взаимодействия, учится понимать других, строить отношения, разрешать конфликты. Важно,
что это происходит в интересной, захватывающей деятельности. Интеллектуальные
объяснения, может быть, и хороши, но ничто не может быть лучше реального опыта
— творческие способности
Свободная игра – это источник чистой радости. Ребенок чувствует себя счастливым,
полноценно проживающим жизнь, если у него есть свобода самовыражения в игре: ведь это и
физическое, и эмоциональное, и интеллектуальное самовыражение.
— способность самостоятельно принимать решения
Инициативность, умение принимать решения, наконец, ощущение, что ты сам контролируешь
свою жизнь, берут начало именно в этой, инициируемой ребенком, активности. Зарубежные
ученые связывают большую несамостоятельность современной молодежи именно с уходом
свободной игры из реалий детской жизни.
— умение быстро адаптироваться к изменениям в жизни
В игре развиваются нейронные сети головного мозга – ребенок «играющий» готовится к
непредсказуемости жизни, развивает возможности гибкого реагирования на самые разные
— умение найти выход из эмоционально сложных ситуаций
Игра – прекрасное средство справиться с эмоциональными трудностями. Играя, ребенок
перерабатывает полученные впечатления, раскладывает их «по полочкам». Взрослый человек,
взволнованный тем или иным событием, может поделиться своими переживаниями с близкими.
Ребенок же говорит о своих переживаниях языком игры. Если он обижен или расстроен, то в
его силах, к примеру, «переиграть» событие, которое произошло.
Игры, возникающие самостоятельно нередко несут в себе «недетское» содержание,
элементы агрессии. Воспитатели часто прибегают к прямому запрету таких игр. Данная
позиция не совсем верна, так как приводит к тому, что запрещенная игра скрывается от глаз
взрослых, но продолжает существовать в детском обществе. Поэтому важно знать интересы
детей, а при необходимости мягко переключить ребенка с агрессивной игры на другую
деятельность, не оценивая происходящего. Нужно помнить, что независимо от обстоятельств
игра является той сферой жизнедеятельности ребенка, которая не подлежит педагогической
оценке, так как ребенок играет для себя, ради своего удовольствия.
Развитие свободной игровой деятельности требует поддержки со стороны взрослого.
При этом роль педагога в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня
развития игровой деятельности, характера ситуации и пр. Педагог может выступать в игре и в
роли активного участника (партнера по игре, и в роли внимательного наблюдателя.
С целью развития игровой деятельности педагоги должны уметь:
• определять игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь;
• наблюдать за играющими детьми и понимать, какие именно события дня отражаются в игре;
• отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо;
• косвенно руководить игрой, если игра носит стереотипный характер (например, предлагать
новые идеи или способы реализации детских идей);
• создавать в течение дня условия для свободной игры детей.
Игровая среда, организованная в групповой комнате, на участке должна стимулировать
детскую активность. С этой целью необходимо постоянно обновлять игровые уголки в
соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно
быть разнообразным, легко трансформирующимся, обновляющимся, изменяющимся самими
детьми с помощью ширм, различных модулей, неоформленных материалов. Всё игровое
пространство в группах делится на игровые зоны, которые расположены так, чтобы дети имели
возможность свободно заниматься различными видами деятельности, не мешать друг другу,
играя одновременно, нескольким группам.
Свободная игровая деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами
предметно-развивающей образовательной среды обеспечивает выбор каждым ребенком
деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать либо со сверстниками, либо
индивидуально. Специально организованные воспитателями условия необходимые для
успешной самостоятельной деятельности воспитанников, направлены на решение задач,
связанных с интересами других людей (их эмоциональное благополучие, помощь ближнему и
т. п.). Педагог подводит детей к созданию таких игровых ситуации, в которых проявляется не
только простое воспроизведение имеющейся у дошкольников информации, но и
организаторские способности, их познавательная активность. Стимулировать детскую
познавательную активность, педагог может:
1. регулярно предлагая детям вопросы, требующие мышления, в том числе—проблемно-
противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы;
2. обеспечивая в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия;
3. позволяя детям определиться с решением в ходе игры той или иной ситуации;
4. организовывая обсуждения с детьми игровых действий, сюжетов, в которых они могут
высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу или выхода из какой-
либо проблемной ситуации, возникшей в ходе свободной игры.
Позиция воспитателя
Воспитатель наблюдает за самостоятельной игрой детей, если необходимо – дает советы,
помогает и вмешивается только в крайнем случае. Наблюдение дает возможность выявить
особенности игрового опыта детей, установить круг игровых интересов, изучить творческие
возможности ребенка в игровой деятельности – степень его активности и самостоятельности в
организации игры, построение сюжета, выполнении ролей, согласовании замыслов со
Подводя итог выше сказанному, необходимо отметить, что свободная игра является
самоценной деятельностью детей, способствует достижению на этапе завершения дошкольного
образования следующих целевых ориентиров:
— ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий,
участников по совместной деятельности;
— ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда,
другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен
договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться
успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается
— ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры,
различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным
нормам. (извлечение из ФГОС дошкольного образования).
Адаптация в детском саду. Консультация психолога ОБ АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ И ДОВЕРИИ К МИРУ Каждый год специалисты нашего Центра отвечают на десятки писем обеспокоенных родителей малышей,.
Дидактическая игра в детском саду “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.
Игра, труд, общение в детском саду Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте В дошкольном возрасте, игра становится ведущим видом деятельности, не потому что ребенок.
Консультация «Комнатные растения в детском саду!» Комнатные растения в детском саду. В уголке природы в подготовительной группе находятся разные растения – Бегония, Фиалка, Герань, Хлорофитум,.
Консультация «Организация дежурств в детском саду» КОНСУЛЬТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЖУРСТВ В ДЕТСКОМ САДУ Дежурства – более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей. Они.
Фотоотчет «Игра — свободная самостоятельная деятельность детей» Свободная игровая деятельность. «Игра – свободная, самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства,.
Значение игры в жизни дошкольников
Галина Курлыкина
Значение игры в жизни дошкольников
На данный момент педагогика и психология ставят перед системой дошкольного воспитания цель – подготовить гармонично, разносторонне развитого ребёнка к поступлению в школу.
Личные качества ребёнка формируются в активной деятельности, которая является ведущей на каждом возрастном этапе. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. Уже на ранних и старших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения.
Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный мир.
Основной вид деятельности дошкольного возраста, как мы уже знаем, является игра, в процессе которой развиваются внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и многое другое.
Во время игры ребёнок формируется как личность; у него развиваются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть его успешность в учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Особое место для детей занимают сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят всё то, что видят вокруг себя в жизни и в деятельности взрослых.
Игра –одно из важнейшихсредств умственного воспитания ребёнка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребёнок рассуждает над тем, что видел, о чём ему читали и говорили, смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.
Воплощение жизненных впечатлений в игре – процесс сложный. Творческую игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с её помощью решаются важнейшие воспитательные задачи. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими инструментами, своими мечтами о будущей профессии. Они ещё по-детски наивны, не раз изменяются, но важно, что ребёнок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребёнка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий.
В игре умственная активность детей всегда связана с воображением: нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется так же в поиске средств, для выполнения задуманного; прежде чем отправится в полёт, необходимо соорудить самолёт; для магазина надо подобрать необходимый товар, а если его не хватает – создать самому.
Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребёнка, он будет вялым, плохо развиваться, если его решили увлекательной игры. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии.
Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удаётся увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения.
Я считаю, можно выделить следующие правила игры:
1. Заинтересовывайте ребёнка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятие играми до пресыщения. И ещё,удерживайтесь от обидных замечаний: «Ах, ты, дурачок!», «Какой ты не сообразительный!» и т. д. Не обижайте ребёнка в игре.
2. Игра должна приносить удовольствие и ребёнку и взрослому. Каждый успех малыша – это обоюдное достижение и ваше и его. Радуйтесь ему – это, окрыляет малыша, это залог его будущих успехов.
Пронаблюдайте, как довольны, бывают дети, если им удаётся нас рассмешить, или обрадовать.
3. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем задавать задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами.
4. Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых их частей. Успех в начале – обязательное условие.
5. Развивающие – игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Набирайтесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни жестом, ни взглядом. Дайте возможность думать и делать всё самому и отыскивать ошибки. Постепенно справляясь с всё более и более трудными заданиями, ребёнок развивает свои творческие способности.
6. Если ребёнок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начинайте с более лёгких заданий. Ещё лучше, если малыш сам начнёт выбирать задания с учётом своих возможностей. Не торопите его.
7. Каждому ребёнку нужно по отдельному комплекту игры.
8. В каком порядке нужно давать игры? Автор бы начал с игры «Сложи узоры», «Разноцветные кубики» или вкладыши Монтессори, здесь ребёнку надо различать цвета и форму. А общее правило – наблюдать за развитием ребёнка, записывать его успехи и определять, когда и какую из игр «включать».
9. Для самых маленьких оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте «имена» узорам, модулям, рисункам, фигурам. Придумывайте, фантазируйте, пока ребёнка не начнёт увлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач, достижения желанной цели.
10. Берегите игры, не ставьте их по доступности вместе с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребёнок просит их или сам предлагает поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте.
11. Увлечения детей происходят «волнами», поэтому, когда у ребёнка остывает интерес к игре, забывайте об игре на месяц и даже больше, а потом «случайно» возвращайтесь к игре, часто бывает, она похожа на встречу со старым другом, которого давно не видел.
12. Лучше по секундомеру, устраивать соревнования на скорость решения задач. Быстро развивающие детишки уже в 6 – 7 лет могут побеждать взрослых. В таком случае, нужно набраться мужества и по – рыцарски честно признать своё поражение.
13. Создавайте в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребёнка, чтобы можно было, и попрыгать от восторга и сделать кувырок на коврике, и полетать как на самолёте.
14. Когда складывание узоров или моделей по готовым заданиям уже освоено, переходите к придумыванию новых.
15. Сильному, хочется побороться, быстрому – побегать или поиграть в подвижные игры, а слабый это не любит. «Не интересоваться игрой» ребёнок может по двум главным причинам. У него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть.
Исходя из всего этого, можно отметить, что ведущее место в системе дошкольного воспитания принадлежит играм.
Игровая деятельность имеет важнейшее значение для всестороннего развития личности ребёнка, выступает связующим звеном в отношении к познаваемому.
Проблема формирования и развития игровой деятельности широко отражается в психолого-педагогической литературе.
Таким образом, игра при правильном её формировании решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического развития каждого ребёнка.
Игра влияет не только на развитие личности в целом, она формирует и отдельные познавательные процессы, и речь и произвольность поведения. Конечно, дошкольник развивается в разных видах деятельности, но особое значение имеет игра. Она является ведущей деятельностью в дошкольный период, поскольку, никакая другая деятельность не оказывает такого сильного влияния на развитие познавательной деятельности дошкольника.
Консультация «Значение экологического воспитания в жизни дошкольников» Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Зеленые леса и.
Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников: структура игры и игровые взаимоотношения Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников? Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут.
Занятие «Игры для формирования мотивации к здоровому образу жизни у младших дошкольников» Разработала и провела воспитатель I квалификационной категории Пинчук С. В. ЦЕЛЬ:Создание педагогических условий на формирование З. О. Ж. ЗАДАЧИ:.
Консультация для родителей «Значение игры в жизни ребенка» Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, внимание,.
Значение игры в жизни ребенка. Виды игр Значение игры в жизни ребенка. Игра занимает в жизни ребенка особое место. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника,.
Консультация «Значение игры в жизни ребёнка» В педагогике и психологии всестороннее развитие ребёнка связывается с возникновением и формированием разных типов детской деятельности.
Значение ритмики в жизни ребёнка Тема моего выступления: «Значение ритмики в жизни дошкольника» Слайд 2 1. Характеристика ритмики, как вида музыкальной исполнительной.
Значение сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников Сюжетно-ролевая игра очень популярна, и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами.