выявите логические формы мыслей выраженных следующими предложениями

Логика для юристов: Учебник. (3 стр.)

Выявим логические формы следующих рассуждений:

(1) Все студенты первого курса Юридического колледжа МГУ им. М.В.Ломоносова изучают логику.

Некоторые студенты первого курса Юридического колледжа МГУ им. М.В.Ломоносова будут специализироваться по гражданскому праву.

Следовательно, некоторые студенты, которые будут специализироваться по гражданскому праву, изучают логику.

(2) Следователь — юрист. Следовательно, образованный следователь — образованный юрист.

Заменив нелогические термины символами, получим:

(1) Все М суть Р. Некоторые М суть S. Следовательно, некоторые S суть Р.

(2) S есть Р. Следовательно, sq есть pq.

Этими выражениями представляются логические формы исходных мыслей.

Таким образом, логическая форма мысли — это ее структура, выявляемая в результате отвлечения от смыслов и значений нелогических терминов.

Логическая форма содержательна, информативна. Так, выражение, получаемое в результате отвлечения от смыслов и значений нелогических терминов первого рассуждения, несет следующую информацию: “Если все предметы класса М включаются в класс Р и некоторые предметы класса М включаются в класс S, то некоторые предметы класса S включаются в класс Р”.

Мысли можно подразделить на классы в зависимости от типов их логических форм. Основные из этих классов составят мысли, называемые понятиями, суждениями и умозаключениями.

Понятие — это мысль, в которой обобщены и выделены предметы на основе системы признаков, общей только для этих выделяемых предметов. Пример понятия: действие или бездействие, квалифицированное законом в качестве уголовно наказуемого (понятие преступления).

Суждениями называются мысли, в которых утверждается наличие или отсутствие каких-либо положений дел. Примеры: “Человек получил от Бога две блаженные способности — говорить правду и творить добро”; “Лучший способ изучить что-то — открыть это самому”.

Умозаключение — это процесс получения знания, выраженного в суждении, из других знаний, тоже выраженных в суждениях. Примерами умозаключений могут служить приведенные выше рассуждения (1), (2).

Между мыслями существуют связи, зависящие только от их логических форм. Такие связи имеют место и между понятиями, и между суждениями, и между умозаключениями. Так, между мыслями логических форм “некоторые S суть Р” и “некоторые Р суть S” существует следующая связь: если истинна одна из этих мыслей, то истинна и вторая, независимо от того, каково нелогическое содержание этих мыслей.

Связи между мыслями по формам, при которых истинность одних из этих мыслей обусловливает истинность других, называются формально-логическими законами, или логическими законами.

Связь между мыслями в рассуждении (1) представляет собой логический закон. Чтобы установить, является ли связь между некоторыми исходными высказываниями и высказыванием, получаемым в результате рассуждения, логическим законом, необходимо вместо нелогических терминов подставлять в эти высказывания произвольные термины тех же типов и при этом всякий раз выяснять, окажется ли истинным получаемое высказывание при истинности исходных. Если всегда обнаруживается такая зависимость истинности высказываний, то связь между ними представляет собой логический закон. Если находится контрпример, то закономерной связи нет, и рассуждение не является правильным. Так, приведенное выше рассуждение “Следователь — юрист. Следовательно, образованный следователь — образованный юрист” является неправильным. Контрпримером для него может служить явно неправильное рассуждение:

Муха — животное. Следовательно, крупная муха — крупное животное.

В современной логике разработаны более простые и более продуктивные методы выявления закономерной связи между мыслями. Эти методы излагаются в главе «Умозаключение».

Имея понятия логической формы и логического закона, можно дать определение формальной логике.

Формальная логика — это наука о формах мышления, о формально-логических законах и других связях и отношениях между мыслями по их логическим формам.

Исследуя необходимые связи между мыслями по логическим формам — логические законы, логика формулирует утверждения об истинности всех высказываний определенной логической формы. Эти утверждения тоже называются законами, но в отличие от логических законов (связей, существующих независимо от того, знаем мы о них или нет) — законами (науки) логики. Например, установив, что всегда, когда истинны мысли форм “Все М суть Р” и “Все М суть S”, истинна мысль формы “Некоторые S суть Р”, можно сформулировать закон логики: “Для любых S, Р и М верно, что если все М суть Р и все М суть S, то некоторые S суть Р”. Законы логики, после того как они сформулированы, выступают в качестве норм, в соответствии с которыми должны осуществляться рассуждения. В логике разрабатываются также требования другого рода, которые рекомендуется выполнять в процессе познания. Формальная логика, таким образом, является нормативной наукой о формах, законах и приемах интеллектуальной познавательной деятельности.

Мышление, осуществляемое в соответствии с требованиями логики, называется правильным. Формальная логика, являясь наукой о правильном мышлении, исследует и систематизирует также типичные ошибки, совершаемые в процессе мышления, т.е. типичные алогизмы.

Длительное время предпринимаются попытки разработать логику диалектическую. Средства этой логики должны применяться в тех случаях, когда нельзя отвлекаться от развития знания. В рамках диалектической логики разработан ряд методологических принципов (конкретности, объективности рассмотрения и др.) и методов познания (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

Предполагается, что в процессе познания методы формальной логики должны дополняться методами диалектической логики и наоборот.

Упражнение

Описанным выше способом установите, являются ли формально-логическими законами связи по формам между исходными суждениями и результирующими в следующих рассуждениях (т.е. являются ли эти рассуждения правильными):

1. Все преступники подлежат уголовному наказанию. Некоторые жители Москвы подлежат уголовному наказанию. Следовательно, некоторые жители Москвы — преступники.

2. Все студенты нашей группы — юристы. Все студенты нашей группы — члены кружка логики. Следовательно, все члены кружка логики — юристы.

3. Некоторые участники этого преступления опознаны потерпевшим. Ни один из членов семьи Петровых не опознан потерпевшим. Никто из лиц, не участвовавших в совершении этого преступления, не привлечен к уголовной ответственности за его совершение. Следовательно, ни один из членов семьи Петровых не привлечен к уголовной ответственности за совершение этого преступления.

4. “Если умер Сократ, то он умер или когда жил, или когда умер. Если когда жил, то он не умер, так как один и тот же человек и жил бы, и был бы мертв; но и не тогда, когда умер, ибо он был бы дважды мертвым. Стало быть, Сократ не умер.” (Эмпирик Секст. Соч. В 2 т. М., 1976. Т. 2. С. 289).

5. Все металлы — теплопроводные вещества. Все металлы — электропроводные вещества. Следовательно, все электропроводные вещества являются теплопроводными.

§ 3. ИЗ ИСТОРИИ ЛОГИКИ

Формальная логика — одна из самых древних наук. Она начала разрабатываться в Древней Греции в VI—V вв. до н.э. Немного позже фрагменты логической науки возникли независимо в Древней Индии, где первыми логиками были Даттария Пунарваса Атрея, женщина-аскет Сулабху и Аштвакра. Греческая логика распространилась позднее в Западной и Восточной Европе и на Ближнем Востоке, а индийская — в Китае, Японии, Тибете, Монголии, на Цейлоне и в Индонезии.

Первоначально логика разрабатывалась в связи с запросами практики судопроизводства и ораторского искусства. Связь логики с этими сферами человеческой деятельности прослеживается в Древней Индии, Древней Греции и Риме. Так, в общественной жизни Древней Индии в период, когда проявился интерес к логике, дискуссии были постоянным явлением. Об этом пишет известный русский востоковед академик В. Васильев: “Если явится кто-нибудь и станет проповедовать совершенно неизвестные дотоле идеи, их не будут чуждаться и преследовать без всякого суда: напротив, охотно будут признавать их, если проповедник этих идей удовлетворит всем возражениям и опровергнет старые теории. Воздвигали арену состязания, выбирали судей и при споре присутствовали постоянно цари, вельможи и народ; определяли заранее, независимо от царской награды, какой должен был быть результат спора. Если спорили только два лица, то иногда побежденный должен был лишать себя жизни — бросаться в реку или со скалы, или сделаться рабом победителя; перейти в его веру. Если то было лицо, пользовавшееся уважением, например, достигшее звания вроде государева учителя и, следовательно, обладавшее огромным состоянием, то имущество его отдавалось часто бедняку в лохмотьях, который сумел его оспорить. Понятно, что эти выгоды были большой приманкой для того, чтобы направить честолюбие индийцев в эту сторону. Но всего чаще мы видим (особливо впоследствии), что спор не ограничивался личностями, в нем принимали участие целые монастыри, которые вследствие неудачи могли исчезнуть вдруг после продолжительного существования. Как видно, право красноречия и логических доказательств было до такой степени неоспоримо в Индии, что никто не смел уклониться от вызова на спор”[5].

Источник

Рабочая программа дисциплины Логика (стр. 2 )

выявите логические формы мыслей выраженных следующими предложениями. выявите логические формы мыслей выраженных следующими предложениями фото. картинка выявите логические формы мыслей выраженных следующими предложениями. смотреть фото выявите логические формы мыслей выраженных следующими предложениями. смотреть картинку выявите логические формы мыслей выраженных следующими предложениями.Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5

выявите логические формы мыслей выраженных следующими предложениями. выявите логические формы мыслей выраженных следующими предложениями фото. картинка выявите логические формы мыслей выраженных следующими предложениями. смотреть фото выявите логические формы мыслей выраженных следующими предложениями. смотреть картинку выявите логические формы мыслей выраженных следующими предложениями.

VI. Понятие о софизмах и логических парадоксах

Софизмы. Логические парадоксы.

этапы построения гипотез;

способы подтверждения гипотез;

способы опровержения гипотез;

Гипотеза как форма развития знаний. Построение гипотезы и этапы её развития. Способы подтверждения гипотез. Опровержение гипотез.

VIII. Логические основы теории аргументации

о структуре доказательств;

о видах аргументов;

о применении прямого и косвенного доказательства;

правила доказательного рассуждения;

Понятия доказательства. Прямое и непрямое доказательство. Понятие опровержения. Правила доказательного рассуждения. Спор.

Типы задач, подобные которым будут предложены на экзамене или зачёте

1. Выявите логические формы мыслей, выраженные следующими предложениями:

Некоторые студенты являются спортсменами

2. Выявите логические формы мыслей, выраженных сложными предложениями, без учёта логических форм мыслей, выраженных простыми предложениями.

Если у человека есть склонность к абстрактному мышлению, то он способен хорошо освоить логику, а если такой склонности у него нет, то хорошо освоить логику такой человек не способен.

3. Укажите, какие из приведённых выражений, являются именными функциями и какие пропозициональными; определите их местность и получите из них имена или предложения, выражающее истинные или ложные высказывания.

Сумма чисел 21 и x

4. К каким симантическим категориям относятся выражения, входящие в следующие словосочетания?

Всякая мать хочет мира.

5. Покажите кругами Эйлера отношения между понятиями:

Деяние (А). Наказуемое деяние (Б). Ненаказуемое деяние (В).

6. Обобщите следующие понятия:

Тайное похищение личного имущества граждан.

7. Определить вид суждения, его субъект и предикат, их распределённость.

Некоторые растения не являются лекарстенными.

8. Запишите структуру следующих сложных суждений при помощи символов.

Если завтра выпадет снег, мы пойдём в лес на лыжах и возьмём с собой собаку.

9. Сформулируйте высказывания, получающиеся из приведённых далее формул путём подстановки вместо переменных следующих конкретных суждений:

a – «Теория Дарвина является научной», b – «Теория Дарвина может быть подтверждена опытными данными, c – «Теория Дарвина может быть опровергнута опытными данными». a →(b v c).

10. Проведите отрицание следующих сложных суждений, предварительно записав формулой их структуру.

Если вы желаете себе несокрушимого памятника, вложите свою душу в хорошую книгу.

11. Какие из приведённых высказываний противоречат друг другу:

Каждый кашалот является водоплавающим.

Ни один кашалот не является водоплавающим.

Отельные кашалоты не является водоплавающим.

Некоторые кашалоты водоплавающие.

12. Определите с помощью «логического квадрата» отношения между следующими простыми суждениями:

Некоторые цветы – розы. Неверно, что все цветы – розы

13. Укажите какие модальные понятия используются в приведённых высказываниях

Доказано, что сила равна массе, умноженной на ускорение.

14. Тождественны ли следующие понятия?

Крокодил. Аллигатор. Представитель отряда пресмыкающихся.

15. Объясните парадокс с точки зрения законов правильного мышления.

16. Сделать непосредственные умозаключения (превращение, обращение и противопоставление предикату)

Некоторые подлежащие выражаются именами существительными.

Это животное – плавает

Это животное – рыба

18. Восстановите следующие энтимемы до полного категорического силлогизма.

Все зимующие птицы зимой не улетаю на юг, поэтому воробьи зимой не улетают на юг.

19. Определите вид умозаключения.

Всё, что способствует эффективному обучению детей, полезно.

Новаторство способствует эффективному обучению детей.

Новые методы обучения – новаторство

Метод советского педагога Шаталова – новый метод обучения

Метод советского педагога Шаталова полезен.

20. Определите вид умозаключения и напишите формулу.

Если весна наступила, то в предстоит много работ.

Весна не наступила.

В сельхозкооперативе не предстоит много работ.

21. Постройте условно-категорическое умозаключение на основе следующих русских их пословиц.

Не узнав горя, не узнаешь радости.

22. Определите вид умозаключения и напишите формулу.

Иммунитет бывает или естественный, или искусственный.

Естественный иммунитет бывает или врождённый, или приобретённый

Иммунитет бывает или врождённый, или приобретённый или искусственный.

23. Насколько правдоподобно заключение?

Человек заходит в бар. Садится за столик, но не спешит делать заказ. Бармен подходит к нему и спрашивает:

Что бы вы хотели выпить?

Ничего. Я один раз попробовал спиртное – мне не понравилось.

Вежливый бармен предлагает ему сигару.

Спасибо, я не курю. Попробовал, но мне это не доставило удовольствия.

Может, вы присоединитесь к играющим в карты джентльменам за соседним столиком? – не сдаётся бармен.

Нет уж, увольте. Я не играю в карты. Однажды попробовал, но игра меня не увлекла. И вообще, если бы не обстоятельства, я бы не пошёл в бар. Но мы договорились встретиться здесь с сыном.

24. В чём ошибка рассуждения?

Человек, который лечит животных.

Но человек – это ведь животное. Мы же говорим: человек – разумное животное. Таким образом, животное лечит животное. Значит, животное лечит само себя. Не кажется ли вам это бессмысленным?

Самостоятельное изучение разделов дисциплины

Самостоятельная работа студентов (СРС) организуется с целью развития навыков работы с учебной и научной литературой, выработки способности вести научно-исследовательскую работу, а также для систематического изучения дисциплины. Указываются все конкретные виды аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и объем, порядок выполнения а также используемые формы контроля СРС, дается учебно-методическое обеспечение (возможно в виде ссылок) самостоятельной работы по отдельным разделам дисциплины.

Рекомендуются следующие формы организации самостоятельной работы студентов:

­ работа над теоретическим материалом, прочитанным на лекциях;

­ самостоятельное изучение отдельных разделов дисциплины;

­ подготовка к практическим и лабораторным занятиям;

­ выполнение типовых расчетов и домашних заданий;

­ подготовка к выполнению контрольных работ;

­ подготовка к семинарам и коллоквиумам;

­ подготовка к олимпиадам, студенческим конференциям;

­ выполнение контрольных заданий при самостоятельном изучении дисциплины;

­ самотестирование по контрольным вопросам (тестам);

­ самостоятельная работа с обучающими программами в компьютерных классах и в домашних условиях;

Характеризуя курсовой проект (работу) или реферат, следует раскрыть цель, указать примерную тематику, примерные объемы реферата или пояснительной записки и графической части курсового проекта (работы), время на выполнение, предусмотренное учебным планом.

Темы курсовых проектов (работ)

Логика как наука о формах и приемах интеллектуальной познавательной деятельности.

Источник

Логика для юристов (7 стр.)

Упражнение 5

Нарушен ли принцип предметности в следующих утверждениях?

«Как личные, так и неличные формы глагола имеют два залога: действительный и страдательный.

Глаголы в действительном залоге выражают действие, которое производится подлежащим.

Глаголы в страдательном залоге выражают действие, которое испытывает на себе подлежащее.» (Маркова Л.С. Краткий грамматический справочник. Английский язык. М., 1972. С. 56)

Выражения языка делятся на классы в зависимости от типов выражаемых ими смыслов, а также от типов объектов, которые они обозначают или представляют. Эти классы называются семантическими категориями.

Прежде всего выделяют предложения, а также части предложений, играющие самостоятельную роль в составе предложений.

Предложения делятся на классы в зависимости от того, выражают ли они суждения, вопросы, нормы и т.д.

Среди выражений, входящих в предложения и играющих в них самостоятельную роль, выделяют дескриптивные и логические термины.

К дескриптивным терминам относятся: 1) единичные имена; 2) общие имена; 3) знаки свойств и отношений; 4) знаки признаков; 5) знаки предметных функций.

Единичные и общие имена охарактеризованы выше.

Отношение отличается от свойства тем, что для получения истинного или ложного предложения его (отношение) следует отнести в мыслях к паре или тройке и т.д. предметов. Примеры отношений: «больший, чем», «расположенный между» и т.п.

Упражнение 6

О каких отношениях идет речь в следующих предложениях? Какие из этих отношений являются двухместными, а какие трехместными?

1. Наука противоположна религии.

2. Иванов знает английский язык лучше французского языка.

3. Мы привыкли, что люди издеваются над тем, чего они не понимают (Гёте).

Знаки предметных функций, или функциональные знаки, представляют предметные функции.

Функцией вообще называется соответствие, в силу которого объекты (предмет, пара, тройка предметов и т.д.) из некоторого множества, называемого областью определения функции, соотносятся с объектами из другого или того же самого множества, называемыми значениями функции.

Предметной называется функция, значениями которой являются предметы. Примеры предметных функций: sin, log, +, масса. Применив функциональный знак «масса» к единичному имени «Земля», получим в качестве значения единичное имя «масса Земли», обозначающее определенную величину, т.е. предмет. Таким образом, данная функция сопоставляет предметы (материальные объекты, обладающие массой) с другими предметами (величинами массы).

Упражнение 7

Установите, к каким семантическим категориям относятся выражения, входящие в следующие словосочетания.

1. Если некоторые сделки являются договорами, а все договоры суть гражданские правоотношения, то некоторые гражданские правоотношения являются сделками. (Союз «а» здесь по значению совпадает с союзом «и», т.е. является логическим термином.)

3. Всякая мать хочет мира.

5. «Мертвый человек сгорает на костре, а живой сгорает от забот» (индийская мудрость).

6. Знание о жизни общества, полученное из книг, не является настоящим знанием.

§ 4. ЯЗЫК ЛОГИКИ ВЫСКАЗЫВАНИЙ

В современной логике разработано несколько специальных искусственных языков, применяемых для описания ее законов. Наиболее широко для этой цели используется язык логики высказываний, выражения которого точно определяются, что позволяет избегать двусмысленностей и сводить процесс проверки правильности рассуждении к «вычислениям», а также решать ряд других проблем.

Как и в естественных языках, в этом языке есть алфавит, а также сложные выражения.

Алфавит языка логики высказываний составляют следующие символы:

Выражения языка логики высказываний называются формулами. Среди формул выделяют правильно построенные (ППФ).

Определение правильно построенной формулы:

а) пропозициональный символ является ППФ;

в) ничто иное не является ППФ.

Примеры формул: ((р ⊃ q) ∨ ¬ r ); ¬ r; (¬p ∨ q).

Формулы (ППФ) языка логики высказываний соответствуют предложениям естественного языка, выражающим суждения.

Упражнение 8

Какие из следующих выражений являются ППФ, а какие нет?

Контрольные вопросы

2. Каковы основные виды знаков?

3. Основные характеристики знаков.

4. Основные виды имен.

5. Каковы принципы употребления имен?

6. Что такое антиномии отношения именования?

7. Основные типы дескриптивных терминов.

8. Как выявить логическую форму мысли?

9. Как определяется правильно построенная формула языка логики высказываний?

10. Какие выражения естественного языка соответствуют формулам языка логики высказываний?

Источник

Логика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 19:06, контрольная работа

Описание работы

Для того чтобы определить, что такое логика, мы должны предварительно выяснить, в чем заключается цель человеческого познания. Цель познания заключается в достижении истины при помощи мышления, цель познания есть истина. Логика же есть наука, которая показывает, как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута истина; каким правилам мышления должно подчиняться для того, чтобы была достигнута истина. При помощи мышления иногда достигается, а иногда не достигается. То мышление, при помощи которого достигается истина, должно быть названо правильным мышлением. Таким образом, логика может быть определена как наука о законах правильного мышления, или наука о законах, которым подчиняется правильное мышление.

Содержание

1.Определение логики
2. Из истории логики
3. Логика формальная и диалектическая
4. Основные методологические принципы формальной логики
5. Основные методологические принципы диалектической логики
6. Проблемы тождества логики, диалектики и теории познания в философии Гегеля
7. Значение и польза логики
8. Литература

Работа содержит 1 файл

логика чистовик.docx

2. Из истории логики

3. Логика формальная и диалектическая

4. Основные методологические принципы формальной логики

5. Основные методологические принципы диалектической логики

6. Проблемы тождества логики, диалектики и теории познания в философии Гегеля

7. Значение и польза логики

Таким образом, к началу текущего столетия символическая логика оформилась в качестве относительно самостоятельной дисциплины в рамках логической науки. Применение методов символической логики к решению проблем поставленных традиционной логикой, а также проблем которые даже не могли быть ею поставлены, вызвало в начале ХХ в. революцию в логике. Именно использование методов символической логики отличает логику современную от традиционной. Вместе с тем в современной логике сохраняются все достижения и вся проблематика традиционной логики.

Диалектическая логика также имеет древнее происхождение. Идеи диалектики мышления восходят к древневосточной и античной философии. Основные категории диалектической логики использовались уже в ранней греческой классике /VI – V вв. до н.э./, однако они не были объединены в систему, и диалектическая логика была далека от выделения в самостоятельную науку. В развитие диалектической логики внесли определенный вклад Платон и Аристотель, отдельные идеи этой логики высказывались средневековыми философами. Классические формы диалектической логике придали немецкие философы Нового времени Кант, Фихте, Шеппинг и в особенности Гегель. Диалектическая логика Гегеля является систематическим учением, хотя она и разработана в позиции объективного идеализма.

Диалектическую логику на материалистической основе разрабатывали К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин. Дальнейшее развитие она получила в трудах современных философов. (Ю. В. Ивлев, 1994)

Логика формальная и диалектическая

Чтобы выявить логическую форму мысли, нужно отвлечься от большей части содержания нелогических терминов, входящих в словосочетание, выражающее эту мысль. Сделать это можно различными способами. Можно, например, опустить нелогические термины в этом словосочетании и поставить вместо них многоточия, штриховые и другие линии. При этом следует вместо различных вхождений одного и того же термина чертить одинаковые линии, а вместо вхождений различных терминов – различные линии. Последние замечания как раз и говорят о неполном отвлечении от смысла нелогических терминов. По типу линий можно восстановить тип нелогических терминов, “от большей части смысла” которых произошло отвлечение.

Второй способ отвлечения от смысла нелогических терминов заключается в замене этих терминов символами – переменными. И в этом случае вместо различных вхождений одного и того же термина ставится одна и та же переменная, а вместо различных терминов – различные переменные. Кроме того, вместо терминов различных типов ставятся и переменные различных типов.

Пусть даны рассуждения:

Все металлы являются электропроводными веществами.

Следовательно, некоторые электропроводные вещества являются теплопроводными.

Следовательно, хороший следователь – хороший юрист.

В результате замены нелогических терминов переменными получим, соответственно, выражения:

Они выражают логические формы указанных рассуждений.

Таким образом, логическая форма – это структура мысли, или процесса мышления, получаемая в результате отвлечения от смысла /от его большей части/ нелогических терминов.

Логическая форма выражает часть содержания мысли. Она информативна.

Логические формы можно классифицировать по типам. Основными типами логических форм являются понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – это мысль, в которой обобщены и выделены в класс предметы на основе системы признаков, общей только для предметов этого класса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *