выявлен дефектный бланк сберкнижки проводка
Как списать бланки строгой отчетности
Форма акта о списании бланков строгой отчетности (0504816) — это первичный бухгалтерский документ, с помощью которого уменьшаются остатки БСО на счете учета. Обратите внимание: сейчас форма изменена!
Новая форма акта, утвержденная приказом Минфина № 103н от 15.06.2020, внесшим изменения в Приложения 1–5 к приказу Минфина № 52н от 30.03.2015, применяется с 27 сентября 2020 года.
Когда разрешено списывать БСО
В бухгалтерии учет БСО подчинен закрепленному законодательно порядку, обеспечивающему сохранность документации.
Формы строгой отчетности используются для разных целей: для осуществления повседневной работы (путевые листы, листки нетрудоспособности, путевки, дипломы и другие); при оформлении отношений с сотрудниками учреждения (трудовые книжки и вкладыши, удостоверения и прочие); во время расчетов с физическими лицами (квитанционные книжки, абонементы и билеты).
Предприятия, использующие в своей деятельности БСО, периодически обязаны списывать испорченные, выданные и утратившие актуальность документы.
В случае обнаружения порчи или выявленного брака такую документацию нельзя выбросить.
Главные причины снятия БСО с учета:
На документе у МОЛ, которое испортило бланк строгой отчетности, проставляется отметка о непригодности для использования, должны читаться реквизиты:
При изменении форм строгой отчетности на предприятии остаются документы старого образца, применение которых запрещено, они подлежат снятию с учета по акту формы 0504816 по истечении установленного срока хранения.
Как регулируется
Списание БСО регулируется постановлением правительства № 359 от 06.05.2008, в котором зафиксированы подробности процедуры. В приказе Минфина № 52н от 30.03.2015 отражены рекомендации по работе с БСО. Нормативными актами установлен порядок, как списать испорченные бланки строгой отчетности, в соответствии с которым они уничтожаются впоследствии.
Государственные и муниципальные предприятия используют для процедуры форму 0504816 по ОКУД, которая утверждена законом как единственно возможная. Коммерческие фирмы вправе самостоятельно разрабатывать и закрепить право применять иные формы акта списания, для чего потребуется внести его в учетную политику.
Организациями часто используется документ формы 0504816, принимаемый проверяющими органами. Акт удобен и имеет графы для внесения необходимой информации.
Процедура списания
Приказом по предприятию создается специальная комиссия, которая составляет акт для снятия с учета документов строгой отчетности. Периодичность списания устанавливается учетной политикой учреждения. Перед составлением документа комиссия обязана удостовериться в целевом использовании бланков, предоставляемых МОЛ для снятия с учета.
Как составить приказ
Приказ, регламентирующий процедуру снятия БСО с учета, утверждается руководителем предприятия.
В документе должна содержаться следующая информация:
Как составить акт
В документе фиксируется состав комиссии, данные приказа о ее создании и период, за который осуществляется списание.
БСО перечисляются в таблице с проставлением:
Устаревшие и испорченные БСО после списания должны сжигаться в присутствии членов комиссии, которые подтверждают факт ликвидации подписями. Акт утверждается руководителем организации.
Помарки и исправления в документации не допускаются.
При составлении акта о списании бланков строгой отчетности (форма 0504816) требуется указывать:
Надо ли сразу списывать испорченные бланки
Бланки, которые заполнены с ошибками, уничтожить сразу не разрешается. Учреждение должно хранить документы до даты списания, которая наступает спустя месяц после инвентаризации.
Предприятие обязано регистрировать акты в журналах учета и хранить 5 лет, как и корешки действующих БСО.
Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.
Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.
Раздел- Корреспондирующие счета
Все счета главы «В» можно разделить на 2 группы:
• специальные счета – каждый из которых несет определенную экономическую нагрузку. Например: 90701 – «Бланки собственных ценных бумаг для распространения»;
• вспомогательные счета – не несут никакой экономической нагрузки, они введены только для корреспонденции со специальными счетами;
• 99998 – счет для корреспонденции с пассивными счетами при двойной записи;
• 99999 – счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи.
Операцию отражают с использованием вспомогательных счетов, если:
• ценность до совершения операции находилась вне банка и не была учтена на счетах банка. Например, приняты на хранение ценные бумаги:
Дт 90803 – «Ценные бумаги на хранении по договорам хранения»;
Кт 99999;
• если после совершения операции ценность будет находиться вне банка и не будет учитываться на счетах банка.
Например, выдана клиенту сберегательная книжка:
Дт 99999;
Кт 91207 – «Бланки».
Операцию отражают по двум специальным счетам без использования вспомогательных счетов, если:
• ценность переходит в другое качественное состояние.
Например, выявлен дефектный бланк справки:
Дт 91202 – «Разные ценности и документы»;
Кт 91207;
• если учитывают пересылку ценностей.
Глава Г. Производные финансовые инструменты и срочные сделки.
Глава Д. Счета ДЕПО.
На счетах главы «Д» учитывают операции с ценными бумагами, проводимые в депозитарии (хранилище ценных бумаг).
Для учёта депозитарных операций предназначены счета депо, на которых отражаются операции с ценными бумагами любых форм выпуска, а также неэмиссионные ценные бумаги, собственные и переданные на хранение. Активные счета 98000-98035 предназначены для учёта ценных бумаг в разрезе мест хранения, пассивные счета 98040-98090 – для учёта ценных бумаг конкретных владельцев.
Во всех главах Плана действует единые принципы.
4. По активам и пассивам, по которым важен срок размещения или привлечения средств, установлены единые границы сроков. Например, счет 455 «Кредиты и прочие средства, предоставленные физическим лицам»:
45502 – кредиты на срок до 30 дней.
45503 – кредиты на срок от 31 до 90 дней.
45504 – кредиты на срок от 91 до 180 дней.
45505 – кредиты на срок от 181 до 1 года.
45506 – кредиты на срок от 1 года до 3 лет.
45507 – кредиты на срок свыше 3 лет.
Классификация счетов
Активные и пассивные счета глав А и В объединены по признаку экономической однородности учитываемых операций в разделы. При этом в одном разделе сосредоточены как активные, так и пассивные счета.
Счета глав Г и Д сгруппированы отдельно по активным и пассивным счетам.
Указанная классификация применяется ко всем счетам системам клиентов (текущим, депозитным, ссудным).
Счета распределяются так же по срокам ( до востребования, до 30 дней )
Для учета операций, совершаемых в различных видах валют, на балансовых счетах открываются отдельные лицевые счета. При этом в номер лицевого счета аналитического учета включается трехзначный код валюты или драгоценного металла.
В ежедневном бухгалтерском учете все остатки по счетам показываются только в рублях.
Вопросы для самоконтроля
Счета бухгалтерского учета : основные понятия, назначение, строение
Счета бухгалтерского учета являются способом группировки и текущего отражения в денежной оценке хозяйственных и банковских операций, в результате которых изменяется состав средств (актив) и их источников (пассив). Счета банков и предприятий различны и не совпадают ни по нумерации, ни по количеству знаков. Каждому счету со своим наименованием и цифровым номером или нескольким счетам соответствует статья (раздел) баланса.
Регистрируются лицевые счета в специальной книге по форме либо в виде электронных баз данных.
Лицевые счета аналитического учёта печатаются по установленным стандартам и формам, которые входят в унифицированную систему расчётной денежной документации и являются выходными документами банка.
К обязательным реквизитам отдельных лицевых счетов относятся:
1.Дата предыдущей операции по счёту
2.Входящий остаток на начало дня (входящее сальдо)
3.Номер документа операции
5.Номер корреспондентского счёта банка
6.Счёт поставщика и покупателя
7.Оборот по дебету и кредиту
8.Остаток по счёту на конец дня (исходящее сальдо)
Лицевой счёт печатается в 2-х экземплярах по клиентским счетам: сам лицевой счёт и выписка из него.
Записи в лицевых счетах и в выписках из них осуществляются одновременно по всем документам данного дня с выведение одной суммы остатка, переходящего на следующий день, исходя из оборотов за день остатков на начало дня.
Выписки из лицевых счетов, выдаваемые клиентами банка, для их достоверности могут заверяться оттиском штампа и подписью ответственного исполнительного банка, а выдаваемые электронно – не заверяются подписью и штампом банка, содержат дату проведения операции. Операции по некоторым счетам, требующим особого контроля, заверяются подписью контролёра.
К выпискам из лицевых счетов прилагаются документы или их копии, на основании которых совершены проводки по зачислению или списанию средств. На основных документах проставляются штампы и подпись работника банка с датой провода по документу по лицевому счету. Выписка и лицевой счет должны быть идентичны, выписка выдается клиенту в сроки, установленные по договорам банковского счета.
Владелец счета обязан в течении 10 дней после выдачи ему выписок письменно сообщить кредитной организации о суммах, ошибочно записанных в кредит или дебит счета.
Выписка из лицевого счета выдается за каждый день, в которой проводились операции. На 1 января должно быть составлено подтверждение остатков клиентов. По письменному заявлению клиентов и с разрешения руководителя банка могут быть выданы дубликаты выписок из лицевых счетов.
После выдачи выписок клиентами лицевые счета за отчетный месяц брошюруются в пачки в возрастающем порядке номеров счетов по балансовым и внебалансовых счетов и сдаются в архив.
В лицевые счета заносят сведения об условных цифровых обозначениях операций:
01 – списано, зачислено по платежному поручению;
02 – оплачено, зачислено по платежному требованию;
03 – оплачен наличный денежный чек;
04 – поступило по объявлению на взнос наличными;
05 – оплачено, зачислено по требованию поручению;
06 – оплачено, зачислено инкассовому поручению;
07 – оплачено, поступило по расчетному чеку;
08 – открытие аккредитива, зачисления сумм неиспользованного, аннулированного аккредитива;
09 – списано, зачислено по мемориальному (расходному\приходному кассовому) ордеру;
10 – документы по погашению кредита (кроме перечисленных выше)
11 – документы по выдачи кредита, зачислению кредита (кроме перечисленных выше);
12 – зачислено на основании авизо;
13 – расчеты с применением банковских карт;
14 – списано, зачислено по платежному ордеру.
Каждый счет, предназначенный для отражения конкретного объекта средств или источников их образования делится на 2 части: левая ДТ и правая КТ. На основании первичных документов систематизируются и накапливаются текущие данные по однородным операциям на счетах (отражаются в количественном и денежном выражении).
Остаток по бухгалтерскому счету называется сальдо. Обычно используют понятие «сальдо» на начало периода (до проведения операции) и на конец отчетного периода (после совершения операции).
Счета, по которым сальдо может меняться на противоположное, относятся к числу парных счетов. Бухгалтерские счета подразделяются на балансовые и внебалансовые. Ценности и документы, отраженные в учете по балансовым счетам, по внебалансовым счетам не отражаются, кроме случаев, предусмотренных Правилами ведения бухгалтерского учета и нормативными документами ЦБ России.
Лицевым счетам присваиваются номера и полное наименование. При этом номер лицевого счета должен определять его принадлежность к конкретному объекту, клиенту и целевому назначению, оставаясь неизменным в течение определенного периода времени.
Номер лицевого счета состоит из 20 знаков (+ 5 резерв), сгруппированных в определенной последовательности. Знаки в номере лицевого счета располагаются, начиная с первого разряда, слева. Нумерация лицевого счета начинается с номера раздела.
Схема
обозначения лицевых счетов и их нумерации (по основным счетам)
2. Схема нумерации лицевых счетов:
При осуществлении операций по счетам в иностранных, клиринговых валютах, а также в драгоценных металлах в лицевом счете в разрядах, предназначенных для кода валюты, указываются соответствующие коды, предусмотренные Общероссийским классификатором валют (ОКВ), а по счетам в валюте Российской Федерации используется признак рубля «810». Для расчета защитного ключа по счетам с кодами клиринговых валют и драгоценных металлов необходимо руководствоваться нормативными актами Банка России.
Если четыре (менее четырех) знака номера филиала (структурного подразделения) излишни, то свободные знаки могут использоваться кредитной организацией по потребности. Свободные знаки в номере филиала (структурного подразделения) и в порядковом номере лицевых счетов обозначаются нулями и располагаются в неиспользуемых разрядах слева перед номером филиала (структурного подразделения) или порядковым номером лицевого счета.
Последние три знака номера корреспондентского счета, открытого в подразделении Банка России (18-й, 19-й, 20-й разряды), содержат 3-значный условный номер участника расчетов, соответствующий 7-му, 8-му, 9-му разрядам БИК.
Транзитные счета по учету валютной выручки, подлежащей обязательной продаже, средств государственных внебюджетных фондов, подлежащих перечислению в соответствующие фонды, и других средств открываются на тех балансовых счетах второго порядка, на которых ведутся банковские счета клиентов.
В целях создания резерва целесообразно в программном обеспечении предусмотреть для номеров счетов 25 знаков (резерв 5 знаков).
3. Примеры нумерации лицевых счетов.
Пример 1. Открытие лицевого счета коммерческой организации, находящейся в федеральной собственности, для учета средств клиента:
Пример 2. Открытие транзитного лицевого счета коммерческой организации, находящейся в федеральной собственности, для учета экспортной валютной выручки, подлежащей обязательной продаже:
четыре последних знака символа
4. Особенности нумерации специальных банковских счетов резидентов и нерезидентов и специальных брокерских счетов.
При присвоении порядкового номера лицевого счета, открываемого в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России на балансовых счетах N 30230, N 30606, N 40701, N 40818 и N 40819, в разрядах 14 и 15 указывается код, установленный нормативными актами Банка России для соответствующего вида счета.
Вопросы для самоконтроля
В какие сроки выдаются выписки из лицевых счетов?
Списание основных средств, не соответствующих критериям актива
Автор: Сизонова О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Каковы особенности списания объектов основных средств при несоответствии критериям признания их активами у автономных учреждений? Списание какого имущества необходимо согласовывать АУ с учредителем? Какие документы необходимо оформить? Как отразить в бухгалтерском учете АУ данные операции?
Основания для выбытия объектов ОС с бухгалтерского учета поименованы в п. 51 Инструкции № 157н, п. 45 СГС «Основные средства». К ним, в частности, относятся:
прекращение признания объекта ОС при условии несоответствия его критериям признания активов (объект, который не приносит учреждению экономических выгод, не имеет полезного потенциала и в отношении которого в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод) (п. 8 СГС «Основные средства»);
передача в порядке, предусмотренном законодательством РФ, объекта имущества другому государственному (муниципальному) учреждению, органу государственной власти (государственному органу), органу местного самоуправления (муниципальному органу), государственному (муниципальному) предприятию;
возврат объекта учета финансовой аренды при прекращении права пользования и (или) владения без выкупа объекта;
включение объекта имущества в состав государственной части (негосударственной части – по объектам муниципальной собственности) Музейного фонда РФ, Архивного фонда РФ или национального библиотечного фонда;
передача в результате продажи (дарения);
иные основания, предусматривающие в соответствии с законодательством РФ прекращение права оперативного управления имуществом.
Комплекс действий учреждения при принятии решения о выбытии (списании) имущества (в том числе оформление необходимых документов, отражение операций в бухгалтерском учете) в каждом из перечисленных случаев различается.
Далее рассмотрим порядок списания с учета объектов ОС, которые не соответствуют критериям признания их активами, в случаях, когда имущество:
1) непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;
2) выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.
Комплекс действий при списании объектов ОС
Как правило, автономные учреждения при списании имущества с бухгалтерского учета руководствуются своей учетной политикой и нормативными правовыми актами учредителя (собственника имущества), в которых установлен порядок списания (согласования списания) государственного (муниципального) имущества.
В отношении федерального имущества Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 утверждено Положение об особенностях списания федерального имущества (далее – Положение № 834).
Поскольку принципы списания федерального имущества, имущества субъектов РФ (муниципального имущества) аналогичны, далее будем опираться на нормы указанного положения.
Для справки: Положение № 834 не распространяется:
а) на федеральное имущество, изъятое из оборота;
б) на музейные предметы и коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ, а также документы, включенные в Архивный фонд РФ и (или) Национальный библиотечный фонд;
в) на федеральное имущество, расположенное за пределами РФ.
Принятие решения о списании
Решение о списании федерального имущества принимается (п. 4 Положения № 834):
а) в отношении движимого имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением собственником либо приобретенного учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение имущества, – учреждением самостоятельно;
б) в отношении недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением собственником либо приобретенного за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение такого имущества, – учреждением по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится.
При этом до того, как направить учредителю на согласование списания недвижимого и особо ценного движимого имущества соответствующие документы, необходимо согласовать их с наблюдательным советом учреждения (п. 8 ст. 11 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».)
С целью подготовки принятия решения о списании федерального имущества нужно осуществить ряд мероприятий, выполнение которых возлагается на созданную в учреждении постоянно действующую комиссию по поступлению и выбытию нефинансовых активов (далее – комиссия).
Комиссия осуществляет следующие полномочия (п. 6 Положения № 834):
осматривает имущество, подлежащее списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;
принимает решение по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования имущества, о возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от имущества;
устанавливает причины списания имущества, в числе которых физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания имущества;
подготавливает акт о списании имущества в зависимости от вида списываемого имущества по установленной форме и формирует пакет документов в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится автономное учреждение.
Для справки: положение о комиссии и ее состав утверждаются приказом руководителя учреждения, которым на комиссию также могут быть возложены дополнительные полномочия, направленные на обеспечение использования имущества по целевому назначению, в том числе при проведении инвентаризации, а также при своевременной подготовке и принятии решений о списании имущества (п. 7 Положения № 834).
Комиссия правомочна проводить заседания по мере необходимости при наличии кворума, который составляет не менее двух третей членов состава комиссии. При этом срок рассмотрения представленных ей документов не должен превышать 14 дней (п. 7 Положения № 834).
Подготовка документов, необходимых для согласования списания ОС
Перечень документов, необходимых для согласования списания имущества, находящегося в оперативном управлении автономного учреждения, утверждается федеральным органом исполнительной власти, органом власти субъекта РФ, муниципальным органом власти, в ведении которого оно находится.
В качестве примера приведем перечень документов, необходимых для принятия решения о согласовании списания федерального имущества, утвержденный Приказом Минспорта РФ от 28.12.2015 № 1250 в части особо ценного движимого имущества:
1. Сопроводительное письмо с указанием прилагаемых документов и причин списания особо ценного движимого имущества, подписанное руководителем и главным бухгалтером учреждения.
2. Перечень особо ценного движимого имущества, решение о списании которого подлежит согласованию. В перечне указываются:
наименование объекта учета;
год ввода в эксплуатацию (год выпуска);
балансовая и остаточная стоимость объекта учета на момент принятия решения о списании;
срок полезного использования и срок фактического использования объекта учета на момент принятия решения о его списании.
3. Копия приказа учреждения о создании постоянно действующей комиссии, на которую возложены полномочия по подготовке и принятию решений о списании имущества, с приложением положения о данной комиссии и сведений о ее составе, утвержденного приказом руководителя.
4. Копия протокола заседания комиссии о списании имущества.
5. Оригинал акта о списании имущества.
6. Инвентарные карточки учета предлагаемого к списанию имущества.
7. Техническое заключение о состоянии объекта имущества независимого эксперта с приложением копий документов, подтверждающих его полномочия по осуществлению соответствующей деятельности на территории РФ.
8. При списании транспортных средств дополнительно представляются:
копия паспорта транспортного средства;
копия свидетельства о регистрации транспортного средства;
акт о техническом состоянии транспортного средства;
копия отчета об оценке рыночной стоимости транспортного средства с фотоматериалами, произведенной не ранее чем за три месяца до представления его учредителю.
9. При списании транспортного средства, выбывшего вследствие аварии, дорожно-транспортного происшествия, дополнительно прилагаются:
акт об аварии или дорожно-транспортном происшествии, выданный уполномоченным органом;
документы о регистрации аварии или дорожно-транспортного происшествия, выданные уполномоченным органом;
справка о размере нанесенного ущерба, составленная учреждением;
постановление о возбуждении уголовного дела, постановление о прекращении уголовного дела или иные документы, подтверждающие принятие мер по защите интересов или возмещению причиненного ущерба;
постановление об административном правонарушении;
приказ о принятии мер в отношении виновных лиц, допустивших повреждение транспортного средства.
В отношении недвижимого имущества указанным приказом Минспорта утвержден отдельный перечень документов, необходимых для согласования списания недвижимости.
Оформление акта о списании ОС
При принятии комиссией решения о списании объектов основных средств оформляются следующие первичные документы (Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н):
акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104);
акт о списании транспортного средства (ф. 0504105);
акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144).
Для справки: выбытие объектов основных средств в случаях их продажи, безвозмездной передачи и иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, оформляется актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).
Оформленный комиссией акт о списании имущества утверждается руководителем в следующем порядке (п. 10 Положения № 834):
в отношении недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением собственником либо приобретенного учреждением за счет средств, выделенных его учредителем, – после согласования с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение;
в отношении иного движимого имущества – самостоятельно.
Реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании (демонтаж, утилизация), и отражение в учете выбытия объекта ОС не допускаются до утверждения в установленном порядке акта о списании (п. 11 Положения № 834, п. 52 Инструкции № 157н).
Отражение в бухгалтерском учете операций по списанию ОС
В бухгалтерском учете списание инвентарных объектов ОС (в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 10 000 руб. включительно, учитываемых на забалансовом счете 21) отражается на основании решения комиссии, оформленного в установленном порядке соответствующим актом (формы приведены выше), и при наличии согласования собственника (в вышеуказанных случаях).
Одновременно со списанием с балансового учета стоимости объектов основных средств вследствие их выбытия подлежит списанию сумма накопленных по этим объектам амортизационных отчислений, а также убытков от обесценения (при наличии) (п. 52 Инструкции № 157н).
Учет операций по выбытию объектов ОС ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (п. 55 Инструкции № 157н).
При списании объектов ОС с балансового учета необходимо учитывать следующее.
Согласно п. 335 Инструкции № 157н имущество, в отношении которого принято решение о списании, в том числе в связи с физическим или моральным износом и невозможностью (нецелесообразностью) его дальнейшего использования, до момента его демонтажа (утилизации, уничтожения) учитывается на забалансовом счете 02 «Материальные ценности на хранении» в условной оценке «один объект – один рубль». Выбытие объектов с забалансового учета отражается после окончания указанных мероприятий на основании оправдательных документов.
Таким образом, объекты ОС, подлежащие демонтажу, утилизации (уничтожению) до момента окончания этих мероприятий, при списании их с учета (со счета 0 101 00 000, с забалансового счета 21) должны быть приняты к учету на забалансовый счет 02. Сведения о предстоящих (прошедших) указанных мероприятиях могут быть зафиксированы в акте о списании в разделах «Заключение комиссии», «Результаты выбытия».
Порядок списания объектов ОС с забалансового счета 02 после демонтажа, утилизации (в том числе формы первичных учетных документов, подтверждающих проведение указанных мероприятий) целесообразно предусмотреть в учетной политике учреждения.
В случае списания ОС вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения (при хищении), такие объекты не отражаются на забалансовом счете 02.
В автономном учреждении принято решение о списании объектов основных средств. Акты о списании оформлены надлежащим образом по установленным формам и переданы в бухгалтерию. По заключениям комиссии, отраженным в актах, с учета списываются следующие объекты:
1) приобретенные за счет средств субсидии:
персональный компьютер, пришедший в негодность по причине морального износа (балансовая стоимость – 45 000 руб., начисленная амортизация в размере 100 %);
письменные столы (5 шт.), пришедшие в негодность по причине физического износа (числящиеся на забалансовом счете 21), стоимостью 3 000 руб. за единицу;
2) приобретенный за счет приносящей доход деятельности ноутбук, пришедший в негодность в результате падения с рабочего стола по неосторожности работника (балансовая стоимость – 50 000 руб., начисленная амортизация в размере 100 %).
Ноутбук восстановлению не подлежит. Виновное лицо обязалось возместить ущерб. Комиссия определила справедливую стоимость ноутбука методом рыночных цен в размере 40 000 руб.
Персональный компьютер относится к особо ценному движимому имуществу, остальное имущество является иным движимым имуществом.
Согласно п. 220 Инструкции № 157н размер ущерба при порче имущества определяется исходя из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов. В случае полной утраты имущества текущей восстановительной стоимостью будет являться справедливая стоимость, определенная методом рыночных цен. В силу п. 55 СГС «Концептуальные основы» при использовании метода рыночных цен справедливая стоимость актива (обязательства) определяется на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами (обязательствами), совершенных без отсрочки платежа.
В бухгалтерском учете сделаны следующие записи:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Списан персональный компьютер, пришедший в негодность по причине морального и физического износа
Принят к забалансовому учету персональный компьютер, не соответствующий критериям актива
Списаны письменные столы по причине физического износа с забалансового учета (5 шт.)
Забалансовый счет 21
Приняты к забалансовому учету письменные столы, не соответствующие критериям актива (5 шт.)
Списан ноутбук, пришедший в негодность
Принят к забалансовому учету ноутбук, не соответствующий критериям актива
Начислена задолженность по ущербу имуществу (отнесенная за счет виновных лиц) в размере справедливой стоимости, определенной методом рыночной стоимости
В заключение необходимо отметить, что сведения о выбытии с учета имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, подлежат передаче в соответствующие органы исполнительной власти, на которые возложены полномочия по управлению таким имуществом (в том числе ведению реестра федерального, государственного, муниципального имущества).
В отношении федерального имущества такие полномочия возложены на Росимущество. Положение об учете федерального имущества утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 (далее – Положение № 447).
В пункте 13 Положения № 834 отмечено, что после завершения мероприятий, предусмотренных актом о списании, утвержденным руководителем АУ, документы, представление которых предусмотрено Положением № 447, в месячный срок направляются учреждением в Росимущество для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества (если иное не установлено актами Правительства РФ).
При этом в п. 23 Положения № 447 указано, что если право собственности РФ на имущество прекращено, то лицо, которому оно принадлежало на вещном праве, для исключения из реестра сведений об имуществе обязано в 14-дневный срок со дня получения сведений о прекращении указанного права направить в систему учета:
а) запись о прекращении права собственности РФ на имущество по установленной форме (приложение 3 к Положению № 447) для исключения сведений из карты сведений об объекте учета. Если прекращение права собственности РФ на имущество влечет исключение сведений из других карт сведений об объекте учета, то лицо, которому оно принадлежало на вещном праве, направляет запись в отношении каждой из них;
б) документ, подтверждающий прекращение права собственности РФ на имущество или государственную регистрацию прекращения указанного права, если им является недвижимое имущество.
При подготовке указанных документов рекомендуем уточнить сроки их представления непосредственно в территориальном органе Росимущества по месту регистрации учреждения.