задача трех тел о чем

Задача трёх тел. Книга Лю Цысиня

«Задача трёх тел» (кит. трад. 三體, упр. 三体, пиньинь: Sān tǐ) — роман китайского писателя-фантаста Лю Цысиня в жанре научной фантастики. Является первой частью трилогии автора «Память о прошлом Земли», однако китайские читатели в целом воспринимают трилогию по названию первого романа.

задача трех тел о чем. задача трех тел о чем фото. картинка задача трех тел о чем. смотреть фото задача трех тел о чем. смотреть картинку задача трех тел о чем.

Написан в 2006 году и издан в журнальной серии 科幻世界 («Мир фантастики»). Вышел отдельной книгой в 2008 году, став одним из самых популярных фантастических романов Китая. Обрёл широкое мировое признание после публикации перевода на английском языке под заглавием «The Three-Body Problem» (переводчик Лю Кен); во время своего президентства его читал Барак Обама. В том же году роман был номинирован на премию «Небьюла», а в 2015 году стал обладателем премии «Хьюго», как лучший фантастический роман года.

Название романа отсылает читателя к задаче трёх тел, одной из нерешаемых в аналитическом виде задач небесной механики. В неопределённом будущем планируется выход на экраны фильма, съёмки которого начались в Китае весной 2015 года. В 2016 году появился перевод романа на русский язык под заглавием «Задача трёх тел»

Краткое содержание книги “Задача трёх тел” (ОСТРОЖНО! СПОЙЛЕР!)

Действие романа начинается в эпоху разгара Культурной революции в КНР. Героиня, женщина-астрофизик Е Вэньцзе, становится свидетелем преследований и убийства отца, вся вина которого заключалась в защите физики от маоистской идеологии. В это же время китайское правительство запускает сверхсекретный проект «Красный берег», цель которого — поиск внеземных цивилизаций посредством создания огромного радиотелескопа и отправки в космос радиосигналов. Привлечённой к проекту Е Вэньцзе удаётся, используя Солнце как ретранслятор, отправить в космос послание инопланетянам. Она получает из космоса ответное послание-предупреждение с просьбой больше никогда не выходить на связь ради безопасности Земли. Несмотря на это, разочарованная в человечестве Е Вэньзце использует «Красный берег», чтобы пригласить инопланетян на Землю. В начале XXI века второй герой, нанотехнолог Ван Мяо, становится свидетелем череды странных событий в мировой науке — эксперименты на ускорителях частиц дают противоречивые результаты, из-за чего учёные, считая, что предел познания Вселенной достигнут, совершают самоубийства. После согласия Ван Мяо участвовать в расследовании на него тоже начинает оказываться давление — ему повсюду мерещатся цифры с пугающим обратным отсчётом, которые исчезают лишь тогда, когда Ван Мяо прерывает свои исследования. Военные и спецслужбы полагают, что некто пытается затормозить научный прогресс на Земле. Ключом к разгадке является компьютерная игра «Задача трёх тел», к которой присоединяется и герой. Игра «Задача трёх тел», используя образы земных исторических деятелей, таких, как Мо-цзы, Исаак Ньютон и Альберт Эйнштейн, рассказывает историю мира с тремя солнцами — планеты Трисолярис, находящейся на неустойчивой орбите в тройной звёздной системе Альфа Центавра. Цивилизации Трисоляриса развиваются и погибают в беспорядочно наступающих «эрах хаоса», когда планета оказывается слишком близко к звёздам или слишком далеко от них. Как оказывается, через игру «Задача трёх тел» вербует сторонников движение «Земля — Трисолярис» — своего рода «пятая колонна», организация, созданная Е Вэньцзе и американским миллиардером-алармистом Майклом Эвансом с целью отдать планету в руки трисоляриан. Военные, используя изобретение Ван Мяо — нитевидные нанокристаллы, уничтожают передвижную базу движения «Земля — Трисолярис», корабль «День гнева». Завладев архивом движения, герои понимают, что находятся в центре уже идущего инопланетного вторжения. Трисоляриане отчаялись найти решение математической задачи трёх тел, которое могло бы дать находящимся на грани гибели жителям Трисоляриса возможность предсказывать орбиту планеты. В сигнале Е Вэньцзе тоталитарная власть Трисоляриса увидела шанс на спасение — с Альфы Центавра отправлен флот космических кораблей, который прибудет к Земле через 450 лет. Чтобы подготовить своё появление на планете, трисоляриане бомбардировали Землю «софонами» — вездесущими и невидимыми многомерными элементарными частицами с искусственным интеллектом, призванными блокировать развитие земной науки и осуществлять связь между руководством движени «Земля — Трисолярис» и правительством Трисоляриса при помощи эффекта квантовой запутанности. В финале романа трисоляриане через невидимый «софон» обращаются напрямую к раскрывшим заговор героям с коротким презрительным посланием: «Вы — клопы». В финале один из героев, полицейский Ши Цян, приободряет своих товарищей-учёных, показывая им саранчу — насекомых, которых люди не в состоянии истребить, даже несмотря на превосходство в технологиях. Тем самым обозначена надежда на выживание человечества в борьбе с превосходящим их в развитии врагом.

задача трех тел о чем. задача трех тел о чем фото. картинка задача трех тел о чем. смотреть фото задача трех тел о чем. смотреть картинку задача трех тел о чем.

Отзывы о романе “Задача трёх тел”

Источник

Лю Цысинь «Задача трёх тел». Знаменитый роман генерала китайской НФ

задача трех тел о чем. задача трех тел о чем фото. картинка задача трех тел о чем. смотреть фото задача трех тел о чем. смотреть картинку задача трех тел о чем.

задача трех тел о чем. задача трех тел о чем фото. картинка задача трех тел о чем. смотреть фото задача трех тел о чем. смотреть картинку задача трех тел о чем.

задача трех тел о чем. задача трех тел о чем фото. картинка задача трех тел о чем. смотреть фото задача трех тел о чем. смотреть картинку задача трех тел о чем.

задача трех тел о чем. задача трех тел о чем фото. картинка задача трех тел о чем. смотреть фото задача трех тел о чем. смотреть картинку задача трех тел о чем.

задача трех тел о чем. задача трех тел о чем фото. картинка задача трех тел о чем. смотреть фото задача трех тел о чем. смотреть картинку задача трех тел о чем.

задача трех тел о чем. задача трех тел о чем фото. картинка задача трех тел о чем. смотреть фото задача трех тел о чем. смотреть картинку задача трех тел о чем.

задача трех тел о чем. задача трех тел о чем фото. картинка задача трех тел о чем. смотреть фото задача трех тел о чем. смотреть картинку задача трех тел о чем.

задача трех тел о чем. задача трех тел о чем фото. картинка задача трех тел о чем. смотреть фото задача трех тел о чем. смотреть картинку задача трех тел о чем.

Liu Cixin
The Three-Body Problem
Роман
Жанр: научная фантастика, триллер
Выход оригинала: 2007, 2014
Художник: Н. Плутахин
Переводчик: О. Браатхен (Глушкова)
Издательства: «Э», fanzon, 2017
Серия: Sci-Fi Universe
464 стр., 5000 экз.
«В память о прошлом Земли», часть 1
Похоже на:
Питер Уоттс «Ложная слепота»
Аркадий и Борис Стругацкие «Жук в муравейнике»

Несколько лет назад этот роман китайского фантаста неожиданно прогремел на Западе. Не просто выиграл престижнейшую премию «Хьюго», но и стал бестселлером, обретя массу поклонников — от высоколобых критиков до обычных любителей фантастики. И вот наконец он добрался и до нас.

НФ-сюжет тоже преподносит сюрпризы — как приятные, так и не очень. Основная сюжетная линия не на шутку увлекает, интрига закручена очень туго, в книге немало загадок и крутых поворотов, связанных с расследованием Ван Мяо, специалиста по нанотехнологиям из недалёкого будущего. Особенно стоит отметить линию, связанную с видеоигрой «Три тела», насквозь пропитанную как китайской культурой и философией, так и постмодернистской оригинальностью. Наблюдать за игровым квестом Ван Мяо действительно интересно — ведь именно «Три тела» служат ключом к главной тайне происходящих в романе событий. Конечно, некоторые эпизоды невольно наводят на мысль, что Лю Цысинь не понаслышке знаком с шедеврами мировой НФ вроде «Игры Эндера». Впрочем, даже если здесь и есть заимствования из западной НФ, большой роли они не играют. Важнее, что автору несколько раз действительно удаётся удивить читателей, — а такое дорогого стоит.

Любопытно, необычно и даже по-своему очаровательно — но к такому стилю нужно привыкнуть

И при этой сюжетной изощрённости некоторые эпизоды книги или отдельные действия героев просто поражают своей наивностью — на уровне детского сада. Невольно вспоминаются крылатые строки Киплинга про Запад и Восток. Ведь роман Лю Цысиня писался прежде всего для китайцев, а их ментальность и мироощущение явно отличаются от наших. Это, кстати, очень хорошо видно по китайскому кино — тамошние блокбастеры тоже зачастую поражают западного зрителя совершенно детской наивностью.

Наверное, отсюда и абсолютно плоские персонажи романа, которые особенно уныло смотрятся на фоне многомерных, нетривиальных, психологически проработанных героев современной западной фантастики. Единственный персонаж книги, вызывающий некий отклик в душе читателя, — это Е Вэньцзе, которая сыграла поистине великую, трагическую и, возможно, роковую роль во всей этой истории. Да и то нельзя сказать, чтобы автор старался показать нам внутренний мир героини. Остальные же герои, даже Ван Мяо, сбиваются в какую-то безликую массовку. И опять дело в китайском менталитете? «Единица — ноль, единица — вздор…»?

Испорченный телефон

Русский перевод делался не по китайскому оригиналу 2007 года, а по американскому изданию 2014-го. Причём на английский роман переводил известный американский фантаст китайского происхождения Кен Лю, который временами (как он сам признавался) «пересказывал» текст своими словами. Приобрела ли книга от этого или потеряла? Кто знает…

— Голову вниз, строптивый реакционер! — одна из девочек сдёрнула с себя ремень и хлестнула профессора. Медная пряжка угодила жертве в лоб, оставив глубокую ссадину, которая тут же начала сочиться кровью. Е покачнулся, но удержался на ногах и гордо выпрямился.
Последовало долгое молчание. Эта женщина, вещающая от имени некой силы, превосходящей человеческое разумение, перекрыла Вану все пути к отступлению.
— Через три дня… значит, четырнадцатого… Четырнадцатого числа с часу ночи до пяти утра для вас будет мерцать вся Вселенная.

Читать рассказ автора

задача трех тел о чем. задача трех тел о чем фото. картинка задача трех тел о чем. смотреть фото задача трех тел о чем. смотреть картинку задача трех тел о чем.

Лю Цысинь «Забота о боге»

Человечество наконец-то встретилось со своими создателями. Но Боги оказались немощными стариками, нуждающимися в заботе…

Источник

Худшая из возможных вселенных и лучшая из возможных Земель: «Задача трёх тел» и китайская научная фантастика

Перевод статьи главного фантаста Китая Лю Цысиня — об истории и современности научной фантастики Поднебесной.

Недавно мы опубликовали материал о росте популярности современной китайской фантастики, темах, которые она затрагивает и её роли в современной Поднебесной. Мы решили продолжить рассказ о китайской фантастике и подготовили перевод статьи Лю Цысиня об истории жанра в Китае и успехе его цикла «В память о прошлом Земли».

Несколько лет назад в Китае появился научно-фантастический роман под странным названием «Задача трёх тел».

В итоге вышло три тома, составившие цикл «В память о прошлом Земли». Первый том — «Задача трёх тел», затем «Тёмный лес» и «Вечная жизнь смерти». Однако китайские читатели по привычке называют всю трилогию «Задачей трёх тел».

Научная фантастика — не слишком уважаемый в Китае жанр. Критики долгое время не уделяли ей внимания, считавшейся лишь ответвлением детско-юношеской литературы. Тема «Задачи трёх тел» — нашествие на Землю инопланетян — не уникальна, но обсуждается всё же редко.

Поэтому широкий интерес к книге и бурные дебаты, которые книга вызвала по всему Китаю, удивили всех. Количество чернил и пикселей, потраченных на обсуждение «Задачи трёх тел», было беспрецедентным для научно-фантастического произведения.

Позвольте, я приведу несколько примеров.

Основная аудитория научной фантастики в Китае — старшеклассники и студенты. Но «Задача трёх тел» каким-то образом захватила внимание ИТ-специалистов: на интернет-форумах и при личных встречах они спорили о некоторых деталях романа (таких как «Теория темного леса» — ответ на парадокс Ферми — и сминающая измерения атака инопланетян на Солнечную систему), считая их метафорами жесткой конкуренции китайских веб-корпораций.

Вскоре «Задача трёх тел» оказалась в центре внимания на мейнстримном книжном рынке Китая, где всегда доминировала реалистическая литература. «Задача трёх тел» ворвалась в повестку дня, словно какой-нибудь монстр. Литературные критики были возмущены и озадачены, но не могли игнорировать происходящее.

Книга даже повлияла на ученых и инженеров: космолог и исследователь теории струн Ли Мяо (Li Miao) написал книгу «Физика «Задачи трёх тел»» («Physics of Three Body»).

Многие инженеры аэрокосмической промышленности стали фанатами «Задачи трёх тел», и Китайское национальное космическое управление даже пригласило меня сотрудничать в качестве консультанта несмотря на то, что в моем романе китайское космическое агентство описано настолько консервативным и недалёким, что ради продвижения новых идей радикально настроенному офицеру пришлось пойти на массовое убийство.

Подобная реакция, наверное, знакома американским читателям («Физика «Звездного пути»», постоянное сотрудничество NASA с писателями-фантастами), но для Китая она неслыханна и резко контрастирует с официальной политикой подавления научной фантастики, господствовавшей в 1980-х года.

В интернете легко найти множество сложенных фанатами песен о «Задаче трёх тел» и отчаянных призывах снять экранизацию. Есть даже фейковые фан-трейлеры, смонтированные из кадров разных фильмов.

В Sina Weibo — китайской микроблогинговой платформе, аналоге Twitter — есть множество аккаунтов, основанных на личностях персонажей из «Задачи трёх тел», и пользователи не выходят из роли, комментируя текущие события с точки зрения своих персонажей и расширяя мир произведения.

Основываясь на существовании этих виртуальных персонажей, кое-кто даже спекулирует идеей, что вымышленная организация «Земля–Трисолярис», эдакая «пятая колонна» человечества, поддерживающая инопланетных захватчиков, действительно существует.

Когда CCTV, крупнейшая телевещательная компания Китая, попыталась провести серию интервью о научной фантастике, более сотни зрителей в студии вдруг стали скандировать цитату из романа: «Прекратим тиранию человечества! Мир принадлежит Трисолярису!» Ведущие были совершенно обескуражены и не знали, что делать.

Конечно, всё это — лишь последние новости вековой истории научной фантастики Китая.

Китайская научная фантастика зародилась в начале 20 века, когда династия Цин балансировала на грани краха. В то время китайские интеллектуалы были очарованы западной наукой и технологиями, которые представлялись им единственной надеждой на спасение нации от бедности, слабости и общей отсталости.

Тогда публиковалось множество работ, популяризирующих науку и спекулирующих на ней, и научная фантастика была в их числе. Один из лидеров провальной «Стодневной реформы» (11 июня–21 сентября 1898 года), известный ученый Лян Цичао (Liang Qichao), написал научно-фантастический рассказ «Хроника будущего нового Китая». В нём ученый описал Международную шанхайскую выставку — видение, сбывшееся только в 2010 году.

Как и многие литературные жанры, научная фантастика Китая находилась под влиянием прагматических взглядов и должна была нести практическую пользу. Во времена своего зарождения фантастика стала инструментом пропаганды для тех, кто мечтал о сильном Китае, свободном от колониального гнета.

Таким образом, научная фантастика со времен династии Цин и до образования КНР почти всегда описывала будущее, в котором Китай представал могущественным, процветающим и продвинутым. Нация, которую остальной мир уважал, а не подминал под себя.

После основания КНР в 1949 году научная фантастика стала инструментом популяризации науки, и её целевой аудиторией стали дети. В центре большинства тех произведений были лишь технологии, но не хватало гуманизма, герои были плоскими, а литературные приёмы — простыми до наивности.

Действие нескольких романов происходило на орбите Марса, но большинство рассказывало о ближайшем будущем. В этих работах наука и технологии всегда представали созидательными силами, а технологичное будущее было светлым.

Изучая научную фантастику тех лет, можно сделать интересное наблюдение. В первые годы после коммунистической революции политика и революционный пыл пронизывали каждый аспект жизни, казалось, сам воздух был пропитан пропагандой коммунистических идей.

В этом контексте логично предположить, что и научная фантастика была переполнена описаниями коммунистических утопий будущего. Но на самом деле ни одной такой работы не найти. Научной фантастики, которая бы говорила о превосходстве коммунизма, практически не было. Ничего, даже простых скетчей для продвижения идеи.

К 1980-м году, в разгар реформ Дэн Сяопина, влияние западной научной фантастики на китайскую стало более явным. Фантасты и критики спорили, что определяет научную фантастику в большей мере: наука или фантазия.

Сторонники фантазии победили. Эти дебаты оказали огромное влияние на развитие китайской научной фантастики: в чём-то они стали отложенным ответом на западное движение «новой волны». Жанр смог избежать судьбы простого инструмента популяризации науки и начал развиваться в новых направлениях.

В период с середины 1990-х годов и до нынешнего времени китайская научная фантастика переживает ренессанс. Новые писатели со свежими идеями не особенно привязаны к событиям 20 века, и научная фантастика Китая становится всё более разнообразной.

Также она перестает быть столь отчётливо китайской и становится всё больше похожа на мировую, а идеи и темы, характерные, например, для американских писателей, появляются и в работах китайских авторов.

Интересно, что оптимистическое отношение к научному прогрессу, свойственное большей части научной фантастики прошлого века в Китае, сейчас практически полностью исчезло.

Современная научная фантастика отражает серьёзное недоверие и беспокойство относительно технического прогресса, и концепции будущего, описанные в этих работах, мрачны и шатки. Если светлое будущее и появляется, то исключительно достигнутое через страдание и мучительную боль.

Во время первой публикации «Задачи трёх тел» рынок научной фантастики Китая был депрессивным и беспокойным. Продолжительная маргинализация жанра привела к узкому и замкнутому кругу читателей, которые ощущали себя аборигенами на острове, чуждыми пришельцам извне.

Писатели тщетно старались привлечь широкую аудиторию, понимая, что им придётся оставить кэмпбелловский фундаментализм научной фантастики и повысить уровень реализма и литературной ценности жанра.

Первые два тома «Задачи трёх тел» показали некоторое движение в этом направлении. Большая часть действия первого тома происходит во время культурной революции, а во втором Китай будущего существует в довольно близких к настоящему времени социально-политических условиях.

Это были попытки увеличить реалистичность для читателей, чтобы впоследствии иметь более твердую почву для фантазии. Поэтому и мой издатель, и я не слишком верили в третий том до его публикации. История развивалась, и оставить действие в настоящем времени было невозможно. Кроме того, мне нужно было описывать далёкое будущее и отдалённые уголки космоса — а все считали, что такие вещи китайским читателем неинтересны.

Мы с издателем пришли к выводу, что раз уж третьему тому не суждено преуспеть на рынке, возможно, лучшее, что мы можем сделать, — это перестать пытаться привлечь читателей, не являющихся фанатами научной фантастики.

Вместо этого я с большим удовольствием написал чистую научную фантастику для таких же фанатов жанра, как я сам. Итак, я написал третий том для себя и заполнил его вселенными со множеством измерений, искусственными чёрными дырами и мини-вселенными и растянул хронологию до тепловой смерти вселенной.

К нашему невероятному удивлению — именно третий том, написанный строго для фанатов научной фантастики, принёс оглушительную популярность всей серии.

Опыт «Задачи трёх тел» заставил писателей научной фантастики и критиков переоценить китайский вклад в жанр и Китай в целом. Они осознали, что игнорировали изменения в мышлении китайских читателей.

Модернизация ускорила этот процесс, и новое поколение читателей больше не замыкает свои мысли на текущем моменте, как это делали их родители, а интересуется будущим и безграничным космосом. Современный Китай похож на США времён «Золотого века научной фантастики», когда наука и технологии наполняли будущее чудесами, предвещая как серьёзные кризисы, так и широкие возможности. Это была богатая почва для роста и процветания жанра.

Научная фантастика — это литература возможностей. Вселенная, в которой мы живем, также лишь одна из бесчисленных возможностей. Для человечества какие-то вселенные лучше других, и «Задача трёх тел» показывает худшую из возможных вселенных, вселенную, где существование настолько мрачно и жестоко, насколько только можно представить.

Недавно канадский писатель Роберт Сойер посетил Китай, и, говоря о «Задаче трёх тел», он связал мой выбор худшей из возможных вселенных с историческим опытом Китая и китайского народа. Он добавил, что как канадец обладает оптимистичным взглядом на отношения между людьми и инопланетянами.

Я не согласен с этим анализом. В китайской научной фантастике прошлого века вселенная была добра и приветлива, и большинство инопланетян представали друзьями или наставниками, наделёнными богоподобным терпением и прощением, готовыми указать нам, заблудшему стаду овец, верный путь.

В «Moonlight» Дзинь Тао (Jin Tao), например, инопланетяне излечили душевную травму китайца, пережившего культурную революцию. В «Distant Love» Тонг Эньчжена (Tong Enzheng) описана прекрасная и величественная любовная история между человеком и пришельцем.

В «Reflections of Earth» Чень Вэнгуаня (Zheng Wenguang) человечество оказывается настолько морально падшим, что интеллигентные высокоорганизованные инопланетяне в ужасе бегут от Земли, не надеясь даже на технологическое превосходство.

Но если бы кто-нибудь решил оценить место земной цивилизации в этой вселенной сейчас, человечество, вероятно, оказалось бы куда больше похоже на туземное население канадских территорий перед приходом европейских колонистов, чем на современных канадцев.

Более 500 лет назад земли от Ньюфаундленда до острова Ванкувер населяли люди, которые говорили на сотнях отдельных языков, составлявших более десятка языковых семей. Их опыт контакта с чужеродной цивилизацией был весьма похож на описанный в «Задаче трёх тел». Описание этой сцены в эссе Джорджа Эразмуса и Джо Сондерса «Канадская история с перспективы аборигена» незабываемо.

Я описал худшую из возможных цивилизаций в «Задаче трёх тел» в надежде, что мы сможем сделать Землю настолько прекрасной, насколько это только возможно.

Материал подготовлен редакцией издательства интеллектуальной фантастики fanzon.

Источник

Что такое «Задача трех тел»?

Китайский фантаст Лю Цысинь на слуху как у себя на родине, так и в остальном мире. Его «Задача трех тел» регулярно удостаивается положительных отзывов, его трилогию по слухам планирует экранизировать Amazon, а на русском наконец-то выходит заключительный роман — «Вечная жизнь смерти».

Само понятие задачи трех тел появилось задолго до Лю Цысиня, но именно ему удалось интересно обыграть его в своих книгах. Поговорим сегодня о нем — как в науке, так и в книгах.

задача трех тел о чем. задача трех тел о чем фото. картинка задача трех тел о чем. смотреть фото задача трех тел о чем. смотреть картинку задача трех тел о чем.

В астрономии Задача трех тел — способ расчета движения трех небесных тел и их взаимодействия. Далеко за примером ходить не надо: это могут быть Солнце, Земля и Луна, взаимодействие которых определяется по закону тяготения Ньютона.

Задача может казаться простой, но над вопросом гравитационного взаимодействия трех тел математический мир бился больше столетия. А если говорить о единой и универсальной формуле — до сих пор бьется. Основной проблемой стало то, что поведение трех небесных тел относительно друг друга не имеет универсального решения.

До конца девятнадцатого века о законах взаимодействия трех материальных (или небесных) тел было почти ничего неизвестно даже несмотря на упрощения (например, массой одного из тел пренебрегали, но и это не давало результатов). Впрочем, когда-то человечество вообще не подозревало, что звезды на небе подчинены определенным законам, хотя позже было открыто, что небесные тела «следуют» собственными маршрутами и через строго определенные промежутки времени возвращаются приблизительно в ту же позицию на ночном небе.

задача трех тел о чем. задача трех тел о чем фото. картинка задача трех тел о чем. смотреть фото задача трех тел о чем. смотреть картинку задача трех тел о чем.

Первоначально было изучено взаимодействие лишь двух тел. «Задача двух тел» была решена Кеплером с помощью эллиптической орбиты. А вот вопросы о взаимодействие трех тел долгие годы оставались без ответов. Некоторые частные случаи этой задачи удалось решить. Так в 1767 году Эйлер разобрался в движение трех тел, лежащих на одной прямой. Через несколько лет Лагранж нашел подобные решения для варианта, когда тела образуют вращающийся равносторонний треугольник. Однако найти универсальное решение все равно не получалось.

Воистину титанически расчет представил астроном и математик Шарль-Эжен Делоне в 1867 в виде двух томов по 900 страниц в каждом. Он пытался решить задачу для системы Солнце-Земля-Луна с использованием теории возмущений. Через столетие его данные проверили с помощью компьютерных расчетов, и ни одной значительной ошибки обнаружено не было. Только вот пользоваться на практике этими расчетами слишком трудоемко.

Работали над задачей трех тел и другие ученые. В конечном итоге они скорее доказывали, что даже ограниченная задача трех тел может не иметь общего предполагаемого решения. Зато так называемые «частные» решения со временем стали появляться все чаще. Например, Милован Шуваков и Велько Дмитрашинович нашли целых тринадцать новых вариантов стабильных орбит для задачи трех тел. А Кристофер Мур нашел решение задачи трех тел для случая, когда все тела гоняются друг за другом по одной и той же орбите, но даже здесь многие вопросы остаются без ответа.

На данный момент известно не менее 21-го частного решения задачи трех тел. Следующая цель науки — определить, насколько разработанные орбиты устойчивы к возмущениям. Иными словами, проверить, что будет, если вблизи трех тел пролетит четвертое — не развалится ли вся красивая картина?

задача трех тел о чем. задача трех тел о чем фото. картинка задача трех тел о чем. смотреть фото задача трех тел о чем. смотреть картинку задача трех тел о чем.

Разумеется, Лю Цысинь не просто так назвал свою первую книгу трилогии в честь проблемы небесной механики. И хотя поначалу роман рассказывает о совсем других вещах (культурная революция в Китае, поиск внеземных цивилизаций с помощью посланий в космос, странные события в мировой науке), со временем в сюжете появляется компьютерная игра с полным погружение под названием «Задача трех тел».

«Перед тем как выйти из игры, Ван заметил в небе три летящих звезды. Медленно вращаясь друг вокруг друга, они, казалось, исполняли какой-то причудливый танец в бездонном мраке космоса».

Игра с помощью образов исторических деятелей — персонажей игры (Мо-Цзы, Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн) рассказывает историю планеты Трисолярис и трех солнц, находящихся в системе Альфа Центавра. Взаимодействие трех звезд длится большими периодами, и целые цивилизации Трисоляриса успевают встать на ноги и погибнуть из-за беспорядочно наступающих «Эр Хаоса» — планета вновь и вновь подходит крайне близко к солнцам или, напротив, уходит слишком далеко от них. И это повторяется раз за разом.

«Теперь тебе известна цель игры – с помощью интеллекта и интуиции проанализировать все явления природы и выявить законы, по которым движется солнце. От этого зависит выживание цивилизации».

И игра создана не просто для развлечения. На самом деле через нее вербуют сторонников для организации «Земля — Трисолярис» (которая давно находится на связи с инопланетянами) с целью передать Землю в руки реальных трисоляриан. И нестабильное состояние их планеты — не вымысел.

Тем временем сами трисоляриане отчаялись искать решения задачи трех тел для стабильной орбиты. Гораздо проще — и надежнее — захватить Землю. А чтобы наверняка увеличить свои шансы на победу, пришельцы бомбардируют Землю «софонами» — элементарными частицами с искусственным интеллектом, способными приостановить развитие земной науки.

Таким образом, роман «Задача трех тел» закладывает основы конфликта, который получает развитие в следующих книгах трилогии — романах «Темный лес» и «Вечная жизнь смерти».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *