закланный агнец что это
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Откр. 5:6
Свт. Андрей Кесарийский
И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных, и посреди старцев стоял Агнец, как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю
Свт. Кесарий Арелатский
И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных, и посреди старцев стоял Агнец, как бы закланный
Изложение Откровения.
Сщмч. Викторин Петавийский
И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю
Апрингий
И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных, и посреди старцев стоял Агнец, как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю
Далее он называет семь духов семью очами, то есть указывает на то, что прославляющий Святой Дух пребывает в Господе нашем Иисусе Христе степенями семи добродетелей. Об этом говорит апостол: Бог во Христе примирил с Собою мир (2 Кор. 5:19). И еще: Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас (Рим. 8:11). Поскольку по всей земле проходит звук их (Пс. 18:5), он говорит о духах: посланные. Он напоминает, что есть дары Святого Духа, вдоволь рассеянные по всему миру.
Трактат на Откровение.
Ориген
И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный
Комментарии на Евангелие от Иоанна.
Тиконий
И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных, и посреди старцев стоял Агнец, как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю
Наконец, дальше следует: имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю. Различные слова свидетельствуют здесь об одном понимании, обозначающем под рогами высочайшие милости Святого Духа, через которые по всей земле правит Христос в Своей Церкви.
Затем следует: которые суть семь духов Божиих. Ибо никто не главенствует по всей земле в праведном превосходстве, а также распространенной милостью Духа Святого не прославляется особенно, кроме Церкви Христовой. Помним мы изречение о том, что разумно считать семь числом вселенной. Это истинно, поскольку рога над головой, и по справедливости величие единственной Церкви положено на Христе, так как Он сказал: на сем камне Я создам Церковь (Мф. 16:18), как бы говоря: на Себе создам тебя.
Комментарий на Апокалипсис.
Экумений
И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных, и посреди старцев стоял Агнец, как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю
А семь рогов знаменуют великую Его силу, поскольку семь, будучи совершенным числом, являет собой множество, как говорилось выше; а рога суть символ мощи по пророку, который сказал: все роги нечестивых сломлю, и вознесутсяроги праведника (Пс. 74:11), и согласно Аввакуму: рога в руках Его.
Что есть семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю, растолковывает нам, конечно же, Исаия: и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится (Ис. 11:2-3).
Комментарий на Откровение.
Лопухин А.П.
И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных, и посреди старцев стоял Агнец, как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю
Образ закланного Агнца указывает на победу Иисуса Христа, которая именно дала Ему право сообщать людям Божественное откровение. Это право заключалось в том, что Он был Агнцем, закланным за грехи мира, выражение же «как бы закланный» означает то, что Иисус Христос явился пред Иоанном с такими признаками, которые свойственны закланному агнцу, т.е. с раною заклания. Семь рогов Агнца, как число священное и число полноты (Пс. 18:3, Иез. 29:21; Дан. 7:8), означают полноту могущества Иисуса Христа как Богочеловека и Искупителя. Относительно того, что нужно разуметь под семью духами Божьими, то лучше согласиться с тем мнением, что здесь, как и в 1:15 и 4:1, под семью духами нужно разуметь Св. Духа с Его благодатными дарами, которыми Он почивает на Иисусе Христе и пребывает среди верующих, изливая на них обильную благодать искупления.
Толковая Библия.
Книга с семью печатями и Агнец закланный — комментарий к ежедневной главе
И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями.
И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?
И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее.
И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее.
И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев из колена Иудина, корень Давидов, победил и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее.
И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю.
И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле.
И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых.
И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печать, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена, и языка, и народа, и племени,
И соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле.
И я видел и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч,
Которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение.
И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу — благословение и честь, и слава и держава во веки веков.
И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков.
В этой главе образно показано начало служения Иисуса Христа как небесного первосвященника после Его вознесения на небо в 31 г. по Р. Х. Это торжественное событие может быть названо помазанием небесного святилища и одновременно Иисуса Христа на посредническое служение для спасения рода человеческого (см. Евр.8:12).
Книга в руке Сидящего на престоле содержит тайны будущих деяний Божьих в истории.
«Агнец как бы закланный». Слово «Агнец» 29 раз упоминается в Книге Откровение. Смысл тот же, что в Ин.1:29, 36; Деян.8:32; 1Петр.1:19; Ис.53:11. Христос победил зло Своей безропотной смертью на кресте, а не воинством и не силою. Подобно молчаливому жертвенному ягненку, Он терпеливо перенес все смертные муки. Это была совершенная нравственная победа над силами тьмы.
Теперь Он «посреди престола» Божьего. Евр.10:12-13; Флп.2:6-7. «Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога…»
«Семь рогов»: число семь означает полноту. Рога являются символом силы и славы (см. Плач Иер.2:3).
«Семь очей»: символ совершенной мудрости и всеведения, а также «семи духов Божиих, посланных во всю землю». Господь посылает людям Дары Святого Духа, чтобы верующие в Него могли совершать служение ближним и преодолевать все искушения, которые встречаются на их жизненном пути (см. 1 Кор.12:7-12).
«Гусли». В руках у старцев были «лиры» (греч.). Под аккомпанемент лир совершается пение этого главнейшего хора искупленных от земли.
Победивший Христос направляет историю мира в русло, ведущее к Царству Божьему на земле. Мы, живущие в мире люди, еще не осознали этого во всей полноте, но небожители уже торжествуют и славят Бога. Возможно, один пример из жизни народа Божьего в древности поможет нам лучше постигнуть суть видения о «Книге за семью печатями».
Если какой-либо израильтянин попадал в бедственное положение и, занимая долг у заимодавца, уже не мог расплатиться, тогда призывались семеро свидетелей. При них описывалось все имущество и домочадцы должника. Весь список опечатывался семью печатями свидетелей. Все, что было в этом списке, переходило в собственность заимодавца, и никто не мог раскрыть — распечатать свиток, кроме родственника пострадавших, который пожелает их выкупить. Свиток, что увидел Иоанн, — это черный список всех поколений людей земли, которые стали пленниками сатаны, узниками греха и смерти навечно, — вот отчего плакал апостол.
Христос исторг плен сатаны, разрушил оковы смерти. Он изменил фатальный ход земной истории. И хотя дьявол и злые люди по-прежнему участвуют в земных делах, Христос направляет историю к окончательной победе царствия Божьего на земле.
Мы видим небесный хор. В первом ряду вокруг престола Божьего — четыре живых существа (в синодальном переводе — «четыре животных»), скорее всего херувимы, и двадцать четыре старца. Они и начинают петь. Затем к их славословию присоединяются мириады ангелов, а затем и все творение. Важно отметить, что все они поклоняются только Божественной Троице — Отцу, Сыну и Духу Святому. Здесь нет иерархии поклонения: люди не поклоняются старцам, старцы не поклоняются ангелам, ангелы не поклоняются четырем живым существам и т. д. Заповедь о поклонении Единому Богу, провозглашенная на Синае (см. Исх.20), действует и на небе.
Процитировано из книги Ростислава Волкославского «Тайны Апокалипсиса»
Глава V
Видение Агнца: таинственная книга, запечатанная седьмью печатями (1–4). Явление как бы закланного Агнца с седьмью рогами и седьмью очами (5–7), новая песнь славословия Сидящему на престоле и Агнцу со стороны 24 старцев и сонма небожителей, в том числе и четырех животных (8–14).
Истина, что Господь есть мироправитель и Судия, только намеченная в песнопении Ангелов и в самом видении, раскрывается более подробно пред очами св. Иоанна в постепенном явлении различных обнаружений Бож. мироправления и суда. Видение 5-й главы есть именно одно из обнаружений Бож. мироправления как оснований Божеств. суда.
Не упуская из вида небесного престола, Иоанн видит летящего по небу Ангела, который называется сильным, каким и должен быть вестник великого Бога. Ангел спрашивает не о том, кто хочет раскрыть книгу, но о том, кто достоин, кто настолько нравственно совершен 25 и свят пред Господом, чтобы мог воспринять откровение Бож. судеб. Бог открывает людям Свою волю, но открывает только достойным и через достойных. Но никто не отозвался на вопрос сильного Ангела. Между всеми разумными созданиями не нашлось ни одного такого, которое было бы достойным раскрыть книгу и видеть ее содержание. Говорится уже не о снятии печатей, а о созерцании содержащегося в книге, так как снятие печатей равносильно самому созерцанию. – Здесь предуказание на особенности формы и содержания апокалиптического откровения.
Иоанн оплакивал то, чего как бы лишился, чего не мог узнать из запечатанной книги, но что он считал весьма нужным для знания людей и для руководства в их жизни.
Наименование льва, употребленное старцем, взято из Быт 49 9, и в приложении к Иисусу Христу, Которого изображает здесь Агнец, означает сильного победителя, царя по Своему богочеловечеству. В глубочайшем смысле этого последнего слова Иисус Христос назван и корнем Давидовым: в Нем та же самая кровь, как и в жилах Давида, подобно тому, как в отрасли сохраняется часть того сока, который прежде всего находится в корнях. Победа же над смертью и вознесение на небо дали Иисусу Христу право и впредь быть для людей единственным ходатаем пред Богом и единственным их учителем, т. е. через Иоанна сообщить людям божественное откровение относительно таинственного будущего.
«Взял книгу…» Чем взял? – спрашивает Корнилий Ляпид, и отвечает: ногами, – но понимать это нужно символически. Но лучше совсем не задавать подобных вопросов при изъяснении апокалиптических видений, в которых многое из частностей оставалось неясным и для самого тайнозрителя.
Совместное падение и животных, и старцев нужно понимать как указание на особенную торжественность момента. – Гусли – это действительный инструмент, который видел тайнозритель в руках старцев; поэтому и звуки гуслей были действительными, как действительно слышалась и та песнь, содержание которой передается далее. Лишь о чашах, которые напоминают собою кадильницы ветхозаветных священников, говорится, что они были символом молитв святых. Старцы также являются представителями святых, вознося их молитвы к Господу Богу.
«Распятие». Агнец с крестом
Агнец с крестом — изображение более старое, чем изображение распятия Иисуса Христа.
Агнец с нимбом
Агнец на троне
Агнец с вымпелом, восседающий на книге с семью печатями
Только в 692 году собор восточных епископов запретил изображать Христа в образе агнца, а вместо этого предписал представлять Его на иконах «по человеческому естеству».
Также запрещено было сопровождать крест, как это было общепринято, солнцем и луной, после чего распятие потеряло изрядную долю содержавшегося в этом символе смысла, став предметом веры с отсылкой лишь к смерти, в данном случае — Иисуса.
Агнец в Откровении Иоанна
Значительная часть элементов, сопровождающих изображения Агнца (например, книга с семью печатями, трон), почерпнута из Откровения Иоанна.
Чтобы приблизиться к пониманию этого образа рассмотрим снабжающие его деталями обстоятельства места и времени.
Агнец в пространстве
В Откровении описывается местопребывание Бога, важной характерной особенностью которого выступает престол, т.е. трон. Персонаж так и назван — Сидящий на престоле.
Агнец как раз и пребывает в этом пространстве. Часть сцен с его участием происходят около престола:
И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю.И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле. (Откр. 5:6-7)
великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих (Откр. 7:9)
И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца (Откр. 22:1)
А вот другая известная сцена, где речь идет о конце истории, знаменуемой явлением «нового неба и новой земли»:
И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец (Откр. 21:2,23)
Поясню. В конце времен случится Страшный Суд, по результатам которого праведные обретут вечную жизнь в неком аналоге Рая — новом небе и новой земле. Сходящий с неба новый Иерусалим — еще одно название этого места обитания «хороших ребят».
Понятно, что применительно к Агнцу совершенно невозможно рассматривать наш пространственно-временной континуум в качестве арены событий из его биографии. Речь может идти о Небе, венчающем собой вершину Мировой Горы.
Агнец во времени
Есть два обстоятельства времени, наиболее важные для понимания этого образа.
Первое: Агнец был заклан «от создания мира» (Откр. 13:8.).
В период создания мира или же по завершении Некое Существо принесли в жертву. Оно-то и получило имя Ягненок (Агнец), как наиболее адекватное для обозначения жертвы. Считается, что причиной принесения жертвы за грехи человечества было желание искупить некий Первородный грех.
Можно предположить, что Некое Существо было фигурально заколото, истекло кровью, погибло.
Но почему же в Откровении описывается вполне живой Агнец.
Возможная подсказка содержится в той же главе, несколькими строками ниже. Говорится о наступлении времени, когда Агнец становится готовым принять «силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» (Откр. 5:11.).
Иначе говоря, проводится мысль о важной перемене в его судьбе. Симптоматично, что это изменение происходит в конце времен.
Обстоятельства времени рисуют образ некоего вселенского существа, продолжительность жизни которого даже больше по сравнению с периодом существования Срединного мира.
Ясно, что речь не может идти об обитателях нашего пространственно-временного континуума, проживающих какие-то жалкие несколько десятков лет.
ngasanova
Вспомнить, подумать.
АГНЕЦ
Агнец— распространённый сюжетный и символический мотив средневекового и ренессансного
искусства; в древней Палестине жертвенное животное; в Библии, христианской литургии
и иконографии символ непорочной жертвы, целомудрия и смирения.
Якобелло Альбереньо. Полиптих «Апокалипсис».
(Центральная панель, 1360-1390 гг.).
Синонимы —
агнец божий;
спаситель;
ангел (во плоти, кротости);
непорочность во плоти, святой;
агница, агня.
Агнец, агнец белый!
Как ты, агнец, сделан?
Кто пастись тебя привел
В наш зеленый вешний дол,
Дал тебе волнистый пух,
Голосок, что нежит слух?
Кто он, агнец милый?
Кто он, агнец милый?
Слушай, агнец кроткий,
Мой рассказ короткий.
Был, как ты, он слаб и мал.
Он себя ягненком звал.
Ты — ягненок, я — дитя.
Он такой, как ты и я.
Агнец, агнец милый,
Бог тебя помилуй!
Уильям Блейк.
В религиях народов древнего Ближнего Востока, и в частности в ритуалах древних
евреев, агнец (ягненок) выступает как жертвенное животное.
Йозеф Антон Кох. Жертвоприношение Ноя.
Он наиболее часто упоминаемая в ТАНАХЕ жертва Богу. Тора определяла агнца как жертву,
приносимую за грехи. Агнца приносили в жертву в храме два раза в день.
Особо торжественным было заклание агнца в праздник Пейсах.
Пророк Иеремии уподобляет еврейский народ безгласно-покорному агнцу, ведомому на заклание.
Ван Дейк, Антонис Апостол Филипп
Апостол Филипп так комментирует одно из мест о Мессии из Книги пророка Исаии:
Таким образом возникло символическое имя Христа – «Агнец Божий» и изображение
Христа в виде Агнца с крестом в произведениях христианского искусства.
В 691 году в период правления Юстиниана II представление Христа как
Агнца Божьего было запрещено.
Видение Иоанна Богослова.
Миниатюра из «Роскошного часослова герцога Беррийского».
Небесный Агнец облечен властью исполнять Божественные определения о дальнейших судьбах
мира (снимать семь печатей), и о судьбах праведных и нечестивых, а также вести
эсхатологическую битву с силами зла. «Сидящему на престоле и Агнцу» «всякое создание,
находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них» непрестанно
воздает «благословение и честь, и славу… во веки веков»
(Откровение апостола Иоанна Богослова» ).
В «Откровении Иоанна Богослова» снятию седьмой печати предшествует
«поклонение всех святых» Агнцу Божьему.
«И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и
число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин
Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и
славу и благословение … После сего взглянул я, и вот, великое множество людей,
которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло
пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих.
И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле,
и Агнцу! И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырёх животных, и пали
перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и
слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки
веков! Аминь.
И, начав речь, один из старцев спросил меня:
сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин.
И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и
убелили одежды свои Кровию Агнца»
(«Откровение Иоанна Богослова»).
Миниатюра из «Апокалипсиса», Беатус Факундус, 1047 г.
И было то, что в Вифаре –
Креститель под пальмой стоял.
И желтый поток Иордана
Кипел, и шумел, и сиял.
Собралося много народу:
И отрок, и старец седой
Стремились, желая спасенья,
Живою креститься водой.
Из дальних пустынь на верблюде,
Из ближних на статном коне
И раб, и свободные люди
Спешат к Иорданской волне.
Поспешно снимая одежды,
Всяк сердце хотел обнажать,
И голос Крестителя громко
Сердцам возвещал благодать.
Как многое тут пробудилось!
Все тайны раскрылись сердец,
То мытарь бледнел и молился,
То в латах смирялся боец.
И слезы текли по ланитам,
И вздохи кипели в устах,
И все торопились омыться
В святых Иорданских волнах.
Но вдруг вдохновенный Креститель
Вскричал громогласно при всех:
«Глядите! Се Агнец Господень,
От мира взимающий грех!»
И взоры все ищут кого-то,
Как будто видение снов,
Глядят, вопрошают с заботой:
«Где ж дивный взиматель грехов?»
И путник вдали показался
Величествен, тих, сановит.
И шел Он, как Божия дума,
Высокою тайной покрыт!
Так ходят алмазные звезды
По синим своим высотам,
Сияньем земных обливая,
Не данствуя их суетам.
И вспыхнули разные чувства
На лицах людей и в очах:
То вера боролась с неверьем,
То с робкой надеждою – страх,
Пытливость лукаво глядела,
И кротость смиренно ждала,
Что скажет Неведомый Путник,
Какие приявит дела?
От путника веяло жизнью,
Зане Он – и Жизнь и Любовь.
И будет так веять – доколе
Сияет лампада миров.
Федор Глинка.