йоко будь что будет
Йоко: Женщина, которая сделала из Леннона феминиста и пацифиста
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Правильная девочка Йоко
Юная бунтарка
Инсталляции Йоко всегда имели чёткую, не сразу очевидную идею. Они не обманывали зрителя, хотя и хватали его стереотипы, чтобы вывернуть потом наизнанку. Йоко также предпочитала холодноватые по цветовой гамме, почти стерильные инсталляции с очень чёткими линиями предметов. Этот стиль намного позже потряс воображение Джона Леннона.
Возможно, всё это делало искусство Оно несколько конформным и “беззубым” по меркам авангардистов, но на родине, в том числе у родителей, оно вызывало шок. Выбора и творчества дочери они понять не могли.
Художница в отчаянии
После очередной попытки суицида слухи об эмоциональных срывах Йоко дошли до её родителей. Они забрали дочь и положили на лечение в дорогую психиатрическую клинику. Тогда же Тоси оформил с ней развод. Йоко чувствовала себя раздавленной. В таком состоянии и нашёл её самый горячий поклонник её творчества, американец Энтони Кокс. Как только он узнал, что родители насильно вывезли художницу в Японии, он кинулся следом. В больнице выхаживал её, а потом сделал предложение. В США они вернулись вместе.
Энтони во всём поддерживал жену, в чьё дарование глубоко верил. Она выпустила сборник стихов, родила от него дочь Киоко, сделала небольшой вклад в историю авангардистских фильмов и продолжала работать над выставками.
Йоко почти не говорила с Джоном о любви. Её страсть выражалась по-другому. Она делилась с ним своими взглядами, бесконечно рассуждала вслух о той или иной общественной несправедливости, о современном искусстве, о будущем и музыки, и человечества. Всё, что она говорила, поражало воображение Леннона.
Он пробовал приводить её с собой на репетиции “Битлз”, высказывал там радикально новые для всей четвёрки музыкальные идеи. Он хотел, вслед за Йоко, идти вперёд. Записал её в нескольких новых композициях группы. Бунт против разворота курса с уже проторенной денежной дорожки поднял Пол МакКартни. Остальные парни встали на его сторону, и Леннон объявил, что уходит. Из группы и вообще сильно вперёд, пока они намерены топтаться в собственном прошлом.
Леннон пришёл в феминизм, в эгалитаризм (идею всеобщего равенства в правах и предоставляемых обществом возможностях), стал сначала резким пацифистом, потом, напротив, радикальным социалистом, мечтающим о революции. В каждом его новом слове и в каждом новом творении чувствовалось теперь дыхание Йоко.
Про одну из самых популярных своих песен, “Imagine”, например, Леннон открыто говорил, что Оно должна считаться её соавтором. Сама концепция была заимствована Ленноном из сборника Оно, где каждое стихотворение начиналось с этого слова. Другой хит Леннона, “Give Peace a Chance”, тоже был написан под сильным влиянием Оно.
Песня Йоко “Sisters O Sisters”, выпущенная в 1972 году, стала одним из феминистских гимнов. Песня Леннона с теми же мотивами “Woman Is A Nigger Of The World” (название отсылает к практике использовать слова типа “девчонка” как оскорбления и эксплуатации женщин) настолько же популярной не стала.
Пара переехала в Нью-Йорк, поскольку Йоко было важно видеться со своей маленькой дочерью. Бывший муж пытался добиться лишения Йоко родительских прав.
Жизнь после смерти (Джона)
У пары снова бросились брать интервью и автографы. После одного из интервью Джон и Йоко рука об руку входили под арку своего дома. В этот момент раздалось пять выстрелов. Джон упал, истекая кровью, Йоко принялась звать на помощь. Моментально подлетела полицейская машина, за считанные минуты певца довезли до больницы. Но он был пробит четырьмя пулями и умер от кровопотери, едва оказавшись в руках врачей.
Йоко оказалась очень крепкой женщиной. Ей давно уже за 80, и она творчески активное и продолжает громко высказывать мнение по общественным и политическим вопросам.
А пока что их общая песня «Imagine» не теряет своей популярности, и на неё записывают кавер за кавером новые звёзды. Уже ради одной этой песни, возможно, стоило создавать союз «Оно + Леннон».
Текст: Лилит Мазикина
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Не только вдова Леннона: 7 малоизвестных историй из жизни Йоко Оно
15 октября в рамках фестиваля современного искусства «Территория» в Музее современного искусства на Петровке открылась первая масштабная выставка 86-летней Йоко Оно в России «Небо всегда ясное». Представлены фрагменты ее классических перформансов, видеоработы и интерактивный проект, направленный против дискриминации. А ведь «самая известная из неизвестных художниц», как любовно называл ее Джон Леннон, еще и успешный музыкант, актриса, режиссер, поэтесса и модель, – в общем личность во всех отношениях многогранная.
Русская тетя и лечебница для душевнобольных
Йоко родилась в Токио, в состоятельной семье, была старшей из трех детей. Ее отец работал в крупном американском банке и часто ездил в командировки в Сан-Франциско. Родители заставляли девочку играть на пианино – это она ненавидела, поэтому часто притворялась, что падает в обморок, лишь бы избавиться от скучных нотных тетрадок и не стучать по клавишам.
А потом в ее жизни появилась тетушка, жена дяди, которую девочка всем сердцем полюбила, – известная скрипачка Анна Бубнова. Дальняя родственница Пушкина и наша соотечественница привила Йоко любовь к музыке и рисованию, много рассказывала про русскую культуру и литературу. В становлении творческой личности Оно Бубнова сыграла огромную роль, и японка об этом не забывала: в 2007 году она впервые приехала на родину своей тетки и отправилась в музей Пушкина в усадьбе Берново.
Когда семья Йоко переехала в Америку, тут-то она и развернулась: увлеклась авангардизмом, стала устраивать перформансы, выставки и спектакли. Однако окружающие воспринимали это скорее как причуду богатой девицы, которой нечем себя занять. В 23 года ей сделал предложение талантливый, но бедный композитор Тоси Итиянаги, и Йоко согласилась, лишь бы насолить родителям. Вскоре у Оно началась депрессия, она совершила попытку суицида, и родители увезли ее подальше от греха обратно в Японию, где поместили в лечебницу для душевнобольных. Из «заточения» ее вызволил поклонник Энтони Кокс: вместе со своим спасителем художница переехала в Нью-Йорк, и вскоре он стал ее мужем и продюсером.
Отрежьте от меня кусочек
Несмотря на шутки Леннона, Йоко Оно была серьезной художницей и вошла бы в историю искусства, даже не будучи его вдовой. Она стояла у истоков авангардной арт-сцены Нью-Йорка и международного движения «Флюксус». В 1965 году Йоко прославилась после скандального перформанса Cut a Piece: любой зритель, поднявшись на сцену, где стояла художница, мог отрезать кусок ее одежды ножницами (последний раз она повторила перформанс, когда ей было уже 70). Критики отмечают, что главная особенность ее работ в том, что они приглашают зрителя к активному участию или взаимодействию с окружающим миром. И именно у Оно многому научились и Марина Абрамович, и Крис Берден.
Ветеран dance music
Три первых мужа Йоко были музыкантами, так что неудивительно, что этот вид искусства ей особенно близок. Первый шаг случился в 1968 году, когда они с Ленноном начали жить вместе: пара выпустила альбом Two Virgins, обложку которого украсила их фотография в костюме Адама и Евы. Правда, строго говоря, музыкальных композиций в нем не было – только странные шумы, крики и стоны.
Фото: GP/MPI/Capital Pictures/Capital Pictures/East News
После свадьбы Леннон часто приводил Йоко на репетиции Beatles, нарушая негласное правило не пускать посторонних в студию. Позже именно из-за этого Оно стали обвинять в том, что она развалила «ливерпульскую четверку».
В 1969-м они с Ленноном организовали собственную группу Plastic Ono Band, выпустив девять альбомов. И именно Йоко вдохновила Леннона на написание его самых знаменитых композиций Instant Karma и Imagine.
Фото: GP/MPI/Capital Pictures/Capital Pictures/East News
С 1971 по 1989 год Оно оставляет художественную практику, чтобы заниматься только музыкой. Ее самым успешным сольным альбомом стал концептуальный и пацифистский Starpeace, направленный против рейгановской концепции «звездных войн». В 1995-м Йоко Оно вместе с группой своего сына Шона Леннона Ima записала альбом Rising.
В 2011 году она установила рекорд как самая возрастная исполнительница, возглавившая хит-парад танцевальных композиций – ее Move on Fast стал лучшим, когда Йоко было уже 78 лет. В 2014 году ее песня Angel 12 раз возглавляла американский танцевальный чарт, оставив позади и Тейлор Свифт, и Леди Гагу. Дуэты с Йоко и каверы на ее песни делали Моби, Харри Нильссон,The Flaming Lips, Cat Power, Porcupine Tree, Peaches и другие. Осенью прошлого года она выпустила новый студийный альбом Warzone, куда вошла и кавер-версия песни Imagine. Среди наград Йоко – две «Грэмми», которые она получила как исполнитель и продюсер.
Муха и Рirelli
Йоко успела сняться в более 30 фильмах, короткометражках и рекламных роликах. Она также озвучила одну из эпизодических ролей в мультфильме Уэса Андерсона «Остров собак». В 1966 году Йоко снимает короткометражный фильм «Задницы», полностью состоящий из крупных планов пятых точек известных людей, при этом призывающий к миру во всем мире. В ее ленте «Муха», вышедшей в 1970 году, насекомое ползает по женскому телу, а художница вещает за кадром. А вот в 18-минутном фильме «Эрекция» 1971 года, несмотря на пикантное название, ничего телесного нет: здесь в ускоренном режиме строится высотка, которая словно готовится проткнуть собой небо и облака.
Pirelli Calendar 2016. Анни Лейбовиц
Пробовала себя Йоко Оно и в качестве модели: в 2016 году 83-летняя художница по приглашению Энни Лейбовиц снялась для легендарного календаря Рirelli. В образе танцовщицы кабаре – в мини-шортах, коротком пиджаке и цилиндре.
Стихи об облаках и тунце
В 1964 году Йоко издала книгу «Грейпфрут: книга инструкций и рисунков», после которого ее стали называть поэтессой, потому что содержание работы напоминает японские стихи хокку. Позже Леннон признавался, что на одной из страниц нашел текст, который вдохновил его на создание песни Imagine («Представьте»): «Представьте, что облака капают. Выройте для них яму в саду». Ну разве не поэзия? А вот еще: «Представьте тысячи Солнц в небе одновременно. Дайте им посветить один час. Потом наблюдайте, как они постепенно тают. Сделайте один сэндвич с тунцом и съешьте». Или «Слушайте звук вращающейся Земли».
Yoko Ono
Mend Piece 1966. Фото: Iain Macmillan
Вариация этой знаковой серии работ займет центральное место в новой экспозиции ММОМА. Произведения с текстовыми указаниями приглашают зрителя совершить простые действия. Например, написать о своей маме, дорисовать часть работы, начатой самой художницей, сыграть в шахматы на доске, все поля которой белые. Или постараться не говорить ни о ком ничего плохого в течение трех дней или трех месяцев и понаблюдать, как изменится ваша жизнь. Потому что искусство, по мысли Оно, – это созерцание и медитация, рутина и простота, в которой легко найти прекрасное.
Чем мы хуже мужчин
«В детстве мама запрещала мне ходить к комнату для прислуги. Естественно, однажды я туда пробралась и подслушала разговор двух служанок. Одна из них с ужасом рассказывала своей товарке, что ее беременная тетя оскандалилась, потому что вопила как ненормальная, когда рожала. Я смутилась и убежала, но этот эпизод остался в моей памяти навсегда. Почему женщина – это всегда такая нимфа с нежным голосом, безупречными манерами и без «срамных» частей тела? Потому что нам это навязывают. Но мы же даем жизнь, так почему надо стыдиться естественного? Чем мы хуже мужчин?» – как-то воскликнула Оно. Вся ее жизнь стала попыткой доказать, что она может конкурировать с сильным полом на равных. Так, Йоко стала первой женщиной, принятой на курс философии в престижном токийском университете Гакусюин (потом в Америке она изучала музыку и поэзию в нью-йоркском Колледже Сары Лоуренс).
Фото: Evan Agostini/Invision/AP/East News
А позже ее болезненное стремление к справедливости привело к стычке с Сальвадором Дали. Как-то они приехали к нему вместе с Ленноном, завязался разговор, и вдруг сюрреалист посоветовал Оно не ревновать мужа. Йоко это страшно возмутило, и она парировала: «А почему не возможен другой вариант, почему только мужчины по умолчанию ревнуют, а женщины терпят?!» Уже после смерти Леннона она отчего-то написала Дали, попросив прислать ей прядь его волос. Художник страшно перепугался, потому что считал японку колдуньей, и вместо них отправил ей сухие травинки. Обвел вокруг пальца, учитывая, что вдова Леннона получила их не просто так, а заплатила за «посылку» 10 тысяч долларов.
Мир во всем мире
Кроме прав женщин, Йоко всегда выступала за мир во всем мире. Вместе с Джоном Ленноном они устроили знаменитую акцию против войны во Вьетнаме «В постели за мир»: пара месяц позировала фотографам в постели в номере отеля Hilton и раздавала интервью.
Позже Йоко активно выступала против войны в Ираке. Она оплатила главным изданиям США размещение у них одной-единственной фразы: «Imagine Peace… Spring 2003» («Представьте себе мир… Весна 2003»). А еще Оно основала Премию мира имени Джона Леннона – Lennon Ono Grant For Peace, обладателями которой в разное время становились Леди Гага и активистки из Pussy Riot. Наконец в 2014 году передала ООН права на использование всемирного гимна борцов за мир – песни Imagine.
Выставка «Йоко Оно. Небо всегда ясное» проходит в ММОМА на Петровке до 24 ноября
Билеты: взрослый – 350 рублей, льготный – 150 рублей
«Меня тошнит от этих агрессивных хиппи». Как Джон Леннон изменил себе, жене и ушел к Йоко Оно
Писатель и журналист Рэй Коннолли был близко знаком с Ленноном, не раз брал интервью у него и других битлов. В книге «Быть Джоном Ленноном» он опирается на свой богатый архив документов, а также на личные беседы с Джоном, с его первой и второй женами — Синтией Леннон и Йоко Оно — и со многими другими участниками событий. С разрешения издательства «КоЛибри» «Лента.ру» публикует фрагмент книги.
Казалось, Джон на миг утратил уверенность. Когда Синтия вернулась домой, проведя несколько дней у Дженни Бойд и жившего с той Алекса-волшебника, — который, по словам Син, безуспешно пытался к ней подкатить, — Йоко исчезла бесследно, и Джон вел себя как ни в чем не бывало.
Когда Синтия спросила, что происходит между ним и Йоко, он ответил просто: «Ничего. Это неважно», — и избегал любых обсуждений. В ту ночь, по словам Синтии, они впервые за много месяцев занялись любовью.
Но вскоре холод вернулся. В мае у Синтии намечались семейные каникулы в Италии, в Пезаро, — с ее матерью, Джулианом, дядей и тетей. Она думала отменить их, но Джон заставил ее уехать. С учетом двух месяцев в Индии и греческих каникул, это был ее третий отпуск за квартал.
В тот же день, когда Синтия улетела в Италию, Йоко перебралась в Кенвуд. С Тони Коксом она окончательно разошлась, оставив Кёко на его попечении. «Мы оба были так счастливы найти друг друга, что не могли остановиться и подумать о чьих-либо еще чувствах, — сказала она позже. — Мы просто летели вперед на всех парусах. То, чем мы обладали, было дороже всего».
Новой паре не потребовалось много времени, чтобы обнародовать свои отношения. Не прошло и недели, и 22 мая 1968 года они появились на глазах у прессы на дневном приеме в переполненном ночном клубе «Аретуза» на Кингз-роуд, в Челси. Мероприятие задумали для того, чтобы сообщить публике о появлении еще одного щупальца беспрерывно разрастающегося спрута Apple Corps — ателье Apple Tailoring.
Но присутствие пары перекрыло это событие. Йоко, когда их толпой обступили журналисты и фотографы, все время цеплялась за руку Джона, словно искала защиты. Джон просто хмурился и словно пытался притвориться, что прессы нет. На вопросы ни он, ни она не отвечали. Но заявление, которое они делали самим своим видом, было ясно для всех.
Джон Леннон с Йоко Оно и ее дочерью Кёко, 1969 год
Джон часто подписывал открытки друзьям как «Джон и Син», но форма «Джон и Йоко» быстро показала: они гораздо больше, чем просто пара. Они стали брендом — «Джон-и-Йоко». Мечта Йоко наконец исполнилась: она становилась знаменитой. На протяжении следующих трех с половиной лет их жизни в Британии — до 1971 года, когда они переехали на постоянное жительство в Нью-Йорк, — Джона и Йоко практически никогда не видели по отдельности. Леннон бросил все силы не только на продвижение Йоко и ее творчества, но и на публичное представление своего нового образа — себя как половинки «Джона-и-Йоко».
С Beatles он всегда считал себя фронтменом, но сейчас он словно стремился растворить свою личность в личности Йоко — одним из первых их совместных творческих проектов стал фильм, в котором их лица сливались воедино. Это был чистый нарциссизм, но еще ярчайший признак того, что Джон начал создавать себя заново. Йоко уже не просто давала инструкции на своих ивентах. Теперь, когда Джон ни на мгновение не отдалялся от нее, они сами стали ивентом — и вскоре начали одеваться в одинаково белые костюмы и делать прямой пробор в длинных волосах.
И Джон поистине воплощал свое видение: «I am he as you are he as you are me and we are altogether», как пел в «I Am The Walrus». Тони Барроу, переставший быть пресс-секретарем Beatles со дня появления в Apple Дерека Тейлора, говорил, что с той минуты он едва узнавал в Джоне человека, с которым был знаком последние пять лет.
В солнечном Пезаро, на Адриатическом побережье Италии, Синтия блаженно не ведала того, что муж публично отказался от нее, — пока однажды вечером не вернулась в отель, где у дверей ее ждал Алекс-волшебник. Его отправили из Лондона с вестью от Джона.
«Джон хочет с тобой развестись, забрать Джулиана и отправить тебя обратно в Хойлейк», — по ее воспоминаниям, он именно так и сказал.
Джон и Синтия в 1966 году
На этот раз Синтия знала: ее брак закончился. Йоко победила. А Джон снова уклонился от столкновения, выслав гонца с плохими вестями. Разве не так же он послал Найджела Уолли к Эрику Гриффитсу — сказать, что того больше не желают видеть в The Quarry Men? И то же самое произошло, когда Брайану поручили уволить Пита Беста. Джон всегда рассказывал, как выступал от имени Beatles, когда им казалось, что с ними плохо обращались. Но когда приходило время изгнать кого-то из его собственной жизни, он отправлял посланника.
Между тем началась работа над новой долгоиграющей пластинкой Beatles — той, которую миру предстояло узнать под именем «White Album», хотя вышла она просто как «The Beatles», ибо о лучшем названии они так и не смогли договориться. «У нас тут на две пластинки песен, расчехляй барабаны», — писал Джон в открытке, которую послал из Индии рано уехавшему Ринго. Так что надежды были высоки.
Впрочем, кое-что изменилось. С тех пор как Beatles впервые пришли в студию на Эбби-роуд, они не особенно любили, когда на сессиях появлялись посторонние, в том числе и Брайан Эпстайн, и их подруги, а после жены. Но теперь, когда Джон и Йоко были неразлучны, ритм-гитарист битлов настаивал, чтобы она всегда была с ним в студии.
Пол сразу же ощутил, что Йоко его подавляет. Beatles оттачивали стиль работы в течение многих лет. Любое вторжение в эту сплоченную команду неизбежно тревожило. И вряд ли Йоко, до союза с Джоном часто заявлявшая, что рок-н-ролл ей не по душе и вообще это грубая и незрелая музыка, была тем человеком, к чьим советам они бы с радостью прислушались. То, что она сразу же решила, будто может давать советы на их поле — о котором она ничего не знала, — это тоже был повод для беспокойства.
Главной жертвой явления Йоко стал авторский тандем Леннона и Маккартни: Полу было тяжело в присутствии этой особы с претензией на тонкий вкус. В нашей беседе он прекрасно выразил, как его бесило присутствие Йоко: «Стоило задуматься о новой строчке, и я тут же начинал нервничать. Я хотел сочинить что-нибудь вроде “Люблю тебя, малышка”, но тут я видел Йоко — и каждый раз чувствовал, что нужно придумать нечто умное и авангардное… Мы с Джоном еще пару раз пытались сочинять вместе, но, думаю, мы оба решили, что будет проще работать отдельно».
Утратилась и часть характерного звучания Beatles — например, Пол перестал повторять строки из песен на терцию выше Джона. «Мне тогда хотелось спеть в гармонии с Джоном, и думаю, ему бы это тоже пришлось по душе, — рассказывал Маккартни. — Но было как-то неловко его просить». Он откровенно признал, что ревновал к Йоко, и поведение Джона его раздражало. У Леннона теперь был новый друг, с которым можно было играть в игру, внезапно ставшую опасной. «Я боялся, что прекрасное музыкальное партнерство будет разрушено», — вспоминал Пол. И у него были все основания для такого страха.
Но привечали Йоко на сессиях или нет, а обилие новых песен, которые требовалось записать, свидетельствовало о потрясающей вспышке творческой энергии. У Джона было одиннадцать новых песен, в том числе «Glass Onion», «Happiness Is A Warm Gun» и «Julia» — песня о матери. У Пола — семь, среди них «Mother Nature’s Son» и «I Will». А среди пяти песен Джорджа оказалась одна из его лучших «While My Guitar Gently Weeps», настолько хорошая, что он попросил своего друга, нервного Эрика Клэптона, сыграть партию соло-гитары.
Из всего, что Beatles начали записывать тем летом, на получившейся двойной пластинке выйдет далеко не все. Некоторые песни они придержат и перезапишут, а то и пересочинят для будущих сольных альбомов. Но сам Джон считал, что там было несколько его лучших работ.
«Sgt. Pepper», возможно, достиг новой вершины, но в этом году песни были не столь затуманены сложными музыкальными ухищрениями и стихотворной абракадаброй. Теперь он более открыто писал о себе и своих чувствах, и этот стиль нравился ему больше всего. Однако он не утратил ни капли своего умения ловить в музыке дух времени. К 1968 году мир был поглощен уже не гармонией и любовью, а революцией. Мао Цзэдун со своими хунвейбинами перевернул Китай с ног на голову, в Париже на улицы вышли студенты, а в университетских кампусах по всей Америке сжигали звездно-полосатые флаги в знак протеста против войны во Вьетнаме.
Революция охватила мир, от Чехословакии до Чикаго, и именно революция, решил Джон, станет названием следующего сингла Beatles, — «Revolution». Записали две версии: одну для сингла, другую для пластинки — не говоря уже о неопубликованном десятиминутном джем-сейшене: ревущей и грохочущей какофонии, вроде как символически отражающей хаос реальной революции. Йоко внесла в этот грохот свой собственный воющий вклад.
Сессии для «White Album» проходили с мая по октябрь, и лишь дипломатичный Ринго не разгневал Джона своим отношением к Йоко. Однако даже он не мог не пострадать от напряженной обстановки и в середине августа ушел, став первым битлом, покинувшим группу, и оставив Пола играть на ударных в песнях «Back In the USSR» и «Dear Prudence».
Это была первая трещина в дотоле крепком фундаменте Beatles, а после смерти Брайана Эпстайна не прошло еще и года. Ринго вернулся через неделю и увидел, что вся его ударная установка усыпана цветами, но свою точку зрения он дал понять всем. Быть битлом уже было невесело…
Дни ливерпульской четверки, работавшей как единый творческий ансамбль, были сочтены. На «White Album» они предстали аккомпанирующей группой: автор песни пел, а трое аккомпанировали. Как говорил Джон, теперь Beatles — «это я и группа поддержки… Пол и группа поддержки…»
Возможно, в студии на Эбби-роуд царило уныние, но вне ее стен замер на низком старте бренд «Джон-и-Йоко». В галерее Роберта Фрейзера прошел ивент Йоко: в небо выпустили 365 белых гелиевых шаров с надписью «Ты здесь», а потом был показ фильма, где на протяжении минуты Леннон улыбался. Снятый на камеру с очень высокой скоростью съемки и показанный на обычной скорости 35 кадров в секунду, фильм длился более получаса.
Критикам казалось, что эти «ивенты» — не более чем сумасшедшие задумки Йоко, которые Леннон финансировал, и интерес к ним был низким, а то и вовсе отсутствовал. И если Джон-и-Йоко действительно хотели поразить воображение широкой публики, им предстояло сделать нечто по-настоящему возмутительное.