задержанный тип дизонтогенеза у детей что это
Задержанный тип дизонтогенеза у детей что это
Если, как это было показано выше, дефицит активного обще ния при достаточно сохранном реактивном способствует формированию особого диссоциированного типа дизонтогенеза, то более грубые формы нарушения общения, ограничивающие контакты ребенка с окружающими, связаны с дизонтогенезом иного типа. В клинике он описан как дизонтогенез задержанного типа, до стигающий в ряде случаев степени олигофреноподобного дефекта [146; 13; 166; 27]. Формирование задержанного типа дизонтогенеза обусловлено рано начавшимися и более прогредиентными форма ми «течения шизофрении.
Тяжелое течение болезни определяет и более тотальное на рушение потребностно-мотивационных компонентов психики, что приводит к глубокому снижению психической активности и грубому недоразвитию психики. Однако даже на этом фоне обнару живается диссоциированность психического развития, когда на фоне общего снижения проявляются некоторые возможности к формированию мыслительных и перцептивных операций, усвоению нового, сохранной памяти, хотя зачастую отсутствие интереса и побуждения к деятельности не позволяет проявиться этим сохран ным сторонам психики.
Нами были исследованы восемьдесят два ребенка, больных прогредиентными формами шизофрении, характеризующихся ди зонтогенезом задержанного типа. У всех этих детей отсутствовало инициативное общение, а уровень реактивного был снижен по сравнению с детьми описанной выше группы с искаженным ди зонтогенезом. Поведение характеризовалось пассивной подчиняем остью или негативизмом и импульсивностью. Предоставленные самим себе, они, как правило, оставались бездеятельными или непродуктивно активными. Интерес к игрушкам отсутствовал или был неустойчивым, игровые действия — непродолжительными по времени, однообразными. В то же время у части детей наблюда лись примитивные аутистические игры, отличавшиеся большей продолжительностью, устойчивостью и аффективной заряженнос тью. Для них был характерен уход от общения, в связи с чем возникали трудности при их включении в разные виды целена правленной деятельности. По сравнению с детьми описанной выше группы их спонтанная речь была беднее, отмечались более гру бое снижение ее коммуникативной направленности, нарушение интонационно-выразительной стороны речи. У них наблюдались недостаточность словаря, аграмматизмы, наличие таких патоло гических форм речи, как эхолалии и речевые стереотипии. Нару шения речевого развития носили диссоциированный характер, по скольку относительно больше страдала экспрессивная речь по сравнению с импрессивной.
В отличие от детей с искаженным дизонтогенезом, большинство из которых обучалось в массовых школах, дети с дизонтогенезом задержанного типа могли обучаться лишь во вспомога тельных школах, и лишь некоторые из них обучались индиви дуально.
При экспериментально-психологическом исследовании 6 позна вательной деятельности этих детей на первый план выступали значительное снижение психической активности, отсутствие инте ресов, снижение продуктивности. Произвольное внимание было нестойким и проявлялось лишь в отдельных заданиях, как пра вило, наглядно-действенного характера, которыми легче всего удавалось их заинтересовать. У них была снижена; возможн ость усвоения нового. Они отличались низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью (наряду с пресыщаемостью), инерт ностью и ригидностью психических процессов, склонностью к «стереотипизации всех форм деятельности. Уровень овладения пер цептивными действиями и мыслительными операциями был зна чительно ниже, чем у детей с искаженным дизонтогенезом. При ведем данные, полученные при исследовании мыслительной дея тельности.
На рис. 9 приводятся результаты выполнения задания «Пере сечение классов» испытуемыми этой группы, детей с искажен ным типом дизонтогенеза и здоровых детей контрольной группы.
Рис. 9. Возрастная динамика решения задачи на пересечение классов группами здоровых детей (а), больных шизофренией с искаженным типом дизонтогенеза (б) и с задержанным типом дизонтогенеза (в). Обозначения те же.
На рисунке видна положительная возрастная динамика у ис пытуемых всех трех сопоставляемых групп. Однако у детей с за держанным типом дизонтогенеза на всех возрастных этапах отме чается выраженное отставание операций обобщения.
Та же закономерность выявляется по данным другой методи ки — «Классификации геометрических фигур» (см. табл. 4).
Таблица 4. Результаты классификации геометрических фигур
% правильных решений с учетом двух признаков
Задержанный тип дизонтогенеза у детей что это
Если, как это было показано выше, дефицит активного обще ния при достаточно сохранном реактивном способствует формированию особого диссоциированного типа дизонтогенеза, то более грубые формы нарушения общения, ограничивающие контакты ребенка с окружающими, связаны с дизонтогенезом иного типа. В клинике он описан как дизонтогенез задержанного типа, до стигающий в ряде случаев степени олигофреноподобного дефекта [146; 13; 166; 27]. Формирование задержанного типа дизонтогенеза обусловлено рано начавшимися и более прогредиентными форма ми «течения шизофрении.
Тяжелое течение болезни определяет и более тотальное на рушение потребностно-мотивационных компонентов психики, что приводит к глубокому снижению психической активности и грубому недоразвитию психики. Однако даже на этом фоне обнару живается диссоциированность психического развития, когда на фоне общего снижения проявляются некоторые возможности к формированию мыслительных и перцептивных операций, усвоению нового, сохранной памяти, хотя зачастую отсутствие интереса и побуждения к деятельности не позволяет проявиться этим сохран ным сторонам психики.
Нами были исследованы восемьдесят два ребенка, больных прогредиентными формами шизофрении, характеризующихся ди зонтогенезом задержанного типа. У всех этих детей отсутствовало инициативное общение, а уровень реактивного был снижен по сравнению с детьми описанной выше группы с искаженным ди зонтогенезом. Поведение характеризовалось пассивной подчиняем остью или негативизмом и импульсивностью. Предоставленные самим себе, они, как правило, оставались бездеятельными или непродуктивно активными. Интерес к игрушкам отсутствовал или был неустойчивым, игровые действия — непродолжительными по времени, однообразными. В то же время у части детей наблюда лись примитивные аутистические игры, отличавшиеся большей продолжительностью, устойчивостью и аффективной заряженнос тью. Для них был характерен уход от общения, в связи с чем возникали трудности при их включении в разные виды целена правленной деятельности. По сравнению с детьми описанной выше группы их спонтанная речь была беднее, отмечались более гру бое снижение ее коммуникативной направленности, нарушение интонационно-выразительной стороны речи. У них наблюдались недостаточность словаря, аграмматизмы, наличие таких патоло гических форм речи, как эхолалии и речевые стереотипии. Нару шения речевого развития носили диссоциированный характер, по скольку относительно больше страдала экспрессивная речь по сравнению с импрессивной.
В отличие от детей с искаженным дизонтогенезом, большинство из которых обучалось в массовых школах, дети с дизонтогенезом задержанного типа могли обучаться лишь во вспомога тельных школах, и лишь некоторые из них обучались индиви дуально.
При экспериментально-психологическом исследовании 6 позна вательной деятельности этих детей на первый план выступали значительное снижение психической активности, отсутствие инте ресов, снижение продуктивности. Произвольное внимание было нестойким и проявлялось лишь в отдельных заданиях, как пра вило, наглядно-действенного характера, которыми легче всего удавалось их заинтересовать. У них была снижена; возможн ость усвоения нового. Они отличались низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью (наряду с пресыщаемостью), инерт ностью и ригидностью психических процессов, склонностью к «стереотипизации всех форм деятельности. Уровень овладения пер цептивными действиями и мыслительными операциями был зна чительно ниже, чем у детей с искаженным дизонтогенезом. При ведем данные, полученные при исследовании мыслительной дея тельности.
На рис. 9 приводятся результаты выполнения задания «Пере сечение классов» испытуемыми этой группы, детей с искажен ным типом дизонтогенеза и здоровых детей контрольной группы.
Рис. 9. Возрастная динамика решения задачи на пересечение классов группами здоровых детей (а), больных шизофренией с искаженным типом дизонтогенеза (б) и с задержанным типом дизонтогенеза (в). Обозначения те же.
На рисунке видна положительная возрастная динамика у ис пытуемых всех трех сопоставляемых групп. Однако у детей с за держанным типом дизонтогенеза на всех возрастных этапах отме чается выраженное отставание операций обобщения.
Та же закономерность выявляется по данным другой методи ки — «Классификации геометрических фигур» (см. табл. 4).
Таблица 4. Результаты классификации геометрических фигур
% правильных решений с учетом двух признаков
Задержанный тип дизонтогенеза у детей что это
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Психический дизонтогенез – это целостное или частичное нарушение психики, сопровождающееся задержкой сроков и темпов развития ее отдельных компонентов.
Статья:
Социологи, медики, психологи и педагоги в последнее время начали замечать активный рост учащихся с проблемами социализации и усвоения школьного материала. За годы наблюдения учащиеся с определенными особенностями были разделены условно на группы, одной из которых стала «ЗПР».
На данный момент существует классификация типов ЗПР:
Дополнять и усложнять их могут заболевания невралгической, энцефалопатической, соматической или клинико-психологической структуры, которые оказывают влияние на развитие познавательной деятельности и заторможенность развития эмоциональной незрелости.
ЗПР как часть психического дизонтогенеза
Психический дизонтогенез – это целостное или частичное нарушение психики, сопровождающееся задержкой сроков и темпов развития ее отдельных компонентов. Впервые данный термин был использован в своей работе Г. Швальбе в 1927 году, именно так он характеризовал отклонения от нормы внутриутробного развития. Сегодня дизонтогенез используется в качестве обозначения форм нарушения онтогенеза, захватывая все периоды развития: от внутриутробного до достижения зрелости. В современных практиках чаще понятие заменяется фразой «аномалия развития».
Типы дизонтогенеза
Дизонтогенез в современной психологии разделяется на 4 основных типа:
Почему ЗПР считается специфическим видом дизонтогенеза?
ЗПР, в отличие от общей аномалии развития, характеризуется только замедленным темпом созревания волевых и эмоциональных умений и навыков, которые в большинстве случаев диагностируются в дошкольном или раннем школьном периоде. Состояние обычно сопровождается следующими симптомами:
Первичными нарушениями являются гнозис, память и т.д. – так называемые инструментальные функции. Вторичным нарушением считается мышление. Если сравнивать ЗПР с общим недоразвитием, то наблюдаются выборочные (мозаичные) нарушения, поддающиеся корректировке за счет использования специального обучения.
ЗПР как специфический вид дизонтогенеза: отзывы
Положительные | Отрицательные |
Начинали мы с диагноза «Дизонтогенез», так как проявлялись симптомы нескольких расстройств. 2 года как занимаемся в частном детском саду с психологом и логопедом. Постепенно мы доросли до диагноза «ЗПР» – уже радует, ведь это уже более четкое состояние, плюс ко всему, которое можно корректировать. Думаю, к школе мы будем здоровы и пойдем в нормальный класс или же продолжим обучение в частной школе. (Аля) | Когда диагностируют дизонтогенез, то большая вероятность того, что ребенок будет проходить обучение в специализированном заведении, а вот при диагнозе ЗПР – в общем классе. Хотя по сути, ЗПР – это часть общего недоразвития. И тут как раз и появляется проблема, ребенок не может пройти все адаптационные этапы в коллективе, не может в полной мере осознавать, что происходит в округ, специалистов для работы с такими детьми нет, результат? |
Да все просто, частые смены школ. Я знаю семью, которые упорно игнорируют спецучреждения для детей с психологическими нарушениями и за год уже сменили 5 школ. В такой ситуации жалко ребенка, для которого каждый такой переход – это стресс, и с такими темпами слабое отставание может перерасти в общее с необратимыми последствиями. Не понимаю я таких горе-родителей. (Вероника Алексеевна, детский психолог)
Знаю точно, дочь игнорировала все и вся в этих спецклассах, а когда пришли на знакомство в инклюзивный, то она начала наблюдать за остальными, просто водить глазами, а, как известно, наблюдение – это элемент познания окружающего мира, значит, толк будет. Главное, чтобы нас научились тоже принимать не как, извините, «психов», а как людей. А в этом заслуга педагогов и родителей. (Полина)
Вывод
ЗПР – это пограничное с дизонтогенезом состояние. Если брать во внимание психологические исследования, то одно и то же заболевание может сопровождаться разными типами дизонтогенеза. Например, детская ранняя шизофрения может сопровождаться как искаженным, так и задержанным психическим развитием. В любом случае, комплексный подход к лечению может существенно улучшить состояние маленького пациента, что подтверждают многочисленные положительные отзывы.
Дизонтогенез: виды, признаки и особенности
Некоторые родители неправильно понимают состояние своего ребенка из-за неточной постановки диагноза. К примеру, при расстройстве аутистического спектра часто специалисты пишут «Задержка психического развития», хотя по своей сути РАС нельзя отнести к классической задержке. И это существенно усложняет понимание механизма нарушения, коррекцию его состояния, а также дальнейший прогноз.
Нормальное психическое развитие ребенка представляет собой сложный процесс, в основе которого лежит генетическая и видовая программа, которые реализуются в условиях смены средовых факторов. Есть такое понятие, как «онтогенез», которое означает постепенное изменение организма от менее к более совершенному по функционированию и состоянию. Дизонтогенезом, в широком смысле, называется индивидуальное развитие, которое в какой-либо форме отклоняется от общепринятой нормы.
Психический дизонтогенез – это нарушение психического развития (его составляющих или в целом) ребенка, которое вызвано расстройствами процессов созревания психических функций.
Классификация
Классификация психического дизонтогенеза формировалась постепенно. Л. Каннером была предложена классификация, которая основывалась на двух типах дизонтогенеза – недоразвитие и искаженное развитие.
Сейчас же используется классификация, предложенная В.В. Лебединским (созданная на основе предыдущих классификаций):
Основные формы и виды психического дизонтогенеза
В психиатрии выделены основные типы психического дизонтогенеза – это регрессия, распад, ретардация и асинхрония. Ниже представлена характеристика видов дизонтогенеза.
Регрессия – это регресс, т.е. возврат функций на более ранний период развития. Регрессия может носить временный или стойкий характер. К примеру, к временной потере навыков ходьбы и опрятности может привести обычное соматическое заболевание, перенесенное в первые годы жизни. Проявлением стойкого регресса может быть возвращение к автономной речи, что вызвано потерей необходимости в общении, что характерно для расстройства аутистического спектра.
Для распада характерен не возврат функций на более ранний период развития, а их выпадение или грубая дезорганизация.
Ретардация – это приостановка или запаздывание психического развития. Ретардация бывает тотальной и парциальной. Для парциальной ретардации характерно запаздывание или приостановка развития свойств личности и отдельных психических функций.
Асинхрония – это дисгармоничное и диспропорциональное психическое развитие. В этом случае имеется в виду, что одни психические функции развиваются в ускоренном темпе, тогда как другие функции развиваются со значительным отставанием от нормы.
Нарушения психического развития детей
Выявление и помощь при нарушении нормального развития у ребенка. Психологическая коррекция, психотерапия и лечение. Обследование нервной системы и психического состояния: анализы, тесты, аппаратные обследования. Клиника работает круглосуточно.
Нарушения нормального развития психики ребенка может проявляться как в виде легких, временных и обратимых расстройств, так и в виде грубых изменений поведения, требующих лечения.
Инфантильность (инфантилизм) проявляется в виде замедления развития нормальных психических функций. Проще говоря это «замедленное взросление», когда первые слова, речь в виде предложений, аналитическое мышление, восприятие своего окружения и себя у ребенка формируются позже чем у большинства.
Своим поведением они напоминают детей более младшего возраста. Инфантилизм обычно обнаруживается в возрасте от 5 лет. Обычно с годами инфантильность может сглаживаться.
Отклонения в поведении у таких детей обнаруживаются рано, в первые годы жизни. Задержка в психическом развитии как правило имеет болезненную природу: кислородное голодание мозга во время беременности и родов, травматические и инфекционные повреждения нервной системы, эпилепсия и детская шизофрения.
Классификация нарушений развития ребенка (дизонтогенез)
В основе классификации – нарушение синхронности и порядка формирования психических функций (по Сухаревой Г.Е.).
При наличии ранней детской шизофрении (РДШ) говорят о шизофреническом дизонтогенезе (Юрьева О.П., 1971).
Недоразвитие характеризуется в первую очередь умственной отсталостью без выраженных эмоциональных нарушений, нарушений социального взаимодействия. Задержанное развитие часто выражается в нарушении формирования речи при сохранном невербальном интеллекте и может отягощаться педагогической запущенностью.
Нарушенное развитие влечет за собой отклонения в формировании высших психических функций (памяти, внимания, мышления и интеллекта, волевой и эмоциональной сферы, восприятия и личностных особенностей). Степень каждого из нарушений может варьировать в зависимости от тяжести исходного поражения нервной системы.
Чем раньше выявлено нарушение, тем быстрее и легче его корректировать. Ранняя диагностика поражений нервной системы возможна еще в перинатальном периоде, то есть до рождения ребенка. Иногда искажения развития становятся заметны только после рождения.
Симптомы нарушений
Перечислим симптомы, на которые следует обратить внимание родителям и воспитателям для своевременного выявления нарушений в психическом развитии: