йенге что это азербайджан
Енгя в спальне молодоженов: традиция или предрассудок?
На дворе XXI век. Но и течению времени не удалось стереть из памяти азербайджанцев великое множество древних традиций и красивейших обрядов. И это, наверное, даже хорошо, что даже сквозь века мы умудряемся пронести свою культуру, самобытность и сохранить ценности наших предков. Но, как говорится, все хорошо в меру.
Разумеется, за каждым древним обрядом некогда крылось рациональное зерно, которое мы, современные азербайджанцы, зачастую упускаем из виду. Вероятно поэтому, не задумываясь о смысле старинных традиций, мы свято чтим то, что давно уже является пережитком прошлого. Об одном из таких пережитков, выглядящим в наши дни нелепо, мы решили поговорить сегодня.
Игры в целомудрие
В старину в помощь молодоженам направляли умудренную опытом женщину-енгя в обязанности которой входило объяснить девушке, что представляют собой интимные отношения. Поскольку ни книг, ни телевидения, а уж тем более Интернета в ту пору не было, молодежь была лишена какой бы то ни было информации об этом щепетильном процессе. Именно поэтому роль советчицы, даже в некоем роде психологического консультанта, была крайне важна.
По традиции, именно енгя готовила молодым брачное ложе, учила девушку «премудростям» брачной жизни, после чего удалялась в другую комнату.
Со временем роль «сексуального наставника» себя исчерпала, а традиция, которую правильнее было бы называть уже «пережитком прошлого», приобрела столь уродливые очертания, что неизменно вызывает недоумение, а чаще – возмущение у всех разумных людей.
Думаю, я не открою никому большой тайны, сказав, что нынче «енгя» служит экспертом по целомудрию невесты.
Представьте себе картину – в первую брачную ночь в соседней от спальни молодоженов комнате восседает некая серьезная «дама», с нетерпением ожидающая, когда же все свершится. Анекдотичную форму ситуации придает и нетерпение енги, которая, как правило, ничуть не стесняясь, стучится в дверь с вопросом: «Ну как?»
По установленным правилам, енгя обязана засвидетельствовать наличие крови на брачной простыне, после чего «вещдок» демонстрируют родителям жениха и невесты.
Позор на всю жизнь
Тем временем, «проштрафившуюся» невесту, на брачном ложе которой не было обнаружено пятен крови, как правило, со скандалом возвращают в родительский дом. Причем на дальнейшем существовании девушки на этом можно поставить крест.
Примечательно, что «на орехи» достается в таком случае и енгя, которая является своеобразным гарантом чистоты невесты. Были случаи, когда дело доходило до жесткого рукоприкладства.
Расхожим заблуждением является тот факт, что на присутствии енги обычно настаивает сторона жениха. Это не совсем так. Как правило, в доказательствах того, что невеста была целомудренна, «женская» сторона заинтересована едва ли не больше остальных. Это своеобразная страховка. Во-первых, от того, что коварный жених не постарается избавиться от невесты под предлогом ее «порочности», а во-вторых, бережно хранимая (кстати, стороной девушки) простыня, поможет, в случае чего, вернуть женщине доброе имя, даже если между молодыми возникнут какие-либо размолвки.
Тест на девственность чреват серьезными проблемами
Как это ни странно, но и азербайджанским «мачо» в подобной ситуации приходится не сладко. Так по рассказу М.Азизовой, от волнения и осознания того, что кто-то ждет от него «решительных действий», парень может оказаться не в состоянии выполнить «супружеский долг».
Доморощенные судьи
В регионах подобная особенность женской физиологии может стать причиной настоящей трагедии.
Невесту с позором вернули в отчий дом, а позже родители несчастной обратились к врачу, который и прояснил ситуацию. Но, как это ни прискорбно, жизнь женщины была сломана.
Это интересно
В Австралии и на индонезийских островах молодожены были обязаны совершать первый половой акт на глазах у всего племени.
В некоторых культурах (например, Банту в Южной Африке), проверка на девственность является обычаем. Это, как правило, означает проверку на девственность, совершаемую старшей женщиной.
Целомудренности до сих пор придается важное значение в восточной части Средиземноморья.
Ну а поскольку спрос рождает предложение, вот уже полвека существует так называемая «гименореставрация» (восстановление девственной плевы хирургическим методом). Первооткрывателем в этой области стал итальянский гинеколог Борнул, вернувший «непорочность» своей собственной дочери.
Ежегодно в Японии производится от трех до четырех тысяч подобных операций, в основном на девушках, которые собираются выйти замуж: более 80% японцев до сих пор требуют, чтобы невеста была девственной.
С глубокой любовью к красивейшей азербайджанской культуре, к нашим мудрейшим традициям, мы поднимаем этот вопрос. Можно ли избавиться от пережитков прошлого, сохранив уважение к национальным обычаям? Безусловно, да. Возможно для того, чтобы искоренить обряды, неприемлемые в современном обществе, нужно время.
Традиции азербайджанцев
Азербайджан — одна из тех стран, где глубоко почитаются и свято соблюдаются национальные традиции, сложившиеся на протяжении многовековой истории этого народа. Каждого родившегося на этой земле представителя древней нации они сопровождают с момента рождения и до конца жизни. Традиции и обычаи азербайджанцев самобытны и порой противоречивы, но в их основе всегда лежат мусульманские нормы морали в сочетании с древними культами национальной истории.
Праздник Новруз
У этого праздника нет однозначного перевода, его называют торжеством весны, обновления природы, новым годом и т.д. В отличие от традиционного Нового года, который страна встречает 1 января, отмечают его 21 марта, в день весеннего равноденствия. Но само празднование начинается заранее и включает в себя еще четыре предпраздничных дня.
Первый из них — Су Чершенбе, день обновления воды. По древним поверьям, в это день приходят в движение зимние стоячие воды, начинают таять снега в горах и несут с собой новую жизнь. По традиции, азербайджанцы встают с рассветом, приносят воду из источника, по которой скользнул первый луч солнца, окропляют ею друг друга, угощают сладостями.
Одлу Чершенбе — второй вторник, он посвящен Солнцу и его земному подобию — огню. В это день принято зажигать факелы по числу членов семьи, разводить костры, прыгать через огонь и верить, что все прошлые и будущие беды сгорят в нем без следа. Разжигать этот костер может только несовершеннолетний «чистый» мальчик. Гасить его, тем более водой, нельзя, огонь обязательно должен догореть сам, после чего пепел выносится на окраину поселка.
Далее следуют Торпаг Чершенбе (день земли) и Ахыр Чершенбе, непосредственно предшествующий Новрузу. Люди стараются отогнать печали, не сквернословить, делать добро, девушки традиционно гадают на предстоящий год.
День 21 марта является нерабочим, празднование начинается с рассветом. Повсюду происходят торжества, проводятся национальные игры и гуляния. Родственники ходят в гости с подарками, дети собирают сладости, и если не брать во внимание местные особенности (национальные лакомства и виды борьбы, катание на верблюдах и проч.) и отсутствие религиозного подтекста, то внешне все это напоминает христианское Рождество.
Долгая дорога к свадьбе
Свадьба среди азербайджанских традиций, сохранившихся до сегодняшних дней, является самой богатой, продолжительной и насыщенной множеством особых событий и этапов. Жизнь в крупных мегаполисах вносит свои коррективы в местные обряды и обычаи, однако, в небольших поселениях, а тем более в селах, подготовка к заключению брачного союза и сама свадьба происходят практически так же, как и много поколений назад. Свадебных традиций у азербайджанцев очень много, но начинается все с оповещения родственников невесты.
Предварительное оповещение
Один из близких родственников жениха оправляется в дом выбранной девушки, чтобы известить ее родню о намерении прислать сватов. Если получить на это согласия не удается, процедура может повториться, но тогда уже в дом девушки делегируется другой родственник, из самых старших и уважаемых, чтобы постараться достичь согласия.
Малое сватовство
После предварительно полученного согласия на прием сватов (но пока не на свадьбу) в дом девушки отправляется мать жениха и с нею еще одна женщина из родни. Они заручаются согласием женской половины дома девушки. Затем с той же целью встречаются главы семейств, при этом отец жениха берет с собой троих уважаемых членов семьи. Прежде, чем дать согласие на сватовство, отец девушки спрашивает согласия у нее. Она не говорит «да», для этого достаточно ее молчания. Но и после этого окончательная договоренность еще не достигнута, это происходит на следующем этапе. Окончательное согласие на брак дом девушки дает еще после нескольких встреч с оговоренным регламентом по составу визитеров и времени на раздумье. Никто не должен подумать, что девушку отдают с легкостью. И наконец, назначается дата, в которую состоится сватовство.
Сватовство
В дом выбранной невесты прибывают многочисленные родственники юноши, их также встречают большим семейным составом. Отсутствуют только сама девушка и ее мать, которая уводит ее из дома. После длительных разговоров на отвлеченные темы сваты официально спрашивают согласия и получают такой же официальный ответ. Первый раз он может быть отрицательным, и тогда все повторяется во второй раз, в который уже крайне редко гости получают отказ. Все заканчивается поздравлениями и большим застольем.
Малое обручение
Обряд проводится спустя месяц. В доме присутствует девушка, окруженная подружками и родственницами-ровесницами, таких часто набирается по 20-30 человек. В дом приходит посланник от жениха, в задачу которого входит надеть на палец будущей невесты колечко и покрыть ее голову платком. Его угощают сладостью, от которой он откусывает только половину, а вторую относит будущему жениху. После этого начинается традиционный девичник, во время которого невеста поочередно кладет руку на головы присутствующих незамужних девушек и надевает им на палец свое новое кольцо. По поверью, выбранная из них первой выйдет замуж следом.
Большое обручение
Проходит еще несколько месяцев, и приходит время настоящего большого праздника в доме невесты. Собираются на него вся родня, соседи и другие близкие люди. В этом отражается построение браков в стране не только на любви брачующихся, но и в немалой степени на одобрении общества. Близкие родственники невесты накрывают стол, а сторона жениха приносит многочисленные подарки.
«Парча бичини»
Азербайджанский предсвадебный обряд, в ходе которого выбирается наставница для невесты. Ею становится неразведенная женщина пожилого возраста с безупречной репутацией. Она одевает невесту, разукрашивает ее руки и ноги узорами хны и в свое время приведет ее в дом мужа.
Далее идет еще целый ряд обрядов, включая выпечку хлеба, выкуп, проводы невесты и т.д. — описать все свадебные традиции азербайджанцев затруднительно даже кратко. Перечислим лишь некоторые из них, выполняемые в сам день свадьбы.
Азербайджанские традиции гостеприимства
Какие бы события не происходили в доме у азербайджанской семьи, все уходит на задний план, если в доме появляется гость. Принимают его здесь с искренним радушием и всегда с настоящим размахом. При этом отказ от приглашения в гости не принят обществом, здесь он может быть принят как оскорбление. Но если человек, которого пригласили в гости, по каким-то причинам не может этого сделать, он может договориться с хозяином дома, чтобы перенести визит на другое время.
Переступив порог азербайджанского дома, нужно, прежде всего, снять обувь, какой бы она ни была. Далее принято следовать указанием хозяина. Обычно следует обмен небольшими подарками, поэтому приходящий в гости обычно имеет при себе какие-то мелкие сувениры. Отказываться от подарков нельзя.
Хозяйка и другие присутствующие женщины накрывают стол яствами, но сами при этом могут отказаться принять участие в трапезе. Настаивать на этом не принято, более того, нельзя уделять слишком много внимания женской половине дома, это будет принято неодобрительно.
Зарубежных гостей может удивить то, что сначала к столу может быть подан чай. Это не следует расценивать, как намек на краткость трапезы, дело в том, что чаепитие в стране давно вышло за привычные гастрономические рамки и стало символом гостеприимства. Однако в больших городах этот обычай, особенно по отношению к иностранцам, может и не соблюдаться.
После чаепития подходит время подачи горячих блюд, свежей зелени и различных овощей, а под конец трапезы на стол подаются фрукты и сладости. Многие блюда из тех, что в Европе едят с помощью приборов, в Азербайджане принято есть руками, например, рис. Его просто берут щепоткой. Продолжительность обеда с гостями доходит до трех часов и более.
Традиции деторождения
Забота о здоровье будущего ребенка начинается с начала беременности. Считается, что женщина, которая готовится стать матерью, должна быть особенно обходительной с другими, спокойной, радостной. Она должна как можно чаще часто смотреть на красоту природы — созерцать цветы, небо, воду и т.д. Важным обрядом считается первое купание малыша, на котором мать, по традиции, не присутствует. Ребенка купают в соленой воде, это олицетворяет его будущую чистоту, красоту и смелость (если речь идет о мальчике).
Еще одним важным семейным торжеством является обряд наречения имени. В разных регионах Азербайджана он проводится в разное время — на седьмой или на десятый день после рождения. Но суть его сохраняется веками. В доме накрывается богатая трапеза и приглашается много народа — родственники, соседи, в деревнях в гостях собираются практически все односельчане. Но начинается все не с яств, а со специальной сценки. Справа от ребенка читается азан (так называется исламский призыв к молитве), а слева — икама (ежедневный намаз). После этого ребенку нарекается имя, которое по обычаю выбирается из Корана.
С появлением первого зуба родня собирается на трапезу, на которой подается семь блюд, приготовленных из зерновых культур. Волосы малышу не стригут до годовалого возраста. В год ему первый раз остригают волосы, которые, наряду с первыми остриженными ногтями, по обычаю принято хранить в доме родителей.
Хватит девочек!
По традиции, в азербайджанских семьях всегда выше ценились дети мужского пола. Еще во время свадьбы невесте при входе в дом мужа давали подержать на руки младенца-мальчика, чтобы в новой семье в первую очередь родился именно мальчик. В народе существует пожелание о рождении семерых сыновей и одной дочери. Человек, первым сообщивший отцу и дедушке о рождении сына и внука, получал от них подарок.
А вот к родившимся девочкам отношение было равнодушное. И, если в семье рождалось подряд несколько девочек, это считалось чуть ли не несчастьем. Их называли именами, которые в переводе означали одно и то же — хватит, отпусти, достаточно девочек!
Традиционные азербайджанские блюда
Самыми распространенными блюдами, подаваемыми и к ежедневному, и к праздничному столу, в Азербайджане являются плов (аутентичное название «аш»), долма (мини-голубцы на виноградных листьях) и кабаб — множество разновидностей шашлыка. Особое место в национальной кухне занимают сладости, хлеб и пряные травы. Ислам запрещает употребление свинины, но это нисколько не обедняет самобытную национальную кухню, сложившуюся благодаря благодатному климату Закавказья, выходу к морю, развитому животноводству и земледелию и уникальному географическому расположению между Ближним Востоком и Европой.
Грузия в тисках «союзников»: Азербайджан строит дорогу к «Кешикчидагу»
В азербайджанские СМИ просочилась информация о том, что Государственное агентство автомобильных дорог Азербайджана продолжает строительство новой автомобильной магистрали длиной 32 километра. Строительство коротенького отрезка где-то вдали от центра на периферии, скорее всего, осталось бы незамеченным, если бы не одно обстоятельство — эта дорога ведет к «Государственному историко-культурному заповеднику» «Кешикчидаг». Дело в том, что такой статус присвоен части христианского монастырского комплекса Давид Гареджи, который волею судеб оказался на территории Азербайджана.
Давид Гареджи относится к историческим национальным святыням Грузии и связан с одним из так называемых «сирийских отцов» — Давидом Гареджи. Он вместе с группой христианских священнослужителей прибыл в Грузию с миссионерской миссией для организации в стране монастырского служения. Это один из наиболее почитаемых святых. Гора Мтацминда (Святая гора), ставшая таким же символом Тбилиси, как Эйфелева башня в Париже или Тауэр в Лондоне, названа в его честь, так как он жил в пещере, отрытой на ее склоне, и отсюда спускался в город, проповедуя христианство.
Монастырский комплекс Давид Гареджи.
Монастырский комплекс начал строиться в раннем средневековье и постоянно расширялся, так как к нему добавлялись новые церковные здания. В советское время, когда власть формировала братские республики, границы между ними проводились весьма произвольно. Таким образом, часть христианского монастырского комплекса Давид Гареджи оказалась в мусульманской республике. В атеистическом советском обществе это большого значения не имело, да и границы между союзными республиками были чистой формальностью.
С распадом СССР и парадом независимостей молодых государств ситуация резко изменилась. Теперь тело монастырского комплекса Давид Гареджи разрезала уже не условная административная, а самая настоящая государственная граница. Несмотря на все политические и экономические катаклизмы, обрушившиеся на Грузию, общественность никогда не забывала о проблеме Давид Гареджи.
Казалось бы, решить полюбовно столь болезненную для грузинского общества проблему, двум странам, гордящимся не только добрососедскими, но и союзными отношениями, будет проще простого, тем более, что Грузия была готова рассматривать любые варианты. Ее руководство было согласно обратиться к турецкому опыту, когда турки ради выхода на границу с Нахичеванским анклавом Азербайджана, предложили Ирану вчетверо большую территорию. Однако азербайджанское руководство не только отвергло саму идею передачу территории христианских памятников Грузии, но и объявило их историческим наследием азербайджанского народа, создав Государственный историко-культурный заповедник «Кешикчидаг». Естественно, подобный статус не только затруднял дальнейшие переговоры, но и практически делал их безнадежными.
Позиция грузинских властей в этом вопросе отличается чрезвычайной мягкостью и деликатностью. Это легко понять, так как Грузия, слепо и бездумно следуя курсу русофобии, давно уже попала в полную экономическую зависимость от турецкого и азербайджанского капитала, которая стремительно трансформируется и в зависимость политическую. «Грузинская мечта» затрагивает этот вопрос только потому, что не может игнорировать требования общественности.
Весьма характерно, что главный оппонент властей, непримиримая оппозиция в лице «Единого национального движения», яростно набрасывающаяся на любую инициативу властей, эту тему не затрагивает вообще. И это понять легко, потому что именно они и их лидер Михаил Саакашвили отдали страну на откуп турецкому и азербайджанскому капиталу и лоббирование их интересов сделали семейным бизнесом. Именно при «националах» два мелких чиновника «ошиблись» при определении границ, используя вместо карт 1938 года, карты 1970 года.
Азербайджанским властям не составляет труда по собственному желанию перекрыть силами пограничников и военных доступ грузинских священников и паломников в азербайджанскую часть комплекса. И бесхребетная реакция грузинских властей на скандалы по этому поводу их не слишком волнует.
Турция широко использовала так называемую «мягкую силу». В начале под патронажем Фетхуллаха Гюлена в Грузии открывались многочисленные школы и высшие учебные заведения. Хотя Гюлен и Эрдоган из бывших соратников стали врагами, на турецкую экспансию с помощью «мягкой силы» это никак не повлияло. О том, что сегодня в Аджарии турки чувствуют себя как дома, известно всем. Не надо забывать, что это единственный мусульманский регион в Грузии, который был позже остальных присоединен к ней в результате русско-турецкой войны 1877−1878 годов.
На востоке страны регион Квемо-Картли отличается компактным проживанием этнических азербайджанцев, которые себя не считают диаспорой, так как убеждены, что проживают на собственной земле, хотя были переселены сюда правителем Персии Надир-шахом.
Но и образование это строго идеологизированное и выполняет четко поставленные задачи. Недаром Эрдоган, во весь голос говоря о возрождении Османской империи, называет мечети своими солдатами, а минареты — штыками.
Солдатами неосманизма являются и заведения, типа института имени Юнуса Эмре. Его культурные центры открываются не только в Грузии, но и по всему миру. Абдулла Гюль в ранге президента Турции назвал культурные центры института Юнуса Эмре «невидимой силой Турции» и на открытии такого центра в Лондоне сказал следующее: «Великие державы существуют не только при помощи дипломатии, но и — культурного капитала».
Грузинское руководство должно четко понимать, что турецкая политическая элита уже записала свою страну в великие державы со всеми вытекающими отсюда последствиями, и активно инвестирует свой культурный капитал в грузинскую землю. В целом ряде регионов Грузии турецко-азербайджанский альянс уже может опираться на многочисленное мусульманское население, так что «пятая колонна», если вещи называть своими именами, вполне сформирована.
У грузинского политикума, политиков различного уровня, занятых в основном бескомпромиссной внутренней борьбой за уютные кресла, чтобы отвратить от страны опасность, нет ни экономических, ни военных ресурсов и, самое главное, нет политической воли.
Безоговорочная ориентация на Запад за 30 лет не принесла Грузии ничего хорошего, и Запад уже не единожды продемонстрировал, как он относится, как он защищает своих союзников. Отношение к ним предельно циничное, как к бумажной салфетке — полезна, но после употребления выбрасывается. Рассчитывать на международное право, так успешно и цинично растоптанное тем же Западом, более, чем глупо.
Россия весь 19 век по кусочкам отвоевывала и собирала грузинские земли, объединив их в единое целое. Возьмет ли она на себя еще раз подобную историческую миссию? Честно говоря, это кажется маловероятным. Время «щедрых подарков» в истории минуло. Но и вместе с тем, Россия может дать Грузии новый исторический шанс на спасение. Не понимать это в сложившейся ситуации могут только враги, или безумцы.
Женский форум об Азербайджане, Востоке и обо всем на свете
Сообщение Renata » 12 июл 2011, 10:42
Енгя в спальне молодоженов: традиция или предрассудок?
На дворе XXI век. Но и течению времени не удалось стереть из памяти азербайджанцев великое множество древних традиций и красивейших обрядов. И это, наверное, даже хорошо, что даже сквозь века мы умудряемся пронести свою культуру, самобытность и сохранить ценности наших предков. Но, как говорится, все хорошо в меру.
В старину в помощь молодоженам направляли умудренную опытом женщину-енгя в обязанности которой входило объяснить девушке, что представляют собой интимные отношения. Поскольку ни книг, ни телевидения, а уж тем более Интернета в ту пору не было, молодежь была лишена какой бы то ни было информации об этом щепетильном процессе. Именно поэтому роль советчицы, даже в некоем роде психологического консультанта, была крайне важна.
По традиции, именно енгя готовила молодым брачное ложе, учила девушку «премудростям» брачной жизни, после чего удалялась в другую комнату.
Со временем роль «сексуального наставника» себя исчерпала, а традиция, которую правильнее было бы называть уже «пережитком прошлого», приобрела столь уродливые очертания, что неизменно вызывает недоумение, а чаще – возмущение у всех разумных людей.
Думаю, я не открою никому большой тайны, сказав, что нынче «енгя» служит экспертом по целомудрию невесты.
Представьте себе картину – в первую брачную ночь в соседней от спальни молодоженов комнате восседает некая серьезная «дама», с нетерпением ожидающая, когда же все свершится. Анекдотичную форму ситуации придает и нетерпение енги, которая, как правило, ничуть не стесняясь, стучится в дверь с вопросом: «Ну как?»
По установленным правилам, енгя обязана засвидетельствовать наличие крови на брачной простыне, после чего «вещдок» демонстрируют родителям жениха и невесты.
Позор на всю жизнь
Тест на девственность чреват серьезными проблемами
В Австралии и на индонезийских островах молодожены были обязаны совершать первый половой акт на глазах у всего племени.
В некоторых культурах (например, Банту в Южной Африке), проверка на девственность является обычаем. Это, как правило, означает проверку на девственность, совершаемую старшей женщиной.
Целомудренности до сих пор придается важное значение в восточной части Средиземноморья.
Ну а поскольку спрос рождает предложение, вот уже полвека существует так называемая «гименореставрация» (восстановление девственной плевы хирургическим методом). Первооткрывателем в этой области стал итальянский гинеколог Борнул, вернувший «непорочность» своей собственной дочери.
Ежегодно в Японии производится от трех до четырех тысяч подобных операций, в основном на девушках, которые собираются выйти замуж: более 80% японцев до сих пор требуют, чтобы невеста была девственной.
С глубокой любовью к красивейшей азербайджанской культуре, к нашим мудрейшим традициям, мы поднимаем этот вопрос. Можно ли избавиться от пережитков прошлого, сохранив уважение к национальным обычаям? Безусловно, да. Возможно для того, чтобы искоренить обряды, неприемлемые в современном обществе, нужно время.